На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Выход на пенсию. Смена статуса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Введение………………………………………………………………………...3
2. Выход на пенсию как психологическая проблема ………………………….5
  2.1 Фазы пенсионного процесса………………………………………………..6
3. Страхи и стрессоры людей пенсионного и послепенсионного возраста….12
4. Психология  пенсионного возраста…………………………………………..13
5. Психология  послепенсионного возраста…………………………………....18
6.Заключение…………………………………………………………………….20
7.Список использованной литературы……………………….………………..22
 

Введение. 

   Так уж устроен наш мир: никуда не денешься от потери близких, от безответной любви, надвигающейся старости. Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости). Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50–60 лет субъективно не ощущает себя «старым». Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15–20 лет вполне очевидна.
   Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потерю трудоспособности?
   Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни?
   Значительное изменение роли и социального положения человека носит название смены статуса. Статус человека меняется в течение всей жизни. Подросток становится взрослым человеком, а взрослый вступает в средний возраст. В каждом случае человек принимает на себя другую роль и большую ответственность, приводящие, как правило, к повышению его власти и статуса. Однако смена статуса при вступлении в пожилой возраст несет с собой совершенно другие изменения. Выход на пенсию, вдовство или ухудшение состояния здоровья могут привести к потере власти, ответственности и независимости.
   Выход на пенсию – это зачастую резкий поворот в жизни человека, изменение ее ритма и наполнения, смена социального статуса… К пенсионерам по-особому относятся окружающие, да и сам человек начинает воспринимать себя по-новому. И жизнь в новом качестве устраивает его далеко не всегда. Особенно это касается мужчин.
   Пенсионный возраст часто ассоциируется у нас с беспомощностью, незащищенностью, болезнями, однообразными днями перед телевизором или в парке на скамеечке. Мужчине нелегко смириться с такой безрадостной перспективой, он видит в этом что-то несправедливое или даже постыдное, словно новый социальный статус автоматически может причислить его к людям второго сорта. Подобные мысли могут стать причиной серьезной депрессии. А все болезни, как мы знаем, от нервов. Замыкается порочный круг. Мужчина, не желающий принять естественный ход времени, сам превращает себя в больного старика… Грустно? Но что же делать?
   С другой стороны, отход от дел дает человеку новую свободу и позволяет больше следовать собственным интересам. А превращение в прабабушку или прадедушку дает возможность больше времени проводить с родными. Таким образом, то, каким образом человек воспринимает изменение собственного статуса и сопровождающие его события, имеет столь же большое значение, как и сами перемены.
Влияние многих событий на жизнь пожилого человека во многом зависит от того, какое им придается значение. Выход  на пенсию можно рассматривать как  потерю полезности и продуктивности работника, а возможно, и как исчезновение большей части собственной идентичности. При этом неважно, какова профессия человека: водитель, зубной врач, профессиональный танцовщик или руководитель какой-либо фирмы. Однако можно совсем иначе относиться к выходу на пенсию, если последние 30-40 лет жизни ты ненавидел собственную работу и все, что связано с ней. В этом случае пенсия — освобождение от скуки, монотонности и необходимости подчинения начальству. Интересно, что «нелюбовь к собственной работе» является одним из факторов успешного приспособления к выходу на пенсию.
Заболевания и физическая нетрудоспособность —  одни из самых тяжелых обстоятельств, с которыми нам приходится сталкиваться в старости. Но даже в этом случае существует огромное количество вариантов поведения. Как сказал один пожилой человек: «Я не могу передвигаться так легко, как в молодости, но я никогда не получал столько удовольствия от своего сада, сколько в последние годы, а мой внук для меня — настоящая радость». 

     Цель  данной работы - рассмотрение психологических  особенностей людей пожилого возраста.
        Задачи работы:
     1.Составить   психологический  портрет   старого человека.
     2.  Обозначить  круг  возрастных  изменений   в организме пожилого  человека.
     3.  Расписать психологию пенсионного и предпенсионного возраста.
 

2. Выход на пенсию как психологическая проблема.
 
    Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения  в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предыдущей.  По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказать долговременное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления работы.
    Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его  отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т.п. Человек "примеривается" к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.
    Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым.
    Ю.М. Губачев также отмечает, что "преждевременный физический и духовный покой - это изнуряющий ад", под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд - главное лекарство от старости.
    Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий,  сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.
    Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью не умением найти новые занятия, находить новые контакты по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.
    Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.
    Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается к новой социальной роли.
    Отечественные исследователи изучали представление пожилых людей об образе жизни на пенсии. Человек в первые,   сталкивается с ситуацией полной и постоянной не занятостью на работе, он не располагает практически никаким личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую ситуации. Оценивая последствия прекращения работы, человек обобщает доступный ему опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требований, ценностей.
    Большинство авторов сходятся во мнении о том что:
- после  ухода на пенсию каждому человеку  требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что подставляет собой процесс адаптации.
- существенным  фактором такой адаптации является  рациональная организация и правильный выбор занятий
- семья  выполняет компенсаторную функцию,  т.е. становится основной сферой  межличностных контактов. 

2.1 Фазы пенсионного  процесса. 

Можно выделить следующие фазы пенсионного процесса:
1) пожилой,  предпенсионный возраст (примерно  с 55 лет до выхода на пенсию); 

2) период  после выхода на пенсию (первые  несколько лет на пенсии, освоение  нового социального статуса); 

3) период  собственно старости (стабильная  старость до момента серьезного  ухудшения здоровья); 

4) старость  и долгожительство в условиях  значительного ухудшения здоровья; 

5) долгожительство  при относительно хорошем здоровье (после 75—80-ти лет). 

В соответствии с предложенной классификацией периодов старческого возраста психологическая  характеристика вариантов самоопределения  проводится с учетом принятых в отечественной  психологии критериев: социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личностных новообразований
    Психологическая характеристика и особенности личностного самоопределения различных периодов старости (по Н.С. Пряжникову): 

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию). 

    Социальная ситуация. Для одних – ожидание пенсии, наконец-то можно отдыхать; для других с сохранной энергией деятельности – неясность трудовой жизни. Пока он еще трудится, его не хотят отпускать с работы, но ждут, когда он освободит место для молодых. Отношения с родственниками могут быть позитивными – он полезен, приносит приличные деньги в семью. В то же время беспокоят приближающееся увольнение, потеря полезности, неуважение в семье. Оставление на работе воспитанного преемника, воплощение в учениках всего лучшего, что в нем самом было, внушают пожилому человеку чувство гордости, своей значительности.
    Ведущая деятельность. Успеть сделать то, что еще не успел. Оставить о себе добрую память. Наверстать упущенное. Сохраняется стремление передать опыт своим ученикам. При появлении внуков в предпенсионном возрасте приходится разрываться между работой и воспитанием внуков, поскольку они – продолжение рода. При вероятности увольнения – стремление выбрать занятие по силам. В этом периоде пожилой человек нуждается в моральной и организационной поддержке, одобрении в принятии адекватного решения.
    Личностные новообразования. Смена ценностных ориентаций, внутренняя борьба между размышлениями о вечном и стремлением подтвердить материальную память о себе. Стремление максимально реализовать себя, пока еще работает. Поиск смыслов продолжения жизни, используя опыт прожитых лет, анализируя прошлые успехи и неудачи. 

II. Период после выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – освоение новой социальной роли, нового статуса.
 
    Социальная ситуация. Старые производственные контакты еще сохраняются, в дальнейшем – ослабевают. Преобладают контакты с близкими родственниками и значимыми людьми. Появляются новые друзья – пенсионеры-общественники и новая общественная сфера деятельности. Родные же считают, что у пенсионера много свободного времени, он может больше внимания уделять воспитанию внуков.
    Ведущая деятельность. Поиск себя в новом качестве: воспитание внуков, ведение домашнего хозяйства, хобби, новая общественная деятельность. Возможно еще продолжение основной работы, повышается чувство собственной значимости, зарабатывать стал больше в сравнении с молодежью (получает пенсию и заработная плата сохранена). Усиливается стремление поучать, стыдить (внуков, подростков). Здесь уместно приведенное Н.С. Пряжниковым высказывание Ф. Ларошфуко: «Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры». Они пишут мемуары, хотят поделиться своим опытом и переживаниями, тяготеют к взаимодействию с молодежью. Работа с пожилыми требует осторожности, так как любая правда может глубоко их ранить, привести к психологическому кризису.
    Личностные новообразования неоднозначны. Осмысление прожитой жизни у одних формирует позитивное чувство гармоничности жизни, ее целостности, полноценной реализации своих усилий; у других – негативные переживания, связанные с незавершенностью, нереализованностью своих лучших помыслов, с ощущением «забытости» недавними коллегами и друзьями.
    В современном обществе не культивируется особая «эстетика старости». Нет должного и бережного уважения к опыту, заслугам старых людей, к созданным ими ценностям. Не разработаны даже модели достойной, привлекательной и удобной одежды, обуви, соответствующих аксессуаров для пожилых людей. Старые люди живут реальной жизнью, «здесь и сейчас». Их прошлое просматривается в сегодняшнем настоящем, но у них есть еще и будущее. У многих пожилых людей, несмотря на прожитые годы, ухудшение здоровья, еще сохранился достаточный психологический запас, который в случае позитивного принятия своей прожитой жизни продолжает стимулировать «жажду жизни», формирует активную жизненную позицию с акцентом на ориентацию общественно полезного труда на благо общества и своей семьи.
    У другой (большей) части старых людей, отягощенных многими хроническими заболеваниями и жизненными неудачами, вследствие низкой самооценки компенсаторная функция «психологического витаукта» резко снижена. Одиночество, «забытость» другими сужают временную перспективу будущего благополучия. Их жизненная позиция крайне низка: все позитивное в прошлом «уже ничего нельзя ожидать от жизни», настоящее безразлично, впереди неизбежная смерть. Именно такие тревожные, унылые чувства испытывают посетители галереи народного художника России А. Шилова, потрясенные воздействием портретов старых людей, – «Забытый», «Потерянный». Портрет – жанр исторический, по нему судят о поколении, это история в лицах. В той же галерее совсем иные, светлые чувства любования, восхищения пробуждают портреты других старых людей – «Портрет матери», «Актриса Лемешева», «Скрипач Якулов». Они излучают величавую мудрость и покой, вызывая чувства почитания, уважения и одновременно скорби о любимых, ушедших от нас и дорогих нам людях. И возникает пронзительное осознание смыслов никогда не прерывающейся целостности жизни, эпох, поколений. 

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию до момента серьезного ухудшения здоровья). 

    В этом периоде человек уже освоил для себя новый социальный статус.
Социальная  ситуация. Общение со своими сверстниками, значимыми друзьями, родственниками. Однако ко многим из них постепенно исчезает ощущение привязанности, сочувствия; взаимоотношения становятся формальными, а с членами семьи – напряженными. Старые люди переживают обидные упреки молодых – «зажился на этом свете», не терпят их мелочной опеки. Некоторые старые люди успешно продолжают свою профессиональную деятельность.
    Ведущая деятельность. Одни старые люди продолжают поиски новых видов деятельности; другие – находят для себя новый смысл жизни в оппозиции властям, приобретают интерес к политической деятельности. Происходит смена прежних увлечений. В своих помыслах они ориентируются на идеалы справедливости, нравственности, духовного развития страны. Для некоторых старых людей, когда здоровье еще хорошее, ведущей деятельностью может стать «уход в религию» вплоть до сектантства. Для других – ожидание смерти….
    Личностные новообразования. Они проявляются по-разному, вплоть до противоположных их различий. Одни старые люди с сохраненным чувством собственного достоинства находят для себя дополнительный смысл жизни. Сравнивая «свое время» и «новое время», в котором они даже не столь активны, отмечают, что для них жизнь стала намного интереснее. Другие старики, переживая чувство своей «ненужности», невостребованности, неспособности заставить общество себя уважать, не находят смысла жизни и «угасают на глазах». 

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья. Этот период старости существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. 

    Социальная ситуация. Сохраняется общение с родными и близкими людьми, соседями, со «своими» врачами. Старики достаточно коммуникабельны с окружающими их людьми в лечебно-профилактических учреждениях (куда они госпитализируются для оказания необходимой медицинской помощи), в домах престарелых (куда их помещают для особого ухода).
    Ведущая деятельность. Стремление бороться с болезнями, лечиться, осмыслить свою жизнь. В беседах с такими же стариками, с медицинским персоналом стараются приукрасить свою жизнь, особенно свое прошлое. Социальные работники, медики, психологи, геронтологи в психотерапевтической беседе с пожилым человеком должны проявлять большое умение терпеливо выслушивать рассказы пациента (клиента) о том, что было, и даже о том, чего с ним никогда не было. Это своего рода исповедь, облегчающая состояние стариков.
    Личностные новообразования. Старый человек все больше понимает ограниченность своей жизни. И в то же время он ощущает себя сопричастностным природе, миру, культуре, обществу, человечеству в целом. Именно в старости многие люди впервые «открывают» для себя Бога. 

V. Долгожительство при относительно хорошем состоянии здоровья (после 75–80 лет). 

    Социальная ситуация. Близкие и родные люди начинают гордиться своими родственниками-долгожителями; они считают, что в их роду хорошая наследственность; значит, есть шанс, что они, их дети и внуки будут долго жить. У долгожителя много свободного времени, стали взрослыми дети и сами воспитывают внуков. Развиваются взаимоотношения с новыми друзьями, знакомыми-долгожителями. Пообщаться с ними стремятся люди разных профессий: социологи, психологи, писатели, представители СМИ, молодежь.
    Ведущая деятельность. Жизнь еще активна и во многом детерминируется прежними наклонностями. Старики иногда могут позволить себе излишества.
    Личностные новообразования. Для долгожителей характерны философское отношение к жизненным явлениям, чувство собственного достоинства (они «победили старость»), интерес к жизни. Они продолжают планирование своей дальнейшей насыщенной событиями жизни. Они спокойны, сдержанны; они – мудры и, сознавая это, культивируют уважение, доброжелательное отношение к себе и среди окружающих их людей
   
    Шапиро В.Д. Анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности  и материального затруднения.
    Зачастую пожилые  люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленность к будущим занятиям негативно сказывается  на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.
    Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация связывается  с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.
    При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.
 

      3. Страхи и стрессоры людей в пенсионном и послепенсионном возрасте 

    Одними из основных стрессоров людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания, размышлений старого человека может быть исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Одна из очень серьезных причин нарушения связи с окружающими кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Нередкими сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофилия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.
    Многие из стрессоров можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. «Прославление молодости – это оборотная сторона ненависти к старению… Презирать факт старения – это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни».
    Психологами установлено, что в жизни человека есть изменения, которые неизбежно связаны со стрессом. Составлен список этих событий, за которым стоит многолетний опыт исследований. По мнению авторов этой идеи, можно определить выраженную в цифрах свою реакцию на стресс жизни. Эта цифра одновременно является показателем сопротивляемости к стрессу. Чем больше человек получает баллов, тем больше оснований отнестись к ним с должным вниманием и предпринять необходимые действия по защите от стресса. Надо заметить, что в этой таблице показаны не только отрицательные, но и положительные ситуации, которые могут вызвать стресс. Положительные источники стресса называют эвстресс, а отрицательные дистресс, или просто стресс.
 

4. Психология пенсионного  возраста

 
    Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых».
    Людей, мужчин и женщин, приближающийся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы:
    - Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.
    - Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег.
    - Третью группу можно назвать равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.
   
    В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания унылого и бесцветного увядания, которое относится к людям третьей группы.
    Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех людей – мужчин и женщин, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины своего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого. Эгоистическая стагнация это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных взглядов с любыми возможными проявлениями жизни. Это Я, которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую Я реагирует проявлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться
    Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека – его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью.
    Два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе чувствуют. Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с «Я могу» и его психической реальности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.