На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
    Понятие административно  – территориального устройства…………5
    Процесс эволюции и правового регулирования  административно  – территориального устройства…………………………………………11
    Населенные  пункты. Виды административно –  территориальных единиц………………………………………………………………….22
    Административно – территориальные преобразования…………….28
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………………35
Приложения…………………………………………………………….....37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
        Административно-территориальное устройство  - одна из важнейших составляющих  территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует  общей стратегии социально-экономического  развития, зависит успешность проведения  реформ и становления нового  общества. На его основе строится  система органов государственной  власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных  объединений. В условиях России  роль административно - территориального  устройства особенно важна в  силу обширности территории и  разнообразия экономических, географических, демографических, природных и  национальных условий.
      В настоящее время административно-территориальное  устройство в России характеризуется  качественно новым уровнем, превратившись  из административно - территориального устройства союзной республики в  составе СССР в административно-территориальное  устройство независимого государства. Это придает особую актуальность исследованию вопросов, связанных с  реформированием административно - территориального устройства Российской Федерации.
      Основная  цель работы состоит в изучении административно -территориального устройства, закономерностей его развития. Важно также выяснить место административно - территориального устройства в государственной системе.  
      В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:
      1. Дать определение понятию  административно - территориального устройства Российской Федерации.
      2. Охарактеризовать  регулирование административно - территориального устройства РФ.
      3. Рассмотреть процесс становления административно - территориального устройства Российской Федерации.
      4. Охарактеризовать процесс административно-территориальных преобразований.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Понятие административно  – территориального устройства Российской Федерации.
 
      Административно-территориальное  устройство — это один из важнейших  институтов федеративного устройства, носящий  комплексный характер и  тесно связанный с системой органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.
      Административно-территориальное  устройство  –  это  внутренне  согласованное объёдинение административно-территориальных  единиц, которое обеспечивает необходимое  организационное единство и упорядоченность  административно-территориальной структуры  федерального государства и его  субъектов. 1
      Административно-территориальное  устройство   субъектов Федерации  – разделение их территории на части, именуемые административно-территориальными единицами (административно-территориальными образованиями). 2
           Территориальная организация субъектов  РФ в настоящее время включает  такие административно-территориальные  единицы, как  административный  район, город областного (краевого, республиканского, окружного) значения, городские район и округ, город  районного подчинения, поселок городского типа, и некоторые другие (см. Приложение1).
      Административно-территориальное  устройство как целостную систему  характеризуют такие  признаки, как:  
      - единство основ конституционного  строя российского государства,  задачи и цели многонационального  народа, проживающего  различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;    
      - тесная связь административно  - территориального устройства с  основными функциями российского  государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;
      - единство территории Российской  Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции  РФ);
      - равноправие субъектов федерации  (ст. 5 Конституции РФ);
      - единая сеть административно-территориальных  единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);
      - единые принципы, лежащие в основе  всего административно -территориального  устройства Российской Федерации  (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);
      - единство системы органов государственной  власти в субъекте федерации  в соответствии с административно-территориальным  устройством;                                                  
      - автономность одних административно-территориальных  образований по отношению к другим.3
      Безусловно, данные признаки не исчерпывающие, однако достаточные для  того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.
    Административно-территориальное устройство подчинено определенным требованиям, в соответствии с которыми территория субъекта РФ подразделяется на соответствующие административно-территориальные единицы. К числу таких факторов (требований) относятся:
    экономические - требующие учета характера, направленности развития промышленности определенной территории, наличие центров экономического тяготения и состояние путей сообщения;
    демографические - учитывающие количество и плотность населения;
    исторические - соответствие исторически сложившейся системе расселения в данном регионе и устойчивые тенденции ее развития;
    национальные - предполагающие всесторонний учет национального состава населения и его особенностей, развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных групп, проживающих на данной территории;
    экологические и социальные - обеспечение населению здоровой и безопасной среды обитания, возможность оказать содействие рациональному использованию природных ресурсов и экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций;
    административно-управленческие - максимальное приближение органов государственной власти и органов местного самоуправления к населению.
    Указанные требования закрепляются в законах субъектов  РФ, регламентирующих их административно-территориальное  устройство, и являются обязательными.
          Административно-территориальное устройство   как система административно – территориальных единиц выступает территориальной основой органов государственной власти. Как только та или иная часть территории субъекта Федерации оформляется в административно – территориальную единицу, она приобретает возможность иметь органы власти, быть носителем прав, обязанностей, выступать  в качестве субъекта права. При этом субъектом права является не просто поселение или сельская территория, а именно административно – территориальная единица.
      Всякая  часть территории, будучи признана самостоятельной административно - территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление, которое проявляется в таких признаках, как: наличие ограниченной определенными пределами территории; наличие органов публичной власти; компактность и непрерывность территории; обеспечение наиболее оптимальной организации управления народно – хозяйственной жизнью; экономическая целостность территориального образования и др.
      Таким образом, административно-территориальная  единица — компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов  государства или органов местного самоуправления  и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания административно-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений.4
      Как сложная система, административно  – территориальное устройство включает в себя в качестве составных частей:
      административно – территориальное деление (членение территории субъекта Федерации по политическому признаку);
      ведомственно – территориальное деление (разделение территории субъекта Федерации на зоны действия или влияния по производственному признаку);
      национально – территориальное деление (выделение административно – территориальных единиц по национальному признаку – районы, сельсоветы, волости и т.д.);
      отношения подчиненности между разными административно – территориальными единицами;
       Так же стоит упомянуть о подписанном 21 сентября 2010г указе Президента РФ  Д. А. Медведева «О военно – административном делении РФ»  детали документа не уточняются, однако, с большой долей вероятности можно утверждать, что указ сокращает количество военных округов, которых до сих пор в России было шесть.
    Уменьшение числа военных подразделений путем их укрупнения - один из основных этапов проводимой сейчас реформы Вооруженных сил. Планируется, что к 1 декабря 2010 г. в стране останется только четыре округа, которые будут переименованы в Оперативно-стратегические командования (ОСК).
    На основе Московского и Ленинградского военных округов будет создано ОСК "Запад", штаб которого разместится в Санкт-Петербурге. А Северо-Кавказский ВО станет ОСК "Юг". На основе Приволжско-Уральского ВО и части Сибирского округа сформируется ОСК "Центр" со штабом в Екатеринбурге, а дальневосточная часть Сибирского округа и Дальневосточный ВО превратятся в ОСК "Восток", штаб которого будет находиться в Хабаровске5.
      Содержание административно - территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.
      Составной частью административно  – территориального устройства  являются административно-территориальное  деление, которое представляет  собой систему объективно связанных  друг с другом элементов - административно-территориальных  единиц и субъектов административно-территориальных  правоотношений в их организационном  единстве. 
      В связи с этим в системе административно - территориального устройства необходимо выделять:
      а) городские и сельские поселения;
      б) административно-территориальные единицы, в границах которых действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления;
        в) виды административно-территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления.6
      Следует особо подчеркнуть, что административно – территориальное деление – способ оптимальной организации территории, средство управления политическими и иными процессами. Удачное проведение административных границ содействует достижению целей управления, нормальной жизнедеятельности людей.
      Эволюция  и правовое регулирование административно – территориального устройства
   Вопрос  о территориальной организации  государства в интересах управления  всегда стоял остро в истории  нашей страны.
    Территориальное управление на Руси до эпохи Петра I было довольно сложным и нерегулярным, так как разные территории власть контролировала разными способами. Так, до правления Ивана III чужие уделы, вливаясь в состав Великого княжества Московского, сохраняли свою компактность, при Иване III они стали дробиться и исчезать. При этом административно-территориальное деление осуществлялось на основании военного значения территории и ее принадлежности к определенному княжеству. При Михаиле Федоровиче появляется деление территорий по военному признаку: на юге создаются «разряды», соответствующие современным военным округам. Именно границы разрядов стали основанием губернского деления, проведенного позднее Петром I.
    Основным участком административно-территориального устройства в русском государстве был уезд, составленный из крупных земельных частей: пригородов и земель. Цельные земли распадались на волости (основные хозяйственные единицы), станы, трети и четверти. Уезд в XVI в. — это территория, подчиняющаяся какому-либо административному центру, чаще всего уездному городу. В таком значении понятие «уезд» просуществовало до начала XX в. и только после Октябрьской революции было упразднено.
    Первая Петровская реформа
До ее проведения территория России делилась на уезды (прежние  княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети). Их число, по данным В. Снегирева7, в XVII в. составляло 166, не считая многих волостей — некоторые из них по своим размерам фактически были близки к уездам.
    Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. территория Российской империи была разделена на 8 огромных губерний8.
    Московская включала в себя территорию нынешней Московской обл., значительные части Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Ивановской, Костромской областей.
    Ингерманландская — нынешние области Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Тверскую, южные части Архангельской, запад Вологодской и Ярославской областей, часть нынешней Карелии (эта губерния в 1710 г. была переименована в Санкт-Петербургскую).
    Архангелогородская — нынешние Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, часть Костромской обл., Карелии и Коми.
    Киевская включала в себя Малороссию, Севский и Белгородский разряды, части нынешних Брянской, Белгородской, Орловской, Курской, Калужской, Тульской областей.
    Смоленская охватывала нынешнюю Смоленскую обл., части Брянской, Калужской, Тверской, Тульской областей.
    Казанская — все Поволжье, нынешнюю Башкирию, Волго-Вятку, части нынешних Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Ивановской областей, а также север Дагестана и Калмыкию.
    Азовская губерния включала восточные части нынешних Тульской, Рязанской, Орловской, Курской, Белгородской областей, полностью области Воронежскую, Тамбовскую, Ростовскую, а также части Харьковской, Донецкой, Луганской, Пензенской областей (центром был город Азов).
    Сибирская губерния (с центром в Тобольске) охватывала всю Сибирь, почти весь Урал, части нынешних Кировской обл. и Республики Коми.
   Размеры этих губерний были огромны (Приложение2). Губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710—1713 гг. они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами.
   Вторая Петровская реформа стала осуществляться по указу от 29 мая 1719 г. В соответствии с ней были упразднены доли, губернии были разделены на провинции, а провинции — на дистрикты. На вновь присоединенных землях в Прибалтике образована Ревельская губерния. Только две губернии (Астраханская, Ревельская) не делились на провинции. В 9 остальных губерниях были учреждены 47 провинций .
Губернии Российской империи в 1719 г.
Губернии Число провинций Число городов Провинции
Азовская 5 55 Воронежская, Тамбовская, Шацкая, Елецкая, Бахмутская
Архангологородская 4 19 Архангелогородская, Вологодская, Устюжская, Галицкая
Астраханская __ 12  
Казанская 4 15 Казанская, Свияжская, Пензенская, Уфимская
Киевская 4 41 Киевская, Белгородская, Севская, Орловская
Московская 9 51 Московская, Переяслав-Рязанская, Переслав-Залесская, Калужская, Тульская, Владимирская,
Юрьево-Польская, Суздальская,
Костромская
Нижегородская 3 7 Нижегородская, Арзамасская, Алатырская
Ревельская __  
Рижская 2 9 Рижская, смоленская
Санкт - Петербургская 11 9 Петербургская, Выборгская, Нарвская, Великолуцкая, Новгородская,   Псковская, Тверская, Ярославская,
Углицкая, Пошехонская, Белозерская
Сибирская 5 24 Вятская, Соль-Камская, Тобольская, Енисейская, Иркутская
Всего по империи 47 255  
Источники: Ден (1902); Милюков (1905).
Реформа 1727 г.
   Были ликвидированы дистрикты, а сами губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды. Всего было восстановлено 166 уездов. Одновременно были образованы новые губернии. Из состава Киевской губернии была выделена Белгородская губерния, в состав которой были включены провинции Белгородская, Орловская, Севская, а также часть Украинской линии и 5 полков слободских казаков Киевской губернии (в самой Киевской губернии осталось 10 малороссийских полков). Из Петербургской губернии в 1727 г. была выделена Новгородская губерния из 5 прежних ее провинций (Новгородская, Псковская, Великолуцкая, Тверская, Белозерская). При этом часть Ярославской и Углицкая провинции Петербургской губернии отошли к Московской губернии. Сама Петербургская губерния значительно уменьшилась и состояла теперь только из 2 провинций (Петербургская, Выборгская), а Нарвская провинция отошла к Эстляндии. В этом же 1727 г. Вятская и Соликамская провинции Сибирской губернии были переданы в состав Казанской (взамен ее Уфимская провинция в 1728 г. была передана в состав Сибирской губернии), а Олонецкие земли были приписаны к Новгородской губернии. (Приложение3)
   Губернии  в дальнейшем разукрупнялись, и  окончательно реформа завершилась  при Екатерине II. Новое разделение территории империи (Екатерининская реформа 1775—1785 гг.) поделило страну  на 38 наместничеств, 3 губернии (Петербургскую, Московскую и Псковскую) и 1 область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств в Европейской России, образованных в 1775—1785 гг., практически не менялись до 20-х годов XX в., если не считать короткого периода реформ АТД при Павле I.
      С восшествием на престол Павла I было произведено временное укрупнение ранее созданных наместничеств, которые были официально переименованы в губернии. При этом указом от 12 декабря 1796 г. были упразднены губернии Олонецкая, Колыванская, Брацлавская, Черниговская, Новгород-Северская, Вознесенская, Екатеринославская, Таврическая обл., Саратовская, Полоцкая, Могилёвская, Виленская и Слонимская (то есть 13 губерний). Кроме того, было установлено новое разделение губерний на уезды, а число уездов сокращено, часть уездных городов переведена в заштатные. 
     В ходе павловской реформы число губерний уменьшилось с 51 до 42, укрупнены были также и уезды. Главной идеей реформы Павла I было укрупнение губерний.
     В XIX в. административно-территориальные преобразования носили локальный характер и не касались устойчиво сложившегося административно-территориального деления России. Некоторые изменения границ уездов и губерний произошли в 1797—1800 гг. по реформе Павла I, когда в целях экономии средств, укрепления позиций центральной власти были упразднены ряд губерний и большое количество уездов России. В 1816 г. был даже подготовлен проект создания 10 наместничеств, каждое из которых должно было состоять из 3—5 губерний. В порядке эксперимента в 1819 г. было создано Рязанское генерал-губернаторство, включавшее 5 губерний. Эти преобразования носили временный характер. Александр I полностью восстановил административно-территориальное деление предшествующего периода, кроме 39 уездов, восстановление которых не посчитали целесообразным9.
   В 1906 г, председатель Совета министров П. А. Столыпин намеревался создать в стране 11 однородных в этническом и экономическом плане крупных областей (Польша, Прибалтийская, Северо-Западная, Правобережная и Левобережная Украина, Московская, Верхнее и Нижнее Поволжье, две области Севера России, Степная область (Западная Сибирь)). В каждой из них предусматривалось создание областного земского собрания и правительственного управления. Остальные регионы (казачьи области, Туркестан, Восточная Сибирь, Крым и Кавказ) должны были оставаться вне областного управления. Но этот проект не был завершен в связи с убийством П. А. Столыпина в 1911 г.( Приложение4 -карта Российского государства 1914г)
    В 1917 г. в стране было 78 губерний (49 управлялись на основании общих учреждений о губерниях, остальные — по специальным положениям: 10 польских, 8 финляндских, 7 кавказских, 4 сибирских), а также 19 областей, представляющих собой сходные с губерниями административные единицы. Создавались и новые формы территориальных единиц. Население губерний составляло от 1,5 до 2 млн чел., территория большинства из них колебалась от 700 до 1 000 кв. миль10. В 1918 г. появляются трудовые коммуны как объединения хозяйственных единиц на определенной территории (например, Петроградская трудовая коммуна, Уфимская и Кронштадская городские коммуны и др.).
       Наиболее существенные изменения государственной территории РСФСР происходили во время Гражданской войны и интервенции. Они были результатом строительства нового государства и ответом на международные вызовы. С 1917 по 1921 г. в состав других государств отошли около 818 тыс. кв. м территории страны. Это уменьшение было связано с созданием суверенных государств (Польша, Финляндия) и рядом территориальных уступок, которые правительство было вынуждено сделать в целях завершения войны (Карская область) и с захватом Румынией Бессарабии и др.
   Государственное устройство РСФСР, согласно Конституции 1918 г., предполагало федеративный характер. Субъектами Федерации должны были стать национальные республики и областные союзы, состоящие из национальных областей. Стремление выделить национальные автономии нередко приводило к нарушению экономической целесообразности. Например, при расширении границ Карельской трудовой коммуны, согласно национальному принципу, некоторые волости оказались оторванными от своих уездных центров.
    Автономные единицы в РСФСР образовывались тремя путями: впервые созданные национально-государственные образования (Дагестанская, Якутская автономные республики, Коми автономная область и др.); восстановленные (Туркестанская Республика) и реорганизованные (Горская АССР на месте Тверской советской республики). В начале 1921 г. РСФСР включала шесть автономных республик и семь автономных областей. Их административно-территориальное устройство варьировалось в зависимости от территорий, этнического состава и национальных традиций. Так, автономии делились на области, губернии, районы, улусы и др. После образования СССР в 1922 г. начинаются процессы преобразования республик из автономных в союзные. К концу 1925 г. существовали 15 автономных советских социалистических республик и 16 автономных округов.
     Первая советская реформа (административно-экономическая регионализация) прошла в 1923 – 29 годах. Она была направлена на создание больших, экономически самодостаточных и даже самоуправляемых (Совнархозами) русских областей и этнически неоднородных краёв, соответствующих госплановским экономическим районам.  
(Административно – территориальных единиц – 40, областей – 6,краев – 7). 
 
   Разукрупнение продолжилось в 1943 – 54 годах. Были ликвидирован ряд автономий депортированных народов, в 1952 – 53 годах созданы области внутри Башкирской и Татарской АССР, в январе 1954 года – 5 областей в центральной России. После смерти Сталина области в АССР упразднили, в 1957 году ликвидировали Великолукскую и три из пяти вновь образованных областей, восстановили все автономии (кроме АССР немцев Поволжья).

    Перед распадом Советского Союза в его состав входили 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 114 административных областей.
     Административно-территориальное устройство постперестроечной России претерпело существенные количественные и качественные изменения. 
в настоящее время в составе РФ находятся: 21 республика,  9 краев, 46 областей,  1авт. область, 4 авт. округа, 2города федерального значения.

   Что касается административно – территориального деления Российской Федерации по субъектам РФ, то на 01.01.2010г оно представляет следующее: 1868 административных района, 1099 города, 328 внутригородских района и округа, 1295 поселков городского типа (включая рабочие, курортные, дачные поселки и поселки закрытых административно – территориальных образований, население которых законодательно определено как городское).
   
 
 
 
 

    До 31 марта 1992 г в Российской Федерации  вопросы административно – территориального устройства регулировались на федеральном  уровне. С момента подписания федеративного  договора, когда края и области  вошли в Российскую Федерацию  в качестве субъектов, детальное  правовое регулирование административно  – территориального устройства перешло  к ним. Однако вопросы, касающиеся  регулирования особых административно – территориальных единиц, остались в ведении Российской Федерации. Так, например, закрытые административно – территориальные образования находятся в сфере федерального регулирования. Закрытыми административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан11.
    Например, статус ЗАТО имеет город Знаменск – административно – жилой центр военного полигона Капустин Яр. Основан в 1948г как военный город при Главном испытательном полигоне.
    Пгт . Свободный Свердловской области образует городской округ  – ЗАТО. В поселке дислоцируется 42-я ракетная дивизия, входящая в состав 31 – ой ракетной армии РВСН.
    Территория  и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а  также  потребностей развития населенных пунктов. При этом границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации. Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.