На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Беларусь в мировой политике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

    Введение………………………………………..................................................3
    1 Экономико-географическое положение ……………………………………5
      Особенности экономико-географического положения Беларуси …….5
    2 Геополитическое положение... ………………………………………………8
    2.1 Особенности геополитического положения Беларуси ……...………..…8
    2.2 Геополитические особенности военной политики республики
    Беларусь ........................................................................................................11
    2.3 Белорусско-американские отношения и отношения с НАТО ……..…..17
    3. Перспективы совершенствования  внешнеэкономических отношений …21
    3.1 Финансовая политика в контексте  инновационной стратегии ………...21
      3.2 Инновационная политика как основное  направление преодоления Мирового  финансового кризиса ………………………………………..29
    Заключение  ……………………………………………………………………..42
    Список  использованных источников ………………………………………….46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Каждое  государство занимает определенное место в географическом пространстве. Это означает, что развитие любого государства может быть в определенной степени обусловлено природными, климатическими и географическими факторами. Эти факторы определяют границы государств, могут влиять на характер и образ мысли населения и формировать особый уклад жизни того или иного общества. Однако государство, как таковое — это результат не только природной деятельности, но в большей степени — продукт существования и исторического развития самого человеческого сообщества. Государство формируется в процессе взаимодействия между социальной и природной средой, и от того, насколько активно социальная среда будет противодействовать природной, зависит благоденствие и процветание государства.
    Но  сама природа не является единственным внешним фактором, влияющим на существование  и развитие государства и общества. Другим таким фактором может быть деятельность соседних государств и  обществ. Избыточная активность, агрессия, воинственность одних и пассивность  других приводит к уничтожению народов, наций и государств. Поэтому одной  из значимых сфер деятельности общества, которая определяет судьбу развития любого государства, является политика. Если географическая среда создает  неизменные условия для пространственного  существования государства, то политика заставляет его динамично развиваться  и двигаться во времени, наделяя  государство такими временными и  историческими категориями, как  прошлое, настоящее, будущее.
    Политика  делает государство живым организмом, она формирует цели, ценности, идеи и универсальный смысл самого его существования и того народа, который живет в нем.  
 
 

    Политика  как явление может представлять собой не только борьбу за власть, управление государством, но она может выражаться во внутренней и внешней активности населения, народа, нации, как в отношении  природы, так и в отношении  других обществ и государств. Социальные и психологические характеристики населения, такие как политическая и государственная воля, социальные предпочтения и желания, идеи и ценности определяют внутреннюю политическую жизнь  государства и составляют его  «политический потенциал». Можно  утверждать, что географическое положение  государства играет ведущую роль в его политическом и экономическом  развитии. Однако «политический потенциал» определяет стратегию внутреннего  и внешнего развития государства, его  силу и вес на международной арене.
    Республика  Беларусь как суверенное государство  появилась на политической карте  мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный  Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской ССР в Республику Беларусь. Однако первый шаг страны на пути к реальному суверенитету был сделан 27 июля 1990 года, когда  белорусский парламент принял Декларацию о государственном суверенитете Белоруссии, которой в августе 1991 года был придан конституционный  статус.
    После принятие алма-атинского протокола, Декларации и ряда других документов. В специальном соглашении главы 11 стран - учредителей СНГ договорились о создании высших координирующих органов СНГ - Совета глав государств и Совета глав правительств. Полностью суверенной (и дэ-юрэ, и дэ-факто) Республика Беларусь стала 25 декабря 1991 года.
    С распадом Советского Союза и провозглашением  независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое  государство со своими геополитическими интересами, и как европейская  страна с многовековой историей развития белорусской государственности.  
 
 
 

    1 Экономико-географическое  положение 

    1.1 Особенности экономико-географического положения Беларуси 

    Экономико-географическое положение представляет собой совокупность пространственных отношений определенных территориально-экономических объектов (предприятий, населенных пунктов, ареалов, районов, отдельных стран и их групп) к внешним объектам при  наличии между первыми и последними экономических связей. Географическое положение вообще и экономико-географическое положение в частности являются моментом, который индивидуализирует  каждый географический объект. Беларусь занимает довольно благоприятное (выгодное) экономико-географическое положение. Она расположена в давно заселенной и освоенной части Европы. Важным аспектом экономико-географического  положения является соседство. Характер ближайшего окружения оказывает  положительное влияние на развитие хозяйства Беларуси. На севере и  востоке Беларусь граничит с Россией, на северо-западе – с Литвой и  Латвией, на юге – с Украиной, на западе – с Польшей. Для Беларуси жизненно важное значение имеет сохранение и укрепление экономических связей с Украиной, Россией, Прибалтикой, а  также развитие сотрудничества с  другими странами.
    Особенно  важно для Беларуси соседство  с такими развитыми экономическими районами России, как Центральный  и Северо-западный. Именно здесь  концентрируется много машиностроительных, химических, текстильных и других производств, которые тесно связаны  с аналогичными белорусскими. Кроме того, Беларусь для России – это наиболее близкий, а значит, и наиболее экономически выгодный поставщик многих видов продукции, в первую очередь для крупнейших центров потребления – Москвы, Санкт-Петербурга и др. Велика роль и Польши как сопредельного государства.  
 

    Интеграция  Беларуси в европейское сообщество во многом зависит от взаимоотношений  с ней. При этом следует учитывать, что Польша – это то государство, с которым Беларусь тесно связана исторически, этнографически и имеет довольно протяженную общую границу. Для Беларуси и Польши очень важно в ближайшие годы провести реконструкцию основных транспортных магистралей (железных и автомобильных дорог), которые обеспечивают экономические связи Восток – Запад.
    Беларусь  расположена в центре Европы, и  ее «центральное» положение играет большую роль не только для нее  самой, но и для других стран. Одна из наиболее существенных сторон такого положения – транзитность. Граница  не имеет ярко выраженных природных  рубежей, что обусловило пересечение  на территории Беларуси торговых, экономических  и культурных путей сообщения. Это  обстоятельство оказало и оказывает  существенное влияние на хозяйственное  и культурное развитие республики. Если обратиться к истории, то известный  водный путь «из варяг в греки» с его ответвлениями охватывал  почти всю Беларусь. И в настоящее  время Беларусь находится на пересечении  трансъевропейских коммуникационных путей, связывающих запад и восток, север и юг Европы. Из десяти трансъевропейских  транспортно-коммуникационных коридоров  два непосредственно проходят по ее территории. Кроме того, через  территорию Беларуси проходят транспортно-коммуникационные коридоры, обеспечивающие международные  связи Беларуси со странами Балтии, Польшей, Украиной, Россией. В то же время они связывают Россию со странами Восточной и Западной Европы, Украину и Молдову с Литвой, Латвией, Эстонией, северо-западом России. По территории Беларуси проходят самые  короткие пути в Европу и для других стран СНГ – Казахстана, государств Средней Азии. С севера на юг Беларусь пересекают важные транспортные магистрали, которые содействуют поддержанию экономических и политических связей со странами Балтии и Украиной. Через Беларусь проложен участок трансконтинентальной железнодорожной магистрали, пересекающей всю Евразию от Тихого до Атлантического океана. Беларусь является также страной, через которую осуществляется более 50 % поставок энергоносителей по магистральным нефте – и газопроводам из России в Западную Европу. В таких условиях наша страна может иметь большую экономическую выгоду от транзитных перевозок. Однако, местонахождение Беларуси в центре Европы, на водоразделе Балтийского и Черного морей, должно оцениваться не только положительно.
    При оценке экономико-географического  положения страны необходимо учитывать  близость (удаленность) ее к минерально-сырьевым базам. Беларусь – государство, владеющее  довольно ограниченными природными ресурсами. Вместе с тем, как было выше отмечено, у нее наиболее протяженная  граница с государствами, владеющими мощным природно-ресурсным потенциалом. Так, из России республика получает необходимое  количество нефти, газа, около 60 % каменного угля, 55 % черных и цветных металлов, деловую древесину и многое другое. Следовательно, Беларусь расположена недалеко от главных топливно-энергетических баз зарубежных государств, что оказало и продолжает оказывать положительное влияние на ее историческое, социально-экономическое развитие и хозяйственную деятельность населения.
    В общем, можно отметить, что экономико-географическое положение Беларуси благоприятствует ее устойчивому социально-экономическому развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Геополитическое  положение 

    2.1 Особенности геополитического положения Беларуси 

    Геополитическая ситуация вокруг Беларуси изменилась с окончанием "холодной войны". Распались СССР, Организация Варшавского Договора (ОВД). С 1991 г. Республика Беларусь — независимое государство. Страна находится в окружении влиятельных на региональном уровне государств со значительным ресурсным, экономическим и военным потенциалом.
    Республика  Беларусь по своему географическому  положению находится в центре Европы, а также занимает срединную  часть Евразийского континента в  целом.
    Республика  Беларусь — внутриконтинентальная  страна, одна из 37 стран мира, которые  не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток можно компенсировать развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких  морских портов соседних государств (Калининград, Гданьск, Вентспилс, Клайпеда), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы  с соседними государствами проходят в основном по равнинным местностям, что способствует созданию удобных  транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с другими, более отдаленными  странами Европы и Азии.
    По  размерам территории (207,6 тыс. км2) Беларусь занимает 13-е место среди более чем 40 стран Европы. На ее долю приходится 2,1 % площади и 1,5 % населения Европы. По площади территории Беларусь можно сравнить с Великобританией (244,1 тыс. км2) и Румынией (237,5 тыс. км2). Она имеет большую территорию, чем такие высокоразвитые европейские государства, как Австрия, Нидерланды, Греция, Португалия и др. По площади Беларусь превосходит совокупную территорию Литвы, Латвии и Эстонии в 1,2 раза. 

    При оценке геополитического положения  страны важное значение имеет численность населения. По численности населения Республика Беларусь занимает 14-е место в Европе.
    В значительной степени устойчивость развития Республики Беларуси и ее путь к безопасному будущему зависят  от грамотной оборонительной политики и учета интересов других народов. На момент обретения государственной  независимости Беларусь была одним  из самых милитаризованных государств мира.
    В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке; на пересечении транспортных путей "север — юг — запад — восток". К западу от нее находятся страны Центрально-Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), стремящиеся войти в один из крупнейших формирующихся мировых центров сил — ЕС. К северо-западу лежат страны Балтии, интегрирующиеся с пятью северными балтийскими странами и между собой. К югу находятся страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-Западной Азии). К востоку простирается Россия. По восточно-западной оси она является жизненно важным коридором для России, желающей осуществлять экономические отношения с Западной Европой. По оси "север — юг" Беларусь могла бы стать "мостом" между Черноморским и Прибалтийским регионами.
    Объективная реальность геополитического положения  Беларуси сегодня — это ее экономическая  и политическая интеграция в Содружество  Независимых Государств. Здесь приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России. Она обеспечивает прямой доступ к границам восточноевропейских государств. Беларусь, как транспортный коридор, обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки сбыта (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС). Общие исторические и социокультурные корни стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.
    Вызовы XXI века, процессы глобализации и трансформации, геоэкономические процессы меняют геополитическое  положение стран и корректируют их геостратегию. Для Беларуси, как  европейского государства, вхождение  в европейское цивилизационное  пространство будет означать интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое  положение Беларуси, ее исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал создают благоприятные  предпосылки для ее развития в  качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов.
    Ведущими  ресурсами республики при активной интеграции в мировое и европейское  сообщество может стать фактор сравнительно развитой транспортной инфраструктуры и эффективного использования образовательного, интеллектуального капитала.
    Республике  Беларусь важно ориентироваться  на активное участие в международных  организациях, участие в экономических, социальных, гуманитарных международных  проектах. И в этом направлении  делаются определенные шаги — Республика Беларусь вступила в Международный  валютный фонд и группу Всемирного банка, получила статус наблюдателя  во Всемирной торговой организации, возобновила членство во Всемирной  организации здравоохранения. В 1996 г. Беларусь вступила в Центрально-Европейскую  инициативу, в 1995 г. присоединилась к  Программе НАТО "Партнерство ради мира", в 1992 г. принята в Организацию  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ/ОБСЕ).
    Геополитическое положение Беларуси диктует необходимость  поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только со странами СНГ и Россией, но и  с государствами Центральной  и Западной Европы. 

      2.2 Геополитические особенности военной политики республики Беларусь 

    Сегодня можно констатировать: страна успешно  прошла этап дипломатического признания  и установления двухсторонних отношений. В республике аккредитованы более 30 дипломатических и консульсих миссий различных государств,представительств международных организаций. С момента придания Декларации о государственном суверенитете республики конституционного статуса подписано свыше 600 двухсторонних межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Республика была принята в Движение неприсоединения и Международный парламентский союз.
    Приоритетным  направлением во всей внешнеполитической деятельности Беларуси остается прежде всего дальнейшее развитие дружеских  отношений и связей с республиками бывшего Советского Союза, и прежде всего с Российской Федерацией. Участие республики в "Союзе двух" и в "Союзе четырех" способствует интеграции Беларуси в рамках содружества.
    Определяя приоритеты внешнеполитической деятельности, руководство республики основывается на реалистическом прагматизме и  отстаивании интересов страны. Мы крайне заинтересованы в формировании "пояса добрососедства", в создании эффективного взаимовыгодного механизма взаимодействия с Латвией, Литвой, Польшей, Россией и Украиной, в развитии выгодных торгово-экономических отношений как с Востоком, так и с Западом.
    Беларусь  стремиться к созданию справедливой и надежной системы международной безопасности и неучастию в вооруженных конфликтах. Она первой на постсоветском пространстве заявила о неприемлимости расширения НАТО на Восток, добровольно, без всяких условий отказалась от возможности обладания ядерным оружием. Вместе с Российской Федерацией рассматривает решение о расширении НАТО исторической ошибкой. Это решение изначально не объединяет народы Европы, а ведет к новому расколу континента. Для Беларуси реализация этой идеи приведет к тому, что линия нового противостояния пройдет по ее границам, и мы, как уже не раз было в нашей истории, вновь окажемся буферным государством.
    Беларусь, следуя долгосрочным национальным интересам, определило свою внешнеполитическую стратегию в сфере международной европейской безопасности. Основные элементы предлагаемой республикой модели безопасностив будущем веке основаны на неделимости безопасности, ее всеобемлющего характера и взаимодополняемости.
    Военная политика государства - составная часть ее общей политики, непосредственно связанная с созданием военной организации, одготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения политических целей. Являясь составной частью политики государства, военная политика должна формироваться с учетом роли и места государства в системе международных отношений, его геостратегического положения и совокупного потенциала.
    В текущем десятилетии в современном  мире появился ряд факторов, которые существенно меняют политическую (в том числ военно-политическую) обстановку как на глобальном, так и на региональноми и субрегиональном уровнях.
    Во - первых, активизировался процесс становления новых центров силы, способных проводить свою политику. Они появляются в результате соединения неисчерпаемых людских ресурсов и современных технологий (в том числе военных). Мир становится многополюсным.
    Нарушение сложившегося баланса сил неизбежно  ведет к фактическому переделу мира, сфер влияния между новыми центрами силы на качественно новых принципах. По своей глубине и мастабам этот передел мира сопоставим с двумя прошедшими мировыми войнами.
    В условиях ограниченности ресурсов планеты  и возрастающих потребностей экономики  интенсивно развивающихся центров  силы конкуренция может приобрести острый характер и найти выражение в крупномасштабных конфликтах.
    Во - вторых, основным субъектом мировой политики становятся цивилизации. Цивилизация определяется наукой как культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей и характеризуется наличием общих черт объективного порядка,таких как язык, история, религия, обычаи, общественные и государственные институты,а также субъективной самоидентификации людей. История человечества знала 21 цивилизацию. Только восемь из них существуют сейчас в современном мире: западная, православно-славянская, кофуцианская, японская, исламская, индуистская, латиноамериканская, и африканская. Люди разных цивилизаций по разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и режимами.
    Столкновения  цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики в ближайшем  будущем. Линии разлома между  цивилизациями - это и есть линии  будущих "фронтов".
    По  мнению профессора Семюэля Хантингтона, директора Института стратегических исследований при Гарвардском университете, раздел между цивилизациями в  Европе прлегает вдоль нынешней границы  России с Финляндией, России и прибалтийских  государств, рассекает Беларуссию и  Украину, сворачивает западнее, отделяя  Трансильванию от остальной части  Румынии, а затем совпадает с  линией отделяющей Хорватию и Словению от остальной части Югославии. На юге европейской части и востоке азиатской Россия граничит с исламской, конфуцианской и японской цивилизациями.
    В качестве субъектов мировой политики стали выступать также региональные ассамблеи, неформальные географическо-культурно - национальные объединения (Балканы, Закавказье, Центральная Азия, Ближний Восток).
    Значительную роль стали играть различные социальные группы, партии, движения, криминальные организации и отдельные государственные институты.
    Активизировалась  деятельность транснациональных корпораций, пользующихся услугами международной  преступности.
    Столкновение  этих субъектов политики также стало  определять логику развития мирового сообщества и характер современной  международной политики.
    В - третьих, архитектура глобальной системы безопасности (ООН, ОБСЕ, НАТО, ЗЕС/ЕС, СНГ), ориентирующихся на классические субекты политики, в новых условиях оказалась неэффективной. Что является фундаментом понятия "безопасности"? Это наличие баланса сил, когда существуют условия, при которых ни одно государство или союз государств не могут реализовать свои национальные интересы путем угрозы или применения силы. Наиболее действенным способом удержать потенциального агрессора от нападения является военное сдерживание, т.е. угроза нанесения ему неприемлемого ущерба: экономического, демографического, военного, экологического и т. д. Такая система эффективна, когда она есть.
    С развалом двухполюсного противостояния, с началом реализации процесса расширения НАТО, нарушением концептуальной основы договоров ОВСЕ, СНВ-1, ПРО, РМСД эта  система существовать перестала. Трансформация  и адаптация систем безопасности к новым условиям не соответствует  динамике происходящих в мире процессов. Такое положение несет в себе угрозу для Белоруссии. Международные  организации, в которых доминируют представители западных стран (особенно США), проводят целенаправленную внешнюю политику в интересах исключительно западной цивилизации. Решения, принятые Советом Безопасности ООН или МВФ и отражающие интересы Запада, подаются мировой общественности как соответствующие насущным нуждам мирового сообщества. Будем смотреть правде в глаза: все сопредельные с республикой государства (и не только сопредельные) имеют свои интересы в Беларуси, исходя из ее выгодного геостратегического положения, стабильной внутриполитической обстановкой, наличия высококвалифицированных людских ресурсов и т.д., и они не упустят своего шанса.
    В складывающейся военно-политической обстановке ни одно государство мира не способно самостоятельно обеспечить свою безопасность и стремиться к консолидации с  другими странами, к созданию систем, обеспечивающих вооруженную и дипломатическую защиту своих жизненно важных национальных интересов. Основой консолидации государств является общность национальных интересов и угроз, принадлежность к одной или родственной цивилизации. Этим фактором обусловлено образование Сообщества России и Беларуси.
    Стратегический  союз с Россией отвечает жизненно важным интересам Беларуси, является основной гарантией ее безопасности. Экономический, научно-технический и военный потенциалы, гарантирующие фактичнский суверинитет Республики Беларусь, могут быть обеспечены только в единой системе при сохраняющейся пока инфраструктуре.
    Основой союза Беларуси и России является кроме того и этнокультурная близость народов. В ходе исторического процесса развития материальной и духовной культуры народов бывшего Союза сформировался  значительный слой людей, который, независимо от национальности и социального  статуса, является носителем восточнославянских ценностей: духовности, патриотизма, социальной справедливости, коллективизма, народовластия  и державности.Утрата этих ценностей равносильна угасанию и гибели восточнославянской цивилизации.Усиливающаяся консолидация и активизация носителей этих ценностей неизбежно приведет к росту цивилизационного самосознания и консолидации целого ряда новых независимых государств.
    Какова  же политика Беларуси в отношении Запада? Потенциальные возможности для развития отношений с западными государствами довольно хорошие, основа для этого у страны есть. Так, эксперты отделения ООН по промышленному развитию, среди которых специалисты из Германии, Англии, Франции, пришли к выводу, что "Республика Беларусь имеет впечатляющий и обоснованный имидж по выпуску качественной и надежной продукции электроники, свето- и электротехники... Руководителям предприятий удалось перейти на производство конвертируемых изделий, которые приближаются к мировым стандартампо качеству и дизайну..."
    По  различным оценкам, для полного  обновления активной части основных производственных фондов, при условии  сохранения рабочих мест в реальном секторе экономики, потребуется  затратить сумму порядка 30-50 млрд.долларов, что равносильно валовому внутреннему продукту республики за 3-5 лет". Очевидно, что Россия не в состоянии инвестировать такую сумму в экономику Беларуси. Не в состоянии провести это и ни одна другая страна. Поэтому правительство ищет партнеров практически везде, сотрудничая как с отдельными государствами, так и с организациями.
    Следовательно, основная нить во внешней политике Респубдики Беларусь может быть определена следующими словами Президента: «С учетом нашего геополитического положения единственно эффективной может быть только многовекторная, сбалансированная внешняя политика", - и далее: "Мы против дилеммы: или мы вместе с Россией против Запада, или вместе с Западом против России?". Однако при всех успехах многовекторной политики величина так необходимых западных инвестиций на душу населения в Беларуси в 10-20 раз меньше, чем в странах Центральной Европы и Балтии. Чем это объяснить?
    Следует обратить внимание, что наибольший прогресс в экономических отношениях у Беларуси с Россией и, безусловно, что степени военного сотрудничества с Россией и с Западом. Исходя из приведенного факта можно сделать вывод: государство не в состоянии проводить успешную внешнюю многовекторную политику при одновекторной военной. Кто будет вкладывать деньги в промышленность, которая выпускает направленные на него ракеты?
    Основой позиции страны в этой области  является непрятие расширения НАТО на Восток. Но ограничиваться только этим постулатом сейчас нельзя, нужны и  другие точки опоры. И хотя Беларусь присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", активность ее позиции в международном военном сотрудничестве оставляет желать лучшего. Даже стратегический союзник и главный противник расширения НАТО - Россия - и та учавствует в "Партнерстве" и находит возможности для достижения своих интересов. 

    2.3 Белорусско-американские отношения и отношения с НАТО 

    Состояние белорусско-американских отношений  сегодня далеко от идеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не  менее,
    Беларусь  заинтересована в развитии отношений с США – одним из признанных лидеров современного мира. Первые годы дипломатических отношений  между
    Беларусью и США заложили потенциал для дальнейшего расширения сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах. К сожалению эти возможности пока не используются в полной мере. Политические стереотипы, недопонимание, а часто и попытки давления на  Беларусь  со стороны США не смогли позволить белорусско-американскому сотрудничеству продвинуться вперед.
    В своем ежегодном обращении, принципиально  осудив США, А. Лукашенко тут же говорит о сотрудничестве:  «Осуждая  Америку  за  развязанную  войну,  за жертвы и страдания людей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же  время  не злорадствуем по поводу ее потерь. США на  сегодняшний  день  являются  самой мощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спорить. С Америкой нужно  и  можно  налаживать  нормальные  отношения.  Конструктивно решать имеющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в последние дни  для подобных заявлений появилось еще больше оснований. Но не  все зависит от нашей доброй воли. В Соединенных Штатах из года в год не  прекращаются попытки протащить через конгресс пресловутый акт о демократии в Беларуси, предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей  страны около полусотни миллионов долларов.» [9]
    Во  время посещения Хатыни в августе 2003 г  Александр Лукашенко публично назвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из газет  подтвердил возможность принятия на территорию Белоруссии Саддама  Хусейна. "Мне пришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко. Теперь мы все видим это лицо  в  Ираке".  В  продолжение  мысли  белорусский лидер заявил, что его народ должен позаботиться об иракских женщинах, детях истариках. Белоруссия, по словам  Лукашенко,  окажет  иракцам  гуманитарную помощь.
    Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал также, что  собирается строить добрые отношения с Америкой, и назначил новым белорусским  послом  в США человека из своего ближайшего окружения. Интересы Минска  в Вашингтоне теперь призван представлять Михаил Хвостов, до этого возглавлявший Министерство иностранных дел. Белорусский лидер объяснил свое  решение так: "Надо усиливать западный вектор. Без  США  это  невозможно.  Нам не надо строить конфликтных отношений с Америкой…" Лукашенко даже  заявил, что он "жертвует" человеком в ранге министра для того, чтобы  построить с мировым агрессором добрые отношения [5].
    Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен совместить два взаимоисключающих  вектора во внешней политике страны.  Но он еще раз прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне  конкретные причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, это нашей  экономике  не  во  вред.  Но есть  вопрос  человечности. Нам надо налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда  идут хорошие сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской ассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой  организации.)"[5].
    Республика  Беларусь выступает за развитие отношений с Соединенными Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США не существует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и американцы, разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения к личности и ее правам.
    Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизации сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский  иалог по всем острым вопросам создал бы благоприятную  почву для нормализации отношений между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов.
    Михаил  Хвостов, Чрезвычайный и Полномочный  Посол Беларуси в США в своем интервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях  между  США и  РБ: Торгово-экономические  отношения  складываются относительно благополучно, несмотря на разные подходы  в  администрации  Джорджа  Буша  к этой сфере двусторонних отношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где есть интерес, он всегда перешагнет через политические преграды. А интерес  к нашим товарам действительно большой.  По  объему  товарооборота Соединенные Штаты занимают девятое место среди стран дальнего зарубежья.  По количествусовместных предприятий или предприятий полностью с американским  капиталом США идут на втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мы экспортируем на рынок США, - это стопроцентно ликвидные товары. Они  суспехом  будут  продаваться и  на  других  рынках. Я выполняю задачу, поставленную  Президентом страны: дипломатия должна содержать внешнеэкономический подход [9].
    Предметом особой заботы в Беларуси являются взаимоотношения  республики с Организацией Североатлантического договора (НАТО).
    Интересам республики объективно не отвечает  конфронтационный  характер системы военно-политически  отношений. Этим обусловлено стремление Республики Беларусь принимать активное участие во всех региональных и субрегиональных организациях обеспечения безопасности. В данном направлении важная роль отводится сотрудничеству со странами-членами НАТО и государствами-партнерами по сотрудничеству в рамках Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).
    Беларусь  уважает выбор государств, выразивших желание вступить в Североатлантический альянс. В то же время Республика Беларусь исходит из того, что решение о расширении  НАТО  в  условиях  самороспуска  Варшавского договора и фактического отсутствия в этой связи угрозы военной агрессии  в Европе не имеет серьезных геополитических оснований. Беларусь выступает за то, чтобы граница Беларуси с обновленным альянсом стала не новой разделительной линией в Европе, а границей доверия и добрососедства.
    В настоящее время политический диалог между Республикой  Беларусь и НАТО включает регулярные контакты руководства МИД и Минобороны  с руководством альянса и постоянными представителями стран – его членов в ходе министерских сессий Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) – преемника созданного в 1993 году Совета североатлантического  сотрудничества (ССАС).
    Сотрудничество  между Беларусью и НАТО осуществляется на основе известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с целями и задачами, которые Беларусь  определила  в  своем  Презентационном  документе 1996 года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Перспективы совершенствования  внешнеэкономических  отношений 

    3.1 Финансовая политика  в контексте инновационной  стратегии 

    Финансовая  сфера государственного управления представляет собой совокупность механизмов и методов:
    перераспределения ВВП посредством установления обязательных платежей в централизованные фонды;
    регулирования денежной массы в обращении путем установления ставки рефинансирования.
    Денежно-кредитная  сфера выступает посредником, обеспечивающим производство и реализацию ВВП. Роль финансовых структур государства на стадии модернизации состоит в следующем: «Банковская система обеспечивала приоритетные отрасли экономики  дешевыми долгосрочными ресурсами». Создавая стимулы к формированию фондов сбережения, государство обеспечивает сельское хозяйство (СХ) заемными средствами для приобретения зарубежного производственного оборудования и технологий.
    Задачей денежно-кредитной системы выступает  перемещение национальных сбережений в сферу инвестиций. Сбережения –  основа инвестиций. По мнению Гил К.С. «…высокая степень внутренних сбережений и долгосрочные иностранные займы стали решающими факторами экономических успехов Кореи» [45, с. 13]. Таким же образом можно охарактеризовать социальную политику Японии. В Японии отсутствие программ социальной политики, сопровождаемое ростом доходов, стимулировало граждан к накоплению денежных средств в банках, что привело к формированию большого объема свободного капитала в банковской системе, который под низкие проценты предоставлялся реальному сектору для инвестиций. В то время как политическая элита Республики Беларусь ориентируется на «…модели роста, опирающейся на внешние сбережения для поддержания высокого уровня инвестиций», путем опережающего производительность повышения доходов населения стимулируя внутренний спрос, который, в т.ч., способствует увеличению импорта. Кроме того, негативным явлением с точки зрения укрепления экспортного потенциала выступает низкая норма сбережений населения. «На протяжении послевоенных лет была достигнута высокая норма сбережений, которая постоянно увеличивалась и в 70–80-х годах она составила около 14%». Система социального обеспечения, гарантируя определенный минимальный доход, снижает мотивацию к сбережениям. Финансовая политика Республики Беларусь ориентирована на то, чтобы сконцентрировать и распределить финансовые ресурсы через бюджет, внебюджетные фонды. Тем самым, значительная часть финансовых средств изымается у граждан и СХ. Здесь вновь проявляется дилемма социальной ориентированности белорусского государства, сопряженной с большими затратами на содержание механизма ее обеспечения, и технологической модернизации, для которой необходимы значительные финансовые затраты.
    Кроме значительной налоговой нагрузки на СХ, в Республике Беларусь одна из самых  сложных налоговых систем в мире. Выполнение СХ финансовых обязательств перед государством вынуждает содержать значительный штат работников, как в самом СХ, так и государственном аппарате. Тем самым увеличивается число звеньев исполнения финансовых обязательств, усложняются отношения между ними, совершаются излишние операции, возрастают затраты времени. В связи с этим, нарушается принцип экономии взимания налогов: пропорция затрат в сумме взимаемых налогов ставит в некоторой степени под сомнение целесообразность налогообложения. Для нейтрализации данной проблемы необходимо, по меньшей мере, объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу и контингент плательщиков.
    Профицит  бюджета выступает сдерживающим фактором, т.к. отвлекает денежные средства из обращения. Несмотря на то, что доходы бюджета на 2005–2008 г. были запланированы ниже расходов, отчеты об их исполнении, как правило, кроме 2005 г., утверждались с профицитом. Характерной чертой бюджета Республики Беларусь выступает то, что средства инновационных фондов в него включаются. В свою очередь, на них распространяются секвестр и блокирование в отличие от защищенных статей бюджета, список которых, кроме данного обстоятельства, обоснован. Перераспределение инновационных средств, таким образом, в пользу потребления за счет уменьшения инвестиций наносит ущерб долгосрочному росту экспортного потенциала. При этом государство субсидирует нерентабельные СХ. Также оно финансирует расходы граждан, в частности, бюджетной сферы, повышая спрос. Рост импорта стимулируется расширением внутреннего спроса.
    Если  обратиться к практике распределения  бюджетных средств в Ирландии в 90-е гг. ХХв., период интенсивного укрепления позиций на внешних рынках, то обнаруживается, что доля инвестиционных расходов ирландского  правительства составила 15,7 % в 2003 г., увеличившись с 1991 г. в 2 раза [9]. Инвестиции, в основном, осуществлялись в инфраструктуру. Продвижению новой высокотехнологичной продукции на рынок государство, кроме того, может путем формирования и стимулирования раннего специализированного спроса, необходимого для ускоренного возврата инвестированных в нее средств. Стимулировать спрос оказывается более эффективной мерой, чем субсидировать предложение.
    Уровень централизации финансовых ресурсов в секторе государственного управления мог бы позволить осуществлять технологическое  переоснащение за счет бюджетных  средств, при допущении того, что  финансовые средства должны расходоваться  не только на НИОКР, проводимые в рамках инновационных проектов в республике, но и на приобретение зарубежных технологий и оборудования. Такая политика будет  сопровождаться оттоком валютных средств  из страны. Но это более взвешенное решение, нежели финансирование разработок, результаты которых неопределенны, требуют существенных затрат, не связанных  с их освоением в производстве, имеют сопоставимые зарубежные аналоги. Тогда становятся неоправданными расходы  на содержание инновационной инфраструктуры. Однако подобные положения абсолютно  не исключают приоритетов проведения самостоятельных НИОКР, поскольку  ставка на зарубежные инвестиции, содержащие инновации, приобретение зарубежных технологий и оборудования неизбежно достигнет пределов целесообразности и исчерпает себя, сформирует дополнительный механизм научно-технической зависимости от внешнего окружения, наряду с энергетической и сырьевой зависимостью от РФ.
    Также политика приобретения зарубежных инноваций  должна детально предусматривать процедуры  ее реализации, т. к. проведение государственных закупок с участием иностранных контрагентов снижает возможности контроля, тем самым допуская коррупцию, нецелевое использование финансовых ресурсов государства.
    Одной из тактических мер, предпринимаемых  центральными банками, для оказания содействия национальному экспорту является девальвация. Проведенная  в начале января 2009 г., согласно соглашению с МВФ, девальвация не обеспечила предполагаемого увеличения экспорта. По причине импортоемкости белорусского производства возрастание стоимости импорта ведет к увеличению себестоимости экспортируемой продукции. Для конкретизации данного тезиса приведем выводы Е. Злотниковой. Автор отмечает: «Чем выше доля импорта в полных материальных затратах, тем значительнее снижение рубля скажется на росте цен на конечную продукцию» [9]. По ее мнению, «…высокая потребность в промежуточном импорте сводит на нет положительное влияние девальвации» [9].
    Относительно  отраслей с низкой импортоемкостью, проявляется обратная закономерность: «Невысокая доля импорта в полных материальных затратах позволит при  снижении курса рубля сделать  их продукцию дешевле для зарубежного  потребителя и увеличить объемы экспорта» [9].
    Итоговый  вывод состоит в том, что «…основную долю экспорта составляет продукция  тех отраслей, объемы поставок которых  не могут измениться значительно  под влиянием снижения курса рубля  в силу высокой доли импорта в  их полных материальных затратах» [9].
    Из  этого следует, что принятие решения  Национальным банком о девальвации  была скорее направлено на выполнение международных обязательств перед  МВФ, что, в свою очередь, обусловливалось  ситуацией, складывающей на рынке в России, и малоэффективной с точки зрения укрепления экспортного потенциала.
    Ограничительное валютное регулирование в Республике Беларусь обусловлено тем, что национальные СХ проводят оплату зарубежного сырья и энергоносителей посредством валютных поступлений от экспорта промежуточных товаров, в значительной степени – нефтепродуктов, калийных удобрений, недрагоценных металлов. Данная продукция имеет низкий уровень добавленной стоимости. Следовательно, необходимы меры принуждения СХ, экспортирующих белорусскую продукцию за рубеж с получением валютной выручки, для ее направления СХ, которые в значительной мере зависимы от импорта. Можно утверждать, что на стадии модернизации валютные поступления от экспорта следует направлять на импорт инвестиционных товаров для расширенного воспроизводства основных фондов. Правовыми формами такой политики являются: обязательная продажа иностранной валюты; определение целей приобретения валюты на внутреннем рынке; необходимость получения разрешения Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала; регистрация внешнеторговых сделок.
    Неоднозначной с точки зрения аккумулирования  валютных средств является порядок  кредитования граждан. «На увеличение отрицательного сальдо торговли в 2008 году повлиял, в том числе, рост потребительских кредитов. Так, только импортных автомобилей в республику в прошлом году ввезено на $2 млрд.». По мнению профессора М. Ковалева, банки должны особое внимание уделить кредитованию реального сектора экономики. Привлекаемые средства населения должны в первую очередь идти на инвестиции, отметил он. «Что касается кредитования покупателей, то кредитовать необходимо в первую очередь тех, кто покупает белорусскую продукцию за рубежом», – добавил М. Ковалев.
    Льготные  кредитование и налогообложение, имплементация  которых является необходимым условием формирования инновационного вектора, должны быть сопряжены с инвестированием в новые технологии, приобретение зарубежного оборудования. «Опыт Японии четко показывает, что обеспечение… разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса возможно лишь при невысоком уровне ссудного процента». На стадии интенсивного инновационного развития стратегически важным является создание системы мер не контрольно-регламентирующего, а финансово-стимулирующего характера, где первые лишь дополняют вторые.
    Если  в Беларуси большинство банков находятся  в государственной собственности, то в Южной Корее правительство  также в период реформ обладало контрольными пакетами акций ведущих корейских  банков. Торгово-промышленным конгломератам  в Южной Корее запрещено приобретать  контрольные пакеты акций банков, что имело своей целью сохранить  государственный контроль над предоставлением  кредитов [7]. Фактически корейские торгово-промышленные конгломераты работали в долг у государства, благодаря чему правительство Южной Кореи могло формировать перспективные направления инвестирования накопленных сбережений. Причина такой зависимости конгломератов заключается в том, что доля собственного капитала низка, и то же время высока – кредиторская задолженность перед банками, где значителен удельный вес государственной собственности [7]. Следовательно, функционирование банков существенно предопределяется государством, которое таким образом получило возможность стимулировать и вынуждать корпорации выходить на внешние рынки. Представляется, что Республика Беларусь также может использовать свое превалирующее влияние в банковской системе для формирования вектора инновационного, экспортно-ориентированного развития.
    То  обстоятельство, что значительная часть  бюджета по доходам формировалась  от экспортной пошлины на нефтепродукты  до ее отмены, выступало дестабилизирующим  фактором в плане обеспечения  социальных обязательств государства, который реализовался в текущем  году. В действительности, российская сторона финансировала расходы  белорусского бюджета с целью  сохранения сложившихся внешнеполитических отношений, уровень развития которых  на определенном этапе прекратил  соответствовать интересам РФ. В  совокупности с общим увеличением  негативных тенденций во внешней торговле, ростом цен на энергоносители, введение РФ экспортной пошлины на поставляемую в Беларусь нефть формирует перед правительством Беларуси проблему сохранения равновесия доходов и расходов бюджета, побуждающую к использованию внешних заимствований.
    Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Советом Министров по решению  Президента. По состоянию на 01.01.2010 государственный  долг составлял сумму в 7 891,4 млн дол США, что в 2,12 раза больше, чем годом ранее. Согласно закону «О республиканском бюджете на 2010 год» лимит внешнего государственного долга установлен в размере 9,5 млрд. долларов США [10].
    За 10 лет, с 01.01.1999 по 01.01.2009 валовой внешний  долг Республики Беларусь увеличился примерно в 6,4 раза [9]. За период времени с 1997 по 2008 гг. темпы роста валового внешнего долга практически неизменно превышали темпы роста ВВП [9]. Характерно и то, что рост внешней задолженности интенсифицировался, начиная с 2007 г., когда существенно возросли цены на энергоносители, поставляемые из РФ.
    При привлечении внешних займов необходимо исходить из того, что внешний долг – источник воспроизводства, а не потребления. Внешний долг государства, по определению, отвлекает финансовые ресурсы на его обслуживание, вместо направления их на модернизацию технологического оборудования. Использование заемных  средств для покрытия бюджетных расходов на потребление и импорт, а не направление их на укрепление экспортного потенциала, ведет лишь к увеличению нагрузки на бюджет, что будет вынуждать к проведению приватизации с участием иностранного капитала. Обслуживание внешнего долга составляет значительную часть экспортных поступлений. В Законе «О республиканском бюджете на 2010 год» расходы на обслуживание внешнего государственного долга составляют более половины расходов на социальную политику и в 2,9 раза больше, чем расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность [10]. В случае Республики Беларусь, обслуживание государственного долга вызывает некоторое сокращение внутреннего потребления, что, в свою очередь, обуславливает сокращение доходов СХ.
    Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают РФ, МВФ, Китай, Венесуэла [9]. Преимуществом такой формы заимствования как долговые обязательства является то, что они, как правило, не могут переуступаться [9]. Такое положение гарантирует, что задолженность не сконцентрируется у одного кредитора: государства, международной организации – что не позволит ему манипулировать принятием политических решений.
    При предоставлении заимствований со стороны  МВФ, данный финансовый институт формулирует  рекомендации по проведению реформ во внешнеэкономической сфере. С точки  зрения повышении конкурентных преимуществ республики при активном первоначальном участии государства, сомнительными являются рекомендации МВФ по внесению коррективов в следующие направления политики:
    Минимизировать контроль над ценами;
    Ослабить контроль над заработной платой;
    Отказаться от количественных целевых показателей ввиду усложнения экономической структуры;
    Позволить банковской системе принимать решения, исходя из прибыльности и рисков, сопряженных с проектами.
    Предложенные  меры являются типовыми. Они опираются на либеральную традицию, имеют несовместимую с принципами социального государства направленность и 2)). Вопросы управления в МВФ зависят от величины квоты в уставном капитале Фонда, и преобладающая доля в нем принадлежит США. Представляется, что рекомендации МВФ неадекватно отражают социально-культурную специфику, торговый характер или иностранное происхождение частного капитала, концентрацию полномочий у республиканских ОГУ, централизованное планирование, наличие крупных производственных объектов в Республике Беларусь.
    Как показывает практика МВФ по предоставлению заимствований, при запросе о  предоставлении займа, когда финансовая система государства испытывает хронические проблемы с дефицитом  платежного баланса, подобные рекомендации превращаются в требования. Таким  образом, при выстраивании отношений  с МВФ, необходимо исходить из того, что получение краткосрочных  займов не предоставляет возможности  для долгосрочного инвестирования в высокопроизводительное технологическое  оборудование. Более того, соглашения о предоставлении краткосрочных  займов заключаются с установлением  цели использования заемных средств.
    Политическая  проблема, в целом, проявляется в  том, что внешние заимствования  используются на государственные расходы  по текущему потреблению, а не направляются на развитие экспортного потенциала, что не обеспечит устойчивого  развития в долгосрочной перспективе.
    Внешние заимствования республики расходуются  на поддержание стабильности существующей финансовой системы, которая обслуживает  сформировавшийся реальный сектор, а  не на модернизацию производственных мощностей, особенно, приобретение иностранных  технологий и оборудования. Совету Министров и Национальному банку  необходимо использовать денежно-кредитную  политику для воздействия на структуру  и направление капиталовложений, концентрируя ограниченные финансовые ресурсы в тех областях, которые  способны обеспечить максимальную отдачу в наращивании экспорта. 

      3.2 Инновационная политика  как основное направление  преодоления Мирового финансового кризиса 

    Справедливо мнение о том, что экспорт выступает  функцией, а не аргументом развития экономических систем. Разнообразные  статистические показатели ВЭС отражают не причины, а симптомы ослабления позиций  Беларуси на внешних рынках. Вновь  апеллируя к теоретическим выводам, М. Портера, можно констатировать: «В конечном итоге конкурентоспособность страны зависит от ее производительности или стоимости товаров и услуг, которые она производит на единицу труда или инвестированного капитала». Весь комплекс внешнеэкономических проблем, с которыми сталкивается Республика Беларусь за последний пятилетний период, отражает противоречия между новыми, нарастающими внешними вызовами политической системе и ее неспособностью адекватно реагировать на них путем внутренней трансформации. В перспективе это будет вынуждать политическую систему республики адаптироваться к целям и требованиям, формируемыми субъектами международных отношений, такими как РФ, ЕС, США, исходя из их национальных интересов, в ущерб реализации целей, выработанных исходя из национальных интересов Беларуси: суверенного и устойчивого развития. В этих противоречиях проявляется несовершенство институциональной структуры, методов государственного управления экономическими процессами и, особенно, укрепления долгосрочного внешнеэкономического потенциала, которое базируется на увеличении производительности.
    Возникает дилемма «инновации – потребление», а поскольку уровень доходов  большинства домохозяйств остается сравнительно невысоким, в т.ч., в  связи с недостаточной наукоемкостью  производства, то их дополнительное снижение может стать дестабилизирующим  фактором политической системы. Инновационный  подход, с одной стороны, позволяющий  снизить внешнеполитическое, притом разнонаправленное, давление на республику, с другой – вызовет социальную напряженность, активизирует социальную динамику внутри республики, дестабилизируя доминирующее положение политической элиты, которое, однако, представляется достаточно стабильным для проведения комплексных реформ.
    При существующей структуре и ориентациях  государственного управления ВЭС Республика Беларусь латентно утрачивает технологические  преимущества. Предыдущий рост экспортных потоков связан с экстенсивным использованием факторов производства. При этом, политические решения принимаются исходя из тактических внутренних интересов. Проблема состоит в том, что они, более того, агрегируются и декларируются в качестве стратегической цели обеспечения устойчивости, сохранения равновесия сложившейся административно-хозяйственной структуры, занятости, уровня доходов и цен.
    Стратегическими задачами реализации внешнеэкономических  целей являются создание и заимствование  инноваций, модернизация производственного  оборудования и повышение экспортного  потенциала. Под экспортным потенциалом  понимается способность СХ реализовывать  свою продукцию, обладающую преимуществами по цене и качеству, за пределами  территории государства ее производства. Конкурентоспособность отраслей, ориентированных лишь на экспорт, недостаточна для устойчивой и гармоничной интеграции Беларуси в систему международной торговли, поскольку остается открытым вопрос о защите внутреннего рынка от импорта в пользу национальных СХ. Разрешение этой коллизии лежит в одной плоскости – инновационной политике. Таким образом, под инновациями понимаются разрабатываемые и внедряемые, более эффективные технологии, новые виды продукции, организационно-управленческие проекты, способствующие оптимизации и расширению возможностей производства. Наряду с таким определением инновации можно рассматривать и как внедрение в социальную практику новых способов, моделей поведения, повышающих интегративную целостность и адаптивность социальной системы по сравнению с сложившимися, вытесняемыми образцами, как альтернативу традиции.
    Задача  Совета министров на современном  этапе состоит в том, чтобы  сформировать условия для интенсивного и устойчивого роста производительности. Субсидии должны покрыв
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.