На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Творческие работы на уроках литературного чтения как одно из средств коррекции читательских умений у обучающихся в начальной школе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский педагогический колледж №1 имени А. С. Макаренко» 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Творческие работы на уроках литературного чтения как одно из средств коррекции читательских умений у обучающихся в начальной школе» 
 
 
 
 
 

Студентка:
Лизюра Любовь Викторовна
Специальность 050715
коррекционная педагогика в начальном образовании
курс5, группа503
Руководитель:
Сумина Евгения Иосифовна
Форма обучения очная
2011 

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Литературное чтение в начальной
школе………………………………………………………………………………5
1.1 Курс литературного чтения в начальной школе…………………………….5
1.2. Уроки литературного чтения……… ………………………………………..8
ГЛАВА 2. Творческие работы на уроках литературного
чтения…………………………………………………………………………….13
2.1.Виды творческих работ……………………………………………………..13
      Творческие работы как средство коррекции читательских умений у детей ………………………………………………………………………21
ГЛАВА 3. Развитие читательских умений на уроках литературного чтения у обучающихся в школе…………………………………………………………..25
3.1 База исследования…………………………………………………………...25
3.2. Психолого – педагогическое обследование уровня развития речевой деятельности учащихся……………………………………………………….…26
3.3. Проектирование педагогической деятельности, направленной на развитие и коррекцию читательских умений у обучающихся в начальной школе…………………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Литература как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей, именно в школе нужно сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способности к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.
На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную.  Учитель сам должен понимать, что литература - это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М. А. Рыбникова). Проблемами развития уроков чтения занимались многие ученые, такие как Л.С. Выгодский, Л. Н Ефименкова, М. Р. Львов, Д. Б. Эльконин, Т. Н. Казаева,  Е. В.Николаева,  они придавали урокам чтения особое значение, главной задачей которого, является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Л. С. Выгодский считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников. Именно на этих теоретических основаниях выстроены учебно -методический комплекты «Литературное чтение». В основу положена система нравственного и эстетического воспитания на уроках. Во многих учебниках помещены репродукции картин художников, все тексты имеют глубокое нравственное содержание.
Деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие самостоятельности, творчества учеников. Творческая деятельность должна взволновать ребенка, вызвать потребность самовыражения. Занимаясь творчеством, ученик если и не будет художником, то научиться лучше понимать произведения искусства. Одной из форм работы на уроках литературного чтения являются творческие работы. Все это послужило выбором темы исследования «Творческие работы на уроках литературного чтения как одно из средств коррекции читательских умений у обучающихся в начальной школе».
Объект исследования – уроки литературного чтения.
Предмет исследования – организация творческих работ как средства коррекции читательских умений на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить возможности развития читательских умений с помощью творческих работ, как средства коррекции читательских умений, на уроках литературного чтения у обучающихся в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной и методической литературы;
2.Охарактеризовать виды творческих работ;
3. Раскрыть роль творческих работ как средства коррекции читательских умений на уроках литературного чтения.
4. Провести психолого – педагогическое обследование с целью выявления уровня читательских умений.
5. Разработать и осуществить на практике план педагогической работы для повышения уровня развития читательских умений. 

Практическая часть исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ленинской средней общеобразовательной школе №6 (Новосибирская область).
Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности обучающихся.   
 
 
 

Глава 1. Литературное чтение в начальной школе

 
      Курс литературного чтения в начальной школе
 
Первый год обучения литературному чтению  - самый важный, поскольку научившиеся читать дети в короткий послебукварный период должны открыть для себя художественный текст как особый способ изображения деятельности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях и, в конечном итоге о себе. В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном произведении, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя идею. 

В конце первого года обучения учащиеся должны:
    осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (темп чтения ориентировочно 25-30слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной словобуквенной структурой;
    ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
    понимать фактическое содержание текста;
    отвечать на вопросы по содержанию текста;
    выделять события, видеть их последовательность в произведении;
    подробно пересказывать небольшие по объему тексты;
    пользоваться словарями учебника;
    выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
    овладеть следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.
 
Второй год  обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях и читательских умениях первого класса, но представления учащихся о природе художественного текста, о способах создания художественного образа в произведениях разных родов и жанров расширяются и углубляются. В этом учебном году сохраняется проблемно - тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственным проблем, связанных с детством, школой, друзьями, родными и природой. Работа над текстом направляется ответами на два ключевых вопроса: «Что читаем? Как изображено?»  

В конце второго  года обучения учащиеся должны:
    осознанно читать вслух (темп чтения ориентировочно 35-55слов в минуту) или про себя (45- 65 слов в минуту);
    находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
    делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
    выделять главную мысль прочитанного произведения;
    определять тему произведения;
    сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
    отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
    составлять описание природы, предметов;
    пересказать текст подробно и выборочно;
    высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
    выразительно читать диалоги, читать по ролям.
 
Третий год обучения выстроен на основе родо- жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через углубление и расширение представлений учащихся о жанрах: миф, былина, сказка, сказ, басня, рассказ, пьеса. Ученики — читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся переживать в своем выразительном чтении сложное переживание и развитие чувства, соотносить зрительный образ с чувственным, образ - переживание - с главной мыслью произведения.
В конце третьего года обучения учащиеся должны:
    читать вслух ориентировочно 60-70 слов в минуту, про себя на 20-30 слов больше;
    менять темп и способ чтения в зависимости от задач;
    уметь пересказывать текст кратко с его творческой обработкой;
    различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину,     сказку, басню;
    объяснять и оценивать поступки героев произведения, мотивировать свою личностную оценку;
    передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины.
 
Четвертый год  обучения является заключительным в  начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного  образования детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребенка определяет содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.
В конце четвертого курса обучения учащиеся должны:
    осознано и выразительно читать художественные произведения разных литературных жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом;
    пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;
    вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка, развитие действия, развязка), определить идею произведения;
    самостоятельно составлять характеристику литературного героя;
    определять в тексте авторскую позицию, осознавать свое отношение к ней;
    предавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;
    самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;
    сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;
    писать изложения и сочинения с элементами рассуждений, уметь описать предмет или картину природы;
    писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;
    писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник.
 
Таким образом, при освоении программы обучающиеся  в начальной школе получают необходимые  знания и умения способствующие дальнейшему  успешному обучению в среднем  звене. 

1.2.   Уроки литературного чтения 

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. 

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения ее теории и практики анализа художественного текста.
Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного материала «Литературное чтение». Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно - эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного восприятия личности ребенка, его воспитание.
Задачи данного курса:
    освоение учениками - читателями нравственных ценностей,         содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности;
    ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров;
    развитие речевого навыка учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;
    развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи;
 
Решение этих задач зависит от уровня сформированности у ребенка навыка чтения. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении букваря. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком
механизма чтения, развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения, особенно такого, как осознанность.
Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно - значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его места в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка — основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Оценивая поступки литературных героев, ученик - читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений. Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках литературного чтения выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и его свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма.
Глубокому освоению учениками — читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включенные в круг чтения детей, а так же система вопросов и заданий, обращенная прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребенка. Поэтому в число программных произведений входят не только обязательные классические тексты русской и зарубежной литературы, но и произведения современных поэтов и писателей, многие из которых также уже стали классикой детской литературы.
Решение задач литературного образования учащихся предопределяет в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы и формирования у учеников - читателей навыков полноценного чтения и анализа художественного текста, поскольку нравственно - эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение и извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Поэтому в основу построения курса литературного чтения заложено требование , «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в построении, жанрах, выразительных средствах». Это определяет практическую направленность курса литературного чтения. Все, что узнают учащиеся, они извлекают их текста в процессе усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятий аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учащихся. В начальной школе формируются представления об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа. 
 

Таким образом,  на уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения,  развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения. Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы на уроках литературного чтения развивают речевую деятельность учащихся, обогащают их словарный запас. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Творческие работы на уроках литературного чтения 

2.1. Виды  творческих работ 

Творчество — способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Творческие возможности зависят не только от умственных способностей, но и от определенных черт характера. Истоки творческих сил человечества восходят к детству — к той поре, когда творческие проявления во многом не произвольны и жизненно необходимы.
Если в раннем возрасте процесс творчества ярче всего выражается в рисовании - любимом занятии детей раннего школьного возраста, то для более старших школьников самым характерным становится литературное творчество. Для «словесного рисования» нужен жизненный опыт, запас личных переживаний, умение анализировать отношения между людьми. Ребенок раннего возраста еще не обладает ни опытом, ни умениями, и поэтому литературному творчеству его надо учить. Основная трудность младших школьников заключается в том, что они не могут правильно выразить свои мысли, свое мнение, понимание знание письменной речи. Письменное выражение их мыслей и чувств значительно отстает от способностей выражать их словесно. В этом и должен помочь детям учитель.
Одна из причин неумения облечь свою мысль в слово - это бедный словарный запас. Обогащение словарного запаса необходимо для развития читательских способностей учащихся.
Творческие работы по развитию читательских умений учащихся в начальной школе.
Развитие чтения у детей - одна из важнейших задач учителя. Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Решению этой проблемы, а так же успешному освоению учебников во многом помогают разные виды творческих работ по развитию читательских умений учащихся:
    составление вопросов по содержанию текста;
    придумывание рифмы, сочинение стишков, загадок, сказок, считалок и дразнилок;
    иллюстрирование отрывков из произведений;
    создание декораций к произведениям, спектаклям;
    рисование географической карты по содержанию произведения;
    составление кроссвордов;
    выбор слов из текста и расположение их в заданном порядке;
    написание аннотации к произведению;
    составление словаря непонятных и устаревших слов.
 
Творческих заданий гораздо больше, хотелось бы обратить внимание на необходимость некоторых видов заданий. Вид творческой работы — составление вопросов по содержанию текста: дети составляют вопросы. Например, читая в учебнике второго класса сказку В. Одоевского «Мороз Иванович» можно увидеть следующее задание:
«Пусть каждый из вас придумает по два самых интересных и трудных вопроса к сказке. Можно устроить конкурс на самый интересный вопрос.
Дети, выполняя это задание, с большой ответственностью относятся к словам «самых интересных и трудных». Более того, им нравится не только сочинять трудные вопросы, но и отвечать на них. Такое задание может даваться позже много раз, и его проверка превращается в познавательную игру «Вопросы -ответы». Игрокам нужно очень хорошо знать содержание текста, ведь без этого не придумаешь трудного вопроса и не ответишь на него, уметь четко выразить свою мысль, облечь ее в форму вопроса и правильно его записать. Этот вид работы стимулирует у детей желание читать вдумчиво. Не менее интересными были задания придумать рифму, сочинить стихотворение, загадку, считалку, дразнилку. На первый взгляд кажется, что задание очень сложное, но за рифмой и размером стихотворения начинается наблюдение еще в период работы по «Азбуке». Помогают этому задания типа «Доскажи словечко».
Также хотелось бы остановиться на таких видах работ, как иллюстрирование отрывков текста, их инсценирование, создание декорации к спектаклю, костюмов героев, рисование диафильма или географической карты по произведению. В таких заданиях обычно учителя просят либо подписать рисунок, либо выписать цитату из произведения, которая подходит к данной иллюстрации.
Эта работа считается интересной для детей и важной для понимания содержания текста. Ребенок думает, что это очень просто: надо всего лишь нарисовать и подписать то что нарисовал, не понимая при этом, что для выполнения этой творческой работы надо хорошо знать содержание текста (а значит прочитать текст несколько раз), продумать рисунок, нарисовать его, а затем найти наиболее подходящее предложение чтобы иллюстрировать подписать (а значит еще раз прочитать отрывок). Все это не так просто. Ученик получает удовольствие от своей работы, учитель получает удовольствие от его вдумчивой работы над текстом. Рисуя и подбирая к рисункам подписи, дети вновь прочувствуют текст, научаться лучше понимать его, прислушиваться и присматриваться к нему, поймут что значит выражение «писатель - художник слова». 

Творческие работы по развитию читательских умений представленные в разных учебниках по литературному чтению:
«Родная речь» Л. Ф. Климанова 2класс.
Сказка «Лиса и Тетерев». Задание: Опиши характер тетерева своими
словами. Разыграй диалог лисы и тетерева как в театре:
сначала подумай, какими голосам надо читать слова лисы или тетерева;
определи основные мысли которые надо выделить голосом. 
 

И. Пивоварова
Стихотворение «Здравствуй, ...»
Задание: Подготовься прочитать стихотворение с разной интонацией. Сначала за весну, которая рада зеленной травке. Затем за зиму, которая хочет унести песенку весны с собой. 

С. Есенин
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду
придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему «Осень»;
попробуй сам составить вопросы к стихотворению. 

М. Пришвин «Осеннее утро»
нарисуй картину к произведению. Что ты изобразишь? 

И. А. Крылов «стрекоза и муравей»
разыграй с соседом по парте диалог Стрекозы и Муравья; 

«В одном счастливом детстве» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
Книга для чтения в 3 классе.
Очень интересная творческая работа, представлена в виде ребуса, так же можно использовать перевод текстов с птичьей, цветочной азбуки.  

Э. Успенский «Школа клоунов»
расшифруй письмо клоуна Сани;
попробуй сам нарисовать письмо. 

«Литературное чтение» Чуракова Н. А.
Система единых условных обозначений комплекта. Интрига учебника (Маша, Миша, Ученый Кот, Гостеприимный Барсук и т. д.) сопоставление мнений героев. 

В состав данного комплекта входят следующие творческие работы: поход в «Музейный Дом»(с первого класса);
напиши нам письмо(переписка с героями учебников - клуб «Ключ и Заря», город Москва;
работа с рамкой;
слушаем музыкальное произведение (с третьего класса);
работа с лупой. 

Система творческих работ в учебниках литературного чтения способствует решению одной из самых актуальных проблем в современной начальной школе - развитию речи учащихся, развитию их читательских навыков. Так же творческие задания помогают учащимся обогатить свой словарный запас, что приводит к развитию литературных способностей учащихся. Помогают пробудить творческую фантазию детей.
Так же  существует большое количество творческих заданий по развитию читательских умений, не включенных в учебники по литературному чтению.
Это различные игры, загадки, упражнения, которые помогают детям развивать навыки чтения, например:
Упражнение «Топ – хлоп».
На уроке можно использовать в виде физкультминутки.
«Сейчас я буду называть вам слова,  когда услышите в слове звук  К, хлопните  в ладоши Если услышите в слове звук Г – топните». 
 
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Слова: 
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
 

Упражнение «Путаница».
«Послушайте внимательно  стихотворение:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.