На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ ассортимента банковских услуг для физических лиц в регионе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Банковская  система, являясь неотъемлемой частью экономической системы любой  страны, представляет собой институты социального значения. Их устойчивое и динамичное развитие предполагает достижение равновесия интересов самих банков как коммерческих организаций, их клиентов и общества в целом. Банки могут обеспечить собственное благополучие лишь в том случае, если путем максимального удовлетворения запросов своих клиентов способствуют достижению устойчивого роста общественного производства.
     Функциональная роль банков в сферах производства и обращения проявляется в комплексе оказываемых ими разнообразных услуг. Находясь под постоянным регулирующим воздействием органов банковского надзора и одновременно испытывая давление со стороны многочисленных рыночных конкурентов, каждый банк вынужден искать и осваивать новые виды услуг, которые пользовались бы спросом его клиентов и одновременно не противоречили бы интересам общества. В современном социальном государстве банковские услуги все более приобретают социально ориентированный характер.
     Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора  предоставления широкого ряда услуг  своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению.
     Рынок банковских продуктов и услуг в РФ представляет сложную систему формирования спроса и предложения на производные банковской деятельности, которые относятся к товарному типу денежно-кредитных и финансовых отношений.
     Развитие  таких отношений способствует увеличению спроса и предложения на услуги банков, а так же стимулирует операции по расширению структурных элементов ассортимента и качества услуг. Особое значение приобретает удовлетворение потребностей клиентов, что требует изучения составных элементов рынка банковских продуктов и услуг.
     В своей деятельности любой банк вступает в контакт с конкурентами, клиентами, государством и взаимодействует  с ними с целью оптимизации  прибыли, а так же стремится обеспечить оптимальное сочетание ликвидности  и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку своей репутации.
     В процессе предоставления банковских продуктов (услуг) возникают отношения банка  с его клиентурой, они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитов, операции по выпуску, покупке  или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, трастовые услуги, хранение драгоценностей и многие другие.
     Актуальность  выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что выбирая  наиболее перспективные направления  в развитии банковских продуктов  и услуг коммерческие банки, будут иметь возможность значительно улучшить свою деятельность.
     Данная  тема наиболее полно освещена в периодической  литературе и трудах великих ученных. На сегодняшний день существует множество  статей, в которых дается всесторонний анализ банковской услуг России, что еще раз доказывает актуальность данной темы.
     Целью выпускной квалификационной работы является исследование рынка банковских продуктов и услуг, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию банковских продуктов и услуг.
     А для реализации поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
     - рассмотреть теоретические основы  организации банковского продукта  и банковской услуги;
     - провести анализ банковских продуктов  и услуг на примере ОАО «Сбербанка России»
     - предложить рекомендации по развитию банковских продуктов и услуг.
     Объектом  исследования является ОАО «Сбербанк  России».
     Предметом исследования - является деятельность ОАО «Сбербанка России» в создании и продвижении банковских продуктов  и услуг.
     В основу данной дипломной работы легли положения, посвященные данной проблеме, которые изложены в трудах российских ученых, таких как: И.Т Балабанова, Е. Ф. Жуков, В. И. Колесников, О. И. Лаврушин, А.В. Молчанов, К. Г. Парфенов, В.М Усоскин, В.Е Черкасов, Е.Б. Ширинская и др. Их, без всякого сомнения, можно назвать основоположниками современной отечественной банковской науки.
     При написании данной работы были использованы Федеральные Законы РФ и Постановления  Правительства РФ, инструкции, положения  и указания ЦБ РФ по исследуемой проблеме, годовые отчеты ОАО «Сбербанк России», статьи в научных журналах.
     Методологическое  обоснование заключается в том, что в ходе решения поставленных задач дипломной работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, метод классификации, так же расчетный метод.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, список используемой литературы, приложения, включает 16 таблиц, 9 рисунков, 50 литературных источников, приложений. 

 

      1. Особенности развития рынка банковских продуктов и услуг 

     1.1 Понятия банковский продукт и банковская услуга 

     Деятельность  банковских учреждений очень многообразна, поэтому их сущность оказывается  достаточно неопределенной. В настоящий  момент банки занимаются самыми разнообразными видами операций и подразделяются на универсальные и специализированные.
     Универсальные банки осуществляют почти все  виды банковских операций (прием вкладов  всех видов, предоставление краткосрочных  и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами и т.д.), обслуживание субъектов хозяйствования любых форм собственности и любых отраслей и населения.
     Специализированные  же банки осуществляют одну или небольшое  количество банковских операций. Однако современная банковская деятельность становится все более универсальной. Это обусловлено такой степенью развития банковского дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции концентрируются в одном центре.
     Характерно, что термин «коммерческий банк»  возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи, но так как основной клиентурой были торговцы, банк стал называться коммерческим.
     В настоящее время термин «коммерческий» утратил свой первоначальный смысл в названии банка. Он обозначает «деловой» характер банка, обслуживание всех субъектов хозяйствования, независимо от рода их деятельности.
     Для устойчивости деятельности коммерческого  банка необходимо, чтобы он обладал  достаточным капиталом, был платежеспособным и удовлетворял требованиям, предъявляемым к качеству его капиталов.
     В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но через них осуществляется финансирование экономики, проводятся страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях и посреднические сделки, управление имуществом. Банковские учреждения выступают также в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
     Коммерческий  банк является самостоятельным субъектом  хозяйствования, обладает правами юридического лица, производит и реализует банковский продукт, оказывает услуги, действует  на принципах коммерческого расчета. Задачи банка мало чем отличаются от задач предприятия, поскольку он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, определенные его уставом.
     Как любое предприятие, банк должен иметь  специальное разрешение (лицензию) для осуществления своей деятельности.
     Так в Законе Российской Федерации "О  банках и банковской деятельности" говорится, что банковская деятельность - это банковские операции, а также  другие сделки, разрешаемые настоящим  Законом, другими законодательными актами Российской Федерации для проведения банками и кредитными учреждениями помимо банковских операций". Мы видим, что в трактовке закона присутствует понятие "банковской операции", в то же время понятие "банковская услуга" присутствует во всех упоминаниях относительно банковской деятельности. В экономической науке существует множество подходов к толкованию этих двух понятий.
     Банк - является экономическим институтом, который создает особый продукт, связанный с движением денежных потоков, аккумулированных у юридических и физических лиц, предоставляет за счет этих денежных средств банковские услуги".
     Разберемся, в чем же отличие банка от других финансовых посредников:
     - для банков характерен двойной  обмен долговыми обязательствами:  они размещают собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими;
     - банки отличает принятие на  себя обязательств с фиксированной  суммой долга перед юридическими  и физическими лицами;
     - банки опосредуют движение денежных  средств между государствами, предприятиями, населением, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, выпуская и обслуживая электронные деньги, пластиковые карты.
     Из  вышеперечисленных отличий банка  от других финансовых посредников, можно сделать вывод о том, что сущность банков в аккумуляции капитала, не участвующего в производственном процессе и приложение данного капитала к труду, делу с целью создания новых благ и услуг. То есть банки являются посредниками между производителем и потребителем, при этом они участвуют в двухстороннем обмене.
     Банк  является универсальным предприятием и оказывает широкий спектр финансовых услуг, например, если в сфере материального  производства итогом деятельности является готовый продукт, то в банковской сфере это банковская услуга.
     Банковский  продукт - это предмет договора между  банком и клиентом. В качестве клиента  могут выступать как физические, так и юридические лица, а предметом  договора могут быть любые операции и услуги, предлагаемые банком, и их комбинации.
     Банковские  услуги - операции банков такие как, управление имуществом (доверительные  операции), выпуск, размещение и хранение ценных бумаг, а также по управление ими и по платежному обороту: операции с валютой, инкассация чеков и векселей и.т.п. То есть, операции - это оказание услуг клиентам. Именно наличие клиента и предопределяет трансформацию операции банка в его услугу.
     Услуги  в свою очередь, являются результатом  выполнения банковских операций и имеют  свои отличительные признаки.
     Покупателю  банковской услуги трудно разобраться  и оценить, что продается до ее приобретения. Клиент вынужден верить банку и у него обязательно  должен присутствовать элемент доверия  к банку. Одновременно с этим неосязаемость  банковской услуги усложняет управленческую деятельность банковского работника. Возникают следующие проблемы, такие как сложность, показать клиентам свой товар и еще, что является более сложным, объяснить клиенту, за что он платит деньги. В данном случае можно только лишь описать преимущества, которые получает клиент в результате приобретения какой-либо банковской услуги.
     Так же, специфика банковской услуги заключается  в том, что ее нельзя произвести и  хранить, она может производиться  в момент ее востребования; эти два  процесса не могут быть разъединены друг от друга.
     Кроме того, клиент банка не в состоянии  сразу оценить качество предлагаемой и предоставляемой ему услуги.
     Неизбежным  следствием несовпадения во времени  производства и востребования банковской услуги является изменчивость ее исполнения, зависимость от того, где, когда и кем она предоставляется. Изменчивость банковской услуги иногда вызывается и ее покупателями, уникальность каждого из которых требует высокой степени индивидуализации в соответствии с требованиями клиента, что делает невозможным массовое производство многих видов банковских услуг.
     Одна  из важных отличительных черт банковской услуги - это ее сиюминутность. Услуги, как правило, не могут быть отложены до дальнейшей продажи и предоставления на длительный срок. Например, если спрос на эти услуги становится больше предложения, то на это нельзя среагировать, как на предприятии, взяв товар со склада. Аналогично, если мощности по производству банковских услуг значительно превосходят спрос на них, то издержки в этом случае являются необходимыми.
     Банковский  продукт и услугу в реальной действительности очень сложно разделить, поскольку  многие банковские операции или услуги заканчиваются определенным документом. А их сходство заключается в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента, а так же приносить банку, определенную прибыль.
     Известно, что в большинстве случаев  банковская услуга носит первичный  характер, а банковский продукт вторичный.
     Так, банки предоставляют клиентам большое количество услуг и осуществляют продажу многих продуктов. Оказание банковских услуг связано с использованием денежных средств имеющие различные формы: наличные и безналичные расчеты и деньги. Нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений. Большинство банковских услуг имеет протяжённость во времени: например, сделка, не ограничивается однократным актом, а устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком.
     Можно проследить основные направления банковской деятельности, где происходит трансформация банковского продукта в услугу.
     Все операции коммерческих банков можно  подразделить на три группы:
     - Пассивные операции (привлечение  средств);
     - Активные операции (размещение средств);
     - Комиссионно-посреднические и доверительные (трастовые) операции.
     Каждая  из этих групп операций подразумевает определенную степень вовлечения в них клиента, а, следовательно, и определенную долю предлагаемых банком услуг. Значительная часть привлеченных банком средств формируется при непосредственном участии клиента, вносящего сумму денег в банк в виде депозита до востребования, а также срочного, сберегательного или же другого вклада, в результате чего начинается процесс предоставления услуг.
     В зависимости от намерений клиента банк предоставляет ему ту или иную услугу, проводя при этом собственную операцию в пользу клиента. Степень участия самого клиента в пассивных операциях не велика, хотя роль его денежных средств, размещенных в банке, естественно, значительна для банка. Банки отводят важную роль предоставлению услуг клиентам при проведении активных операций, в которых помимо кредитных, выделяются операции с ценными бумагами (фондовые операции), проводимые банками, как в рамках самостоятельной политики, так и по поручению и за счет клиента.
     Практически, полное участие клиента предполагает следующая группа банковских операций: доверительных и комиссионно-посреднических, проводимых по поручению клиентов и  на комиссионных началах.
     Целью привлечения банком средств клиента, является не только прямое извлечение прибыли, но и возможность аккумуляции данных средств с целью последующего их использования, выполняя общественно необходимую функцию платежей. Таким образом, можно сделать вывод, что банк - это предприятие, оказывающее банковские услуги. А под банковской услугой понимаются операции банка, проводимые по поручению клиента и в пользу последнего за определенную плату.  

     1.2 Виды банковских  услуг 

     В мировой практике зарубежные банки  имеют возможность предоставлять  своим клиентам до 300 различных услуг, в свою очередь российские коммерческие банки только около 100.
     Бесспорным  остается то, что не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного  банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции), но есть определенный перечень операций, без которых банк не может существовать и нормально функционировать. К ним относятся прием депозитов, осуществление денежных расчетов и платежей, выдача кредитов.
     В настоящее время круг банковских операций растет, и все больше стирается грань между традиционными банковскими и нетрадиционными операциями.
     К основным традиционным услугам в  настоящее время по-прежнему относятся  привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов.
     Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.
     Основными видами услуг являются те, от которых банк получает наибольшую прибыль. К таким видам услуг относятся:
     - депозитные;
     - кредитные;
     - расчетные.
     Депозитные  услуги связаны с помещением денежных средств, клиентов в банк во вклады (депозиты). Клиенты помещают свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.
     Депозит (вклад) – это денежная сумма, вверяемая банку для хранения или использования. Отличительной чертой привлечения денежных средств физических и юридических лиц во вклады является то, что по денежным вкладам банк выплачивает процент.
     В Российской практике «вклад» и «депозит»  являются словами-синонимами. Депозиты подразделяются на вклады до востребования и срочные.
     Вклад (депозит) до востребования - денежные средства, вносимые в банк на неопределенный срок. Клиент вправе распоряжаться  ими (пополнять, изымать без предварительного уведомления) в любой момент. Этот вид вклада может быть открыт не только на определенное лицо, но и на предъявителя. Движение средств по этому вкладу может оформляться наличными деньгами, чеком, переводом, иными расчетными документами.
     Срочный вклад (депозит) - денежные средства, помещаемые в банке на определенный срок и приносящий доход в виде фиксированного процента, обычно зависящего от срока, суммы вклада и выполнения вкладчиком условий договора. Чем дольше срок и (или) больше сумма вклада, тем больше размер вознаграждения.
     Кредитная услуга является основной для банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. Действительно, в общей сумме активов банка, основной удельный вес составляют кредитные услуги, которые являются основным направлением размещения средств банка. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает большую часть дохода. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными услугами).
     Суть  кредитных услуг заключается  в предоставлении банком клиенту денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности и на определенные цели.
     В процессе кредитования используются различные формы кредита. В современных условиях на рынке реализуются следующие формы кредита: коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный, международный и другие.
     Итак, кредитные (активные) услуги банка являются наиболее распространенными и наиболее выгодными услугами, так как банк получает за них реальную плату, то есть процентную ставку, устанавливаемую банком сумму от размера кредита за его использование. Эта плата и является средством формирования прибыли банка, а значит, банковский маркетинг нацелен на кредитные услуги как на услуги, приносящие банку реальную прибыль.
     Расчетные услуги, которые производит банк, могут  осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товароматериальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование, обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.
     Рассмотренные три типа банковских услуг называют основными банковскими операциями.
     К разряду основных банковских услуг  можно также отнести и кассовые услуги. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, но зато по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк, занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, но не ведет кассовых операций.
     В последнее время банки все чаще осуществляют нехарактерные для них операции, тем самым внедряясь в нетрадиционные для них сферы финансового предпринимательства, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг, а также конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.
     К так называемым нетрадиционным банковским услугам относятся:
     1. лизинговые услуги;
     2. операции с иностранной валютой;
     3. консультационные услуги;
     4. операции с ценными бумагами;
     5. услуги по хранению ценностей;
     6. аудиторские услуги;
     7. выдача гарантий;
     8. трастовые услуги;
     9. информационные услуги;
     10. другие услуги.
     В настоящее время данный спектр услуг  является основным, оказываемым российскими банками.
     Лизинг - это сдача в аренду предметов  длительного пользования. Практикуются: оперативный лизинг, при котором договор аренды заключается на короткий срок (3 - 5 лет) и может быть, расторгнут арендатором в любое время; лизинг недвижимости, финансирующий лизинг. Лизинг дает арендатору ряд преимуществ, так как способствует сбережению его собственных средств, предоставляет возможность осуществления лизинговых платежей из доходов от эксплуатации арендуемого объекта, освобождения лизинговых платежей от налогообложения.
     Операции  с иностранной валютой. Развитие международных отношений непременно требует особого инструмента, посредством которого, возможно внешнеэкономическое финансовое взаимодействие. Обмен иностранной валюты является одной из важнейших услуг, осуществляемых на внешнем валютном рынке. Банкам принадлежит ведущая роль на внешнем валютном рынке. Существует три основных вида услуг банков по купле-продаже иностранной валюты: приобретение валюты у одних клиентов и перепродажа ее другим клиентам; операции по купле-продаже валюты правительству (в рамках мероприятий по созданию и использованию официальных резервов); межбанковская купля - продажа валюты.
     Для проведения валютных операций необходимо иметь четкое представление о существе валютных курсов, типах обменных курсов и порядке их регулирования, мероприятиях по валютному контролю, порядке оценки изменений в валютных курсах и факторах, влияющих на обменный курс.
     Консультационные  услуги. Банк, его работники, заинтересованные в клиентуре, могут оказывать  своим клиентам различные консультационные услуги, которые связаны не только с разъяснением особенностей деятельности банка, но и с квалифицированными консультациями в области экономики и финансов предприятий различной специализации, ведь клиент - равноправный партнер банка важно “не упустить”. Для этого нужно подробно разъяснить ему возможные варианты сделки, порекомендовать наиболее для него выигрышные. Важным видом консультационных услуг могут являться оказание помощи клиентам в прогнозировании обменных курсов иностранных валют. Кроме того, в банках имеются специалисты в области внешнеэкономической деятельности, маркетинга и права.
     Операции  с ценными бумагами. Банкам разрешается: выпускать, покупать, продавать, хранить  ценные бумаги, осуществлять иные операции с ними; оказывать брокерские и  консультационные услуги; осуществлять расчеты по поручению клиентов, в том числе по операциям с ценными бумагами; управлять ценными бумагами по поручению клиента.
     Указанные виды деятельности охватывают широкий  круг возможных операций с ценными  бумагами. Вместе с тем, в силу отсутствия для банков России ограничений на проведение операций на фондовом рынке, ими могут осуществляться некоторые виды предпринимательской деятельности.
     К таким видам деятельности относятся:
     - депозитарная деятельность;
     - расчетно-клиринговая деятельность  по переводу ценных бумаг и
     денежных  средств, в связи с операциями с ценными бумагами;
     - деятельность по ведению и  хранению реестра акционеров;
     - деятельность по организации  торговли ценными бумагами.
     Таким образом, коммерческие банки на рынке  ценных бумаг могут выступать в качестве его профессионального участника инвестиционного института.
     Услуги  по хранению ценностей. Ячейка предоставляется  клиенту на условиях аренды, а доступ к ней получает только сам клиент или его доверенное лицо по предъявлению специального удостоверения. В сейфе могут храниться самые разнообразные предметы - от ценных бумаг до личных вещей.
     Выдача  гарантий банком. Выдача гарантий носит, по сути, кредитный характер. Это довольно важный аспект деятельности банков, который практикуется уже и отечественными банками. Осуществляются следующие выдачи гарантий:
     - гарантия погашения хозорганом  ссуд и процентов по ним;
     - гарантия на финансирование проектов, программ и контрактов, в том
     числе за счет средств на расчетном счете  клиента, за счет средств на депозитном счете клиента, за счет кредита;
     - гарантия поставки товарно-материальных  ценностей.
     Аудиторские услуги. Наличие в банках квалифицированных  специалистов создает условия для развития комплекса аудиторских услуг для своих клиентов. На Западе фирмы довольно часто обращаются в банки с просьбами подобного рода. В наших же условиях, когда аудиторство слабо развито, банки могли бы составить конкуренцию еще только развивающимся аудиторским фирмам.
     Выполнение  банками аудиторских функций  имеет и еще одну положительную сторону: осуществляя проверку деятельности своего постоянного клиента, банк имеет возможность глубже узнать особенности его деятельности, сделать выводы о его надежности как заемщика.
     Трастовые услуги. Трастовые услуги - операции по управлению собственностью, другими активами, принадлежащими клиенту. В настоящее время трастовые операции являются наиболее важными, поскольку банк выступает полномочным представителем-посредником между рынком и клиентом и получает целый ряд очевидных выгод от их совершения.
     Банковские  трастовые услуги делятся на следующие  виды: трастовые услуги частным лицам  и трастовые услуги организациям.
     Трастовые услуги частным лицам бывают завещательные  и прижизненные. Завещательные трасты вступают в силу только после смерти собственника; прижизненные действуют при жизни его владельца.
     Информационные  услуги. Банки, обладающие современными средствами телекоммуникаций, компьютерной связью, имеют всегда достаточное количество разнообразной коммерческой и некоммерческой информации. Источниками получения информации выступают также обмен ею с другими банками и услуги информационных агентств.
     На  этой основе могут создаваться развитые базы данных, за доступ к которым клиенты должны предоставлять банку определенную плату.
     В банках могут создаваться специальные  отделы, занимающиеся сбором и обработкой информации, эта информация может предоставляться по просьбе клиента. Так же, такие отделы занимаются изданием различных экономических обзоров и прочих публикаций, содержащих аналитический материал.
     Другие  услуги.
     Кроме указанных услуг банки могут  осуществлять и посреднические услуги, которые связанные с реализацией запасов товарно-материальных ценностей и оборудования, заключением между клиентами банка коммерческих и иных сделок, продажей фондов клиентов на комиссионной основе, организацией страхования.
     Интерес к данному виду услуг со стороны  банков и клиентов вызван неслучайно. Посреднические услуги строятся на основе предлагаемых ранее услуг, в результате чего процедура их предоставления, к моменту их появления в банковской практике уже отработана, а в некоторых ситуациях посреднические услуги удовлетворяют потребности клиентов более полно, чем традиционные банковские операции.
     По  мере развития посреднических услуг  расширяется и круг банковской клиентуры, как правило, посреднические услуги включают в себя несколько видов традиционных услуг, что способствует универсальности коммерческого банка и диверсификации банковских рисков.
     Так, все вышеперечисленные ранее, услуги и составляют систему взаимоотношений  банков и его клиентуры.
     Для расширения ныне существующих рынков сбыта и завоевания новых, банки  совершенствуют предоставление имеющихся услуг и внедряют новые, согласовывая их с требованиями рынка и времени. 

     1.3 Мировой опыт создания  и продвижения  новых банковских  услуг 

     Создание  и продвижение новых банковских продуктов и услуг - одно из направлений  банковского маркетинга, которое в процессе деятельности банка проводит комплекс исследований рынка, конкурентной базы, с целью определения предпочтений и пожеланий клиентов, на основе которых предлагает развитие новых услуг или усовершенствование старых.
     Понятие "новый банковский продукт" условно. Так, например, если один банк внедряет для себя иной, не практикуемый им ранее вид услуг, то для других банков такая практика может быть давно делом реальной жизнедеятельности. Для банка же внедрение в практику бизнеса новых продуктов возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать высокую прибыль.
     Как и любой другой продукт, предназначенный  для реализации, банковский продукт  проходит все стадии своего развития: возникновение идеи о создании продукта; отбор идей, анализ объема планируемых продаж, тест-маркетинг (проверка реакции потребителей), коммерциализация продукта (назначение конкурентной цены).
     Особенностью  банковского продукта является то, что он является инструментом денежного обращения и служит целям организации финансового посредничества между клиентом и банком.
     Таким образом, банковский маркетинг можно  определить как деятельность, направленную на доведение банковского продукта до клиента с помощью определенного набора инструментов, в которые входят исследование рынка, реклама, продвижение услуги, стимулирование продаж, послепродажный контроль.
     Целью создания нового банковского продукта, является удовлетворение потребностей клиентов, поскольку потребитель приобретает не продукт как таковой, имеющий некий набор свойств, а его способность удовлетворять определенную потребность.
     Можно сказать, что эффективность деятельности банка зависит от того, в какой  мере он может предоставить реальную выгоду клиенту, приобретающему данный банковский продукт.
     Разберемся, как проходит процесс создания и  продвижения нового банковского  продукта или услуги.
     Создание  банковской услуги включает в себя следующие этапы:
    маркетинговые исследования рынка с расчетом возможных объемов предоставления новой услуги клиентам и контрагентам;
    анализ потребности в дополнительных функциях, кадровых изменения и технической оснащенности служб банка и на этой основе координация, подготовка приказов, распоряжений и их реализация;
    обеспечение оптимальных затрат на создание услуги исходя из возможного спроса и дохода на внедряемую услугу;
    подготовка нормативного, методического материала и обучение сотрудников банка, а так же его применению в работке с клиентом (при необходимости - разработка компьютерных программ);
    определение стимулов сотрудников банка при создании и внедрении услуги.
     Продвижение банковской услуги включает в себя: маркетинговые мероприятия; персональные продажи, осуществляемые через комплекс коммуникаций; рекламу и стимулирование сбыта.
     Первыми, рассмотрим маркетинговые мероприятия, которые помогут оповестить клиентов, в том числе потенциальных, о  появлении нового продукта (услуги) и его преимуществах.
     К указанным мероприятиям относятся:
     - Рассылка клиентам банка информационных писем как традиционных, так и электронных.
     - Исходящие звонки клиентам банка,  осуществляемые силами Телемаркетинга;
     - Приглашение клиентов с улицы.
     - Наружная реклама (особенно результативна  в районе шаговой 
     доступности от отделений банка). Она обладает такими достоинствами, как гибкость, высокая частота повторных контактов, невысокая стоимость, слабая конкуренция. Но к ее негативным сторонам можно отнести такие, как полное отсутствие избирательности контактной аудитории, ограничение творческого характера.
     - Разработка и выпуск рекламно - полиграфических материалов (постеры,  листовки, плакаты и т.д.), для размещения в отделениях банка.
     - Другие рекламные активности.
     Вторым  методом распространения банковских продуктов является персональная продажа, в процессе чего менеджеры банка должны убедить своего потенциального покупателя отдать предпочтение именно их продукту или услуге. Таким образом, персональную продажу банковских услуг можно считать также одним из методов стимулирования сбыта, который в последнее время приобретает всё большее значение.
     Так, например, в 1980г. английские коммерческие банки для улучшения обслуживания клиентов розничного рынка назначили  в каждом отделении «персональных  банкиров», не входящих в число управленческого персонала, задача которых состояла непосредственно во взаимодействии с клиентами: они отвечали на вопросы, давали консультации. В крупных филиалах английские коммерческие банки назначают финансовых экспертов, которые консультируют клиентов по вопросам финансов, страхования, инвестиций.
     Усовершенствование  персонального обслуживания клиентов корпоративного рынка включает в  себя также увеличение числа специально подготовленных консультантов для  малых фирм, работающих в местных  отделениях банка.
     К третьему методу для информирования клиентов о новом банковском продукте (услуге), а так же для его продвижения относиться реклама.
     Реклама, занимает особое место в коммуникационной политике, призвана решать наиболее сложную  задачу: формировать и стимулировать спрос.
     Банки могут использовать рекламу в  газетах и журналах, по радио и  телевидению, а так же различные  виды городской рекламы, например рекламные  щиты с помощью рисунков и света, реклама по почте (адресная), в виде пресс-релизов, годовых докладов, традиционных бюллетеней, каталогов, листовок и буклетов; участие в выставках, связи с общественностью, разного рода рекламные сувениры, выбор рекламных лозунгов или девиза банка, а также другие нетрадиционные виды рекламы.
     Реклама в газетах и журналах гибка, оперативна, имеет довольно хороший охват местного рынка, широкое признание и легкое восприятие. Её отрицательные черты - это кратковременность существования, все еще невысокое качество воспроизведения, незначительная контактная аудитория. В последнее время реклама в газетах становится менее актуальной.
     Телевизионная реклама представляет собой удачное  сочетание изображения, звука и  движения и оказывает чувственное  воздействие с высокой степенью привлечения внимания. К сожалению, она не всегда размещается в предпочтительное время.
     А так же в целях продвижения  банковских услуг предлагается использовать директ маркетинг. Суть директ маркетинга вытекает из его названия: прямой способ продаж и общения с клиентурой. Директ маркетинг использует множество  инструментов, в числе которых наиболее популярные и классические адресная и безадресная рассылка, листовки и электронная почта, новые и развивающиеся виды: телефонные презентации, выставочные экспозиции.
     Директ  маркетинг позволяет получить более  точные представления о целевой аудитории, сделать рекламные акции и предложения более доходными. Системы «обратной связи», которые представляют собой бланки и отрывные купоны, помогают составить более точные планы и стратегии последующих действий. В отличие от рекламы директ маркетинг обращается выборочно к тем людям, которые заинтересованы в сотрудничестве, не тратя лишние деньги и время на завлечение людей заведомо не заинтересованных. Разработанные стратегические шаги дают возможность «выбивать десятку», ориентируясь на заинтересованных лиц, развивать отношения без лишних затрат, постоянно поддерживать имидж банка или определенных услуг, находить наиболее оптимальный вид общения для каждого отдельного клиента, ничего не навязывая ему.
     В распоряжении директ маркетинга не меньше способов воздействия на потенциальных клиентов, а также профессиональных секретов мастерства, чем у рекламы, что, кстати, гораздо важнее, этот вид отношений с клиентурой дает возможности личного общения. А значит более гибкой и выгодной системы работы. Директ маркетинг позволяет при наименьших затратах добиться большего числа положительных откликов.
     Рассмотрим  инструменты директ маркетинга, которые  предлагается использовать для повышения  эффективности продвижения банковских услуг такие как:
     Почтовая  рассылка. Использование почтовой корреспонденции происходит с целью установления контакта и ускорения ответа или действия со стороны клиента-получателя как потенциального, так и уже существующего. Для применения такого вида инструмента необходимо будет подготовить внятные рекламные буклеты, написанные простыми словами и с доступными формулировками.
     Телемаркетинг. Такая форма коммуникации, с помощью  которой сотрудники банка, используя  технику общения по телефону, осуществляют деятельность по продаже банковских продуктов. Реализация данного инструмента может быть осуществлена через систему «Телеинфо», центр клиентского обслуживая или через услугу мобильный банк. Для того, чтобы избежать излишней навязчивости при использовании телемаркетинга, можно использовать следующий подход. Направлять сообщение клиенту на мобильный телефон об услуги, которая могла бы его заинтересовать и предложить перезвонить в банк (звонок для клиента должен быть бесплатный) для получения более подробной информации. В свою очередь сотрудник банка, с которым будет беседовать клиент должен быть компетентен, т. е. располагать сведениями обо всех банковских продуктах. Конечно же, все знать он не может, но краткая информация должна быть ему доступна.
     Прямое  общение. Подразумевает прямой контакт  с клиентом с целью выявления и удовлетворения его потребностей. Этот инструмент может быть реализован с помощью создания должности финансового консультанта. В банке финансовый консультант крайне необходим, потому, что клиенты в общей массе своей, и особенно в регионах, не обладают финансовой культурой. В нашей стране пока еще нет практики повседневного обращения к банку и банковским услугам. Люди вообще боятся банка, опасаются, что их обманут - заставят платить большие комиссии, навяжут не то, что им нужно, и т. д. Этот страх является главным препятствием на пути сотрудничества банка и клиента.
     Финансовый  консультант - это как раз тот  человек, который, должен помочь выбрать  не столько ту услугу или продукт, за которыми клиент пришел в банк, сколько  те, которые ему действительно нужны.
     Чтобы выполнить свою миссию, финансовый консультант должен обладать определенным набором личных качеств. Прежде всего - иметь презентабельный внешний  вид, приятный облик, быть вежливым и  уметь говорить. Самый эксклюзивный и выгодный продукт не будет продан клиенту, если финансовый консультант груб и неприветлив. К тому же очень важно, чтобы финансовый консультант изъяснялся на нормальном, доступном языке (так как не многие клиенты знакомы с банковской терминологией).
     Электронный маркетинг. Общение осуществляется с клиентом через электронные средства коммуникации, позволяющее клиентам приобретать банковские услуги, не выходя из своего дома или офиса. Данный инструмент директ маркетинга может быть произведен через систему удаленного банковского обслуживания. Продажа банковских услуг будет проходить через рассылку информационных материалов на электронный почтовый ящик клиента.
     Конкурентная борьба вынуждает банки искать новые возможности и технологии предоставления услуг, в частности, дистанционное обслуживание. Банковские услуги в электронных средах становятся важным объектом банковского маркетинга.
     Методы  доведения рекламной информации до потребителя:
    регистрация веб-сайта в поисковых системах каталогах.
    размещение информации на тематических сайтах.
    специальные спонсорские и партнерские программы.
    Веб-конференции с использованием электронной почты и т.д.
     Основными функциями банковской рекламы является: формирование доверия клиента к  банку (престижная реклама, направленная на формирование репутации, имиджа банка); информирование об ассортименте предоставляемых услуг банка; убеждение в преимуществах рекламируемых услуг; побуждение клиента к приобретению данной услуги у данного банка.
     К четвертому способу относится стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта в банковской сфере, как и в любой другой, является средством кратковременного воздействия на рынок и используется главным образом, для оживления упавшего спроса, повышения осведомленности клиентов о предполагаемых продуктах (услугах), для создания им необходимого имиджа. Преследуемые цели стимулирования сбыта должны быть согласованы с общей стратегией банка, а так же приняты во внимание возможные ответные действия конкурентов.
     Стимулирование  сбыта проводится по трем направлениям:
     - стимулирование потребителей (процентные ставки, персональные услуги, скидки постоянным клиентам, лотереи и т.п.);
     - стимулирование сотрудников банка  (поощрения за высокое качество  обслуживания клиентов, за расширение  объема каких-либо услуг, за  новации по разработке продуктов);
     - стимулирование посредников, при  помощи которых банк продвигает  свои услуги (страховые компании, СМИ, брокеры, дилеры и т.д.).
     Методы  стимулирования разнообразны, это может  быть и совместная реклама, взаимосвязь  предоставляемых услуг, помощь в продвижении услуг партнера.
     Организация продаж включает следующее:
    организацию маркетинговых служб внутри банка, включая филиалы и отделения;
    организацию каналов продвижения услуг на уровне головного офиса или филиала, на национальном, региональном или местном уровне;
    выбор соответствующих методов продвижения, соответствующих уровню подразделения банка или масштабам продвижения услуг (например: рекламные компании, публичные мероприятия,);
    изучение мнения клиентов о конкретном виде услуг.
     После всех манипуляций по созданию и продвижению банковских продуктов и услуг, проведенных банком, следует проверка их качества.
     Проверка  качества нового продукта или услуги, подразумевает под собой предложение  её ограниченному кругу клиентов банка, с целью проверки их реакции на данный банковский продукт. Если новая услуга отвечает всем требованиям клиента, то банк предлагает ее уже широкому кругу потенциальных и реальных клиентов.
     Рассмотрим  виды банковских новых продуктов  и услуг, предлагаемых российскими и зарубежными банками.
     Мировой опыт создания новых банковских продуктов  и услуг:
     - банковские продукты на новых  сегментах, это инвестиции в  недвижимость, страховой бизнес, финансовый  лизинг, трастовые операции;
     - инновации в новых областях  денежно-финансового рынка, такие как: рынок коммерческих бумаг, финансовые фьючерсы, финансовые опционы, рынки некотируемых ценных бумаг;
     - управление денежной наличностью и использование новой информационной технологии;
     - услуги финансового посредничества, направленные на снижение операционных расходов и более эффективное управление активами и обязательствами (депозитные сертификаты, депозитные счета);
     - новые продукты в традиционных  сегментах рынка ссудных капиталов:  инструменты с «плавающей» процентной ставкой, облигации с глубоким дисконтом, серийные облигации, а также инструменты денежного рынка, имеющие характеристики, как капитала, так и заемных денежных средств (ссуды и облигации участия, сертификаты инвестиций).
     Отечественный опыт разработки банковских инноваций  опирается на мировую практику и банковское законодательство России. Это означает, что российские кредитные организации могут получать дополнительные доходы от осуществления предусмотренных банковским законодательством сделок, которые дополняют банковские операции.
     Отечественный опыт разработки банковских продуктов  и услуг следующий:
     - инновационная деятельность, соответствующая  мировым тенденциям развития  банковского дела (нет запрета  на лизинговую и инвестиционную  деятельность, напротив, но на страховой  бизнес запретительные ограничения есть);
     - выдача поручительств за третьих  лиц, предусматривающих исполнение  обязательств в денежной форме;
     - осуществление доверительного управления  денежными средствами и иным  имуществом по договору с физическими  лицами;
     - приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
     - проведение операций с драгоценными  металлами и драгоценными камнями;
     - предоставление в аренду физическим лицам специальных сейфов или помещения для хранения документов и ценностей;
     - оказание консультационных и  информационных услуг.
     В состав продуктовых банковских инноваций  входят новые банковские продукты, которые связаны как с новыми банковскими операциями и услугами, так и с развитием и преобразованием  традиционных. Данная категория банковских продуктов и услуг возникает под воздействием конкурентной среды, как результат поиска новых областей деятельности.
     Мировой опыт создания и продвижения новых  банковских продуктов и услуг  говорит о том, что все это  не возможно без банковского маркетинга, который в свою очередь, являясь комплексной системой организации производства и сбыта товаров, ориентирован на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.
     Технологическая революция привела к тому, что банки стали искать новых клиентов. Предприятия стали отдавать предпочтение осуществления расчетов через банк (с поставщиками по выплате заработной платы), что приблизило банк к клиентам, в свою очередь клиенты начинают чаще обращаться в банк за новыми услугами.
     Из  организаций, ориентированных на конечные продукты, банки превратились в организации, ориентированные на рынок. Банки  все больше внимания стали уделять  развитию сферы услуг и стремились «привязать» клиента к банку. Маркетинг уже стали рассматривать не как новую технологию, а как философию.
     В настоящее время банки знают, что для них означает маркетинг, они ориентированы на удовлетворение потребностей клиентов рынка. Специалисты  отмечают, что за последние 25 лет банковский маркетинг изменился кардинально. Например, иностранными банками: Сити банк (США), АБМ АМРО (Голландия) накоплен богатый опыт по развитию комплексности банковских услуг, формированию индивидуального портфеля услуг для корпоративных клиентов, занимающихся финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельностью.
     В свою очередь использование опыта  иностранных банков может быть полезно  при формировании российского рынка, производства, и сбыта банковских услуг по таким направлениям, как  открытие и ведение банковских счетов, налаживание электронных расчётов и платежей, финансовое консультирование клиентов, страхование рисков, поиск и нахождение наиболее благоприятного рынка сбыта банковских продуктов и многое другое.
     Подводя черту к сказанному, можно, несомненно, сделать вывод о том, что рынок банковских услуг, несомненно, является одной из важнейших составляющих современной рыночной экономики.
     Сегодня возрастает интерес к различным  аспектам деятельности банковских систем и методов управления ими. Банки постепенно превратились в основных посредников в перераспределении капиталов, в обеспечении процесса диверсификации хозяйственной деятельности, но в то же самое время, являются носителями важной экономической и финансовой информации.
     Банковский  маркетинг является неотъемлемой частью банковской деятельности и играет важную роль в создании и продвижении новых банковских услуг, что дает банку возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение пожеланий клиентов и получение прибылей. 

 

      2. Анализ банковских продуктов и услуг, предоставляемых ОАО «Сбербанк России» за 2008-2010 гг. 

     2.1 Анализ финансового состояния банка 

     Основанный  в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный  универсальный банк, удовлетворяющий  потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 января 2011 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 48%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов).
     Сбербанк  России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.
     Рассматривая  международный вектор как важнейшую  составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.
     Учредитель  и основной акционер Банка — Центральный  банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему  принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.
     Надежность  и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте «BBB», агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте «Baa1». Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.
     Миссия Сбербанка России:
     Сбербанк  России дает людям уверенность и  надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
     Сбербанк  России строит одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой  основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.
     Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.
     Ценности Сбербанка России: порядочность, стремление к совершенству, уважение к традициям, доверие и ответственность, взвешенность и профессионализм, инициативность и креативность, командность и результативность, открытость и доброжелательность, здоровый образ жизни (тело, дух и разум)
     Наши  ценности определяют тот набор правил, критериев и требований, которые  мы предъявляем к каждому человеку, который является или хочет стать  членом команды Банка. Наши ценности – это свод принципов, исходя из которых руководители Банка будут ставить цели и определять, достигнуты ли они. Эти ценности лежат в основе взаимоотношений между сотрудниками, системы управления внутри Банка, а также взаимоотношений Банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами. Осознание и разделение философии и ценностей Банка принципиально важно для перехода Банка на новый качественный уровень развития.
     Сбербанк  России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков.
     Динамику ключевых балансовых показателей Сбербанка России представим в таблице 1. 

     Таблица 1. – Динамика ключевых балансовых показателей Сбербанка России за 2008-2010 гг., млрд. руб.
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютное  отклонение, (+, -)
Темп  прироста, %
2009 г. от  2008 г.
2010 г. от  2009 г.
2009 г. от  2008 г.
2010 г. от  2009 г.
Активы 4945 6719 7097 1774 378 35,9 5,6
Средства  клиентов 3873 4803 5397 930 594 24 12,4
Обязательства 4265 5944 6249 1679 305 39,4 5
Капитал банка 680 776 848 96 72 14 9,3
 
     По  таблице 1 видно, что в 2009 г. по сравнению  с 2008 г. рост активов составил 1774 млрд. руб. или 35,9%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. 378 млрд. руб. или 5,6%.
     Динамику  активов Сбербанка представим на рисунке 1. 

     
     Рисунок 1. - Динамика активов Сбербанка России за 2008-2010 гг. 

     Рисунок 1 показывает рост активов банка, который  обусловлен ростом величины обязательных резервов, средств в кредитных  организациях, чистых вложений в ценные бумаги и прочих активов.
     Обязательства Сбербанка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросли на 1679 млрд. руб. или 39,4%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 305 млрд. руб. или 5%. Это обусловлено ростом средств кредитных организаций, средств клиентов, вкладов физических лиц, прочих обязательств.
     Средства  клиентов Сбербанка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросли на 930 млрд. руб. или 24%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 594 млрд. руб. или 12,4%.
     Рост  капитала банка в 2009 г. по сравнению  с 2008 г. составил 96 млрд. руб. или 14%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. 72 млрд. руб. или 9,3%. Это связано с тем, что произошел прирост от переоценки основных средств, возросла нераспределенная прибыль прошлых лет.
     Динамику  капитала банка представим на рисунке 2. 

 

     
     Рисунок 2 Динамика капитала Сбербанка России за 2008-2010 гг. 

     Рисунок 2 показывает рост капитала банка.
     Динамику  ключевых показателей прибыльности Сбербанка России изучим с помощью таблицы 2.
     банковский  продукт услуга
     Таблица 2. – Динамика ключевых показателей  прибыльности Сбербанка России за 2008-2010 гг.
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютное  отклонение, (+, -)
Темп  прироста, %
2009 г. от  2008 г.
2010 г.  от  2009 г.
2009 г.  от  2008 г.
2010 г. от  2009 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Чистые  процентные доходы, млрд. руб. 244 383 500 139 117 57 30,5
Чистая прибыль, млрд. руб.
117 110 22 -7 -88 -6 -98
Рентабельность  активов, % 2,5 1,7 0,4 -0,8 -1,3 - -
Рентабельность  собственных средств, % 22,5 14,1 3,2 -8,4 -10,9 - -
Чистая  процентная маржа, % 6,4 7,1 7,8 0,7 0,7 - -
Чистые  активы на обыкновенную акцию, руб. 29,5 34,8 34,5 5,3 -0,3 18 -0,9
 
     Таблица 2 показывает, что чистые процентные доходы в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросли на 139 млрд. руб. или 57%, в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. на 117 млрд. руб. или 30,5%.
     Рост  данного показателя обусловлен превышением процентных доходов над процентными расходами.
     Динамику  чистых процентных доходов представим на рисунке 3. 

     
     Рисунок 3. - Динамика чистых процентных доходов  Сбербанка России за 2008-2010 гг. 

     На  рисунке 3 наблюдается тенденция  роста чистых процентных доходов, обусловленная как ростом среднегодовых объемов активов, так и ростом средней доходности.
     В динамике чистой прибыли наблюдается  снижение, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. чистая прибыль снизилась на 7 млрд. руб. или 6%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 88 млрд. руб. или 98%.
     Основной  причиной снижения чистой прибыли является резкий рост расходов на создание резерва  на обесценение кредитного портфеля на фоне экономического кризиса. Динамику чистой прибыли представим на рисунке 4. 

 

     
     Рисунок 4. - Динамика чистой прибыли Сбербанка  России за 2008-2010 гг. 

     На  рисунке 4 наблюдается значительная тенденция снижения чистой прибыли  к 2010 г.
     Снижение  чистой прибыли способствовало снижению рентабельности собственных средств. Рентабельность собственных средств в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 8,4%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 10,9%.
     В динамике рентабельности активов по причине снижения чистой прибыли  произошло снижение в 2009 г. по сравнению  с 2008 г. на 0,8%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 1,3%.
     Ежегодный рост чистой процентной маржи составил 0,7%.
     Чистые  активы на обыкновенную акцию в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличились  на 5,3 руб. или 18%. В 2010 г. по сравнению  с 2009 г. произошло снижение на 0,3 руб. или 0,9% по причине снижения базовой и разводненной прибыли.
     Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС  с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил  дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал  увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 35% объема торгов на ММВБ.
     Динамику  обязательных нормативов Сбербанка представим в таблице 3. 

     
Показатель Норматив 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение, (+, -)
2009 г.  от
2008 г.
2010 г.  от
2009 г.
Достаточность собственных средств банка (Н1) 10 15,1 20,2 21,5 5,1 1,3
Показатель  мгновенной ликвидности банка (Н2) 15 45,1 53,5 82,5 8,4 29
Показатель  текущей ликвидности банка (Н3) 50 54,0 70,5 114,4 16,5 43,9
Показатель  долгосрочной ликвидности банка (Н4) 120 101,9 71,4 73,8 -30,5 2,4
     Таблица 3. – Динамика обязательных нормативов Сбербанка России за 2008-2010 гг. 

     По  таблице 3 видно, что достаточность  собственных средств банка превышает  нормативное значение, которое обусловлено ростом величины капитала банка. Динамику достаточности собственных средств Сбербанка России представим на рисунке 5. 

     
     Рисунок 5. - Динамика достаточности собственных  средств Сбербанка России за 2008-2010 гг. 

 

      Рисунок 5 показывает превышение достаточности собственных средств над нормативным значением.
     В динамике показателей мгновенной и  текущей ликвидности банка также  наблюдается ежегодный рост и  превышение над нормативными значениями, это связано с тем, что у  банка достаточно текущих активов для покрытия своих краткосрочных обязательств.
     Прошедший 2010 год стал годом завершения острой фазы мирового кризиса и начала восстановления глобальной экономики. В историю  Сбербанка 2010 год войдет как период начала полномасштабного разворачивания процесса реализации Стратегии развития при одновременной реализации мер, направленных на повышение устойчивости Банка к проблемам, вызванным кризисом.
     В условиях кризиса на передний план вышли вопросы поддержки государства  в реализации антикризисных мер и работы с плохими долгами. В условиях резкого ухудшения качества заемщиков Сбербанк продолжил выполнять свою кредитную функцию. На некоторых рынках, к примеру на рынке ипотеки, Сбербанк остался чуть ли не единственным поставщиком услуг. Повышенное внимание Банк уделял эффективному управлению процентной политикой и сокращению операционных расходов, а также строгому контролю качества кредитного портфеля и поддержанию объемов резервов, адекватных существующим рискам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.