Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования
«Белорусский  государственный педагогический университет
имени Максима  Танка» 

Факультет специального образования 

Кафедра логопедии
                                
                                                                        «Допустить к защите»
                                                                     Заведующий кафедрой сурдопедагогики
                                                             _________________С.Н.Феклистова
               «_____»_____________2011г. 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С  ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 

  Работу  выполнила:
                    студентка 406 группы 4 курса
                                                     дневной формы получения образования
                                                     Андриевская Анна Антоновна 

                                                     Научный руководитель: 
 

                                                     Защищена “______”___________2011г.
                                                          с оценкой “________________”
                                                      Старший преподаватель
                                                      Бадытчик Людмила Васильевна 
 
 

Минск 2011
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
      Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…….5 

      Понятие самооценка и ее функции. Соотношение понятий  самосознание и самооценка……………………………………………………………………....5
      Особенности формирования самооценки у детей 5-6 лет……………………………………………………………………………….9
      Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………….......14
 
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ….. 

2.1 Методика  организации исследования самооценки  у детей старшего дошкольного  возраста………………………………………………………….…15
2.2 Результаты  изучения самооценки у детей  старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи………………………………………………………17 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность  темы
    Развитие  самооценки - одно из центральных звеньев  становления личности. Исключительное значение в развитии самооценки имеет поступление ребенка в школу и освоение им новой социальной ситуации развития (Липкина А.И., Рыбак Л.А.,1968, Захарова А.В., Андрущенко Т.В.,1980, Захарова А.В.,1981, Радина Н.К., 1995, Боязитова И.В.,1998, Худобина Е.Ю.,1998 Bums, R.,1979 и др.). В этот период происходит смена ведущего вида деятельности. Учебная деятельность способствует "повороту ребенка на себя",развитию у него рефлексии, что, в свою очередь, способствует более интенсивному развитию его самооценки, включая формирование таких ее качеств как осознанность и рефлексивность (Захарова А.Н, 1980).
В настоящее  время дошкольники с нарушениями  речевого развития составляют самую  многочисленную группу детей с нарушениями  развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей. Изучение структуры различных форм недоразвития речи, в зависимости от состояния компонентов речевой системы, от степени выраженности дефекта, позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации специального воздействия в логопедических учреждениях разного типа (Р.А. Белова -Давид, Е.Н. Винарская, Б.М. Гриншпун, Г.М. Жаренкова, Г.А. Каше, Р. Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, ME. Хватцев, Г. В. Чиркина, Н.А. Чевелева, С. Н. Шаховская и др.).  
Под общим недоразвитием речи мы понимаем речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

     Самооценка  является одной из характеристик  психики, которая в значительной мере определяет успешность деятельности человека, в том числе и коммуникативной.
    В старшем дошкольном возрасте самооценка у детей становится не общей, а дифференцированной. Дети реально оценивают свои невозможности и недостатки. Так же достижения своих сверстников. У детей с общим недоразвитием речи искаженная самооценка. Создалась необходимость изучения самооценки заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрение самооценки заикающихся детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой, так как у них искажённая самооценка. Недостатки в развитии речи влияют на социализацию ребенка. Проблемой заикания занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения.
      Данная  проблема является актуальной на сегодняшний момент, так как основной целью закона об специальном образовании является социальная адаптация и интеграция лиц с особенностями психофизического развития в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.
      В литературе неоднократно высказывалось  мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. С целью проверки данного утверждения  были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей  речи.
    Вместе  с тем среди дошкольников с речевыми нарушениями почти в три раза больше тех, кто занижает самооценку, что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе.
     Что же касается детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеются  лишь отдельные труды в этой области : Л.М. Шипициной и Л.В. Волковой.
     Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние речевого нарушения на формирование самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
     Задачи  исследования:
    Выявить влияние степени выраженности речевого дефекта на развитие самооценки у старших дошкольников.
    Провести констатирующий эксперимент.
    Выявить особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    Осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования. 
    Объектом  исследования является самооценка у старших дошкольников.
    Предметом исследования являются особенности самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
    Методы  исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; экспериментальные методики; математические методы обработки данных. 
 
 

 

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ 

1.1 Понятие самооценка и ее функции. Соотношение понятий самосознание и самооценка
    Самооценка — это представление человека о своей важности и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств, и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
    В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов  индивида. Выделяют следующие функции самооценки:
    Регуляторная, на основе, которой происходит решение задач личностного выбора.
    Защитная,обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. 
           Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
    Самооценка- оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. Формирование правильной самооценки- важнейшая задача воспитания и самовоспитания. Большую роль в самооценке играет собственный опыт личности и, усваиваемый ею, общественный коллективный опыт. (Митериков В.А., 1998 )
      Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
      Самосознание – осознание ребенком  самого себя, своих физических  сил и
умственных  способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего
отношения к внешнему миру, других детей к  самому себе. Самосознание имеет
иерархию  проявления от низшего самочувствия через самопознание до высшего - самоотношения, объективирующихся в самоконтроле к саморегуляции своего поведения. (Митериков В.А., 1998)
    Человек как личность — самооценивающее  существо. Без самооценки трудно и  даже невозможно самоопределиться в  жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед  собой осуществимые цели, строго оценивать  течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые  догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся  гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящего человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.
    Самосознание  принадлежит целостному субъекту и  служит ему для организации его  собственной деятельности, его взаимоотношений  с окружающими и его общения  с ними.
    Самосознание  в психической деятельности человека выступает как сложный процесс  опосредованного познания себя, развернутый  во времени, связанный с движением  от единичных, ситуативных образов  через интеграцию подобных ситуативных  образов в целостное образование - понятие собственного Я.
    Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним  по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения  эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам  деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания.
    Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения  для того, чтобы отношения к  себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти  свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они  наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными  ориентациями, установками; выполняя функцию  самопознания, самоконтроля, саморегуляции  и самоорганизации личности.
   Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.
   Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после - с ходьбой, затем - с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:
   1. Ценности, параметры оценок и  самооценок, нормы; 
   2. Образ самого себя;
   3. Отношение к себе и оценку  себя родителями;
   4. Чужую самооценку (например, родительскую);
   5. Способы регуляции поведения; 
   6. Уровень ожиданий и притязаний.
   Самопознание - процесс динамический и никогда  не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих  познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав  что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.
   С самопознанием тесно связана  способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только "что  я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я условно разделяется  на Я-действующее и Я-рефлексирующее.
   Итоговый  продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:
   - "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин);
   - "Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное" ...
   Степень рассогласованности отдельных компонентов  обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с  процессами саморегуляции.
   Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:
   1. мотивировать определенную деятельность (что может корениться в представлении  об "идеальном Я", может быть  результатом расхождения "Я  настоящего" и "Я будущего");
   2. участвовать в целеобразовании; 
   3. воспрещать те или иные действия;
   4. детерминировать отношение к  окружающим;
   5. влиять на развитие тех или  иных черт личности.
   Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие  акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.
   Самосознание - культурный феномен, позволяющий сохранять  постоянство собственного поведения  и испытывать чувство ответственности  за социальные ценности, усвоенные  индивидом. В рамках концепции "объективного самосознания оно рассматривается  как сличение совершаемого поведения  или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом  себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием  над собой.
   Саморегуляция тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.
   Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной  стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.
   Самооценка = притязания / возможности.    
   Самооценка  является "стержнем" саморегуляции  на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор  средств и влияет на интерпретацию  достигнутого эффекта поведения.
   Достаточно  высокий уровень развития саморегулирования  поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и  адекватности всех осознанных поведенческих  реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию  развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат  интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает  значение внутреннего регулятора поведения.
   Можно выделить 2 уровня саморегулирования:
   1. Тактический - саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта;
   2. Стратегический - этот уровень скорее  можно назвать самоорганизацией - процесс, растянутый во времени,  обеспечивающий координацию всей  личности в целом, связанный  с планированием личностных изменений,  с самовоспитанием личности. Этот  процесс также обеспечивает соподчинение  мотивов на протяжении всей  жизни, построение иерархии мотивов  и решение конфликтов между  индивидными и социальными мотивами  и мотивами духовными, индивидуальными  в пользу последних. 

1.2 ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ  5-6 ЛЕТ.
   Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания-осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
   Выдающийся  советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания-в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений». К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.
    Активно развивается в этот период и  самооценка— важная форма проявления самосознания.
   У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания-
самооценка.
      Самооценка- оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и
места среди других людей, является важным регулятором поведения. Формирование правильной самооценки- важнейшая задача воспитания и самовоспитания. Большую роль в самооценке играет собственный опыт личности и, усваиваемый ею, общественный коллективный опыт. (Митериков В.А., 1998 )
    У дошкольника в содержание представлений  о себе входит отражения им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
      Оценка дошкольником самого себя  во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизации семьи ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представления ребенка о результатах своих действий. ( Урунтаева Г.А.,1995)
    Самооценка  шестилетнего ребенка в одном  виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например, в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой — переоценивать,  в   пении — недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Ведь, как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы».
    У дошкольника в содержание представлений  о себе входит отражения им своих  свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются  постепенно благодаря опыту разнообразной  деятельности, общения с взрослыми  и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок  получает новые знания не только о  другом человеке, но и о самом  себе.
      Оценка дошкольником самого себя  во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные  оценки оказывают самое отрицательное  воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизации семьи ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представления ребенка о результатах своих действий. ( Урунтаева Г.А.,1995)
    В исследованиях обнаружена четкая зависимость  осознания собственных качеств  и качеств сверстников от воспитательной работы в группе. Оказалось, что дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Показательны в этом отношении результаты исследования оценки и самооценки шестилеток, обучающихся в школе и посещающих детский сад, выполненного Т. В. Юркевич. Выяснилось, что шестилетки, обучающиеся в школе, чаще всего адекватно оценивали свои успехи в учебной на овладение которой учитель обращал повышенное внимание детей посещающие детский сад, наиболее часто адекватно оценивали себя в игровой деятельности (70%), к которой воспитатель, как и дети, проявлял высокий интерес и которая подвергалась частой педагогической оценке.
    Обучающиеся в школе дети 6 лет, оценивают успехи в учебной и изобразительной деятельности строже, нежели их сверстники, посещающие детский сад. Последние, в свою очередь, строже оценивают успехи сверстников в игровой деятельности и их положение в системе личных отношений.
   Это связано с возрастающим к концу  дошкольного возраста стремлением  ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Этой особенностью шестилетних детей следует умело пользоваться как воспитателям, так и учителям, родителям при формировании самооценки ребенка. Ведь ею в значительной степени определяется активность личности. Замечено, что дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе (группе) увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку.
    На  основе самооценки складывается и  уровень притязания—тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам.
    При изучении ценностных ориентации детей 3—7 лет, их оценочных отношений было обнаружено, что популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной детской деятельности. Таким образом, если обеспечить успех в деятельности малоактивным шестилеткам, не пользующимся значительной популярностью среди детей, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе. Большие возможности в формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки имеют игра и художественная деятельность. Важное место в оценке сверстников занимает: их деловые качества, навыки и умение, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношения сверстника и себя.
     Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивирования. В исследовании Т. А. Репиной показано, что в 5-7 лет ребенок обосновывает положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но не все дети могут мотивировать самооценку. В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания – осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что полностью, не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества. (Рогов Е.И., 1995)
    Важное  место в оценке сверстников занимает: их деловые качества, навыки и умение, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется  диапазон моральных проявлений, который  ассоциируется у ребенка с  понятием «хороший» в отношения  сверстника и себя. В 6-7 лет моральные  нормы осознаются дошкольниками  точнее и относятся к людям  более широкого окружения. Большинство  детей в этом возрасте правильно  понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.