На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Безопасность движения на железнодорожном транспорте

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Реферат
На  тему:
Безопасность  движения на железнодорожном  транспорте 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила: Быкова  Е.С
                                                           Проверила: Мейер.О.С 

Безопасность  движения на железнодорожном  транспорте - это комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды.
Проблема обеспечения  безопасности движения на железнодорожном  транспорте появилась одновременно с самим транспортом.


Крушение  поезда
15 сентября 1830 года, при открытии железной дороги Ливерпуль — Манчестер, депутат английского парламента Уильям Хаскинсон попал под поезд и погиб на месте; после этого стал знаменит, как первый в мире человек, погибший под колёсами поезда.
С повышением мощности и скорости паровозов, интенсивности  движения поездов рост аварийности на железнодорожном транспорте продолжался.
 
Только за 1934 год в СССР было допущено 62 тыс. случаев  аварий, случаев брака в работе и крушений, в результате которых было повреждено около 7 тыс. паровозов и более 64 тыс. вагонов, из которых 4,5 тысячи — до степени исключения из инвентаря.


Устранение последствий  крушения на перегоне Сгибеево-Уруша 11.07.2007 (сход подвижного состава с повреждением до степени исключения из инвентаря)
В связи с  тяжелейшей аварийной обстановкой  на железнодорожном транспорте СССР на основании постановления ЦК ВКП(б) и Правительства СССР об установлении института ревизоров по безопасности движения народным комиссаром путей сообщения Лазарем Моисеевичем Кагановичем был подписан приказ от 17 мая 1937 года № 103Ц «О ревизорах НКПС по безопасности движения».
В 1937 году в структуре наркомата путей сообщения был создан главк который призван был осуществлять контроль за соблюдением требований, обеспечивающих безаварийную работу железнодорожного транспорта.
В период с 1967 по 1977 год, число крушений ежегодно допускалось  в пределах от 63 до 87 случаев, в том  числе с пассажирскими поездами от 16 до 30.
В 1982 – 1991 годах  ежегодно происходили крушения от 31 до 52 поездов, в том числе от 3 до 9 пассажирских, допускалось от 31 до 49 аварий, из них с пассажирскими  поездами – от 21 до 24. В результате допущенных крушений и аварий за этот период погибли 307 человек. Только катастрофа на станции Каменская Лиховского отделения Юго-Восточной железной дороги произошедшая 7 августа 1987 года, унесла жизни 106 человек, полный перерыв в движении поездов составил более 80 часов, а материальный ущерб составил 1,5 млн руб.
Обеспечение высокого уровня безопасности на ЖД транспорте является в настоящее время одной из первостепенных задач государства и организаций, осуществляющих железнодорожные перевозки. Если сравнить количество пассажиров и грузов, перевозимых различными видами транспорта внутри страны, то окажется, что на долю железнодорожных перевозок приходится весьма ощутимая их часть.
Компания «Видеоглаз», крупнейшая в стране организация  специализирующаяся на системах безопасности, напоминает: древняя мудрость о том, что беду дешевле предотвратить, чем бороться с ее последствиями, особенно верна в отношении  безопасности на железнодорожном транспорте. 
 

Безопасность  железных дорог
Повышенное внимание, уделяемое жд безопасности, объяснимо. Любое чрезвычайное происшествие на железной дороге не только одномоментно приносит огромные убытки, но и требует  больших затрат на восстановление нормального  движения.
Признанный лидер  в области производства и монтажа  систем видеонаблюдения, компания «Видеоглаз»  готова спроектировать и разместить современные системы обеспечения  жд безопасности на любых объектах. Разработанные и установленные с учетом особых условий каждого объекта системы видеонаблюдения, дают возможность предотвратить большую часть событий угрожающих безопасности на железнодорожном транспорте.
    Размещение вдоль железнодорожной линии или на переездах видеокамер, передающих информацию в кабину машиниста или на пост слежения, способно существенно снизить опасность крушения поезда. Камера может своевременно сообщить об оставленных на путях посторонних предметах, подать сигнал тревоги при обнаружении нетипичного поведения людей в зоне наблюдения, предупредить о разрушении путей из-за причин природного, техногенного или криминального характера.
    Положительно сказывается на уровне ж/д безопасности размещение в кабине поезда камер наблюдения и различных устройств контроля состояния машиниста. С помощью этих устройств, а так же различных автоматических систем блокировки можно предотвратить чрезвычайную ситуацию, возникшую по вине или халатности машиниста.
    Системы жд безопасности установленные на стационарных объектах железной дороги, позволяют вести видеонаблюдение за погрузкой, а если они к тому же оснащены системой распознавания номеров вагонов и подсчета их количества, то это упрощает ведение учета. Кроме того, клиенты компании «Видеоглаз» благодаря работе системы видеонаблюдения могут быть уверены в отсутствии хищений грузов, принятых к перевозке.
 
 
 
 
 
Компания  «Видеоглаз» знает, как сделать жд вокзал безопасным.
Отдельно стоит  остановиться на обеспечении безопасности жд вокзалов. Ведь без надежной защиты имущества, жизни и здоровья пассажиров от незаконных посягательств, безопасность на ж/д транспорте нельзя назвать полноценной.
Специалисты компании «Видеоглаз» отмечают специфику  железнодорожных вокзалов в качестве объектов для размещения систем видеонаблюдения, без знания которой затруднительно добиться эффективного контроля над  безопасностью. Следует помнить, что  из-за большого скопления людей, находящихся  в постоянном движении и обилия различного багажа, территория вокзала была и  остается зоной, в которой вероятность  совершения тех или иных противоправных деяний очень велика.
Только рациональное размещение систем видеонаблюдения  и контроля доступа на территории вокзалов может существенно снизить  возможность совершения разного  рода преступлений, от хулиганских  действий до террористических актов. Своевременная  сигнализация об оставленных подозрительных предметах, нетипичном поведении людей  или факте противоправных действий, поступившая от системы видеонаблюдения, установленной компанией «Видеоглаз», способствует предотвращению преступления. В случае если противоправное действике  все-таки было совершено, данные, полученные от видеокамер, помогут быстро задержать  злоумышленников.
Современные комплексные  системы безопасности железнодорожного транспорта являются надежным щитом, ограждающим пассажиров, грузы, подвижной состав и иные материальные ценности от любых опасностей вне зависимости от их источника. Самое верное решение в обеспечении ж/д безопасности – это сведение к нулю самой возможности чрезвычайной ситуации, именно на это направлена работа систем видеонаблюдения, спроектированных компанией «Видеоглаз». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ПЛАН 
 
1. Введение

  
2. История развития лыжного спорта

 
3. Классические лыжные ходы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Введение
Лыжный  спорт является одним из популярнейших  занятий в мире. Занятия этим видом  спорта являются важным средством физического  воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.  
За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.  
Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом , ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться .  
Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЫЖНОГО СПОРТА  
Конечно, мы не можем узнать имя изобретателя лыж. Лыжи как средство, облегчающее передвижение по снегу, появились до начала нашей эры, о чем свидетельствуют наскальные изображения, обнаруженные российскими археологами А.М.Линевским в 1926 году и В.И.Равдоникасом в 1936 году в местечке Бесовы Следки и Залавруг у Белого моря. Первыми приспособлениями, которые применил человек при передвижение по глубокому снегу, были снегоступы, или ступающие лыжи. В Грузии снегоступы назывались тхиламури, то есть «сплетенные из орешника».  
Эти примитивные приспособления в процессе использования существенно изменялись и постепенно приняли форму скользящих лыж. Скользящие лыжи позволили значительно увеличить скорость передвижения.  
Археологические раскопки в Новгороде (1953г.) свидетельствуют о дальнейшей эволюции лыж. Так, найденная там лыжа, относящаяся к первой половине XVIII в., по конструкции похожа на современные охотничьи и бытовые лыжи: длина ее 1 м 92см, ширина 8см, передний конец лыжи заострен, загнут вверх, грузовая площадка толщиной 3см имеет поперечное горизонтальное отверстие для носкового ремня. Самая древняя лыжа, сделанная 4300 лет назад, обнаружена в 1982 году А.М.Микляевым в Псковской области.  
Слово «лыжи» встречается в исторических документах XII в. Сохранились также документы, свидетельствующие использование лыж войсками в против иноземных захватчиков. В Никоновской летописи за 1444 год описывается поход московской лыжной рати, снаряженной великим князем Василием, на защиту Рязани.

КЛАССИЧЕСКИЕ  ЛЫЖНЫЕ ХОДЫ  
Попеременный двухшажный ход  
Этот ход – один из основных способов передвижения на лыжах, применяется на подъемах малой и средней крутизны, а также на равнине при плохих условиях скольжения.  
Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, при которых лыжник дважды поочередно отталкивается руками.  
Длина цикла этого хода – 4-7 м, продолжительность – 0,8-1,5 с, средняя скорость – 4-7,5 м/с, темп – 50-70 циклов в 1 мин.  
В каждом шаге различают периоды скольжения и стояния лыжи и выделяют пять фаз.  
Фаза 1 – свободное одноопорное скольжение на левой лыже. Начинается оно с момента отрыва правой лыжни от снега и заканчивается постановкой правой палки на снег. Длительность фазы – 0,09 - 0,14 с. Цель лыжника в этой фазе – по возможности меньше терять скорость и подготовиться к отталкиванию рукой.  
Правая нога после окончания отталкивания, сгибаясь в коленном суставе, с целью расслабления поднимается вместе с лыжей по инерции назад-вверх.  
Вынос правой руки вперед-вверх заканчивается поднятием кисти до уровня головы. Лыжник начинает наклонять туловище вперед н разгибать правую руку в плечевом суставе, готовясь к постановке палки на снег. Левая рука в начале удерживает палку сзади, а затем начинает опускать ее вниз.  
Фаза 2 — скольжение с выпрямлением опорной (левой) ноги в коленном суставе — длится от постановки палки на снег до начала сгибания левой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы 0,2—0.25 с.  
В этой фазе лыжник должен поддержать, а по возможности и увеличить скорость скольжения. Левая палка ставится на снег не много впереди носка ботинка левой ноги под острым углом к направлению движения. Это позволяет сразу же начать отталкивание ею.  
Правую ногу, согнутую в коленном суставе, лыжник начинает опускать и, сгибая ее в тазобедренном суставе, подводить к левой ноге. С постановкой правой ноги на снег ока подводится к левой при скольжении правой лыжи.  
Левая рука, слегка согнутая в локтевом суставе, опускается вниз.  
Фаза 3— скольжение с подседанием на левой ноге. Начинается она со сгибания опорной (левой) ноги в каленном суставе н заканчивается остановкой левой лыжи. Продолжительность фазы — 0,06—0,09 с. Цель фазы — ускорить перекат.  
Левая нога сгибается в коленном суставе, голень ее наклоняется вперед. В этой фазе заканчивается подведение правой ноги к левой. Левой рукой лыжник начинает ускоренный вынос палки вперед.  
В этой фазе необходимо быстро согнуть ногу в голеностопном суставе, ускорить мах ногой вперед, усилить давление рукой на палку.  
Фаза 4— выпад правой ногой с подседанием на левой ноге. Начинается фаза с остановки лыжи к заканчивается началом разгибания левой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы — 0,03—0.06 с. Цель лыжника в этой фазе — ускорить выпад.  
С остановкой левой лыжи начинается ускоренный выпад правой ногой со скольжением лыжи.  
Фаза 5— отталкивание с выпрямлением толчковой (левой) ноги. Начинается она с разгибания толчковой ноги в коленном суставе и заканчивается отрывом левой лыжи от снега. Продолжительность фазы — 0,08—0,12 с. Цель фазы — ускорить перемещение массы тела вперед.  
В начале этой фазы завершается отталкивание правой рукой разгибанием ее в плечевом и локтевом суставах. Угол наклона палок в момент отрыва их от снега около 30°.  
С отрывом левой лыжи от снега начинается второй скользящий шаг, но уже на правой лыже, фазовая структура движений в котором такая же, как и при первом шаге.  
Одновременный бесшажный ход  
Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одновременного отталкивания руками. Применяется ход на пологих спусках, а также на равнине при хороших условиях скольжения.  
Цикл хода состоит из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками.  
Длина цикла—5—9 м, продолжительность—0,8—1,2 с. средняя скорость в цикле—4—7 м/с. темп—50—75 циклов в 1 мин  
В цикле хода выделяют две фазы: свободное скольжение на лыжах и скольжение на лыжах с одновременным отталкиванием.  
Фаза 1 —свободное скольжение на двух лыжах. Начинается она с момента отрыва палок от снега и заканчивается постановкой их на опору.  
Цель фазы — не допустить большой потери скорости скольжения лыж, приобретенной в результате отталкивания руками, и подготовиться к следующему отталкиванию руками.  
В этой фазе не следует делать ускоренные движения рук вверх после окончания отталкивания, необходимо плавно разгибать туловище и выно сить руки вперед-вверх. Постановка же палок на снег осуществляется за счет ускоренного наклона туловища.  
Фаза 2— скольжение на двух лыжах с одновременным отталкиванием руками. Начинается она- с момента постановки палок на снег и заканчивается отрывом их от опоры по окончании отталкивания руками. Цель лыжника в этой фазе—увеличить скорость скольжения.  
В настоящее время применяется вариант одновременного бесшажного хода. в котором имеет место движение ног вперед-назад относительно друг друга. В фазе свободного скольжения с выносом рук вперед одна из ног отводится несколько назад, масса тела переносится на другую ногу. а при отталкивании руками свободная нога движется вперед к опорной ноге. Вместе с тем лыжник делает подседание с перераспределением массы тела на обе согнутые ноги. При этом стопу опорной ноги он выдвигает несколько вперед .  
Скоростной вариант одновременного одношажного хода  
Этот ход применяется на равнинных участках местности и на пологих подъемах при хороших и отличных условиях скольжения.  
Цикл состоит из одного отталкивания ногой. Одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах. Длина цикла – 7-9 м, продолжительность – 0,8-1,2 с, скорость – 6-8 м/с, темп – 50-70 циклов в 1 мин., продолжительность отталкивания ногой – 0,08-0.12 с, руками – 0,25-0,3с.  
В цикле скоростного варианта хода выделено шесть фаз, анализ движений начинается с окончания отталкивания руками.  
Фаза 1 – свободное скольжения на двух лыжах. Начинается фаза с отрыва палок от снега и заканчивается началом сгибания правой ноги, которая будет толчковой, в коленном суставе. Продолжительность фазы – 0,25-0,3 с.  
Если в начале свободного скольжения масса тела равномерно распределена на обе ноги, то в дальнейшем лыжник отводит маховую (левую) ногу почти на стопу назад, сгибает ее в коленном суставе и начинает подводит к опорной (правой) ноге. Массу тела лыжник переносит на правую ногу, руки опускает прямыми вниз.  
Фаза 2 — скольжение с подседанием. Начинается фаза со сгибания опорной (правой) ноги в коленном суставе и заканчивается в момент остановки правой лыжи. Продолжительность фазы — 0,06-0.09 с.  
За это время лыжник сгибает правую ногу в коленном суставе на 20°,отклоненную голень приводит в положение наклоненной вперед под углом 85°. Маховая нога лыжника догоняет опорную (стопы вместе), туловище он наклоняет, сгибая в тазобедренном суставе на 5—7°. Руки лыжник начинает выносить вперед, сгибая в локтевых суставах.  
Фаза 3 — выпад с подседанием. Начинается фаза с момента остановки правой лыжи и заканчивается началом выпрямления правой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы — 0,03—0.06 с.  
Выпад левой ногой лыжник может начать до остановки правой лыжи (слишком рано), в момент остановки (своевременно) или после остановки ее (с запозданием).  
В этой фазе лыжник, сгибая правую ногу в каленном и голеностопном суставах, заканчивает подседание. Проекция центра массы тела его сосредоточивается на передней части столы. Сгибая руки в локтевых суставах, лыжник продолжает ускоренно выносить палки вперед.  
Фаза 4 — отталкивание с выпрямлением толчковой (правой) ноги — от начала разгибания правой ноги в коленном суставе и до отрыва правой лыжи от снега. Продолжительность фазы — 0.09-0.12 с.  
В этой фазе лыжник активно выпрямляет правую ногу: в тазобедренном суставе—на 65°, в коленном—на 55°. Отталкивание заканчивается под углом 45—55° разгибанием в голеностопном суставе. Лыжник продолжает выносить палки вперед-вверх, поднимая кисти рук до уровня глаз. Туловище его за это время разгибается приблизительно на 10° и образует с толчковой ногой прямую линию.  
Фаза 5 —свободное одноопорное скольжение на левой лыже. Начинается фаза с отрыва правой лыжи от снега и заканчивается постановкой палок на опору. Продолжительность фазы 0,2—0.3 с.  
Окончив отталкивание, лыжник продолжает отводить правую ногу по инерции назад-вверх, сгибая ее с целью расслабления в коленном суставе. Опорную (левую) ногу он начинает плавно разгибать в коленном суставе, а голень, наклоненную вперед, приводит в вертикальное положение. Палки лыжник продолжает выносить вверх, а кисти рук его поднимаются выше головы.  
Фаза 6 — скольжении с одновременным отталкиванием руками. Продолжительность фазы — 0.2—0.25 с.  
Маховая (правая) нога не полностью подводится к опорной, а остается на полстопы сзади нее. Стопа левой ноги выдвинута вперед, голень ее отклонена назад на 5—10°от вертикали, чем обеспечивается жесткая (без амортизации) передача усилия, развиваемого при отталкивании туловищем и руками, на скользящие лыжи. Отрывом палок от снега заканчивается цикл скоростного варианта одновременного одношажного хода.  
Основной вариант одновременного одношажного хода  
В цикле основного варианта этого хода те же фазы, что и в цикле скоростного варианта, но в согласовании работы ног, рук н туловища есть отличия. В основном варианте хода после окончания одновременного отталкивания палками лыжник. перейдя к свободному скольжению на двух лыжах, разгибает туловище и выносит руки вперед, не делая выпад ногой, как в скорост-  
Одновременный одношажный ход (основной вариант)  
ном варианте. Сделав шаг, лыжник выводит палки из положения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе. Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществляются под острым углом. Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими значительно продолжительнее, чем в скоростном варианте.  
Длительность цикла основного варианта одновременного одношажного хода - 12-1.6 с, длина цикла — 5—7 м. Ход может быть применен при хороших условиях скольжения на пологих спусках (1—3°), а также на равнинных участках местности при отличных условиях скольжения (обледеневшая лыжня, крупнозернистый снег и т.д.).  
Одновременный двухшажный ход  
Этот ход применяется на равнинных участках местности при хороших и отличных условиях скольжения.  
Цикл одновременного двухшажного хода состоит из двух скользящих шагов, одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах.  
Продолжительность цикла — 1,7—2,1 с, длина —8—10 м, средняя скорость — 5,0—6,5 м/с.  
Анализ движений в цикле хода начинается с момента отрыва лыжных палок от снега после окончания отталкивания руками.  
Одновременный двухшажный ход.  
Лыжник начинает активно и ускоренно подводить маховую ногу к опорной с таким расчетом, чтобы подведение завершилось до окончания отталкивания и руками. Моментом отрыва лыжных палок от снега заканчивается цикл одновременного двухшажного хода.  
В настоящее время этот ход квалифицированные лыжники применяют редко.  
Попеременный четырехшажный xoд  
Цикл движений попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага. Продолжительность цикла — 1,7—2,2 с, длина—7—10м, средняя скорость в цикле на равнине — 4,0— 6,0 м/с, темп хода — 22—35 циклов в минуту.  
Рассмотрим действия лыжника в цикле попеременного четырехшажного хода при передвижении на равнине. Одновременно с первым толчком ногой гонщик выносит вперед-вверх одноименную руку с палкой. Толчок ногой (этом ходе делается так же, как и в двухшажном попеременном. К окончанию толчка лыжник должен поднять кисть выносимой вперед полусогнутой руки до уровня плеч. Нижний конец палки при этом обращен назад. С окончанием толчка ногой и выноса одноименной руки гонщик начинает скользить на одной ноге и выносить вперед вторую руку и освободившуюся после толчка ногу. Делается эти с таким расчетом, чтобы к концу второго толчка ногой рука и нога закончили движение одновременно.  
Во время выноса второй руки и ноги после первого толчка лыжник рукой, начавшей движение раньше, переводит палку в положение кольцом вперед. После окончания второго толчка гонщик готовится к третьему толчку ногой. С началом третьего толчка одноименную толчковой ноге палку следует ставить в положение кольцом от себя. На протяжении третьего толчка ногой она ставится под острым углом.  
Четвертый толчок ногой лыжник делает аналогично третьему. С началом его лыжник ставит в снег палку для второго толчка рукой. Во время четвертого толчка ногой он делает движение другой рукой, похожее на движение первой руки в момент третьего толчка ногой, а поэтому к окончанию четвертого толчка ногой создаются условия для начала толчка второй рукой.  
С окончанием толчка второй рукой завершается и цикл движения в четырехшажном ходе.  
Применяется попеременный четырехшажный ход редко.  
Коньковые лыжные ходы  
Полуконьковый ход  
Полуконьковый ход — один из наиболее эффективных способов передвижения на лыжах. Использование его позволяет развивать высокую скорость. Применяется этот ход на равнинных участках, пологих подъемах н спусках, при движении по дуге. Для него нужна лыжная колея, которая обеспечивала бы правильное направление скольжения лыжника при коньковом отталкивании ногой.  
Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками, отталкивания ногой скользящим упором и свободного одноопорного скольжения.  
За цикл лыжник преодолевает 4—9 м за 0,8—1,2 с при средней скорости 4.5—8,5 м/с. Темп хода 50—75 циклов в 1 мин, время отталкивания ногой — 0.25—0,50 с. руками — 0,25—0,44 с.  
Фазовый анализ движений в цикле хода целесообразно начинать с момента окончания отталкивания ногой. Принцип выделения фаз в цикле хода основывается на временных характеристиках отталкивания ногами, руками и свободного скольжения.  
Цикл полуконькового хода включает четыре фазы: свободное одноопорное скольжение, скольжение с отталкиванием руками, скольжение на двух лыжах с одновременным отталкиванием ногой и руками, скольжение на двух лыжах с отталкиванием ногой.  
Фаза 1 — свободное одноопорное скольжение (на правой лыже). Начинается она с момента окончания отталкивания ногой и продолжается до постановки палок на снег. Длительность фазы — 0,4—0.8 с.  
В начале фазы проекция центра массы тела (п. ц. м. т.) лыжника находится несколько сзади-сбоку по отношению к стопе опорной ноги. В процессе скольжения опорная нога и туловище плавно выпрямляются, руки остаются в крайнем заднем положении (зависают), маховая нога свободно поднимается вверх-в сторону.  
Во время свободного одноопорного скольжения п. ц. м. т. лыжника перемещается из положения сзади-сбоку по отношению к опоре на переднюю часть столы. Тем самым обеспечивается скольжение на плоско поставленной лыже. Заканчивая свободное скольжение на почти прямой опорной ноге, лыжник начинает наклонять туловище, выводить маховую - ногу вперед-в сторону и ставит палки на снег. Правую палку он ставит под углом около 70°, левую — под углом 80°. Разный наклон палок необходим для постановки их на опору на одинаковом удалении (спереди) от стопы опорной ноги, так как туловище к этому времени несколько повернуто вокруг собственной оси в сторону толчковой ноги.  
В фазе 1 следует стремиться плавно, но почти полностью выпрямить опорную ногу, сохранив незначительный наклон туловища. Благодаря этому расслабляются мышцы опорной ноги и туловища перед предстоящей работой.  
Описанные действия завершают подготовку к выполнению основных рабочих усилий, направленных на увеличение скорости передвижения лыжника.  
Фаза 2 — скольжение на правой лыже с отталкиванием двумя руками. Начинается она с постановки палок на снег и продолжается до постановки на него левой лыжи. Продолжительность фазы — 0.06—0,09 с.  
Лыжник отталкивается руками благодаря активному наклону туловища, положение его рук не изменяется. Маховой ногой, незначительно согнутой в коленном суставе, он делает выпад вперед-в сторону и ставит лыжи на снег под углом 16—24° к направлению движения, пятки лыж расположены скрестно, опорная правая нога начинает сгибаться. Чем выше скорость, тем меньше угол постановки лыжи на снег.  
Фаза 3 — скольжение на двух лыжах с отталкиванием левой ногой и руками. Начинается она с постановки левой лыжи на снег и продолжается до отрыва палок от опоры. Продолжительность фазы — 0,19—0,24 с.  
В этой фазе полуконькового хода отталкивание ногой принципиально отличается от отталкивания не только в классических, но и во всех других коньковых ходах, поскольку вначале лыжник не разгибает, а сгибает толчковую ногу. Это требует разделить отталкивание ногой на две подфазы.  
Подфаза 1 — скольжение на двух лыжах с отталкиванием левой ногой (отведением ее) при сгибании в тазобедренном. коленном, голеностопном суставах и одновременным отталкиванием руками. Длительность подфазы - 0,16—0.19 с.  
В подфазе 1 лыжник продолжает активно наклонять туловище до 30—35 ° к горизонту, отталкивается руками, разгибая их в плечевых и локтевых суставах. Отталкиваясь руками, он подседает на опорной (правой) ноге, сгибая ее в коленном суставе под углом 130—135°, в тазобедренном—под углом 80-90°, что позволяет уменьшить давление массы тела на скользящую лыжу и облегчить отталкивание руками.  
Активное перемещение массы тела с опорной ноги на толчковую крайне необходимо не только для снижения нагрузки на мышцы при сгибании опорной, ноги, но и для увеличения силы отталкивания отведением, а также для обеспечения эффективного отталкивания ногой при разгибании ее в последующих фазах.  
Подфаза 2 — скольжение на двух лыжах с отведением-разгибанием толчковой ноги и с отталкиванием руками. Продолжительность ее — 0,03—0,06 с.  
В это время лыжник заканчивает отталкивание руками, продолжает отталкивание отведением левой ноги и начинает разгибать ее в тазобедренном суставе. Опорная нога остается согнутой в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, заканчивается наклон ее влево и перемещение массы тела на толчковую ногу, туловище наклонено вперед.  
Фаза 4 - скольжение на двух лыжах с отталкиванием отведением и разгибанием левой ноги — начинается по окончании отталкивания руками и заканчивается отрывом левой лыжи от снега. Продолжительность фазы — 0,08—0,22 с.  
В этой фазе отталкивание заканчивается отведением и активным разгибанием левой ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при скольжении левой лыжи на внутреннем канте. Опорная нога в это время остается согнутой. Туловище начинает плавно выпрямляться, руки по инерции продолжают расслабленное движение назад-вверх.  
Эффективность завершения отталкивания ногой зависит также от положения опорной ноги. Чем больше согнута опорная нога, тем меньше угол отталкивания и больше горизонтальная составляющая силы толчка. Однако и мышечное напряжение резко возрастает в связи с необходимостью удерживать массу тела на согнутой опорной ноге.  
Коньковый ход без отталкивания руками  
Применяются два варианте этого хода: с махами и без махов руками.  
В обоих вариантах цикл хода состоит из двух скользящих шагов, во время которых выполняются два поочередных отталкивания ногами, и включает две фазы, характерные для каждого шага -свободное одноопорное скольжение и скольжение с отталкиванием ногой.  
Длина цикла — 6—9 м. продолжительность — 0,7—1.0 с, средняя скорость в цикле — 6—10 м/с, темп хода — 60—85 циклов в 1 мин.  
Фаза 1 — свободное одноопорное скольжение на правой лыже—начинается после отталкивания левой ногой н продолжается до выведения левой (маховой) ноги вперед-в сторону. Продолжительность фазы — 0,18—0.25 с.  
Опорная нога лыжника в начале фазы согнута в тазобедренном суставе под углом 97—103°, в коленном — под углом 72—78°, голеностопном — 67—73°, туловище наклонено под углом 30—45° (к горизонтали), левая рука, удерживающая палку в горизонтальном положении, опущена спереди, правая (сбоку) удерживает палку кольцом сзади - вверху.  
Оттолкнувшись левой ногой, лыжник сгибает ее в коленном суставе и подтягивает к опорной ноге. Одновременно п. ц. м. т. лыжника перемещается на переднюю часть стопы опорной ноги из положения сзади-сбоку по отношению к опоре. Почти прямая левая рука вместе с палкой в этой фазе движется назад до колен, правая — вперед. К окончанию фазы обе руки движутся навстречу одноименным ногам и друг другу и опускаются к коленям.  
Фаза 2 — скольжение на правой лыже с отталкиванием этой же ногой — начинается с момента выведения маховой (левой) ноги вперед-в сторону и заканчивается отрывом правой лыжи от снега. Продолжительность фазы — 0,19—0,25 с. При скольжении на правой лыже в этой фазе маховая (левая) нога движется вперед — в сторону под углом 10—14е к направлению движения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение ………………………………………………….………2
Глава  1.Обзор литературы………………………….…………4
1.1 Характеристика  баскетбола, как средство физического  воспитания школьников………………………….………………....4
1.2 Характеристика, классификация  и значение бросков в современном  баскетболе………………………..…………………..7
1.3 Требования к  современным броскам и методика  начального обучения…………………………………..…………….9
Глава  2.Цель, задачи, методы организации исследования и обследуемые………………………………………………………….15
2.1 Цель, задачи и  методы исследования………………….15
2.2 Организация исследования………………………………18
2.3 Педагогический  эксперимент……………………………19
Глава  3. Результаты исследования и их обсуждение..…21
3.1 Эффективность экспериментальной  методики обучения и динамики, показателей результативности броска  одной рукой от плеча……………………………………………………....21
3.2 Типичные ошибки, выявленные в процессе 
обучения………………………………………………………….26
Выводы……………………………………………………………31

Практические  рекомендации………………………………….33

Список литературы……………………………………………..34
Приложение………………………………………………………37
Акт внедрения……………………………………………………39
Введение
Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры. (. Матвеев Л.П, 1991)     
 Современный баскетбол  находится в стадии бурного  творческого подъема, направленного  на  активизацию действий, как в нападении, так и в защите.    
 Баскетбол является  одним из средств физического  развития и воспитания молодежи (Портнов Ю.М., 1997)      
 В соответствии  с комплексной программой физического  воспитания школьников (Матвеев  Л.П., 1995) баскетбол является одним  из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна.  Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах.  Однако, мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости  школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне. Поэтому наша работа актуальна.   
 Гипотеза. В нашей работе мы исходили из предположения о том, что изучение уровня обучаемости технике выполнения бросков на уроках физической культуры, заложенных в комплексную программу для 6-х классов и корректировка пробного процесса на основе выявления и последующего  исправления ошибок,   повысит эффективность процесса обучения броскам в баскетболе и позволит внести коррекцию в конспекты уроков. 
Объект  исследования.
Объектом исследования нашей работы явился учебный процесс  учащихся на уроках физической культуры по баскетболу.
Предмет исследования.
В работе изучалась  эффективность средств обучения и уровень обученности учащихся 6-х классов на уроках физической культуры.
Научная новизна. Учитывая отсутствие данных об уровне обученности школьников броску одной рукой от плеча, мы решили провести тестирование учащихся 6-х классов для выявления степени и уровня владения бросками до и после обучения.
Практическая  значимость. Считаем, что данные экспериментального исследования  позволят сформировать педагогическое мышление учителей и экспериментатора о целесообразности использования применяемых средств начального обучения технике броска одной рукой от плеча.
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического  воспитания.
Баскетбол - одна из самых  популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные  движения; ходьба, бег, остановки,  повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое  значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать  настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство  коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько  целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь  физического и нравственного  воспитания (Белов С.,1990).
Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое  применение в различных звеньях  физкультурного движения.
В системе народного  образования баскетбол включен  в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования (Портнов Ю.М., 1997)
Баскетбол является увлекательной  атлетической игрой, представляющей собой  эффективное средство физического  воспитания. Не случайно он очень популярен  среди школьников. Баскетбол, как  важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в  общеобразовательные программы  средних школ, школ с политехническим  и производственным обучением, детских  спортивных школ, городских отделов  народного образования и отделения  при спортивных добровольных обществах.
Закрепление достигнутых  результатов и дальнейшее повышение  уровня спортивного мастерства тесно  переплетаются с массовой  оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее  талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден, 1987).
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи  с этим,  тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется  много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В  них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964)
Одна из важнейших  задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности  в повседневных занятиях физическими  упражнениями. Решение этой  задачи требует от  учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний.  И  прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования.  А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников (Туркулов Б.Н., 1993)  
 Разнообразие технических  и тактических действий игры  в баскетбол и собственно игровая  деятельность обладают уникальными  свойствами для формирования  жизненно важных навыков и  умений школьников, всестороннего  развития их физических и психических  качеств. Освоенные двигательные  действия игры в баскетбол  и сопряженные с ним физические  упражнения являются эффективными  средствами укрепления здоровья  и рекреации и могут использоваться  человеком на протяжении всей  его жизни в самостоятельных  формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998). 
 

1.2 Характеристика, классификация  и значение бросков  в современном  баскетболе. 
Современная тенденция  игры определяет направленность технической  подготовки. Высоких результатов  можно достичь только при высоком  уровне технической подготовленности игроков.  Для этого баскетболист должен: 1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях; 2) уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником;
3) владеть комплексом  приемов, которыми в игре приходиться  пользоваться чаще, и выполнять  их с наибольшим эффектом; 4) постоянно  совершенствовать приемы, улучшая  общую согласованность и скорость  их выполнения  (Портнов Ю.М., 1988).
В баскетболе успех  команды обеспечивает точный завершающий  бросок. До недавнего времени, да и  в настоящие дни основное средство нападения - это бросок одной  рукой сверху в прыжке.  В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.
Основные характеристики броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует  иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности  бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов (Яхонтов Е.Р., 1987).
Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а  это достигается посредством  более точных бросков. Все остальные  приемы игры служат созданию условий  для овладения корзинкой. Чтобы  приносить пользу команде,  каждый игрок должен уметь метко поражать корзину (Линдберг Ф., 1971).
Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести  бросков: 1) двумя руками снизу;  2) одной рукой снизу;  3) двумя руками с места; 4) одной рукой с места; 5) бросок в прыжке; 6) крюком.  Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975).
Классификация бросков  корзину (Портнов Ю.М., 1997) выглядит следующим  образом:
1) броски двумя  руками;  броски одной рукой;
2) броски сверху, от  груди, снизу, сверху вниз, добивание;
3) броски с вращением  мяча, с отскоком от щита, без  отскока от щита;
4) по характеру  передвижения игрока: с места,  в движении, в прыжке:
5) по расстоянию: дальние,  средние, ближние
6) по направлению  к щиту: прямо перед щитом, под  углом к щиту, параллельно к  щиту.
1.3. Требования к современным  броскам и методика  начального обучения.
Конечной целью  передвижения игрока по площадке с  мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения  тренером и игроками повышает мотивационный  уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование  этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении  направления при ведении, ловле  и передачах мяча.
Это утверждение становится особенно важным  в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов (Яхонтов Е.Р., 1987).
В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов, повышаются и требования к выполнению бросков.
В книге  "Баскетбол: концепции и анализ" (Коузи Б., Пауэр Ф., 1075) выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на две группы:
а) психические 
б) физические
1. Психические принципы: собранность, умение расслабляться,  уверенность.
2. Физические принципы. Выполнение броска по цели  включает следующие факторы:
а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять  координационные усилия ногами, туловищем  и руками; 
б)  создание  усилия;
в)  расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности;
г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;
д) эффективное сопровождение;
Точность броска в  корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью  движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием,  а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча (Портнов Ю.М., 1987).
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия  высокорослого защитника. При бросках  со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную  траекторию полета мяча, при которой  высокая точка над уровнем  кольца примерно 1,4 – 2 метра. Коузи  Б., Пауэр Ф.,(1975) считают, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при  броске равным  58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.
Мяч обычно бросают  с обратным вращением, которое позволяет  удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока  в случае неудачного  броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча,   при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Шерстюк А.А., 1991).
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с  отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны  из-за недолета мяча до корзины  (Хмелик Ф., 1985). Независимо от того, целится игрок  в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки  мишени, во время и после броска.
При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение  броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует  прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками  пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря  чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч  и “ощущать его контроль” (Лидберг  Ф., 1971).
Основные требования при броске следующие:
1) выполняй бросок  быстро,
2) в исходном положении  удерживай мяч близко к туловищу,
3) если бросаешь  одной, то направь локоть бросающей  руку на корзину,
4) выпускай мяч  через указательный палец,
5) сопровождай бросок  рукой и кистью,
6) постоянно удерживай  взгляд на цели,
7) полностью сосредотачивайся  на бросок,
8) следи за мягкостью  и непринужденностью броска,
9) для сохранения  равновесия удерживай плечи параллельно  ( Яхонтов Е.Р., Генкин В.А.,1978)
Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места. Используется бросок со средних и  дальних позиций. Бросок выполняется  с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой  нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед  лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены  и поправлены вверх, тыльная сторона  кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается  от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель. (Линберг  Ф.,1971, Поянцева Н.В.,1990).
При выпускании мяча игрок последовательно разгибает  звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного  выпрямления всех звеньев, после  чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается  наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок  последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз. (Мирошникова  Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А., 1984).
Поскольку технические  закономерности работы звеньев бросающей  руки одинаковы для всех видов  броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с  локтем, поднятым на одну четверть, самый  легкий для выполнения. Невысокое  положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают  координацию движений (Федосеев В.В.,1995).
Общие ошибки при бросках  в корзину.
1. Неумение сосредоточить  внимание на цели.
2. Слишком сильное  вращение мяча.
3. Плохое равновесия  тела.
4. Поспешность при  выполнении броска.
5. Разведение локтей  при выполнении броска.
6. Отсутствие сопровождения  мяча.
7. Броски со слишком  низкой или слишком высокой  траекторией.
8. Держание мяча  на ладони во время броска (Матрунин  В.П.,1990).
Проанализировав 38 литературных источников мы пришли к выводу, игрок  должен:
-Знать, когда и  как бросать мяч по корзине,  когда следует произвести бросок, а когда лучше передать мяч  партнеру, находящемуся в более  удобной позиции для броска.
-Уметь расслабляться  при броске, совершенствовать это умение.
-Быть уверенным  в своих силах, Воспитать в  себе чувство способности реализовать  каждый бросок.
-Сосредотачивать  внимание на цели. При бросках  с близкой дистанции рекомендуется  целиться в щит.
-Быть в равновесии  и сохранить основную стойку. 
-Сопровождать каждый  бросок и немедленно занимать  исходное положение      для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.
-Контролировать вращения  мяча. Придавать мячу минимум  вращения, и только тогда, когда  это необходимо. Чтобы придать  мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное  движение кистью.
-Быстро выполнять  бросок и определять направления  броска.
Проанализировав, общеобразовательную  программу для учащихся средней  общеобразовательной школы (I-XI классы) под редакцией Матвеева Л.П.(1995) мы заключили, что начальное среднее  образование включает в себя два  раздела: теоретико-методические основы физической культуры и базовые средства двигательной деятельности. Неполное среднее физкультурное образование  включает в себя два самостоятельных  программных раздела: теоретико-методические основы физической культуры  и базовые основы избранного вида спортивной специализации. Второй раздел программы представлен двумя блоками, первый представлен базовыми средствами двигательной деятельности (гимнастика, легкая атлетика и спортивные игры); второй структурный блок представлен избранными видами спортивной специализации, программой рекомендуются наряду с другими видами спорта, баскетбол. В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности школы, уровня профессиональной подготовки учителя, совет школы избирает тот или иной наиболее соответствующий укладу школы вид специализации.
Анализируя распределения  учебного материала для 6-го класса и количества часов (68) мы заключили, что на базовые средства двигательной деятельности отводится 34 часа, на базовые  основы избранного вида спорта 34 часа из которых основы знаний 2 часа, общефизическая подготовка 20 часов, специальная физическая подготовка 6 часов, тактическая подготовка 2 часа и техническая подготовка 14 часов.
Полное среднее  образование физкультурное включает в себя 2 раздела: базовые основы самостоятельной двигательной деятельности, овладение которыми осуществляется на обязательных учебно-методических занятиях, и базовые основы избранного вида спортивной специализации, которые  осваиваются школьниками на факультативных учебно-методических занятиях.
ГЛАВА II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСЛЕДУЕМЫЕ.
2.1. Цель, задачи и  методы исследования.
Цель работы: изучение вопросов уровня обучаемости учащихся 6х классов технике выполнения броска одной рукой от плеча с места.
Задачи исследования:  
1.Выявить динамику  показателей попадания при броске  одной рукой от плеча с места.
2.Выявить техничные  ошибки в технике броска у  учащихся 6х классов при изучении баскетбола.
Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы исследования:
1.Анализ - научно методической  литературы.
2.Видеосъемка
3.Педагогические наблюдения.
4.Тестирование.
5.Метод математической  статистики.
6.Педагогический эксперимент.
В процессе исследования изучалась литература по теме исследования. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов.
Видеосъемка осуществлялась для последующего воспроизведения  выполняемых испытуемым действий.
Педагогические наблюдения  за действиями  игроков проводились в процессе учебных занятий для визуального определения ошибок при бросках. Результаты заносились  в специально разработанную карточку протокол.
Тестирование проводилось  при бросках в кольцо одной  рукой от плеча с расстояния 1,5 метров с правой и левой стороны  от щита, под углом 45о.
Броски производятся сериями, по десять бросков с каждой стороны.
Учитывалось количество попаданий, и рассчитывался процент  поражения цели. Цифровой материал записывался в протоколы. Форма  технического протокола прилагается (Приложение 1)
Все данные цифрового  материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение  двух выборок и попарно несвязанные  между собой (Лысенко В.В.с соавт., 1997)
Были рассчитаны 
 
–среднее арифметическое, которое определяется как отношения индивидуальных показаний и количеству случаев, определялась между средним арифметическим и суммой индивидуальных показателе 
Степень достоверности (Р) находили по таблице критерия СтьюдентаЕсли Р < 0,05, Р < 0,01, то ошибка меньше 5 % , 1% и результат достоверен .Если Р>0,05, то ошибка больше 5% и результат не достоверен.

2.2 Организация исследования.
Исследования проводились  в течение 1998-1999 года на базе средней  школы №2 г. Краснодара.
В исследовании принимали  участие учащиеся 6x классов.
В период с сентября по декабрь 1998 года все испытуемые занимались по общему плану.
В декабре проведено  первое тестирование, по результатам  которого были составлены контрольная  и экспериментальная группы.
6а – контрольная группа.
6б – экспериментальная группа.
Состав каждого  класса 28 человек.
После обработки результатов  первого обследования, была внедрена методика управления процессом усвоения знаний и программы исправления  ошибок при выполнении бросков от плеча с места, использовались методы: рассказа, показа и детальной отработки  полной ориентировочной основы действий, на уроках физической культуры с экспериментальной  группой.
В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения (рассказа, показа, обучения).
Внимание учителя  сосредоточено главным образом  на прохождении материала.
После педагогического  эксперимента, который длился до февраля 1999 года, для оценки эффективности  педагогических  воздействий было проведено повторное обследование.
2.3 Педагогический эксперимент.
В экспериментальной  группе проводилась следующая методика обучения.
1.Объяснение техники  броска и показ наглядных пособий.
2. В парах, без  меча. И.П. – стойка нападающего  с выставлено вперед правой  ноги. 1 – выполнить полуприседание, выпрямиться подняться на носки.  Повторить 5-8 раз.
3. Тоже, с имитацией  работы рук. Повторить 5-8 раз.
4. И.П.- рука прямая  вытянутая вверх – вперед (работает  бросковая рука) с мячом, скатить  мяч назад. Повторить 5-8 раз.
6. И.П. – мяч у  плеча в согнутой в локтевом  суставе руке. 1 – согнуть ноги, 2 – выйти вверх на носки  с выпрямлением руки вперед, оставаясь  на носках, пока мяч не опустится  вниз.
7.То же самое,  выполнить выпуск мяча с высокой  траекторией, чтобы он приземлился  у ноги партнера. Высшая точка полёта мяча должна находиться между партнерами. Повторить 10-12 раз.
8.Тоже с броском  в кольцо, вторая рука за спиной, Расстояние 1 м, с правой и левой  стороны угол 45о.
Повторить по 10 раз  с каждой стороны.
9.В парах. Один  бросает, а второй подает мячи. Броски с отражение от щита. Выполнить 2 раза по 16 бросков каждому.
10.При условии 5 попаданий дистанцию увеличить  на 1 метр. Выполнить по 10 бросков.
Также велась постоянная работа над ошибками, для их устранения, применялись подводящие упражнения и тренажеры ( описание в 3 главе).
Последовательность  обучения в контрольной группе.
1.Объяснение и показ  техники выполнения.
2.Имитация приёма.
З. Выполнения броска в парах по навесной траектории.
4.Броски в корзину  с близкого расстояния с начало  справа и слева, а затем по  центру.
5.Броски мяча в  корзину с постоянным увеличением  расстояния.
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ. 
3.1 Эффективность экспериментальной  методики обучения  и динамики показателей  результативности  броска 1ой рукой от плеча. 
В результате педагогического  эксперимента нами были выявлен исходный уровень количества попаданий у  школьников 6-х классов (Таблица 1)

Таблица 1

   
Исходный  уровень показателей  результативности      бросков 6 класса

Показатели

Бросок с  правой стороны  Бросок с  левой стороны 
  Экспер.гр Контр.гр Экспер.гр Контр.гр
  2,6 3 2,7 2,8
t
2,4 0,3
P >0,05 >0,05
Как видно из таблицы 1 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся контрольной  и экспериментальной группы статистически  не отличаются, в экспериментальной  группе среднее количество бросков  с правой стороны составило 2,6, а  в контрольной 3 при индивидуальном разбросе показателей в обеих  группах от 1 до 5 попадания (t=2.4; Р>0,05); с левой стороны в экспериментальной  группе среднее количество попаданий  составило 2,7; в контрольной группе 2,8;  при индивидуальном  разбросе  показателей в обоих группах  от 0 до 5 попаданий (t=0,3; Р >0,05)
Результаты исходного  тестирования показали, что показатели не зависят от обучаемости и носят  случайный характер. По первоначальному  тестированию показатели бросков одной  рукой от плеча с правой и левой  стороны у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной  группы.
За время эксперимента в обоих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность  владения броском от плеча. Однако это  улучшение в разных  группах участников эксперимента носило разный характер.
Таблица 2.

Изменения показателей броска одной рукой у  испытуемых

Контрольной группы за 3 месяца.
Статистические Бросок с  правой стороны  Бросок с  левой стороны 
Показатели  До Эксп-та После эксп-та До эксп-та После эксп-та
X 3 5 2,8 3
s 0,5 0,7 1,2 1
M 0,09 0,14 0,23 0,19
t 7 0,6
P <0,001 >0,05
Через 3 месяца после  изучения броска динамика показателей  в контрольной группе изменилась (Табл.2)
Как видно из Табл.2 в результате обучения выявлен закономерный небольшой прирост показателей  как справа, так и слева. Индивидуальный разброс при исходном тестировании  в контрольной группе при броске с правой стороны составил 2 до 5 бросков, а через 5 месяцев от 3 до 6 бросков.
Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны, составили  5 попаданий, результаты статистически достоверны (t=7; P<0.001)
При повторном тестировании в 6а классе прирост показателей отмечается с правой стороны. Вероятно, это   связано с тем, что на занятиях больше уделяли времени и внимания броскам правой рукой. При выполнении бросков слева, учащиеся уделяли меньше внимания технике броска. Кроме того, они стремились выполнить бросок быстро, а это приводило к нарушению точности движений и рассогласованию действий при работе ног и рук. Как видно из Табл.3 в экспериментальной группе был выявлен большой прирост показателей, как с правой, так и с левой стороны. Учащиеся занимались по предложенной нами программе, что достоверно улучшило показатели.
Таблица 3.
Изменения показателей броска одной рукой у  испытуемых экспериментальной  группы за 5 месяцев.
Статист. Показатели Бросок с  правой Стороны.
Бросок с  левой  Стороны.
  До  эксп-та
После Эксп-та
До  эксп-та
После эксп-та
X 2,6 6 2,7 5,7
s 0,75 0,75 1 0,5
M 0,14 0,14 0,19 0,09
T 8,1 6,3
P <0,001 <0,001
Анализируя полученные данные средние показатели, составили  с правой 6 попаданий, с левой стороны 5,7 при индивидуальном разбросе результатов  при исходном 1 до 5, и после предложенной экспериментальной методики с 5 до 8 бросков.
При броске с правой  стороны (t=8,1;Р<0,001), левой стороны(t=6,3;Р<0,001). При проведении занятий в экспериментальной группе велась строгая этапность усложнения и двигательного опыта. Своевременно велась работа над ошибками.
Таблица 4
Результаты  бросков одной  рукой от плеча  в конце
эксперимента  у учащихся 6-х  классов
Статистические  показатели Бросок с  правой стороны  Бросок с  левой стороны 
  Эксперим.гр. Контрольн.гр. Эксперим.гр. Контрольн.гр.
X 6 5 5,7 3
t 5.2 6,8
P <0,001 <0,001
Как показано (Табл.4) анализ фактических данных, разные методики обучения оказало существенное изменение на показатели точности броска одной рукой от плеча, как с  левой стороны (t=6,8; Р<0,001), так и  с правой стороны (t=6,8;Р<0,001)
Анализ полученных результатов в экспериментальной  группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой методики обучения, дают основание  утверждать, что предложенная нами методика повысит эффективность  обучения.
3.2 Типичные ошибки, выявленные в процессе  обучения.
В результате педагогического  наблюдения нами были выявлены ошибки при броске одной рукой от плеча  с места, при проведении первого  тестирования и второго (Таблица 5)
Таблица 5
Ошибки  у учащихся при  выполнении
одной рукой от плеча  с места.(%)
Ошибки  Экспер.гр. Контр.гр.
    1 2 1 2
11 Неправильное держание мяча(кисти) 43 0 29 14
22 В подготовительной фазе вторая рука располагается на мяче не правильно  57 29 57 43
33 Ноги во время броска не работают 43 0 43 0
14 Излишний наклон вперед,  что приводит к потери равновесия 29 29 29 29
15 Бросок выполняется  толчком пальцев  57 43 70 57
16 Не бросковая рука, при броске опускает резко вниз или  раб.бросок завершается 2-мя руками 43 0 43 29
17 Отсутствие сопровождающего  движения бросковой руки. 70 43 57 57
18 Непоследовательное  включение звеньев тела в основной фазе 57 23 57 43
19 Бросок выполняется  чисто в кольцо, без использования  щита 70 29 85 57
Условные обозначения: цифровой 1 обозначено исходное тестирование, цифровой 2 конечное тестирование.
Как следует из представленной (Табл.5), испытуемые имеют большое  количество ошибок, которое колеблется от 29 до 85 %. При первом тестировании, выявленные ошибки были причинами незнания техники выполнения броска  и правилами.
Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в  экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной  рукой от плеча с места. Многие учащиеся выполняли ошибку при броске, производя толчком пальцев выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с  помощью подводящего упражнения:
Мяч удерживается перед  грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное  сгибание  с захлёстом  кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку.
Определенные ошибки, на наш взгляд, являются причинами  возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к  потери равновесия, лишает учащегося  возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска (Матвеев Л.П.,1991г.).
Выявленная ошибка во время броска 43% в экспериментальной  группе является одной из основных при выполнении броска – это когда  не бросковая рука, резко опускается вниз в основной фазе, из-за чего мяч  теряет свою траекторию, для её устранения  применялся тренажер предложенный Кузиным В.В., Полиовским С.А. (1999):
К запястью кистей привязывалась  лента (шнур) для фиксации руки вверху при броске, чтобы она не опускалась вниз, а сопровождала бросковую руку.
Также, при броске многие испытуемые завершали бросок 2– мя руками, для того чтобы работала одна рука во вторую 
( небросковую) руку  давался щит размером 0-25 см с  рукой, игрок поддерживал им  мяч и завершал движения одной  рукой.
В результате предложенных тренажеров, эти две ошибки были полностью устранены в экспериментальном 6б классе. В контрольной группе эти ошибки сохранились 29%.
На возникновение  многих ошибок повлияло ряд факторов, которые полностью не позволили  устранить все ошибки. Асинхронная  работа рук и ног 70 % возникла в  результате координационной недостаточности  и навыковой бедности, но в результате подводящих упражнений, предложенных в эксперименте, процент ошибки снизился в экспериментальной группе до 29%, а в контрольной 57%.
В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы, также на них могли  повлиять дефекты обучения: ошибочное  обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного  навыка, также неуверенность и  страх (Платонов В.П., 1986).
В экспериментальной  группе  предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 43-70% до 29-43%, в контрольной группе - 14-57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического   совершенствования. (Платнов В.П., 1986)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.