На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные формы и направления социального развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Основные  формы и направления  социального развития 
  Сам факт ускорения истории - это еще  не все, что необходимо знать о  развитии общества. В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным (положительным) сдвигам  в обществе, - говорят о прогрессе. В тех случаях, когда ускорение  истории приводит к негативным последствиям, - правильнее говорить о регрессе. Большинство  обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Об этом свидетельствует история.
  Она убеждает нас в том, что нет  ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия труда, тем выше производительность труда - и в промышленности, и в  сельском хозяйстве, тем большее  количество людей можно прокормить. Если обратиться за примерами к далекой  истории, то можно проследить, что  растет численность и плотность  населения. Плодородие земли и повышение  эффективности земледелия позволяют  отвлечь значительную часть населения  для занятий ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются культурные и торговые связи между людьми. Появляется совершенно новый тип  территориальной организации - города. Возникнув как торговые центры, они  постепенно превращаются в центры религиозной, культурной и научной жизни.
  Новые религиозные течения, в том числе  протестантизм, способствовавшие зарождению капитализма, возникают именно в  городах. Наука стимулирует технический  прогресс. Ручные орудия труда вытесняются  машинами, которые уступают место  автоматизированным комплексам. Из недифференцированной народной культуры выделяется сначала  светское искусство (салонная культура), а позже - массовая культура. Наскальные рисунки сменяются деревянной скульптурой, а затем - изящными искусствами. Меняются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многоколенные  семьи распадаются на множество  семей, состоящих из матери, отца и  детей, они не включают в себя дедушек, бабушек и других родственников.
  Социальный  прогресс - это совершенствование  социального устройства общества и культурной жизни человека, он предполагает такую  направленность социального  и общественного  развития, для которой  характерен переход  от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Это широкое, обобщающее понятие включает в себя как составные части экономический, технический и культурный прогрессы. "Фундаментом" социального прогресса выступает научный и технический прогресс.
  Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он представляет собой движение общества назад, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Примером регресса может быть "одичание" многих стран Западной Европы в период раннего средневековья (после падения Римской империи).
  Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским (эволюционным), второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строяРеволюция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое . 
  Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны  с людьми, отражаются на их уровне и  образе жизни, здоровье, участии в  общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования  междугородным телефоном, железнодорожным  транспортом или метро затрагивает  интересы горожан. Но вряд ли такие  реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий  по безработице или новой формы  социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие  реформы касаются социального положения  многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионов  к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, социальным гарантиям. То есть социальные реформы изменяют существующую систему общественного распределения.
  Наряду  с социальными реформами выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики к рыночным ценам, приватизация, закон о банкротстве  предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение Конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ. Употребляется также выражение "законодательные реформы", но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае говорят о технических нововведениях или изобретениях.
  Таким образом, реформы - частичные изменения, затрагивающие не все общество, а отдельные его сферы или институты. Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят "сверху", проводятся правительством,  хотя и под давлением широких народных масс. А революции?
  Когда назревает потребность  в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким  расчетом, чтобы принципиально  изменить общество, какая-либо партия или  объединение людей, например, военная верхушка, проводит социальную революцию. Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя. Октябрьская революция в 1917 году проводилась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, наемный труд, городская и сельская буржуазия, ликвидирована свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, т.е. были заменены основы существующего строя.
  Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными. Так называемая неолитическая революция представляла собой глобальную революцию, качественный скачок, благодаря которому цивилизация  совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государство  и культуру. Неолитическая революция  началась 10 тысяч лет назад и  продолжалась 3 тысячи лет. В течение  этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации  в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.
  Вторым  глобальным процессом называют промышленную революцию ХYIII- Х1Х веков. Она также сыграла большую роль в истории человечества, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран: уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные рамки, провозглашены равные гражданские права. С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).
  Глобальные  революции затрагивают все сферы  общества и множество стран, поэтому  требуют много времени. Однако они  всегда приводят к качественному  изменению жизни общества.
  К глобальным революциям следует отнести  и другие, менее значительные события. Так, в середине ХХ века произошла "менеджерская революция", после которой во всех развитых странах, прежде всего в  США класс капиталистов-собственников (в старом понимании - единоличных  собственников) был вытеснен с ключевых позиций в обществе классом профессиональных менеджеров - лиц наемного труда. В 70-е  годы в научную лексику вошел  термин "молчаливая революция", которым  обозначали отход западной молодежи от ценностей труда к ценностям  досуга и кризис "трудового общества". Оба типа социальной революции относятся  к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного  вмешательства партий или групп.
  Революция, начавшаяся в одной стране, может  перекинуться на другие страны. Если они  вовлекаются в революционный  процесс стихийно, а весь процесс  носит характер цепной реакции, то следует  говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так  произошло с буржуазно-демократической  революцией 1848 года, охватившей различные  страны Европы. Исключением явилась  Россия. В ней буржуазно-демократическая  революция совершилась в феврале 1917 года. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, отстающей в развитии.
  Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 года вовлекла в процесс и другие страны: одни - добровольно (Германия и  Венгрия в 1918 году), другие - принудительно (Польша и Чехословакия в 1945 году). К 1950 году сформировался так называемый "социалистический лагерь", к которому присоединились Польша, Чехословакия, Болгария, Албания, Румыния. Революция  в этих странах происходила принудительно, при военной помощи других стран. Тем не менее, ее следует считать  глобальной социальной революцией, изменившей существующий социальный строй.
  Таким образом, реформы и революции - это  две основные формы социального  развития общества, имеющие положительную  направленность для существования  и развития общества и личности. Они подразделяются на несколько  видов, различающихся сферой применения, характером, продолжительностью, масштабом.         
1. Первобытно-общинный  строй (первобытный коммунизм:  нем. Urkommunismus). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.  
 
2. Азиатский способ производства (другие названия — политарное общество,государственно-общинный строй). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.  
 
3. Рабовладение. (нем. Sklavenhaltergesellschaft) Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.  
 
4. Феодализм. (нем. Feudalismus) В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.  
 
5. Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.  
 
6. Социализм***.  
 
7. Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления. В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по труду».
Источник: *** Социализм характеризуется упразднением частной собственности при сохранении личной, заменой капиталистических предприятий кооперативами, созданием коммун, внутри которых всё будет общим (социалисты-утописты), созданием государственной системы социального обеспечения.
ОБЩЕСТВЕННОЕ  РАЗВИТИЕ, ТЕОРИЯ К. МАРКСА
Среди множества теоретических  подходов, использовавшихся для осмысления общественного развития и его  основных тенденций на протяжении человеческой истории, особое место, связанное с  их важностью для развития обществознания, занимают два теоретических направления: социальный эволюционизм и исторический материализм.
1) Социальный эволюционизм — подход к интерпретации общественного развития, пытающийся установить связь между биологическими и социальными изменениями. В рамках данного подхода было разработано множество эволюционных теорий.  
Эволюционисты считают очевидным тот факт, что общество развивается прогрессивно, от простых форм существования к более сложным, от несовершенных к более совершенным. Доказательством тому служит сравнительный анализ различных типов человеческих обществ, сменяющих друг друга на протяжении истории, который показывает, что происходит общее движение ко всевозрастающему усложнению и совершенствованию, аналогичное закономерностям биологической эволюции. Причем развитие данной аналогии позволяет сделать вывод о прямой зависимости между сложностью общества и его способностями к выживанию во внешней среде, т. е. его адаптационным потенциалом.

В ранних теориях социальной эволюции (XIX в.) развитие общества представлялось как исключительно прогрессивное, причем прогресс часто определялся  через интеллектуально-нравственное совершенствование общества. Типичным примером данной позиции являлся  социал-дарвинизм, завоевавший особую популярность на рубеже XIX—XX веков. Теоретической  основой данной теории служили работы Ч. Дарвина, а именно идея борьбы за существование между биологическими организмами в ходе которой выживает сильнейший, более совершенный. Представители социал-дарвинизма утверждают, что между человеческими обществами идет аналогичная борьба за существование, а победители — современные западные общества — представляют собой высшую стадию общественного прогресса.
Одной из характерных  черт большинства эволюционных теорий является представление о развитии общества не только как о прогрессивном, но и однолинейном процессе. Однолинейность предполагает существование единственной восходящей линии развития, отклонение от которой невозможно вне зависимости  от специфики общества. Несостоятельность  данного утверждения показали собственно исторические факты (экономические  депрессии, мировые войны, тоталитарные режимы), однако современные эволюционисты  пытаются разрешить это противоречие с помощью понятия мультилинейности. При этом утверждается идея возможности существования различных путей развития общества и отвергается аксиома универсальности эволюции.
Однако даже наиболее сложные и модифицированные эволюционные теории демонстрируют значительные противоречия в процессе их приложения к эмпирической реальности. Теоретически необоснованными остаются прямые аналогии между биологическими и социальными  процессами развития. Нет единой точки  зрения относительно того, что считать  основным критерием сложности общества, и есть ли такой универсальный  критерий. Вместе с тем идея прогрессивных  тенденций развития общества находит  поддержку у представителей других теоретических направлений и  подтверждается анализом многочисленных фактов эмпирической реальности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.