На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система внутреннего аудита организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙТСВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОМСКИЙ  ФИЛИАЛ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине:
«Аудит» 
 

Студентки   Ильичевой Юлии Александровны
Группа   №  4У1                                                
Тема:   Система внутреннего аудита организации. 
 

Факультет                             Финансово-учетный
Специальность                      Бухгалтерский учет, анализ, аудит.
Отделение                              очное
Научный руководитель        Иванкова Ольга Георгиевна 
 

____________________                    ____________________             ____________________ 
Дата поступления                      Допуск к защите                   Защита работы
работы в деканат                                                                            Оценка
                                                                                                                 
Омск  – 2010 / 2011 уч.год.
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Теоретические аспекты аудита……………………………………….5 

1.1    Сущность и виды аудита………………………………………………….5
1.2 Нормативное регулирование аудита в России…………………………..14
          Права, обязанности и ответственность аудитора……………..………23
 
Глава 2. Внутренний аудит…………………….………………………………29 

          Сущность внутреннего аудита………..………………………………...29
          Роль внутреннего аудита в управлении организацией…………….…36
          Порядок составления отчета внутреннего аудита………………….…44
 
Заключение……………………………………………………………………..49 

Список  литературы……………………………………………………………..51 

Приложения…………………………………………………………………...54 
 
 
 
 
 

            Введение. 

     Возникновение аудита связано с несовпадением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением экономического субъекта (административное руководство, менеджмент) и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность  (акционеры, собственники, инвесторы).
     В России впервые звание аудитора было введено Петром Первым. Эта должность в те времена совмещала в себе обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
     Со  временем система контроля расширилась  и стала не только внешней, но и  внутренней, включающая в себя внутренний аудит. Однако деятельность была затруднена из-за отсутствия положений о службе внутреннего аудита, а также финансовых трудностей  в содержании целого отдела с высококвалифицированными специалистами, требующими адекватной оплаты своего труда.
     Понятие внутреннего аудита для российской практики сравнительно новое. За рубежом  внутренний аудит начал применяться  несколько раньше. Его применяют  на средних и крупных предприятиях различных сфер деятельности.
     Внутренний  аудит включает внутренние проверки силами работников самой аудируемой организации, состоящих в специально созданной для таких проверок службе внутреннего аудита. [12, стр. 37]
     К задачам внутреннего аудита относят  формирование системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.
     В настоящее время существует много  средних и крупных организаций. Они имеют сложную структуру, множество подразделений и филиалов.
     Актуальность  данной работы объясняется тем, что  внутренний аудит дает возможность  представить центральному управлению организации информацию о ее финансовом состоянии, результатах деятельности, увеличивает возможность более тщательного контроля внутренней среды. Также повышается возможность предотвратить появление каких-либо нарушений в будущем и ликвидировать уже существующие ошибки. Все это обеспечивает большую экономическую устойчивость организации, дает гарантии инвесторам что их вложения не будут потеряны, а это в свою очередь положительно сказывается на привлечении инвестиций.
     Целью работы является рассмотрение и разработка организации внутреннего аудита и методики его проведения, выявление  состояния внутреннего аудита в России. Так же цель заключается в рассмотрении теоретических аспектов аудита, его функций и степени важности.
     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
    Обозначить общие моменты аудита в теории;
    Раскрыть сущность аудита;
    Рассмотреть какие виды аудита существуют;
    Отразить предназначение внутреннего аудита;
    Изучить структуру и методологию внутреннего аудита.
 
 
       Глава 1. Теоретические  аспекты аудита.
      Сущность и виды аудита.
 
       Профессия аудитора получила разное название в разных странах: во Франции – комиссар по счетам; в Германии – контролер хозяйства; в США – общественный бухгалтер.
       В России слово «аудитор» появилось  во времена Петра Первого. Институт аудиторов был введен в армии, где они расследовали дела, связанные  с имущественными спорами. В России аудиторов называли присяжными бухгалтерами, однако должного признания они не получили.
       Первая  аудиторская фирма в России была создана в 1987 г. как хозрасчетное предприятие и называлась «Инаудит». Образование данной и других аудиторских фирм было определено появлением акционерных обществ, совместных предприятий, коммерческих банков и других крупных и средних организаций.
       Ведение аудита осложнялось отсутствием  нормативных актов, регулирующих деятельность аудиторов. В декабре 1993 г. был опубликован Указ Президента, утверждающий «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», в которых определялись правовые нормы аудита в РФ, указывалось на необходимость аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности. Это был первый официальный документ определяющий аудит и аудиторскую деятельность. [14, стр. 21]
       Аудит (аудиторская деятельность) – предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации  и индивидуальных предпринимателей. [15, стр. 236]
       При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться  следующими этическими принципами:
    Независимость;
    Честность;
    Конфиденциальность;
    Объективность;
    Добросовестность;
    Профессиональное поведение.
       Современный аудит - это особая организационная  форма контроля. Он занял не плохие позиции в условиях развитой рыночной экономики в России.
       Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности  бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
       Существует  множество видов аудита. Соответственно и классифицируют их по различным  признакам. Самая общая классификация выделяет обязательный и инициативный аудит. В свою очередь и обязательный и инициативный можно разделить на внешний и внутренний. Рассмотрим каждый вид более подробно. [12]
       Под обязательным аудитом понимается ежегодная  аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации, выделенные для обязательного аудита Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307 ФЗ от 30.12.2008г. Он проводится в случаях:
      Если организация создана в форме открытого акционерного общества.
      Если организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
    Если это клиринговая организация.
      Управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
      Основанием для проведения обязательного аудита теперь является публикация или представление организацией (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) сводной (консолидированной) бухгалтерской финансовой отчетности.
      Если организация является страховой, кредитной, биржей, инвестиционным фондом, благотворительным фондом, государственным внебюджетным фондом.
      Если объем выручки от реализации товаров, работ, услуг за финансовый год более чем в четыреста миллионов раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством, либо сумма активов баланса на конец отчетного года превышает установленный минимальный размер оплаты труда в шестьдесят миллионов раз.
      Если это государственные унитарные и муниципальные унитарные предприятия осуществляющие деятельность на праве хозяйственного ведения, имеющие соответствующие пункту три финансовые показатели.
       В соответствии с этим аудиторская  проверка осуществляется с разными целями. Так целями аудита можно выделить защиту соблюдения прав акционеров, защита вкладчиков, инвесторов, вести контроль использования их целевых вложений, повышение степени достоверности отчетности, защита интересов государства, так как оно является собственником и другие общие цели.
       Инициативный  аудит – добровольная ежегодная проверка, либо проверка за какой-либо период времени. При проведении инициативного аудита проверяется ведение бухгалтерского учета, финансовой отчетности и других операций. Перечень данных операций оговаривается в договоре заключенном с аудиторской фирмой, которая будет оказывать аудиторские услуги.
       Внутренний  аудит важен для управленческого  контроля. Потребность во внутреннем аудите на крупных предприятиях связана с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим по следующим причинам:
    усложнением организационной структуры предприятий;
      разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
    удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;
      стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управление;
      повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.
       Внутренний  аудит необходим главным образом  для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
       Внешний аудит – это аудиторская проверка деятельности компании, проводимая сторонними организациями или независимыми аудиторами. Результатом такой проверки является аудиторское заключение, которое содержит в себе мнение аудитора, рекомендации для дальнейшей деятельности компании, либо отдельных ее подразделений. Аудиторское заключение составляется в соответствии с Федеральным Законом "Об аудиторской деятельности" и действующими стандартами аудиторской деятельности. Проведение внешнего аудита необходимо для того, чтобы обнаружить ошибки и нарушения в ведении деятельности предприятия, установить причины их появления и оптимизировать работу предприятия в целом. Итог аудиторской проверки также очень важен и для престижа компании: как правило, аудиторское заключение интересует инвесторов, акционеров предприятия и тех, кто планирует вести совместные дела с данной компанией. Правильная организация внешнего аудита зависит не только от аудиторской фирмы, проводящей его, но и от сотрудников проверяемой компании. Желательно помогать аудиторам – предоставлять информацию и документацию, давать письменные и устные разъяснения. Только при взаимном сотрудничестве результат проверки будет более точном, все рекомендации будут обоснованными и оптимальными.
       Другая  классификация более обширная и  подробная. В соответствии с ней  можно разделить виды аудита по следующим  признакам [16, стр. 19-22]:
    По объектам аудита:
    Аудит банков. Проверяет финансовую отчетность кредитных организаций. Банковский аудит – комплексная проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности банков и их филиалов, включающая правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов, представляемых для публикации или вышестоящим организациям. Цель банковского аудита – установление достоверности отчетности банков и соответствия совершенных ими хозяйственно-финансовых операций нормативным актам. [29]
    Аудит страховых организаций. Страховой аудит - комплексная проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, включающая правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов, представляемых для публикации или вышестоящим организациям. Внешний страховой аудит сопряжен с подтверждением отчетности страховых компаний, эмиссией ценных бумаг и валютных операций. Внутренний страховой аудит связан с выбором учетной политики, постановкой бухгалтерского учета, аудиторской частью деятельности страховых компаний и некоторыми вопросами лицензирования. [29]
      Аудит товарных и фондовых бирж, инвестиционных и благотворительных фондов
      Общий аудит – аудит финансовой отчетности коммерческих организаций.
    По времени осуществления:
      Первоначальный. Подразумевается, что аудитор или аудиторская фирма проводит проверку в данной организации впервые.
      Повторяющийся. Означает проведение проверок в данной организации одной аудиторской фирмой на основе повторных договоров.
    Оперативный
    По отношению к пользователям информации:
      Внешний. Проводится сторонним аудитором или аудиторской фирмой на договорной основе.
      Внутренний. Проводится штатными аудиторами, то есть непосредственно работниками аудируемой организации.
    По обязательности осуществления:
    Обязательный.
    Инициативный.
    По стадии развития:
      Подтверждающий. Данный вид предполагает проверку и подтверждение каждой совершенной хозяйственной операции.
      Базирующийся на риске. Проверка производится выборочно. В основном при данном виде аудита проверяются критические точки работы предприятия. Проверка областей с наибольшим риском помогает сокращать трату времени на менее рискованные области.
      Системно-ориентированный. Эта стадия развития подразумевает, что аудиторы проводят проверку, опираясь на результаты внутреннего аудита.
    По назначению:
      Финансовой отчетности. Означает проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о ее соответствии правилам и критериям бухгалтерского учета.
      Финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности. Эта проверка в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита по отношению к объему аудиторских процедур, видам тестов, формату аудиторского заключения.
      На соответствие законодательным и нормативным требованиям. Подразумевает анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности клиента для определения ее соответствия установленным правилам, законам, условиям.
      Финансовый аудит. Проверяет соблюдение принципов и требований ведения бухгалтерского учета, использование финансовых средств. Это необходимо для выявления финансовых рисков и выдачи рекомендаций по их снижению.
      Управленческий (производственный). Данным аудитом проверяется и совершенствуется организация и управление качественными сторонами деятельности производства, оценивается эффективность производства, производительности труда и финансовых вложений, рациональность использования средств и их экономии.
      Операционный. Оценивает эффективность методов функционирования предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
      Налоговый. Проверяет правильность, полноту и своевременность начисления и уплаты налогов, соблюдение налоговой политики.
      Ценовой. Задачей данного аудита является проверка обоснованности установленной на заказ цены.
      Специальный. Проверяет конкретные разделы деятельности клиента, соблюдение определенных процедур, норм и правил. Это необходимо для выдачи аудиторского заключения по конкретному вопросу, интересующему пользователей.
      Экологический. Это независимая документированная оценка соблюдения аудируемым лицом требований и норм в отношении охраны окружающей среды и подготовки рекомендаций по улучшению этой деятельности.
      Трудовых ресурсов. Оценивает деятельность клиента в сфере труда и трудовых отношений, соответствие применяемых им форм и методов организации трудовой деятельности законодательным нормативным актам, а также выдача предложений в сфере оптимизации трудовых отношений и трудовой деятельности.
       
      Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ 

       К нормативным документам по регулированию аудиторской деятельности относят: кодексы и федеральные законы, постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные стандарты.
       Аудиторская деятельность в России формируется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
       В мировой практике можно выделить две разные концепции регулирования аудиторской деятельности.
       Первая  из них получила распространение  в таких европейских странах, как Австрия, Франция, Испания, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
       Вторая  концепция распространена в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором роде саморегулируемая. Аудит в этих странах в основном направлен на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
       В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  на стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей регулирующих органов, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди известных концепций и систем регулирования более разумной нам представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.
       Она включает 4 основных уровня, расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенным набором документов, областью регулирования и степенью их разработанности.
       Система нормативного регулирования:
       1-й  уровень. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 – ФЗ.
       2-й  уровень. Федеральные Правила  (стандарты) аудиторской деятельности  и ФСАД. Законодательные и подзаконные  акты.
       3-й  уровень. Внутренние правила (стандарты)  аккредитованных профессиональных объединений. Нормативные документы министерств и ведомств.
       4-й  уровень. Внутренние аудиторские  стандарты. [приложение №1]
       Первый  уровень включает закон об аудиторской деятельности, который был принят 30 декабря 2008 г. В него были внесены изменения, оформленные законом №400-ФЗ от 28 декабря 2010 года. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.[2]
       К документам второго уровня относят федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 34 ФПСАДа и 6 ФСАДов. [9, 17]
       Третий  уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, нормативные акты министерств и ведомств, определяющие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
       Четвертый уровень включает в себя внутренние стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм, их нововведения. Такие стандарты обусловливают качество работы и авторитет аудиторских фирм. 

       Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской  деятельности. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.) указывает новый, уже третий, этап развития аудиторской деятельности в РФ. Смысл закона состоит в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и основал перспективы его будущего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля. Благодаря этому Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.
       Закон был подготовлен рабочей группой  с участием Министерства Финансов РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ «О бухгалтерском учете», и др.
       Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 26 статей. В них отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторских организации; приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; права и обязанности аудируемых лиц или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
       В законе дано определение обязательного  аудита и приведены критерии его  проведения, установлено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Также в нем рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.
       Три статьи закона полностью посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
       В законе установлена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. В соответствии с федеральным законом должны быть приведены все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.
       Прошедший период после принятия закона охарактеризован динамичным развитием системы российского аудита, чему содействовала значительная работа, проделанная МФ РФ по реализации основных положений закона. В развитии закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ. 

       Третий  уровень – стандарты аудиторской деятельности. В целях обеспечения качественного проведения аудита и оказания аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.
       Правила (стандарты) аудита – это общие  руководящие нормы и правила, формирующие единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
       На  основании данных правил (стандартов) регулируется качество профессиональной деятельности аудиторов.
       Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения  меры ответственности аудиторов.
       Стандарты предопределяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, методологию, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
       Необходимо  иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита, которые могут быть различными, и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.
       В мировой практике аудиторская деятельность строится в соответствии с международными стандартами. Во-первых, это общие стандарты, в которых изложена сущность, цели, задачи и обязанности сторон; во-вторых, профессиональные стандарты – изложены понятия независимости, объективности, конфиденциальность выдаваемой информации; в-третьих, эксплуатационные стандарты, раскрывающие методику непосредственно аудиторских проверок, оценку их соответствия законодательным актам; в-четвертых, стандарты, которые регламентируют форму и сроки представления результатов аудита.
       Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:
      международные стандарты;
      национальные стандарты;
      внутренние фирменные стандарты.
       Значение  системы стандартов состоит в  том, что она:
      обеспечивает качество аудиторской проверки;
    способствует внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
      помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    обеспечивает взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса;
      создает общественный имидж профессии.
       С развитием рыночных отношений в  экономике стран и превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные объединения появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.
       Разработкой профессиональных требований на международном  уровне занимается несколько организаций.
       Разработкой международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAS), которая является международным объединением бухгалтеров. Эта организация была основана в октябре 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита. Членами IFAS являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация представлена в ней полноправным членом – Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России. В рамках IFAS аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).
       Значение  международных стандартов аудита состоит в том, что они способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения.
       В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  предусмотрена следующая группировка правил (стандартов) аудиторской деятельности:
       - федеральные стандарты аудиторской  деятельности;
       - стандарты саморегулируемой организации  аудиторов. [2]
       Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита. Они обязательны для аудиторских организаций и аудиторов, саморегулируемых аудиторских организаций и их работников, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Данные правила устанавливают требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, регулируют иные вопросы.
       Саморегулируемые  аудиторские организации вправе разрабатывать методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом саморегулируемые аудиторские объединения вправе устанавливать в них дополнительные требования по проведению аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита.
       Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования, документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
       Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это определяется особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
 

      Права, обязанности и ответственность аудитора.
 
     Основной  задачей аудиторских служб является проверка законности финансово-хозяйственных  операций. Эта задача осуществляется через анализ состояния 6ухгалтерского учета, контроль правильности расчета его показателей, баланса и финансовой отчетности.
     При проведении аудита обе стороны имеют  определенные права и обязанности, а так же несут определенную ответственность.
     Исходя  из задач аудита, аудиторы должны иметь определенные права. Аудиторы, независимо от того аудиторская организация или индивидуальный аудитор, обладают следующими правами:
    Могут проверять всю документацию аудируемой организации, связанную с финансовой отчетностью и бухгалтерским учетом, а так же имеющую какую-либо связь с финансово-хозяйственной деятельностью клиента. Они вправе требовать предъявления необходимых документов, справок, расчетов, пояснений. Это необходимо для обеспечения более точной и верной аудиторской проверки.
    Аудиторы вправе проверять фактическое наличие имущества, отраженного в финансово-хозяйственной деятельности аудируемой организации. Такую проверку целесообразно проводить для предотвращения появления заведомо ложной информации, либо для устранения ошибки случайно допущенной по какой-либо причине.
    Аудитор или аудиторская организация вправе отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего суждения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении. Это возможно в случае непредставления клиентом всей необходимой документации, выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих весомое влияние на мнение проверяющих о степени достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
    Право входить в состав профессиональных аудиторских объединений. [10, стр. 59]
    Самостоятельно определять формы, методы и объемы проведения аудита. Исключение составляют планирование и документирование аудита, составление рабочей документации и аудиторского заключения.
    Право на осуществление иных прав определенных договором оказания аудиторских услуг и не противоречащих законодательству Российской Федерации.
     Проводя аудиторскую проверку аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
    Проводить аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Предоставлять по желанию клиента необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, о нормативных актах Российской Федерации, касающихся аудиторской проверки.
    Осуществить проверку и предоставить клиенту заключение проверки в срок, обозначенный в договоре.
    Аудитор обязан обеспечить сохранность предоставленных ему документов и  не разглашать их содержание без согласия клиента, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.
    Хранить в тайне информацию об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги.
    Исполнять иные обязанности, в соответствии с договором оказания аудиторских услуг.
    Проходить обучение для повышения квалификации в образовательном учреждении специально лицензированном для этих целей.
    Соблюдать правила аудиторской деятельности.
    Аудиторы и аудиторские организации обязаны устанавливать и соблюдать правила и контроль внутреннего контроля качества проверки.
    Соблюдать критерии независимости предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».[10, стр. 60]
    Заранее поставить в известность клиента и получить его согласие в случае необходимости привлечения дополнительных специалистов для проведения проверки.
    Выполнять этические принципы проверки и выполнения сопутствующих услуг.
    Проводить проверки по поручению государственных органов. [15, стр. 68]
     В федеральном законе «Об аудиторской  деятельности» устанавливается  ответственность за нарушение российского законодательства об аудите.
     Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут административную, гражданско-правовую и моральную  ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора, не соблюдение своих обязательств, составление заведомо ложного заключения. [16, стр. 58].
     Аудиторская организация или аудитор несут  гражданско-правовую ответственность  за причинение вреда; административную и уголовную – за несоблюдение принципа конфиденциальности. [15, стр. 68]
     Можно выделить ответственность за:
    Осуществление аудиторской деятельности и оказание сопутствующих услуг без соответствующей лицензии.
    Уклонение от внешней проверки качества, непредставление проверяющим всей необходимой документации. Результатом может быть аннулирование лицензии.
    Обнаружение систематического нарушения законодательства.
    Составление аудиторского заключения.[12, стр. 60]
    Нарушение профессионально-этических принципов.
    Рассмотрим  виды ответственности более подробно.
    Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора подразумевает:
    Несоблюдение законодательных актов.
    Неквалифицированное выполнение проверок и оказание услуг.
    Несоблюдение сроков предоставления заключения.
    Нарушение принципа конфиденциальности.
    Проведение проверки, при исключающих ее возможность, обстоятельствах.
      Наказанием  могут быть: приостановление или  полное аннулирование квалификационного  аттестата аудитора, исключение из профессионального аудиторского объединения без права вступления в другое объединение. Клиент может обратиться с иском в арбитражный суд с требованием возместить понесенные убытки в размере понесенного ущерба и упущенной выгоды. При этом аудируемая организация должна доказать взаимосвязь между некачественным аудитом и финансовыми потерями (предоставить квитанции о налоговых штрафах и пеней).
    Разглашение аудиторской и коммерческой тайны. При разглашении аудиторской тайны аудируемое лицо вправе потребовать возмещения причиненного ущерба.
      Под убытком (ущербом) подразумеваются  расходы произведенные (предстоящие) потерпевшей стороной в результате нарушенного права неразглашения, а также доходы, которые клиент мог получить, если бы не было нарушено его право. [16, стр. 59]
      Аудиторская организация обязана обеспечить неразглашение сведений и документов, получаемых и составляемых при осуществлении  своей деятельности. Так же аудиторы не вправе передавать копии выше упомянутых документов третьим лицам и разглашать их без письменного согласия клиента, за исключением случаев предусматриваемых законодательством.
      К аудиторской тайне следует относить следующие сведения:
    Аудиторские доказательства; первичные документы, бухгалтерские записи, являющиеся основой для финансовой отчетности; письменные разъяснения уполномоченных сотрудников клиента; информацию полученную от третьих лиц. К аудиторским доказательствам относят информацию полученную аудитором при проверке, результаты анализа данной информации.
    Рабочие документы и материалы, подготовленные аудитором или предоставляемые ему и хранимые в связи с проведением аудита, которые зафиксированы на бумажных и электронных носителях, на фотопленке и в другой форме.
      Аудиторская тайна распространяется даже на копии перечисленных документов, полученных и составленных в результате аудиторских и сопутствующих им услуг.
    Нарушение принципа независимости. Подразумевается проведение аудиторской проверки без соблюдения статьи 8 закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
    Составление заведомо ложного аудиторского заключения. Заведомо ложным аудиторским заключением является заключение составленное без проведения проверки либо составленное по результатам проведенной проверки но полностью противоречащее содержанию проверенных документов. Признать аудиторское заключение заведомо ложным можно только по решению суда.
     За  все вышеперечисленные нарушения  квалификационные аттестаты аудиторов  аннулируются в соответствии со статьей 12 закона №307-ФЗ. После аннулирования  получение аттестата невозможно в течении трех лет со дня принятия решения о его аннулировании.
     Индивидуальные  аудиторы могут привлечься к уголовной  ответственности по статье 202 Уголовного Кодекса РФ.[16, стр. 59-60] 
 
 

 

Глава 2. Внутренний аудит.
2.1 Сущность внутреннего аудита. 

        Под внутренним аудитом  понимается организованная экономическим  субъектом, действующая в интересах  его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
     Внутренний  аудит – это регламентированная внутренними документами организации  деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, выполняемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества, или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу) в установлении законности проводимых работниками хозяйственных операций и их экономической целесообразности для предприятия, в соблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета
     Внутренний  аудит это деятельность по предоставлению независимых, непредвзятых гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации. Он помогает организации достичь назначенные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления.
     Стоит заметить, что организация, цели, роль и функции внутреннего аудита, определяются руководством или собственником экономического субъекта в зависимости от того, какая организационно-правовая форма и система управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности и состояния внутреннего аудита.
     Целями  создания системы внутреннего аудита на предприятии являются:
      А) Осуществление упорядоченной и  эффективной деятельности предприятия включая прибыльность и защищенность от убытков;
      Б) Обеспечение соблюдения политики руководства  каждым работником предприятия;
     В) Обеспечение сохранности имущества;
     Г) Поддержание хороших отношений  с регулирующими органами.
     Так как внешний и внутренний аудит, представляют зависимые между собой части единой системы контроля, при разработке задач, стоящих перед внутренними аудиторами, а также исполнении функций необходимо учесть важную роль отраженных в Федеральном законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сопутствующих аудиту услуг. Это позволит более точно,  законодательно обосновано оценивать возможность исполнения услуг внутреннего аудита, под которыми следует понимать:
     1. Бухгалтерское и налоговое консультирование;
    2. Анализ  финансово-хозяйственной деятельности организации, экономическое и финансовое консультирование;
    3. Управленческое  консультирование, в том числе  связанное с реструктуризацией  организации;
    4. Правовое  консультирование, а также представительство  в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
    5. Автоматизацию  бухгалтерского учета и введение информационных технологий;
    6. Оценку  стоимости имущества, оценку предприятий  как имущественных комплексов, а  также предпринимательских рисков;
    7. Разработку  и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
     8. Проведение маркетинговых исследований;
     9. Оказание других услуг связанных  с аудиторской деятельностью.
     Для достижения всех перечисленных целей  организации системы внутреннего  аудита требуется решение следующих задач:
    Циклический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью главной организации и её филиалов;
    Анализ и оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля головной организации и её филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита;
    Проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала главной организации и её филиалов;
    Следить за тем, чтобы компьютерные программы, контролирующие работу учетной системы, формирующие первичные документы, их анализ и разноску по счетам, не могли быть подделаны;
    Средства предприятия не должны быть незаконно присвоены или  безрезультатно использованы;
    Внутренняя отчетность должна оперативно передаваться лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для её оптимального использования.
    Научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву, и информационное обслуживание головной организации и её филиалов;
    Консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может понадобиться профессиональная помощь при необычных или редко встречающихся экономических ситуациях, а также при существенных изменениях законодательства.
    Взаимодействие с внешними аудиторами, представителями налоговых органов и других контролирующих органов.
     Для решения задач служба внутреннего  аудита обладает следующими правами:
    Проверка бухгалтерских регистров и первичных документов, наличия денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, исследование смет, планов и других документов финансово-хозяйственной деятельности;
    Знакомство с приказами, распоряжениями руководителя, решениями собраний учредителей, акционеров, правления и должностных лиц, уже заключенными и проектами (незаключенных) договоров с организациями и другими документами;
    Обследование объектов строительства, территорий, складов, мастерских и других производственных, хозяйственных и служебных помещений, мест хранения готовой продукции, оборудования;
    Проверка наличия, состояния и сохранности имущества, товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц;
    Также они могут требовать проведения полной или частичной инвентаризации имущества и обязательств организации либо инвентаризации непосредственно аудитором с участием привлеченных к этому работников организации, в необходимых случаях - опечатать сейфы, кассы, склады, кладовые, архивы и другие места хранения средств;
    Наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, проверять правильность начисления налогов, сборов и платежей, а также своевременность их уплаты в бюджет и внебюджетные фонды;
    Право проверки достоверности показателей бухгалтерской и статистической отчетности, правильности составления расчетов по налогам и обязательным платежам;
    Право получения от руководителей структурных подразделений, специалистов организации необходимых для аудиторской проверки документов, справок, расчетов, заверенных копий документов для приложения их к акту или заключению, устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверки;
    Проведение экспертиза эффективности системы управления отделами и анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансового состояния, платежеспособности и ликвидации организации;
    Подготовка организации к внешнему аудиту и налоговому контролю;
    Представление имущественных интересов организации при хозяйственных спорах на суде и в арбитражном суде;
    Оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
    Специальные расследования отдельных случаев;
    Разработка и предоставление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
     Ответственность службы внутреннего аудита определяются тремя основными моментами:
    Обоснованность и своевременность предоставления заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соответствие учредительных документов, внутрихозяйственных регламентов действующему законодательству и правовому статусу организации, а также заключение о достигнутом уровне и факторах эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
    Обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности должностных лиц, программ развития видов деятельности, проектов оптимизации производственных затрат, налогооблагаемых баз, распределения прибыли, создания и использования средств фондов и другим вопросам.
    Правильность консультаций, оказанных учредителям, руководителям подразделений, специалистам и работникам аппарата управления по вопросам организации производства, системы управления по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, методам анализа хозяйственно-финансовой деятельности, правовым и другим вопросам.
     Объективность внутреннего аудита обеспечивает степень  его независимости  в структуре  управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему  аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству  или собственникам и независимым от руководителей проверяемых филиалов  экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
 

2.2 Роль внутреннего  аудита в системе управления 

     Процесс управления экономическим субъектом  и надлежащим образом организованную систему внутреннего контроля невозможно отделить друг от друга, не нарушив  при этом эффективность всей системы  управления. Возникает потребность  не в периодическом применении независимого внешнего аудита, а в постоянно действующей и эффективной структуре, входящей в систему внутреннего контроля в качестве постоянной ее части.
     Аудитор должен оценить качество системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля на стадии знакомства с характером и особенностями финансово-хозяйственной деятельности клиента. Ценность любой информации для экономического субъекта будет выше, если затраты на ее получение будут минимальны. Одновременно необходимым условием эффективности системы внутреннего контроля является наличие у экономического субъекта независимой организационной структуры — службы внутреннего аудита.
     В российских нормативных актах в  области аудиторской деятельности  под внутренним аудитом понимается «...организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля» или «...один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта» [18, стр.218].
     В экономической литературе понятие  внутреннего аудита по разному трактуется различными авторами, и российскими и зарубежными.
     Бычкова С.М. пишет, что «внутренний аудит представляет собой элемент системы внутреннего контроля, организованный руководством предприятия в целях анализа учетных и других контрольных данных» [19, стр.21].
     С точки зрения Бурцева В.В., «внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации...» [20, стр.212].
     Богомолов А.М. и Голощапов Н.А. считают, что «внутренний аудит (внутрихозяйственный, внутрифирменный) — составная часть общего аудита, организованного на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированного его внутренними документами по соблюдению установленного порядка ведения бухгалтерского учета, охраны собственности и надежности функционирования системы внутреннего контроля» [21, стр.6].
     Американские ученых Аренс Э.А. и Лоббек Дж.К. предполагают, что внутренний аудит — это внутрихозяйственный аудит, обеспечивающий администрацию «ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса» [22, стр.14].
     Из  приведенных определений, вытекает, что внутренний аудит все же имеет существенные отличия от внешнего аудита. Их можно выразить так:
    ограниченная независимость;
    обеспечение регулярного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта; 
    регулярное предоставление информации с целью принятия либо корректировки, ранее принятых управленческих решений.
     Прежде  чем определять роль внутреннего  аудита в процессе управления экономическим  субъектом, необходимо рассмотреть  главные характерные черты этой системы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.