На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безопасность как правовой режим обеспечения сохранности информации в субъектах предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО  
 
 

Безопасность  как правовой режим  обеспечения сохранности
информации  в субъектах предпринимательской  деятельности   
 

Курсовая  работа по дисциплине «Национальная  экономика»
Предмет: Предпринимательское право. 
 

            Исполнитель: Федорова Т.Ю.
               Студентка гр. ЭПБ-08-ЕК 
           

Предварительная оценка:______________________
Допуск  к защите:_____________________________
Дата  защиты:________________________________
Оценка:_____________________________________ 
 

2010
Содержание 
 

    Введение.
     Современный этап развития общества характеризуется  возрастающей ролью его информационной сферы, представляющей собой совокупность информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, системы формирования, распространения, использования информации и регулирования возникающих при этом общественных отношений.
     Незащищенность  интересов граждан, общества и государства  в информационной сфере является самостоятельной угрозой безопасности Российской Федерации.
     Информационная  сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Увеличивается зависимость объектов этой сферы от полноты и достоверности используемой ими информации, своевременности ее получения, защищенности сведений, составляющих коммерческую тайну.
     Растущая  роль информации практически во всех областях жизнедеятельности обусловлена  многими факторами и, прежде всего, формированием информационного сектора экономики, равного по значимости, а порой и превосходящего по ресурсному потенциалу такие традиционные ее подразделения, как промышленность, сельское хозяйство и услуги.
     Мера  развитости информационного сектора  не только оказывает существенное влияние на систему производственных отношений, но и предопределяет реальные границы возможностей для членов общества искать, получать и распространять информацию. Благодаря этому закладывается основа существования системы информационных отношений в обществе, намечаются ориентиры государственной политики в информационной сфере, а информационные процессы нашего общества становятся предметом сознательной, целенаправленной и научно обоснованной деятельности.
     Важную  роль в проектировании информационных процессов играет право, с помощью которого не только регулируются сложившиеся отношения, но и происходит расширение сферы информационной деятельности, диктуемое общественными потребностями. Таким образом, право воздействует непосредственным образом на ход информационных процессов, определяя и поддерживая те направления, которые формируют облик так называемого информационного общества.
     Информационное  общество развивается стремительными темпами, и это развитие сказывается  на характере общественных отношений, складывающихся между членами данного общества, а также между ними и государством. Сущность и характер этих общественных отношений не позволяют осуществить их регулирование нормами только классических отраслей права, поскольку они специфичны в силу особенностей и юридических свойств информации, выступающей в роли основного объекта, по поводу которого и возникают такие отношения.
     Обычно  предмет права есть вещь материального  мира, имеющая определенные физические характеристики. Такими характеристиками может обладать носитель информации, но не сама информация. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информацией понимают, в том числе, не материализованные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отраженные в образах, в том числе и вербальных. Конфиденциальная информация должна расцениваться как объект правоотношений, реализующийся и существующий в форме общественного отношения по его защите или использованию. Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности1.
     Актуальность. С вхождением России в мировое информационное пространство, развитием глобальных международных сетей пользователи получили возможность доступа к информационным ресурсам независимо от своего территориального расположения. Проблема использования экономической информации в сфере управления материальным производством, где рост информационного потока находится в квадратичной зависимости от промышленного потенциала страны, особенно актуальна. В свою очередь быстрое развитие процессов автоматизации, использование компьютеров во всех сферах современной жизни, помимо несомненных преимуществ, повлекли появление ряда специфичных проблем. Одна из них - необходимость обеспечения эффективной защиты информации. Исходя из этого создание правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан, коллективов и государства на информацию, а также защита этой информации становятся важнейшим аспектом информационной политики государства. Защита информации, особенно в экономической сфере, - очень специфический и важный вид деятельности.
     Объектом  исследования является информационная безопасность, как правовой режим современной коммуникативной системы общества.
     Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, суд, практика и правовые методы защиты информации.
     Цель курсовой работы заключается в раскрытии понятия «безопасности информациия» и определения методов по защите информации.
     Для раскрытия цели, поставлено ряд задач:
     Дать  понятие безопасности, определить её виды в области безопасности информации;
     Раскрыть  особенности информации, её виды;
     Проанализировать  нормативно-правовые документы, регулирующие обеспечение безопасности информации, методы её защиты.
     В процессе написания работы было использовано законодательство РФ об информационной безопасности, а так же литература и научные статьи, затрагивающие данную область.
     Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав основного текста, заключения, библиографического списка и двух приложений.
     Содержание  работы изложено на 69 страницах машинописного текста.
     Библиографический список состоит из 72 источников.
    1. Понятие и виды  безопасности, её правовое регулирование.
     Социально-экономическая  ситуация, в которой продолжает пребывать Россия, выдвигает в число первоочередных и базовых задач обеспечение безопасности личности, общества и государства.
     Безопасность  по словарю русского языка Ожегова  трактуется как «положение, при котором  не угрожает опасность кому, чему-нибудь»2. В современных условиях термин «безопасность» вышел за рамки этого определения и отражает не только отсутствие опасности как таковой, но и состояние, степень защищенности объекта (субъекта) в случае ее возникновения.
     Согласно  Закону Российской Федерации «О безопасности»: Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности,     общества и государства от внутренних и внешних угроз3.
     Жизненно  важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно  обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
     Термин "безопасность" достаточно давно  утвердился в учебной литературе и доктрине уголовного права (государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность личности, безопасность информации и т.д.)4. В последние годы в законодательстве закреплен и термин «национальная безопасность"». Под «национальной безопасностью» Российской Федерации, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации5. Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», а его определение дано в первом Послании Президента РФ Федеральному Собранию "О национальной безопасности" 1996 г6. Таким образом, безопасность личности, общественная безопасность и государственная безопасность являются видовыми составляющими национальной безопасности.
     Страна  представляет собой единый общественный организм, состоящий из ряда подсистем - политической, экономической, социальной, духовной, в каждой из которых зарождаются  и развиваются противоречия вокруг основных ценностей (материальных и духовных). И для того, чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития противоречий, эффективно управлять этими процессами и воздействовать на них, общество, государство вынуждены, обязаны классифицировать всю сумму отношений на однотипные, имеющие свою сущностную характеристику, свои закономерности развития. Отсюда и возникает острая необходимость классификации всей суммы отношений в сфере безопасности на ее определенные виды7.
     В настоящее время произошло существенное расширение представлений о безопасности, как в отношении объектов посягательства, так и в отношении источников опасности. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности признается государство, осуществляющее функции через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Выделяются два типа безопасности - внутренняя и международная; виды подразделяются по объектам, по характеру угроз, по сфере жизнедеятельности8. В связи с эти необходимо различать уровни безопасности9.
     Первый  уровень - безопасность личности. Чем  она обеспечивается? Прежде всего, законами государства и всей системой экономической, правовой, политической и социальной защиты, существующей в обществе.
     Второй  уровень - безопасность общества (нации). Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества, в том числе и со стороны государства.
     Третий  уровень - безопасность государства  как аппарата власти и управления. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
     Четвертый уровень - это региональная безопасность. Региональная безопасность - состояние межгосударственного сотрудничества, отношений между народами того или иного региона, при котором обеспечивается социально-политическая стабильность в регионе, осуществляется успешное противодействие военным опасностям и угрозам извне и внутри него, давлению или агрессии против государства региона.
     Пятый уровень - безопасность человечества, то есть международная безопасность. Международная безопасность предполагает такое состояние международных отношений, при котором их субъектам (народам, государствам) не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне на существование, суверенное и независимое развитие.
     В человеческом обществе жизненно важные интересы всех объектов безопасности подвергаются воздействию самых различных угроз, поэтому особую практическую значимость имеет подразделение видов безопасности по сферам или областям жизнедеятельности, в которых и проявляются эти угрозы. Именно по этому принципу классифицированы жизненно важные интересы, угрозы и направления обеспечения национальной безопасности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации10.
     Наиболее  обобщенно подобную классификацию  можно ограничить выделением пяти видов безопасности, которые можно дробить на более мелкие виды безопасности по конкретным сферам жизнедеятельности: военная, социально-политическая, экономическая, экологическая и информационная безопасность.
     Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, Федеральный Закон «О безопасности», законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности.
     Основными принципами обеспечения безопасности являются:
     - законность,
     - соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
     - взаимная ответственность личности, общества и государства по  обеспечению безопасности;
     - интеграция с международными  системами безопасности11.
     Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме, стало частью национального интереса большинства стран – членов мирового сообщества.
     Сейчас  употребляются такие политические инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения о сотрудничестве, создаются новые организации и институты в виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению угроз безопасности.
     Важной  составной частью национально - государственной безопасности является информационная безопасность. Рыночная экономика со времени своего возникновения стала одним из главных средств, с помощью которого государства пытаются организовать и контролировать международное разделение труда в свою пользу. В современном мире большое место в политике государств занимают вопросы, касающиеся условий торговли, потока ресурсов – капиталов, технологий, товаров и функционирования международной валютной системы.
     Большое значение имеет тот факт, что научно-техническая революция, всевозрастающий спрос на мировые ресурсы, всё более глубокое интегрирование государств во всемирное хозяйство, сократили географические, политические и экономические расстояния между государствами. Государства больше стали зависеть друг от друга.
     Можно сказать, что на современном этапе в сфере безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия.
     На  смену Концепции национальной безопасности Российской Федерации в редакции 2000 года пришла «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»12(далее Стратегия).
     Чем была вызвана необходимость ее разработки и принятия? 
Во-первых, обострением межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью их развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран.

     Во-вторых, уязвимостью всех членов международного сообщества перед лицом новых  вызовов и угроз.
     В-третьих, с укреплением новых центров  экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация, связанная с решением имеющихся проблем и урегулированием кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.
     В-четвертых, несостоятельностью систем глобальной и региональной безопасности (ориентированной, особенно в Евро-атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора).
     В-пятых, несовершенством правовых инструментов и механизмов, создающих угрозу обеспечению  международной безопасности.
     В-шестых, необходимостью решения важных внутренних вопросов в области здравоохранения, образования, науки, экологии, культуры, а также повышения уровня благосостояния граждан и экономического роста.
     «Стратегия  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» - своего рода ответ на новую международную обстановку. 
Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В ней излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Стратегия - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

     Кроме того, в этом документе уточнены и конкретизированы ряд важных понятий  теории национальной безопасности:
     - Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
     - Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению13.
     В Стратегии определены национальные интересы Российской Федерации и  стратегические национальные приоритеты. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - принципиально новый документ. В нем впервые четко отражены стратегические национальные приоритеты и обозначены основные критерии оценки состояния национальной безопасности.
     Основное  содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании  правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
     Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. 
Важно отметить, что безопасность общества в целом зависит от состояния защищенности всех его сфер (областей), таких, как здравоохранение, образование, культура, наука, экология и т.д.

     Рассмотрим  обеспечение национальной безопасности в области информации более подробно.
    2. Современные концепции обеспечения информационной безопасности.
 
     Проблема  информационной безопасности во все  времена была актуальной, хотя в  иных понятиях и масштабах. В настоящее время приобрела особую остроту. Возможность перемещения громадных массивов информации через границы государств, стало реальностью. Сложившиеся в мире информационные сети дают возможность проникать в информационные массивы, охраняемые государством. Крупным блоком в системе государственного управления является деятельность по организации применения средств информатизации и информационных ресурсов в самых разных сферах социального развития.
     Здесь сосредоточены проблемы информатизации экономики, экологии, здравоохранения, любых отраслей производства, науки, образования, культурно-просветительской деятельности, формирования и использования соответствующих видов и форм информационных ресурсов. Сюда же входят проблемы региональной и отраслевой информатизации и формирование специальных отраслей государственного управления в данной сфере.
     Основополагающая  идея информационной безопасности как  социального явления заключается  в установлении и реализации морально-этических, нормативно-правовых и организационных отношений между людьми, обеспечивающих сбалансированность интересов человека, общества и государства в информационной сфере.
     Главная цель информационной безопасности - защита законных прав граждан, организаций, общества. Чисто техническими средствами эту защиту обеспечить невозможно. Реализация защиты правовыми методами, в частности судебная защита, возможна только посредством закрепления в законодательных актах и общественном обращении правового толкования базовых терминов, на основе использования которых только и может строиться разрешения конфликтных ситуаций правовыми методами.
     На  уровне системы федеральных органов  исполнительной власти функционирует  федеральный орган, непосредственно  выполняющий функции государственного управления – это Министерство связи и информации РФ. Кроме того, действуют специализированные государственные органы, ориентированные на организацию и использование отдельных массивов информационного ресурса.  Это Архивная служба РФ, органы Федеральной статистики, Государственная техническая комиссия. Большое внимание информационным проблемам уделяет Совет Безопасности РФ. Это направление охватывает процессы информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их взаимодействия.
     Концепция нормативно-правового обеспечения информационной безопасности базируется на Доктрине информационной безопасности14 (Указ Президента РФ от 19.02.1999г № 212 «Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте РФ), которая ориентирует на выделение четырех основных составляющих национальных интересов России в информационной сфере:
     - соблюдение прав и свобод и  гражданина в области получения  информации и пользования ею  при соблюдении гарантий в  области персональных данных  и личных тайн;
     - информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, формирование достоверной информации о политике государства при обеспечении баланса интересов общества, государства, личности;
     - развитие современных информационных  технологий, отечественной индустрии  информации, индустрии средств информатизации, коммуникаций и связи, формирование рынка на эти виды продукции;
     - защиту информационных ресурсов  от несанкционированного доступа,  обеспечение безопасности информационных  и телекоммуникационных систем  на территории России.
     Каждое  из этих направлений наполняется  конкретными задачами, которые предстоит  решать с помощью не только правовых средств и методов, но и колоссальной организационной работы и технологической  базы.
     В течение последних десятилетий  информация приобрела статус одного из важнейших национальных ресурсов, определяющих экономический, научно-технический и оборонительный потенциал страны. Под воздействием информатизации все сферы жизни общества получили новые качества - оперативность, гибкость и динамичность.
     Высокие информационные технологии в настоящее время не просто сопутствуют и обеспечивают труд ученых и инженерно-технических работников, политических и военных деятелей, представителей искусства и образования, но, насквозь пронизывая всю жизнь общества, они являются определяющими условиями эффективной деятельности людей и всеобщего прогресса.
     Отсюда  следует, что проблема обеспечения информационной безопасности, как она сформулирована в Концепции, является приоритетной среди других проблем национальной безопасности.
     Обладание информацией, умение и возможности  оперативно и в нужный момент её использовать, координация деятельности всех заинтересованных сторон и полное подчинение единой цели - вот основные методические моменты, соразмерное  использование которых позволяет государству быть на гребне информационной волны.
     Важнейшим фактором рыночной экономики выступает  конкуренция. Побеждает тот, кто  лучше, качественнее, дешевле и оперативнее (ВРЕМЯ -ДЕНЬГИ!!!) производит и продает. В сущности, это универсальное  правило рынка. И в этих условиях основным выступает правило: кто владеет информацией, тот владеет миром.
     В конкурентной борьбе широко распространены разнообразные действия, направленные на получение (добывание, приобретение) конфиденциальной информации самыми различными способами, вплоть до прямого промышленного шпионажа с использованием современных технических средств разведки. В этих условиях защите информации от неправомерного овладения ею отводится весьма значительное место.
     Анализ  состояния дел в сфере защиты информации показывает, что уже сложилась вполне сформировавшаяся концепция и структура защиты, основу которой составляют:
     - весьма развитый арсенал технических средств защиты информации, производимых на промышленной основе;
     - значительное число фирм, специализирующихся на решении вопросов защиты информации;
     - достаточно четко очерченная система взглядов на эту проблему;
     - наличие значительного практического  опыта и др.
     С учетом накопленного опыта можно  определить систему защиты информации как организованную совокупность специальных органов, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от внутренних и внешних угроз.
     С позиций системного подхода к  защите информации предъявляются определенные требования. Защита информации должна быть:
     - непрерывной. Это требование проистекает из того, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защиту интересующей их информации;
     - плановой. Планирование осуществляется путем разработки каждой службой детальных планов защиты информации в сфере ее компетенции с учетом общей цели предприятия (организации);
     - целенаправленной. Защищается то, что должно защищаться в интересах конкретной цели, а не все подряд;
     - конкретной. Защите подлежат конкретные данные, объективно подлежащие охране, утрата которых может причинить организации определенный ущерб;
     - активной. Защищать информацию необходимо с достаточной степенью настойчивости;
     - надежной. Методы и формы защиты должны надежно перекрывать возможные пути неправомерного доступа к охраняемым секретам, независимо от формы их представления, языка выражения и вида физического носителя, на котором они закреплены;
     - универсальной. Считается, что в зависимости от вида канала утечки или способа несанкционированного доступа его необходимо перекрывать, где бы он ни проявился, разумными и достаточными средствами, независимо от характера, формы и вида информации;
     - комплексной. Для защиты информации во всем многообразии структурных элементов должны применяться все виды и формы защиты в полном объеме. Недопустимо применять лишь отдельные формы или технические средства15.
     Любые меры по защите информации должны быть экономически обоснованы. Конфиденциальность секретность не должна стоить дороже той информации, которая защищается. Следует иметь в виду, что секретность даром не дается и требует определенных затрат, в число которых входят, с одной стороны, затраты на обеспечение режимных мероприятий, а с другой - потери от ограничений в пользовании секретной информацией. 
Экономический же эффект от засекречивания информации может выразиться как в получении реальной прибыли, так и в предотвращении возможного ущерба предприятию. Сопоставление оценок отрицательных последствий засекречивания рассматриваемых сведений с возможным ущербом при их открытом использовании, анализ возможностей предприятия по обеспечению необходимых защитных мер позволит определить экономическую или иную целесообразность отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне.

     Со  временем информация стареет, ценность ее уменьшается, а суммарные затраты на защиту растут. Чем выше требования к уровню защиты, тем дороже обходится их обеспечение. Вследствие несовершенства защиты возможны потери при ее нарушении. Суммирование затрат и потерь в сопоставлении с ценностью информации для ее владельца даст возможность оценить как оптимальный уровень требований по защите информации, так и время, в течение которого засекречивание информации может быть признано целесообразным16.
     Удовлетворить современные требования по обеспечению  безопасности предприятия и защиты его конфиденциальной информации может только система безопасности. Под системой безопасности будем понимать организованную совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия и государства от внутренних и внешних угроз.
     Как и любая система, система информационной безопасности имеет свои цели, задачи, методы и средства деятельности, которые  согласовываются по месту и времени  в зависимости от условий.
     Важно отметить, что проблема обеспечения информационная безопасность носит всеобщий характер, она касается всех: человека, общества, государства. Включает в себя не только организационно-технические вопросы, но и втягивает в свою орбиту правовые и социальные аспекты, а также задачи обеспечения информационно-психологической безопасности.
    3. Правовые методы защиты информации в предпринимательской деятельности.
 
     Скорее  всего, многие согласятся с тем, что  совершенно безразлично, будет ли предприятие  разорено бандитами, вымогателями, штрафами налоговой инспекции, либо в результате недобросовестных действий деловых партнеров, конкурентов или собственного персонала, - в любом случае оно может прекратить свое существование. Следовательно - речь надо вести об обеспечении безопасности деятельности организации.
     Понятие безопасности вводится в Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» - это  «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (ст. 5). Обеспечение безопасности необходимо для любых организаций, независимо от форм их собственности, начиная от государственных организаций и заканчивая маленькой палаткой, занимающейся розничной торговлей. Различие будет состоять лишь в том, какие средства и методы и в каком объеме требуются.
     Под безопасностью информации в предпринимательской деятельности, на наш взгляд, следует понимать состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности на всех стадиях его функционирования от внешних и внутренних угроз, имеющих негативные, прежде всего экономические, а также организационные, правовые и иные последствия.
     В условиях формирования в России новых  экономических отношений потребность в передаче, хранения и обработке больших объемов информации объективно будет возрастать как для государственных органов, так и для предприятий, учреждений и организаций, включая банковские, фондовые и другие структуры нарождающейся рыночной экономики. Необходимость надежной защиты этой информации в телекоммуникационных и информационных системах потребует проведения серьезных организационных мероприятий, как на государственном уровне, так и на уровне негосударственных структур, выделения необходимых финансовых ресурсов, улучшения взаимодействия организаций, обеспечивающих защиту информации на всех уровнях на основе безусловного соблюдения действующего законодательства.
     Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики наиболее подвержены:
     - система государственной статистики;
      - кредитно-финансовая система;
     - информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
     -  системы бухгалтерского учета  предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности;
     - системы сбора, обработки, хранения  и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации  и информации о внешнеэкономической  деятельности государства, а также  предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности.17
       3.1. Информационно-коммерческая безопасность предпринимательской деятельности.
     Главной особенностью рыночных условий под  углом зрения нашей темы является резкое, просто взрывное возрастание потребности управляющих структур в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном положении дел в той или иной отрасли, на предприятии или в регионе.
     Информация, необходимая для выработки и  реализации адекватных управленческих решений, рассредоточена по множеству информационных фондов и баз данных. В частности, она может быть получена из систем правоохранительных министерств и ведомств народнохозяйственного блока, региональных информационных фондов, информационных банков предприятий и организаций различных форм собственности, независимых аналитических центров, информационных агентств и т.д.
     Под информацией понимаются сведения о  лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления18.
     В силу универсальности информационных процессов, пронизывающих всю социальную жизнь, все сферы жизнедеятельности общества, практически нет отраслей законодательства, акты которого не затрагивали бы в той или иной степени вопросов информации. И можно говорить о формировании самостоятельной отрасли информационного законодательства.
     Ее  основу составляют нормы Конституции  РФ: статьи 23, 24, 29, 71, устанавливающие  общие положения о праве на информацию. Согласно ст.71 Конституции  РФ информация находится в ведении  Российской Федерации. Информация, как  предмет гражданско-правовых отношений и объект гражданских прав,  регулируется Гражданским Кодексом РФ: статьи 128,139, главы 37,38 и др.). Специальными нормативными актами в данной сфере являются федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О коммерческой тайне», «О государственной тайне», «Об электронно-цифровой подписи», а так же «О рекламе», «О рынке ценных бумаг», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О бухгалтерском учете» и др.
     В этих законах наиболее детально урегулированы вопросы правового режима информационных ресурсов.
     Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи  с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого  внимания.
     Крупные и средние компании все активнее осваивают региональные рынки. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация, но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию. Подобная защищенность достигается применением комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.
     Сущность  защиты информации состоит в выявлении, устранении или нейтрализации негативных источников, причин и условий воздействия на информацию. Эти источники составляют угрозу безопасности информации19.
     Поэтому при обеспечении информационной безопасности организации необходимо учитывать, что обмен информацией является первейшим условием жизнедеятельности каждой организации.
     Известно, что система обеспечения информационной безопасности организации включает в себя сбор, классификацию, анализ, оценку, защиту и  
распространение актуальной информации для обеспечения защиты ресурсов  
организации с целью оптимальной реализации ее целей и интересов. 
В деятельности организации могут возникать четыре вида информационных  
рисков а именно:

     - риск утечки информации, необходимой  для функционирования организации;
     - риск использования в деятельности организации необъективной  
информации;

     - риск отсутствия у руководства  организации объективной информации;
     - риск распространения кем-либо  во внешней среде невыгодной  или опасной для организации  информации.
     Расширение  применения современных информационных технологий делает возможным распространение различных злоупотреблений, связанных с  
использованием вычислительной техники (компьютерных преступлений). Для  
противодействия им или хотя бы уменьшения ущерба необходимо грамотно  
выбирать меры и средства обеспечения защиты информации от умышленного  
разрушения, кражи, порчи, несанкционированного доступа, несанкционированного чтения и копирования.

     В настоящие время развитие глобальной сети Интернет и сопутствующих технологий достигло такого высокого и всеобъемлющего уровня, что нынешняя деятельность любого предприятия или учреждения в целом и каждого пользователя Интернета в отдельности, уже не мыслима без электронной почты, Web-рекламы и Web-представительства, общения  
в режиме «он-лайн».  В связи с этим от руководителей предприятий требуется не только разработка рыночной стратегии, но и стратегии информационной безопасности. Такая программа должна преследовать две основные цели: обеспечение защиты уже наработанных объектов интеллектуальной собственности, имеющих коммерческую ценность, и предотвращение утраты таких объектов в будущем.

     Предупреждение  возможных угроз и противоправных действий может быть обеспечено самыми различными мерами и средствами, начиная  от создания климата глубоко осознанного отношения сотрудников к проблеме безопасности и защиты информации до создания глубокой, эшелонированной системы защиты физическими, аппаратными, программными и криптографическими средствами.
     Предупреждение  угроз возможно и путем получения информации о готовящихся противоправных актах, планируемых хищениях, подготовительных действиях и других элементах преступных деяний.
     Проблема  утечки информации существует на любой  стадии развития организации и может  иметь для нее губительные  последствия. В этом случае возникает угроза безопасности предпринимательства. Причем наибольшее значение для субъекта предпринимательской деятельности приобретают угрозы экономической безопасности, поскольку все потери (информационные, организационные, материальные, имиджа фирмы) в конечном итоге выражаются именно в экономических потерях, то есть потерях финансовых средств (и все прочие угрозы в основном имеют, как правило, экономические мотивы).
     Безопасность  предпринимательской деятельности - это тот случай, когда лучше предупредить возможные неприятности, чем решать возникающие проблемы. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы восприятия безопасности как исключительно относящейся к сфере компетенции государства и специальных органов. Отсюда традиционно "слабое" понимание специфики этих проблем, прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение ими вопросов информационной безопасности к не основной деятельности. В итоге нередко вопросы защиты коммерческой тайны упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции. Такие упущения приводят к утечке коммерчески значимой информации, затрудняют определение собственника на результаты работы.
     Рыночные отношения в экономике вызвали появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля над процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.
     Критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств.
     Предпринимательская (коммерческая) деятельность тесно  взаимосвязана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков, но вся ли эта информация подлежит защите?
     Информационные  потребности могут быть удовлетворены  путем обеспечения свободного доступа  к определенной информации, необходимой  для осуществления предпринимательской  деятельности. Но предоставление такой  информации не должно нарушать интересы других лиц. Речь идет об ограничении доступа к тем видам информации, несанкционированное использование которых может повлечь за собой ущерб.
     Следует подчеркнуть, защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для предпринимателя. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений20.
     Полезность  информации состоит в том, что  она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата.
     В свою очередь, полезность информации зависит  от своевременного их доведения (получения) до субъекта предпринимательства. Например, из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку. Результат - время упущено, информация теряет свою полезность.
     Критерии  полезности и своевременности тесно  взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности оцениваемой информации. Недостоверные сведения сводят к нулевому эффекту своевременность и кажущуюся их полезность для субъекта предпринимательства. Как правило, сведения, представляющие интерес для предпринимателя, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.
       Такой критерий как полнота информации, в предпринимательской деятельности особой роли не играет, так как довольно затруднительно понять, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы21.
     В итоге, субъект оценки предпринимательской  информации, ее владелец (собственник), на основании совокупности перечисленных  критериев, определяется ценность поступивших  сведений для своей хозяйственной  деятельности и принимает по ним  оперативное решение.
     В зарубежной экономической литературе предпринимательская информация рассматривается не в качестве средства достижения положительного результата (прибыли), а прежде всего условия, способствующего или препятствующего его наступлению. Особо подчеркивается наличие стоимостного фактора предпринимательской информации, т.е. выступать в качестве предмета купли-продажи. Определение стоимости тех или иных сведений требует дифференцированного подхода. В одних случаях, дешевле обойдется метод собственных проб и ошибок, в других же, целесообразнее получить (купить) информацию о том, как избежать подобных ошибок, а в-третьих, как сохранить ценную информацию от доступа посторонних лиц, чтобы не потерять ее стоимость, а, следовательно, ожидаемую от нее результативность. Факт утечки информации напрямую связан с падением ее ценности для лица, из владения которого она вышла22.
     Информация, используемая в предпринимательской  деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленную и коммерческую23. К промышленной информации относится информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п.  Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.
     Вся эта информация представляет различную  ценность для самого предпринимателя  и, соответственно, ее разглашение может  привести (либо не привести) к угрозам  экономической безопасности различной  степени тяжести.
     Информация, в зависимости от порядка ее предоставления или распространения, подразделяется на:
     1) информацию, свободно распространяемую;
     2) информацию, предоставляемую по  соглашению лиц, участвующих в  соответствующих отношениях;
     3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
     4) информацию, распространение которой  в Российской Федерации ограничивается  или запрещается.
     Получить  информацию о деятельности фирмы  можно двумя способами: законным и незаконным. Законный способ – это получение информации из средств массовой информации, рекламных проспектов фирмы, статей о фирме, с выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами. Незаконный способ – это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде.
     Наиболее  ценной в этом плане является информация, представляющая коммерческую  тайну.
        3.2. Коммерческая тайна.
     Успех производителя и предпринимателя  зачастую обусловлен именно обладанием потенциально востребованной на рынке  информацией, либо уникальными знаниями о тех или иных деловых стратегиях.
     Охрана  конфиденциальной информации, в том  числе коммерческой тайны, играет большую  роль в обеспечении экономической  безопасности субъектов предпринимательства. Не секрет, что рейдерский захват предприятия начинается с всестороннего сбора информации о деятельности этого предприятия.
       В данном случае применима поговорка – «Спасение утопающего, дело рук самого утопающего». Вот почему необходимо на каждом предприятии с самого начала его деятельности разработать систему по обеспечению сохранности  коммерческой   тайны. Нужно помнить, что чем быстрее эти меры будут разработаны, тем быстрее сведения, составляющие  коммерческую   тайну  нашего предприятия, подпадут под правовую защиту. Этим мы обезопасим себя от недобросовестной конкуренции со стороны наших конкурентов.
       Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг и получить иную коммерческую выгоду24.
       Можно говорить о том, что  коммерческую тайну составляет  любая коммерчески значимая информация, определяемая и защищаемая коммерческой  организацией или индивидуальным  предпринимателем на законном основании, используемая указанными лицами в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
     Информация  составляет коммерческую тайну в  случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности25.
     «Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или  коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору»26.
     Коммерческую  тайну следует отличать от информации, обладающей собственным правовым режимом (информация в узком, специальном  смысле слова), а именно от открытых и свободных в доступе на законных основаниях сведений, в отношении  которых признаются неимущественные права на поиск, получение, хранение, передачу и распространение информации (ст. 128 ГК РФ).
     В то же время, поскольку содержательным элементом коммерческой тайны, как  и ряда иных объектов гражданского права, являются сведения (знания, данные), то о коммерческой тайне можно говорить как об информации в широком смысле слова. То есть как о благе, не обладающем собственным правовым режимом, но определяющем особенности правовой природы объектов, в состав которых и входит эта информация (сведения)27.
     Принимая  во внимание то обстоятельство, что  коммерческая тайна, в первую очередь, характеризуется как информация о группе или отдельно взятых объектах, явлениях или процессах, то в свою очередь, состав ее признаков необходимо рассматривать с двух позиций: специальной (объединенной требованиями защиты информации и сохранением ее втайне от широкого круга субъектов) и общей (свойственны для любой без исключения информации).
     В юридической теории выработался  следующий подход к определению  общих признаков информации, в  том числе составляющей коммерческую тайну:
     1) нематериальная (идеальная) природа  информации, раскрывающаяся, в частности,  через такие ее свойства, как  содержательность, качественная и количественная определенность, особый характер ценности;
     2) отделимость информации от лица, являющегося создателем или носителем  информации;
     3) доступность информации через  ее представление в объективной  форме.
     Информация, составляющая коммерческую тайну, должна, во-первых, иметь коммерческую ценность, то есть полезность для принятия решений в сфере коммерции, которая складывается из таких составляющих, как достоверность, актуальность и полнота.
     Коммерческая  ценность может проявляться в форме некоторых экономических преимуществ, возникающих у лица, обладающего определенными сведениями, по сравнению с его конкурентами, которым данные сведения неизвестны28. В то же время обладатель коммерческой тайны вправе сообщить такие сведения некоему ограниченному кругу лиц (например, ряду работников предприятия) под условием неразглашения. В последнем случае до тех пор, пока подобные сведения известны ограниченному кругу лиц, они могут составлять коммерческую тайну.
     Одной из составляющих, характеризующих коммерческую тайну, выступает необходимость разработки, определенного рода режима коммерческой тайны. В числе образующих его составляющих могут быть разработаны юридические, организационные, технические и иные методы и механизмы. При этом все они взаимосвязаны и находятся в некоторой зависимости друг от друга.
     Информация, являющаяся коммерческой тайной, охраняется с помощью следующих мер:
     1) установки паролей доступа к  информации;
     2) охраны помещения, в котором  находятся носители информации;
     3) отнесения сведений к коммерческой тайне и установления запрета на ее разглашение в должностных инструкциях, трудовом договоре, локальных нормативных актах и т.п.
     Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и  на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.
     Российское  законодательство предоставляет возможность  определить круг сведений, которые  могут составлять коммерческую тайну, методом «от противного», а именно путем указания тех сведений, отнесение которых к коммерческой тайне недопустимо. Действующее законодательство предусматривает, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
     1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
     2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
     3) о составе имущества государственного  или муниципального унитарного  предприятия, государственного учреждения  и об использовании ими средств  соответствующих бюджетов;
     4) о загрязнении окружающей среды,  состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
     5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об  условиях труда, в том числе  об охране труда, о показателях  производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест.
     В данном случае потребуется отдельная  оговорка. Нормами ТК РФ в части, касающейся защиты персональных данных работников, предусмотрена обязанность  работодателя создать достойные  гарантии их защиты29.
     Заметим, что в сравнении с ранее  действующим перечнем запрещенных сведений, представленный в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне», данный нормативный акт претерпел некоторые существенные изменения30.
     Теперь  остановимся более подробно на мерах  по обеспечению конфиденциальности. Их можно условно классифицировать на внутренние и внешние, которые в свою очередь делятся на правовые, организационные, технические и психологические.
     Действие  внутренних мер по обеспечению конфиденциальности в основном направлено на рабочий  персонал предприятия. Работники хозяйствующего субъекта, имеющие доступ к сведениям, составляющим  коммерческую   тайну, обязуются сохранять  коммерческую   тайну, которая станет им известна по работе, и не разглашать ее без разрешения, выданного в установленном порядке. Данные обязательства даются в письменной форме при заключении трудового или иного договора либо в процессе его исполнения.
     Внешние меры по обеспечению конфиденциальности  коммерческой   тайны  необходимы при осуществлении торгово-экономических, научно-технических, валютно-финансовых и других деловых связей, в том числе с иностранными партнерами. Для этого договаривающиеся стороны специально оговаривают характер, состав сведений, составляющих  коммерческую   тайну, а так же взаимные обязательства по обеспечению её сохранности в соответствии с законодательством.
     Правовые  меры обеспечения сохранности  коммерческой   тайны  являются первоочередными, т.к. они призваны обеспечить эффективное функционирование остальных мер обеспечения конфиденциальности информации
     На  любом предприятии имеются сведения, подлежащие защите, разница только в объеме мер защиты. Если на крупных хозяйствующих объектах, таких как банки, финансовые корпорации, заводы, могут создаваться специальные режимные секретные подразделения, функции, полномочия которых отражаются в соответствующих инструкциях, положениях, приказах, то на средних и малых предприятиях такое подразделение может быть представлено в виде нескольких ответственных сотрудников.
     Подробнее о способах и мерах защиты информации можно ознакомиться на рисунке 1.
     Рис.1 Меры по обеспечению конфиденциальности коммерческой тайны31.
 

     Конфиденциальная  информация, в том числе коммерческая тайна, как правило, содержится в  виде каких-либо документов – традиционных, бумажных, либо электронных. Эти источники информации могут являться объектами неправомерных посягательств и, следовательно, нуждаются в защите.
     Порядок работы с документами, составляющими  коммерческую тайну, регламентируется специальной инструкцией по закрытому  делопроизводству, которая регулирует порядок документирования и организации работы с конфиденциальными документами, включающей следующие разделы: «Общие положения» - на основе действующего законодательства и нормативно-методических документов определяется понятие коммерческой тайны, устанавливаются цели данной инструкции, определяются люди или подразделения, ответственные за работу с документами, составляющими коммерческую тайну; «Документирование деятельности фирмы, составляющей коммерческую тайну» - определяются виды конфиденциальных документов, порядок их подготовки и оформления, присваиваемые грифы ограничения доступа к документам; «Организация работы с документами» – устанавливается порядок присвоения грифов и правила работы с документами, содержащими коммерческую тайну32.
     Каждый  документ, отнесенный к той или иной степени конфиденциальности должен на титульном (первом) листе иметь в правом верхнем углу пометку о грифе ограничения доступа к документу. Гриф ограничения доступа к документу устанавливается на определенный срок.
     Процесс обеспечения сохранности информации в документах содержащих коммерческую тайну осуществляется в соответствии с основными стадиями «жизненного» цикла документа.
     Контроль  над соблюдением правил хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию, осуществляется с помощью проверок. Следует контролировать не только документы, содержащие конфиденциальную информацию, но и бумаги с печатями, штампами, бланки. Особое внимание следует уделять охране так называемых бланков строгой отчетности, содержащих номер (серию), зарегистрированных одним из установленных способов и имеющих специальный режим использования.
     Примеров  в судебной практике из-за нарушения  работником закона о коммерческой тайне  немного. Наиболее часто судятся  третьи лица, финансово заинтересованные в этом предприятии, по причине непредставления им запрашиваемой информации о работе фирмы. Поводом для отказа являлся тот факт, что нужные человеку документы были защищены законом о коммерческой тайне.
     По  одному из таких дел ФАС Московского округа вынес постановление от 9 января 2008 г. № КГ-А40/13644-07 по делу № А-40-24388/07-132-236. Из него следует, что, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об открытом обществе с ограниченной ответственностью», один из акционеров, коим является истец, имеет право получать информацию о деятельности общества и знакомиться с теми бухгалтерскими документами, которые прописаны в уставе предприятия. Но желаемые бумаги руководство компании не предоставило. В результате арбитражный суд признал требования человека, подавшего иск, обоснованными, и ему был открыт неограниченный доступ к документам организации. Теперь уже истец сам был обязан хранить коммерческую тайну33.
     В отношении же физических лиц, которые  состояли либо состоят в трудовых отношениях с компанией, действует целый комплекс норм, направленных на защиту служебной и коммерческой тайны работодателя, однако применить их таким образом, чтобы действительно обеспечить сохранность тайны либо возмещения убытков в случае ее разглашения, очень сложно практически. Показательным в этом отношении является дело, рассматривавшееся в Арбитражном суде города Москвы в 2008 году, по иску ООО «Линия консультаций» к лицу, ранее исполнявшему функции генерального директора этого общества (дело № А40-38241/07-57-290). Поданный компанией иск был мотивирован тем, что ответчик, исполняя обязанности генерального директора, бездействовал при массовом увольнении сотрудников, спровоцировал массовое расторжение договоров с клиентами и потерю истцом большей части клиентской базы. А также был виновен в совершении длительного прогула и самоустранении от управления обществом, разгласил конфиденциальную информацию и организовал собственную компанию – конкурента для бывшего работодателя. Первая, апелляционная и кассационная инстанция последовательно отказали в иске, поскольку посчитали, что все возникшие убытки не связаны с действиями бывшего генерального директора, он был вправе организовывать собственную компанию, право других сотрудников на увольнение незыблемо, а клиенты вправе отказаться от договоров, когда посчитают нужным. Тот факт, что все клиенты и сотрудники перешли в компанию к бывшему генеральному директору, который совершенно очевидно воспользовался наработками и клиентской базой своего предыдущего работодателя не является в России достаточным основанием для защиты компании34.
     В стране на данный момент действует  реестр дисквалифицированных лиц, в  котором содержится информация о  руководителях, нарушивших Трудовой кодекс. В том числе там обнародована информация и о тех, кто разгласил коммерческую тайну. В соответствии со статьей 3.11 Кодекса об административных правонарушениях бывшие главы организаций лишаются возможности занимать руководящие должности или входить в совет директоров, а также осуществлять предпринимательскую деятельность на срок от 6 месяцев до 3 лет.
     Защита  коммерческой информации как часть  деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.
     Кроме того, следует учитывать мировой  опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные приоритетные направления защиты коммерческой информации (коммерческой тайны).
     Правовой  базой технической защиты информации являются Федеральные Законы «Об  информации, информационных технологиях и о защите информации», «О «лицензировании отдельных видов деятельности», «Об электронно-цифровой подписи», «О связи» и др. Закон  об информации предусматривает защиту конституционного права на информацию, основной гарантией которого выступает возможность обращения в суд.
       3.3 Банковская тайна
     Одной из специфических разновидностей коммерческой тайны является банковская тайна. Банковская тайна – это информация, доступ к которой банк, в соответствии с законом, имеет право ограничивать. Банки, как правило, работают с многочисленными клиентами, вкладчиками, корреспондентами, интересы которых могут пострадать при разглашении информации об их операциях, сделках, счетах и пр.
     Особенность правового режима банковской тайны  заключается в том, что перечень сведений, включаемых в нее, устанавливается не только законодательно, но и самими банками.
     Перечень  государственных органов и должностных  лиц, которым банковская тайна может  быть предоставлена, содержится в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»35.
     Согласно  ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»  справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.36
     Так в  Определении от 14.12.2004 г. № 453-О Конституционный суд РФ указал, что порядок представления банками справок по операциям и счетам организаций законодательством Российской Федерации до настоящего времени не определен. В свою очередь, ФАС Московского округа в Постановлении от 15 сентября 2008 г. № КА-А40/8423-08-1,2 указал, что форма справки по операциям и счетам законодательством не установлена, в связи с чем пришел к выводу, что под справкой по операциям и счетам понимается любой выданный и удостоверенный банком документ, содержащий информацию о наличии в банке счетов юридических лиц, о совершаемых операциях принятия и зачисления средств на счет. В качестве такого «выданного и удостоверенного банком документа» суд указывает на приложение № 27 (выписка по лицевому счету) к Положению Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
     При этом необходимо отметить, что Приказом ФНС от 30 марта 2007 г. № ММ-3-06/178@ утверждены Форма справки о наличии счетов в банке у организации, Форма справки об остатках денежных средств на счете и Форма выписки по операциям на счете организации.  Данный Приказ издан ФНС на основании п. 3 ст. 86 НК РФ, который дает ФНС право устанавливать указанные формы – но при условии согласования с Центральным банком РФ. Между тем, информация о согласовании Приказа с ЦБ РФ отсутствует37.
     Коммерческие  банки тесно связаны с Банком России, который получает от них  большое количество информации. Законодательно установлено, что Банк России не вправе разглашать информацию о счетах, вкладах, конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученных им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
     Кроме того, аудиторские организации, осуществляющие обязательные ежегодные проверки кредитных организаций, также не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
     Российское  законодательство предусматривает  следующие виды ответственности  за разглашение банковской тайны:
     Гражданско-правовая ответственность – согласно п. 3 ст. 857 ГК РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
     Ст. 13.14 КоАП предусмотрена административная ответственность за разглашение  информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
     Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, предусмотрена ч. 2, 3 и 4 ст. 183 УК РФ.  
     Указанная статья предусматривает достаточно суровую ответственность: максимально  возможное наказание по ч. 2 (без  отягчающих обстоятельств) – лишение  свободы на срок до 3-х лет, по ч. 3 (при наличии крупного ущерба, т.е. ущерба в размере 250 000 руб.,  либо корыстной заинтересованности) – лишение свободы на срок до 5 лет, а по ч. 4 (при наличии тяжких последствий) – лишение свободы на срок до 10 лет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.