На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Импортный таможенный тариф России и Таможенного союза

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Таможенное дело и коммерция» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и Таможенной стоимости»
Тема: « Импортный таможенный тариф России и Таможенного союза»
Выполнил: студент группы Э-3778в                       Зырянов Александр Фёдорович       
Руководитель: канд. экон. наук, доцент                 Салийчук Василий Филиппович 
 
 

Дата защиты:
Оценка:                          
     
Курган 2011
    Содержание:
    Введение 
      Таможенный тариф как основа регулирования внешнеторговой деятельности.
      Таможенный тариф страны: содержание, ставки, инструменты.
      Виды таможенных тарифов.
      Таможенный тариф Российской Федерации: особенности, ставки, многоколонность.
      Единый таможенный тариф Таможенного Союза: содержание, особенности.
 
    Заключение
    Список  использованных источников
    Приложения 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993г. и вступления в силу с 1 июля 1993г. Закона РФ «О Таможенном тарифе» усилило роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление  порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. Вопросы таможенно-тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы.
     Целью данной курсовой работы является анализ Таможенного тарифа как инструмента торговой политики, Таможенного тарифа Российской Федерации и Таможенного тарифа Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации).
     Данная  цель предполагает рассмотрение следующих задач:
1. Рассмотреть таможенный тариф как основу регулирования внешнеторговой деятельности;
2. Рассмотреть виды таможенных тарифов;
3. Рассмотреть таможенный тариф Российской Федерации, его особенности, ставки, многоколонность;
4. Рассмотреть таможенный тариф Таможенного Союза, его содержание и особенности.
     Структура данной курсовой работы состоит из трех глав основной части, так же введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
     В процессе данной работы будут использованы нормативные документы, книги, учебные  пособия, журналы, ресурсы интернета. 

     I. Таможенный тариф как основа регулирования внешнеторговой деятельности.
     1.Таможенный тариф страны: содержание, ставки, инструменты.
     Таможенно-тарифное регулирование  (ТТР) - это процесс  воздействия государства на различные  параметры внешней торговли  с  помощью таможенного тарифа и  системы таможенных пошлин.
     Таможенно-тарифное регулирование, как известно, является важнейшим способом государственного регулирования внешней торговли страны, ее экспортно-импортных операций с зарубежными контрагентами. [13]
     Субъектом регулирования выступает государство  как носитель таможенного суверенитета на своей таможенной территории. Функции  регулирования выполняют высшие органы государственной власти. Это, в первую очередь, относится к  Правительству как органу высшей исполнительной власти в стране.
     Таможенно-тарифное регулирование – это  процесс  государственного воздействия на различные  параметры внешнеторгового обмена с помощью таможенного тарифа и системы таможенных пошлин. [13]
     Тарифное  регулирование как форма  государственного воздействия на внешнеторговые процессы обладает известной спецификой, определенными  особенностями.
     Во-первых, это особый способ государственного регулирования внешнеторговых операций, наряду с мерами нетарифного регулирования, мерами экономической политики, налогообложением внешней торговли.
     Во-вторых, таможенный тариф представляет собой  механизм именно экономического регулирования  внешней торговли. Его важнейшим  компонентом является система таможенных пошлин или специфических платежей, взимаемых при пересечении таможенной границы государства.
     В-третьих, принято считать, что тарифное регулирование  – это якобы метод налогового регулирования внешней торговли. По-видимому, в этом есть доля истины. Вместе с тем между налогами и таможенными пошлинами имеются не только признаки сходства, но и целая серия признаков различия.
     В-четвертых, тарифное регулирование – это  способ косвенного, опосредованного  воздействия государства на параметры  внешнеторговых потоков страны. Воздействие  происходит через изменение ценовых  параметров экспорта и импорта с  помощью таможенной пошлины как  специальной ценовой надбавки, повышающей конечные продажные цены ввозимых  или вывозимых товаров.
     В-пятых, оно применяется в общей системе  мер государственного регулирования  внешней торговли. В рамках данной системы инструменты тарифного  регулирования могут и должны взаимодействовать с мерами нетарифного  регулирования, и, в частности, с  квотированием и контингентированием. Они могут взаимно  дополнять  или даже частично замещать друг друга  в процессе регулирующего воздействия  на какие-либо внешнеторговые операции. [13]
     Таможенно-тарифное регулирование (ТТР) имеет жесткое  обособленное содержание, отличается от налогового и не тарифного регулирования.
     Важнейшим инструментом ТТР считается таможенный тариф. Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, облагаемых (и не облагаемых) таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара. 
     Инструменты ТТР:
    Таможенный тариф государства.
    Система таможенных пошлин.
    Ставки таможенных пошлин.
    Товарная номенклатура (классификатор товаров)
    Сезонные таможенные пошлины.
    Тарифная квота.
    Тарифные контингенты.
    Временные ставки таможенных пошлин.
    Особые таможенные пошлины (антидемпинговые,  компенсационные, специальные)
    Тарифные преференции (преимущества).
    Тарифные льготы.
    Тарифные изъятия.
    Порядок контроля таможенной стоимости как базы для расчета таможенных пошлин и таможенных платежей.
     Следует понимать, что любые инструменты  тарифного регулирования имеют  определенную сферу своего применения. Чаще всего такой сферой является таможенная территория какого-либо государства. В отдельных случаях сферой тарифного  воздействия может стать единая (объединенная) таможенная территория группы стран, входящих в состав таможенного  или экономического союза. [13]
     Важнейшее значение имеет вопрос об объектах тарифного воздействия. Его выбор  в конкретных условиях – это, безусловно, право государства как регулирующего  субъекта. В качестве таких объектов в различных и в разные периоды  времени могут выступать:
    Объем и цена экспорта;
    Структура импорта  (натурально-вещественная, страновая, по товарным группам);
    Объем импорта;
    Импортные цены;
    Структура экспорта;
    Оборот внешней торговли по конкретному товару;
    Внешнеторговое сальдо и т.п.
     Можно выделить следующие цели таможенно-тарифного  регулирования:
    Рационализация товарной структуры Импорта на Единой Таможенной Территории Таможенного Союза (ЕТТ ТС)
    Защита национальной экономики группы стран, от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
    Обеспечение базовых условий для эффективной интеграции России (ТС) в мировую экономику.
    Формирование условий для прогрессивных изменений структуры производства и потребления РФ и стран ТС. [13]
     Однако  здесь речь идет о целях стратегических, долгосрочных. Между тем тарифное регулирование – это форма  оперативного регулирования внешнеторговых процессов. Поэтому оно также  реализует формулируемые законодателем  цели как среднесрочном, так и  в краткосрочном периодах. Назовем  хотя бы некоторые из таких целей:
    Оптимизация структуры внешнеторгового баланса, его сальдо;
    Предотвращение избыточного импорта определенных товаров;
    Оптимизация платежного баланса страны;
    Насыщение внутреннего рынка отечественными и импортными товарами;
    Ограничение (стимулирование) импорта или экспорта сезонных товаров и др.
    Можно выделить сферу применения таможенно-тарифного  регулирования:
    Национальная таможенная территория.
    Единая таможенная территория таможенного союза (ЕТТ ТС).
    Единая таможенная территория стран общего рынка.
    Единая таможенная территория стран входящих в экономический союз. [13]
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.  Виды таможенных  тарифов.
     В мировой практике государственного регулирования внешней торговли применяется множество видов  таможенных тарифов. Их выбор полностью  находится в компетенции государства  как регулирующего субъекта, как  носителя таможенного суверенитета на территории определённой страны. [13]
     Выделяют  следующие виды таможенных тарифов:
    - одноколонные  и двухколонные;
    - многоколонные  [приложение];
    - экспортный  и импортный тарифы;
    - транзитный;
    - автономный;
    - конвенционный;
    - интегрированный  тариф;
    - тарный  тариф;
    - запретительный таможенный тариф.
    Выбор и использование указанных тарифов  может определяться следующими
обстоятельствами:
     - цели и тип внешнеторговой  политики государства;
     - международные обязательства страны  в области внешней торговли;
     - степень насыщения внутреннего  рынка;
     - конкурентоспособность отечественных  товаров на внутреннем и внешнем  рынка;
     - наличие демпинговой торговли;
     - субсидирование иностранного экспорта  государствами-экспортёрами;
     - дискриминационные действия других  стран-импортёров;
     - направленность внешнеторговых  товаропотоков;
     - вид внешнеторговой операции;
     - участие в таможенных или экономических  союзах;
     - состояние баланса внешней торговли;
     - объём и характер экспорта (импорта)  определённых товаров и т.д. [13]
     В случаи если государство использует тариф для регулирования ввоза  товаров, его называют импортным, если для регулирующего воздействия  на вывоз товаров – экспортным тарифом страны.
     Итак, таможенные тарифы – это сложная  субординированная система инструментов воздействия на различные параметры  внешней торговли страны.
     Причем  более сложной эта система  представляла в структуре импортного тарифа, более простой по количеству элементов – в составе тарифа экспортного.
     Назовём в связи с этим важнейшие методы тарифного регулирования внешней  торговли:
     - изменение ставок экспортных  таможенных пошлин;
     - изменение ставок импортных пошлин;
     - замена одних видов ставок  на другие (адвалорные на специфические,  адвалорные на комбинированные  и т.д.);
     - замена одних видов таможенных  пошлин на другие (заградительной  на фискальную, автономной на  конвенциональную, заградительной  на антидемпинговую и т.д.);
     - предоставление (отмена) режима наибольшего  благоприятствования (РНБ);
     - применение (отмена) сезонных пошлин;
     - введение тарифных контингентов;
     - применение компенсационных таможенных  пошлин;
     - применение специальных (в т.ч.  и предварительных) пошлин;
     - изменение списков стран - пользователей  РНБ;
     - изменение списков наименее развитых  и развивающихся стран;
     По  количеству колонок, а значит, ставок таможенной пошлины, применяемых для  тарифного регулирования импорта  конкретного товара, выделяют одноколонные, двойные и многоколонные таможенные тарифы.
     Одноколонный  или одноколоночный тариф. Здесь  для регулирования импорта иностранных  товаров принято использовать только одну ставку таможенной пошлины. Дифференциация ставок в данном случае по каким-либо критериям не допускается. Применяя данный тариф государство-импортёр лишается возможности экономического манёвра, возможности дифференцировать торгово-экономическую политику с  разными государствами, с государствами, входящими в экономические и  таможенные союзы. А так же с государствами - внешнеторговыми партнёрами с учетом наличия или отсутствия у них  режима наибольшего благоприятствования  в сфере двухсторонней торговли. [13]
     Трёхколонный  таможенный тариф предполагает использование  сразу трёх ставок пошлин: генеральной, базовой и преференциальной.
     Двойной таможенный тариф (двухколонный) –  это тариф, который содержит два  вида ставок таможенных пошлин (минимальные  и максимальные).
     Применение  конкретной ставки во многом зависит  от состояния торгово-экономических  отношений страны, применяющей этот тариф с другими государствами - своими внешнеторговыми партнерами.
     Двойной таможенный тариф имеет следующие  особенности:
     - в современной практике применяется  для регулирования импортных  операций;
     - содержит только минимальные  и максимальные ставки, применяемые  для регулирования импортных  сделок;
     - государство в рамках этого  тарифа может применять самые  разные виды ставок по способу  их начисления (адвалорные, специфические,  комбинированные). Могут применяться  различные шаги ставок таможенных  пошлин;
     - каждая страна самостоятельно  определяет критерии для применения  максимальных и минимальных сделок;
     Возможны  следующие подходы:
    Минимальная ставка – базовая (по тарифу);
    Максимальная  определяется по специально выведенным критериям;
    Базовая ставка является минимальной, максимальная ставка (в разы превышает базовую) может определяться по следующим критериям: а) если страна происхождения импортного товара не доказана по таможенным правилам; б) если страна происхождения товара имеет РНБ в торговле с государствами – импортерами. В отдельных случаях минимальные ставки могут устанавливаться на основании межправительственных соглашений с другими странами. В этом случаи двойной тариф может конструироваться так:
    - минимальные  ставки применяются для товаров  тех стран, которые имеют соглашение  с государством – импортером;
    - для  товаров из остальных государств  будут применять максимальные  ставки;
     3)  Возможен еще один способ конструирования  такого тарифа: минимальные ставки  применяются только для преференциальных  товаров, т.е. для товаров, которые  произведены и ввозятся из  государств, являющихся пользователями  системы тарифных преференций  страны – импортера. Товары  из остальных государств облагаются  максимальными ставками ввозных  пошлин. Также устанавливаются ставки  для товаров,  которые входят  в систему тарифных изъятий.
     Интегрированный (в рамках интеграционных объединений одни ставки, с третьими странами другие) – это таможенный тариф, который содержит следующие обязательные элементы:
     - виды таможенных пошлин (ввозных);
     - ставки таможенных пошлин (любых  видов с разным шагом ставки);
     - информация о наличии тарифных  квот, контингентов, преференций, льгот,  или их отсутствии;
     - содержит сведения об использовании   особых таможенных пошлин (компенсационные,  антидемпинговые,  специальные);
     - информация о введении и применении  нетарифных мер регулирования  (квот, сертификация товаров и  др.).
     Таким образом, тариф может содержать  дополнительную информацию по вопросам нетарифного регулирования импорта конкретного товара. Опыт применения такого таможенного тарифа имеет Европейский союз. [13]
     По  способу введения и изменения применяемых тарифов выделяют еще два вида.
    Автономный – это таможенный тариф, все элементы которого вводятся и отменяются государством в одностороннем порядке (без переговоров и согласований с другими государствами).
    Конвенционный – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которые устанавливаются на основе межгосударственных (межправительственных) соглашений по вопросам тарифного регулирования, организации их взаимной торговли.
    Особенности конвенционного тарифа:
    - решение  по изменению элементов и количественных  характеристик таможенного тарифа  принимаются по согласованию  с другими государствами, внешнеторговыми  партнерами;
    - согласованные  тарифные решения могут распространяться  только на часть товаров, входящих  в товарную номенклатуру ВЭД.  Список таких товаров согласовывается  на международном уровне. Это  относится и к списку товаров,  которые входят в систему тарифных  изъятий;
    - ставки  ввозных пошлин в этом случае  обычно ниже, чем для товаров  из государств, заключивших такие  соглашения;
    - участники  переговоров могут вводить на  договорной основе тарифные преференции,  льготы, действующие только во  взаимной торговле.
    Возможна  ситуация, когда конвенционный тариф  будет иметь селективный характер. В этом случаи межправительственные документы будут содержать особую выборку (перечень товаров), при взаимной торговле которыми страны будут применять  особые тарифные условия.
    Запретительный – это тариф, который применяется рядом государств для жесткого ограничения и даже практически полного запрета экономическими методами импорта иностранных товаров на территорию стран-импортеров.
    Особенности такого тарифа:
      Цель – реализация жесткой импортоограничительной и импортозамещающей политики государства;
      Считается тарифом, который является важнейшим экономическим инструментом реализации политики протекционизма в области внешней торговли;
      Тариф не предполагает административных запретов и количественных ограничений на ввоз или вывоз товаров;
      Роль инструмента запрета или ограничения выполняет ввозная таможенная пошлина определенного вида и размера, т.е. исключительно экономический инструмент регулирования;
      Применяемые ставки пошлин позволяют сделать импортные товары неконкурентоспособными  на внутреннем рынке страны. Пошлина и ее ставка являются инструментами жесткого регулирования ценовой конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны импортера. Уровни ставок ввозных таможенных пошлин, которые применяли некоторые страны Африки, представлены в таблице:
 
 
 
 
     Таблица 1: Уровни ставок таможенных пошлин в некоторых странах Африки [13, с.82]
     
Группа  стран Африки Величина (уровень) ставок Названия стран
I группа
    Ставки таможенных пошлин – до 50%
    Беспошлинный режим ввоза многих товаров
Ангола, Джибути, Чад, Нигер, Кабо-Верде, Центрально-африканская республика (ЦАР)
II группа
    Ставки пошлин: от 50% до 100%
Алжир, Бурунди, Ливия, Танзания, Мадагаскар
III группа
    Ставки пошлин заметно превышают 100% (к таможенной стоимости)
Ботсвана, Египет, Марокко,  Нигерия, Кот-Д-Ивуар, Эфиопия
 
     Тарный  тариф
     Объект  тарифного регулирования – пустая (порожняя) тара, которая перемещается через таможенную границу государства.
     Тара  в соответствии с таможенным законодательством  страны подлежит особому тарифному  регулированию в случае перемещении  ею таможенной границы.
     Тарный  тариф – это совокупность ставок таможенных пошлин и условий их применения для регулирования ввоза и  вывоза порожней тары, пересекающей таможенную границу страны. [13]
     Тарный  тариф включает следующие элементы:
    Наименование видов тары, подлежащих таможенному обложению (контейнеры, железнодорожные вагоны, цистерны, транспортные самолеты);
    Коды товарной номенклатуры ВЭД;
    Ставки таможенных пошлин, которыми облагается тара, ввозимая или вывозимая за пределы таможенной территории;
    Условия и порядок взимания пошлин тарного тарифа.
     Ставки  пошлин могут дифференцироваться по видам тары, с учетом ее специального назначения, вместимости, грузоподъемности и других технических характеристик. Речь идет только о возвратной таре, т.е. транспортных средствах и контейнерах, которые подлежат возврату на таможенную территорию страны – экспортера.
     Законодательство  конкретной страны может освобождать  отечественную возвратную тару с  экспортной продукцией отечественных  предприятий от обложения тарными  пошлинами. Возможность взимания, отмены или снижения тарных пошлин может  определяться по согласованию с другими  странами.
     Транзитный  таможенный тариф – система ставок таможенных пошлин для обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную территорию данной страны.
     Транзитный  тариф может включать следующие  элементы:
     - ставки пошлин;
     - виды пошлин, применяемых для  тарифного регулирования международного  транзита;
     - особые условия их применения  по отношению к транзитным  товарам и транспортным средствам. [13] 
 
 
 
 

     II. Таможенный тариф Российской федерации: особенности, ставки, многоколонность.
     Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанное на применении мер экономического воздействия, которые способствуют защите национальных производителей, регулируют структуру экспорта и  импорта. [9]
     Под таможенным регулированием следует  понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которого лежит ценовой фактор влияния. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
     Правовую  основу таможенно-тарифного регулирования  составляет Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. (в редакции Федерального закона № 144-ФЗ) с многочисленными редакционными  правками и принятыми изменениями, оформленными соответствующими федеральными законами (21 закон), а так же целая система подзаконных актов, принятых Правительством РФ, Министерством финансов РФ и ФТС России.
     Наиболее  значимые поправки в таможенный тариф  внесены Федеральным законом  «О внесении изменений в Закон  Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ. Основные поправки затронули методологию определения таможенной стоимости с учетом международной практики. [9]
     Закон РФ «О таможенном тарифе» необходимо рассматривать как экономический  инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  товаров в России при его взаимосвязи  с мировым рынком.
     В соответствии со ст. 1 этого Закона  основными целями являются:
     - рационализация товарной структуры  ввоза товаров в РФ;
     - поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов РФ;
     - создание условий для прогрессивных  изменений в структуре производства  и потребления товаров в РФ;
     - защита российской экономики  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;
     - облегчение условий для эффективной  интеграции Российской Федерации  в мировую экономику. [5]
     Федеральный закон «О таможенном тарифе» состоит  из принципов применения тарифного  воздействия на внешнеторговую деятельность, видов таможенной пошлины и их ставок, принципов формирования базы для обложения для обложения и, в частности, таможенной стоимости ввозимых товаров, а так же методов ее определения, установления тарифных льгот и преференций.
     К базовым принципам, формирующим  тарифную политику, можно отнести следующее:
    Таможенный тариф является единым документом для всей территории РФ.
    Таможенный тариф применяется к товарам, ввозимым на таможенную территорию и вывозимым с этой территории.
    Ставки таможенных пошлин едины и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных в законе.
    Ставки таможенных  пошлин устанавливаются Правительством РФ.
    При  введении таможенных пошлин действуют правила базовой ставки, которая применяется в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования. При этом в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политический отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, базовые ставки увеличиваются вдвое, кроме случаев применения тарифных преференций. В случае невозможности установления страны происхождения применяются ставки таможенной пошлины в двойном размере.
    Таможенные льготы и преференции не могут быть индивидуального характера  за исключением случаев, прямо оговоренных в Законе. [9]
     При ввозе товаров на таможенную территорию РФ ставки таможенной пошлины применяются  в соответствии с действующим  таможенным тарифом, разработанным  в соответствии с настоящим Законом. В этом случае таможенный тариф необходимо рассматривать как систематизированный  перечень товаров с указанием  ставок таможенных пошлин. Систематизация базируется на Товарной номенклатуре ВЭД, принцип формирования и содержания которой освещены в гл.4.
     Ставки  таможенных пошлин при вывозе товаров  с таможенной территории РФ и правила  определения таможенной стоимости  этих товаров установлены постановлением Правительства РФ. [9]
     Основным  инструментом тарифной политики является таможенная пошлина.
     Таможенная  пошлина – обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров  с этой территории, а так же иных случаях предусмотренных законодательством  РФ. Взимание таможенной пошлины является неотъемлемым условием перемещения  товара через таможенную границу  РФ с целью ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины обеспечивается мерами государственного принуждения. [9]
     Назначение  таможенной пошлины, установленной  таможенным тарифом, характеризуется  двумя факторами:
     - фискальным, в качестве источника  пополнения доходов федерального  бюджета;
     - регулятивным, с помощью, которой государство регулирует торговый оборот.
     В зависимости от цели перемещения  товаров через таможенную территорию в международной терминологии таможенные пошлины имеют следующие виды: импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные (провозные). [9]
     Импортные (ввозные) таможенные пошлины уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию и используются:
     - для защиты отечественных товаропроизводителей  на внутреннем рынке от иностранных  конкурентов и обеспечения национальных  потребностей в товарах, не  производимых отечественными предприятиями  (организациями) или производимых  в недостаточных количествах;
     - в качестве дополнительного источника  пополнения бюджета страны.[9]
     Экспортные (вывозные) таможенные пошлины взимаются  при вывозе товаров с таможенной территории и используются для:
     - ограничения вывоза товаров, потребность  в которых полностью не удовлетворяется  внутри страны;
     - регулирования вывоза из страны  не переработанных видов сырья;
     - рационального использования полезных  ископаемых, активно вывозимых из  страны;
     - справедливого распределения сверхприбыли  и получения доходов федерального  бюджета. [9]
     Транзитные (провозные) таможенные пошлины взимаются при перемещении товаров из каких-либо стран через таможенную территорию другой страны в третьи страны. Целью их введения является полное возмещение стране издержек, связанных с таможенным контролем и обеспечением сохранности товаров при их перемещении по ее таможенной территории в третьи страны. [9]
     Для определения размера таможенной пошлины применяются ставки:
     Ставка  таможенной пошлины – указанный  в таможенном тарифе размер платежа, подлежащий взиманию за конкретный товар  в соответствии с действующим  законодательством. В России применяются: адвалорные, специфические и комбинированные  ставки пошлин.
     Адвалорные  ставки таможенной пошлины устанавливаются  в виде фиксированного процента от таможенной стоимости товаров. Размеры  поступлений от таможенных пошлин при  использовании адвалорных ставок напрямую зависит от конъюнктуры цен на мировых товарных рынках.
     Специфические ставки таможенной пошлины не связаны  с таможенной стоимостью товаров. Их величина устанавливается в определенных единицах пропорционально количеству или массе товара, перемещаемого через таможенную границу. Использование специфических ставок позволяет не допускать уменьшения поступлений таможенных пошлин при падении мировых цен на отдельные товары, а так же при занижении фактурных цен на импортируемые товары.
     Комбинированные (смешанные) ставки таможенной пошлины  совмещают в себе адвалорные и  специфические ставки. В большей  мере смешанные ставки используются при импорте товаров как инструмент борьбы с занижением их таможенной стоимости. Имеет место установление комбинированных ставок и при  введении экспортных (вывозных) таможенных пошлин (например, при экспорте энергоресурсов).[9]
     Для оперативного регулирования ввоза  и вывоза товара Правительство РФ может устанавливать сезонные таможенные пошлины. Как правило, они применяются  при необходимости установления тарифных барьеров для продукции  сельскохозяйственного производства. Так, в пик сбора урожая, выращенного  в нашей стране, такая мера может  быть применена для защиты национального  производителя. Срок действия сезонной таможенной пошлины не может превышать  шести месяцев в году.
     Для защиты экономических интересов  страны к ввозимым товарам могут  временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.
     В России эти пошлины вводятся в  качестве специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в порядке, установленном соответствующими статьями Федерального закона «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Законодатель отнес эти таможенные пошлины к средствам нетарифного регулирования. [9]
     Рассмотрим  вопрос о колонках импортного тарифа Российской Федерации.
     Таможенный  тариф традиционно признается важнейшим  инструментом экономического регулирования  страновой структуры и объема внешнеторговых операций,  динамики и натурально-вещественного состава  оборота внешней торговли. Причем в первую очередь это относится  к импорту любого государства, включая  и Российскую Федерацию. [10]
     Современный таможенный тариф нашей страны уже  многократно подвергался критическому анализу в различных научных  публикациях. С разной степенью аргументированности и справедливости формулировались следующие претензии к его содержанию:
     - ориентация таможенного тарифа  только на выполнение фискальной  функции  (при этом таможенный  тариф уже не содержал ни  одной фискальной пошлины в  ее классическом понимании);
     - слабая дифференциация уровней ставок ввозных пошлин в рамках принятого пятипроцентного шага (0%, 5%, 10%, 15% и 20%);
     - неэффективно выполняется его  защитная функция (недостаточен  удельный вес заградительных  и фискальных пошлин);
     - наличие множества ставок, якобы  имеющих избыточный уровень защиты  внутреннего рынка;
     - тариф имеет излишнее количество  специфических и комбинированных  ставок ввозных таможенных пошлин  в ущерб присутствию ставок  адвалорных;
     - негативно оцениваются низкие  средненоминальные и средневзвешенные ставки импортного тарифа России (особенно с учетом вступления нашей страны в структуру Всемирной торговой организации);
     - недостаточно выполняется регулирующая  функция импортного тарифа по  целому ряду товарных групп  и отдельных товарных позиций;
     - незначительной представляется  прямая эскалация ставок ввозных  таможенных пошлин с учетом  степени обработки многих импортных  товаров и др.[10]
     Необходимо  отметить, что научный анализ любых  новых явлений в сфере таможенно-тарифного  регулирования возможен при строгом  соблюдении следующих исходных принципов  исследования:
     - принцип разграничения тарифа  как нормативного документа и  таможенного тарифа как системно-структурированного  инструмента государственного экономического  регулирования внешней торговли. В первом случае таможенный  тариф России действительно представляет  собой нормативный документ, утверждаемый  Постановлением Правительства Российской  Федерации. По своей структуре  он является одноколонным и  содержит систему только базовых  ставок импортных пошлин на  товары, классифицированные с помощью  товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности. Таможенный тариф  как инструмент экономического  регулирования импорта России  имеет значительно более сложную  структуру. Во-первых, он включает  не только разные группы (колонки)  ставок ввозных таможенных пошлин. Ведь импортный тариф нашей  страны является как минимум  трехколонным, а значит, разновидностью  многоколонных тарифов. Кроме  того, он содержит и другие  инструменты таможенно-тарифного  воздействия на динамику и  структуру российского импорта: виды таможенных пошлин, тарифные квоты и тарифные контингенты, тарифные льготы, тарифные преференции и т.п. [10]
     - принцип разграничения таможенной  пошлины и таможенного тарифа. Тем более, что их идентификация  имеет место как в западной, так и в отечественной учебной  и научной литературе;
     - принцип разграничения таможенной  пошлины и косвенного налога. Между тем они часто отождествляются  и российскими учеными, и авторами  иностранных учебников. Конечно,  для этого имеются определенные  основания. Автором, например, выделено 10 признаков сходства между ними. Однако имеются 11 (одиннадцать) признаков различия между налогом и таможенной пошлиной;
     - принцип разграничения тарифных  льгот и тарифных преференций.  К сожалению, источник данной  идентификации заложен в тексте  Федерального закона РФ «О  таможенном тарифе». Причем многочисленные поправки к тексту этого Федерального закона не устранили факт данного отождествления. Следует отметить, что трудности их жесткого разграничения имеют объективный характер. Между тарифными льготами и тарифными преференциями имеется значительное количество признаков сходства. Однако еще больше присутствует признаков различия. Важно при этом подчеркнуть, что вопрос о соотношении тарифных льгот и тарифных преференций имеет не только познавательное, то есть чисто академическое значение. Речь идет об эффективности применения в реальной практике двух совершенно различных инструментов таможенно-тарифного регулирования конкретных внешнеторговых операций множества российских импортеров. Причем только один из этих инструментов (тарифная преференция) может применяться в процессе таможенного регулирования тысяч импортных операций с государствами Содружества Независимых Государств, с торговыми партнерами из наименее развитых и развивающихся стран. [10]
     Известно, что импортный таможенный тариф  России является трехколонным, то есть представляет собой определенную разновидность  многоколонных тарифов. Он содержит три специальных колонки (группы) ставок ввозных пошлин: базовые, генеральные (максимальные) и преференциальные. Причем законодатель и Правительство  России точно определили порядок  применения каждой из указанных групп  ставок таможенных пошлин. Наиболее сложным  для применения являются преференциальные ставки импортного тарифа России (два  общих условия их применения и  еще несколько специальных).
     Однако  такая классическая характеристика современного российского тарифа уже  не вполне соответствует реальной деятельности. Скорее сегодня для Российской Федерации  это уже только учебная модель. Россия на практике применяет заметно  более сложный импортный таможенный тариф, который существенно отличается от прежней трехколонной структуры. Действительность оказалась значительно  богаче учебной модели! [10]
     Причем  все из новых ставок таможенных пошлин, применяемых в последние годы нашей страной, не могут входить  ни в одну из ранее указанных колонок. Они не являются по своему содержанию ни базовыми, ни генеральными, ни собственно преференциальными.
     В случае введения Правительством России ряда таких ставок прекращается на период их применения действие базовых ставок таможенного тарифа (сезонные, внутриквотные, сверхквотные, временные и др.).
     В случае использования ряда других видов  ставок их положено применять сверх  действующих базовых ставок таможенного  тарифа. Речь идет о применении ставок всех разновидностей особых таможенных пошлин (антидемпинговая, компенсационная, специальная). [10]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.