На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет и аудит запасов организации

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственная Академия сферы быта и услуг
Поволжский  Технологический институт сервиса 
 

      Экономический факультет
      Кафедра “Бухгалтерский учет
      и аудит” 
 

Д И П  Л О М Н А Я  Р А Б  О Т А
на тему:
Учет  и аудит запасов организации 
 

Зав. кафедрой ______________________________________
Руководитель  дипломной работы 
Рецензент 
Дипломник 
                                  1998 г. 
 

Содержание 
 
 
 

Введение 

     Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. Важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов. Этого можно добиться путем экономии материалов и более эффективного их использования. Решения вышеизложенных задач можно достичь, применяя более прогрессивные конструкционные материалы, внедряя новые технологии, заменяя дорогостоящие материалы более дешевыми без снижения качества продукции, сокращая отходы и потери в производственном процессе, а также широко вовлекая в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и попутные продукты.
     Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация учета и контроля за движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности. Неотъемлемой частью учета и контроля производственных запасов является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности производства.
     Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная нами тема весьма актуальна. Целью дипломной работы является изучение путей совершенствования методики бухгалтерского учета и аудита сохранности и использования производственных запасов организации.
     Для реализации цели нами поставлены следующие  задачи:
- рассмотреть  экономическое содержание производственных запасов, дать их классификацию и оценку;
- изучить  методику поступления производственных  запасов;
- отразить  учет расходования производственных  запасов, их реализацию;
- рассмотреть  этапы аудита производственных  запасов;
- дать  анализ обеспеченности предприятия запасами, их сохранности и использования;
- отразить  автоматизацию учета и аудита  производственных запасов.
     В дипломной работе используются новейшие инструктивные материалы, относящиеся  к данной теме:
- Федеральный  закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 года 
№ 129-ФЗ.

- “Положение  о бухгалтерском учете и отчетности  в Российской Федерации”. Приказ  Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 года № 170.
- Указ  Президента Российской Федерации  “ Об основных направлениях  налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” от 8 мая 1996 года №685.
- “Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств”.  Приказ Министерства Финансов  РФ от 13 июня 1995 года № 49.
     Проводится  критический подход к действующей  практике учета и аудита производственных запасов организации, раскрывается достигнутый на предприятии уровень  автоматизации учетно-аналитических  работ.
     Объектом  исследования в дипломной работе является арендное предприятие ЗАО “Левобережный завод железобетонных изделий”. Это крупное предприятие промышленности строительных материалов.
     Исследуемое предприятие имеет расчетный  счет в банке, круглую печать со своим  названием, самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность и полностью несет ответственность за ее результаты.
     В последнее время предприятие  столкнулось с большими трудностями  со сбытом продукции, что связано  с с резким снижением объемов  строительства как в городе Тольятти, так и в прилегающих регионах. Это привело к ухудшению экономического положения предприятия, и, в конечном счете, к введению на нем внешнего управления.
     В работе используются данные приказа  “О введении на 1998 год правил ведения  бухгалтерского учета” № 40 от 19.03.97г. (Приложение 1). Анализ формирования и использования производственных запасов проведен за ряд периодов.
1. Запасы организации – важнейший фактор развития материального производства
1.1. Экономическая  сущность производственных запасов,
их роль, значение и задачи учета. 

     Многообразие  форм собственности в период рыночной экономики, расширение прав предприятий  в управлении экономикой, отраслевые особенности производства требуют  альтернативных, а подчас и многовариантных  подходов при решении конкретных вопросов методики и техники ведения учета производственных запасов.
     У предприятий теперь появилась возможность  выбора различных способов: организации  учета заготовления и приобретения материалов; отражения стоимости  материалов, оставшихся в конце месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков; выявления отклонений фактической себестоимости материальных ценностей от учетных цен и их последующего распределения между израсходованными в производстве материалами и их остатками на складах; погашения стоимости находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.
     Производственные  запасы (сырье, материалы, топливо и  т.д.) являются предметами, на которые  направлен труд человека с целью  получения готовой продукции. В  отличие от средств труда, сохраняющих  в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла. В промышленности постепенно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов (снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции, всемерная экономия и т.д.). Улучшению ресурсоснабжения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм, повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п., ограничение числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве. Данные бухгалтерского учета должны содержать информации для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности.
     В связи с этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:
     правильное  и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов; выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений по направлениям затрат;
     контроль  за сохранностью материальных ценностей  в местах их хранения и на всех стадиях движения;
     постоянный  контроль за соблюдением установочных норм производственных запасов;
     систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;
     контроль  за технологическими отходами и потерями и их использование;
     своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;
     своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ресурсов, контроль за ценностями, находящимися в пути, неотфактурованные поставки.
1.2. Классификация  и оценка производственных запасов. 

     На  предприятии применяется большое  количество разнообразных товарно-материальных ценностей. Они используются в производстве по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе, другие - изменяют только свою форму, третьи - входят в изделия без каких-либо изменений, четвертые - только способствуют изготовлению изделий и не включаются в их массу или химический состав. Важной предпосылкой правильной организации учета производственных запасов является их классификация по назначению и роли в процессе производства и техническим признакам.
     Действующий план счетов бухгалтерского учета предусматривает  существенное сокращение числа синтетических счетов, предназначенных для учета и контроля движения производственных запасов. Одна синтетическая позиция - укрупненный активный счет 10 “Материалы” - отведена для обобщения информации о наличии, поступлении и расходовании всех видов материальных ресурсов (за исключением малоценных и быстроизнашивающихся предметов), признанных собственностью предприятия в соответствии с действующим законодательством. Отражаемые на этом счете производственные запасы в зависимости от их функциональной роли в производственном процессе и образовании продукта могут быть сгруппированы в субсчета; 1. Сырье и материалы; 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; 3. Топливо; 4. Тара и тарные материалы; 5. Запасные части; 6. Прочие материалы; 7. Материалы, переданные в переработку на сторону; 8. Строительные материалы и др.
     Однако  приведенный перечень субсчетов  носит для конкретных предприятий  лишь рекомендательный характер. С  учетом реальных условий хозяйствования они могут уточнять этот перечень, вводя в него дополнительные субсчета или, наоборот, объединяя некоторые из них.
     Исходя  из неуклонного соблюдения принципа имущественной обособленности любого предприятия, независимо от формы собственности, раздельно (за балансом) учитываются материальные ценности, которые согласно законодательству не являются собственностью предприятия, но временно находятся в его распоряжении. Для учета и контроля движения таких ценностей в новом плане счетов бухгалтерского учета выделены за балансовые счета: 002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение” и 003 “Материалы, принятые на переработку”. На последнем отражаются давальческое сырье и материалы, не оплаченные предприятием изготовителем.
     Одновременно  в плане счетов предусмотрена возможность широкого использования (с учетом потребностей рыночной экономики) нетрадиционных для большинства наших предприятий счетов 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонение в стоимости материалов”. В связи с происшедшими изменениями в налоговом законодательстве возникла необходимость ввести с начала 1993 года новый активный счет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”.
     Наряду  с приведенной выше укрупненной  классификацией материальных ценностей  важное значение имеет их детализированная группировка на каждом предприятии исходя из номенклатуры используемых материалов, степени кооперирования и специализации и других факторов.
     В составляемых на предприятиях номенклатурах-ценниках отдельные укрупненные группы однородных материалов делятся на подгруппы, а те в свою очередь - на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому виду материала присваивается собственный номенклатурный номер (код), однозначно его идентифицирующий.
     Код (номенклатурный номер) материала может иметь следующую структуру:
Х Х ХХ ХХХ, где
      Х - характеристика (размер, сорт);
      Х - вид материала, марка;
      ХХ - подгруппа материала;
      ХХХ - группа материала.
     Наличие на предприятии такого систематизированного перечня создает основу для применения единой классификации материалов в конструкторской, технологической, плановой и учетной документации, для механизации учетно-вычислительных работ, применения оперативно-бухгалтерского метода учета движения материалов на складах.
     С переходом организаций на рыночные отношения важное значение приобретает процесс выбора форм оценки используемого имущества. Организации в своей практической деятельности применяют различные формы оценки: по первоначальной стоимости, фактической себестоимости, рыночной стоимости, остаточной стоимости, ликвидационной стоимости, чистой стоимости реализации, потребительской стоимости и др.
     В последнее время в международной  практике бухгалтерского учета преобладает  тенденция отражения имущества  не по стоимости приобретения, являющейся основной формой оценки, а по его текущей (рыночной) стоимости.
     Особое  место в составе имущества  организации по объему участия в  производственном процессе, а также  в учете по используемым формам оценки занимают товарно-материальные ценности.
     Товарно-материальные ценности - это часть оборотных средств организации, в виде ее реального материального имущества. Товарно-материальные ценности производятся и приобретаются организацией для продажи или использования в производственном процессе (как правило, в течение одного года или в течение обычного операционного цикла), либо на иные хозяйственные нужды.
     Оценка  товарно-материальных ценностей, учитывая разнообразие их видов и характера  использования, наиболее сложная и  важная реальность активов баланса  и финансовый результат деятельности организации.
     В соответствии с “Положением о  бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации” от 26 декабря 1994 года № 170 товарно-материальные ценности отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Порядок  дальнейшего изменения фактической себестоимости зависит от видов ценностей, порядка их поступления в организацию, методов оценки ценностей при выбытии и других причин.
     Каждый  вид ценностей оценивается в  стоимостном выражении на определенных этапах их движения в организации и отражается в бухгалтерском учете индивидуально. Допускается свободная (групповая) оценка и учет однородных по своим свойствам ценностей.
     Материальные  ценности подлежат оценке по их конкретным видам на следующих этапах движения ценностей:
     принятие на учет;
     использование материалов на производство продукции;
     работ и услуг;
     продажа товаров и готовой продукции;
     прочее  выбытие ценностей;
     определение стоимости остатков ценностей на конец отчетного периода;
     отражение в бухгалтерской отчетности.
     Рассмотрим методы оценки товарно-материальных ценностей при их использовании на производство продукции, работ и услуг.
     Оценка  материалов при их использовании  в производственном процессе является производной от оценки остатков материалов на конец отчетного периода.
     Применяются следующие методы оценки материалов:
     по  средневзвешенной себестоимости (средней  оценке);
     по  стоимости последних закупок (метод  ЛИФО);
     по  стоимости первых закупок (метод  ФИФО).
     Любой из этих методов предполагает сначала  оценку материалов, числящихся в остатке на конец месяца, а затем определение стоимости выбывших ценностей. Стоимость последних вычисляется путем вычитания из общей суммы стоимости остатка ценностей на начало периода, с учетом стоимости остатка ценностей, поступивших за отчетный период, стоимости ценностей на конец периода. Кроме того, организация может учитывать выбывшие ценности по себестоимости каждой единицы. При индивидуальной оценке материалы учитываются по фактической себестоимости приобретения каждой единицы изделий.
     Рассмотрим подробней перечисленные методы.
     *При  оценке материалов по средневзвешенной  себестоимости (средней оценке) общая  стоимость используемых в производстве  материалов в данном отчетном  месяце определяется по каждому  виду ценностей, путем умножения  средней цены их приобретения на соответствующее количество материалов.
     Методы  оценки материальных запасов ФИФО и  ЛИФО разрешены к применению в  отечественной учетной практике только с 1995 года согласно п. 49 “Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации”, утвержденном Минфином Российской Федерации 26 декабря 1994 года. До этого использовали лишь метод средней оценки.
     *При  оценке использованных материалов  по стоимости последних в течение  отчетного периода закупок (по  методу ЛИФО) сначала определяют себестоимость не использованных на конец отчетного периода материалов - исходя из их количества и предположения, что их стоимость состоит из затрат на первые закупки материалов. Затем определяют общую стоимость использованных материалов, вычитая из суммы остатков материалов на начало отчетного периода с учетом стоимости поступивших за отчетный период материалов их стоимость, приходящуюся на остаток материалов на конец отчетного периода. Стоимость использованных материалов (распределение общей стоимости по соответствующим счетам бухгалтерского учета затрат) исчисляют по средневзвешенной (средней) себестоимости исходя из количества каждого вида материалов, используемых на производство. Среднюю стоимость единицы каждого вида ценностей рассчитывают от общей стоимости и количества используемых материалов.
     *При  оценке использованных материалов  по стоимости первых в течение  отчетного периода закупок (по  методу ФИФО) сначала определяют  себестоимость на использованных  на конец отчетного периода  материалов исходя из их количества и предположения, что их стоимость состоит из затрат на последние закупки материалов. Затем определяют общую стоимость использованных материалов, вычитая из суммы остатков материалов на начало отчетного периода с учетом стоимости поступивших за отчетный период материалов их стоимость, приходящуюся на остаток материалов на конец отчетного периода. Стоимость выбывших по направлениям их использования (распределение общей стоимости по соответствующим счетам бухгалтерского учета затрат) определяют исходя из средневзвешенной (средней) себестоимости и количества каждого вида материалов, использованных на производство. Среднюю стоимость каждого вида материалов исчисляют в зависимости от общей стоимости и количества использованных материалов.
       Наряду с приведенными методами оценки материалов при их использовании на производство, организация может применять метод их оценки по себестоимости каждой единицы закупаемых материалов.
     Согласно  учетной политики ЗАО “ЛЗЖБИ”, принятой на 1998 год “Материалы и МБП учитываются соответственно на счетах 10, 12 с выделением субсчетов по фактической себестоимости приобретения.
     Фактическая стоимость материальных ресурсов, списанных  в производство, определяется методом  средней себестоимости.
     Организационная схема управления ЗАО “ЛЖБИ” представлена на схеме 1.
Как видно  из представленной схемы, во главе предприятия  стоит директор, которому подчиняется  ряд функциональных заместителей: по экономике; по производству; по общим  вопросам; главный бухгалтер и  главный инженер. Непосредственно директору подчиняются также юридический отдел, административно-хозяйственный отдел и отдел технического контроля. В подчинении заместителей находятся соответствующие отделы и подразделения. Заместитель директора по экономике отвечает за работу планово-экономического отдела и отдела труда и заработной платы. В подчинении заместителя по производству находятся все начальники цехов - основных и вспомогательных, а также отдел материально-технического снабжения. В подчинении главного бухгалтера находится бухгалтерия.
     Согласно  Учетной политике арендного предприятия  ЗАО “Левобережный завод железобетонных изделий”, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности должны обеспечить: полное, своевременное  и достоверное отражение в  бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной и финансовой деятельности; достоверную оценку поступающего имущества по фактическим затратам на их приобретение и создание; тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета за каждый календарный месяц, а также показателей бухгалтерской отчетности - данным аналитического учета за отчетный период либо на дату составления отчетности; отражение в бухгалтерском учете потерь (убытков) и пассивных обязательств в соответствии с принципом осмотрительности, то есть в том отчетном периоде, в котором получена достоверная информация о таких убытках и обязательствах; оформление фактов хозяйственной деятельности юридически полноценными документами, отражение в учете этих фактов с соблюдением принципа приоритета содержания перед формой: не только исходя из правовой формы, но и из экономического содержания и условий хозяйствования; регистрацию на счетах бухгалтерского учета фактов финансовой и хозяйственной деятельности в тех отчетных периодах, в которых они совершились (имели место) или должны быть совершены, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
1.3. Технико–экономическая характеристика ЗАО “Левобережный завод железобетонных изделий”.
     Закрытое  акционерное общество “Левобережный завод железобетонных изделий” создано путем выделения на основании решения общего собрания акционеров открытого акционерного общества “Производственно – строительное объединение крупнопанельного домостроения” от 18 ноября 1994 года
     Общество  действует в порядке, предусмотренном  Федеральным законом “Об акционерных  обществах” от 26 декабря 1995года № 208, Федерального закона, гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом и другими  законодательными актами Российской Федерации.
     Общество является коммерческой организацией, осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозяйственного расчета и самоокупаемости. Общество создано на неограниченный срок.
     Целью создания Общества является получение  прибыли.
     Основным предназначением Общества является наиболее полное удовлетворение потребностей российских и иностранных предприятий, организаций и граждан в продукции, (работах и услугах), производимой Обществом.
     Измененный  Устав утвержден общим собранием  закрытого акционерного общества “Левобережный завод железобетонных изделий”, протокол №1 от 21 февраля 1997 года.
     Зарегистрировано  в администрации Комсомольского района города Тольятти постановлением № 1371 от 12.09.97 г., регистрационный номер 1360/6304.
     Основным  предназначением предприятия является строительство массового жилья и объектов социально – культурного назначения:
    выполнение строительно – монтажных работ;
    производство строительных конструкций;
    эксплуатация инженерных систем;
    оказание услуг грузоподъемными механизмами, транспортными механизмами и автотранспортом;
    торгово – закупочная деятельность и др.
     За 1997 год было выпущено 27 292 м3 железобетона на сумму 24 745 192 т. р., в том числе домостроение 26 929 м3 на сумму 21 714 144 т. р.
2. Организация бухгалтерского учета запасов организации
2.1. Учет поступления  материальных ценностей
и расчетов с поставщиками
      В соответствии с производственной программой и нормами расхода предприятия  определяют потребность в материальных ресурсах. Для учета и контроля операций приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками используется журнал-ордер № 6 (Приложение 2), при использовании ЭВМ - машинограммы кредитовых и дебетовых оборотов по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Записи в журнале-ордере № 6 ведутся позиционным способом - по каждому расчетному документу.
      Материалы на предприятие поступают, в основном, от поставщиков (дебет счета 10 “Материалы”, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”). Поставщиками выступают  территориальные организации материально-технического снабжения, предприятия, взаимоотношения между которыми регулируются договорами поставки.
      На  материалы, поступившие от поставщиков  согласно заключенным с ними договорам, предприятие получает сопроводительные документы: платежные требования-поручения (Приложение 3), счета-фактуры (Приложение 4), товарно-транспортные накладные (Приложение 5). Эти документы регистрируются работником, занимающимся снабжением, в журнале учета поступающих грузов и проверяются с точки зрения соответствия их условиям поставки, предусмотренным договором: по ассортименту, ценам, количеству материалов, способу и сроку отправки и другим. Проверенные сопроводительные документы предприятие акцептует. Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после чего эти документы передают в бухгалтерию предприятия для оплаты.
      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 685предприятия  всех организационно-правовых форм с 1 января 1997 года перешли на расчеты  с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 года № 514 утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур двух видов: журнала учета выдаваемых покупателю счетов-фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок (Приложение 6) и требования к их ведению.
      Механизм  применения счетов-фактур изложен в  Письме Государственной налоговой  службы и Министерства Финансов Российской Федерации от 25 декабря 1996 года № ВЗ-6-03/890, №109 “О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года”.
      Уже первые месяцы работы показали, что  некоторые вопросы, касающиеся практической организации работы по реализации положений, установленным данным нормативным документом, нуждаются в дополнительных разъяснениях. Например, из пункта № 1 Письма вытекает, что “с введением счетов-фактур сохраняются все действующие формы расчетных и первичных учетных документов. Счета-фактуры вводятся не взамен каких-либо документов, а дополнение к ним”. В этом случае резко увеличивается объем работы за счет ее неоправданного дублирования.
      Каждое  предприятие осуществляет регистрацию  выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги ведутся для того, чтобы обеспечить получение полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги на основе книги продаж и подлежащему зачету на основе книги покупок или восстановлению по НДС, уплаченному в соответствии с требованиями Инструкции 39 Госналогслужбы.
      В книге покупок регистрируются оплаченные счета-фактуры поставщиков за приобретенные  основные средства и нематериальные активы, поступившие производственные запасы, малоценные предметы, товары и оказанные услуги. Итоговые данные книги покупок служат основанием для зачета НДС уплаченного (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”). Произведенные предприятием авансовые платежи в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не отражаются в книге покупок, так как по ним не производится зачет НДС входящего (уплаченного). Это связано с тем, что принятие к зачету НДС по приобретенным товарам и материальным ресурсам осуществляется при соблюдении двух обстоятельств - оплате счетов-фактур и оприходовании товаров. Как представляется, с целью получения более полной и достоверной информации о суммах НДС, подлежащих зачету в книге покупок, должны быть зарегистрированы также все счета-фактуры и чеки кассовых аппаратов при наличии товарных чеков за материалы, работы и услуги, оплаченные наличными из кассы или из подотчетных сумм.
      Следует отметить и негативные стороны нововведения.
      Во-первых, предложенная в письме схема ведения  счетов-фактур и их регистрации в  книге продаж и покупок значительно  усложнила работу предприятия, породив  дубликации.
      Во-вторых, по предложенной схеме данные книги продаж и книги покупок не могут быть использованы для исчисления налога, так как в них не содержится всей исчерпывающей информации для начисления НДС за товары и услуги и зачета НДС уплаченного.
      В-третьих, Госналогслужба России совместно с  Минфином, выпустив письмо “О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость” “поправила” Закон, обязав соблюдать норму, в нем не предусмотренную.
      К зачету по НДС начисленному не будут  приниматься суммы, если предприятием не ведется книга покупок и журнал. Это следует понимать так, что если предприятие не допустило ошибок в расчетах с бюджетом по НДС, но не ведет книгу покупок, то у него, во-первых, будет исключена зачтенная сумма НДС входящего и, во-вторых, оно уплатит штраф в том же размере, хотя интересы бюджета соблюдены и не нарушены.
      Для получения материалов со склада поставщика или транспортной организации бухгалтерия  выписывает экспедитору доверенность (Приложение 7).
      При поступлении материалов от поставщиков  заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документам поставщика и если расхождений нет, то выписывает приходные ордера (Приложение 8) на все количество поступившего груза в одном экземпляре в поступления материалов. Если расхождений между фактически принятым количеством материальных ценностей и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика, нет. То оприходование можно оформить и без выписки приходного ордера - на основании документов поставщика.
      Если  при приемке от поставщиков будет установлено расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишек, пересортица) или если имела место неотфактурованная поставка (поступление материалов без счета-фактуры поставщиков), то заведующий складом вместе с представителем поставщика или незаинтересованной организации составляет акт о приемке материалов в двух экземплярах. В этом случае приходные ордера не составляются, а акт является одновременно и приходным документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком. Второй экземпляр акта направляют поставщику. Данные по поступившим материальным ценностям ежедневно передаются на информационно-вычислительный центр, где по каждому складу составляется табуляграмма “Список поступивших материалов” (Приложение 9).
      В установленные сроки заведующий складом передает все первичные документы в бухгалтерию предприятия по реестру, выписываемому обычно в двух экземплярах: первый с приложенными оправдательными документами остается в бухгалтерии, второй с распиской бухгалтера о количестве принятых приходных и расходных документов - у заведующего складом. Как правило, документы передаются ежедневно, но не реже одного раза в неделю.
      Материалы могут поступать (дебет счета 10 “Материалы”) от подотчетных лиц в порядке  закупки мелких партий за наличный расчет (кредит счета 71 “Расчеты с подотчетными лицами”) вследствие выбытия пришедших в негодность основных средств (кредит счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”) и могут быть изготовлены собственными вспомогательными производствами (кредит счета 23 “Вспомогательные производства”). На этапе образования предприятия материалы могут поступать от учредителей в качестве их вклада в уставный (складочный) капитал (дебет счета 10 “Материалы”, кредит субсчета 75-1 “Расчеты по вкладам в уставный капитал”). Может иметь место безвозмездное получение материалов (дебет счета 10 “Материалы”) от физических и юридических лиц (кредит субсчета 87-3 “Нераспределенная прибыль”).
      Операции  по доставке приобретенных материальных ресурсов, их погрузке и выгрузке включается в себестоимость заготовленных производственных запасов (дебет счетов 10 “Материалы”, 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”) с кредита счетов (23, 60, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”) в зависимости от вида расходов (если учетной политикой не предусмотрено использование счета 15 “Заготовление и приобретение материалов”).
      Уплачиваемый  при приобретении материалов НДС отражается в учете по субсчету 19-3 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, только если он выделен в расчетных документах отдельной позицией (дебет счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”). К расчетным документам относятся платежные требования, платежные требования-поручения, платежные поручения, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива при переводе средств продавцом. Если в расчетных документах НДС не выделяется, то его выделение расчетным путем не производится. В этом случае предприятия принимают на учет материалы вместе с уплаченным НДС. Поэтому необходимо отслеживать такие документы и возвращать их для переоформления. В дальнейшем ежемесячно НДС подлежит зачету (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит субсчета 19-3 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” и списанию (дебет счетов 08, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 43, 47, 65, 80-3, 81-2, 84, 88, 96) в порядке предусмотренном Инструкцией № 39 ГНС России “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.
      Суммы НДС по приобретенным производственным запасам (дебет счета 19 “Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям”, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”) подлежит зачету (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”) в том месяце, когда происходит оплата этих ценностей (дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, кредит счета 51 “Расчетный счет”). Так, если материалы поступили в апреле и расчетный документ поставщика за данную поставку оплачен в апреле (мае), то и сумма уплаченного НДС будет зачтена в апреле (мае).
      Материалы и малоценные предметы, приобретенные  за наличный расчет на предприятиях оптовой  и розничной торговли, приходуют (дебет счетов 10 “Материалы”, 12 “Малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы”, кредит счетов 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”) вместе с НДС, уплаченном при их приобретении.
      Учет  заготовительных  операций с использованием счета 15. Использовать или не использовать счет 15 “Заготовление и приобретение материалов” для учета заготовительных операций, определяет само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год. В зависимости от принятой учетной политики на организации учета заготовления материалов его можно вести либо с использованием счетов 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонение от стоимости материалов”, либо без их использования (непосредственно на счете 10 “Материалы”). Согласно учетной политики “ЗАО “ЛЖБИ”” данные счета используются.
      Если  предприятие включило в свой рабочий  план счетов счет 15 “Заготовление и приобретение материалов”, то оно все расходы, связанные с заготовлением товарно-материальных ценностей, в течение месяца предварительно собирает на дебете этого счета с кредита разных счетов (23, 60, 68, 69, 70, 71, 76 и др.) в зависимости от характера расходов. В конце месяца на основании данных о фактически поступивших материальных ценностях суммы, учетные на счете 15 “Заготовление и приобретение материалов”, перечисляют на счета производственных запасов (дебет счетов 10 “Материалы”, 12, кредит счета 15 “Заготовление и приобретение материалов”). Целесообразно в этом случае к счету 15 “Заготовление и приобретение материалов” открыть субсчета 1 “Заготовление и приобретение материалов”; 2 “Заготовление и приобретение малоценной и быстроизнашивающейся продукции”.
      Остаток по счету 15 “Заготовление и приобретение материалов” на конец месяца характеризует  стоимость производственных запасов, оставшихся в пути на конец месяца.
      Предприятия применяющие в учете 16 “Отклонение  в стоимости материалов”, сальдо на конец отчетного периода (месяца, квартала, года) по этому счету при составлении баланса присоединяют без корреспонденции счетов к производственным запасам (счет 10 “Материалы”).
      Если  при поступлении от поставщика установлена  их недостача, то необходимо определить ее фактическую себестоимость и отразить на счетах бухгалтерского учета (Таблица 2.1. на условном примере).
      Сумма фактической недостачи складывается из стоимости недостающей части  материальных ценностей по покупным ценам и части подлежащего возмещению тарифа по их доставке (железнодорожного, автомобильного и др.). Для исчисления общей суммы недостачи необходимо:
    Определить процентное отношение суммы железнодорожного тарифа (6 000 руб.) к стоимости материалов по продажной стоимости без НДС. Оно составит 15% (6 000 руб. / 40 000 руб. * 100%);
    Определить сумму недостачи с учетом НДС. Она равна 6 210 руб. 
    ((4 500 руб. + 675 руб.) * 1,2).

     Когда груз поступил после оплаты расчетного документа поставщика, то следует  сделать записи;
     Дебет счета 10 40 825 тыс. руб.
     Дебет субсчета 19-3 8 165 тыс. руб.
     Дебет счета 63 6 210 тыс. руб.
     Кредит  счета 60 55 200 тыс. руб.
     Если  к моменту поступления груза  предприятие не оплатило расчетный  документ поставщика, то груз необходимо оприходовать по фактической поставке (без отражения на счете 63);
     Дебет счета 10 40 825 тыс. руб.
     Дебет субсчета 19-3 8 165 тыс. руб.
     Кредит  счета 60 48 990 тыс. руб.
     Отражение в учете неотфактурованных  поставок. Наиболее часто встречаются ошибки при отражении на счетах бухгалтерского учета операций по неотфактурованным поставкам и производственным запасам, находящимся в пути.
      Неотфактурованной считается поставка материальных ценностей  от поставщика до предъявления расчетного документа к его оплате. В этом случае их приходуют по покупным (или учетным) ценам (дебет счетов 10 “Материалы”, 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”) без НДС. Суммы налогов по этим материалам будут учтены в том отчетном периоде, в котором поступят расчетные документы (дебет субсчета 19-3 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”). При поступлении расчетного документа поставщика ранее сделанную запись стоимости материальных ценностей по покупным (учетным) ценам сторнируют и дают положительную запись на сумму счета, предъявленного к оплате.
      Неотфактурованные поставки определяют в конце месяца на основе данных о фактическом поступлении  материальных ценностей и расчетных  документов, предъявленных для оплаты.
Таблица 2.1.
     Порядок определения суммы недостач при  поступлении
     материальных  ценностей от поставщиков
Показатели Стоимость материалов и тарифы,   руб. НДС, (20%)
Сумма счета, Руб.
    Предъявлен счет для
Оплаты: Стоимость материалов
Железнодорожный тариф
Подлежащий возмещению
 
 
40 000 
  6 000
 
 
8 000 
1 200
 
 
48 000 
  7 200
Итого 46 000 9 200 55 200
    Выплачена при приемке
Груза: Недостача материалов
Приходящийся  на недостачу
Железнодорожный тариф
 
 
  4 500 
    675
 
 
   900 
   135
 
 
  5 400 
     810
Итого  
  5 175
 
1 035
  6 210 (д-т  сч. 63)
Подлежит  оприходованию 40 825 (д-т  сч. 10)
8 165 (д-т  сч. 19)
 
 
      Поставщика  незамедлительно извещают о такой  поставке: ему высылают письмо с  приложением акта о приемке материалов.
      Бартер  и его использование в расчетах с поставщиками. В связи с неплатежами многие предприятия строят свои взаимоотношения на бартерной основе. Порядок отражения расчетов с поставщиками за товары (работы, услуги) по бартеру можно видеть из таблицы 2.2.
      Таблица 2.2
Бухгалтерские записи по расчетам с поставщиками
на бартерной  основе 

 
Операции
 
Сумма (тыс. руб.)
Корреспондирующий счет (субсчет)
    Дебет Кредит
Предъявлен  для оплаты счет-фактура   на  сумму покупки
  на  сумму НДС
 
40 000    8 000
 
10, 12 19
 
60 60
Произведен зачет задолженности реализованным товарам (работам, услугам) в эквивалентном размере   при методе начислений
  при кассовом методе (в субсчетах малого предприятия)
 
 
 
48 000 
48 000
 
 
 
60 
60
 
 
 
62 
46
 
      В данном примере рассмотрен случай обмена равноценными товарами. При обмене неравноценными товарами (когда цена обмениваемого товара меньше, например, 36 тыс. руб. (дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, кредит счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”) передающая сторона должна оплатить разницу в ценах 12 тыс. руб. (дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, кредит счета 51 “Расчетный счет”).
      Отражение в учете материальных ценностей в пути. Материальные ценности считаются находящимися в пути, если они оплачены (дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, кредит счета 51 “Расчетный счет”), но до конца месяца не поступили (или находятся на ответственном хранении у поставщика). Бухгалтерия предприятия приходует их условно (дебет счета 10 “Материалы”, 12, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”) в отчетном месяце. Так делают для того, чтобы отразить в балансе предприятия эти материальные ценности в составе производственных запасов. В следующем месяце указанные материальные ценности восстанавливают на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” сторнировочной записью в той же корреспонденции; по мере поступления производственных запасов, числящихся в пути, они приходуются в фактически поступивших количествах.
      Особенности расчетов с поставщиками в СКВ. Синтетический учет расчетов с поставщиками в СКВ ведется обычным порядком. Полученные предприятием от поставщика счета в СКВ акцептуются (дебет счетов 07, 08, 10, 12, 19, 20, 23, 26, 31, 41, 43, 81-2, 88, 89, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”) и оплачиваются с текущего валютного счета (дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, кредит субсчета 52-2 “Валютные счета за рубежом”). В аналитическом разрезе учет по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” отдельно по каждому поставщику ведут в валюте платежа (долларах США, немецких марках и т.д.) и ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка России на дату возникновения обязательств. Если услуга была оказана 10-го числа на 480 дол. США (курс 6180 руб.), счет был выписан 15-м числом (курс 6220 руб.), а предъявлен к оплате 28-го числа (курс 6280 руб.), то необходимо отразить операцию по курсу 10-го числа месяца - по дате возникновения обязательств.
     При оплате счета поставщиков операцию отражают по курсу на день платежа, который может отклоняться от курса на день возникновения долга. Указанная курсовая разница непосредственно относится на операционные доходы (кредит субсчета 80-2 “Прибыли и убытки”) или расходы (дебет субсчета 80-2 “Прибыли и убытки”) предприятия.
     В конце отчетного периода все  неоплаченные счета поставщиков  в СКВ обязательно пересчитываются  по курсу Центрального банка России на дату составления бухгалтерской  отчетности.
2.2. Учет использования  материальных ценностей в производственном процессе
     Материалы со складов предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и не нужные. Как и при поступлении, так и при выбытии материалов со склада на информационно-вычислительный центр передаются данные, где ежедневно составляется табуляграмма “Список выбывших материалов со склада” (Приложение 10). Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее перемещение материалов. При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с центральных складов считается расходом на производство.
     Расход  материалов оформляется лимитно-заборными  картами (Приложение 11), накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) (Приложение 12) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами и др.
     Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов, а также  для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды используется лимитно-заборная карта. Она является оправдательным документом для списания товарно-материальных ценностей со склада.
     Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя предприятия, главного инженера или лиц, ими на то уполномоченных. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск материалов (Приложение 13).
     По  лимитно-заборной карте ведется также учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется. Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям применяется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.
     Применение  накладных-требований не исключает  контроля за лимитами отпуска материалов. Для этого используются ведомости использования лимитов. Они являются оперативным документом, в котором делаются соответствующие отметки разовых отпусков материалов. В целях сокращения числа первичных документов там, где это целесообразно (например, из цеховых кладовых), можно оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета (Приложение 14). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов.
     При использовании вычислительной техники  возможно применение карточек складского учета в качестве единого документа  для учета расхода материалов в производство. По данным карточек выдается машинограмма (ведомость) расхода материалов за подписями цеха-получателя материально-ответственного лица склада, отпускавшего ценности.
     Оформление  отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке. Используя вычислительные машины, можно централизованно по данным технологических карт предварительно выписывать расходные документы на отпуск материалов и до начала месяца передавать их цехам (участкам). В дальнейшем эти документы будут использоваться цехами (участками) для получения материалов со складов. Кроме того, значительно улучшает снабжение цехов, участков, бригад и отдельных рабочих мест материалами их централизованная доставка. При такой доставке материалов составляется специальный документ на отпуск (план-карта), в которой отражается лимит отпуска и сроки подачи материалов в производство. По этому документу склад сам выписывает расходные документы на отпуск материалов в пределах месячного лимита и доставляет их в производство в утвержденные сроки. Это значительно сокращает расходы на транспортировку и освобождает производственников от забот о материальном обеспечении.
     Материалы отпускают со склада предприятия (кредит счета 10 “Материалы”) на изготовление продукции (дебет счета 20 “Основное производство”), нужды вспомогательных производств (дебет счета 25 “Общепроизводственные расходы”) и общехозяйственные (дебет счета 28 “Брак в производстве”), коммерческие расходы (дебет счета 43 “Коммерческие расходы”), ремонт основных средств (дебет счета 20, 23, 24, 25, 31, 43, 89), освоение производства новых видов продукции (дебет счета 31 “Расходы будущих периодов”).
     Расходы материалов на проведение ремонтов всех видов (текущих, средних, капитальных) включаются в себестоимость продукции предприятия. Основанием для списания материалов на издержки производства служат составляемые бухгалтерской службой ведомости распределения материалов по направлениям расходов (центром затрат) на основе первичных документов на отпуск материалов.
     Суммы НДС, фактически уплаченные поставщиками материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки производства, полностью принимаются в зачет по этим налогам (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям) в бюджете.
     Учет  операций по отпуску  материалов на непроизводственные цели. Материалы со склада могут быть отпущены: на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом (дебет счета 08 “Капитальные вложения”, кредит счета 10 “Материалы”); на нужды обслуживающих производств и хозяйств (дебет счета 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, кредит счета 10 “Материалы”); в счет вклада в уставный (складочный) капитал дочернего (зависимого) предприятия (дебет счета 48 “Реализация прочих активов”, кредит счета 10 “Материалы”); переданы безвозмездно в порядке спонсорской помощи юридическим и физическим лицам (дебет счета 87 “Нераспределенная прибыль”, кредит счета 48 “Реализация прочих активов”, дебет счета 48 “Реализация прочих активов”, кредит счета 10 “Материалы”). Суммы НДС по материальным ресурсам, уплаченные поставщикам, израсходованным на капитальное строительство, принимаются к зачету на расчеты с бюджетом (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”). Суммы НДС, уплаченные поставщикам и зачтенные (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”), приходящиеся на материалы, использованные для непроизводственной сферы, как имеющие специальные источники финансирования, подлежат восстановлению на счете 68 “ Расчеты с бюджетом” (дебет счета 29, 80-3, 81-2, 84, 86, 87, 88, 96, кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”).
     К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся находящиеся на балансе предприятия (или отдельном балансе) принадлежащие ему объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилые дома, общежития, водопровод, канализация), бытового (парикмахерские, бани, прачечные, гостиницы), социального (пекарни, столовые, буфеты, дома отдыха, пансионаты, санатории, детские дошкольные учреждения, поликлиники, лагеря отдыха) и культурного (библиотеки, дома культуры) назначения, подсобное сельское хозяйство.
     При безвозмездной передаче материалов физическим лицам, включая членов трудового коллектива, следует помнить, что стоимость таких материалов в оценке по рыночной цене включается в их доход и подлежит налогообложению подоходным налогом. Эти лица обязаны внести в кассу предприятия сумму подоходного налога (дебет счета 50 “Касса”, кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”) для последующего перечисления в бюджет (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 51 “Расчетный счет”).
     Учет  операций по реализации материалов. По мере отпуска материалов покупателю их продажная цена отражается в учете по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, кредиту счета 48 “Реализация прочих активов” и одновременно списывается фактическая себестоимость (дебет счета 48 “Реализация прочих активов”, кредит счета 10 “Материалы”). Выявленный на счете 48 “Реализация прочих активов” финансовый результат от реализации материалов списывается на счет 80 “Прибыли и убытки”, субсчет 2 “Финансовый результат от реализации нематериальных и прочих активов” как прибыль (дебет счета 48 “Реализация прочих активов”, кредит субсчета 80-2 “Финансовый результат от реализации нематериальных и прочих активов”) или убыток (дебет субсчета 80-2 “Финансовый результат от реализации нематериальных и прочих активов”, кредит счета 48 “Реализация прочих активов”).
     При реализации материалов предприятие  в обязательном порядке должно включить в расчетные документы на оплату отдельной позицией в установленном  размере НДС, который подлежит начислению (дебет счета 48 “Реализация прочих активов”, кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”) и перечислению в бюджет (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 51 “Расчетный счет”).
     Не  облагаются НДС продажа, обмен и  безвозмездная передача материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных с НДС для непроизводственной сферы, за исключением их реализации по ценам, превышающим цену покупки.
     Для целей налогообложения прибыли  от реализации основных фондов и иного  имущества (включая материалы” с 1 января 1996 года установлен порядок, учитывающий влияние инфляции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.96 № 315 определено, что индекс будет ежемесячно публиковаться в “Российской газете”.
     Во  всех случаях отрицательный результат (убытки) от реализации материалов (дебет  субсчета 80-3 “Прибыли и убытки”, кредит счета 48 “Реализация прочих активов”) в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
     Если  материалы реализуют физическим лицам (включая членов трудового  коллектива) по цене ниже рыночной, то разница между рыночной и продажной ценой считается прибылью физического лица и подлежит обложению подоходным налогом у покупателя. Поэтому последний должен быть внесен в кассу покупателем (дебет счета 50 “Касса”, кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”) для последующего перечисления в бюджет (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 51 “Расчетный счет”).
     Списание  материалов, утраченных в результате экстремальных  ситуаций или стихийных  бедствий. Если материалы утрачены (испорчены) в результате стихийных бедствий и экстремальных ситуаций, то их списывают за счет страховой организации в пределах страховой суммы (дебет счета 65 “Расчеты по имущественному и личному страхованию”, кредит счета 10 “Материалы”), за счет резервного капитала (дебет счета 86 “Резервный фонд”, кредит счета 10 “Материалы”) в пределах имеющихся в нем средств, а оставшуюся сумму относят на внереализационные потери (убытки) (дебет субсчета 80-3 “Прибыли и убытки”, кредит счета 10 “Материалы”).
     Учет  топлива. Для учета топлива предназначен субсчет 10-3 “Топливо”. На этом субсчете учитывают наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработке электроэнергии и отопления зданий, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива.
     Бухгалтерский учет нефтепродуктов ведут по их видам, местам хранения и материально-ответственным  лицам, используя следующие позиции: 10-3.1 “Нефтепродукты на складе”, 10-3.2 “Нефтепродукты по талонам”, 10-3.3 “Топливо в баках транспортных средств”.
     На  основании путевых листов горюче-смазочные  материалы (ГСМ) списываются на издержки производства (дебет счета 20, 23, 25, 26, 29, 43, кредит субсчета 10-3.3) и по другим направлениям (дебет счета 08, 48, 80-3, 81-2, 84, 86, 87, 88, 96). Инвентаризацию горюче-смазочных материалов рекомендуется проводить ежемесячно с тем, чтобы обеспечить действенный контроль за их сохранностью.
     Движение  горюче-смазочных материалов отражают в накопительной ведомости фактического расчета топлива за отчетный период. Аналитический учет горюче-смазочных материалов осуществляется по каждой марке бензина и дизельного топлива.
     Если  горюче-смазочные материалы приобретены  за наличный расчет у автозаправочных  станций при наличии чеков АЗС, к зачету принимается НДС, уплаченный по расчетной ставке (дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, кредит счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”). В 1998 году расчетная ставка НДС равна 13,79%.
     Периодически размер расчетной ставки НДС уточняется Государственной налоговой службой России по согласованию с Минфином России.
     Учет  запасных частей. На предприятии учет запасных частей осуществляется на одноименном субсчете 10-5 “Запасные части”, в развитии которого открывают позиции: 10-5.1 “Запасные части” и 10-5.2 “Обменный фонд”.
     По  позиции 10-5.1 “Запасные части” учитывают  наличие и поступление приобретенных (дебет субсчета 10-5 “Запасные части”, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками подрядчиками”) или изготовленных собственными подразделениями (кредит счета 23 “Вспомогательные производства”) запасных частей, предназначенных для ремонтов, замены изношенных частей машины, оборудования и транспортных средств.
     По  позиции “Запасные части” также  ведут учет автомобильных шин в запасе и обороте.
     Автомобильные шины (покрышка, камера, ободная лента), находящиеся на колесах и в  запасе при автомобиле, включаемые в инвентарную стоимость этого  автомобиля, учитываются в составе  основных средств.
     Запасные  части отпущенные на эксплуатационные и ремонтные цели, списывают с кредита субсчета 10-5 “Запасные части” в дебет разных счетов (20, 23, 25, 26, 29, 89) в зависимости от характера расходов. Зачасти, израсходованные при выполнении особо сложного ремонта основных средств, списываются на счет 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей” в случае, когда на предприятии учетной политикой предусмотрено образование ремонтного фонда.
     Новые запасные части выдают из кладовых по требованию в обмен на изношенные. Изношенные запасные части, подлежащие ремонту, передают в ремонтный цех (участок), а после ремонта возвращают на склад. Негодные запасные части актируют и приходуют по массе лома как прочие материалы (дебет субсчета 10-6 “Прочие материалы”, кредит субсчета 10-5 “Запасные части”).
     Учет  запасных частей по субсчету 10-5 “Запасные  части” на складе ведут отдельно по учетным позициям: “Запасные части  новые”, “Запасные части отремонтированные”, “Запасные части, подлежащие ремонту”. Этот учет осуществляет заведующий складом  по видам и номерам.
     Реализация  контрольных функций учета за сохранностью запасных частей предполагает систематическое проведение инвентаризаций их запасов на складе (выборочных и  сплошных) и под отчетом за ответственными лицами.
     Учет  тары. Он имеет свои особенности, которые объясняются прежде всего ее предназначением. Тара, предназначенная для постоянного хранения материальных ценностей на складах или для осуществления технологических процессов производства продукции, в зависимости от ее стоимости учитывается в составе основных средств (на счете 01 “Основные средства” - стоимостью, равной 100 минимальным размерам оплаты труда за единицу и более) или малоценных предметов (на счете 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” - стоимостью менее указанного предела за единицу) как хозяйственный инвентарь. Тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции, учитывается на субсчете 10-4 “Тара и тарные материалы” по видам: тара из древесины, картона и бумаги, металла, пластмассы, стекла, тканей и нетканых материалов. На субсчете 10-4 “Тара и тарные материалы” учитывают также отдельной позицией материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта.
     Предприятие приобретает тару со стороны (дебет  субсчета 10-4 “Тара и тарные материалы”, кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками подрядчиками”) или изготавливает ее самостоятельно (кредит счета 23 “Вспомогательные производства”). Использованной на упаковку готовой продукции тару, если ее стоимость включена в отпускную (продажную) цену продукции, списывают (кредит субсчета 10-4 “Тара и тарные материалы”) и включают в производственную стоимость продукции (дебет счета 20 “Основное производство”), когда затаривание осуществляют на коммерческие расходы (дебет счета 43 “Коммерческие расходы”), когда продукцию упаковывают после ее сдачи на склад готовой продукции.
     В синтетическом учете тара отражается по фактической себестоимости. Аналитический  учет тары ведут в натуральных  измерителях и стоимостной оценке по складам, цехам, производственным участкам и другим местам ее хранения, по материально-ответственным лицам, видам и группам тары и ее назначению.
     Операции  движения тары (поступления от поставщиков, из тарных цехов и участков своего предприятия, отпуск на сторону и  в производство для упаковывания, внутреннее помещение) оформляют унифицированными формами первичной учетной документации. Списание тары, пришедшей в негодность вследствие износа, поломки, сбоя или порчи, оформляют актом, составленным комиссией, которую назначает руководитель предприятия. Негодную тару списывают после подтверждения акта руководителем предприятия. В целях контроля за сохранностью тары предприятия обязаны проводить ее инвентаризацию.
2.3. Автоматизация  учета производственных запасов 

     В условиях функционирования автоматизированной системы управления предприятием важное значение уделяется автоматизации расчетов по планированию, учету и анализу использования материальных ресурсов. Эти расчеты обычно выполняются в таких функциональных подсистемах, как управление материально-техническим снабжением, оперативным управлением основным производством, бухгалтерского учета и др.
     Исходя  из экономического содержания управления материальными ресурсами, под которыми мы понимаем процессы планирования, учета, контроля и анализа их использования и принятие решений по разработке и осуществлению мероприятий, позволяющих ликвидировать выявленные отклонения, обеспечить функционирование объекта в требуемых условиях, правомерно говорить о создании (или выделении) в автоматизированной системе управления предприятием комплексной подсистемы управления материальными ресурсами предприятия. Такая подсистема должна включать комплексы задач из различных функциональных подсистем, которые объединяются на основе организационного, информационного, технического, технологического и программного обеспечения (рис. 2.1).
     Эта система создается для организации  качественного управления материальными  ресурсами на основе комплексного использования  экономико-математических методов и современных средств вычислительной техники. Ее главная цель - оптимизация планирования, учета, анализа, регулирования и контроля процессов снабжения, использования и хранения материальных ресурсов; автоматизация различных процедур обработки информации; сокращение трудоемкости и снижение стоимости обработки информации; улучшение качества исходной и результативной информации. Необходимыми предпосылками повышения качества и оперативности в управлении материальными ресурсами на предприятии являются рациональная организация информационного обеспечения, оптимизация документооборота, совершенствование структуры управления предприятием.
Процессами  управления материальными ресурсами  на предприятии занимаются различные  подразделения: отделы материально-технического обеспечения, комплектации и кооперирования, главного технолога и главного конструктора, отдел главного механика и главного энергетика, склады отделов материально-технического снабжения, центральная бухгалтерия и другие. В условиях автоматизированных систем управления в контур управления материальными ресурсами вписывается информационно-вычислительный или вычислительный центр. Таким образом, управляемой частью подсистемы будут являться отделы материально-технического снабжения, комплектации и кооперирования, главного механика, главного технолога, главного конструктора, главного энергетика, центральная бухгалтерия, информационно-вычислительный центр. Управляющая часть подсистемы - процессы организации планирования, учета, регулирования, контроля и анализа материальных ресурсов.
Рис. 2.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Составляющими компонентами подсистемы управления материальными  ресурсами являются различные виды обеспечения, к числу которых  относятся организационное, информационное, техническое, технологическое и программное.
     Организационное обеспечение подсистемы включает проведение технико-экономического анализа существующей системы управления материальными ресурсами, выбор и постановку задач автоматизации, разграничение функций подразделений в условиях автоматизированного выполнения расчетов. Основой для этого являются материалы предпроектного обследования и выводы о необходимости совершенствования существующей системы управления.
     Для проектирования подсистемы важно проанализировать этапы управления материальными запасами. Анализ показал, что таких этапов (функций) можно выделить четыре: планирование, учет, аудит и анализ, регулирование.
     Информационное  обеспечение подсистемы подразделяется на внемашинное и внутримашинное. Внемашинное информационное обеспечение включает классификаторы и коды информации; первичную документацию (Нормативно-справочную и оперативную), документооборот. Внутримашинное обеспечение содержит систему программ организации, ведения и доступа данных, состав массивов на машинных носителях.
     К числу применяемых относятся следующие коды: цехов и отделов предприятия, включая склады; участков; материальных ресурсов (номенклатурных номеров материальных ресурсов), операций по движению материалов, единиц измерения, направлений расхода материала (производственных затрат), готовой продукции, поставщиков материалов.
     Работу  по кодированию новых материалов выполняет бюро нормативно-справочной информации информационно-вычислительного  центра. Кроме этого подразделения  присваивать коды новым материалам никто на предприятии не имеет права. После окончания кодирования полученная информация была перенесена на машинограммы, проконтролирована, введена в ЭВМ, записана на магнитные диски (дискеты), где хранится как нормативно-справочная.
     Система документации включает нормативно-справочную и оперативную. Нормативно-справочная содержит технологическую, справочную и кондукторскую документацию, в которой содержится такая информация, как наименование деталей, сборочных единиц; название единиц измерения, материалов; по детальные нормы расхода материалов; номенклатуру-ценник сырья, материалов и комплектующих изделий; классификатор групп материалов для объединения в свободную номенклатуру; соответствие диапазона кода материалов кодам оперативных бюро в отделе материально-технического снабжения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.