На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема государственного регулирования рыночной экономики России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

     Государственное образовательное учреждение
     Высшего профессионального образования
     Нижегородский государственный университет имени  Лобачевского
     Экономический факультет
     Кафедры экономической теории
     Курсовая  работа по дисциплине «Экономическая теория»
     На  тему: «Проблема государственного регулирования рыночной экономики России» 
 

     Выполнила студентка
      го курса дневного отделения
     Группа 719
     Еремина С. А. 

     Проверила:
     Удалова Н. А. 

Нижний  Новгород.2011 

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………….……3
     Глава 1 Рыночная экономика.......................................................................5
      Понятие рынка……………………………………………………….5
         1.2.Основные  методы, формы и средства государственного  регулирования рынка
               Глава 2 Государство в рыночной экономике……………………………13
      . Государство важнейший субъект регулирования рынка.................13
               Глава 3 Проблемы государственного  регулирования рыночной экономики  России………………………………………………………………..23
     3.1. Условия перехода российского государства к рыночной экономике…...23
     3.2. Оценка государственной политики регулирования рыночных отношений в России в настоящее время……………………………………...…………..…31
     Заключение……………………………………………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Свободная конкуренция  не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность  за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.
     Необходимость в деятельности государства вызывалось потребностями развития самой рыночной экономике, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике распределяются только по результатам конкуренции; отсюда высокий и низкий доходы, банкротство. Но это распределение не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Оно не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды).
     Чисто рыночное распределение не гарантирует  право на стандартное благосостояние,  без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет  работать. «Стратегические прорывы  в науке, технологии, структурные  преобразования в экономике не могут  быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы».1 Негативные последствия рыночного механизма ( монополизм, инфляция и др.) также требует вмешательство государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции,  которую способно осуществить только государство.
     Отсюда  цель работы: Исследовать актуальную, но пока недостаточную разработанную  проблему регулирования рыночной экономикой со стороны государства в реальности и как этот процесс происходит в России. Для чего необходимо решить следующие задачи:
    Изучить и понять основу рынка, его сущность и почему он должен регулироваться государством.
    Какой должна быть роль государства в этом процессе.
    Сделать анализ решения проблем государством по регулированию рыночной экономике со стороны государства в России.
           В данной работе должно быть  показано, что из себя представляет  время (рыночная экономика) в  котором живет наше поколение  и чем оно отличается от  жизни старшего поколения (командная экономика). Сделать сравнение, как должны вести себя государства в рыночной экономике и как ведет себя в этой ситуации наше государство и к каким результатам это привело. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Глава 1 Рыночная экономика
      Сущность и необходимость государственного регулирования экономики. Границы государственного регулирования экономики.
         В современных условиях эффективное  развитие экономики без вмешательства  государства в социально-экономические  процессы немыслимо. Это подтверждается как практикой, так и имеющими место в теории постановками данной проблемы в работах ученых различных  экономических школ разных периодов. 
    Анализ показал, что подходы и взгляды, изучаемых проблем касаются многих аспектов: вопросов масштабов государственного регулирования, форм и интенсивности его вмешательства в экономику, необходимости наличия собственности в руках государства и т.д. Авторы, подчеркивали также, что рыночная экономика, ее хозяйственный механизм должны быть сориентированы не на потребности общества, а на платёжеспособный спрос, на величину доходов. Следовательно, например, в условиях рынка предложение товаров и услуг должно быть связано с производством, развивающимся совершенствующимся, под воздействием рыночного механизма, предлагающего все новые и новые товары. В противном случае, утверждали они, нарушается баланс, соотношения между спросом и предложением, что неизбежно может привести к его неудовлетворенности появлению перепроизводства товаров, другими словами - к кризисным явлениям. При этом некоторые авторы утверждали, что рыночная экономика неизбежно связана также с таким явлением, как банкротство. Подобная ситуация сопровождается частичным разрушением производительных сил, а это чувствительно для экономики в целом, поскольку это ведет к снижению величины ВНП, ВВП, НД. Таким образом, по их мнению, рынок неизбежно порождает экономические и социальные проблемы, которые требуют обязательного вмешательства государства. Следовательно, необходимость государственного регулирования экономики связана, прежде всего, с несовершенством рынка, как составляющим звеном экономики. Эти «несовершенства» включают в свою структуру неразвитость конкуренции; внешние эффекты (экстерналии); неразвитость информационной базы; наличие инфляции, экономического неравновесия и т.п. Следовательно, рынок как таковой не в состоянии решить абсолютно все проблемы социально-экономического характера. Необходимо единство действия механизма рынка и механизма управления со стороны государства, т.е. государственное регулирование. Историческая практика показывает, что реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления, не обходилась без вмешательства государства. Но отношение к государственному вмешательству на разных этапах ее становления и развития было различным. Этот вывод подтверждает концепции ученых различных экономических школ.

         Появление тех или иных взглядов и концепций  всегда связано с объективными условиями  развития общества, его экономической  системы. Так, к примеру, о необходимости  государственного регулирования в  сфере развития промышленности и  торговли в свое время говорили представители  экономической школой меркантилизма. Они, в частности, считали, что основным источником 
    богатства общества являются деньги, точнее говоря — торговля, а поэтому полагали, что накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке. Нельзя не согласиться, что на том, давнем этапе исторического развития общества, вмешательство государства в экономику было объективной необходимостью, и оно носило ограниченный характер. Несколько позже, в середине XVIII в., сторонники физиократического направления пришли к выводу,что внимание правительства должно быть обращено не столько на развитие торговли и накопление денег, а, прежде всего на земледелие, где, по их мнению, создается реальное богатство общества. В этой связи в своих практических выводах физиократы предлагали государству осуществлять такую экономическую политику, которая была бы направлена, прежде всего, на развитие крупного земледелия. Подчеркнем, что это уже сфера производства, которая расширяет границы государственного вмешательства. С последующим развитием рыночных отношений свои коррективы в решение проблемы государственного вмешательства внесло предпринимательство. Новые условия потребовали нового подхода к этой проблеме. Отсюда не случайно, согласно трактовке А. Смита, рыночная система рассматривалась как способная к саморегулированию, в основу которой заложена "невидимая рука" рынка. В этих условиях - личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли, выступает, как главная побудительная сила экономического развития. Следовательно, одной из центральных идей 
    учения А.Смита была мысль о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Таким образом, в роли регулятора экономики рассматривается рынок, и именно ему (рынку) должна быть 
    предоставлена полная свобода, ибо механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, 
    приспосабливаясь к новой рыночной ситуации. Однако, кризисные явления 1929-1933 гг. поставили под сомнение эти положения. Не случайно, с названным мировым кризисом был связан процесс нового теоретического осознания роли государства в рыночной экономике. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике, изложены были в работе Дж.Кейнса.

         Кейнсианская  экономическая доктрина сформировалась на стыке XIX и XX вв. Это  был период экономических кризисов, войн и социальных потрясений - 1882, 1890, 1900, 1907, 1920-1921, 1929 - 1933 гг. Новая историческая эпоха дала возможность автору доказать несостоятельность тезиса об автоматическом саморегулировании рыночной экономики и невмешательстве государства. Прежний принцип классической школы "Пусть все идет как идет" опровергла сама жизнь. Это поняли и теоретики, отрицавшие необходимость государственного вмешательства в экономику, и многие практики - предприниматели. Новые условия позволили ученым доказать необходимость и значимость государственного регулирования экономики в рыночных 
    условиях. И привели экономистов к выводу, что государство не должно самоустраняться от вмешательства в рыночную экономику, а, наоборот, обеспечивать ее регулирование. Целесообразным подчеркнуть, что неслучайно государства западных стран на этом этапе сумели принять необходимые адекватные меры в хозяйственной практике, которая помогла им выйти из кризиса и обеспечить наиболее благоприятное развитие экономики. Государство постепенно из "ночного сторожа" превращается в "государство-собственника", или, на экономическом языке, "субъект производства". Такая трансформация государства произошла эмпирическим путем, ибо классическая экономическая теория гласила: поменьше государства, побольше экономической свободы и личной инициативы.

         О государственном воздействии на рыночное хозяйство преимущественно с помощью банковско-финансовой и денежно-кредитной политики, а также на основе госзаказов корпорациям на осуществление общественных работ и регулирования 
    уровня занятости, зарплаты и инфляции, как одного из направлений государственного регулирования говорили и представители такого направления как «дирижизм». Так П.Э. Самуэльсон, отдавая должное разработанной ранее идее А.Смита, в то же время утверждает о необходимости вмешательства государства в экономику и необходимости определения границ подобного вмешательства. Причем, это вмешательство, по мнению автора, должно носить не только чисто законодательный характер, но 
    и должно быть обогащено конкретными мерами защиты среднего производителя и потребителя от засилья монополий и олигополии, то есть включать элементы защиты от монополизма. Подобное управление, как показала последующая практика правомерно. Оно несколько ослабило глубину экономических кризисов в странах, и вело к стабильности экономической системы за счет устранения диспропорций. Кроме того, предлагаемые меры способствовали перераспределению национального дохода в интересах беднейших слоев населения, что также стабилизировало ситуацию. Примером могут служить такие страны, как Швеция, Норвегия, Финляндия. По мнению ученых, устранение этих диспропорций возможно путем ограничения в обращении кредитно-денежной массы, что позволяло поддерживать темпы роста на уровне не более 5 % в год. Разработанные ранее идеи были взяты на вооружение в США, Великобритании и некоторых других странах. Не случайно в последующие годы ряд стран обратились к неокейнсианскому и некоторым аспектам неоклассического на- 
    правлений государственного регулирования, пытаясь объединить идеи государственного регулирования с рыночным механизмом, с необходимостью сочетания таких мер как достижение эффективного спроса и поддержания высокого уровня занятости с различными методами борьбы с инфляцией.

         На  современном этапе в развитых странах мира вновь происходит переоценка роли государственного регулирования, и доказывается необходимость повышения его роли уже в современной рыночной экономике. Как правило, в качестве главных регулирующих сил в экономике страны рассматриваются две — государство и рынок. Однако подобное представление, по мнению современных экономистов, неполно, поскольку не учитывает влияния еще одной важной силы 
    — общества. Небезынтересная концепция институциональной экономической теории, эволюционной экономики, исследования о роли знаний как фактора повышения эффективности производства. Сторонники названного направления доказывают, что общество (и в микромасштабе - коллектив, социальная группа, и в макромасштабе -население страны, его слой, федеральная общественная организация, партия) оказывает непосредственное и значительное влияние на экономику на всех ее уровнях. Поэтому рассмотрение любого существенного вопроса, касающегося социально-экономического развития страны, должно опирался на учет действий и 
    реакции трех основных сторон: государства, общества и экономики. С одной стороны- относительная независимость субъектов 
    рыночной экономики, а с другой,- органичная взаимосвязь и единство. И именно эта «двусторонность», «дуализм» показывает необходимость ее учета в реальной практике развития рыночных структур. Дело в том, что и государство, и экономика, и общество, в конечном счете, проявляют себя через деятельность одних и тех же индивидов (агентов). Однако в каждом конкретном случае действия последних быть, как правило, классифицированы и отнесены к процессам функционирования одной или нескольких из указанных структур (общества, государства, экономики). Возникает вопрос: какие же формы 
    принимает жизнедеятельность указанных в схеме страновых подсистем? Каждое звено имеет свою конкретную сферу деятельности. Государство, к примеру, обеспечивает достижение своих целей и использует собственные возможности посредством федеральных, региональных и муниципальных органов власти, (чиновников), представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. При этом в микроэкономическом плане экономика реализуется в деятельности хозяйствующих субъектов; в мезоэкономическом, — в развитии и взаимодействии комплексов, отраслей, регионов; в макроэкономическом,- в динамике объемов ВВП, производства, уровней цен, занятости и т.п. Роль общества проявляется в создании и функционировании многообразных общественных организаций: объединений, союзов, партий, а также средств массовой информации. Действия физических лиц по формированию позиции общества или государства по различным вопросам жизни страны или региона также могут быть отнесены к деятельности общества.

         Развитие  страны во многом определяется соотношением указанных сил. Каждая из трех названных подсистем обладает внутренними источниками собственного развития, но социально-экономическое развитие страны в целом может быть успешным только тогда, когда между ними устанавливается связь и достигается сбалансированность. Если одна из подсистем явно доминирует над другими, то возникает деформированный и неэффективный тип общественного устройства и экономического развития. Так, если доминирует государство, подавляя инициативные силы общества и контролируя производительные силы экономики, возникает тоталитаризм. Если же доминирует общество, а экономическая активность государства демонстрирует 
    слабость, низка, то в стране воцаряется анархия, образно говоря, "новгородское вече". Если в обществе господствуют и превалируют экономические интересы отдельных рыночных субъектов, агентов, а социальные структуры общества слабы или разрознены, государство не пользуется авторитетом, возникает экономика физических лиц или 
    дезорганизация. В таком обществе каждый конкурирует с каждым, а руководители предприятий и организаций действуют в своих собственных интересах, а не в интересах руководимых ими организаций.

         Предприятия, в чьей собственности весьма значима доля государства, следует относить как к "государству", так и к "экономике". К области пересечения сфер их ведения необходимо отнести и предприятия, 
    которые принадлежат государству, если они производят продукцию по государственным заказам, перечисляют прибыль в государственный бюджет и финансируются государством (казенные предприятия). В этом случае они представлены на рынке труда, технологий, оборудования, методов организации и управления производством и т.п. и именно в этом качестве соперничают с чисто коммерческими частными предприятиями.

         К области пересечения общественной и экономической сфер принадлежат: во-первых, коммерческие структуры, находящиеся в собственности общественных организаций; во-вторых, фондовый рынок (особенно в тех странах, где принята англо-американская модель распределения акций предприятий); в-третьих, так называемые народные предприятия (акционерные общества работников — АОР). Упомянаются и социальные аспекты деятельности предприятий любо- 
    го типа, поскольку общественные течения, взгляды, установки, приоритеты оказывают 
    сильное влияние на социальный климат внутри них и, как следствие, на целенаправленность и производительность труда.

         И, наконец, область пересечения сфер государства и общества охватывает ряд аспектов функционирования союзов, объединений, партий, выборной власти, избирательной системы, а также социальные аспекты деятельности органов исполнительной и судебной ветвей власти.
         Надо  иметь в виду, и то состояние  в отношениях структур, что границы данных сфер, принадлежащих одновременно двум различным элементам рассматриваемой конфигурации, могут быть размыты и их определение носит в значительной мере условный характер. Взаимное влияние государства, экономики и общества реализуется в целом следующим образом: первое направление - государство регулирует и стимулирует экономику и способствует организации общества; второе направление - экономика определяет возможности и мощь государства и формирует экономические интересы общества; третье направление - общество "воспитывает" государство, указывает бизнесу цели и ограничения развития. При этом одна из сфер оказывает влияние на другие через 
    разнообразные Коммуникационные каналы, каналы движения материально-финансовых ресурсов, а также воздействуя на функционирование объектов, находящихся на пересечении указанных сфер. С помощью этого предположения можно поставить вопрос об оценке полного влияния одного фактора на другой. Применяя изложенный подход к анализу понятия государственного регулирования, получается, что оно имеет три главных канала влияния на экономику путем:

         - непосредственного регулирования государством экономики через законодательные, административные и перераспределительные виды деятельности;
         -управления    государственной   собственностью    и    в    том числе 
    госсектором;

         -влияния   на   общество   и    в   дальнейшем   на   экономику через 
    прямое, опосредованное и косвенное влияние общества на нее.

     Необходимо  подчеркнуть, что возможности государственного регулировании экономики, управление государственной собственностью в целом и государственным сектором в частности следует рассматривать как стержневой элемент деятельности государства в процессе регулирования экономики.
     Таким  образом, анализ важнейших основных теоретических аспектов государственного регулирования рыночных структур позволяет утверждать, что рассмотренные основные направления некоторых концепций по проблеме государственного регулирования аккумулировали вес лучшее из ее многовекового 
развития. Рассмотренные концепции служат основой для регулирования рыночных структур, помогая экономической политике государств в новых условиях 
быть эффективной, а также это способствуют поиску путей преодоления противоречий в реальной хозяйственной жизни.
 

     Вышеуказанный материал позволяет с одной стороны говорить о значимости государственного регулирования. Но вместе с тем это вызывает необходимость постановки вопроса об экономическом содержании рассматриваемого понятия. В справочной литературе государственное регулирование, как экономическое явление  трактуется не однозначно.
     Анализ  экономической литературы позволяет выделить следующие сущностные характеристики этого понятия, которое встречается наиболее часто.
     Во-первых, как правило, государственное регулирование  определяется как 
вид экономической деятельности государства, как субъекта общества на определенном этапе экономического развития.

     Во-вторых, некоторые авторы рассматривают государственное регулирование как воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Оно осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Исходя из этого государственное регулирование в данном случае рассматривается в широком смысле слова, включая прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. И, по мнению авторов, оно имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике.
     В-третьих, нередко государственное регулирование трактуется как вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и решения социальных проблем.
     В-четвертых, имеет место и определение государственного регулирования, как целого комплекса мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.
     Несмотря  на видимые различии приведенных точек зрения, их объединяет 
то, что все авторы считают, что содержание государственного регулирования 
предполагает не столько корректирование конкурентного (рыночного) механизма, сколько создание условий для его эффективного функционирования. И это не случайно. Ведь в современных условиях государственное регулирование непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом, а не только его отдельные составляющие. Оно решает комплекс взаимосвязанных задач: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поддержка экспорта и т.д.

     Как показывает практика, от системы государственного регулирования, которая проявляется через воздействие государственных органов на экономические процессы, во многом зависит обеспечение оптимального уровня экономического развития общества. Однако это воздействие на экономику на разных этапах имеет свои особенности. К примеру, в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т. д. В условиях же монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, 
сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли 
государства, в его постоянной поддержке на внутреннем и внешнем рынках. Все это говорит о том, что государственное регулирование рыночной экономики в целях эффективности должно основываться на определенных, основополагающих теоретических принципах. Выделим некоторые из них:

     Во-первых, в рыночных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно в этом случае финансировать, прежде всего, те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности.
     Во-вторых, государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Подчеркнем, что игнорирование этого принципа способно привести не просто к равноправности, а к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
     В-третьих, государственная финансовая, кредитная  и налоговая политика 
должна ориентироваться в первую очередь на экономический рост и социальную стабильность.

     В-четвертых, особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также в ходе углубления межгосударственных экономических отношений (например, развития импортноэкспортных операций, создания международной специализации производства, 
углубления валютных отношений и т.п.).

     При этом государство в рыночной экономике вынуждено выступать в качестве специфического экономического агента. Это проявляется в том, что ему принадлежит регулирующая роль. Оно отличается внерыночным происхождением дохода и обладает императивным статусом. Другими словами, его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов. Следует отметить, что государственное регулирование преследует при этом вполне конкретные цели:
     - минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
     - создание правовых, финансовых и  социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики
     - обеспечение социальной защиты  тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым и т.д.
     Перечисленные направления придают государственному регулированию эффективный характер, позволяя ликвидировать тс «провалы», которые невозможно восполнить, используя исключительно лишь рыночный механизм. Однако, это не означает, что все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь возможно и так называемое состояние «фиаско государства» (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате неэффективного государственного регулирования. Подобное состояние может быть вызвано множеством причин, среди которых особо следует выделить:
     а) Неравные возможности предприятий  национальной экономики в по- 
лучении информации. Практика показывает, что наиболее информированные 
предприятия, как правило, получают большую долю прибыли, нежели менее 
информированные.

     б) Экономическая и профессиональная недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), преследующих порой корыстные интересы, поступаясь при этом чувством долга как государственных 
лиц.

     в) Несовместимость по времени принятия тех или иных решений, в связи, с чем мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут 
сказаться неоптимальными в будущем времени.

     Подобные  сбои в механизме функционирования рыночного хозяйства 
также обусловливают необходимость государственного регулирования экономики. Имеющие место негативы можно склассифицировать в следующие 
группы:

     Во-первых, в рыночной экономике состояние долгосрочного равновесия возможно при недостаточной занятости. Дж. М. Кейнс назвал это состояние еще в 1936 г. «парадоксом экономики». Он исследовал равновесие на рынках товаров, услуг, денег и труда, когда десятки миллионов людей ищут работу и не могут ее найти. Исходя из этого, был сделан вывод о необходимости государственных мер по обеспечению занятости.
     Во-вторых, состояние общехозяйственного равновесия может быть усугублено кумулятивными процессами. Отметим, что и теория, и практика рынка доказали, что после любого подобного нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям, в результате чего устанавливается новое равновесие. Но в процессе приспособления нередко могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, которые могут вызвать кризисы.
     В-третьих, экономический рост, как известно, неразрывно связан с изменениями и в отраслевой структуре. В ходе сокращения производства, происходит отмирание старых отраслей, возникают новые отрасли - носители НТП. И рыночный механизм способствует этим изменениям. Однако их осуществление может затянуться и надолго нарушить равновесие, вызвать серьезные проблемы с капиталовложениями, занятостью, платежным балансом.
     В-четвертых, рыночная экономика должна быть нацелена на обеспечение рациональных территориальных пропорций в размещении производства, капиталовложений, дохода и занятости. Постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на небольших территориях (развитие хозяйственных агломераций) за счет других районов основывается в значительной степени на рыночных механизмах. В относительно слаборазвитых регионах хуже и условия заработка и инвестиции.   Разрешение или смягчение этого противоречия без государственных регулирующих мер едва ли вообще 
возможно.

     В-пятых, количественный рост во многих сферах экономики связан с 
безвозвратным расходованием невоспроизводимых ресурсов и растущей на- 
грузкой на окружающую среду.

     Выше  приведенный материал позволяет говорить о том, что если рыночный механизм хотя бы частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, необходимость государственного регулирования резко возрастает. В первую очередь это вызвано появление многообразных форм и видов конкуренции, необходимостью их поддержки со стороны государства, с целью достижения общеэкономической стабильности.
     Следовательно, государство должно брать на себя и выполнять конкретные функции, с которыми рыночный механизм самостоятельно не в состоянии справиться. Если обратиться к текущей экономической ситуации, сложившейся в России, то можно заметить, что произошли существенные изменения, прежде всего с точки зрения повышения роли государства. И это выразилось, прежде всего, в корректировке ряда государственных функций. К примеру, в такой функции как укрепление законности и правопорядка заметных изменений к лучшему, по мнению современных экономистов, на сегодняшний день не произошло. Проведенные реформы лишь повысили уровень 
концентрации власти, таким образом, лишая смысла цель разделения властей. 
В итоге принцип верховенства закона в последние годы ни сколько не укрепился, а скорее пострадал. Однако некоторые позитивные сдвиги претерпела функция обороны и безопасности: здесь приняты ключевые решения в области военной реформы; происходит увеличение финансирования этой сферы. В макроэкономической политике сложилась такая ситуация, что деятельность государства в основном направлена на пополнение Стабилизационного фонда, сдерживание инфляции в условиях огромного притока экспортных доходов, причем при снижении деловой активности. Что касается институциональных реформ в экономике и социальной сфере, то они проводятся не так активно и быстро, как это возможно и желательно. Затягиваются реформы в 
электроэнергетике, заморожена реформа в газовой промышленности, здравоохранении и пенсионном обеспечении, наблюдается явное торможение реформ в образовании, что снижение внимания к названным функциям государства. Считаем важным, подчеркнуть, что объявленные приоритетными национальные проекты в этих секторах, могли бы сыграть важную роль, будь они тесно увязаны с необходимыми реформами.

     Можно было бы ожидать, что содействие развитию экономики, активизация структурной деятельности государства должны стать органичным дополнением проводимой социально-экономической политики. В реальной действительности это не совсем так. А именно: в 2005 -2006 гг. наметились определенные сдвиги в данных сферах. Выделен инвестиционный фонд, принято законодательство о специальных экономических зонах и концессиях, повысилась роль Российского банка развития. Кроме того, началась реализация проекта «Старт» подобного американской программы SBIR, представляющего 
собой начало новой активной инновационной политики, хотя объемы финансирования при этом остались пока незначительными. Не случайно роль государства на современном этапе пока вызывает критику со стороны либерально настроенных ученых. Действительно институциональные реформы могут рассматриваться как своеобразные инвестиционные проекты, ибо их цель -новые продуктивные институты. Но эта цель односторонняя и носит ограниченный характер. Противники проведения активной структурной политики 
аргументируют свою позицию тем, что увеличение государственных расходов 
для развития экономики в современных условиях может привести к усилению 
коррупции. А это весомый аргумент. Его понимание подтолкнуло власть к 
началу проведения административной реформы, к принятию законов о госслужбе, к разграничению полномочий между уровнями управления, переходу к бюджетированию по результатам. Все это важно, но проблема не может быть решена только внутри структуры исполнительной власти. Нужны действенные демократические механизмы общественного контроля. В этом плане предприняты определенные меры, а именно — сформирована Общественная палата. Однако этого, на наш взгляд, недостаточно. Необходимо совершенствование и других функций, в том числе развитие государственного предпринимательства. Роль именно этой функции в последние время была существенно усилена. Подтверждением может служить то, что сейчас официально действует программа приватизации, предполагающая продажу госпакетов акций в АО и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. На современном этапе, согласно данным Росстата, от продажи государственного и муниципального имущества в 2003 г. Получено средств на 88, 7 млрд руб. (3,1 млрд долл. по курсу 28,2 руб. за 1 долл.), в 2004 г. — на 90,1 млрд руб. (3,2 млрд долл.). В 2004 г. планировалось продать 
1702 государственных унитарных предприятия, продано 565. В 2005 г. цифры 
аналогичные — 1508 и 521.1 Это позволяет говорить о вхождении государства 
в крупные компании и отражает тенденцию к повышению роли государства 
как раз в наименее эффективной форме.

     При быстрой капитализации российского  фондового рынка, согласно докладу Альфа-Банка, доля государственных компаний за 2,5 года в сумме капитализации выросла с 20 до 30%, или с 48 млрд до 190 млрд долл. Произошло это благодаря опережающему росту капитализации госкомпаний и их приобретениям, оцениваемым за два года примерно в 40 млрд долл., что в 6-7 раз больше объема приватизации. Спрос на акции госкомпаний во многом мотивировался не их эффективностью, а тем, что рынок оценивал эти акции 
как менее подверженные политическим рискам по сравнению с частными компаниями. Эксперты считают данную тенденцию отрицательной уже в перспективе 2 — 3 лет. Это признак недоверия к государству.

     Важно и то, что госсектор в России до сих пор остается громоздким, хотя и уступает по числу госпредприятий Китаю. Приведем некоторые данные. Статистика числа госпредприятий и структуры собственности по России следующая: из 8100 акционерных обществ 23% предприятий принадлежат государству полностью либо государство (федеральная и/ или региональная власть) является мажоритарным акционером. Федеральным правительством контролируется 4075 предприятий, остальные 4025 - субъектами Российской Федерации.
     Таким образом, государство все еще владеет мелкими пакетами акций многих российских предприятий. Однако подчеркнем, что согласно планам приватизации правительство России собирается избавляться, от миноритарных долей с целью сокращения числа госкомпаний, вероятно, до уровня европейских стран.
     К сожалению, в государственной статистике РФ выделить указанную группу предприятий довольно сложно. Росстат регулярно публикует информацию по госпредприятиям, но в выборку попадают предприятия следующих форм собственности: государственные учреждения, государственные унитарные предприятия (ФГУП, ГУП), а также общества со 100%-м участием государства (федеральной собственности и собственности субъектов 
РФ) (АО , ООО и проч.). Таким образом, в статистику госсектора включаются 
учреждения, но не включаются общества с долей менее 100%, а также дочерние общества, что искажает роль госсектора в экономике России. Эти предприятия относятся к группе смешанной формы собственности - статистика по ней 
ограничена. По сравнению с предыдущими годами в этой сфере произошли 
существенные изменения .

     Реального усиления роли государства в современной экономики не происходит. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению 
макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. А приоритет получают решения таких вопросов как борьба с инфляцией, увеличение государственного сектора, государственное предпринимательство.

1.2. Основные методы, формы и средства  государственного  регулирования рынка
     Одним из основных видов деятельности государство  в этом вопросе служит программирование развития рыночного хозяйства. Здесь  государство разрабатывает различные  программы, которые могут стать  комплексным и эффективным способом использования законов товарно  – денежного обмена, а так же выражением и осуществлением экономической  стратегии и тактики данного  государства. Для осуществления  этих планов используются различные  экономические и административные методы, но предпочтение все – таки отдается первым.
     То, что государство должно программировать  рыночные отношения получило международную  поддержку и распространение. Об этом говорят следующие факты. Так  в послевоенный период успешно завершились  многоцелевые хозяйственные реформы  в ФРГ, Японии, Южной Корее. А во Франции и Японии постоянно формируются  текущие и долгосрочные хозяйственные  планы. Такая же политика проводится и в КНР.
     Одновременно  с осуществлением комплексных средств, государство использует и более  конкретные мероприятия по регулированию  рыночных отношений. Это правовая, юридическая  деятельность.
     Первое - это разработка и принятие сответствующих законов, указов, постановлений и  распоряжений. Данные нормативные акты на первый взгляд носят чисто административный характер. Однако это не так. Берется  к примеру налоговое законодательство, в нём не изнежен директивный  аспект, но тем не менее посредством  установления рациональных налоговых  ставок и порядка их учета можно  экономически средствами стимулировать  производство, поддерживать  необходимые  хозяйственные пропорции. Такую  же роль играют юридические нормы  по кредитованию, инвестициям, зарплате и др. товарно -  денежные отношения. Т.е вывод такой, правовая, юридическая  деятельность государства представляет единство  административных и экономических  методов управления.
       Ещё одним действенным средством  государственного в регулирование  рыночного хозяйства является  налоговая политика. Благодаря этой  политике все страны с рыночной  экономикой решают вопросы не только государственного бюджета, но и влияния на все товарно – денежных отношений. С помощью налоговой системы государство может стимулировать развитие производства или наоборот, сдерживать это развитие. Кроме этого с помощью налогов государство влияет  и на чисто рыночные отношения, это касается ценообразования и денежных инвестиций на величину зарплаты и на соотношение внутренней и внешней торговли и даже на культуру и обслуживание покупателей.
     Примером  могут служить некоторые из перечисленных  направлений. Так, если повысятся налоговые  ставки на производство и реализацию какого – то товара, то это естественно  вызовет сокращение его выпуска, а также рост его цены. А если ставки будут снижены, то это может  привести к противоположным результатам. Так же налоговые льготы в торговле могут изменить в  положительную  сторону приток товаров в тот  или иной регион страны, а с  помощью  таможенных пошлин можно регулировать ввоз и вывоз товаров из страны.
     Однако  большое значение имеет и факт негативного влияния на рыночные отношения налоговых систем. Например, высокий налог на прибыль тормозит рост товарного производства, а следовательно  и расширение товарооборота.
     Следующим средством регулирования рынка  со стороны государства является финансовая деятельность. Она основана на том, что в федеральном и  местных бюджетах сосредоточенных  крупные денежные средства. Эти средства могут выделяться государством в  виде бюджетного кредитования. А это  значит, покупка ценных бумаг у  предприятий и организации и  выдача ссуд коммерческим банкам. Здесь  очень действенным инструментом является величина ссудного процента. Изменяя её можно влиять на объемы кредитов для производства и торговли, а так же на перемещения товарных и денежных масс, устойчивость валюты, ценообразование и т.п. Проблемы(ссудного процента) занимается одно из главных  мест в теории Д. Кейнса о государственном  регулировании народного хозяйства.
     Государство также может координировать свою внешнюю торговлю посредствам межгосударственных займов. Для этой цели можно использовать международные кредитные организации  – Международные валютный фонд и  др. Положителен в этом отношении  опыт Японии. Которая в 50-е – 60 –е годы ХХ века обеспечила финансирование ( в том числе и в виде кредитов) внедрение новой техники и  технологий, других наукоёмких отраслей и это позитивно отразилось на внутренней и внешней торговле данной страны.
     К деятельности государства в финансовой сфере относятся и его денежные инвестиции. Это политика осуществляется всеми капиталистическими государствами  и до настоящего времени, т.е. бюджетные  инвестиции в научные и проектно – конструкторские работы достигают  немалых размеров. Рассматривается  и такая роль государства в  финансовой деятельности, как регулирование  денежного обращения. Главная цель государства в этом вопросе –  укрепление национальной валюты, т.к. это  оказывает позитивное влияние на развитие.
     О роли государств в данном вопросе  говорит тот факт, что в прошлом, т.е. в 20 веке, они перешли в основном к бумажноденежному обращению, произошла  отмена официального золотого содержания национальной валюты, организована денежная эмиссия, стали широко применяться  безналичные расчеты и борьба с инфляцией.
     Влияние государства на финансовую сферу  осуществляется и посредством действия на цены. С помощью данного средства можно влиять на количество производимых товаров и их ассортимент, на их качество и конечно же объем продаж. Однако в мировой экономике это вызывает как положительное так  и отрицательное  отношение. Для установления истины необходимо опять обратиться к мировому экономическому опыту. А он говорит  о том, что государство никогда  не останется в стороне от процесса ценообразования.
     Например, страны ОПЕК систематически координируют совместные цены на нефть. В Японии и США от 10% до 20% цен контролируется государством, а  в Австрии и  Швейцарии этот процент в 2 раза выше. Особенно это  характерно для КНР.
       Большое значение вопросам ценообразования  государство должно уделять в  период экономических кризисов. Например, в период мощного экономического  кризиса 1929 – 1932 г.г. в США. Администрация президента Ф.Рузвельта, создала специальный комитет по упорядочению цен. Этим комитетом некоторое время руководил известный американский экономист Д.Гэлбрейт, который о своей деятельности говорил так, что «никто в США не мог повысить цены без моего разрешения».2Такие же меры принимались и в западноевропейских странах.
     Таким образом мировой опыт в вопросах регулирования ценообразования  со стороны государства показывает, «что оно не только возможно, но и  необходимо».3 Однако имеется в виду, что воздействие государства на ценообразование осуществляется двумя путями: непосредственное  воздействие и косвенное.
     Непосредственное, это прямые ограниченные меры со стороны  центральных и местных органов  власти, а косвенное - налоговое, кредитные  и инвестиционные рычаги. Второй путь чаще всего  применяется в настоящее  время в ведущих капиталистических  странах.
     Много споров существует по поводу регулирования  таких рыночных  отношений, как  государственные закупки. Это касается приобретений таких товаров, как  предметов потребления, обычных  товаров и средств производства. Приобретение вышеуказанной продукции  оказывает  воздействие на обмен, т.е. влияет на спрос и предложение  и естественно на цены. Закупочные же товары помогают государству формировать  необходимые резервы и запасы. Государственные закупки осуществляются большинством капиталистических стран. К ним в основном относятся: вооружение, и сельскохозяйственная продукция; энергоносители и драгоценные металлы; стратегические материалы и иностранная  валюта.
     Закупки производятся с помощью государственного заказа. Это не то что иное  как  торговля и при том взаимовыгодная. Эти сделки не противоречат рынку, а  наоборот способствует упорядочению товарно  – денежного обмена. Так же  важным считается и то, что государство  принимает меры по регулированию  товарно – денежного обращения  посредствам социальной политики. Это  контроль за оплатой труда и безработицей пенсионного  обеспечения и помощью  незащищенным слоям населения и  т.п. он ( контроль) помогает упорядочить  такие рынки, как рынок рабочей  силы и рынок предметов потребления.
     В капиталистических странах с  рыночной экономикой, государство активно  вмешивается в процессы оплаты труда. Результатом такого вмешательства  являются: установление минимальной  заработной платы, ее замораживания, ее индекации, обеспечение независимости  зарплаты от уровня производительности труда и т. п.
     Регулировать  доходы населения необходимо в первую очередь в таких отраслях, где  она слишком различается.
     В целях решения вопросов по снижению безработицы государство должно стимулировать создание новых рабочих  мест, переучивать людей потерявших работу, а уже если останется человек  «лишним», то в материальном плане  он должен получить достаточную помощь. Например, в США государство поощряет тех предпринимателей, которые обеспечивают рост занятости, для этого им предоставляются  налоговые скидки, льготные кредитования, понижение арендной платы и т.д.
     А для безработных применяются  разнообразные пособия по безработице. Во многих развитых, капиталистических  странах проводятся радикальные  несложные реформы, в результате которых за счет личных несложных  счетов работников, на которые предприниматели  и трудящиеся периодически делают вклады, использования этих средств, в качестве инвестиций позволяют гражданам  обеспечит себе безбедную старость.
     Для регулирования рынка, большое значение имеет функционирование государственных  силовых структур ФСБ и судебных властей. Они призваны бороться с  экономическими преступлениями. А с  такого рода преступлениями на международном  уровне эту роль выполняет Интерпол и международные судебные органы.
     Немаловажна роль государства в деле регулирования  товарно – денежного обращения  с помощью культурно – воспитательных средств. Здесь государство должно обеспечивать подъем общей культуры населения, развивать массово –  экономическое образование, воспитание предпринимательской этики, распространение  высококачественного торгового  сервиса, пропагандировать положительные  примеры вышеперечисленных направлений. Это помогает созданию эффективного действительно индивидуального  рынка.
     Для этого государству необходимо иметь  сеть ВУЗов, колледжей, курсов, обеспечить изучение экономики со средней школы, наладить выпуск учебников и др. литературы по проблемам товарно  – денежного обращения, предпринимательству, сервиса, деловой этики и т.п. и  что не в полной мере осуществляется в России. Такая деятельность государства  уже происходит давно во всех странах  с развитой рыночной экономикой.
     Последовательно рассматривая и анализируя  данный вопрос, т. е. какой должна быть роль государства в регулировании  товарно – денежного обмена? А  должна она быть такой какая давно  имеется в капиталистических  странах с рыночными отношениями  и оказывает эффективное воздействие  на экономику этих стран, что и  привело к тому, что там люди живут лучше, чем  у нас в России. Однако государство не всесильно при рыночной экономике, т. к. при данном общественном укладе существует объективные законы товарно - денежного обмена, которые государство отменить не может, потому, что будут нарушены функции самого рынка. Потому считают, что компромиссом здесь может быть наличие двух экономических укладов, командного и рыночного.
    1.3 Объекты государственного регулирования экономики.
     В экономической литературе по вопросу  границ вмешательства государства 
в экономику нет единой точки зрения. Поэтому представляется целесообразным согласиться с точками зрения тех, кто полагает,  что определение границ государственного вмешательства в экономику требует также определения круга объектов координирующей деятельности государства. В этой связи следует разграничить такие понятия как сфера деятельности и объекты сознательного воздействия государства на экономику. Под сферой регулирования понимают, как правило, прежде всего область экономики, где реально осуществлялся регулирование-оно охватывает весь воспроизводственный процесс, включая в свою структуру: производство, распределение, обмен и потребление. Объект же регулирования представляет собой то, на что направлено сознательное воздействие государства. Но и сфера воздействия, и объекты регулирования связаны с функциями, которые выполняет государство. Выполнение функций заставляет государство не только выделять объекты сознательного   вмешательства   в   экономику, но и решать другие социально-экономические вопросы. Поэтому государственное регулирование, с точки зрения составляющих объектов, следует, рассматривать как систему, элементы которой органично взаимосвязаны между собой. Они не могут существовать один без другого и активно влияют друг на друга, одновременно оставаясь относительно самостоятельными, имеющими свои специфические черты и 
особенности. Подобный подход к проблеме позволяет выделить каждый элемент 
единой системы как самостоятельную единицу. Этот метод научного исследования носит название научной абстракции и конкретизации. К примеру, ни в распределительную, ни в стимулирующую функции государства не входит установление нормативов. А ведь именно они и являются объектом регулирования. Без них государство не выполнит свои функции по регулированию. Следовательно, только воздействуя на объект регулирования, государство может выполнить свои определенные функции.

     Объектом  регулирования государства является воспроизводство и его пропорции, соотношения между отдельными отраслями экономики. В структуре такого регулирования ряд авторов особо выделяет льготное кредитование, льготное налогообложение, субсидии в натуральной форме, закупочные субсидии и других преференции. В данном случае автор делает акцент на те пропорции воспроизводства, которые свидетельствуют о структурной перестройке народного хозяйства страны, в результате чего экономика становится более сбалансированной.
     Объектами государственного регулирования считают  выделение системы 
приоритетов экономического развития с целью вывода страны из экономического 
кризиса. В данном случае регулированию подвержена хозяйственная конъюнктура. Суть такого регулирования состоит в стимулировании совокупного спроса на товары и услуги, в проведении особой инвестиционной политики и политики занятости во время кризисов и депрессий.

     Не  последнюю роль в современной экономике России играет рынок. Отсюда его регулирование должно осуществляться типично рыночными методами. 
Оно предполагает разработку фискальной (налоговой и бюджетной) и соответствующей монетарной (денежно-кредитной) политики. Главным объектом внимания государства в этом случае становится инфляция, система регулирования 
рынка ценных бумаг и т.п. Государство призвано издавать юридические законы 
и предлагать тем самым «правила игры» для частного предпринимательства. Такую регулирующую деятельность государства зачастую рассматривают как направление по созданию рыночной среды.

     С точки зрения практической реализации системы государственного регулирования экономики, еще одним из важных его объектов выделяют нормативы. 
Под ними понимаю качественные и количественные параметры производства, 
которые измеряются с помощью технических норм и стандартов. К таким нормативам чаще всего относятся:

     • Технологические нормы, которые определяются производственно-техническими закономерностями. Экономическая сторона данных норм состоит в изучении механизмов их функционирования и в решении задачи соблюдения норм. Распространение такого рода норм осуществляется двумя путями: не рыночным (набор стандартов по отраслям, которые устанавливаются через соглашения), рыночными (распространение стандартов компьютерных технологий на конкурентной основе). Таким образом нормы принимают форму стандартов разного рода, в том числе стандартов качества продукции.
     •  Нормативные цены, которые устанавливаются априорно, до процесса производства и обращения. Примером нормативных цен выступают государственные цены, трансфертные цены (цены, которые едины по всем филиалам 
крупных корпораций).

     • Социальные нормативы представляют собой нормативы защиты населения 
от инфляции (индексация доходов), установления их минимумов таких, как 
минимальная заработная плата и прожиточный минимум, нормативы уровня 
жизни.

     К примеру, Россия в 2006 году по сути остается единственной европейской 
страной, в которой уровень минимальной заработной платы составлял 1100 руб.,1 
что ниже размера среднедушевого прожиточного минимума, который равен 3382 
руб. В 2007 году правительство планирует увеличить средний размер прожиточного минимума до 4414 руб., а с 1 сентября предполагает поднять минимальный размер оплаты труда до 1400 руб., что составит 34,9 % новой величины 
прожиточного минимума, но это отнюдь не станет решением комплекса социальных проблем.

     К сожалению, до сих пор минимальный  размер оплаты труда, прожиточный 
минимум и минимальная потребительская корзина остаются величинами номинальными и весьма условными, хотя и отражают уровень дохода значительной 
массы населения России. В результате возникает необходимость вмешательства 
государства в систему модернизации минимальных стандартов.

     Не  последнее место в данной классификации занимает территориальное регулирование, когда целью регулирования выступает выравнивание уровня экономического развития регионов. Этот объект регулирования необходим для решения задачи экономического и социального развития страны.
     Таким образом, объекты регулирования, на которые направляется регулирующая деятельность, подвергаются сознательному воздействию, вне их она не существует. Этим, прежде всего и определяется граница сознательного вмешательства в экономику.
         Государственная экономическая политика и государственное регулирование не может осуществляться без субъектов, так как именно они проводят ее в 
жизнь и являются главными исполнителями экономических интересов общества. 
Субъекты, как правило, подразделяются на наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления. Следовательно, исполнителями экономических интересов общества — субъектами государственного регулирования экономики выступают органы этих ветвей власти, построенные по иерархическому принципу и Центральный банк. Однако, главным субъектом регулирования экономики выступает государство, которое формирует правовую основу, разрабатывает экономическую политику, определяет цели, систему методов, и необходимый для деятельности инструментарий. Оно сознательно воздействует на смешанную экономику, возлагает на себя обязанность по созданию целостной системы регулирования, передовая некоторые функции различным учреждениям и органам управления не только Федерации, но и субъектам Федерации и органам самоуправления страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2 Государственное регулирование экономики в РФ
2.1. Основные этапы эволюции системы государственного регулирования экономики России.
     Общие положения об объектах и субъектах  регулирования уже дают основание  говорить о том, что государственное  регулирование не может быть статичным ни по содержанию, ни по структуре, ни по способам и масштабам действия. Оно эволюционирует, и эта эволюция прослеживается в этапах государственного регулирования. Не остается в стороне от этого и Россия. Чтобы разобраться в глубине происходящих изменений, необходимо обратиться к рассмотрению вопроса эволюции государственного регулирования в России с момента возникновения в стране рынка, то есть с момента становления рыночной экономики.
     Анализ  современных социально-экономических  реалий позволяет говорить 
о своеобразной стабилизации кризисного состояния экономики России.

     К началу радикальных реформ в России в экономических теориях по проблеме государственного регулирования ведущее место занимало направление "неоклассического синтеза", которое включало в свое содержание элементы неоклассической теории, экономики предложения, монетаризма, институциональной теории. Главным же ее направлением было признание роли рынка как универсального регулятора экономики в условиях повышающейся активности государственного регулирования экономики. Из-за отсутствия собственных научных разработок подобного плана экономическая политика России на начальном этапе наших реформ основывалась на этой неоклассической моде- 
ли. Потому, что ее выбор носил чисто конъюнктурный характер и определялся 
рекомендациями западных экономистов. В развитых западных странах совершенствование рыночной экономики происходило эволюционным путем в течение длительного периода. Российская же стратегия "шоковой терапии" предполагала 
форсированный режим формирования рыночной экономики. Она основывалась 
на предположении о подготовленности процессов переходов от плановой экономики к рыночной. Не случайно программа правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" сформулировала следующие условия, необходимые для создания эффективной рыночной экономики:

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.