На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Личность в группе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: «Личность  в группе» 

    Содержание 

Введение            3
1. Социальная  природа личности          4
2. Понятие малой  группы и ее характеристики      10
3. Влияние группы  на поведение личности       13
Заключение           22
Список литературы          23
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Основанием  качеств человека является социальная  система. В этой системе существуют  все связи и отношения человека  с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия  его существования и развития. Человек является компонентом  социальной системы. Его принадлежность  к этой системе определяет  социальные качества человека. Эти  качества выражают его родовую  сущность. Проявления этих качеств  многообразны. Это многообразие  выявляется в психологических  особенностях индивидов, групп,  социально-психологических феноменах.  Социальные качества человека  существуют как целостная система.
    Особое  внимание к проблемам межличностного  взаимодействия обусловлено их  ролью в формировании личности, развитии общественных отношений.  В силу специфики своего воздействия  на личность, общение является  важнейшим фактором духовного  развития общества. Личность существует  в пространстве разнообразных  характерных для общества отношений.  Имея сознание, человек ориентируется  в сложной системе взаимоотношений,  вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. В каждом обществе откладывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между людьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на общение. Малая группа и межличностные отношения характеризуют ближайшее социальное окружение человека.
    Таким  образом, существует уровень,  без познания которого социальная  картина общества останется неполной. Это личность и ее место  в группе, межличностные отношения,  характеризующие ближайшее социальное  окружение человека.
    Цель  контрольной работы: изучение особенностей  взаимодействия личности и группы.
1. Социальная  природа личности 

      Личностью в психологии называется  системное социально-психологическое  качество человека, формирующееся  и развивающееся у него в  процессе жизни в обществе  по мере освоения разных видов  деятельности и общения. Личность  существует в пространстве разнообразных  характерных для общества отношений.  Имея сознание, человек ориентируется  в сложной системе взаимоотношений,  вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач [4; с. 19].
      Мотивационная функция деятельности  и общения реализуется в виде  побуждений, влечений, желаний, направленности  благодаря таким компонентам  личности, как потребности, мотивы, интересы.
      Ориентировка в жизни, особенно  в людях, в том числе в  самом себе, в межличностных отношениях, возможна благодаря познавательным  процессам и выявляется не  только в понятиях, суждениях,  представлениях и умозаключениях, но и в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация  поведения человека, программирование  его деятельности и общения  связаны с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит не только благодаря темпераменту и характеру, но и притязаниям и самооценке личности.
      Определение личности как субъекта  звучит так: “Личностью является  конкретный человек как носитель  сознания. Как только у ребенка  начинает появляться сознание, он  начинает становиться личностью.  Чем полнее у человека развито  сознание и его высшая Форма  самосознание, тем полнее и ярче  развита его личность. Психические  болезни являются одновременно  и болезнями сознания, и болезнями  личности. Нарушая различные стороны  сознания, они тем самым разрушают  личность” [2; с. 37].
      Все остальные определения личности, ее свойств, отношений и структур  являются, согласно этой точке  зрения, производными от определения  личности как носителя сознания - субъекта. Среди них отмечается  понятие “я”. “Иногда понятия “личность” и “я” отождествляются, с чем, однако, согласиться нельзя. “Личность” - понятие более широкое, а “я” связано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания” [2; с. 38].
      Определение личности посредством  понятия субъекта позволяет выделить  комплекс важных характеристик  личности. Однако сама трактовка  субъекта как носителя сознания  ограничивает не только понятие  субъекта, но и личности, поскольку  исключает из сферы ее психического  развития бессознательные или  несознаваемые переживания, мотивы, установки и т.д. Впрочем, даже  и при таком расширении понятия  личности оно не исчерпывается  лишь психологическими характеристиками, поскольку ее статус и социальные  функции сами являются определителями  этих характеристик.
      Личность как общественный индивид  всегда выполняет определенную  совокупность общественных функций.  Каждая из этих функций осуществляется  путем своеобразного общественного  поведения, строится в виде  известных процедур поощрения  и обусловливающих их мотиваций.  Эти процедуры, мотивы и общественные  функции личности в целом детерминированы  нормами морали, права и другими  явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные  эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса. Деятельность (труд, общение и познание, игра и учение, спорт и самодеятельность разных видов) осуществляется лишь в системе этих связей и взаимозависимостей. Поэтому субъект деятельности - личность и характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.
      Говоря о том, что субъект  деятельности - личность, мы должны  иметь в виду, что оба эти  определения человека взаимосвязаны  в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность  образуется и развивается посредством  определенных деятельностей в  обществе. Именно личность, а не  организм человека, не природный  индивид, рассматриваемый в сфере  биологических законов, - носитель  свойств человека как субъекта. Поэтому для обнаружения этих  свойств необходимо исследовать  человека как личность в системе  общественных отношений.
      Сложнейшая целостная структура  человека как субъекта раскрывается  лишь на социальном уровне  развития человека как личности. Уровень активности человека  и социальный уровень его существования в общем совпадают. Однако уже из противоречия между развитием деятельности и реальным положением человека в обществе видно, что совпадение субъекта и личности относительно. Больше того, именно расхождение между ними' составляет главнейшую психологическую форму человеческой истории. Ранг личности, ее масштаб и роль в классовом антагонистическом обществе определяются множеством факторов, не имеющих никакого отношения к продуктивности основных деятельностей [3; с. 42].
      Один из факторов обусловливающий  обособление в человеке личности  и субъекта, это позиции личности  в обществе, в сложной системе  иерархии отношений. Всякого рода  привилегии (сословные, расовые,  национальные, профессиональные и  т. д.) определяют престиж, репутацию  и популярность личности независимо  от ее личных свойств и вклада  в общественное развитие.
      Активность личности может выступать  и в форме использования этих  привилегий как средства воздействия  на других людей и присвоения  продуктов их деятельности силой  привилегий. В такой позиции свойства  субъекта не имеют какого-либо  значения для личности, объективно  формирующейся согласно экстремистской  и агрессивной стратегии присвоения  путем отчуждения продуктов деятельности  других людей, а подчас и  их потенциалов.
      Важно подчеркнуть, что в единой  структуре человека характеристика  субъекта деятельности в обществе, так или иначе взаимосвязана  с характеристиками человека  как личности, то есть члена  определенного общества, сословия, профессиональной группы и т.  д. 

      Личность как общественный индивид  не есть отдельная (саморегулирующаяся) система, не есть единичный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует общество  [4; с. 31].
      Такой структурной единицей, “элементом”  общества является не отдельный  человеческий индивид с его  отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные связи которой внутри нее и между другими группами, к обществу в целом создают коллектив.
      Каждая группа (малая или большая)  имеет структуру и инструкции, определяющие функции и роль  каждого ее представителя.
      Понятие человека не ограничивается  понятием личности, и, безусловно, прав был А.С. Maкaрeнкo, полагавший, что отношение личности к обществу осуществляется посредством коллектива, равно как и отношение общества к личности осуществляется через коллектив. Тем более если проводить такое ограничение последовательно, личность не входит в какие-либо связи с природой, абиотическими и биотическими факторами окружающей среды помимо тех или иных общественных функций по использованию или охране природных ресурсов общества [3; с. 45].
      Эстетическое отношение к природе  связано с общим типом общественных  отношений и нравственными идеалами  личности как члена определенного  класса, сословия, профессии и т.  д. Больше того, личность, непосредственно  связанная со структурой своей  группы и общества, не входит  в непосредственные связи и  с природой данного индивида, за исключением некоторых из  его свойств. К таким исключениям  можно отнести возрастно-половые  свойства при родной организации  человека. Поэтому личность является  только социальным образованием, объектом и субъектом исторического  процесса. Ни социологические, ни  биосоциальные концепции не могут раскрыть ее сущность и свойства, существующие в форме многообразных общественных отношений.
      Формирование личности путем  интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру.
Все сферы мотивации  и ценностей детерминированы  именно этим общественным становлением личности.
      Приведем ряд характеристик личности, ее основных параметров. Личность - прежде всего современник определенной  эпохи, и это определяет множество  ее социально-психологических свойств.  В той или иной эпохе личность  занимает определенное положение  в социальной структуре общества. Принадлежность личности к определенной  группе в социальной структуре  общества составляет другое основное  ее определение, с которым непосредственно  связано положение личности в  обществе. Отсюда также следуют  экономическое состояние и род  деятельности, политическое состояние  и род деятельности как субъекта  общественно-политической деятельности (как члена организации) правовое  строение и структура прав  и обязанностей личности как  гражданина, нравственное поведение  и сознание (структура духовных, ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется  и характеристикой ее движения  как сверстника определенного  поколения, семейной структурой  и положением ее в этой структуре  (как отца или матери, сына и  дочери и т. д.). Весьма существенной  характеристикой человека как  личности является ее национальная  принадлежность [1; с. 31].
      Таким образом, все перечисленные  выше характеристики личности  есть действительно характеристики  и общественных отношений и  функций, ими определяемых. Для  этих характеристик не всегда  существенны свойства человека  как субъекта и почти не  имеют значения природные свойства  человека как индивида. Любые  из них могут быть включены  в любые из социальных связей.
      Личность как общественный индивид  всегда выполняет определенную  совокупность общественных функций.  Каждая из них осуществляется  путем своеобразного общественного  поведения, строится в виде  известных процедур поведения  и обусловливающих их мотиваций.  Эти процедуры, мотивы и общественные  функции личности в целом детерминированы  нормами морали, права и другими  явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные  эталоны общественного поведения,  соответствующие классовому сознанию  господствующей идеологии.
В современной  зарубежной психологии личности и социальной психологии широко распространены представления  о личности как известном наборе ролей, которые она играет в обществе. Это представление превращает “роль” в первичный феномен личности, определяющий меру его из начального конфликта с обществом. На самом  деле конкретная “роль” личности запрограммирована, задана довольно жестко той общественной функцией, которую она со всей необходимостью выполняет в определенной социальной ситуации развития. Переход от одной  функции к другой, от одного уровня обязанностей и прав к другому совершается по мере накопления общественного опыта и возрастной эволюции.
      Каждое общество и государство регулируют эти переходы определенными возрастными индексами права: избирательного, трудового, уголовного и т. д. То, что почти всегда во всех системах законодательства, несмотря на их принципиальные классовые различия, не совпадают эти возрастные индексы (например, избирательного права, получения паспорта, уголовной ответственности, разные меры определения трудоспособности рабочих, подростков и молодых людей), свидетельствует об учете неравномерного характера развития “ролей” личности одного и того же формирующегося человека [8; с. 52].
      Кроме возрастных индексов, характеризующих  нижние пределы правоспособности, трудоспособности человека, существуют  верхние пределы в смене “ролей”  личности. Все это важные моменты  развития человека как общественного  индивида, участвующего в различных  социальных структурах, но находящегося  всегда в определенной фазе  психофизиологического развития. 

    2. Понятие  малой группы и ее характеристики 

    Малой  группой называют небольшое число  людей, которые хорошо знают  друг друга и постоянно взаимодействуют  между собой [5; с. 197]
    Малую  группу называют еще первичной,  контактной, неформальной. Термин "малая  группа" более распространен,  чем "первичная группа".
    Известны  следующие определения малой  группы:
    Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
    Р.  Мертон: малой группой называется  совокупность людей, которые определенным  образом взаимодействуют друг  с другом, осознают свою принадлежность  к ней и считаются членами  данной группы с точки зрения  других.
    Р.  Бейлз: малая группа - это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
    Количество  определений малой группы в  литературе приближается к ста.  При знакомстве с ними обращает  внимание их составной характер: как правило, в каждом из  них соединяется несколько признаков  изучаемого явления. Чаще всего  ученые указывают на следующие  признаки малой группы:
    1. Ограниченное  число членов группы. Верхний  предел составляет 20 человек, нижний - 2. Если группа превышает "критическую  массу", то распадается на подгруппы,  клики, фракции. Согласно статистическим  расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.
    2. Стабильность  состава. Малая группа, в отличие  от большой, держится на индивидуальной  неповторимости и незаменимости  участников.
    3. Внутренняя  структура. Она включает систему  неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.
    4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек - 11, а в группе из 7 - 120 связей.
    5. Чем  меньше по размерам группа, тем  интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще  отношения теряют личностный  характер, формализуются и перестают  удовлетворять членов группы. В  группе из 5 человек ее члены  получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5-7 человек считается оптимальной.
    6. Размеры  группы зависят от характера  деятельности группы. Финансовые  комитеты крупных банков, отвечающие  за конкретные действия, обычно  состоят из 6-7 человек, а парламентские  комитеты, занятые теоретическим  обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.
    7. Принадлежность  к группе побуждается надеждой  найти в ней удовлетворение  личных запросов. Малая группа, в  отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.
     8. Взаимодействие в группе лишь  тогда устойчивое, когда оно сопровождается  взаимным подкреплением участвующих  в нем людей. Чем значительнее  индивидуальный вклад в успех  группы, тем сильнее стимулируются  другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.
    9. Группа  предоставляет каждому максимум  доступных преимуществ, поскольку  являет собой объединение равно  полезных друг другу индивидов.  Каждый из них получает от  пребывания в данной группе  больше пользы, чем в любой  другой [5; с. 199-200].
    Чем  чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства.  Возникает своеобразный эффект  накопления, имеющий вид спирали:  задания стимулируют взаимодействие, которое укрепляет взаимные чувства,  а те в свою очередь мотивируют  людей к дальнейшему сотрудничеству.
    Постепенно  в малой группе возникают собственные  нормы и этикет поведения, называемые  неформальными (неписаные нормы). В них аккумулирован прошлый  опыт группы. Такие нормы ценятся  очень высоко и нередко соблюдаются  с большим прилежанием, нежели  формальные (должностные обязанности). Чем более сплочена группа, тем  лучше выполняются неформальные  нормы, и тем притягательнее  группа для индивидов. По отношению  к нарушителям применяются неформальные  негативные санкции.
    Открытие  группового феномена произвело  в мировой науке подлинную  революцию. Наука обогатилась  множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В  них описывались такие явления,  как межличностная коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая  солидарность и сплоченность, первичные  отношения, социальная дистанция,  символическое значение, конфликт  ролей, идентификация, персонификация  и многие другие.
      Малая группа послужила соединительным  мостиком между индивидом, большими  группами и обществом, которого  науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология - пограничная дисциплина между психологией и социологией.
    Структура  группы определяет характер ее  динамики и в свою очередь  определяется ею. Исследование динамических  процессов, протекающих в данный  отрезок времени и знаменующих  собой движение группы от одной  стадии развития к другой, получило  название групповой динамики. Как  самостоятельное, по преимуществу  прикладное, направление она сложилась  в середине 40-х годов под влиянием  работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейлза и других. В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и целей. 

3. Влияние группы  на поведение личности 

    В  социальной психологии существует  множество теорий, описывающих поведение  личности в процессе межличностное  взаимодействия. К ним относятся:  бихевиоризм, теория обмена (справедливости), символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, теория игр.
    Бихевиоризм  (дословный перевод термина - наука  о поведении) имеет в своей  основе экспериментальное изучение  животных. Его родоначальниками  считаются Э. Трондайк, Дж. Уотсон, сильное влияние на которых оказали труды: известных русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Бихевиоризм отказывается от непосредственного изучения сознания. Его представители изучают человеческое поведение по схеме «стимул - реакция». На первый план, таким образом, выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, наступает закрепление данной поведенческой реакции. Отсюда следует, что манипулируя внешними раздражителями можно добиться любых нужных форм социального поведения человека. В рамках такого подхода игнорировались не только врожденные задатки, но и уникальный жизненный опыт личности, ее установки, убеждения.
    Вместе  с тем, бихевиоризм оказал существенное  влияние на психологию, социологию, менеджмент. Под его влиянием  сформировались некоторые школы  управления, в частности, административная  школа, представителями которой  являются Ф. Тейлор, Ф. Гильберт, А. Файоль, школа «человеческих отношений» - М.П. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу. Важной задачей является изучение и адаптация отдельных положений этих теорий к условиям управления деятельностью персонала предприятия.
    Развитием  бихевиоризма является необихевиоризм, который представляют Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Хоманс. Традиционная схема «стимул - реакция» здесь усложняется введением промежуточных переменных.
    С  точки зрения управленческого  общения наибольший интерес представляет  теория обмена Дж. Хоманса, согласно которой люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать взаимодействие с другими людьми устойчивым и приятным. Поведение человека во время контакта с другими людьми (т.е. взаимодействие) определяется тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Эта теория опирается на следующие принципы:
    а)  чем больше вознаграждается определенный  тип поведения, тем чаще он  будет повторяться;
    б)  если вознаграждение за определенный  тип  поведения зависит от  каких-то условий, человек стремится  воссоздать их;
    в)  если вознаграждение велико, человек  готов  затратить больше усилий  ради его получения;
    г)  когда потребности человека близки  к насыщению, он прилагает меньшие  усилия для их удовлетворения [5; с. 243].
    Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. С помощью его теории может быть описано и взаимодействие руководителя и подчиненного в управлении.
    С  теорией обмена перекликается  и развивает ее, так называемая, теория справедливости, которую  представляют, в частности, Р.  Хьюсман, Дж. Хэтфилд. В анализе взаимодействия людей они исходят из следующих аксиом:
    1. Люди  оценивают свои взаимоотношения  с другими путем сравнения  того, что они вкладывают и  того, что получают взамен. В результате  оценки может быть одна из  трех ситуаций:
    а) они приходят к выводу, что их недооценивают, т.е. они вкладывают больше, чем получают;
    б)  они ощущают, что их переоценивают  - получают больше, чем вкладывают;
    в)  вклад оказывается равным отдаче - в этом случае взаимодействие  оценивается как справедливое.
    2. Неэквивалентность  вклада и отдачи приводит к  возникновению беспокойства, переживаний.  Переоценка вызывает чувство  вины, недооценка заставляет людей  испытывать обиду. Люди, которые  считают себя недооцененными, значительно  меньше удовлетворены работой.
    3. Люди, неудовлетворенные своими взаимоотношениями  из-за низкой отдачи, стремятся  восстановить справедливость:
    а)  путем уменьшения своего вклада:
    - опаздывая  на работу,
    - сокращая  объем выполняемой работы,
    - уклоняясь  от выполнения работы,  «имитируя»  деятельность;
    б)  добиваясь большей отдачи, требуя:
    - увеличения  зарплаты, премий,
    - продвижения  по службе,
    - улучшения  условий труда;
    в)  прекращая взаимоотношения (увольнение).  Вместе с тем, не все люди  одинаково относятся к разнице  вклада и отдачи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.