На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Анализ влияния различных факторов на развитие иракской экономики с 80-х годов. Оценка рентабельности и конкурентоспособности отраслей национального хозяйства. Состояние нефтяной промышленности. Денежно-кредитная политика страны, распределение бюджета.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 23.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Экономическое развитие Иракской республики после свержения режима Саддама Хусейна

Иракская экономика с 80-х годов испытывала на себе значительное влияние различных факторов. На экономическое развитие страны оказали воздействие восьмилетняя ирано-иракская война 1980-1988 гг., иракско-кувейтский кризис 1990-1991 гг., а также последние военные действия американо-британской коалиции. Постоянная милитаризация страны требовала масштабных расходов. К тому же для иракской экономики было характерно чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, а введение экономических санкций ООН привело к экономической и политической изоляции страны. Из-за этого ВВП на душу населения упал с 3600 долл. в начале 80-х годов до 596 долл. в 2002 г. Только с 2001 по 2002 г. ВВП Ирака снизился с 19,1 млрд. долл. до 15,2 млрд. Уровень безработицы достиг, по официальным данным, 17,5% (1997), инфляция составила в 2001 г. 29%. Дефицит государственного бюджета к началу 2003 г. достиг 8 млрд. долл. или 55% ВВП Ирака. По оценке экспертов ООН и вашингтонского Центра стратегических исследований, внешний долг страны вырос до 127 млрд. долл., что составило почти 900% от его ВВП или 1000% от экспортных доходов, которые значительно снизились после введения экономических санкций ООН. Часть доходов от экспорта присваивалась правящим режимом, который в нарушение международных санкций занимался контрабандой нефти через соседние страны и свои морские порты. По некоторым данным, иракские власти ежегодно получали от этих операций 2-2,5 млрд. долл.
Фактическое отсутствие реальной информации о состоянии отраслей экономики Ирака, кроме нефтяной, не позволяет представить полную картину. Из-за вмешательства государства в экономику и малоэффективного управления ее рентабельность и конкурентоспособность были низкими, это усугублялось и уменьшением выделяемых госпредприятиям бюджетных средств. Только за последние пять лет крах потерпели примерно 600 государственных компаний. Частный сектор не играл большой роли и был представлен мелкими фермерскими хозяйствами и семейными торговыми предприятиями. Засуха 1999-2000 гг. еще больше ухудшила положение в сельском хозяйстве, а импорт продовольствия в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» (резолюция СБ ООН № 986) привел к снижению цен на местную сельхозпродукцию и сделал ее производство невыгодным.
Основу иракской экономики составляет нефтяная промышленность. Нефть является фактически единственным источником доходов страны. На нее приходилось ѕ ВВП в 2002 г. По доказанным запасам нефти (примерно 112 млрд. баррелей) Ирак стоит на втором месте в мире после Саудовской Аравии. Кроме того, по некоторым оценкам, в стране имеется еще 220 млрд. баррелей возможных запасов нефти. Иракская нефть, добываемая на доступных для разработки нефтяных полях, характеризуется низкой себестоимостью добычи (от 1 до 1,5 долл. за баррель) и высоким качеством. В 2002 г. добыча нефти в Ираке снизилась до 2 млн. баррелей в сутки (в 2000 г. она составляла 2,5 млн.). Ежедневно внутри страны потреблялось около 0,5 млн. баррелей. По оценке Международного энергетического агентства, на Ирак до войны приходилось около 3% мирового нефтяного рынка. Развитие других отраслей экономики находилось под влиянием многих факторов, связанных с международными санкциями, государственным вмешательством и падением инвестиций.
По мнению экспертов МВФ, у Ирака до 2003 г. существовало несколько бюджетов: инвестиционные и текущие расходы, расходы в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» и отдельный бюджет трех северных провинций. Дефицит официального бюджета Ирака покрывался в основном за счет выпуска казначейских векселей, покупаемых крупными государственными банками. Доходы страны в 2002 г. (кроме нефтяных) составляли 725 млн. долл., из них 169 млн. приходилось на прибыль госпредприятий, 171 млн. - доходы от услуг, 260 млн. составляли налоговые поступления.
Денежно-кредитная политика страны была тесно связана в последние годы с налоговыми интересами. Безналичная система расчетов отличалась неэффективностью и практически отсутствовала, все финансовые сделки осуществлялись в основном наличными. Выпуск местной валюты фактически не контролировался Центральным банком, поэтому отсутствуют данные о количестве денежной массы в обращении в довоенный период. В обращении были два вида банкнот - иракский динар, выпускаемый ЦБ Ирака с 1990 г., и «швейцарский динар», выпущенный в 1979-89 гг. и находившийся в обращении в северных курдских провинциях.
После окончания военной операции временные коалиционные власти и новая гражданская администрация Ирака сконцентрировали свои усилия на восстановлении экономики страны. Из-за военных действий добыча нефти сократилась на 40%, производство электроэнергии - на 30%, более 50% госпредприятий было закрыто, часть из них разрушена. По мнению некоторых экспертов, восстановительный период продлится, как минимум, пять лет. Переориентацию командно-административной экономики Ирака на рыночную будет трудно осуществить, если не удастся обеспечить эффективность ее управления и достичь политической стабильности внутри страны.
Основные усилия по восстановлению и развитию экономики страны в 2003 г. были направлены на возобновление хозяйственной деятельности, либерализацию цен, укрепление денежного обращения и ликвидности, восстановление добычи и экспорта нефти, а также деятельности ЦБ и финансовой системы, исполнения бюджета и пр. Примерно 1/3 госпредприятий снова стала функционировать и получать небольшие дотации из бюджета. Но основная часть средств на эти цели должна поступить с иракских счетов, ранее «замороженных» в США и других странах (они составляют примерно 1,7 млрд. долл.). В конце августа 2003 г. США разработали программу «Iraqi jump-start program», в которой предусмотрено восстановление нефтедобычи, распределение ключевых контрактов в телекоммуникационной сфере и предоставление займов мелкому бизнесу для укрепления роли частного сектора. В октябре 2003 г. был принят закон, разрешающий 100%-ное иностранное участие в иракских предприятиях во всех отраслях, кроме нефтяной. В нем предусмотрено, что иракцы должны составлять не менее 80% от числа работающих на этих предприятиях.
После окончания военных действий основная часть госслужащих приступила к работе, была также осуществлена реорганизация основных министерств. Чиновники и сотрудники силовых ведомств второго и более низких уровней были востребованы новой властью благодаря их знаниям и опыту. Временная администрация Ирака рассчитывает с их помощью создать эффективную систему управления страной. С мая 2003 г. начались регулярные выплаты заработной платы в министерствах и ведомствах и на государственных предприятиях. По имеющимся официальным данным, в Ираке насчитывается 1 млн. госслужащих, 496 тыс. работников госпредприятий и 996 тыс. пенсионеров. Расходы на первоначальные разовые выплаты составили примерно 40 млн. долл.
С июня 2003 г. Центральный банк приступил к выпуску новых банкнот достоинством в 250 динар, а с июля этого же года было разрешено обменивать населению старые банкноты на доллары США, но не более чем по 2 тыс. долл. на человека. Программа по выпуску новой иракской валюты фактически завершилась в январе 2004 г. Планируется также пустить в свободное обращение в Ираке доллары США, евро, сирийские фунты и кувейтские динары. В октябре 2003 г. обменный курс иракского динара составил примерно 2100 за 1 долл. США. Международные валютные резервы ЦБ Ирака в июле 2003 г. составляли около 500 млн. долл. В настоящее время готовится новый закон, регулирующий деятельность ЦБ. Однако восстановление денежно-кредитной системы и обменного курса сдерживается отсутствием соответствующих финансовых инструментов, нормальной банковской инфраструктуры, частично разрушенной во время военной операции, незначительными размерами международных валютных резервов Ирака.
Ранее около 90% всех банковских активов страны было сосредоточено в двух крупных государственных банках - «Рафидейн» и «Аль-Рашид». В основном они были размещены в казначейские векселя или кредиты, выданные госпредприятиям. В настоящее время эксперты МВФ оценивают общие активы банковской системы Ирака в 2 млрд. долл. Ряд иностранных банков предложил свое участие в реструктуризации банковской системы страны. Предполагается в ближайшем будущем разрешить иностранным банкам инвестировать средства в иракскую экономику и участвовать в банковском капитале. Эксперты МВФ предложили шести иностранным банкам в течение ближайших пяти лет участвовать в капитале иракских банков, включая «Рафидейн» и «Аль-Рашид», вплоть до выкупа ими 100% акций. Остальные иностранные банки будут иметь возможность выкупать до 50% акций местных банков. В дальнейшем планируется постепенно приватизировать банковский сектор, ввести минимальный размер банковского капитала в 25 млн. долл., внедрить новые банковские технологии и др.
Приоритетное внимание Временная коалиционная администрация и новые иракские власти будут уделять развитию нефтяной промышленности. Добыча нефти была восстановлена уже в июле 2003 г., так как ущерб от боевых действий для нефтяных промыслов удалось свести в минимуму. Она составила в конце августа 2003 г. 1,3 млн. баррелей в сутки, а в декабре должна была достигнуть 2,0 млн. По прогнозам Временной коалиционной администрации, экспорт иракской нефти в 2003 г. должен был составить 325 млн. баррелей (в 2002 г. эта цифра была 500 млн. баррелей), а доходы от экспорта - 9,3 млрд. долл. Эти нефтедоллары предполагалось направить на финансирование восстановительных работ в иракской экономике. Резолюция СБ ООН № 1483 от 22 мая 2003 г. предусматривала создание фонда развития Ирака для сбора доходов от нефти и завершения оставшихся контрактов в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Этот фонд находится под контролем Временной коалиционной администрации, МВФ, Всемирного банка и ООН.
В конце июня 2003 г. на рассмотрение Временной коалиционной администрации был представлен проект бюджета на вторую половину 2003 г. Его доходы состоят из поступлений от экспорта нефти в размере 2,5 млрд. долл., 0,3 млрд. - отчисления от прибыли госпредприятий и 2,7 млрд. - субсидии США. Расходная часть состоит из текущих расходов, включая импорт товаров в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» (9,3 млрд. долл.) и расходы на выплату зарплаты госслужащим и инвестиции - 4,5 млрд. долл. Предполагаемый бюджетный дефицит в 2,3 млрд. долл. будет погашаться за счет контрактов в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» (0,8 млрд. долл.) и финансовых средств Ирака, находящихся за границей. По инициативе Временной администрации в июле 2003 г. был создан Торговый банк Ирака для финансирования импортных операций иракских компаний и предприятий и осуществления связи между ними и иностранными поставщиками товаров и услуг. Этот банк должен работать вместе с консорциумом иностранных банков и отвечать за эмиссию торговых аккредитивов.
На конференции стран-доноров в Мадриде, состоявшейся 23-24 октября 2003 г. в Мадриде, эксперты МВФ предложили амбициозную программу восстановления и развития иракской экономики на 2003-2004 гг. Она направлена на созд и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.