На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Теория риторики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
                                Теория риторики 

Вопрос  №1.
Определение риторики. 

     Риторика – наука об ораторском искусстве, об отношении мысли к высказыванию и средствах риторического доказывания. Риторика как прикладная дисциплина содержит набор теоретических положений, которые создаются в разных сферах лингвистических наук, философии, логике, психологии, семантике. Кроме того, риторика содержит набор правил, технологий и предписаний, которые позволяют практически создавать и произносить речи, соответствующие культуре и влияющие на людей.
Начинающим  ораторам риторика позволяет сознательно  и эффективно программировать своё общение. Риторика, используя мировой  культурный опыт языка и его использование  при общении, раздвигает узкие границы  +-стихийного построения речи и позволяет использовать каждому оратору образцы наиболее эффективной формы речи. От владения навыками влиятельной речи во многом зависит наш жизненный и профессиональный статус.
      «Риторика, - по глубокому убеждению Аристотеля, - это то же искусство, то же творчество, выросшее на диалектической логике возможного бытия». «Риторика – искусство, соответствующее диалектике» - вот фраза, которой открывается трактат Аристотеля.
      Самое главное в ораторском мастерстве, по Аристотелю, - доказательства. Он определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Поскольку же «способ убеждения есть некоторого рода доказательство», то риторика Аристотеля – это наука доказательной речи.
      Таким образом, аристотелевская риторика – это наука о способах доказательства вероятного, возможного, правдоподобного.
      Теперь  мы дадим определение современной риторики.
      Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. 

Вопрос №2.
Риторический  канон и его структура. 

      Ядром современной риторики есть путь от мысли к слову и является совокупностью  трёх этапов: изобретение содержания, расположение изобретённого и словесное выражение. Что сказать? В какой последовательности? Какими словами? Эти три этапа – пути от мысли к слову – определяются риторическим каноном. Узнав эти законы и усвоив принципы риторического канона, человек сможет более уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной речи. Эти законы помогут каждому упорядочить логическое, понятийное построение своей речи. Это пригодиться не только в публичном выступлении или различных устоявшихся письменных жанрах, но и в быту.
      Классический  риторический канон отмечает на пути от мысли к речи пять этапов:
  1.Инвенция – «нахождение», «изобретение» или «изобрести, что сказать».
  2.Диспозиция – «расположение» или «расположить изобретённое».
  3.Элокуция – «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» или «украсить словами».
  4.Запоминание – Речи античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи писал её для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь.
  5.Произнесение – Это актёрское, театральное исполнение речи – этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим исполнением жеста, мимики, голосовых данных оратора. 
 

Вопрос №3
Что такое  «топ»? Охарактеризовать 10 видов топов. 

      Топ – общее рассуждение, наблюдение, описание, которое человек мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае, (топос, или топ - тема речи). Другими словами, смысловая модель обобщающей природы. Например, время летит, время лечит и т.д.
      Топ (смысловая модель) - «род-вид» («разновидности»).
      Ведя  речь о машине, мы видим, что родовым, общим понятием по отношению к машине будет аппарат (также механическое устройство). Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности: швейная машина, стиральная машина, легковая машина.
      Принцип действия топа - разложение идеи топа по схеме «общее-частное» только по вертикальной схеме. Например: 

животное 

собака 

охотничья собака 

терьер 

шнауцер 

миттельшнауцер 

      Топ «разновидности» является частным  случаем топа «род-вид». В этом топе не только идут перечисление видов, но и производится оценка каждой разновидности, выбирается наилучшие, отбрасываются плохие или неподходящие
животное
                               
кошка  собака                  лошадь 

охотничья собака 

терьер 

шнауцер 

миттельшнауцер 
 

      Вывод: топ «род-вид» (в том числе и  топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли и речи - от общего к частному (дедукция) и от частного к общему (индукция). 
 

      Топ (смысловая модель) - «определение».
      Топ «определение»- определение предмета речи, служит изобретению содержания речи, условие ее ясности, непротиворечивости. Структура топа: необходимо определить предмет речи - значит назвать общий род (дуб- дерево, велосипед-машина и т.д.) и видовое, специфичное его отличие от других предметов того же рода (лето - самое теплое время года в нашем полушарии).  

      Топ (смысловая модель) – «целое - части».
      Суть  модели «целое – части» состоит  в том, что предмет речи (идею) нужно: а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом (Шамора - море, мангал - шашлыки), б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности. Топ «целое - части» отражает универсальный закон работы мысли – ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. Описание конкретного предмета (целого) требует соблюдения определенного алгоритма:
      - описываются вещи-предметы, имеющие  строго определенные функции,  выделяются именно и только те части таких предметов, которые и делают их функциональными.
      - в описаниях вычленяются самые  заметные, бросающиеся в глаза  элементы, отличающие их от других сходных объектов: «Очки (определение) большей частью состоят из двух круглых или овальных стёкол, вделанных в лёгкую оправу…Оправа делается из стали, черепаховой кости, а также из серебра и золота (части). 

      Топ (смысловая модель) – «свойства». Топ «свойства» включает в себя топы «признаки», «качества», «функции». Это приметы предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи. Чтобы правильно использовать топ «свойства» нужно: а) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата; б) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций:- «Эта птица поражает какой-то необычайной внешней нескладностью и расхлябанностью, напоминая подчас скверно сделанное неумелым таксидермистом чучело. И в то же время это во многих отношениях замечательная птица»… 

      Топ (смысловая модель) – «сопоставление».
      Смысловая модель «сопоставление» является одной  из моделей организации мышления и речи, «размножения идей». Поиски общего между предметами и явлениям, как и открытие отличного и противоположного, предоставляет возможность структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, классифицировать бесконечное разнообразие вещей и таким образом овладеть разнообразием, сделать мир доступным познанию.
      Существуют две разновидности топа «сопоставления»:
    Топ «сравнение»: поиски сходства (аналогии). Одно подается через другое, демонстрируется посредством другого, если имеет с ним нечто общее (способ «размножения идей). Эта модель топа построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, что с чем сравнивают) и термина сравнения, связывающие эти члены (это то общее, что  дает возможность сравнивать вещи). Термины сравнения: внешность, дерзость, действия…-
    Топ «противопоставление»: поиски различного (противоположного). Мышление и речь, сопоставляя окружающее человека явления и предметы, оперируют следующим механизмом: познать вещь и представить ее в речи можно и «сталкивая» ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами. Противопоставление широко используется для решения риторических задач - и для описания, и для рассуждения, и для доказательства: - День и ночь; «Война и мир»; толстый и тонкий…
                «Они  сошлись, Волна и  камень,
                Стихи и проза, лёд и  пламень,
                Не  столь различны меж  собой…» 
     

    Топ (смысловая модель) – «Причина и следствие»
      Описывает ещё один универсальный тип отношений  между идеями (между словами и  отдельными фрагментами в речи). Этот топ находит причины предмета речи, предвидит и обнаруживает в  речи его следствие: - Чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Цепная разновидность. При разработке смысловой структуры речи _ рассуждения топы «причина» и «следствие» могут занимать первостепенные позиции, исчерпывая, по существу, всё содержание. Дана тема: «Монументы возвышают дух народа».
   1.Причины: а) памятники напоминают  о славных деяниях предков;  б) воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому; в) рождают уверенность, что в народе имеются ещё силы для дел не менее славных.
    2.Следствия: а) обязанность каждого патриота – посильное приношение на увековечение памяти предков; б) обязанность всего общества – заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников. 

      Топ (смысловая модель) «Обстоятельства»
       Топы «Как?», «Где?», «Когда?». Топ «обстоятельства»: место, время, условия - Где? Когда? Как? Каким образом? Ответы на эти вопросы дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Попробуйте рассказать «историю», не использовав эти риторические общие места: «Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся борт «Секрета» - всё было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно солнечным зайчикам на струящейся лучами стене. Не помня себя как, она поднялась по трапу в сильных руках Грея…» 

      Топ (смысловая модель) «Пример» и «Свидетельства»
   «Примеры» к отдельным положениям  речи или ко всей речи необходимы  в связи с общериторическими  принципами конкретности и близости. Примеры, иллюстрирующие мысль  говорящего, черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы…: - Пётр сказал однажды: «Англинская вольность здесь не у места, как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять».
   «Свидетельства» - риторическое общее место, это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость: - «Язык мой – враг мой»; «Что написано пером, того не вырубишь и топором»… 

      Топ (смысловая модель) «Имя»
    Смысловая модель «Имя» является источником изобретения мыслей, развития темы – обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие. Топ «Имя» подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам:
                  Россия! Сердцу милый край!
                  Душа  сжимается от боли… 
 

Вопрос  № 4.
Законы  общей риторики. 

      Законы  риторики отражают общериторический идеал: речевое поведение и речь участников общения должны обеспечивать гармонию речевого события.
  Первый  закон – закон гармонизирующего диалога – говорит о том, что ваш собеседник или ваша аудитория не пассивный объект, которому вы должны передать информацию. Задача – установить гармонические и двусторонние отношения со слушателем. Реальная речь, слово – то, что слышат из наших уст родные и знакомые – это результат осознанного или неосознанного выбора, который делает говорящий. Это результат нашего речевого поведения. Принципы речевого поведения выработала риторика для того, чтобы получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего. Риторический принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата всегда нужно учитывать, чтобы увлечь  и захватить адресата. Принцип конкретности не менее важный принцип, конкретность помогает зримо воспринимать звучащую речь. Чем конкретней речь – тем легче и приятнее её слушать, тем больше усвоят, поймут, запомнят.
 Второй  закон – закон продвижения и ориентации адресата. Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к её концу. Требования второго закона риторики: принцип движения. Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
  Третий  закон – эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чём он сообщает или беседует. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью особых принципов их использования в речи. Первое место из них занимает метафора.
  Четвёртый  закон – закон удовольствия. Он гласит, что эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Для этого нужно, чтобы в речевом общении возникла игра. Что может доставить большее удовольствие, чем игра? Кроме «игровых фигур» речи и юмора, мощным средством выполнения четвёртого закона служит разнообразие речи. Также существует особый тип речевого общения (тип дискуса), который весь посвящен получению удовольствия от беседы или речи.
                                       1                        Закон гармонизирующего диалога
 
       
 
 
 
 
 
 
           2           3          4
      Закон        Закон        Закон
     продвижения          удовольствия         эмоциональности
    и ориентации              речи
       адресата   
 

Вопрос  № 5.
Понятие «тропа» и «фигуры». Виды.
          Топ – оборот речи – употребление слова или выражения в переносном значении. Эта метафора, ирония – выразительно-изобразительные средства.
    Риторические тропы – это вовсе не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют образность, не утратив своей двуплановости, а, следовательно, не лишились выразительности.
  Переносы значений  одного предмета (явления) на другой отражают ход познавательной деятельности человека; а) сходные явления и вещи (метафора): - Я спросил сегодня у менялы
                      Легче ветра, тише  Венских струй…                                                                  б) группировка вещей и явлений по их близости друг с другом и тоже называется одним словом (метонимия): Не то на серебре, - на золоте едал. Переносные, образные значения: На сердце кошки скребут; А заря, лениво обходя кругом…
  Метафора – этот вид тропа состоит в переносе названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Метафора – основное средство       изображения душевной, духовной, эмоциональной жизни человека. ( Сладкая, страстная мелодия…всё сияла…росла, таяла…)
                        На  пушистых ветках
                        Снежною каймой
                        Распустились  кисти
                        Белой бахромой…
   Метонимия – этот троп состоит в переносе именования предмета на другой предмет, но по иному признаку – не по сходству, а по смежности (близости). С помощью метонимии часто называют:
       -  Предмет по материалу, из которого он сделан: Янтарь в устах его дымился – янтарная трубка, трубка из янтаря;
       -   Предмет по его свойству: радость моя, любовь моя, счастье моё;
       - Предмет по производителю действия: читал Аристотеля, купил Цицерона;
       -  Содержимое по предмету, содержащему  его: чайник кипит (вода в чайнике), печь трещит (дрова в печи);
       -    Время по предмету (явлению), характеризуещему это время:  учится до седых волос, любить до гроба.
   Ирония – этот троп одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое и переносное. «О, она плачет, я виноват, как видите!». «Похвальное слово глупости». «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Ирония может переходить в едкую издёвку, в сарказм, но никогда не должна превращаться в грубость. Простейший вид иронии – «антифраз», когда в противоположном смысле употребляется одно слово. «Доходяга» Геркулес, «безобразный» Аполлон.
  Парадокс- утверждение, изречение, противоречащие на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем-то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Ничего не делать – очень тяжёлый труд.
  Намёк – средство непрямого (косвенного) информирования. Категория намёка подразумевает «додумывание» адресатом высказывания говорящего. «Вы, судьи, уже давно догадались, о чём я хочу сказать, верней, умолчать». 

«Риторические фигуры речи» - это формы, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Такие «узоры», по которым можно «вышивать» отдельную фразу.
           Первая группа включает фигуры, при которых структура фразы определяется соотношением значений слов – понятий в ней. Это – антитеза и градация. Противопоставление понятий и соответствующее построение фразы образует фигуру антитезы. «Когда я говорю да, она говорит, нет»; «Ни ночи, ни дня не видно». Расположение понятий в порядке нарастания   «Не жалею, не зову, не плачу…» или убывания «Жизнь становилась всё хуже, всё скучнее, всё безотрадней» значения – фигуру градации.  
      Вторая  группа обладает свойством облегчить слушание речи, понимание и запоминание. Это фигуры: повтор «Учиться, учиться и учиться», единоначатие, параллелизм и период. «Никогда, никогда нет с ней покоя». Риторическая фигура единоначатие заключается в повторении слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой: Таковы времена! Таковы нравы! Параллелизм – особое устройство следующих друг за другом фраз с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. Чаще всего фигуры параллелизма встречаются в периодах:
                  Мне вас не жаль, года весны моей,
                  Протекшие в мечтах любви  напрасной,-
                  Мне вас не жаль, о  таинства ночей,
              Воспетые цевницей сладострастной…
   Периодическая речь – это речь, организованная таким образом, чтоб в начале фразы и говорящий, и слушатель уже предчувствовали, каково будет её развитие и завершение.
  а)  Временной период: Когда…,когда…,когда…: Когда нам говорят о …;когда нам кажется…; когда жертва его…
  б)  Условный период: Если…,если…,если…(то).
  в)  Определительный: Кто…, кто…,кто…: Все, кто с давних пор изнывает под бременем долгов, кто, частью по лености….
      В третью группу входят те риторические формы, которые используются как приёмы диалогизации монологической речи. Это фигуры риторического обращения; риторического восклицания; риторического вопроса; одобрения; умаления; введения чужой речи.
    а) Риторическое восклицание – когда нужно отметить высшую точку накала чувства: - Что у вас за порядки?
   б) Риторический вопрос – фигура выделения смысловых центров речи, определённый этап обсуждения темы: - Чем я перед тобой провинился?
   в) Риторическое обращение – служит для выделения важных смысловых позиций, существенных идей речи: - Что скажу я тебе, брат мой…
   г) Введение чужой речи – это «прямая речь», но не любая, а выдуманная, додуманная форма, восстановленная самим оратором: - Вот она, отчизна, обращается к тебе…
   д) Одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения надежды слушателям: - « Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким как вы, надлежит приступить к врачеванию», «Заканчивая речь, я хочу выразить уверенность в справедливости приговора, который вы вынесете моему подзащитному».
   е) Умаление – признание говорящим ошибочности своих прежних взглядов, выражение сожаления по поводу собственных ошибок: - Я сознаю, что не имею права осуждать их… Я позволил себе сказать…слова, о которых, теперь сожалею.
   ж) Фигура уступки – говорящий сперва как бы соглашается с мнением оппонента, а потом приходит к тому, что это мнение не верно: - Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако… 

Вопрос  № 6.
Особенности информирующей речи. 

      Информирующая речь- речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории. Главное следовать двум принципам, двум правилам:
      1)сделать  речь интересной для слушателя;
      2)сделать  передачу информации как можно  более эффективной: речь должна  быть ясной.
   1. С первых слов нужно завладеть вниманием слушателей. Для этого нужно: а) подобрать интересное, неожиданное названия сообщения; б) найти в своей теме какую-нибудь «изюминку». Во введении желательно объяснить слушателям, зачем им понадобиться эта информация, что они смогут с ней сделать, как использовать. Интерес аудитории к теме нужно « подогревать» постоянно, до самого конца речи.
   2. Готовясь к сообщению, нужно тщательно составить план. Информацию разбить по пунктам, не более семи (идеально 3-5). Если информация сложная, можно пункты выделить в подпункты, но тоже не более 5.
      К каждому пункту подобрать факты, цифры и примеры. Также подобрать чем «подогревать» интерес слушателя, здесь нам помогут пословицы, афоризмы, парадоксы. Обязательно аудитории надо дать передохнуть. В информирующей речи говорящий должен следить за тем, чтобы слушатели постоянно были «в курсе» того, в каком месте речи они сейчас находятся.
      Если  доклад сложен, можно использовать доску и на ней записать план и  переходить от пункта к пункту вместе с аудиторией. План на доске должен расти на глазах слушателей.
   3. В заключении, обязательно кратко «пробежаться» по основным пунктам речи, как бы пролистать доклад снова. Это должно оживить интерес аудитории к докладу и настроить слушателей узнать об этой теме побольше. Необходимы также итоговые выводы. 

Вопрос  № 7.
Особенности аргументирующей речи. 

      Убеждающая  и агитирующая речь имеет много  общего, так что их можно объединить под общим названием «аргументирующая речь».
      Аргумент – это довод, служащий для доказательства, а, следовательно, необходимый для убеждения. Цель оратора в аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. А также в том, чтобы побудить слушателей к определённой деятельности. Агитационная речь опирается на информационную форму общения. Информация речи затем подвергается оценке и доказательству того, что слушатель не может не отождествиться с данным содержанием.
      Определяя свою цель, оратор должен обдумать, какую  речь он собирается предложить – убеждающую или агитирующую. Также оратор должен чётко сформулировать свой тезис. Тезис – «ответ на спорный вопрос», должен быть сформулирован ясно и, главное конкретно.
      При подготовке аргументирующей речи необходимо обратить внимание на ряд приёмов  и средств.
    Введение речи нуждается в акцентации, поскольку с самого начала агитационная речь должна быть чёткой, ясной и определенной. Структура введения включает вступительные замечания, изложение цели оратора, название темы, пояснения, краткий обзор содержания.
    Оратор с самого начала речи должен показать, что не намерен давить на аудиторию. Напротив, он должен показать свою заинтересованность в общем согласии. Желательно избегать слов, как: вы должны, вам придётся.   Использование отрицательной информации нежелательно, в случае необходимости её использования необходимо усилить контроль за восприятием и состоянием слушателей.
          Основная часть аргументирующей речи содержит тезис и необходимые доводы: а) начальный этап состоит из подготовки перечня доводов; б) приведение этих хаотических доводов к нашему тезису в более или менее стройный порядок, чтобы каждый довод получил своё место; в) работа с доводами – их проверка; нет ли ошибок, удачность примеров и сравнений, логичность доводов, нельзя ли ваши доводы обратить против вас.
   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.