На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Следователь как участник уголовно-процессуальных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
 Введение
1. Общая характеристика понятия и субъектов уголовно-правовых отношений.    
 2. Роль следователя в процессе предварительного расследования
     2.1. Предварительное следствие: общая характеристика
     2.2. Система общих условий предварительного расследования и                    характеристика их видов.
3. Построение и применение следственных версий.
     3.1. Принципы и методы построения следователем следственных версий.
    3.2. Классификация следственных версий.
     3.3 Процесс перехода следственных версий от построения
 к проверке и их  применению.
 Заключение
Библиографический  список
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 В отличие от других  социальных идей и политических  ориентаций демократическое правовое  государство при верховенстве  правового закона и приоритете  прав человека и гражданина  практически воспринято обществом  как будущее государственного  строя России. Решение этой задачи  связано не только с созданием  современного законодательства, обеспечением  законности деятельности государства  и его органов, независимого  правосудия, но с преодолением  достигшего опасных пределов  правового нигилизма, находящегося  на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований, социальной реконструкции общества, его новых экономических и политических направлений развития. Все вышесказанное в полной мере относится к фигуре следователя, образ которого целенаправленно популяризируется в последнее время средствами массовой информации. Крайняя общественная необходимость и полезность работы следователя сопряжена с большой ответственностью за принимаемые им решения, используемые принципы и методы расследования. Именно поэтому обстоятельства при которых следователь реализует круг своих должностных обязанностей всегда были и останутся отдельной темой для исследования.
 
 
 
1. Общая характеристика понятия и субъектов уголовно-процессуальных отношений.
         Понятие уголовно-процессуальных отношений.
 Уголовно-процессуальные отношения - это те отношения, которые регламентируются нормами уголовно-процессуального права устанавливающего определённые права и соответствующие им обязанности участвующих в процессе государственных органов должностных лиц,, общественных организаций и отдельных граждан.
 Уголовно-процессуальные  отношения являются частью процессуальных  отношений, которые можно характеризовать,  следующим образом:
1) процессуальные отношения  могут существовать не иначе  как в форме правовых;
2) в процессе реализации  процессуальных отношений применяются  не только нормы процессуального,  но и нормы материального права; 
3) для всех процессуальных  отношений в совокупности существует  общий объект, для каждого индивидуального  правоотношения - специальный объект;
4) процессуальным отношениям  свойственны системность и множественность;
5) процессуальные правоотношения  многосубъектны. 1
 Наряду со свойствами, присущими всем процессуальным  отношениям и по-разному проявляющимися  в различных видах процессуальных  отношений (уголовно-процессуальных, гражданских процессуальных), существуют  особые признаки (свойства, особенности), присущие лишь каждому виду  процессуальных отношений. 
 К признакам, присущим  уголовно-процессуальным отношениям  относятся следующие:
1) уголовно-процессуальные  отношения играют служебную роль  по отношению к уголовным материальным  правовым отношениям, что обусловлено  тем, что первые служат средством  установления вторых;
2) всем уголовно-процессуальным  отношениям в совокупности и  каждому из них в отдельности  свойственно публично-правовое начало;
3) движению и развитию  уголовно-процессуальных правовых  общественных отношений свойствен  много стадийный характер;
4) уголовно-процессуальные  правоотношения изменяются, уголовные  материальные правовые общественные  отношения стабильны; 
5) состав центрального  уголовно-процессуального отношения  обусловлен соответствующими компонентами  материального правоотношения;
6) уголовно-правовые отношения  непрерывны (перманентны); уголовно-процессуальные  отношения могут быть прерывистыми (дискретными).
 В отличие от материальных  правоотношений, каждое из которых  может существовать само по  себе, процессуальные отношения  существуют лишь в системе,  они связаны между собой, взаимообусловлены.
 Подчеркивая множественность  отношений, складывающихся на  разных этапах уголовного судопроизводства, необходимо всегда иметь в  виду, что эти отношения не  разрозненны, а взаимосвязаны  и взаимообусловлены: одни сменяют  другие, которые в свою очередь  вызывают к жизни иные отношения.  Например, отношение между следователем  и обвиняемым, представляя собой результат функционирования комплекса процессуальных отношений, порождает множество других отношений: между следователем и обвиняемым, между следователем и защитником обвиняемого, между прокурором и следователем, между защитником и прокурором и т. п. Столь тесная взаимосвязь и зависимость процессуальных отношений позволяет сделать вывод о наличии в уголовном судопроизводстве системы уголовно-процессуальных отношений.
 В связи с этим  хотелось бы отметить следующее.  Например, гражданскому процессу  не свойственна многостадийность в той мере, в какой она присуща уголовному судопроизводству. Нет в гражданском процессе стадий возбуждения уголовного дела, дознания и предварительного следствия, предания суду. В силу этого субъектом всех процессуальных отношений является один представитель власти - суд (в уголовно-процессуальных отношениях субъектом может быть суд, следователь, начальник следственного отдела, прокурор, лицо, производящее дознание).
 Изложенное позволяет сделать вывод о недопустимости автоматического перенесения рассматриваемой конструкции в область уголовного процесса.
 В процессе уголовного  судопроизводства функционирует  множество отношений. Будучи индивидуализировано,  каждое из них играет определенную  роль в общей системе уголовно-процессуальных  отношений. В систему отдельные  правоотношения объединяет общий  объект, т. е. содержание материально-правового отношения. Требования УПК РФ достаточно определенно убеждают в этом: акцентируя внимание на необходимости установить состав преступления, они тем самым предписывают установить уголовно-правовое отношение. Именно это, а не отвлеченная идея единого уголовно-процессуального отношения объединяет процессуальные отношения в систему.
 Сказанное, однако, не  означает, что каждое из слагаемых  этой системы не имеет самостоятельного  значения. Больше того, каждое процессуальное  отношение имеет только ему  присущие содержание, объект и субъектный состав. Сообразно этому мы считаем методологически оправданной попытку классифицировать эти отношения:
1) отношения между органом  власти и обвиняемым (подсудимым);
2) отношения между органами  власти в сфере уголовного  судопроизводства (между следователем  и органом дознания, прокурором  и следователем, судом и прокурором  и т. п.);
3) отношения между органами  власти, с одной стороны, и лицами, защищающими свои процессуальные  или иные интересы в уголовном  процессе, а также их защитниками  или представителями - с другой;
4) отношения органов власти  со свидетелями и экспертами, т. е. лицами, привлекаемыми в  сферу судопроизводства ввиду  их возможности дать показания  (заключение);
5) отношения между органами  власти и иными гражданами (специалистами,  понятыми, переводчиками и т. п.);
6) отношения между органами  власти и представителями государственных  организаций (работники учреждений  связи при наложении ареста  на корреспонденцию; представители  домоуправления или учреждения  по месту производства обыска; представители исправительно-трудовых  учреждений и т. п.);
7) отношения между органами  власти и представителями общественности  и общественными организациями  (комиссии по делам несовершеннолетних  и их представители, наблюдательные  комиссии и их представители,  общественные обвинители и общественные  защитники, иные общественные  организации, коллективы трудящихся).
 Из этого круга представляется  правомерным выделить центральное  правоотношение. Таким является  отношение между обвиняемым и  государственными органами власти  в процессе производства по  уголовному делу, преступные действия  которого составляют предмет  уголовного преследования и судебного  разбирательства. Все другие правоотношения, возникающие и развивающиеся в уголовном процессе, подчинены, в конечном счете, наиболее правильному, соответствующему интересам правосудия развитию именно этого, стержневого правоотношения.
 До вынесения постановления  о привлечении лица в качестве  обвиняемого следователь (и орган  дознания) направляют свою деятельность  именно к тому, чтобы установить, кто и какое совершил преступление. Установив это, следователь (орган  дознания) выносит постановление  о привлечении лица в качестве  обвиняемого, формулируя свое  представление о содержании и  характере уголовно-правового отношения.  В установлении этого отношения  и состоит весь смысл уголовно-процессуальных  отношений. В процессе производства  по делу может изменяться и  уточняться содержание уголовно-процессуального  отношения между органом власти  и обвиняемым, пока, в конечном  счете, через их посредство  суд не сделает в приговоре  вывода о наличии уголовно-правового  отношения или о его отсутствии  либо не установлении (не доказанности).
 При исследовании уголовно-процессуальных  отношений, при определении сущности, содержания, объекта и направления  их развития необходимо учитывать  их тесную связь с соответствующими  компонентами уголовно-правового  отношения. При этом ключевое  значение отводится уголовно-правовому  отношению. 
 Детерминированность  уголовно-процессуальных отношений  отношениями материальными означает, что первые возникают тогда  и постольку, когда и поскольку  имеется потребность установления  и, последующей реализации уголовно-правовых  отношений. Иначе говоря, если  уголовно-правовые отношения возникают  с момента совершения преступления, то уголовно-процессуальные отношения  - лишь после того, как государственные  органы получают информацию о  готовящемся, совершенном или  якобы совершенном преступлении. При этом, как правило, неизбежен  разрыв во времени между возникновением  уголовно-правового (момент совершения  преступления) и уголовно-процессуального (момент получения информации о совершенном преступлении) отношений.
 Если преступлением  причинен материальный ущерб,  то это вызывает не только  уголовно-правовые, но и гражданско-правовые  отношения. Ввиду того, что доказывание  гражданского иска в уголовном  процессе производится по правилам УПК РФ, уголовно-процессуальные отношения в этих случаях являются средством установления не только уголовных, но и гражданских правоотношений.
 К моменту расследования  уголовно-правовое отношение уже  сложилось, его формирование происходит  в момент возникновения. Оно  существует объективно. Поэтому ни следователь, ни суд не могут, ни "развернуть" его, ни "уточнить", ни "конкретизировать". У следователя, органа дознания, прокурора и суда могут быть полные или отрывочные (частичные) представления об уголовном правоотношении, могут быть более или менее конкретные знания о нем; эти знания в процессе производства по делу уточняются, изменяются. Но изменение представления (субъективного убеждения) об уголовно-правовом отношении не может его ни изменить, ни уточнить, ни развернуть, ни конкретизировать.
 Сказанное не исключает,  что процессуальные отношения  могут возникать и развиваться  и при отсутствии уголовно-правовых. Но это - исключение, а не правило, свидетельствующее не о закономерностях, а о наличии ошибок при возбуждении, расследовании или судебном рассмотрении дела.
 Характер и содержание  уголовно-процессуальных отношений  меняются, в соответствии, с чем  в процессе производства по  делу может неоднократно изменяться  представление следователя или  суда о содержании уголовно-правового  отношения, в связи с которым  они возникли.
 Изменение объема знаний  об уголовно-правовом отношении  неизбежно приводит к изменению  обвинения, а следовательно, и содержания центральных уголовно-процессуальных отношений (между следователем или судом, с одной стороны, и обвиняемым - с другой). Это также вызывает трансформацию прав и обязанностей, так как изменение обвинения порождает или прекращает известные правомочия государственных органов (возможность изменения меры пресечения, изменение подсудности или подследственности; обязательность участия в деле прокурора или защитника, переводчика и т. п.).
 Центральные уголовно-процессуальные  отношения характеризуются наличием  нескольких процессуальных рубежей,  при прохождении через которые  их содержание может быть уточнено  или изменено. Таковыми, в частности,  являются:
* предъявление (или перепредъявление) обвинения;
* утверждение обвинительного  заключения;
* предание суду; вынесение  приговора, кассационного определения  и определения (постановления)  надзорной инстанции.5
 В уголовном процессе, как и в любой другой сфере  правового регулирования, один  субъект (должностное лицо или  гражданин) может реализовать  свои права лишь в случае, если  другой субъект при этом наделяется  соответствующими обязанностями.  Потерпевший может использовать  право на заявление ходатайств  лишь в том случае, если на  следователя, суд, прокурора возложена  обязанность их рассмотреть. Свидетель может реализовать право собственноручно записать показания на предварительном следствии, если следователь разъяснит ему это право и обеспечит возможность его осуществления. Во всех приведенных, как и в других, случаях уголовно-процессуальный закон исходит из того, что правам одного субъекта правоотношений соответствуют обязанности другого. 6
 Динамичность уголовно-процессуальных  отношений проявляется еще в  одном аспекте. За время существования  одного и того же уголовно-правового  отношения процессуальные отношения могут (и притом неоднократно) прекращаться и вновь возобновляться. Это может иметь место при необоснованном прекращении уголовного дела; при выявлении новых обстоятельств, существенно влияющих на решение вопроса об уголовной ответственности, в период реализации уголовно-правового отношения, т.е. после вступления в силу обвинительного приговора; при необходимости изменить объем уголовной ответственности в порядке условно-досрочного освобождения от наказания, освобождения от наказания по болезни, досрочного снятия судимости и т. п.
 Таким образом, уголовно-правовое  отношение существует непрерывно, уголовно-процессуальные отношения  могут иметь прерывистый (дискретный) характер.
 
Субъекты уголовно-процессуальных отношений.
 Субъекты - необходимый  элемент каждого правоотношения (как и вообще любого общественного  отношения). Уголовно-процессуальным  отношениям на разных стадиях  судопроизводства присущ различный  круг субъектов. 
 Нельзя согласиться  с утверждением, что между участниками  уголовных материальных и процессуальных  отношений нет разницы. Несмотря  на то что в качестве обвиняемых, как правило, привлекаются лица, действительно совершившие преступление, материальные и процессуальные правоотношения отождествлять нельзя.
 Также невозможно полностью  согласиться с утверждением, что  субъект уголовно-процессуальных  отношений может и не совпасть  с субъектом уголовного правоотношения, так как в результате ошибки, допущенной органами расследования  и судом, может быть заподозрено,  привлечено к ответственности  и даже осуждено невиновное  лицо.
 Из сказанного вытекает, что если подозрение оказалось  обоснованным, предъявленное обвинение  подтвердилось, а обвиняемый затем  осужден, то субъекты материальных  и процессуальных отношений совпадут. В действительности разница между  субъектами правоотношения есть, и притом весьма существенная. Во-первых, в уголовно-процессуальных  отношениях государство не выступает  в качестве субъекта правоотношения, от имени государства выступает  его орган (суд, следователь,  орган дознания, прокурор и др.). Во-вторых, в уголовно-процессуальных  отношениях нет преступника (лицо, действительно совершившее преступление), а есть подсудимый, обвиняемый, подозреваемый.  В-третьих, помимо основных (центральных)  субъектов правоотношений (представитель  государства и обвиняемый) существует  множество других, которые вступают  в различные процессуальные отношения.
 Совершая преступление, лицо нарушает запреты, установленные  государством, и тем самым у  него возникают обязанности перед  государством, законы которого оно  нарушило. Поэтому государство (и  только государство) является  субъектом уголовного материального  правоотношения. Но государство  как субъект права и правоотношения  не может реализовать свои  права (и обязанности) по отношению  к преступнику иначе как через  уголовно-процессуальные правоотношения. В силу этого объект материального  правоотношения реализуется через  объект процессуальных отношений.  Аналогичный процесс трансформации  происходит с субъектом правоотношения. Когда в отношения с обвиняемым "вместо" государства вступает  его представитель, происходит  не "уточнение" органа государства,  а опосредствование одного субъекта  другим, вызванное "рождением"  уголовно-процессуальных отношений.  Участники уголовно-процессуальных  отношений различны по своей  правовой природе, как различна  их роль в сфере уголовного  судопроизводства, что в свою  очередь определяет характер  и объем их прав и обязанностей. Круг субъектов уголовно-процессуальных отношений значительно шире круга субъектов материальных правоотношений.
 В силу публично-правового  начала, присущего уголовному судопроизводству, специфической особенностью каждого  уголовно-процессуального отношения  является участие в нем представителя  государственной власти (следователь,  прокурор, суд). Без властного начала  в уголовно-процессуальных отношениях  невозможно развитие уголовного  судопроизводства, достижение стоящих  перед ним задач. Так, властные  полномочия проявляются при применении  мер процессуального принуждения,  прекращении уголовного дела  или его направлении в суд,  принесении прокурором протеста  на приговор, отмене постановления  следователя и т. п.
 Носителями этих властных полномочий являются на предварительном следствии и дознании следователь, начальник следственного отдела, лицо производящее дознание, прокурор; в стадии предания суду - суд или судья; в судебном разбирательстве, при рассмотрении дела в кассационной и надзорной инстанциях - суд.
 Обычно в уголовно-процессуальном  правоотношении участвует один  носитель властных полномочий. В  этом можно убедиться, анализируя  правоотношения, существующие между  следователем и экспертом; лицом  производящим дознание, и подозреваемым  или свидетелем; прокурором и  потерпевшим, который обжаловал  постановление следователя. 
 Существуют и такие  правоотношения, в которых оба  субъекта являются представителями  власти. К их числу можно отнести  процессуальные правоотношения, существующие  между следователем и органом  дознания; между следователем и  начальником следственного отдела; между прокурором и органом  дознания. Причем для этих процессуальных  отношений специфично, что выразителем властного начала является лишь один субъект - представитель органа государственной власти.
 Ни один из участников  уголовно-процессуальных правоотношений  вне прямой и конкретной связи  с представителем государства  (следователем; лицом, производящим  дознание; прокурором; судом) не может  реализовать свои права и выполнить  возложенные на него обязанности.  Поэтому представитель государственного  органа - обязательный участник всех  этих отношений.
 Уголовно-процессуальные  отношения носят многосубъектный характер. В процессе нет двух одинаковых участников процесса. Однако при всем различии процессуального положения участников процесса есть основания для их разделения на определенные группы.
1) представители органов  государственной власти (суд, судья,  следователь, лицо производящее  дознание, начальник следственного  отдела, прокурор);
2) лица, имеющие в уголовном  процессе правовой интерес (подозреваемый,  обвиняемый, потерпевший, гражданский  истец, гражданский ответчик);
3) защитники и представители  лиц, перечисленных в пункте  втором;
4) общественные обвинители  и общественные защитники; 
5) лица, участие которых  обусловлено тем, что их показания  или заключения являются источниками  доказательств (свидетели, эксперты);
 6) лица, выполняющие вспомогательные задачи: специалисты, переводчики, понятые, статисты (лица, среди которых находится лицо, предъявляемое для опознания), секретарь судебного заседания;
7) лица, участвующие в  деле в связи с избранием  меры пресечения (поручитель, залогодатель);
 8) граждане, руководители учреждений и организаций, общественные организации и их представители, участвующие при проведении или в связи с проведением отдельных процессуальных действий (лица, у которых производится обыск, выемка, осмотр; лица, присутствие которых предусмотрено при проведении обыска или выемки; лица, на переписку которых наложен арест; лица, которым описанное имущество передано на хранение, и т. п.);
9) представители мест  лишения свободы при решении  процессуальных вопросов в стадии  исполнения приговора (об изменении  режимов содержания, об условно-досрочном  освобождении и т. д.);
10) представители общественности  в стадии исполнения приговора  (наблюдательных комиссий, комиссий  по делам несовершеннолетних  и др.).
 Вступая в уголовно-процессуальные  отношения, все перечисленные  субъекты (участники уголовного  процесса) реализуют процессуальные  права и обязанности. Не одинакова  их роль в уголовном судопроизводстве, различна степень их влияния  на ход и конечный результат  уголовного процесса. Сообразно  этому далеко не одинаков объем  их правомочий. Одни из них  участвуют в процессе непродолжительное  время, другие - эпизодически, третьи - в двух или нескольких стадиях  уголовного судопроизводства. Большинство  субъектов уголовно-процессуальных  правоотношений не имеют личного  материального или процессуального  интереса. Другие такой интерес  имеют (обвиняемый, потерпевший,  гражданский истец и ответчик, защитники и представители), и  закон наделяет их правами  для отстаивания законного интереса. Главная же роль в уголовном  процессе принадлежит государственным  органам и должностным лицам,  ответственным за уголовное дело (суд, судья, прокурор, следователь,  начальник следственного отдела, лицо, производящее дознание), которые  наделены правом применения норм  закона и принятия решений  по уголовному делу.
 От этих лиц в  решающей степени зависит движение  дела, его исход, от этих лиц  зависит возможность реализации  прав другими участниками процесса. Поэтому закон их обязал не  только разъяснять права обвиняемому,  потерпевшему и другим участвующим  в деле лицам, но и обеспечить  возможность осуществления этих прав.
 Государственные органы  взаимодействуют между собой  и с другими участниками процесса. Действия участников уголовного  судопроизводства взаимосвязаны  и протекают в рамках регулируемых  нормами уголовно-процессуального  права общественных отношений.  Субъектами этих уголовно-процессуальных  отношений, являются все лица, обладающие процессуальными правами  и обязанностями. Тот или иной  субъект может быть участником  одного или нескольких процессуальных  правоотношений.
 При этом участники  уголовно-процессуальных правоотношений  вне прямой и конкретной связи  с представителем государства  (следователем, лицом, производящим  дознание, прокурором, судом) не могут  реализовать свои права и выполнять  возложенные на них обязанности.  Поэтому представитель власти, ответственный  за уголовное дело, - обязательный  участник уголовно-процессуальных  отношений.
 
Круг должностных полномочий следователя
 При производстве предварительного  следствия все решения о направлении  следствия и производстве следственных  действий следователь принимает  самостоятельно, за исключением  случаев, когда законом предусмотрено  получение санкции от прокурора,  и несет полную ответственность  за их законное и своевременное  проведение.
 В случае несогласия  следователя с указаниями прокурора  о привлечении в качестве обвиняемого,  о квалификации преступления  и объеме обвинения, о направлении  дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
 По делам, по которым  предварительное следствие обязательно,  следователь вправе в любой  момент приступить к производству  предварительного следствия, не  дожидаясь выполнения органами  дознания действий, предусмотренных  статьей 119 настоящего Кодекса.
 Следователь по расследуемым  им делам вправе давать органам  дознания поручения и указания  о производстве розыскных и  следственных действий и требовать  от органов дознания содействия  при производстве отдельных следственных  действий. Такие поручения и указания  следователя даются в письменном  виде и являются для органов  дознания обязательными.
 Постановления следователя,  вынесенные в соответствии с  законом по находящимся в его  производстве уголовным делам,  обязательны для исполнения всеми  предприятиями, учреждениями, организациями,  должностными лицами и гражданами.
 Следователь вправе  задержать и допросить лицо, подозреваемое  в совершении преступления, в  порядке и по основаниям, предусмотренным  статьями 122 и 123 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
 
 
 
 
 
2. Роль следователя в процессе предварительного расследования
2.1. Предварительное следствие.  Общая характеристика.
 Предварительное следствие  в уголовном судопроизводстве  РФ - одна из форм предварительного  расследования преступлений, осуществляемая  специально созданными для этого  органами предварительного следствия  - следователями прокуратуры, следователями  органов внутренних дел, следователями  органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов  налоговой полиции . Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела. В отличие от предварительного следствия, которое производится следователем, в суде проводится судебное следствие, которое является частью судебного разбирательства и осуществляется судом с целью исследования доказательств по рассматриваемому им уголовному делу. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, в полном объеме, наделен прокурор (ст. 37 УПК) и начальник следственного отдела (ст. 39 УПК), которыми пользуются должностные лица, не вправе производить предварительное следствие.
 В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.
 Единство этой системы  определяется уголовно-процессуальным  законом, которым руководствуются  все следователи, а также единым  прокурорским надзором и судебным  контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.
 Концепцией судебной  реформы в Российской Федерации  предусмотрено создание единого  следственного аппарата, организационно  отделенного, как от прокуратуры,  так и от МВД и ФСБ. Это  может быть следственный комитет,  имеющий статус самостоятельного  ведомства, или институт следственных судей в судебном ведомстве.
Расследование преступлений для органов предварительного следствия  является главной функцией, содержание которой состоит в быстром  и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к  законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, что выполнение данной функции может быть сопряжено  с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью  Федеральный закон "О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" установил  систему мер государственной  защиты жизни, здоровья и имущества  следователей и близких им лиц. Предварительное  следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей  наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.
 По делам, не требующим  обязательного предварительного  следствия, оно может быть произведено  только в тех случаях, когда  это признает необходимым суд  или прокурор . Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно- процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
 Гарантируя объективность  предварительного следствия, закон  установил основания, при наличии  которых следователь не может  принимать участия в расследовании  дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований  для отвода следователь обязан  устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему  может быть заявлен отвод подозреваемым,  обвиняемым, защитником, а также  потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским  ответчиком или их представителями.  Вопрос об отводе следователя  разрешается прокурором. В соответствии  с уголовно-процессуальным законом  при производстве предварительного  следствия все решения о направлении  следствия и производстве следственных  действий следователь принимает  самостоятельно, за исключением  случаев, когда законом предусмотрено  получение санкции (согласия, утверждения)  от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
 Предварительное следствие  осуществляется путем производства  процессуальных действий и принятия  процессуальных решений. Оно включает  в себя:
- производство следственных  действий (осмотр, допрос, опознание,  следственный эксперимент и др.);
- применение мер процессуального  принуждения;
- привлечение лица в  качестве обвиняемого;
- допуск к участию  в деле защитника, законного  представителя, гражданского истца  и других субъектов уголовного  процесса;
- ознакомление участников  с материалами законченного производства  при окончании предварительного  следствия и т.д.13
 Постановления следователя,  вынесенные в соответствии с  законом, обязательны для исполнения  всеми учреждениями, должностными  лицами и гражданами. Следователь  обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями  прокурора о привлечении в  качестве обвиняемого, о квалификации  преступления и объеме обвинения,  о направлении дела для придания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.
 Данные предварительного  следствия могут быть преданы  гласности лишь с разрешения  следователя или прокурора и  в том объеме, в каком они  признают это возможным. В необходимых  случаях следователь предупреждает  свидетелей, потерпевшего, гражданского  истца, гражданского ответчика,  защитника, эксперта, специалиста,  переводчика, понятых и других  лиц, присутствующих при производстве  следственных действий, о недопустимости  разглашения без его разрешения  данных предварительного следствия.  От указанных лиц отбирается  подписка с предупреждением об  ответственности по ст. 310 УК РФ. В случае, когда обвиняемый скрылся,  или по иным причинам не  установлено его местопребывания,  а также в случае психического  или иного тяжкого заболевания  обвиняемого, установленного врачом, работающим в медицинском учреждении, или не установления лица, подлежащего  привлечению в качестве обвиняемого,  предварительное следствие приостанавливается. До приостановления предварительного  следствия следователь обязан  выполнить все следственные действия.
 Предварительное следствие  по уголовным делам должно  быть закончено не позднее  чем в двухмесячный срок. В  этот срок включается время  со дня возбуждения уголовного  дела и до момента направления  прокурору дела с обвинительным  заключением или постановлением  о передаче дела в суд для  рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия - до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.
 Помимо прокурорского  надзора за деятельностью следователя  осуществляется ведомственный контроль  со стороны начальника следственного  отдела, под которым имеется в  виду начальник следственного  комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних  дел, органов федеральной службы  безопасности, федеральных органов  налоговой полиции и его заместители,  действующие в пределах своей  компетенции. Начальник следственного  отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
 Важной гарантией соблюдения  законности при производстве  предварительного следствия является  судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.
 
 
2.2. Система общих условий  предварительного
 расследования и характеристика  их видов.
 Следующей за стадией  возбуждения уголовного дела  идет стадия предварительного  расследования. Тем не менее,  о предварительном расследовании  как о понятии, также как  и о возбуждении уголовного  дела можно говорить в разных  значениях.
 Под предварительным  расследованием принимается: 
1. Вторая, следующая за  возбуждением уголовного дела, стадия
 уголовного процесса;
2. Осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени
 задач (определенного  вида) уголовно-процессуальная деятельность
 следователя или (и)  органа дознания;
3.Уголовно-процессуальный  институт. Понятие предварительного
 расследования как  стадии не относятся к числу  дискуссионных в
 юридической литературе, и определяется всеми процессуалистами
 по существу одинаково.  Под предварительным расследованием  понимается следующая за возбуждением  уголовного дела стадия уголовного  процесса со своими задачами  и границами.
 Однако иногда ученые  не видят никаких различий  между понятиями "предварительное  расследование" и "стадия  предварительного расследования".
 А.А.Гарницкий считает: "Предварительное расследование - стадия уголовного процесса, в которой органы следствия и дознания, опираясь на помощь широких масс общественности, в установленном законом порядке осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, проводят работу по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности виновных, а равно по установлению отсутствия события или состава преступления или основания для направления дела в суд".17
"Под предварительным  расследованием подразумевается  одна из стадий уголовного  процесса,- также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,- эта стадия судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство".
 Данные определения  применимы к характеристике временного  промежутка (стадии), но не должны  использоваться в отношении осуществляемой  при этом уголовно-процессуальной  деятельности.
 Предварительное расследование  следует рассматривать, в основном, как деятельность. Хотя иногда, характеризуя  эту деятельность налицо признаки  одноименных и стадии, и правового института.
 Предварительное расследование  (напомним, как деятельность), принято  считать, может осуществляться  в двух формах: дознания и предварительного  следствия. 
 В литературе встречаются  и другие позиции. Так вычленяется  третья форма предварительного  расследования. П.С.Ефимичев таковой считает протокольную форму досудебной подготовки материалов.18
 По-разному учеными  воспринимается сущность досудебной  подготовки материалов в протокольной  форме. Некоторые ее называют  разновидностью дознания, другие - порядком  проверки оснований к возбуждению  уголовного дела, третьи - административной  деятельностью, самостоятельной  формой расследования. Более удачным  представляется определение понятия  досудебной подготовки материалов  в протокольной форме, как особого  досудебного производства.
 Однако как бы мы  не именовали эту деятельность, она, несомненно, включает в себя  и определение подведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих  на признаки объективной стороны  состава преступления. Тем не  менее, досудебная подготовка  материалов в протокольной форме  - это не форма предварительной  проверки заявлений (сообщений)  о преступлении. Содержание названного  вида уголовно-процессуальной деятельности  далеко выходит за пределы  стадии возбуждения уголовного  дела. Иначе говоря, досудебная подготовка  материалов в протокольной форме  состоит из трех элементов.  Именно третья, неизученная наукой  часть досудебной подготовки, начинающаяся  с констатации компетентным органом  наличия в его распоряжении  повода и основания к "возбуждению  в порядке ст.112 УПК уголовного  дела", должна быть признана  самостоятельным видом уголовно-процессуальной  деятельности органа дознания (одной  из форм расследования), но ни  в коем случае не вся досудебная  подготовка.
 В уяснении точного  перечня осуществляемых компетентными  органами форм предварительного  расследования поможет сравнительный  анализ глав 8 и 34 УПК, стадии  возбуждения уголовного дела  и досудебной подготовки материалов  в протокольной форме. Если  в процессе осуществления досудебной  подготовки материалов в протокольной  форме после окончания деятельности, присущей первоначальной стадии  уголовного процесса, осуществляется  еще какая-то уголовно-процессуальная  деятельность, то налицо еще один  вид предварительного расследования  - протокольное расследование. Тем  более что с помощью него (протокольного  расследования) решаются те же  задачи, что и с помощью любой  другой формы предварительного  расследования.
 Досудебная подготовка  материалов в протокольной форме  включает в себя как действия, осуществляемые в целях решения  задач стадии возбуждения уголовного  дела, так и действия, реализующие  цели предварительного расследования. Исходя из положения, что стадия уголовного процесса - это совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами компетентного органа, и делается вывод о наличии в досудебной подготовке материалов в протокольной форме и предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении, и самостоятельной формы предварительного расследования - протокольного расследования.
 Решение о наличии  достаточных данных, указывающих  на признаки преступления, - начало  протокольного расследования. 
 Итак, сравним содержание  глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения  уголовного дела и досудебной  подготовки материалов в протокольной  форме. Для этого сначала обратимся  к ст.113 и ст.416 УПК. В ст.113 УПК  первым основанием отказа в  возбуждении уголовного дела  закреплено - "отсутствие оснований  к возбуждению уголовного дела". Ст.416 УПК, напротив, гласит, если  не выяснены существенные дополнительные  обстоятельства, необходимые для  возбуждения уголовного дела, производится  дознание, то есть принимается  противоположное отказу в возбуждении  уголовного дела решение - решение  о возбуждении уголовного дела.
 Значит, эти уголовно-процессуальные  нормы противоречат друг другу. 
 Уголовно-процессуальная  деятельность, в какой бы она  форме не производилась, не  может "перешагнуть" через  принятие решения о наличии  в собранном материале достаточных  данных, указывающих на признаки  объективной стороны состава  преступления. Получается, что досудебная  подготовка материалов в протокольной  форме не требует процессуального  письменного оформления решения  о возбуждении уголовного дела  в порядке ст. 112 УПК. Мысленно  оно все равно принимается. "Возбуждение"  же уголовного дела, - это более  позднее уголовно-процессуальное  решение, и его сущность больше отражало бы такое наименование, как "возбуждение судебного производства", а не уголовного дела.
 Основные же признаки  становятся такими же, как и  у любой из форм предварительного  расследования. А так как при  этом не осуществляется ни  дознания, ни предварительного следствия,  можно сделать вывод о существовании  еще одной формы предварительного  расследования. Ее можно назвать  протокольным расследованием.
 Можно предложить более  длинное наименование - сбор материалов  обо всех существенных обстоятельствах,  характеризующих состав преступления. Такое название вытекает из  редакции ст.416 УПК.
 Протокольное расследование  в основном ведется путем:
 • производства осмотра  места происшествия,
 • получения объяснений,
 • истребования материалов,
 • отобрания у правонарушителя  обязательства являться по вызовам 
 органов дознания и  суда и сообщать им о перемене  места жительства и, наконец,
 • составления протокола  об обстоятельствах совершенного  преступления.
 В протокольном производстве  возбуждение уголовного дела  и отказ в возбуждении уголовного  дела поставлены в неровные  условия. Отказ в возбуждении  уголовного дела оформляется  письменно и на определенном  этапе по признакам, его составляющим, похож больше на прекращение  уголовного дела, нежели на решение,  присущее первоначальной стадии  уголовного процесса. Ведь он  может быть осуществлен, несмотря  на наличие оснований к возбуждению  уголовного дела - достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления (ст. 108 УПК).
 Как уже отмечалось  возбуждение же уголовного дела  в том смысле, который заложен  в анализируемое решение ст.112 УПК, вообще никак не оформляется.  Возбуждением уголовного дела  именуется решение, которое больше  похоже на решение о назначении  судебного заседания. 
 Не трудно заметить, что решения о возбуждении  уголовного дела, принимаемые при  досудебной подготовке материалов  в протокольной форме и в  обычном порядке, разные, по сути, и содержанию понятия. 
 
 
 Глава III. Построение  и применение следователем 
 следственных версий
3.1. Принципы и методы  построения следователем 
 следственных версий 
 Следственными версиями  называются основанные на фактах  и подлежащие проверке предположения  следователя о причинах и обстоятельствах  совершенного преступления.
 Следователь приступает  к производству следствия в  связи с тем, что произошло  определенное событие, послужившее  основанием для возбуждения уголовного  дела. В одном случае обнаружен  труп с признаками насильственной  смерти, в другом совершена кража  с взломом, в третьем - на  производстве погиб рабочий.
 Задача следователя  состоит в том, чтобы раскрыть  преступление, т.е. полно, всесторонне  и объективно установить все  существенные обстоятельства такого события. Круг этих обстоятельств определен законом. В УПК перечислены обстоятельства подлежащие установлению по уголовному делу. Они подлежат доказыванию потому, что отражают сущность совершенного преступления. Важнейшим методом выяснения и установления их является их построение и проверка следственных версий.
 Чтобы уяснить сущность  следственной версии, прежде всего,  следует иметь в виду, что о  версиях можно говорить тогда,  когда на определенном, обычно  начальном этапе предварительного  следствия возможны различные  объяснения, истолкования тех или  иных событий фактов, явлений.  Если сгорел дом, то у следователя,  находящегося на пожаре, не возникает  необходимости строить и проверять  версию о том, был пожар или  не был; если обнаружены части  трупа, то нет сомнения, что  смерть уже наступила. По этому  поводу нет необходимости строить  и проверять следственные версии. Но в том и в другом случае  предметом следственных версий  могут быть иные обстоятельства относящиеся к тому же событию, например о причинах пожара, времени его возникновения. Во всех случаях, когда возможны различнее объяснения самого события преступления или отдельных существенных обстоятельств его, следователь обязан построить все версии, для которых имеются фактические основания и все их проверить.19 В связи с выше изложенным возникает вопрос, кто может выдвигать версии, подлежащие проверке?
 Высказывать свои предположительные  объяснения по поводу расследуемого  преступления, если для этого  имеются фактические основания,  могут быть любые граждане  и общественные организации, тем  более участники процесса. Но  право признать те или иные  версии подлежащими проверке  принадлежит только следователю  и ли прокурору, осуществляющему надзор за следствием. Не зависим от того ,кто выдвинул версию. Если она признается следователем подлежащей проверке и в плане следствия предусматривается проверка ее, такая версия становится следственной.
 Как тактический прием  следственная версия должна обладать  определенными свойствами присущими  всем тактическим приемам следственной  тактики, а именно:
 а) иметь научный  характер;
 б) иметь структурную  принадлежность к системе приемов;
 в) должна иметь  рекомендательный характер, возможность  ее применения или неприменения  и выбора;
 г) обладать законностью;
 д) соответствовать  этическим нормам;
 е) иметь направленность  на осуществление норм уголовно - процессуального закона;
 ж) способствовать  применению научно-технических средств.
 В криминалистике существуют  различные определения следственных  версий. Старченко Ф.Ф. считает, "что  версия в судебном исследовании  есть не что иное, как одна  из гипотез, одно из возможных  предположений объясняющих происхождение  или свойства отдельных обстоятельств преступления или событие преступления в целом".20
 Белкин Р.С. излагает  такое мнение, что "гипотезу, выдвигаемую  при расследовании уголовного  дела и организующую (направляющую) дальнейшее расследование, в том  числе и проверку доказательств,  обычно называют следственной  версией. В последствии он сформулировал следующее понятие версии". Под версией понимают обоснованное предположение относительно отдельного факта или группы фактов, которые могут иметь значение для дела, указывающее на наличие и объясняющее происхождение этих фактов, их связи между собой и общее содержание".
 Строгович М.С. называет  версиями "возможные конкретные  варианты, возможные объяснения  подлежащих исследованию по делу  фактов".
 Васильев А.Н. считает,  что в каждом из приведенных  определений неполно отражены  наиболее важные элементы следственной  версии, а именно, определение должно  иметь указание не только на  ее логическую природу, но и  на фактические основания, предмет,  процесс проверки, а также на  субъект познания, поскольку все  это входит в ее содержание.
 С этой точки зрения  следственную версию можно охарактеризовать  как индуктивное умозаключение  следователя в форме предположения,  основанное на фактических данных, о событии преступления и его  отдельных обстоятельствах подлежащее  проверке по логическим правилам  дедукции.21
 Простые предположения  следователя для решения несложного  вопроса, выяснения частного обстоятельства, как было сказано ранее, которые  могут быть проверены прямым  практическим действием, нет надобности возводить в категорию следственных версий.
 В определении должно  быть обязательно указано, что  предположение исходит именно  от следователя, а не от других  лиц, потому что предположения  могут возникать у многих лиц,  но могут иметь другое толкование. Так, к примеру, потерпевший  может по своему истолковать  событие преступления, обвиняемый  может не признавать себя виновным  и высказывать свое мнение  о виновных, по его мнению, лицах,  событии преступления и т.д.  Такие предположения сами по  себе считаться следственными  версиями не могут, и становятся  ими только в случае, если следователь  сформирует соответствующую версию  при наличии на то оснований.
 В процессе расследования  версии выполняют несколько функций,  обусловленных их сущностью как  формы мышления. Прежде всего,  версии являются средством объяснения фактов, факты содержащиеся в версии даются в форме предположения, т.е. вероятного знания, однако цель следствия - достоверное знание. Версии служат средством перехода от вероятного знания к достоверному выводу,
 Функция версии как  метода познания в расследовании  и обусловлена сущностью версии  как формы мышления. Имея сведения  о происшедшем, следователь выдвигает  предположение, версию, пользуясь  которой как методом познания  он направляет поиск доказательств,  отыскивает источники доказательственной  информации.
 В силу множественности  причинных связей и невозможности  дать правильное объяснение явлениям  содержащим признаки преступления, следователь строит несколько  версий, по-
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.