На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Предпосылки, цели и этапы экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, их результаты. Динамика показателей ВВП, экономического роста и инвестирования в постсоциалистических европейских странах, факторы их роста и тенденции развития.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 21.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Цели экономических реформ
1.2 Этапы экономических реформ
1.3 Результаты экономических реформ
2. Экономические реформы в странах Центральной и Восточной Европы
2.1 Анализ экономических реформ в странах Центральной Европы
2.2 Анализ экономических реформ в странах Восточной Европы
2.3 Динамика основных показателей в странах Центральной и Восточной Европы
3. Новые тенденции экономического развития 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Основными целями экономических реформ в странах ЦВЕ было: повысить эффективность производства; чтобы исчезли, как старые структуры цен, так и монополизм производителей, чтобы исчезло централизованное распределение ресурсов. Так же одной из основных целей было, чтобы изменилась крайне неэффективная ранее сложившаяся в угоду идеологическим догмам и политическим приоритетом структуры производства.
Экономическое развитие стран Центральной и Восточной Европы в послевоенный период прошло четыре этапа:
Первый этап (50 - 60 гг.) - этап быстрого экстенсивного роста, индустриализация большинства стран регионов;
Второй этап (конец 60 - конец 70 гг.) связан с исчерпанием факторов экстенсивного развития;
Третий этап (конец 70 - конец 80 гг.) характерен стагнацией экономики, началом агонии и краха социалистической общественной системы;
Четвёртый этап (начало 90 гг. ) - этап революционных преобразований, спада производства и перехода стран ЦВЕ на рыночный и демократический путь развития.
К результатам экономических реформ относится то, что в государствах ЦВЕ находились в относительно лучшем положении. Не смотря на серьёзные трудности , экономические реформы здесь дают положительные результаты. Так, к примеру наиболее благоприятная ситуация сложилась в Венгрии, где темпы роста ВВП в 1993 г. составили 3%.
За последние годы ЦВЕ добились определённых экономических успехов в углублении рыночных преобразований.
В целом макроэкономические показатели развития ЦВЕ отмечаются стабильностью развития, и для большинства стран характерен устойчивый подъём экономики, хотя по степени и уровню развития они занимают разные позиции.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ

1.1 Цели экономических реформ

Основными целями экономических реформ было:
· Повысить эффективность производства;
· Чтобы исчезли, как старые структуры цен, так и монополизм производителей;
· Чтобы исчезло централизованное распределение ресурсов;
· Чтобы изменилось крайне неэффективная ранее сложившаяся в угоду идеологическим догмам и политическим приоритетом структуры производства.
1.2 Этапы экономических реформ

Экономическое развитие стран Центральной и Восточной Европы в послевоенный период прошло четыре этапа:
Первый этап (50 - 60 гг.) - этап быстрого экстенсивного роста, индустриализация большинства стран регионов;
Второй этап (конец 60 - конец 70 гг.) связан с исчерпанием факторов экстенсивного развития;
Третий этап (конец 70 - конец 80 гг.) характерен стагнацией экономики, началом агонии и краха социалистической общественной системы;
Четвёртый этап (начало 90 гг.) - этап революционных преобразований, спада производства и перехода стран ЦВЕ на рыночный и демократический путь развития.
Первый этап во всех без исключения странах ЦВЕ характеризуется высокими темпами экономического роста, искусственно подстегнутыми директивными плановыми заданиями. Цель - укрепить регион экономический, сделать из него надежного союзника для бывшего Советского Союза, еще один укрепрайон в капиталистическом окружении и еще один плацдарм для мировой революции.
В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В сферу компетенции СЭВ входили вопросы координации народнохозяйственных планов, согласование внешнеторгового оборота, предоставления кредитов, организация у научно - технического сотрудничества и т.д.
СЭВ осуществлял нерыночную, т.е. ненастоящую, интеграцию, которую нельзя назвать экономической, на деле она была административно-командной, бюрократической. Никаких экономических механизмов попросту не было.
К концу 60-х годов во всех странах ЦВЕ была создана централизованная дефицитная плановая экономика. Оптовая торговля заменена государственной системой материально-технического снабжения. Во главу планов поставлены показатели по производству продукции в количественном выражении, по валу. Темпы роста производства стали главным критерием успеха или не успеха предприятия, отрасли или страны в целом. В условиях хронического дефицита вся продукция реализовывалась по государственному плану её распределения, хотя объём непроданной продукции, незавершенного строительства и запасов сырья всё время возрастал.
На втором этапе экономического развития стран ЦВЕ проявились признаки исчерпания факторов первоначального накопления, быстрого экстенсивного экономического роста. Существенно замедлились темпы экономического роста (см.приложение А).
Снижение темпов экономического развития сопровождалось уменьшением нормы накопления. Наоборот, как показывают статистические данные, доля капитальных вложений в национальном доходе стран ЦВЕ продолжало возрастать.
Во всех странах ЦВЕ продолжались структурные сдвиги в пользу тяжелой промышленности, заданные ещё в 50 - х годах.
Полная занятость поддерживалась за счет низкой производительности труда, росла материалоемкость производства, снижалась фондоотдача. Страны ЦВЕ стали предпринимать более широкие и активные попытки к увеличению своего экспорта на Запад, чтобы заработать твердую валюту. Однако эти попытки не всегда оказывались успешными: Запад прекрасно обходился без мировой социалистической системы.
Уже в начале 60 - х годов руководители ряда стран ЦВЕ вынуждены были пойти на корректировки выбранного ранее жесткого курса на сверхцентрализованное планирование и сверхиндустриализацию в пользу некоторого стимулирования сельского хозяйства и повышения жизненного уровня населения.
70 - е годы отчетливо показали на примере всех стран ЦВЕ тупиковость социалистической модели хозяйствования. К концу 70 - х годов темпы экономического развития стран региона еще более замедлились. Выходу из этой ситуации не могли помочь ни ставки сырья, ни кредиты со стороны СССР.
Начало 70 - х годов - это время, когда Запад вступил в новый этап научно - технической революции, массового освоения нового поколения техники, формирования нового технического уклада. На этом фоне угасания социалистической экономики выглядело особенно символично. Социализм все время доказывал свою неадекватность меняющимся условиям мирового развития. К сожалению, лидеры стран ЦВЕ не понимали этого.
Основными чертами третьего этапа развития экономики стран ЦВЕ являются сначала продолжение замедления и стагнация экономического роста, затем агония и развал социализма как исторически несостоявшейся общественной системы.
В 80 - х годах во всех странах ЦВЕ заметно усилились инфляционные процессы. Резко возросли мировые цены на энергоносители и другие виды сырья. СССР сокращал поставки своего сырья этим странам, поскольку они осуществлялись по ценам ниже мировых, и своего сырья не хватало самому поставщику для его внутренних нужд. Страны ЦВЕ вынуждены были покупать растущую часть требуемого им сырья на мировом рынке. Все это подрывало ресурсную базу для инвестиций, необходимых не только для расширения, но и для модернизации и обновления имеющегося основного капитала.
В условиях нерыночной экономики и отсутствия внутренних стимулов к научно - техническому прогрессу страны ЦВЕ реагировали на рост мировых цен не переходом на ресурсосберегающие технологии, как Запад, а увеличением импорта сырья, расширением эксплуатации собственных ресурсов, что требовало дополнительных капиталовложений, база для которых сокращалась.
Для покупки современного оборудования в целях модернизации своего производства и осуществления назревших структурных изменений в промышленности не хватало ресурсов твердой валюты. Поэтому практически все страны ЦВЕ отчаянно пытались пробиться на мировые рынки с экспортом своих товаров и одновременно ограничить импорт. Во многих случаях это удавалось. Кроме того, страны ЦВЕ стали прибегать к масштабным заимствованиям валюты, и у них начал расти внешний долг.
К концу 80 - х годов страны ЦВЕ оказались по отношению, например к США по ВНП в расчете на душу населения примерно в той же позиции, что и 40 лет назад, когда они еще только начинали свой социалистический эксперимент.
Страны ЦВЕ и не могли достичь уровня экономического, социального и технического развития стран Запада, поскольку у них модель хозяйствования оказалась исторически не только безнадежно неэффективной, но и попросту тупиковой.
В этой модели все ориентировано не на удовлетворение реальных потребностей, а на выполнение плановых потребностей, а на выполнение плановых директив. Последние же выдвигали на передний план не качественные, а прежде всего количественные параметры производственной деятельности, задачи производства ради производства, цели, заданные не нормальными экономическими или просто человеческими потребностями, а идеологическими и политическими соображениями правящей номенклатуры.
Ценилось и поощрялось лишь то, что давало высокие темпы роста, те же области, где количественный рост не мог быть так заметен (производственная и социальная инфраструктура, охрана окружающей среды и т.д.), всегда оказывались не только в тени, но и в полном провале.
Социалистическая модель хозяйствования практически изолировала страны ЦВЕ от мировой экономики, мирового рынка, оставляя их вне системы постоянных сопоставлений с передовыми странами, которая создается механизмом конкуренции, лишала их возможности опираться на собственный научно - технический прогресс или на заимствование передовой технологии за рубежом. Эта модель стимулировала ресурсопожирание, неэффективность и технологическую отсталость.
Социалистическая плановая модель хозяйствования позволяла мобилизировать огромные ресурсы на одном участке в одно время и одним ударом достичь за короткий срок заданного результата. Но такая модель оказалась непригодной для постоянной, длительной, упорной и эффективной работы. Она была непригодной и для модернизации основного капитала на новейшей технологической базе, ибо не создавала новых внутренних источников экономического роста. Практически эти источники быстро себя исчерпали, и система развалилась.
Четвертый этап послевоенного экономического развития стран ЦВЕ начался с момента их выхода из экономического и трансформационного кризиса. Первой из кризиса стала выходить Польша. Развал социалистической системы, агония соответствующей ей модели хозяйствования в этой стране были, пожалуй, наиболее продолжительными и болезненными среди всех стран региона.
1.3 Результаты экономических реформ

Реформирование экономики в странах Восточной Европы и России первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализации цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.
Политическая трансформация стран Восточной Европы, новых государств Евразии, соответственно и экономические перемены оказали определённое воздействие на ситуацию в мировой экономике. Специалисты ОЭСР высказали серьёзную озабоченность положением дел в этом регионе.
Кризис в странах Восточной Европы, разрыв экономических связей между новыми государствами бывшего Союза способствовали ещё большему сокращению объёмов производства, ослаблению процесса стабилизации национальных экономик. В целом всё это в условиях нарастающего недовольства населения способно тормозить проводимые экономические реформы.
По мнению специалистов ОЭСР и МВФ, большую положительную роль может сыграть представление этим государствам крупных коммерческих кредитов западными партнёрами. Однако в нынешних условиях внешние кредиты (даже на самых выгодных условиях) вряд ли решат внутренние проблемы стран бывшего Союза и прибалтийских государств, если они сами не найдут пути для остановки спада производства, его стабилизации и дальнейшего роста. Это так же мнение международных экспортёров, с чем трудно не согласиться. На первых порах говорили, что это вопрос спорный, но практика показывает правильность постановки такого вопроса.
Независимо от того, как будет решаться валютная проблема, администрация МВФ с начала реформ советуют странам СНГ и другим государствам сохранить единое торгово-экономическое пространство, ввести на определённый срок единый тариф на импорт потребительских товаров, что пока на первых порах игнорировалось реформаторами СНГ, в том числе и России. Экспортёры МВФ высказываются так же в пользу образования платёжного союза СНГ.
2 Экономические реформы в странах Центральной и
Восточной Европы

2.1 Анализ экономических реформ в странах Центральной
Европы

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Чехия, Югославия, находятся в состоянии перехода от центрально-управляемого хозяйства к рыночной экономике. Постсоциалистическая трансформация представляет собой многофакторный процесс, предполагающий изменение функций основных субъектов экономической системы, развитие рыночных механизмов и преобразование отношений собственности.
Реформирование экономики в странах ЦВЕ первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.
Следует заметить, что страны этого региона более сорока лет были главными партнерами Советского Союза, и с этой точки зрения ход экономических реформ в рассматриваемых государствах, их результативность не могут не влиять на развитие народного хозяйства России и на взаимоотношения с ней. Кроме того, накопленный странами ЦВЕ опыт практических мер по формированию рыночной среды может быть полезен для государств, осуществляющих переход от централизованной планируемой экономики к рыночному хозяйству.
По уровню социально-экономического развития почти все страны ЦВЕ относятся к среднеразвитым, а Албания соответствует критериям развивающейся страны. С точки зрения структуры экономики, в регионе преобладают индустриальные и индустриально-аграрные страны, но отсутствуют страны, находящиеся на индустриальной стадии развития. Страны ЦВЕ уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП (в два-три раза меньше) и находятся примерно на уровне более развитых государств Латинской Америки.
После Второй мировой войны во всех странах ЦВЕ была установлена административно-командная система. Постепенно (но в рамках этой системы) исходную советскую модель сменили национальные модели (югославская, венгерская, польская), допускавшие определенное развитие элементов рыночной экономики: преобладание единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, активное развитие внешнеэкономических связей со странами с рыночной экономикой вплоть до привлечения иностранного капитала. В тоже время в ряде стран (Албания, Румыния) до 1989-1990гг. в основном сохранялся хозяйственный механизм, присущий сталинской модели.
2.2 Анализ экономических реформ в странах Восточной Европы

Все государства Центральной и Восточной Европы входят в число стран с переходной экономикой. После падения или трансформации коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах региона осуществляется переход от административно-командной к рыночной системе. При этом важную роль продолжают играть такие сходные условия, как уровень экономического развития, наличие элементов рыночной экономики до установления и в период господства административно-командной системы, преобладающий менталитет населения, открытость экономики в отношении развитых стран. Так, Чехия и Словения, в которых ВВП на душу населения близок к показателям таких стран, как Греция и Португалия, и где ещё до Второй мировой Войны сложилась рыночная экономика, добились гораздо больших успехов при переходе к рынку, чем Болгария и Румыния, не говоря уж об Албании.
Создание рыночных институтов в странах Центральной и Восточной Европы осуществлялась в результате переплетения как эволюционного (градуалистического), так и радикального (шокового) вариантов преобразования. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии.
Наибольшие результаты создания основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в центрально-европейских странах - Венгрии, Польши, Словении, Чехии. Гораздо медленнее и с огромными трудностями происходит переход к рынку в странах Балканского региона - Албании, Болгарии, Румынии, республиках бывшей Югославии. Но при всех различиях в странах Центральной и Восточной Европы утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованная планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный дефицит.
В ходе рыночных реформ в 90-е гг. преобладали 3 главных направления: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация.
2.3 Динамика основных показателей в странах Центральной и
Восточной Европы

Удельный вес рассматриваемых стран в мировом ВВП в середине 90-х гг. составил 2-2,5%. В мировом экспорте региону отводится 3,4%, в мировом импорте - 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.