На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы юридической психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Методы  юридической психологии 

      Каждой  науке присущи предмет и соответствующие  ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие  требования. Во-первых, изучаемое явление  должно быть исследовано в своем  раз­витии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими  системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.
      По  целям исследования методы юридической  психологии делятся на три группы1:
      1. Методы научного исследования. С  помощью них изучаются психические  закономерности человеческих отношений,  регулируемых нормами права, а  также разрабатываются научно  обоснованные рекомендации для  практических работников, занимающихся  работой по борьбе или предупреждению  преступности.
      2. Методы психологического воздействия  на личность. Они осуществляются  должностными лицами, ведущими борьбу  с преступностью. Эти методы  преследуют цели предупреждения  преступной деятельности, раскрытия  преступления и выявления его  причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям  нормального существования в  нормальной социальной среде.  Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной  регламентации, основаны на научных  методах психологии и тесно  связаны с криминологией, криминалистикой,  исправительно-трудовой педагогикой  и т. д. 
      3. Методы судебно-психологической  экспертизы. Целью этих методов  является наиболее полное и  объективное исследование, проводимое  экспертом-психологом по постановлению  следственных или судебных органов.  Диапазон применяемых в этом  исследовании методов ограничен  требованиями законодательства, регламентирующего  производство экспертизы.
      К своеобразным методам юридической  психологии относится психологический  анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который  способствует более глубокому и  всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.
      В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных  психологических явлений, возникающих  в процессе правоприменительной  деятельности.
      К ним относят следующие:  

      Метод наблюдения 

      Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних  проявлений психики непосредственно  в жизни, в ходе расследования, судебного  разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.
      Метод наблюдения исключает использование  каких-либо приемов, которые могли  бы внести изменения или нарушения  в естественный ход изучаемых  явлений. Благодаря этому метод  наблюдения позволяет познать изучаемое  явление во всей полноте и достоверности  его качественных особенностей.
      Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические  переживания, а их проявления в поступках  и в поведении человека, в его  речи и деятельности.
      Для получения объективных результатов  необходимо соблюдать ряд условий:
      Явления, подлежащие изучению, наблюдаются в  обычных для них условиях, без  внесения каких-либо изменений в  их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления.
      Наблюдение  проводится в условиях, наиболее характерных  для изучаемого явления.
      Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.
      Наблюдение  проводится не однократно, а систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в  различных ситуациях, наиболее характерных  для данного явления.
      Для регистрации результатов наблюдения могут использоваться технические  средства: запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку, применение фотосъемки и киносъемки. В условиях предварительного следствия и судебного разбирательства  технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального  закона.
      Наблюдение  бывает: непосредственное и опосредствованное, не включенное и включенное.
      При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь  и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель  исправительного учреждения и др.
      Опосредствованное наблюдение встречается в тех  случаях, когда получают сведения о  наблюдении, произведенном другими  лицами. Данный вид наблюдения имеет  особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в  протоколах допросов других лиц, в заключениях  экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т. д.
      Не  включенное наблюдение - это наблюдение со стороны, в котором исследователь - постороннее для исследуемого человека или группы лицо.
      Включенное  наблюдение характеризуется тем, что  исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Преимущество включенного наблюдения - непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация  событий, которые при невключенном наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя.
      Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях  применяется также метод субъективного  наблюдения - интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами  из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим  психическим состоянием.
      Научная ценность данных самонаблюдения зависит  от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как  показывают жизненные наблюдения и  экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства  и умалять свои недостатки.
      Не  являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или  иных факторов на участников следственного  или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.  

      Метод беседы 

      Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к  различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным.
      В таких случаях с успехом применяется  метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя  вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).
      Материал, который при этом собирается, имеет  речевую форму. Исследователь судит  об изучаемом явлении по речевым  реакциям собеседника.
      Эффективность беседы зависит от:
    способности исследователя вступать в личный контакт с собеседником; 
    наличия тщательно продуманного плана беседы;
    умения исследователя задавать не прямые, а косвенные вопросы.
      Значимость  беседы зависит от объективности  получаемых с помощью этого метода данных. Поэтому рекомендуется получать в беседе больше фактической информации, одни вопросы должны контролироваться другими, рекомендуется пользоваться магнитофонными записями, регистрирующими не только содержание бесед, но и интонации. Повторение беседы с тем же самым лицом, но с несколько измененным планом во избежание трафаретности, - одно из условий эффективности метода.
      Метод беседы в значительной степени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются  некоторые сходные требования. В  частности, предпосылкой его успешности является создание обстановки непринужденности, дающей возможность естественно  сочетать свободный рассказ с  ответами на конкретные вопросы, которые  уточняют, дополняют и контролируют изложение.
      Иногда  целесообразно проводить беседу в условиях, наиболее привычных для  человека, личность которого изучается. Поэтому, если допрос имеет целью  только ознакомление с личностью, можно  провести его по месту работы, жительства, отдыха данного лица.  

      Анкетный метод 

      Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод  основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых  процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области  юридической психологии анкетный метод  применяется достаточно широко от судебно-следственной и исправительной сфер деятельности до области правореализации.
      Параллельно с анкетированием применяется "автомат  общественного мнения" (телефонный опрос). Главное его достоинство - полная анонимность. Благодаря этому  на целый ряд "критических" вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.
      Разновидностью  опроса является метод интервью. В  ходе интервью человек высказывает  свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. С его помощью можно  получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет  узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и  путях ее снижения и т.д.
      Интервьюируя  судей, можно получить информацию о  путях формирования их внутреннего  убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках  и достоинствах судебной процедуры  и т. д.
      Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических  выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной  деятельности.  

      Биографический метод 

      Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет  биографический метод. Сущность этого  метода заключается в собирании  и анализе материалов биографического  характера, проливающих свет на особенности  человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание  и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.
      Биографический  метод исследования привлекал к  себе внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. С целью  изучения личности преступников разрабатывались  различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее  время.
      Известен, например, вопросник, разработанный  итальянским профессором Оттоленги. Наибольший интерес представляет для  представителя юридической психологии та часть вопросника, "... где предусматривается  получение сведений о семье изучаемого, наследственности, условиях жизни и  воспитания, привычках (наркотики, алкоголь, курение), излюбленных занятиях и  развлечениях (азартные игры и пр), данные о поведении в семье, на работе, на военной службе, за границей, об отношении  к полиции и преступным элементам, родственных связях и знакомствах"'. Подобные вопросники позволяют изучить  личность преступника более полно  и методично.
      Отдельные аспекты биографического метода в следственно-судебной и пенитенциарной практике являются важным средством  получения информации, которая может  быть использована в тактических  целях.
      По  своей сущности к биографическому  методу близок метод обобщения независимых  характеристик, цель которого - собирание  данных о личности от различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных  лицами, с которыми исследуемый находился  в тех или иных отношениях.
      Важнейшими  официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:
    характеристика с места работы, учебы, жительства;
    старые уголовные дела, если изучаемое лицо было ранее судимо. Большую пользу при этом приносит анализ протокола судебного заседания. В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам и т. д);
    личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание). Из него можно получить информацию о поведении в колонии, об отношении к близким и др.;
    медицинские карты, истории болезни;
    акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.
 
      Экспериментальный метод 

      Это ведущий метод в психологической  науке. Он направлен на изучение психических  явлений в специально созданных  для этого условиях и по своей  сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.
      Лабораторный  эксперимент в основном применяется  в научных исследованиях, а также  при проведении судебно-психологической  экспертизы. Недостатком данного  метода является трудность использования  лабораторной техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных  условиях. Указанные недостатки преодолеваются при использовании метода естественного  эксперимента.
      При естественном эксперименте его участники  воспринимают все происходящее как  подлинное событие, хотя изучаемое  явление ставится экспериментатором  в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.
      В качестве примера можно привести эксперимент, проведенный румынскими криминалистами с целью проверки достоверности свидетельских показаний. На рынке в Бухаресте инсценировались  ссора и драка. Изучаемыми были лица, которые находились в этот момент на рынке, и те, кто впоследствии производил по этому эпизоду расследование. Никто из них не знал, что имеет  дело с инсценировкой. Все происходившее  незаметно для присутствовавших фиксировалось с помощью киносъемки и звукозаписи. Поведение "нарушителя" было заранее отрепетировано. Большая  часть свидетелей была допрошена  в срок от 7 до 14 часов после "происшествия", трое - спустя два месяца. Показания  не только протоколировались, но и записывались на магнитофонную ленту.
      Свидетелям  задавались вопросы, касающиеся поведения "нарушителя" до и в момент инцидента, его внешности, времени "происшествия". Было проанализировано 232 ответа. Наиболее точными оказались показания, относящиеся  к основным моментам события. Они  позволяли установить наиболее существенные стороны происшествия с достаточной  степенью точности: 85% ответов были правильными, 6% - неуверенными, 8% - неправильными  и 1% не был связан с существом  дела. Данный эксперимент развеял  скептицизм ученых относительно достоверности  свидетельских показаний.
 

       Законодательный эксперимент 

      Проверка  психологических предпосылок эффективности  правовых норм может быть проведена  в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент. Имеются в виду предложения по усовершенствованию законодательства, которые, прежде чем быть окончательно принятыми, должны пройти испытание  в течение определенного срока  на ограниченной территории или даже территории всей страны, что позволяет  избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Такого рода эксперименты проводились как за рубежом, так  и в нашей стране. Так, в экспериментальном  порядке в Англии в 1965 году было приостановлено (до 31 июля 1970 года) применение смертной казни. По истечении этого срока  парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), или вернуться к ранее  существовавшему положению, когда  смертная казнь предусматривалась  как высшая мера по ряду категорий  дел об убийствах.
      В настоящее время в некоторых  областях России проводится экспериментальная  апробация института присяжных  заседателей, которые рассматривают  уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.  

      Формирующий эксперимент 

      Существует  также еще один вид экспериментального метода, который может быть использован  в юридической психологии - это  формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучение психических  явлений в процессе обучения и  профессиональной подготовки путем  внедрения наиболее активных методов  обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются  профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.
      В модифицированном виде этот метод может  быть использован в деятельности исправительных учреждений. С его  помощью осужденным могут прививаться  навыки к труду, новые взгляды  и отношение к обществу, формироваться  социально приемлемое поведение.  

      Ассоциативный эксперимент 

      Наконец, можно отметить еще одну разновидность  экспериментального метода - ассоциативный  эксперимент, впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном  и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть его в том, что испытуемому  предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается  время реакции, т. е. интервал между  словом и ответом. Более подробно применение данного метода для психодиагностики (определения причастности подозреваемого к совершению преступления) будет рассмотрено в главе об истории развития юридической психологии.  

      Метод тестов 

      Разновидностью  экспериментального метода, применяемой  в более узком диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно  используется для решения различных  вопросов: проверки уровня интеллектуального  развития, определения степени одаренности  детей, профессиональной пригодности, для выявления личностных параметров.
      В современной психологии наибольшее распространение получили тесты  оценивания, прожективные тесты и  личностные опросники.
      В юридической психологии могут в  ряде случаев применяться прожективные (или аффективные) тесты. Они предназначены  для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них  являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты с помощью  рисунков и др.
      В качестве примера можно привести последний тест: ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать  вывод о том, кто доминирует в  семье - отец или мать.
      Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает  разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого  просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от нее, расторгнуть  брак и т. д.
      Личностные  опросники построены по принципу самооценки человеком себя. Среди  них наиболее известен тест "ММРI", содержащий 384 утверждения. По результатам  ответа составляется психологический  профиль личности. Аналогично построены  опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности  личности, второй - степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность  определить тип темперамента и некоторые  личностные свойства.
      Наиболее  широко используются тесты при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.  
 
 

      Метод анализа продуктов  деятельности человека 

      Продукты  человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим  раскрыть многие особенности человеческой психики.
      Анализ  продуктов деятельности позволяет  охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении  к труду и т. д.
      Важную  роль в юридической психологии играет изучение процессов и результатов  правоприменительной деятельности. Для выяснения роли личностного  фактора, профессионального мастерства необходимо обобщение передового опыта, а также ошибок в деятельности правоохранительных органов, возникающих  в результате действия различных  психологических факторов. С этой целью изучаются материалы по обмену опытом, публикации известных  юристов, в которых раскрываются секреты их мастерства и даются советы по преодолению профессиональной деформации и других негативных явлений.
      Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления.
      Криминалистам хорошо известно, что преступники-рецидивисты, "специализирующиеся" на каком-то определенном виде преступления, обычно совершают их одним и тем же способом. Повторяясь, способ преступления образует так называемый "преступный почерк". Иногда "визитной карточкой" преступника может служить посягательство на одни и те же предметы, например, кража только картин (драгоценных  изделий, видеотехники, автомашин).
      Знание  способа совершения преступления для  раскрытия преступления использовано криминалистикой еще в конце XIX века, когда был разработан специальный  вид криминалистического учета  преступников - по способу совершения преступления - М08.
      Изучение  способа, места и времени совершения преступления иногда позволяет установить некоторые личностные особенности  преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.). Расчленение  трупа или попытки его уничтожения  путем сожжения могут свидетельствовать  о хладнокровии или эмоциональной  тупости преступника (иногда это  признак психического отклонения).
      По  способу совершения преступления могут  быть установлены так же профессиональные навыки и умения, уровень интеллектуального  развития, способности обвиняемого. Изготовление, например, поддельных штампов, печатей, денежных купюр под силу далеко не каждому человеку; вскрытие сложно устроенных сейфов требует обстоятельных  знаний и отменных способностей.
      Анализ  способа совершения преступления может  свидетельствовать об эмоциональном  состоянии преступника. Нанесение  потерпевшему большого количества телесных повреждений может указывать  иногда на то, что преступник находился  в состоянии сильного эмоционального возбуждения или аффекта.  

      Метод психологического анализа документов 

      Документ  в широком значении этого слова (т. е. то, что записано, нарисовано или  изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие  сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие  отношения к праву. Остановимся  пока на юридических документах.
      В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии  следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий, например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего лица и т.д.
      Особенно  богат психологическим содержанием  анализ судебной практики, поскольку  он является прежде всего изучением  судебных казусов, т. е. случаев, по которым  было вынесено судебное решение.
      Если  юриста интересует главным образом  правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем  анализе будет стремиться увидеть  жизненную ситуацию, сочетание в  ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые выявило судебное решение.
      В судебных решениях психолога интересуют жизненные факты, ибо они позволяют  говорить о нравственно-правовом состоянии  общества. Вот почему решения, скажем, по бракоразводным делам, обычно весьма бедные в правовом плане, являются по своей фактической стороне ценным материалом для социологического, социально-психологического и психологического изучения семейной жизни. То же самое можно сказать  и о решениях по делам об ответственности  родителей за совершение их детьми правонарушений, где зримо выступают  дефекты правовой социализации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.