На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституция РФ - основной источник права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
    История развития Конституции Российской Федерации…………...4
    Понятие, юридические свойства
    и сущность Конституции  Российской Федерации……………………6
    Порядок пересмотра Конституции Российской
    Федерации и принятие конституционных  поправок……………….14
    Толкование Конституции Российской Федерации………………….18
    Структура Конституции Российской Федерации…………………...20
    Конституции и уставы субъектов Российской Федерации………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...32
 


ВВЕДЕНИЕ
      Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина1.
      Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.
      По  мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса2, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева3. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на общенародный референдум, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.
 


    История развития Конституции  Российской Федерации
    С распадом Союза ССР Конституция  РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция  субъекта Федерации, а Конституция  независимого, самостоятельного государства.
    Объективно  и неотвратимо назревавшая потребность  перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной  Федерации. Это происходило в  остром противоборстве союзных и  республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли  Декларации о своем государственном  суверенитете.
    В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой  Конституции РСФСР на основе провозглашенных  в ней принципов, включая принцип  разделения властей.
    Была  образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая  начала эту работу.
    Однако  сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов  приводила к значительной затяжке  принятия новой Конституции.
    В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую  Конституцию РСФСР, которая приобретала  в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили  другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились  события в октябре 1993 г., разрешившиеся  в ходе вооруженного столкновения властей  роспуском Съезда народных депутатов  и Верховного Совета. Налицо был  не только политический, но и конституционный  кризис4.
    В этих условиях принятие новой Конституции  должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
    Проектов  новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания  вобрал в себя многие положения проекта  Конституционной комиссии и был  принят за основу при окончательной  доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих  групп. Именно этот проект Конституции  и был вынесен Президентом  на всенародное голосование. Оно  проводилось на основе Положения  о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась  одобренной, если за ее принятие проголосовало  большинство избирателей, принявших  участие в голосовании, при том  условии, что участие в голосовании  приняли более половины числа  зарегистрированных избирателей.
    Новая Конституция была принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.
    Особенности, которые присущи Конституции  РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских  конституций, весьма значительны.
 


    Понятие, юридические свойства и сущность Конституции  Российской Федерации
    ! Понятие и юридические свойства Конституции
    Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место  в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно  отличают следующие черты:
    1) особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается;
    2) учредительный, первичный характер  конституционных установлений;
    3) всеохватывающий характер конституционной  регламентации, т.е. тех сфер  общественных отношений, воздействие  на которые она распространяет;
    4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок  принятия, внесения поправок, специфические  формы охраны и др.
    Рассмотрим  эти черты.
    1. Конституция в современном значении  этого понятия является актом,  который, как правило, принимается  народом или от имени народа.
    Характерно, что возникновение в XVII веке самой  идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.
    Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло  быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте "народного соглашения" Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено  условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось  затем и Ж.Ж. Руссо. Он полагал, что  для установления конституции требуется  согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а  противники конституции должны считаться  иностранцами среди граждан.
    Эта сущностная черта конституции и  поныне признается доминирующей в конституционной  теории и практике. Не случайно конституции  большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
    В советских конституциях такая формула  впервые была воспроизведена в Конституции  СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).
    Идею  о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном  обсуждении проекта Конституции  СССР 1936 г., проводившегося в течение шести месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 г.
    В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая  черта отражена наиболее последовательно  по сравнению со всеми предшествующими  Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.
    2. Особенность субъекта, принимающего  конституцию, обусловливает и  вторую сущностную черту конституции  - ее учредительный характер. Поскольку  народ в демократическом государстве  признается носителем суверенитета  и единственным источником власти, только он обладает и ее  высшим проявлением - учредительной  властью. В содержание последней  вкладывается именно право принимать  конституцию и посредством ее  учреждать те основы общественного  и государственного устройства, которые выбирает для себя  данный народ. Только учредительная  власть может изменить, в том  числе и самым радикальным  образом, основы устройства общества  и государства.
    Вся история конституционного развития как нашей страны, так и зарубежных стран служит тому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего  общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция  РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.
    Именно  на признании учредительной природы  конституции основываются особый порядок  ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для  всех учрежденных ею же властей, в  том числе для законодательной.
    В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между  учредительной властью и властью  учрежденной, представлена достаточно широко. А в Германии она получила и прямое выражение в самой  конституции. В ее преамбуле сказано: «...Немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон».
    Учредительная природа конституции проявляется  и в том, что ее предписания  выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений  конституции не существует никаких  правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию  по признаку того, что она не соответствует  какому-либо правовому акту данного  государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить  ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции  и федеральным законам, постановления  Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка».
    Разумеется, из этого не следует вывод о  том, что содержание конституционных  установлений определяется произвольно, что в конституцию могут быть включены любые нормы.
    На  процесс выработки конституции  воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.
    3. Важной чертой, характеризующей  конституцию, является особый  предмет конституционного регулирования,  т.е. специфика того слоя общественных  отношений, на которые она воздействует.
    Конституционное регулирование отличается всеохватывающим  характером, чего не имеет никакой  другой нормативный правовой акт. Конституция  затрагивает все сферы жизни  общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права  базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.
    4. Конституцию отличают и особые  юридические свойства.
    Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
    - в верховенстве конституции;
    - в ее высшей юридической силе;
    - в ее роли как ядра правовой  системы государства и системы  права;
    - в особой охране конституции;
    - в особом порядке принятия  и пересмотра конституции, внесения  в нее поправок.
    Эти юридические свойства последовательно  отражены в Конституции РФ 1993 г.
    1. В ней впервые в истории  страны получил закрепление принцип  верховенства Конституции РФ. Ни  в одной из прежних конституций  России такого положения не  содержалось. Не закреплялось  верховенство и Конституции СССР.
    Установление  в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.
    Верховенство  российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными  в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
    В принципе верховенства Конституции  РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной  Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции  РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции  России.
    2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую  юридическую силу, прямое действие  и применяется на всей территории  России. Это юридическое свойство  Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.
    Высшая  юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные  правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции России, но и то, что  органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  РФ5.
    Таким образом, высшая юридическая сила Конституции  характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих  в Российской Федерации.
    3. Конституция 1993 г. является ядром  правовой системы России. Принципы  и положения Конституции играют  направляющую роль для всей  системы права и системы законодательства.
    Причем  определяющее значение Конституции  в указанном плане проявляется  как в ее содержательном воздействии  на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и  в ее роли, связанной с установлением  формы права.
    Именно  Конституция определяет сам процесс  правотворчества - устанавливает, какие  основные акты принимают различные  органы, их наименования, юридическую  силу, порядок и процедуру принятия законов.
    В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые  должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции  вызывает обычно значительное изменение  и обновление текущего законодательства.
    4. К юридическим свойствам Конституции  РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся  система органов государственной  власти, осуществляющих эту охрану  в различных формах.
    Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент  России является ее гарантом. В своей  присяге он обязуется соблюдать  и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
    Президент вправе приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная  Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном  Суде России о соответствии Конституции  нормативных актов, указанных в  ст. 125 Конституции.
    Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов  и иных нормативных актов как  федеральных органов государственной  власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции  РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.
    5. Конституцию РФ отличает и  особый, усложненный порядок ее  пересмотра и внесения в нее  поправок, который будет изложен  в специальном параграфе.
    Рассмотрев  основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция  представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный  правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной  власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы  и обязанности человека и гражданина.
    Этим  признакам общего понятия конституции  отвечает и действующая Конституция  РФ.
    Как и всякое другое, данное определение  отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны  не всем ее видам. Например, не только в  прошлом, но и в настоящее время  в некоторых странах мира действуют  так называемые октроированные конституции, т.е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени  народа.
    Различают также конституции гибкие и жесткие - в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в  каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для  изменения которых устанавливается  сложная процедура, именуются жесткими.
    Конституции, как правило, представляют собой  единый писаный акт. Однако роль конституции  государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают  писаные и неписаные конституции.
    Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в  системе общественных отношений. В  таком случае они являются реальными. 

    ! Сущность Конституции
    Если  понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции  связано с познанием ее глубинной  природы, с решением вопроса о  том, чью волю конституция выражает.
    Сущность  конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали  ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном  ее понимании относится к XVIII веку и связано с эпохой буржуазно-демократических  революций, с распадом феодального  общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.
    Требовалась правовая форма защиты и охраны новых  экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции  о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим  определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально  и происходило создание конституции6.
    Идея  писаной конституции впервые  возникла в Англии, которую Маркс  метко охарактеризовал как «демиурга буржуазного космоса». Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.
    Практически первыми конституциями считаются  Конституция США 1787 г., а также  принятые в 1791 г. Конституции Франции  и Польши.
    Происхождение самого термина «конституция» (что означает - учреждение, установление) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота «rem publicam constituire», которым начинались акты римских императоров.
    Наряду  с термином «конституция» применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «основной закон» (lex fundamentales).
    Советские конституции воспроизводили оба  эти термина и имели следующие  наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).
    Учитывая  длительный период наличия конституции  в нашей стране, действующая Конституция  РФ 1993 г. устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова «Основной Закон» как ставшие излишними.
    По  вопросу о том, в чем состоит  сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.
    Одним из распространенных представлений  является трактовка сущности конституции  как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили  договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается  данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
    Теологические теории видят сущность конституции  в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что  в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
    Некоторые представители школы естественного  права полагают, что сущность конституции  заключается в воплощении в ней  многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие  конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.
    Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной  власти безбрежны, то чтобы не допустить  произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы  этого ограничения в конституции.
    Марксистско-ленинская  теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т.е. является классовой по своей  сущности. Такое представление о  сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность  насилия, подавления, репрессий, массового  уничтожения людей, неограниченного  нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или  меньшей степени.
    Действующая Конституция РФ не восприняла постулата  о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята  народом на референдуме, а не установлена  государством.
    Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка  конституции как общественного  договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для  принятия конституции, а несогласным  даже предписывалось покинуть государство  или считать себя иностранцами.
    Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные  с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие7.
    Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии  большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот  строй, в котором обеспечиваются права меньшинства8.
    Таким образом, действующая Конституция  РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем  всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни  государства и общества, которые  утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью  человека, его прав и свобод.
 


    Порядок пересмотра Конституции  Российской Федерации  и принятие конституционных  поправок
    В силу самой природы конституции  ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в  ней тоже должны требовать серьезного обоснования.
    Поэтому в большинстве стран мира действует  усложненный порядок изменения  конституции.
    Советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное  большинство голосов депутатов  высшего представительного органа.
    Прежняя российская Конституция закрепляла, что для принятия ее изменений  и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных  народных депутатов РФ.
    Только  при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного  устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок  принятия новой Конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к  исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации9.
    Такой упрощенный порядок изменения в  совокупности с политическими факторами  нарушал стабильность Конституции  и привел к тому, что в прежнюю  Конституцию Российской Федерации  было внесено за короткий период около 350 поправок.
    Учтя  предшествующий отечественный опыт, нормативные установления конституций  зарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность, действующая Конституция внесла в рассматриваемый процесс существенные изменения.
    Прежде  всего Конституция 1993 г. применяет  новую терминологию - вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Она содержит четыре статьи - 134 - 137.
    В ст. 134 впервые в конституционном  акте введена новая норма, устанавливающая  перечень субъектов, которые могут  инициировать процесс пересмотра Конституции  и внесения в нее поправок. В  прежней Конституции вопрос о  таких субъектах не регламентировался.
    Теперь  предложение о поправках и  пересмотре положений Конституции  могут вносить Президент РФ, Совет  Федерации, Государственная Дума, Правительство  РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы.
    Круг  субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции  определен в качестве субъектов  законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства10.
    Анализ  гл. 9 показывает, что в Конституции  предусмотрены три различных  режима внесения новых положений  в ее текст: пересмотр, поправки и  изменения в ст. 65.
    Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с  изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа Российской Федерации - права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят).
    Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с  решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с  инициативой пересмотра Конституционное  Собрание разрабатывает проект новой  Конституции и принимает его  двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит  на всенародное голосование. При  проведении референдума Конституция  считается принятой, если за нее  проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло  участие более половины избирателей.
    Поправки  в соответствии с действующей  Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они принимаются в  порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия  вступления поправок в силу их одобрение  органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г.
    Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»11 детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.
    Закон Российской Федерации о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под  поправкой в соответствии с Законом  понимается любое изменение текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений  этих глав12.
    После одобрения обеими палатами закона о  поправке Председатель Совета Федерации  опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения  палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил  в силу. Только после одобрения  закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов  Российской Федерации Председатель Совета Федерации направляет закон  Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст  Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о  поправке Президент осуществляет официальное  опубликование Конституции с  внесенными в нее поправками.
    Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся  только к нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Статья 137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137) и изменения наименования субъекта (ч. 2). Предусмотренные в ст. 137 вопросы не могут решаться в режиме поправки к Конституции в силу их особого характера.
    Конституция в ч. 2 ст. 65 закрепляет, что принятие в Российскую Федерацию и образование  в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным  конституционным законом, а в  ч. 5 ст. 66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации  и ее субъекта в соответствии с  федеральным конституционным законом.
    Упомянутые  законы, пока не принятые, урегулируют  порядок решения предусмотренных  в этих статьях вопросов. Очевидно, что при их решении обязательным является согласие (или инициатива) субъекта РФ и поэтому здесь неприменим порядок, установленный для внесения поправки в Конституцию: голосование  в палатах Федерального Собрания (положительное или отрицательное), одобрение (или неодобрение) других субъектов. Согласие субъекта не может  быть преодолено несогласием палат  или других субъектов.
    Кроме того, следует учесть, что подобного  рода изменения не затрагивают содержательных положений норм Конституции, имеющих  регулирующее значение.
    Что касается изменения наименования субъекта (ч. 2 ст. 137), то этот вопрос относится  к исключительным полномочиям самого субъекта. Однако остался открытым вопрос о том, каким правовым актом  должно быть внесено новое наименование в Конституцию. По запросу Государственной  Думы о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный  Суд в своем постановлении  определил, что новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции  указом Президента РФ. Однако Конституционный  Суд определил, что изменение  наименования субъекта в рамках ч. 2 ст. 137 не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и  гражданина13.
 


    Толкование  Конституции Российской Федерации
    Конституция России 1993 г. в отличие от предшествующих ввела институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.
    В прежней Конституции России содержалось  лишь положение о толковании законов, что было отнесено к компетенции  Верховного Совета РФ. Однако в практике применялось толкование некоторых  норм Конституции и при этом руководствовались  презумпцией, что толковать Конституцию  может только орган, к компетенции  которого относится принятие Конституции  и толкование законов. Такими органами были Съезд народных депутатов и  Верховный Совет. Они и осуществляли толкование. Ими было принято два  постановления по этому поводу: о толковании понятия «общее число депутатов» и о толковании ст. 183 Конституции. Толкование понятия «общее число депутатов» было вызвано тем, что существовала неясность, как трактовать это понятие. Общее число народных депутатов по Конституции составляло 1068 человек. Фактически же было избрано меньше (в частности, не участвовала в выборах Чеченская республика). В условиях достаточно высокой степени противоборства различных фракций, когда решения зачастую принимались с перевесом в несколько голосов, неопределенность понятия «общее число депутатов» создавала значительные трудности в работе. Съезд постановил толковать это понятие как «общее число избранных депутатов».
    Цель  толкования заключается в том, чтобы  юридически точно определить, как  понимать норму Конституции. Необходимость  института официального толкования Конституции вызывается целым рядом  причин. Будучи по самой своей природе  достаточно кратким правовым актом  и вместе с тем предназначенным  для регулирования самой широкой  сферы общественных отношений, Конституция  не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конституционных  норм. Конституция не свободна и  от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное восприятие правоприменяющими субъектами, могущих  иметь различный смысл. Это в  определенной мере объясняется свойственной русскому языку многозначностью  терминов, несовершенством законодательной  техники. Имеются в тексте Конституции, как показала практика, и прямые пробелы.
    Указанные и иные причины не могут быть препятствием для правильного применения конституционных  норм в соответствии с заложенной в них волей конституционного законодателя. Уяснению смысла конституционных  норм в необходимых случаях служит институт толкования Конституции.
    Действующая Конституция России закрепила функцию  толкования Конституции за Конституционным  Судом (ч. 5 ст. 125). Это обусловлено  тем, что Конституция была принята  референдумом, непосредственно народом, и потому ее толкование должно осуществляться особым образом - путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.
    Конституция четко определила, по чьей инициативе Конституционный Суд может давать толкование Конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами  в Конституционный Суд по этим вопросам, относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, органы законодательной  власти субъектов Российской Федерации.
    Круг  этих субъектов уже, чем тех, которые  правомочны обращаться с запросами  в Конституционный Суд по вопросам нормоконтроля, спорам о компетенции  и др. Вопросы толкования Конституции  рассматриваются только на пленарных  заседаниях Конституционного Суда (а  не в его палатах).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.