На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетное устройство РФ и основные направления его совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение

 
     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
     Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
     Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.
     Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором в 90-х годах оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
     Но  на этом проблемы бюджета нашей страны не закончились.
     Последовавшие затем кризисы 1998 и 2008 годов, а также постоянный дефицит бюджета показали, что наша финансовая система до сих пор имеет множество недостатков и ее изучение необходимо для создания более эффективного механизма формирования финансовой системы страны.
     В связи с этим изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.
     Таким образом, целью данной конкурсной работы является исследование бюджета Российской Федерации.
     В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
     - исследование особенностей бюджета  и бюджетной системы Российской  Федерации;
     - исследование особенности бюджетных  процедур, связанных с его принятием, исполнением и контролем за исполнением;
     - анализ бюджета Российской Федерации  за первое полугодие 2010 года.
     Для написания работы нами применялись  как теоретические, так и эмпирические методы исследования.

1. Теоретические основы бюджетного устройства Российской Федерации

     1.1 Бюджет как централизованный денежный фонд государства и основной финансовый план

 
     Бюджет - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
     Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической  системе, они присущи экономике  как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.
     Важнейшим инструментом государственного регулирования  экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.
     Развитие  бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизации экономики, развитие её частного сектора, приватизацию производства и др.
     Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда1.
     Экономическая роль государственного бюджета
     Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
       В бюджете ежегодно централизуется  часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальные науки и др.
     Развитие  бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство.
     Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.
       Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций.
     Бюджет  является также мощным рычагом государственного регулирования экономики - воздействуя им, можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
       Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.
       Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами, государственный бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятии и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.
     Выступая  центральным звеном в общей системе  государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.
     Являясь частью финансовых отношений, государственный  бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:
     - бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;
     - посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода между важнейшими сферами общественного производства, внутри отраслей.
     Понятие «бюджет» имеет несколько аспектов: материальный, экономический и юридический. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.
     Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
     Сущность  государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.
     Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституций страны и  ее государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
     В соответствии с Конституцией РФ2 (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
     - федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
     - бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
     -  местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).
     Бюджетное планирование. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В условиях стабилизации экономики составляются среднесрочные бюджетные планы на 3 года.
       Осуществление расходов бюджета  достигается при помощи бюджетного финансирования. Под бюджетным финансированием понимается система представления денежных средств организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы, форма и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.
     Расходы бюджетов играют важнейшую роль в  финансовой системе РФ. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям, территориям и является выражением экономической политики государства. В настоящее время существует целый ряд задач, которые необходимо решить в области бюджетных расходов:
     - обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
     - снизить расходы на содержание государственного аппарата;
     - расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
     - снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
     - усилить контроль над использованием бюджетных средств;
     - обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование3.
     Все эти задачи направлены на то, чтобы  сделать экономику РФ социально-ориентированной.
       Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства, играет и экономическую, и политическую роль.

     1.2 Понятие и особенности  бюджетной системы  и бюджетного устройства  Российской Федерации

 
     Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов всех уровней власти и управления, что определено Бюджетным кодексом РФ4.
     Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
     1 уровень - федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
     2 уровень - бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;
     3 уровень - местные бюджеты.
     Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. В соответствии с Бюджетным кодексом консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
     Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы в соответствии с принципами ее построения.
     Оно определяется типом государственного устройства, которое бывает двух видов: федеративное и унитарное.
     Распределение и закрепление функций, а также  доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов.
     Важнейшими  принципами бюджетного устройства РФ являются:
     - единство;
     - принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ;
     - самостоятельность бюджетов;
     - принцип полноты отражения доходов  и расходов;
     - сбалансированность;
     - эффективность и экономность  использования бюджетных средств;
     - принцип общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;
     - гласность;
     - достоверность;
     - адресность и целевой характер  бюджетных средств.
     Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
     1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
     2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы предполагает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
     3. Принцип самостоятельности бюджетов
     4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат обязательному отражению и в полном объеме.
     5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
     6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить их необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
     7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
     8. Принцип гласности предполагает обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении
     9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
     10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
     Кроме того, можно выделить принцип своевременности, заключающийся в том, что бюджет должен быть принят как закон до начала бюджетного года5.
     Бюджетный год - это период в 12 месяцев, в течении которого осуществляется исполнение бюджета. Льготный срок - это дополнительное время (1-5 месяцев), предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, начатого в текущем году.
     В каждой стране состав бюджета, структура его доходов и расходов сложились исторически и имеют свои специфические особенности.
     Практически во всех странах мира, в т.ч. и в  РФ бюджет делится на текущий, из которого осуществляется финансирование текущих затрат и бюджет развития - финансирование капитальных вложений.
     Бюджет развития - составная часть расходов Федерального бюджета. Он формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обслуживания инвестиционных проектов.
     Средства  бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних займов РФ на инвестиционные цели и части  доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности.
     Средства  бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе на условиях возвратности, срочности и платности.
     Осуществление расходов бюджета производится путем  бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
     - достижение максимального эффекта при минимальных затратах.
     - целевой характер использования бюджетных ассигнований.
     - предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
     - безвозвратность бюджетных ассигнований (однако, вместе с тем широко применяется кредитование предприятий путем предоставления бюджетных ссуд).
     Одним из инструментов, обеспечивающих принцип  единства бюджета, является бюджетная  классификация.
     Так как доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, что и осуществляется путем применения единой бюджетной классификации. Этот документ утвержден ФЗ «О бюджетной классификации РФ».
     В соответствии с Бюджетным кодексом Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
     Бюджетная классификация РФ включает:
     Классификацию доходов бюджетов РФ - группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основанная на законодательных актах, определяющих источники формирования этих доходов;
     Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (капитальные вложения, заработная плата, субсидии...);
     Ведомственную классификацию расходов бюджетов - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета (по министерствам, ведомствам, комитетам, а внутри них по секторам и отделам);
     Функциональную  классификацию расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства;
     Классификацию источников финансирования дефицитов  бюджетов РФ - группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов6.
     Экономическая теория определяет три состояния  бюджета:
     1. Доходы равны расходам - баланс  бюджета
     2. Доходы меньше расходов - дефицит бюджета
     3. Доходы больше расходов - профицит  бюджета (излишек)
     Причины возникновения дефицита бюджета:
     Войны. Они требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, сеньеража - денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.
     Стихийные бедствия, которые вызывают резкое возрастание расходов государства.
     Другим  фактором, порождающим дефицит, являются спады производства, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и НД сокращаются, автоматически снижаются и налоговые поступления. В то же время расходы бюджета сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В результате возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами бюджета, растет дефицит.
     Рост  дефицита бюджета может быть связан и с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей государства ростом расходов и их неэффективностью.Слабость национальной валюты, ее недостаточность для экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению денежных суррогатов (вексель), неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет и, как следствие, к его дефициту.
     Нерациональная  налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут привести к росту дефицита бюджета вследствие сокращения хозяйственной деятельности и деловой активности.
     Различают два вида дефицита бюджета: структурный  и циклический дефицит.
     Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства.
     Уровень дефицита государственного бюджета  определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Нужно помнить, что дефицит бюджета считается естественным явлением для экономики, если его уровень не превышает 2-3 % от ВНП. Можно сделать вывод, что основными последствиям большого бюджетного дефицита являются рост государственного долга, налогов, инфляция, поглощение инвестиционного капитала, уменьшение покупательной способности спроса, снижение уровня жизни населения и обострение социальной напряженности.
     Мировая финансовая практика выработала способы  финансирования (покрытия) дефицита государственного бюджета, а именно:
     1. За счет государственных займов;
     2. За счет денежной эмиссии;
     3. Применение мер фискального характера,  связанных с увеличением доходов  или снижением расходов бюджета.
     Существуют  разные точки зрения по поводу регулирования  бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции.
     Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку. Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен сбалансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивают расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем короткий, бюджетный дефицит останется. Третья концепция - концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он - увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики7.

2. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации

     2.1 Сущность и содержание бюджетного федерализма

 
     Бюджетный федерализм - система налогово-бюджетных взаимоотношений вышестоящего и нижестоящих органов власти и управления на всех ступенях бюджетного процеcca.
     Бюджетный федерализм - чрезвычайно сложное и многогранное явление, охватывающее различные аспекты общественной жизни: политический, правовой, экономический, финансовый. Бюджетный федерализм предполагает формирование и развитие системы бюджетного устройства, соответствующей федеративному государству и позволяющей органам власти субъектов федерации и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.
     Система бюджетного устройства должна обеспечивать:
     - экономическую эффективность - создание долгосрочных стимулов для органов власти субъектов и местного самоуправления проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, содействовать росту доходов населения и экономическому развитию соответствующих территорий;
     - бюджетную ответственность - управление общественными финансами от имени и в интересах населения при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий для предоставления бюджетных (общественных) услуг, прозрачности и подотчетности налогово-бюджетной политики, сбалансированности всех стадий бюджетного процесса, повышения законодательно установленной взаимной ответственности органов власти разных уровней при выработке и проведении бюджетной политики;
     - социальную справедливость - выравнивание доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным общественным услугам и социальным гарантиям;
     - территориальную интеграцию - обеспечение единства налогово-бюджетной системы, предотвращение появления и смягчение диспропорций регионального развития, упрочение территориальной целостности страны8.
     Сочетание принципов централизма и децентрализма  в условиях бюджетного федерализма  означает, что наряду с тенденцией децентрализации, характеризующейся усилением демократических начал организации и функционирования бюджетной системы страны, необходимыми условиями являются сохранение единства государства, финансовое обеспечение общих общественных потребностей как полностью бесплатных для населения, в отличии от таких общественных потребностей, которые могут быть частично платными. Это предопределяет соблюдение приоритета федерального бюджета, выражающего общие интересы всех членов федерации.
     Понятие "бюджетный федерализм" можно определить как отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государствa, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения, включая интересы народов многонациональной федерации, проживающих на территории субъектов федерации, и входящих в них местных территориальных образований9.
     Российский  бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами федерации по бюджетным вопросам. Вместе с тем, федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов РФ, так как оно отражает их общие интересы и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.
     Специфика российского бюджетного федерализма состоит в том, что при наличии 88 территориальных систем управления бюджетными ресурсами вследствие значительного разрыва между уровнями бюджетной обеспеченности регионов функционируют принципиально разные схемы управления бюджетами регионов-доноров и регионов-реципиентов, хотя экономический потенциал любого региона создавался и создается на протяжении десятилетий усилиями всей страны. В подлинной федерации неприемлемо закрепление статуса "доноров" и "реципиентов", поскольку юридически они равноправны, а если имеют различную бюджетную обеспеченность и различный финансовый потенциал, то, как правило, в результате места и роли соответствующих субъектов в экономической и социальной системе страны в зависимости от всей совокупности обстоятельств и факторов.
     Для экономики федеративного государства  неприемлема излишняя концентрация бюджетных средств как на федеральном  уровне, так и на уровнях субъектов  Федерации и местного самоуправления. В первом случае неизбежно нарастание социальной напряженности в обществе, поскольку большая часть конституционных прав граждан реализуется за счет средств бюджетов республик, краев и областей, районов и городов, экономика и социальная сфера которых развиты не в одинаковой степени по ряду объективных причин, включая естественные факторы. Во втором случае может произойти ослабление реализации государственных функций, что неизбежно ведет к спаду производства, снижению доходов консолидированного бюджета, иным негативным социальным последствиям.
     Экономическая политика в федеративном государстве является результатом согласованных усилий, взаимодействия всех уровней власти в решении как федеральных, так и региональных задач социально-экономического развития страны. Основной вопрос федеративных отношений - разграничение полномочий по предметам совместного ведения и усиление компетенции и ответственности местных и региональных властей в обеспечении функций социальной сферы. В соответствии с принципом субсидиарности органы местного самоуправления, субъекты РФ передают центру только те полномочия, которые не в состоянии реализовать собственными силами.
     Доходы  территориальных бюджетов (региональных и местных) формируют основу территориальных финансовых ресурсов, обеспечивают материальную базу для выполнения возложенных на соответствующие органы государственной власти функций.
     Воздействие местных властей на процессы социально-экономического развития на территории соответствующих  административных образований непосредственно  зависит от устойчивости доходной базы региональных и местных бюджетов10.
     Разграничение бюджетных доходов в Российской Федерации в настоящее время предусматривает использование как собственных, так и передаваемых на постоянной или долговременной основе долевых отчислений от собственных доходов более высокого уровня бюджетной системы. Иначе говоря, в системе межбюджетных трансфертов ключевую роль играют формы перераспределения средств из бюджета одного уровня на другой.
     В процессе исполнения утвержденных бюджетов не исключено увеличение или уменьшение доходов или расходов по независящим от соответствующего органа власти причинам, например в результате совершенствования налогового и бюджетного законодательства, перераспределения полномочий по финансированию определенных расходов и т.п.
     Операции  по передаче средств из одних бюджетов в другие, связанные с возникновением указанных условий, также относят к взаимным расчетам, а сами средства называют бюджетными компенсациями. Это суммы, утверждаемые и перераспределяемые в бюджеты другого уровня для возмещения недостаточных доходов и покрытия возрастающих расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.
     Потребность в регулировании бюджетов в пределах финансового года порождает необходимость предоставления не только межбюджетных компенсаций, но и выделения внутрибюджетных кредитов.
     Будучи  составной частью механизма внутрибюджетных  заимствований, данная форма обеспечения  бюджетных поступлений также  базируется на перераспределении средств  между бюджетами и, безусловно, приводит к появлению конкретных бюджетных взаимосвязей. Но это уже возмездные отношения, отличные от межбюджетного субсидирования11.
     В рамках бюджетного регулирования особое значение уделяется бюджетному выравниванию. 

     2.2 Цели и формы бюджетного выравнивания

 
     Бюджетное выравнивание представляет собой выравнивание бюджетной обеспеченности региональных и местных бюджетов с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бюджетных услуг гарантированного государством объема и качества вне зависимости от территории проживания.
     Бюджетное регулирование - выравнивание финансовых возможностей территорий. Потребность в таком регулировании возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично (по разделённым налоговым ставкам или в процентных долях), для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.
     Межбюджетное  регулирование осуществляется, как  правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной системы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.
     Вертикальное  выравнивание связано с наделением региональных и муниципальных органов управления финансовыми ресурсами соразмерно их собственным полномочиям, закрепленным за ними федеральным законодательством, а также с предоставлением финансирования для реализации делегированных государственных полномочий.
     Горизонтальное  выравнивание - это предоставление региональным и муниципальным органам власти финансовой помощи в случае невозможности ими самостоятельно формировать необходимый бюджетный фонд из-за отсталости социально-экономического территориального развития и низкого уровня финансового и налогового потенциала территории.
     Инструментами бюджетного выравнивания являются:
     - нормативные отчисления от регулирующих доходов;
     - дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
     - субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
     - субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
     - бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
     - взаимные расчеты - межбюджетные перечисления, связанные с изменением бюджетного и налогового законодательства;
     - "отрицательные трансферты" - субвенции из нижестоящего бюджета с высокой бюджетной обеспеченностью в вышестоящий бюджет с целью перераспределения данных средств в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности для экономически слабых территорий.
     В федеративном государстве различают  вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы. Соответственно механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций, т.е. устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой - на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.
     Корректирование вертикальных диспропорций нацелено на устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, ибо центральное правительство, обладая гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять дисбаланс региональных бюджетов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.