На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание. 

1.Введение.
2.История открытия  магазина самообслуживания.
3.Преимущества  магазина самообслуживания.
    3.1 Конструкция всех видов контейнеров.
    3.2 Самообслуживание как метод продажи товаров.
 4. Методы продажи продовольственных товаров в магазине самообслуживания.
        4.1 Общий вид торгового зала магазина Самообслуживания.
       4.2 Отбор покупателями товаров в магазинах   самообслуживания.
       4.3 Схема  планировки булочной-кондитерской  с продажей всех товаров методом самообслуживания.
5. Организация продажи товаров в магазине самообслуживания.
6. Устройство и планировка магазина самообслуживания.
      6.1 Основные виды планировки торгового зала продовольственного магазина.
      6.2 Технологическая планировка магазина  самообслуживания.   
      6.3 Оборудование подсобных помещений.
7. Требования к помещениям магазинов самообслуживания.
     7.1 Схема планировки торгового зала магазина Универсам.
    7.2 Схемы  размещения узлов расчета в магазинах самообслуживания.
8. Размещение и выкладка товара в торговый зал, в  магазинах самообслуживания.
9. Покупка товаров в магазинах самообслуживания.
    9.1 Целый  рад социально- экономических  факторов способствующих развитию  магазина самообслуживания.
10. Заключение.
11. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение. 
 

          Наблюдения показывают, что сила влияния социального поля на потенциального покупателя в значительной мере зависит от того, как организована торговля. В маленьких тесных лавочках создать мощное поле очень сложно: товар всегда малодоступен для непосредственного  контакта, нет возможности для развёртывания игры. Кроме того, в таких магазинчиках относительно высоки издержки на рабочую силу.
         Постепенно в торговле вызревала идея укрупнения предприятия розничной торговли и перевода их на систему самообслуживания. Так возникли универмаги, супермаркеты, затем - торговые центры.
        Поскольку в магазинах самообслуживания товары молча, конкурируют между собой, прежде всего своим видом, то  изменение организации торговли повлекло за собой и изменения роли упаковки, которой отводится ведущая роль в привлечении внимания потребителя. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1:10. В других городах это соотношение ещё больше.
         В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводится в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контроль за их сохранностью, выполнению расчётных операций. Торговый персонал  должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.
        Отобранные товары покупатель укладывает в инвентарную корзину и доставляет в узел расчёта. В узле расчёта покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчётам и, в случае необходимости, основанием для обмена товаром.
       За рубежом и в ряде  российских магазинов при продаже товаров методом самообслуживания широко применяется технология штрихового кодирования. Наличие штрих - кода на всех товарах делает более простым их учёт в магазинах и позволяет ввести расчётно - кассовые операции  с использованием электронного торгового оборудования: терминалов, сканеров, портативных терминалов.
      В сегодняшнее время все супермаркеты  и многие магазины работают  по правилам самообслуживания.  
 
 

2. История открытия магазина самообслуживания. 

    Самообслуживания  является завершением развития метода продажи с открытым доступом. При этом в магазине выставляется  как можно более широкий ассортимент товара, с тем, чтобы возбудить в покупателе, непосредственно рассматривающем товаром, желание приобрести его, что облегчает сбыт и увеличивает объем продаж. Это система продажи без продавца: покупатель выбирает, берет с полки и сам несет товары к кассе, расположенной у выхода из магазина, где он расплачивается за все свои покупки сразу.
    Первый  оптовый магазин самообслуживания был открыт в 1915 г. Кларенсом  Сондерсом  в  Мемфисе, США (система cash and carry), затем он же открыл розничный магазин под названием «Piggly Wiggly». Успех этой формы торговли был очевиден, однако он омрачался значительным количеством краж (6% торгового оборота). Система самообслуживания является самым удобным методом сбыта ходовых продовольственных товаров промышленного производства, получаемых в фабричной упаковке, при условии, что их продажа заранее обеспечена широкой рекламой или известностью марки. Этот метод стал очень быстро применяться к таким непродовольственным товарам, которые достаточно обычны, и стандартизированы и могут продаваться без продавца.
    Персонал  магазина, не занимаясь более продажей товара, осуществляет его приемку и раскладку  в контейнеры, следит за пополнением запасов на полках, в то время как владелиц магазина за счет другого, менее выгодного с точки зрения получения прибыли.
    Покупателям самообслуживание позволяет производить покупку без прямого давления со стороны продавца  и без спешки; они сами определяют скорость своих действий, могут пересмотреть уже сделанный выбор, перемещаясь вдоль полок и закупая сразу все необходимые им товары; тем самым они значительно экономят время. Кроме того, покупатели пользуются преимуществами  более богатого выбора товара, так как весь магазин превращается в витрину.
      Таким образом, самообслуживание изменяет статус покупателя: из статического и пассивного (когда он стоит в очереди перед прилавком) покупатель становиться динамичным и активным (он перемещается по магазину и «собирает» продукты с полок). 
 
 
 
 
 
 
 

3. Преимущества самообслуживания. 

        В самом начале организации магазина каждому руководителю необходимо решить, какой тип  магазина выбрать: магазин самообслуживания или магазин прилавковой торговли. От решения этого вопроса в первую очередь зависит выбор оборудования и планировка торговой площади.
         Для многих руководителей факт возможности большого количества краж со стороны покупателей в магазине самообслуживания является решающим против подобного способа торговли. Подобные опасения не совсем обоснованы, так как мировая практика утверждает, что 80% краж совершается персоналом и только 20% покупателями. Кроме того , существует много разнообразного оборудования для контроля движения товара внутри магазина.                  
          Пожалуй, единственной серьёзной проблемой, встающей перед руководителем, решившим организовать магазин самообслуживания, является проблема персонала. Именно по этой причине сложно реорганизовать магазин прилавковой торговли в магазин самообслуживания, поскольку переучить старый персонал трудно, а в некоторых случаях просто невозможно.
         Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы является набор молодых кадров с их последующим обучением. Важным резервом совершенствования самообслуживания является применение тары-оборудования.
         Продажа товаров в таре-оборудовании вносит существенные изменения в технологический процесс и создаёт много дополнительных удобств как покупателям, так и магазину. Поскольку тара-оборудование, кроме транспортной тары, выполняет функции торгового оборудования, она по своему устройству должна способствовать повышению эффективности процесса продажи.
         Конструкция всех видов контейнеров должна обеспечивать:
    чёткую схему укладки товаров и устойчивость её при перевозке, хранении и продаже;
    целостность упаковки на всех этапах товародвижения; оптимальные условия для осмотра и отбора товаров покупателем;
    установку в специализированное холодильное оборудование;    
    исключение возможности хищения товаров из опломбированной тары-оборудования;
    высокую производительность труда и удобства работы персонала;
    соответствие требованиям технической эстетики, санитарии и гигиены. 
 
 
 У самообслуживания, безусловно, много плюсов, но есть одно, самое главное преимущество по сравнению с другими видами продаж – это совершение покупателем незапланированных покупок. Это действительно так. Зачастую человек приходит в магазин не как покупатель, а чтобы просто познакомиться с магазином, ознакомиться с его ассортиментом и услугами, которые он предоставляет (особенно это часто бывает, когда магазин только открылся, и люди не успели в нём побывать). Человек ходит по магазину, знакомится с товаром. Неожиданно ему что-то приглянулось, и он решает купить этот товар.
          Один из весомых аргументов в пользу самообслуживания – эффективное использование торгового пространства. На одной и той же площади магазина самообслуживания можно разместить большее количество товаров, чем в магазинах секционной или прилавочной торговли, что в свою очередь позволяет существенно расширить ассортимент товаров предлагаемых покупателю. За счет более рационального использования выкладки товаров, возможно, увеличить ассортимент, представленный в торговом зале как минимум на тридцать процентов. Это позволит получать гораздо больший доход от предприятия.
           Другой немаловажный фактор – снижение времени обслуживания покупателя. Если в секционном магазине покупатель должен стоять в очереди в каждый отдел, то в магазине самообслуживания ему нужно пройти только очередь в кассу. Если покупатель ограничен во времени, в секционном магазине он сделает покупки только в тех отделах, где продаются самые нужные для него товары.
           При самообслуживании время, проведённое покупателем в магазине, почти не зависит от количества покупок. Наглядное представление товаров для покупателей также является одним из плюсов. Чтобы получить подробную информацию о товаре в магазине секционной торговли покупатель каждый раз должен обращаться с вопросом к продавцу, что особенно неудобно, когда в отделе очередь. В условиях самообслуживания покупатель может сам ознакомиться со всеми характеристиками товаров, что увеличивает вероятность принятия решения о покупке товара. Появляется возможность применять различные методы выкладки товара на прилавок в рекламных целях для выделения и продвижения того или иного товара.
          Одной из важных предпосылок внедрения самообслуживания является более высокое его экономическая эффективность по сравнению с другими методами продажи товаров. 

          Самообслуживание способствует индустриализации технологического процесса, создаёт условия для роста производительности труда торговых работников и повышения экономической эффективности не только отдельных магазинов, но и всей розничной торговой сети. В магазинах самообслуживания снижаются трудовые затраты продавцов, так как покупатель самостоятельно отбирает необходимые товары, сокращаются издержки обращения главным образом за счёт уменьшения потребности в торговых работниках.
        Самообслуживание как метод продажи товаров основано на следующих принципах:
    приближение товаров к покупателям и создание им наилучших условий для свободного ознакомления с товарами и их отбора;
    максимальное сокращение операций по подготовке товаров к продаже в зоне обслуживания или на рабочем месте продавца;
    неограниченный вход покупателей в торговый зал;
    объединение в одном пункте операций по расчёту за проданные товары и отпуску их покупателям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Методы продажи продовольственных товаров в магазине самообслуживания. 

      Самообслуживание — это метод торговли, при котором покупатель сам обслуживает себя в магазине, отбирая из широкого ассортимента выложенных товаров, заранее расфасованных, упакованных и снабженных ярлыками с ценой, необходимые.
       Самообслуживание - это, так же метод продажи товаров, при котором покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на торговом оборудовании, самостоятельно отбирают их и оплачивают в узле расчета при выходе.
      Покупатель самостоятельно отбирает  нужный товар и подходит с  ним к кассе для расчета;  кассы расположены у выхода  из торгового зала. В любой  момент покупатель может воспользоваться помощью продавца- консультанта. Количество покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, не ограниченно. Для ориентировки покупателей в торговом зале устанавливают информационные указатели, сообщающие о размещении товаров и товарных отделов.
      Продажа методом самообслуживания предполагает следующие условия: свободный доступ к товарам, выкладка которых организуется с максимальной полнотой, ясные и четкие указатели цен, возможность брать товары в руки, выбирать их (рис. 9, 10, 11). Покупатель подносит сам товар к кассе, где производятся расчет и упаковка товаров.
         Самообслуживание не исключает наличия штата продавцов, которые дают советы покупателям в выборе товаров, являясь продавцами-консультантами. Кроме того, при самообслуживании не исключается возможность продажи некоторых товаров обычным способом, например кондитерских изделий в булочных-кондитерских самообслуживания, винно-водочных изделий, мяса, рыбы в универсальных магазинах самообслуживания.
         В настоящее время практика показала, что экономически целесообразно открывать универсальные продовольственные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных товаров.
          В магазинах и отделах самообслуживания товары размещают на пристенных и островных горках, открытых охлаждаемых прилавках, в легкопередвигаемых проволочных корзинах-горках различных форм и емкостей. 


Рис. 9. Общий  вид торгового зала магазина Самообслуживания 

       Необходимым условием успешного развития самообслуживания является фасовка товаров. При продаже продовольственных товаров в расфасованном виде увеличивается пропускная способность магазина, повышается производительность труда продавцов примерно на 60%, значительно сокращается время на покупку товаров. Товары поступают в магазины либо в фабричной расфасовке (бакалейные, молочные товары и др.), или их фасуют в магазине (овощи, фрукты, гастрономические товары и др.).
         Наряду с самообслуживанием получила  распространение продажа товаров с открытой выкладкой. В продовольственной торговле этим методом продают мясо, рыбу, овощи, фрукты, некоторые сорта не расфасованных товаров кондитерских изделий, а также отдельные штучные товары, требующие индивидуального выбора (марочные вина, шоколадные изделия).          
          В магазинах самообслуживания большое внимание следует уделять размещению, выкладке и упаковке товаров. Часто именно красивая выкладка и упаковка оказывают психологическое воздействие при совершении незапланированной покупки.
        Способы размещения товаров при открытой выкладке зависят от их особенностей и условий хранения в торговом зале. Там, мясо и рыбу выкладывают в открытые холодильные прилавки, овощи и фрукты – на лодках и в корзинах размещают на открытых прилавках или наклонных горках.
     Отрытая  выкладка позволяет шире представить  ассортимент товаров, приближает  товар к покупателю, облегчает  выбор, ускоряет обслуживание.
       По товарам сложного ассортимента (например, консервы и пищеконцентра) или по товарам, еще недостаточно хорошо известным покупателям (например,  морепродукты), многие товары в течение определенного периода (недели,  декады) проводят выставки- продажи. 
         При отборе товаров покупатель обычно в одной руке держит корзину, поэтому все товары должны быть расположены так, чтобы их было удобно брать одной рукой. Все товары должны стоять прочно, хорошо восприниматься зрительно при любом размещении и расстоянии.
       Такие выставки могут быть организованы по ассортименту товаров, выпускаемых одним поставщиком. Часто выставки- продажи  сопровождаются консультациями специалистов, дегустаций товаров.
        Целью выставки- продажи – шире  ознакомить с ассортиментом данной  группы товаров, выявить спрос  на эти товары обеспечить рекламу товаров.
        В торговом зале должны быть установлены циферблатные весы, на которых покупатель мог бы проверить вес выбранного товара. Покупатель отбирает товары в легкие «корзинки», а в универсальных продовольственных магазинах с большой площадью торгового зала для этой цели рекомендуется использовать легкие тележки.
          При отборе товаров покупателю нужно создать соответствующие санитарно-гигиенические условия: товары без упаковки (например, хлебобулочные изделия) нельзя брать руками, для этого необходимо иметь на горках и полках вилки или щипцы. 

    
Рис. 10. Отбор  покупателями товаров в магазинах   самообслуживания:
1 — пристенное  оборудование;
2 — островное  оборудование;  
 3 — узел расчета;
4 — направление  потоков  покупателей;
        Большое внимание в магазинах, отделах самообслуживания следует уделять рекламе, оформлению магазина. В магазинах должно быть светло, просторно. В торговых залах должны быть вывешены красочные плакаты-аннотации о вкусовых и питательных свойствах продаваемых товаров, их размещении в торговом зале. В крупных магазинах торговые залы радиофицируют. Продавцы-консультанты должны постоянно находиться в торговом зале и помогать покупателям в выборе товаров.

Рис. 11.   Схема  планировки булочной-кондитерской  с продажей всех товаров методом самообслуживания:
1 — шкаф для  хлеба с разгрузкой из подсобного  помещения;.
2 — горка  для хлебобулочной мелочи;
 3 — шкаф для сахара, пряников, сухарей, сушек с загрузкой из подсобного помещения;
4 — горка  для чая, кофе;
5 — шкаф для  сахаристых Кондитерских изделий; 
6— шкаф-холодильник для кремовых изделий;
7 — наприлавочная  охлаждаемая витрина; 
8 — кабина  контролера-кассира;
9 — рабочее  место контролера-кассира, отпускающего  кремовые изделия;  покупательские  потоки,  загрузка товаров; 

          В магазинах самообслуживания покупателям могут быть оказаны некоторых дополнительные культурно-бытовые услуги: организация справочных бюро, установка телефонов-автоматов и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Организация продажи товаров в магазине самообслуживания. 

         Наиболее рациональная   организация   процесса   продажи   применяется при продаже товаров методом самообслуживания, при котором значительно увеличивается пропускная способность магазина и ускоряется процесс продажи, возрастает  товарооборот.  
         Если  в   магазинах,  применяющих традиционные методы продажи, количество одновременно обслуживаемых покупателей зависит от количества продавцов, то при продаже методом самообслуживания процесс отбора товаров, все покупатели могут вести одновременно, так как все заранее расфасованные и штучные  товары выкладывают в торговом   зале   с таким расчетом, чтобы покупатели имели к  ним  свободный доступ,  могли бы осмотреть и выбрать необходимые.
         Практически  при  продаже  методом  самообслуживания процесс ознакомления   с   ассортиментом   товаров   сливается с процессом отбора.                          Отобранные товары Покупатели подносят (или подвозят) к узлу расчета для оплаты. Таким образом, процесс продажи в магазине самообслуживания включает знакомство покупателя с ассортиментом товаров, выбор товара, доставку его к узлу расчета, расчет за товары и упаковку его.
         Постоянное наличие в торговом зале широкого ассортимента товаров, бесперебойное пополнение товарных запасов в торговом зале, полная и четкая информация о товарах, ценах, их местонахождении значительно больше психологически побуждает покупателя к совершению покупки, чем обслуживание в магазине с продавцом. Таким  образом, при продаже этим методом активная роль в совершений покупки принадлежит самому покупателю, однако одновременно покупатель должен чувствовать заботу со стороны обслуживающего персонала.
       Организующая и направляющая роль персонала магазина проявляется как в умелом размещении товаров, их выкладке, так и в готовности в любое время помочь покупателю в выборе того или иного товара, дать консультацию о свойствах и качестве товаров.
         Магазины (отделы) самообслуживания обеспечиваются корзинами, тележками, щипцами, вилками и другим инвентарем, необходимым для отбора товаров покупателями. Во всех продовольственных магазинах самообслуживания (кроме хлебных и овощных) покупатели должны подбирать товары только в. инвентарные корзины или тележки, которые покупатель обязан взять при входе в торговый зал. С покупателями, не выполняющими этих требований, не должны производиться расчеты.
       Работники магазина (отдела) самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый кал предъявления товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки, а также не должны обязывать покупателей оставлять личные вещи при входе. Покупатели сами при желании могут оставить при входе хозяйственные сумки, портфели, а магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего необходимо установить соответствующее оборудование — полки, стеллажи.
        В магазинах самообслуживания для продажи некоторых весовых товаров (мясо, рыба, сельдь, гастрономические изделия и др.) могут быть организованы прилавки обслуживания с продавцами. Для удобства покупателей в продовольственных магазинах самообслуживания организуется продажа непродовольственных товаров повседневного (частого) спроса (галантерейные, хозяйственные, парфюмерные товары, игрушки и пр.), которые размещают отдельно от продовольственных товаров.
          Расчеты за все товары, приобретенные в продовольственном магазине самообслуживания, в том числе и  отпущенные через прилавки обслуживания (стоимость проставляют, как правило, на покупке), производятся в едином узле расчета. Деньги за приобретенные покупателями товары в узле расчета получают контролеры-кассиры.
          Контролеры-кассиры должны хорошо знать ассортимент товаров, розничные цены, порядок получения денег, правила эксплуатации и ухода за кассовыми аппаратами.
           Контролеры-кассиры занимают важное место в магазине самообслуживания, так как большинство покупателей в продовольственных магазинах не прибегают к прямой помощи работников торгового зала вплоть до момента оплаты купленного товара. Таким образом, контролер-кассир является чаще всего единственным лицом, с которым покупатели вступают в контакт: рассчитываются за товары, обращаются с различными вопросами. Поэтому узлы расчета — одно из самых важных; и ответственных мест в магазине самообслуживания, а должность контролера-кассира — одна из основных должностей в торговом предприятии.
           От работы контролера-кассира во многом зависят затраты времени на приобретение товаров, пропускная, способность магазина, сохранность товарно-материальных ценностей и в значительной степени культура обслуживания.
             Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверка правильности оплаты покупки, а также проверка личных сумок, портфелей и т. д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Устройство и планировка магазина самообслуживания. 

    Планировка торгового зала (размещение рабочих мест и оборудования) зависит от площади и формы помещения торгового зала и метода продажи.    Основными видами планировки торгового зала продовольственного магазина являются:
    линейная;
    островная;
    выставочная;
    комбинированная.
      При линейной планировке рабочие места размещаются параллельно периметру стен торгового зала, при островной - в центре торгового зала в виде островков прямоугольной, овальной или круглой формы. Сочетание в торговом зале линейной и островной планировок носит название комбинированной.
      Выставочная планировка применяется при продаже методом самообслуживания: горки, прилавки, столы, витрины, стенды, на которых выложены товары, размещаются вдоль стен и в центре, образуя выставку товаров со свободным доступом к ним покупателей (рис. 4). Типы рабочих мест, требования, предъявляемые к их устройству и оборудованию.
      В магазине самообслуживания площадь торгового зала подразделяется: на площадь, занятую под оборудованием, на котором выложены фасованные товары, площадь проходов для покупателей, площадь под рабочими местами весовой продажи товаров и контрольно-кассовую зону.
      При планировке торгового зала магазина самообслуживания следует учитывать: максимальную площадь торгового зала с необходимыми подсобными помещениями, удобное движение покупательских потоков, расположение контрольно-кассовой зоны при выходе, компактность и привлекательный вид торгового зала. Соотношение величины торгового зала и подсобных помещений от 3:2 до 1: 1. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.