На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Разработка и вывод нового товара на рынок

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Разработка  и вывод нового товара на рынок

Раздел: Рефераты по маркетингу

Содержание.
Введение
3 - 5
1.Разработка  нового товара.
6 - 16
2.Исследование  факторов успеха и провала  новых товаров. 17 - 21
3. Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии выведения нового продукта на рынок на примере компании
Colgate – Palmolive. 22 - 30
 
Заключение 31 - 33

Литература 34 - 34
Введение
Маркетинг —  это не только реклама и сбыт. Настоящий маркетинг занимается не столько сбытом, сколько изучением того, что производить! Организации добиваются лидерства на рынке, если они способны понять нужды потребителя и найти такие способы их удовлетворения, которые обеспечат наивысшие ценность, качество и сервис. Никакие объемы рекламы или сбыта не в состоянии компенсировать неудовлетворенность потребителя. В маркетинговой практике используется аналогичный подход и для удовлетворения потребностей лиц, не являющихся конечными потребителями. Выгодные потребители — это только одна из групп нашего общества, поэтому важно поддерживать связи и с другими категориями граждан.
Маркетинг окружает нас повсюду. Сейчас мы все являемся потребителями во всех сферах потребительских  взаимоотношений, начиная от предложения  или потребления услуг в сфере образования или здравоохранения, заканчивая очередью в почтовом отделении и поездкой в междугородном экспрессе, а также при различных финансовых операциях — от покупки бисквитов до приобретения дивана. Маркетинг необходим не только компаниям-производителям, работникам оптовой и розничной торговли, но и каждому человеку и организации. Юристы, бухгалтеры и врачи также используют приемы маркетинга для управления спросом на их услуги. Аналогично поступают и больницы, и музеи, и театральные коллективы. Без разработки и реализации соответствующего маркетингового плана ни одному политику не удастся набрать необходимого количества голосов избирателей, ни один курорт не привлечет достаточно много туристов.
В условиях постоянно  меняющихся запросов покупателей, технологий и конкурентного окружения выживание компании напрямую зависит от того, на сколько успешно она разрабатывает и внедряет на рынок новые товары. Однако и после того, как новый товар окажется на рынке, он не может быть предоставлен сам себе. Необходимо применять к нему правильные маркетинговые стратегии по море того, как он проходит стадии своего жизненного цикла: рождение, рост, зрелость и постепенное вытеснение с рынка товарами, лучше удовлетворяющими потребительские нужды.
Компания, которая рассчитывает продолжительное время сохранять свой рынок и быть прибыльной, должна постоянно обновлять предложение. Обновление предложения включает разнообразные мероприятия по разработка новых товаров: совершенствование существующих товаров, создание новых и расширение ассортимента торговых марок или увеличение их числа.
Цель курсовой работы – определить и проанализировать роль маркетинговых исследований при  разработке и освоении новой продукции.
Перед разработкой  нового товара необходимо проводить  маркетинговые исследования выпускаемых марок товаров, поскольку продажа любого товара рано или поздно переживает спад и устаревшие товары необходимо заменять новыми. Но компания должна понимать, каким образом происходит устаревание её товаров, и уметь приспосабливать свои маркетинговые стратегии к разным этапам их жизненного цикла. Так маркетинговые исследования выпускаемых товаров включают:
. измерение отношения  потребителей к определенной  марке товара;
. изучение мнений  потребителей об этих товарах;
. определение групп потребителей, предпочитающих данные товары.
Затем необходимо проанализировать этапы разработки новых продуктов. 
Опубликованные в настоящее время схемы разработки новых товаров, как правило, включают следующие этапы: генерация идей, отбор (селекция) идей, разработка концепции нового продукта, ее проверка, разработка маркетинговой стратегии, анализ перспективности бизнеса, разработка непосредственно продукта, пробный маркетинг и коммерческое производство. Но по мнению доктора физико-математических наук, профессора экономики Попова Е.В. данная последовательность этапов носит достаточно общий интегрированный характер, и не содержит детального обсуждения целого ряда значимых блоков маркетинговой деятельности предприятия, таких как элементы маркетинговой разработки товара, включающие форму, цвет и материал продукта, оценку рыночной адекватности товара и его конкурентоспособности, а также прогнозирование сбыта товаров и разработку товарной политики предприятия. 
Это, а также составляющие понятие “новый товар” рассмотрены в первой главе.

Так как риск потерь фиаско новых товаров велик, на повестке дня компаний стоит вопрос, как повысить шансы на успех. Компании сталкиваются с тремя составляющими  риска: технологической, рыночной и  стратегической. 
Организации, являющиеся лидерами в области разработки новых продуктов, обычно уделяют много внимания выявлению факторов их успеха, проводя в этой области специальные исследования. Какие факторы влияют на успех новых товаров по мнению различных исследований рассмотрено во второй главе. Также там представлены в виде диаграмм факторы, влияющих на потребительские предпочтения и вызывающих неудовлетворенность ( на примере отечественных и импортных автомобилей).

Самолеты Concorde (британо-французский  проект), компьютеры PCjr 
(компания IBM), видеомагнитофоны Betamax (Sony), EuroDisneyland (совместным проект Walt Disney и EuroDisney Group) и электромобили С5 (dive Sinclairs) объединяет то, что все они не окупили себя так, как планировали производители, пополнив черный список товаров, потерпевших неудачу.

В чем же причина  столь частых неудач новых товаров? Причин несколько. 
Идея могла быть хороша, однако не оказалось подходящего рынка. Возможно, технология или конструкция товара разрабатывались не столь тщательно, как следовало. Или же новый товар относился к разряду массовых потребительских товаров, не обладая преимуществами перед уже завоевавшими рынок аналогами. 
Иногда причина заключается в неправильном позиционировании на рынке, завышенной цене, плохо организованных мероприятиях по рекламе и стимулированию сбыта. Порой вина лежит на высших чинах, "протолкнувших" неудачную идею вопреки неблагоприятным маркетинговым прогнозам. Наконец, процесс разработки подчас стоит дороже, чем планировалось, а конкуренты наносят ответный удар сильнее, чем ожидалось. В третьей главе будут проанализированы причины неудачи при введении нового товара (мыла 
“Клеопатра”) на канадский рынок фирмой Colgate-Palmolive в 1985 году.

При работе над  курсовой работе я использовал прежде всего книги Philip 
Kotler и журналы “Маркетинг в России и за рубежом” за 1999 год, а также книги Романова, Голубкова и других специалистов в области маркетинга.

Разработка нового товара.
В первую очередь  необходимо проводить маркетинговые  исследования выпускаемых марок  товаров. Здесь в первую очередь следует выделить:
1. Измерение  отношения потребителей к определенной  марке товара. Прежде всего следует  изучить степень известности  марки товара. Данное направление  маркетинговых исследований направлено  на выявление степени осознания  потребителями существования товара определенной марки. Известность устанавливает связь между маркой и категорией товара, к которой она принадлежит. Информацию об уровне известности обычно получают путем опроса потребителей об известных им марках товара в рамках исследуемого класса товара. Информация, которую дает анализ собранных данных об известности марок товаров определенной категории, может использоваться для:
• определения  доли потенциальных покупателей, называющих определенную марку товара (или фирму) в качестве первой марки (фирмы);
• определения  на основе первых названных марок  товара главных товаров конкурентов;
• определения  уровня запоминаемости марок и названий фирм; некоторые марки и названия фирм плохо запоминаются, хотя они  легко узнаваемы;
• сравнения соотношения между показателем известности и долей рынка для каждой марки со средними соотношениями для данного рынка, поскольку некоторые марки реализуют свою известность лучше, чем другие;
• измерения  расстояния между отдельными марками (фирмами) на шкале известности, если она носит интервальный характер;
• выявления  рынков с наименьшей известностью марки (фирмы).
2. Следующий  шаг в исследовании марок отдельных  товаров заключается в изучении  мнений потребителей об этих  товарах. Речь здесь идет о  выяснении, насколько исследуемый товар соответствует требованиям рынка и потребителей, т.е. об оценке рыночной адекватности товара. Данные исследования можно развить в направлениях получения следующей информации:
• о потребностях, которые удовлетворяет изучаемый товар;
• о требованиях  пользователей к продукции и  уровню сервиса, отражаемых, в частности, в составлении рейтинга показателей  качества услуг;
• о мотивациях, которые следует реализовать  при покупке товара;
• об источниках информации, определяющей выбор покупки (выставки, ярмарки, техническая пресса, советы отдельных лиц, реклама и т.д.);
• оценка марок  отдельных товаров по их характеристикам (атрибутам).
3. Определение,  какие группы (сегменты) потребителей  и как часто покупают исследуемые  товары (определение степени лояльности к определенному товару). Здесь также изучается влияние степени удовлетворенности товаром на лояльность к его марке.
Очень важным является деление всех потребителей определенных продуктов на категории по степени  их лояльности к этим продуктам. Эти категории затем желательно подразделить на ряд подгрупп в зависимости от объема потребления 
(например, регулярно и много пьющие кофе и потребляющие его эпизодически). 
Данные таких исследований позволяют более четко очертить круг потенциальных потребителей и разработать программу расширения круга лояльных потребителей.

Маркетинговые исследования выпускаемых марок  товаров проводятся путем изучения мнений потребителей, работников торговой сети и сервисных служб, при исследовании конкурентоспособности отдельных товаров. Затем проводят маркетинговые исследования при разработке новых товаров.
Разработка нового товара является одним из важнейших  направлений маркетинговой деятельности. Но сначала необходимо знать, что  входит в понятие “новый товар  “.
Известны не менее 50 трактовок понятия “новый товар”. Можно выделить три основных подхода к определению понятия  “новый товар”[1].
1. Исходит из  временного критерия: к новым  относят любое вновь выпускаемое  изделие. Критерий новизны в  этом случае – не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства.
2. Основан на  требовании выделения критерия  отличия нового товара от его  аналогов и прототипов. В качестве  такого критерия предлагают использовать  принцип порождения и/или удовлетворения  товарами ранее не известной потребности. Новым товаром называют также любое прогрессивное изменение, отличающее товар от ранее известных. Эти изменения могут затрагивать сырье, материалы, конструкции, технологии, внешнее оформление и другое.
3. Базируется  на следующей посылке: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующие те или иные стороны новизны товара. При этом можно выделить, например, четыре уровня новизны товара:
. Изменение внешнего  оформления при соблюдении существующих потребительских свойств;
. Частичное изменение  потребительских свойств за счет  совершенствования основных технологических  характеристик, но без принципиальных  изменений технологии изготовления;
. Принципиальное  изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности;
. Появление товара, не имеющего аналогов.
Методы изучения нового товара включают в себя как  проведение опросов 
(потребителей и специалистов, занимающихся разработкой, производством и сбытом новых товаров), так и постановку специальных экспериментов.

Информация прогнозного  характера о возможной рыночной судьбе нового товара также может  быть получена на основе анализа объема продаж (скажем, путем изучения кривых жизненного цикла) аналогичных продуктов, из анализа ситуации в области конкурентной борьбы.
Конкретизируем  содержание маркетинговых исследований применительно к отдельным этапам разработки нового товара (продукта).
Разработка нового продукта — разработка оригинальных продуктов, улучшение продуктов и их модернизация, создание новых марок продуктов путем проведения организацией своих собственных НИОКР. Обычно процесс разработки нового продукта подразделяют на несколько этапов: генерация идей, отбор 
(селекция) идей, разработка концепции нового продукта, ее проверка, разработка маркетинговой стратегии, анализ перспективности бизнеса, разработка непосредственно продукта, пробный маркетинг и коммерческое производство. Для эффективного проведения работ на этих этапах на некоторых из них необходимо проводить соответствующие маркетинговые исследования.

Генерация идей – это систематически организованный поиск идей новых товаров[2]. Существует много способов организовать постоянный поток идей. 
Основные составляющие процесса поиска идей новых товаров — это анализ источников идей и применение творческих методов получения идей .

Можно выделить три основных источника идей для  создания новых продуктов.
1. Важнейший  — это рынок, причем импульсы  могут исходить как о потребителей, так и от конкурентов. Желания клиентов, рекламации типичные причины ремонта дают важную информацию для улучшения продуктов. Потребительские организации постоянно требуют от предприятий улучшения продукции и указывают на возможности этой области.
2. Второй источник — это само предприятие, т.е. в первую очередь, все сотрудники фирмы, которые заинтересованы в выпуске более современного и, соответственно, более рентабельного товара, во вторую очередь, работники исследовательских подразделений предприятия призванные заниматься именно разработкой новых товаров. Развитие новых продуктов лишь в редких случаях возможно без интенсивных исследований. Крупные предприятия имеют существенные преимущества в этой области. Таким образом, ограничивается конкуренция, поскольку вступление новых предприятий на рынок затрудняется. Для того чтобы выстоять в этих условиях, средние фирмы могут кооперироваться для совместного проведения исследований.
3. Третий источник  для выработки идей — независимые  фирмы, которые тоже могут быть  привлечены для поиска идей новых товаров. Существенное значение имеют отчеты институтов, занимающихся исследованием товаров.
На выставках  и ярмарках могут быть проанализированы отечественные и зарубежные конкурентные продукты, следует также привлечь анализ патентов и результатов исследований в родственных областях.
Успешно работающие компании поощряют стремление служащих к поиску путей совершенствования  процесса производства, а также товаров  и услуг компании. 
Служащие компании TOYOTA ежегодно предлагают около двух миллионов идей ( приблизительно 35 идей на одного служащего), более 85% которых претворяются в жизнь. Kodak и многие другие компании награждают служащих, представивших лучшие идеи, денежными премиями и подарками. Почти 28% идей дает общение с покупателями ( например, пользователи компьютеров IBM являются авторами приблизительно трети всех программных продуктов, созданных компанией для этих компьютеров). Около 30% новых идей обеспечивает анализ результатов деятельности конкурентов ( источником новинок для популярной модели Taurus компании Ford послужили более 50 конкурирующих моделий, от которых заимствованы около 400 прогрессивных элементов конструкции автомобиля)[3]. 
На этапе генерации идей нового продукта проводят опросы (потребителей, сотрудников подразделений НИОКР, маркетинговых, сервисных и других служб самого предприятия, сотрудников торговых организаций, отдельных экспертов). 
Важную информацию о направлениях совершенствования выпускаемых товаров может дать изучение жалоб, рекламаций, типичных причин отказов и ремонтов. 
Существенное значение может иметь сбор вторичной информации (патенты, отчеты исследовательских НИИ и т.п.). Зачастую идеи о новых продуктах могут быть получены на выставках и ярмарках. Если анализ источников идей не дает желаемых результатов, то можно использовать творческие методы генерации идей новых товаров, к которым относятся: морфологический и проблемный методы анализа, мозговая атака и синектический подход.

Синектический подход заключается в постепенном  отчуждении исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями жизни. После многоступечатых аналогий производится быстрый возврат к исходной задач.
Генерированные  идеи следует оценить и выбрать  из них наиболее оптимальные для  деятельности фирмы. Подобный этап получил название селекции идей.
Идеи новых  товаров лучше представить в  удобном для их анализа формате. 
При составлении рейтинга новых идей используется такая информация, основанная на результатах маркетинговых исследований, как степень удовлетворения потребностей потребителей, емкость рынка, условия конкуренции, предполагаемые цены и каналы сбыта и др.

Отбор идей имеет  целью как можно раньше выявить  пригодные и отбросить непригодные  предложения. Оцениваются не продукты, а идеи в их более или менее  зачаточной форме. Предварительная селекция может означать проверку идей на их соответствие требованиям фирмы, которое может включать экспертные оценки, матрицу оценки и многокритериальную оценку. Для этого используют собственных специалистов предприятия. Критерии оценки зависят от характера предприятия.
Экспертная оценка проводится, прежде всего, по таким  показателям как ожидаемый объем  продаж, рост производства, достижимая степень проникновения, соответствие продукта используемым или планируемым  каналам распределения. Необходимо выяснить, какие преимущества имеет продукт по отношению к конкурентам, есть ли правовые или моральные проблемы. Эксперты должны оценить, насколько реализуема идея с финансовой и технической точек зрения и насколько она соответствует целям и имиджу предприятия.
Матрица оценки строится следующим образом. Определяются важнейшие сферы деятельности предприятия (например, производство, финансы, исследования, маркетинг), им присваивается числовое значение, отражающее их относительный  вес и роль для успеха предприятия. Идея получает ряд оценок (например, от 
0,1 до 1), каждая из которых выражает, насколько хорошо идея соответствует требованиям того или иного отдела. Умножение коэффициентов по отделам и сложение полученных результатов дают конечную оценку полезности идеи для предприятия.

При многокритериальной оценке вначале утверждаются критерии, которые взвешиваются в зависимости  от их роли в процессе выбора. Затем  оценивается, насколько идеи выполняют  поставленные условия с помощью  простой Рейтинг- шкалы. Результат вычисляется суммированием произведений критериев оценки на их весовые коэффициенты. Балльная оценка конкретной идеи позволяет сделать какие-либо выводы лишь по сравнению с балльными оценками (индексами) других идей или при наличии шкалы оценки индекса.
При разработке концепции нового продукта, т.е. определении, в какой конкретный продукт материализуется  отобранная идея, определяется, с какими другими продуктами он будет конкурировать, проводится позиционирование нового продукта. Здесь также должны широко использоваться результаты маркетинговых исследований. Фаза развития концепции товара тесно связана с методом функционально-стоимостного анализа. Метод оценивает элементы продукта лишь на баз затрат, без учета других критериев. Элементы, которые не влияют существенно на качество продукта, должны быть устранены или изменены.
Концепция продукта изучается по следующим направлениям:
Какие функции  должен выполнять определенный элемент  продукта?
Какие вспомогательные  функции он выполняет?
Какие затраты  связаны с ним?
Так ли необходимы функции, выполняемые элементом  продукта?
Может ли эта  функция быть выполнена другим, более  дешевым элементом и какая  экономия может быть при этом получена?
Далее оставшиеся идеи воплощаются в прототипы  или изделия, готовы к выходу на рынок.
Разработка маркетинговой  стратегии немыслима без использования  разнообразной маркетинговой информации оценочного и прогнозного плана, включающей информацию, полученную на более ранних этапах разработки нового продукта. Дополнительно приводятся рекомендации по выбору стратегий в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга; для этого могут использоваться результаты маркетинговых исследований в области ценообразования, каналов сбыта, продвижения продуктов.
Анализ перспектив бизнеса — оценка для нового продукта предполагаемых величин объема продаж, издержек и прибыли на предмет их соответствия целям организации. Другими словами, речь идет об оценке привлекательности для организации конкретного нового продукта. Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о преимущественно прогнозных оценках, то широко используются методы прогнозирования. Экономический анализ идей может быть осуществлен по следующим этапам.
1) Прогноз затрат, связанных с развитием продукта, выходом на рынок и продажей
Прогноз связан с определенным риском, поскольку для анализа необходимо знать ситуацию на рынке, время и область продажи продукта, отношение потребителей к продукту.
2) Оценка объема  реализации (оборота, выручки)
Качество прогноза зависит от того, насколько точно  удастся оценить рост рынка, достижимую долю рынка, цену, которая в свою очередь зависит от затрат.
3) Прогноз прибыли
Если мы знаем  для определенного периода времени  доходы и затраты или поступление  средств и выплаты, то для прогноза прибыли могут быт использованы методы инвестиционных расчетов. В любом случае необходимо рассматривать несколько периодов, поскольку, как показывает модель жизненного цикла продукта, первые периоды могут оказаться совершенно нетипичными с точки зрения прибыли.
4) Учет неопределенности
Для каждой ситуации рекомендуется разрабатывать оптимистические  средние и пессимистические прогнозы. Другая возможность учета неопределенности заключается в коррекции целевых  величин таким способом что им присваиваются коэффициенты, выражающие степень их достоверности.
Если проект успешно выдержал бизнес-тест, он переходит  в стадию создания прототипа –  первых опытных образцов; создание прототипов занимаются технологический  или научно- исследовательский отделы. Следует помнить, что начиная  с этого момента дороговизна процесса разработки возрастает. На этом этапе станет ясно, осуществима ли идея на практике.
Одной из заключительных стадий создания нового продукта является пробный маркетинг или испытание  на рынке. Пробный маркетинг —  это проверка продукта и маркетинговой программы в реальных рыночных условиях. Цель пробного маркетинга — еще до начала полномасштабной реализации продукта оценить сам продукт и его маркетинговую программу (цену, рекламу, марку, упаковку, сервис и т.д.) и узнать, как на все это будут реагировать потребители и посредники. Результаты пробного маркетинга могут быть использованы при прогнозировании объема продаж и прибыли. При пробном маркетинге потребительских товаров используют следующие методы: стандартное тестирование рынка; контрольное тестирование рынка; имитационное тестирование рынка.
Стандартное тестирование рынка[4] — тестирование рынка, при  котором новый продукт помещают в условия, подобные условиям реализации при полномасштабном выпуске  продукта. Находят определенные места сбыта продукта, где сбытовики организации проводят полную программу маркетинга, анализируют деятельность магазинов, осуществляют исследование мнения потребителей, дистрибьюторов и др. с целью определения степени соответствия продукта запросам потребителей. Целью стандартного тестирования является использование полученных результатов для прогнозирования объема продаж в национальных масштабах и выявления проблем, связанных с производством и маркетингом данного продукта.
Контрольное тестирование рынка[5] — это создание специальных панелей магазинов, которые согласны за определенную плату испытать различные методы продажи продукта. Организация, которая осуществляет контрольное тестирование рынка, в соответствии со своими планами определяет число и географическое месторасположение магазинов, контролирует расположение продукта в торговом зале, цены, выбранные методы продвижения продукта.
Анализ полученных результатов дает возможность определить их влияние на спрос.
Имитационное  тестирование рынка — испытание  продукта в условиях, имитирующих реальные условия, например, покупка выбранными организацией потребителями на выделенные им ограниченные деньги товаров, среди которых находится новый продукт, в обычном магазине или в магазине-лаборатории данной организации. При этом потребителям предъявляются образцы рекламы и других методов продвижения различных продуктов, включая испытываемый продукт.
При пробном  маркетинге продукции производственно-технического назначения образцы продукции передаются на ограниченное время на испытание потенциальным клиентам. Кроме того, продукт может быть испытан на выставках и демонстрациях, организуемых торговлей, дистрибьюторами и дилерами.
Из этих данных вытекает, что разработчики новых  продуктов в первую очередь должны изучать демографические, психологические, экономические и другие характеристики прежде всего суперноваторов и новаторов, поскольку именно они откликаются на новинки в первую очередь. Сделать это, как правило, чрезвычайно сложно, так как одни и те же люди могут вести себя по- разному относительно различных продуктов, то, скажем, являясь новаторами, то консерваторами.
Очевидно, что  на успешность разработки нового продукта большое влияние оказывает внешняя  предпринимательская среда, которую  также необходимо исследовать.
От информации, получаемой в ходе пробного маркетинга, зависит, будет ли запущен новый товар в массовое производство. В случае положительного решения проект вступает в следующую фазу коммерциализации, или выведения товара на рынок.
По мнению профессора экономики Попова Е. В. данная последовательность этапов носит достаточно общий интегрированный характер, и не содержит детального обсуждения целого ряда значимых блоков маркетинговой деятельности предприятия, таких как элементы маркетинговой разработки товара, включающие форму, цвет и материал продукта, оценку рыночной адекватности товара и его конкурентоспособности, а также прогнозирование сбыта товаров и разработку товарной политики предприятия.[6]
Более детальная  проработка указанных блоков маркетинговой  деятельности представлена на рисунке 1, однако приведенные в данном исследовании методологические подходы носят фрагментарный характер и удобны при использовании лишь по конкретным блокам общей схемы разработки новых товаров. Поэтому в последней работе не содержится общая интегрированная схема разработки нового товара, в целом.
По-видимому, общая  полная схема разработки товаров  должна начинаться с запуска нового товара в производственную программу  предприятия — инновации, которая  включает поиск идей новых товаров, их селекцию и экономический анализ, а также развитие концепции продукта.
Важными этапами  разработки товара должны быть создание дизайна товара, включая его форму, цвет и материал; разработка соответствующей  упаковки и создание современной  товарной марки. Серьезное значение должно быть придано обеспечению качества товара и оценке его конкурентоспособности.
Следующими шагами после обеспечения всех необходимых  процедур создания товара должна быть проведена оценка его рыночной адекватности, понимаемая как соответствие данного товара требованиям рынка, а также оценка товара фирмой, то есть выявление соответствия экономических параметров данной продукта производственным и финансовым целям предприятия.
Рисунок 1. Общая  схема разработки нового товара
Рассмотрим только те этапы, которые не были написаны выше.
Разработка дизайна  товара
Качество продукта формируется как функциональными  признаками данного товара, разработка которых является прерогативой конструкторов  и технологов, так и внешним  дизайном, в разработке которого обязательное участие должен принимать маркетолог. Важнейшие средства, используемые при разработке продукта и воплощающие внешность продукта: форма, цвет и материал продукта.
Форма продукта связана как с основными, так  и добавочными качествами. Из добавочных качеств важнейшим является эстетичность продукта. 
Физиологическая теория утверждает, что удобный для глаза и охватываемый малым количеством движений образ является наиболее эстетичным. Формы должны состоять из простых, согласованных, по возможности симметричных линий и элементов.

На восприятие формы влияет индивидуальность и  вкус воспринимающего, традиции (знакомые формы воспринимаются лучше), а также  окружение (в окружении, соответствующем  их функциям, продукты производят лучшее эстетическое действие). Сильное влияние оказывает также мода.
Цвет — это  простейшее и дешевое средство для  вариации продукта. Палитра цветов и оттенков необозрима. В мире насчитывается  около 2800 названий цветов, а всего  насчитывают более 7,5 млн различных  цветов и оттенков. 
Выбор цвета определяется материалом и рядом других факторов.

Цвета оказывают  психическое действие, успокаивают  или возбуждают. Они выражают печаль или радость, делают продукт легким или тяжелым в восприятии, влияют на образ расстояния до предмета.
Цвета могут играть роль социального символа. Например, черный цвет — официальный цвет представителей властей и религиозных деятелей (черные автомобили, костюмы, сутаны и пр.). Белый цвет — цвет молодоженов и артистов и т.д.
Иногда существует правовое ограничение по поводу цвета продукта 
(например, сигнальные цвета или окраска милицейского автомобиля). 
Определенные комбинации цветов защищены от конкурентов патентами.

При выборе цвета  нужно учитывать и требования корпоративной культуры, так как  многие фирмы придерживаются определенной комбинации цветов.
Материал продукта также сильно влияет на восприятие продукта. Некоторые материалы вызывают симпатию, другие, наоборот, отталкивают.
Разработка внешнего вида продукта должно являться постоянной задачей службы маркетинга. Следующим важным элементом разработки товара является его упаковка.
Разработка упаковки и товарной марки
Создание упаковки — это часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши.
Выделим ключевые факторы создания упаковок, которые  должны учитываться при принятии решений в данном направлении.
1) Дизайн упаковки  должен воздействовать на образ,  который фирма ищет для своей  продукции. Цвет, форма, материалы — все это влияет на представления потребителей о фирме и ее продукции. Более простая упаковка создаёт образ более низкого качества товаров общих марок.
2) Стандартизация  упаковки увеличивает мировое  признание. По этой причине  “Пепси-кола” и “Кока-кола” используют одинаковую упаковку во всех частях земного шара.
3) Стоимость  упаковки должна быть, конечно,  учтена. Относительная стоимость  упаковки может достигать до 40 % розничной цены, в зависимости  от целей и степени упаковки.
4) Современные материалы стимулируют спрос. Фирма может выбирать из ряда упаковочных материалов: картон, пластик, металл, стекло, целлофан и пр. При этом бывают необходимы компромиссы. Например, целлофан позволяет показывать товары, но очень легко рвется; картон относительно дешевый, но труден для открывания. Кроме того, нужно определить насколько новаторской должна быть упаковка.
5) Затем фирма  должна выбрать размер, цвет и  форму. При выборе размеров  нужно учитывать период хранения, удобство, традиции и конкуренцию. Должны быть также определены место, содержание и размер этикетки, а также насколько она должна выделяться. На ней должны быть указаны названия компании и марка товара.
6) Множественная  упаковка соединяет в себе  две или более единицы товара. 
Это могут быть одинаковые продукты (например, лезвия для бритья, газированные напитки) или сочетания различных вещей (например, набор первой помощи). Цель такой упаковки — увеличить потребление, заставить потребителей покупать набор вещей или опробовать новую продукцию (например, новый товар, упакованный с хорошо известным и покупаемым старым). Отдельно упакованные порции какого-либо продукта могут создавать конкурентное преимущество. Однако это может быть дорогостоящим делом.

7) Наконец, компания  должна убедиться, что дизайн упаковки соответствует маркетинговому плану предприятия.
Важной частью планирования продукта является определение  товарной марки 
— процедура, которой фирма следует при исследовании, разработке и реализации своих целей.

Товарная марка  — это имя, знак или символ, которые идентифицируют продукцию и услуги продавца. Используя или создавая хорошо известные товарные марки, компании обычно могут получить общественное признание, широкое распространение и более высокие цены.
Важность товарных марок определяется следующими причинами:
- облегчается  идентификация продукции;
- гарантируется,  что товар или услуга обладают  определенным качеством;
- повышается  ответственность фирмы за продукцию;
- вместо сравнения  по ценам покупатель сравнивает марки;
- престиж продукции  растет с ростом общественного  признания марки;
- создается отличительный  образ продукции при сегментации  рынка;
- товарная марка  может быть использована для  выхода на новый продукт.
После разработки товарной марки продукта следует сформировать систему обеспечения качества товара.
Обеспечение качества товара и оценка конкурентоспособности
Формирование  системы качества товара на предприятии  может быть основано на трех направлениях хозяйствования: обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества.
Обеспечение качества, в соответствии со стандартом ИСО-9000, можно определить как совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые  условия для выполнения каждого  этапа жизненного цикла товара таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.
Управление качеством  — это управление технологическими процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или самой системе качества и устранение не только выявленных несоответствий, но и причин их возникновения.
Улучшение качества — это постоянная управленческая деятельность предприятия, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и самой системы качества предприятия.
Система качества предприятия должна учитывать также  и оценку конкурентоспособности  производимой продукции. Конкурентоспособность  товара 
- это возможность конкурировать на равных с товарами — аналогами на рынке и приносить его производителю достаточную прибыль.

Оценка рыночной адекватности товара
Экономический успех предприятия прямо зависит  от того, насколько его продукция  удовлетворяет определенным потребностям. Поэтому соответствие продукта требованиям рынка можно определить, исходя непосредственно из экономических показателей. Индикаторами могут служить объем сбыта, прибыль, покрытие постоянных затрат.
Однако, в большинстве  случаев, невозможно оценивать продукт  по экономическим показателям, например: когда решение об инновациях принимается раньше, чем появляются какие- либо данные о реакции рынка; на экономические показатели влияет множество побочных факторов; выявление рыночной адекватности продукта важно для его совершенствования и модификации.
В подобных случаях  важно выяснить, насколько товар (продукт) или производственная программа  соответствуют требованиям рынка  и потребителей, то есть рыночную адекватность товара.
Для оценки рыночной адекватности товара могут быть применены  различные подходы: а) полевые маркетинговые исследования, позволяющие выяснить активизацию потребностей и предпочтения потребителей при покупке тех или иных товаров ; б) лабораторные маркетинговые исследования, предопределяющие возможность оценки эмоционального воздействия товара на потребителей; в) аналитическое моделирование, обеспечивающее выявление оценки субъективного качества товара; г) многомерное компьютерное моделирование, обеспечивающее сравнительные оценки разных товаров по самым различных характеристикам.
Полевые маркетинговые  исследования рыночной адекватности товара основаны на изучении соответствия продукта потребностям покупателей в естественных условиях на разных стадиях конкретизации  потребностей.
Более разносторонне  и объективно оценка рыночной адекватности товара может быть проведена с помощью лабораторных маркетинговых исследований, регистрирующих эмоциональное воздействие продуктов на потребителей.
К наиболее известным  аналитическим моделям рыночной адекватности товаров относятся  модель Розенберга и модель с идеальной точкой.
Модель Розенберга исходит из того, что потребители  оценивают продукты с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей. В изначальном  виде субъективная пригодность продукта по данной модели оценивалась как  суммирование субъективных оценок пригодности данного продукта для удовлетворения различных мотиваций. Однако мотивы, важные для продукта, часто бывает трудно определить. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены.
Поэтому в модифицированной модели Розенберга значение отдельных  мотивов определяется опосредованно, через конкретные характеристики продукта, как показано в формуле модели:
Wi =[pic] Xk . Yjk, где  Wi — оценка рыночной адекватности i-того товара;
Xk — весовой  коэффициент k-той характеристики;
Yj k— оценка k-той  характеристики j-того товара.
Собрав таким  способом данные о многих товарах, можно  получить:
- общие оценки  товаров, которые могут служить  индикаторами предпочтений потребителей;
- информацию о том, как воспринимаются потребителями отдельные товары;
- информацию  о важности различных характеристик  для общей оценки.
Отметим, что  различные требования к товарам  дают идеальные предпосылки для  сегментирования рынка. Представленная выше модель основана на предположении, что каждая характеристика желаема и одновременно, чем выше оценка, тем лучше. Критика этого пункта привела к созданию так называемых моделей с идеальной точкой.
Модель с идеальной  точкой учитывает введение добавочной компоненты идеальной величины характеристики продукта. Формульное выражение модели, в этом случае, имеет вид:
Wi =[pic] Xk(Yjk – Zk)r,
где Zk — идеальное  значение k-той характеристики; r = 1 для  товара постоянной пользы; r = 2 для товара убывающей пользы (находящегося на последних этапах своего жизненного цикла);
Wj, Хk , Yjk — параметры,  описанные выше.
Продукт следует  предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки  меньше. Преимущества метода очевидны, он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителей, продукте.
Многомерные модели основаны на следующих положениях: имеется множество товаров, каждый из которых может быть описан через  определенное число атрибутов; каждый атрибут может быть представлен  как ось, проходящая через психическое  пространство восприятия; данные оси образуют пространство, измерение которого равно количеству атрибутов; можно получить суждения потребителей о том, насколько выражен тот или иной атрибут у того или иного товара; на основании суждений потребителей можно определить место товара в описанном выше пространстве.
С помощью статистических методов можно часто уменьшить  число осей без большой потери информации и выяснить главные факторы, влияющие на восприятие продукта. Затем  можно определить позицию товара с точки зрения этих центральных характеристик. Наконец нас может интересовать позиция товаров по отношению друг к другу, из чего можно сделать вывод о похожести, заменяемости и интенсивности конкуренции.
Построение пространства восприятия потребителей заключается  в определении товаров, образующих конкретный рынок. Для этого можно прибегнуть к услугам экспертов или опросить потребителей, какие марки или продукты они учитывают при принятии решений о покупках.
Таким образом, обоснованное и корректное применение передовых методов маркетинга позволяет формировать и производить конкурентоспособные, рыночно адекватные товары, обеспечивающие получение соответствующей высокой прибыли товаропроизводителями.
Далее содержание маркетинговых исследований нового товара рассматривается в аспекте изучения факторов успеха нового товара.
Вывод:
Организациям  следуют постоянно разрабатывать  новые товары и услуги. Их нынешние товары имеют ограниченную продолжительность  жизни и должны заменяться более  новыми. Но новые товары могут потерпеть неудачу – риск провала новинки так же велик, как и вероятность ее успеха. Ключ к успеху новинки лежит в усилиях компании в целом, в тщательном планировании и методичности процесса разработки новых товаров.
Процесс разработки нового товара состоит из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых компании необходимо решать, следует ли продолжать разработку идеи или отказаться от нее. Компании следует минимизировать шансы неудачных идей, но в то время не подвести преждевременно под топор удачные. Новый товар начинается с генерации идей. 
Затем следует отбор идей, сокращающий число идей на основе собственных критериев компании. Прошедшие отсев идеи проходят этап разработки и проверки концепции. Удачные концепции проходят затем этапы разработки стратегии маркетинга и экономического анализа. В случае положительных результатов на этой стадии, идеи конкретизируют на этапах разработки товара, пробного маркетинга и, наконец, освоения серийного производства. 
Исследование факторов успеха и провала новых товаров.

Организации, являющиеся лидерами в области разработки новых  продуктов, обычно уделяют много  внимания выявлению факторов их успеха, проводя в этой области специальные  исследования.
Конкретизация общих факторов успеха обычно осуществляется в направлении получения количественных оценок, характеризующих их относительную роль. 
Необходимая информация прежде всего собирается экспертным путем как среди сотрудников организации (в отделе новой техники, в службе НИОКР, в отделе маркетинга и сбыта и т.п.), так и среди торговых посредников и потребителей.

Опросы менеджеров, занимающихся разработкой новых  продуктов, выявили следующие основные факторы успеха нового продукта (табл. 1)[7]. Цифры в таблице характеризуют  процент опрошенных, отметивших важность данных факторов.
Таблица 1 Факторы  успеха нового продукта
|Факторы успеха |% | 
|Адаптированность продукта к требованиям рынка |85 | 
|Соответствие продукта особым возможностям фирмы |62 | 
|Технологическое превосходство продукта |52 | 
|Поддержка новых продуктов руководством фирмы |45 | 
|Использование оценочных процедур при выборе новых моделей |33 | 
|Благоприятная конкурентная среда |31 | 
|Соответствие организационной структуры задачам разработки |15 | 
|нового продукта | |

Из приведенных  данных вытекает, что главными факторами успеха являются, с одной стороны, соответствие продукта требованиям рынка, а с другой — возможности организации по его разработке и производству. Важно располагать превосходной технологией, опираться на поддержку руководства и адаптировать многостадийную разработку к процессу принятия товара рынком.
Исследование, проведенное  на британском рынке, выявило следующую  значимость факторов успеха новых продуктов, производимых японскими и британскими  фирмами (табл. 2, в которой п означает число опрошенных фирм).
Из таблицы  видно, что наиболее часто ключевым критерием здесь также называли степень адаптации к требованиям  покупателей. И только относительно небольшая доля фирм (1/4), как японских, так и британских, считает эффективный  маркетинг важным критерием успеха.
Сравнение оценок, полученных от японских и британских фирм, обнаруживает, что первые из них  придают большее значение наличию  конкурентного преимущества, а вторые — большей адаптации к запросам потребителей.
Факторы успеха новых продуктов, выявленные на британском рынке
| |Процент фирм | 
|Факторы успеха | | 
| |Японских (п = |Британских (п =| 
| |116) |86) | 
|Хорошая адаптированность к |69,8 |75,6 | 
|потребностям | | | 
|Превосходство над конкурентами: | | | 
|По качеству |79,3 |59,3 | 
|По дизайну |69,8 |45,3 | 
|По соотношению достоинства/цена |58,6 |61,6 | 
|По конструкции |55,2 |48,8 | 
|Весьма конкурентная цена |41,4 |27,9 | 
|Адаптированность к возможностям |39,7 |34,9 | 
|фирмы | | | 
|Уникальность |36,2 |29,1 | 
|Эффективный маркетинг |27,6 |25,6 | 
|Глубокий анализ рынка |27,6 |18,6 | 
|Большой объем рынка |20,7 |16,3 | 
|Синергия производство/маркетинг |16,4 |18,6 | 
|Уклонение от рынков с высокой | | | 
|конкуренцией | | | 
|И удовлетворенными покупателями |7,8 |10,5 | 
|Уклонение от динамичных рынков с| | | 
|частой | | | 
|Сменой товаров |2,6 |4,7 |

Безусловно, приведенные  данные носят обобщенный среднестатистический характер, они характеризуют скорее усредненные тенденции и подчеркивают значимость данного направления  исследований. В каждом конкретном случае, для определенных отраслей и рынков, подобные исследования следует проводить специально. Ниже приводится вопросник, вопросы из которого могут быть использованы при проведении маркетинговых исследований конкретных видов товаров:
• Каковы тенденции  продаж в физическом и денежном выражении (с разбивкой по товарам, сегментам, каналам сбыта)?
• Насколько  силен имидж марки у товаров  фирмы?
• Какие улучшения  были внесены в товары?
• На какой стадии жизненного цикла находятся товары определенной марки?
• Знаете ли Вы специфические требования, предъявляемые к Вашим товарам потребителями конкретных рыночных сегментов?
• Адаптированы ли товары под потребности потребителей выбранных рыночных сегментов?
• Возможна ли адаптация  характеристик Вашего товара или  разработка нового товара под требования конкретных рыночных сегментов?
• Знаете ли Вы, на какие рыночную долю и объем  продаж Вы можете рассчитывать в соответствии с конъюнктурой рынка и Вашими производственными возможностями?
• Собираетесь  ли Вы после изготовления опытных образцов (партии) товара провести тестирование рынка?
• Имеете ли Вы систему послепродажного обслуживания продукта?
• Собираетесь  ли Вы создать систему послепродажного  обслуживания продукта?
• Собираетесь  ли Вы включать стоимость послепродажного  обслуживания в цену товара?[8]
Выпуск новых  продуктов необходим для достижения успешного развития компании. Если этого не происходит, то по мере усиления конкуренции, изменения конъюнктуры  рынка и технологий, внедрения  нововведений других фирм компания будет  терять свои позиции.
Однако разработка новых продуктов характеризуется  высоким уровнем риска, составляющими  которого являются технологический, рыночный и стратегический риски.
Технологический риск. обусловлен технологической инновацией, необходимой для технической осуществимости нововведения.
Рыночный риск определяется степенью оригинальности и сложности идеи нововведения, влияющей на восприимчивость рынка и издержки перехода для использования нового продукта.
Стратегический  риск зависит от степени новизны  продукта для данной компании. Чем  выше новизна, тем выше уровень стратегического риска. С этой точки зрения можно выделить четыре уровня риска:
— рынок и  технология известны — минимальный  уровень риска, так как фирма  опирается на свою компетентность;
— новый рынок, но известная технология — риск в основном коммерческий, зависит от нетехнологических инноваций;
— рынок известен, однако технология новая — риск в большей степени технический, определяется технологическими инновациями;
— новый рынок  и новая технология — максимальный уровень риска, связанный с суммированием всех рисков.
Исследования, проведенные Booz, Alien and Hamilton (1982), показали, что уровень  провала новых продуктов, недавно  введенных на рынок, составляет от 
33 до 35%. Результаты исследований Crawford (1978) свидетельствуют, что неудачу терпят 20—25% товаров промышленного назначения и 30—35% товаров личного потребления. Опрос 138 фирм, осуществленный The Association of 
National Advertisers (1984), дал следующие результаты: неудачу терпят 27% расширения существующего ассортимента, 31% нововведений торговых марок и 
46% собственно новых продуктов.[9]

Эти данные характеризуют  рассматриваемую проблему лишь частично, поскольку многие проекты отбраковываются  на стадии предварительной оценки в  результате нехватки фондов, идей, времени. Риск усугубляется тем, что в связи со значительным влиянием технологических изменений сокращается жизненный цикл новых продуктов.
Поскольку ресурсы, выделяемые на разработку и осуществление  инноваций, оправданны только в той  мере, в которой они приводят к  достижению целей компании, необходим анализ ранее осуществленных нововведений, позволяющий выявить ряд факторов, которые имели место в случае провала новых продуктов и в случае успешных нововведений.
По данным Hopkins & Bailey[10], в зависимости от влияния  различных факторов причинами провала новых продуктов являются:
— недостаточный  анализ рынка — 45%;
— дефекты продукта — 29%;
— недостаток эффективных  маркетинговых мероприятий — 25%;
— чрезмерно  высокие издержки — 19%;
— действия конкурентов  — 17%;
— недостаток поддержки при выведении товара на рынок — 14%;
— производственные проблемы — 12%;
— другие причины  — 24%.
Ряд исследований (Booz, Alien and Hamilton (1982), Cooper R.G. (1988), 
Твисс Б. (1989), Edgett S., Shirley D., Forbes G. (1992))[11] показали сходные результаты, в соответствии с которыми ключевыми факторами успеха являются:

— превосходство  товара над конкурентами;
— сильная маркетинговая  ориентация;
— использование  эффекта синергии (сочетание технологических  и нетехнологических инноваций  и возможностей компании);
— соответствие целям организации;
— эффективная  система отбора и оценки проектов;
— эффективное  управление продуктами и контроль;
. привлекательность  рынков;
. доступ к  ресурсам;
— восприимчивость  организации к нововведениям. При  этом Cooper R.G. на основе изучения причин успеха и провала 195 промышленных товаров выделяет три ключевых фактора успеха :
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.