На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес и его роль в Российской экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по науке и образованию  РФ
Саратовский государственный социально-экономический
университет
Кафедра общей экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

НА  ТЕМУ: ” МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ” 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнил: студент 1 курса
                                                                                                              2 группы, ФКФ,
                                                                                                              Шишкова
                                                                                                              Татьяна
                                                                                                              Алексеевна
                                                                                                Программа обучения:модульная
                                                                                                Специальность: Финансы и кредит
                                                                                                Специализация: Банковское дело
                                                                                                Личное дело № БД-0840
                                                                                                Научный руководитель: к.э.н.,
                                                                                                доцент Заковоротнова Е.А. 
 
 
 
 

Саратов
2009 г. 

                                                                                                                             

Содержание.                                                                                                                         С. 

Введение…………………………………………………………………………..................3                                      

§1. Малый  бизнес - сущность и его роль в  экономике……………………………………6
     
    1.1. Что  такое малый бизнес………………………………………………………...6 

    1.2. Место  малых предприятий в структуре экономики…………………………..8 

    1.3 Особенности  малого предпринимательства в  России……………...................13 

§2. Роль малых предприятий в экономике  России………………………………………..19 

    2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………...19 

           2.1.1 Социальная роль…………………………………………………………..19 

           2.1.2 Политическая роль………………………………………………………...19 

           2.1.3 Экономическая роль………………………………………………………..20 

            2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22
            
            2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31 

    2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………………41 

    2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43 

§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44 

    3.1. Государственная  поддержка малых предприятий  области……………………..44 

    3.2 Потенциал  малого предпринимательства………………………………………....49 

Заключение……………………………………………………………………………………..53 

Список  использованной литературы………………………………………….........................57 

Приложение……………………………………………………………………………………..59 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
 
  Экономика России сегодня находится в стадии становления, перехода от экономики, зависящей от доходов энергетической отрасли к инновационной . И хотя Российская Федерация признана страной с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику , живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.
  Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства.1 За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны насытить рынок конкурентоспособной продукцией, создать новые рабочие места, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.
  Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.
  Экономисты самых разных направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед властями  - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, а активно искали возможности с пользой для себя, распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством; чтобы они создавали новые рабочие места. Всё вышеперечисленное стало решающим фактором в выборе темы для моей курсовой работы.
  Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить  какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия  и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
  Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.2
  Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономик
 Приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является инициативной и рисковой деятельностью граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки. Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были использованы научные статьи Джаарбекова С. М. «Налогообложение малого бизнеса», Шахмалова В. «Малые предприятия в системерыночных реформ», Афанасьева В. «Малый бизнес: проблемы становления», атакже федеральные законы РФ, налоговый кодекс РФ, последние публикации в специализированных газетах и журналах и другая научная литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
     
      Что такое малый бизнес.
 
 
 Предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать  малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.
 Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.
Что же называют малым бизнесом?
 Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:
    крупное - предприятие с численностью работающих до 500 человек;
    среднее – от 100 до 500 человек;
    малое – до 100 человек.
 
  В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности ( в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности приведены в таблице: 

Численность работников малых  предприятий3
Отрасль деятельности Предельный  уровень численности работников, чел.
Промышленность 100
Строительство 100
Транспорт 100
Сельское  хозяйство 60
Научно-техническая  сфера 60
Оптовая торговля 50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли и другие виды деятельности 50
 
 В нашей стране, согласно принятому Федеральному закону4 о государственной поддержке малого предпринимательства , под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25%. 

 В соответствии с Законом  под субъектами малого предпринимательства понимают также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Место малых предприятий  в структуре экономики 
 “Развитие малого бизнеса - это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей".5
 Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
 Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
 Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
 Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
 Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо- дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
 Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.6 С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.
  Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру,  конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль  его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.
 Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
    созданию новых рабочих мест;
    внедрению новых товаров и услуг;
    удовлетворению нужд крупных предприятий;
    обеспечению специализированными товарами и услугами.
 Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.
 Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений. 7
 Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза. Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.
 Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. (для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. )
 Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.
 Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х – самом начале 90-х годов.
 По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. "Вклад малых предприятий России в экономику страны составляет чуть более 12%", - заявил на недавнем заседании Совета по предпринимательству при правительстве премьер-министр России. По его словам, большая часть малых российских предприятий сосредоточена в торговле, тогда как в развитых странах это, в основном, сфера инноваций и социальных услуг... 8
Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения  приходится 40-60 малых предприятий, а  у нас - всего 7. И доля малого бизнеса  в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.
  Повышение роли малого и среднего бизнеса - это один из путей развития российской экономики без нефтедолларов.9 В этом случае она будет меньше зависеть от внешних рынков.: лишь 20 процентов предпринимателей в сфере малого бизнеса оценивают среду, в которой им приходится действовать, как благополучную, 47 считают, что предпринимательский климат в стране не изменился или даже ухудшился. И только 16 отмечают, что произошло реальное снижение налоговой нагрузки.  

  Малый бизнес в развитых странах – крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно – технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса.     Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону. Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем «их» малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленной продукции или 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.
 Немаловажен тот факт, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%.

    Количество  малых предприятий  и распределение  их по отраслям экономики.

Предприятия 1.01.95г. 1.04.2001г.
Всего: 896,9 тыс. (100%) 873,6 тыс. (100%)
в том числе:    
промышленные 127,2 тыс. (14,2%) 138,1 тыс. (15,8%)
строительные 123,5 тыс. (13,8%)
138,3 тыс. (15,8%)
торговли  и общепита 419,4 тыс. (46,8%)
387,0 тыс. (44,3%)
коммерческие 51,9 тыс. (5,8%)
37,2 тыс. (4,3%)
науки и научного обслуживания 51,7 тыс. (5,8%)
37,6 тыс. (4,3%)
других  отраслей 123,2 тыс. (13,7%)
135,4 тыс. (15,5%)

1.3. Особенности малого предпринимательства в России

 Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.10
С другой стороны после проведенного мною анализа выяснилось, что российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.
 Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
 Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий страны.
    Перечислю важнейшие факторы влияющие на  развитие малого бизнеса:
    политическая обстановка в обществе;
    состояние экономики страны;
    политика государства в области экономики;
    меры поддержки малого бизнеса;
    правовое обеспечение малого бизнеса;
    налоговая политика;
    финансово-кредитная политика;
    уровень жизни населения;
    цивилизованность предпринимательства.
 
 В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеприведенным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.
 По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию
малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:
-  нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и  консультационное обеспечение;
-  внешнеэкономическая  деятельность.
   Также в государственной программе  должны быть отражены  механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной,  и ценовой политики, материально-технического  снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных
стартовых условий в развитии предпринимательской  деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. 

 Возрождение предпринимательской деятельности в России и в бывших социалистических странах – это уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории человечества. Уникальность эта объясняется тем, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путём, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы. Именно поэтому предпринимательская деятельность в России находится на столь низком уровне11. В России предпринимательство имеет свои особенности, что коренным образом отличает его от предпринимательства в западных странах. Таких особенностей очень много, но я попыталась перечислить основные из них.
 До сих пор в нашей стране не выяснены признаки, принципы, источники, функции, способы, средства и сущность предпринимательской деятельности. Не раскрыты особенности именно российского малого предпринимательства. А без полного выяснения данных вопросов практически не возможно хотя бы какое-то примитивное использование предпринимательства как фактора роста производства.
Темпы развития малого бизнеса во многом зависит от того, в какой именно рыночной среде оно функционирует: в уже сформированной, только что становящейся, подрываемой монополизацией производства или какой-либо иной. К сожалению, основная причина неразрешённости многих проблем в сфере малого бизнеса заключается в отсутствии в нашей стране подлинной рыночной среды, рыночной экономики. Именно рыночная экономика обладает важнейшими признаками, которые обуславливают природу и характер предпринимательства. Отсутствие таковой вынуждает многие положения чисто понятийного характера выводить не из собственного опыта (опыта своей страны), а из опыта рыночной действительности зарубежных стран; опираться на высказывания западных учёных – экономистов, высказывания которых не всегда адекватны содержанию и остроте специфических проблем переходного периода в России.
 Можно справедливо заметить, что генезис малого предпринимательства в России происходит в условиях, когда сложившаяся в стране экономическая система не только не готова к внедрению рыночной конкуренции как основы рыночной экономики, но и отторгает её по основным направлениям.
Коль  скоро предпринимательство действует  только в рыночной экономике, нынешнее правительство поставило задачу: ускоренными темпами создать частнособственническую среду, избрав источниками формирования предпринимательства приватизацию и разгосударствление. Между тем, опыт многих стран показывает, что этот процесс весьма сложен, длителен, чреват многими опасностями, требует огромных средств и сил, невозможен без государственного вмешательства и поддержки, должен проводиться в тех отраслях, в которых не наносится ущерба государственным интересам. У нас же правительство стало ускоренными темпами искусственно превращать государственную собственность в индивидуальную или акционерную частную собственность. В результате чековой приватизации значительная часть ваучеров оказалась в руках  всего лишь 4-5% населения. Это дало возможность, по существу, за бесценок приобрести наиболее рентабельные предприятия, и, поскольку, слой частных собственников не может быть большим, то основная масса трудоспособного населения должна была превратиться в класс наёмных рабочих. При этом данному процессу пытались придать достаточно законченную юридическую форму.          
 На сегодняшний момент в России в начальной стадии находится производственное предпринимательство, ибо в зародышевом состоянии пребывает производственная конкурентная среда, а наиболее развито банковское и коммерческое предпринимательство, что обусловлено более высокой степенью развития рыночной инфраструктуры и торговли. Незаметное производственное и значительное банковское и коммерческое предпринимательство – вот одна из наиболее ярких особенностей российского предпринимательства в целом. Данная специфика напрямую связана с падением общественного производства, распадом СССР и плановой экономики, обнищанием основной массы населения и т.д.
 Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большие прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели естественно устремляются туда, где добывать деньги проще. Это привело к тому, что новые предприниматели в состоянии вести борьбу за контроль над производственными предприятиями, но почти никто из них пока не смог реализовать себя в сколько-нибудь сложном производственном бизнес – плане. Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией технически более совершенных и подкреплённых хорошо налаженной системой сбыта западных товаров и с конкуренцией более дешёвых товаров из стран третьего мира.    
 Дополнительные трудности в исследовании проблем предпринимательства связаны с проведением их в чрезвычайных условиях коренных и одновременных преобразований в общественно – политической и социально – экономических сферах обществах, осуществляемых весьма динамично, непродуманно, некомплексно и крайне противоречиво. Рассогласованность экономической политики приводит к тому, что в системе целевых установок государственного регулирования экономики интересы поддержки малого бизнеса вступают в противоречие с задачами достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета,  затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического и т.д.)
 На данный момент существует перекос между внутренними российскими ценами  и ценами на мировом рынке. Процесс выравнивания этих цен ещё не закончен, что до сих пор делает спекулятивные отношения значительно более выгодными, нежели "нормальная" внешняя торговля. Отсюда и особая выгодность массового малого бизнеса именно во внешней торговле. Такое предпринимательство не в меньшей мере влияет на отечественное производство в сторону повышения его конкурентоспособности. Сотрудничество между производящими и торговыми фирмами в сфере организации производства и продвижении на мировые рынки отечественной продукции практически отсутствует. Низкая конкурентоспособность национального производства привела к тому, что многие внешнеторговые компании по соображениям выгоды становятся партнёрами зарубежного бизнеса по вытеснению отечественного производства, как с внешнего, так и с внутреннего рынков.12
 Ещё одной особенностью российского малого предпринимательства является ограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не только особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой современной экономической ситуации. Предприниматели не преследуют стратегических целей, во-первых, потому, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Во-вторых, всё ещё сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений в производство и краткосрочных финансовых операций. Условия реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемо.
 Характерной чертой предпринимательского поведения в России является преувеличенное влияние краткосрочных финансовых целей, нередко определяющее стремление к персональному обогащению в ущерб положению фирмы. Часты случаи перекачки капиталов фирмы её руководителями в подставные компании.
 Нельзя не отметить очень низкую степень законопослушности  отечественных предпринимателей. Это наглядно проявляется, например, в уклонениях от уплаты налогов.
 Даже с точки зрения ведения бизнеса российские и зарубежные предприниматели решают совершенно разные проблемы. Согласно социологическим опросам, в Америке бизнесменов волнуют сугубо предпринимательские проблемы: получение прибыли, управление и поддержание роста бизнеса, регулирование притока денег, новые технологии. Вопрос о состоянии экономики страны стоит на 5-м месте в списке 15 важнейших вопросов, доступ к капталу - на 11-м, коррупция и инфляция не были отмечены вообще. В России, напротив, основные проблемы находятся за рамками бизнеса как такового. 90% предпринимателей считают главным препятствием на пути развития их бизнеса налоговую политику государства, 67% -  крайне затруднительный доступ к капиталу, 66% - нестабильность банковской системы, 55%-коррупцию во властных структурах.13
 Автор работы  коснулась такой важной темы, как проблемы современного российского малого бизнеса. Мне кажется, этот аспект деятельности малого предпринимательства заслуживает более пристального внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Роль малых предприятий  в экономике России 

    2.1. Социальная, политическая, экономическая роли  малого бизнеса

            2.1.1 Социальная роль

 Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
 Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
 Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
 Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.14

        2.1.2 Политическая роль

 Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.15
 Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

         2.1.3 Экономическая роль

 Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
 Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
 Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл. 1) - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий.
Федеральные округа Количество  зарегистрированных МП на 1.01.03 г. в расчете  на 100 тыс. населения Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2002 г.
РФ 611,7 29,7
Центральный 905,9 63,2
Северо-Западный 928,5 76,2
Южный 397,7 18,1
Приволжский 469,3 56,6
Уральский 452,1 4,0
Сибирский 448,3 -38,7
Дальневосточный 498,7 -74,0
За 2002 г. число зарегистрированных малых  предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что подтвердилось позитивной тенденцией и в последующие годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России 

      Сдерживают развитие малого бизнеса  ряд факторов.
 Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.
 Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.
 В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.
 В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.16
    Большинство кредитных организаций,  имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
 Среди  наиболее значимых проблем на  начальном этапе работы большинство руководителей малых предприятий отмечают отсутствие средств для открытия своего дела. По данным Российского агентства по поддержке малого предпринимательства, для открытия дела в прибыльных отраслях нужно $ 3 –10 тыс. Но на начальном этапе предпринимателю сложно получить кредит  - банки осторожничают: человек ещё никак не проявил себя в бизнесе, и рисковать капиталом никому не хочется.
 Даже  сама процедура открытия малой  фирмы становится порой архисложным делом. По данным газеты “Экономика и жизнь”, начинающему предпринимателю требуется обойти до 30 инстанций, получить до 90 согласований, заплатить десятки тысяч рублей, чтобы, наконец, ему разрешили открыть своё дело. По оценке газеты “Коммерсант”, в Москве (считающейся одним из лучших мест для ведения малого бизнеса) на открытие МП при соблюдении всех законов и инструкций требуется полгода. Для сравнения: когда во Франции обнаружилось, что на регистрацию малого бизнеса уходит 5 дней, срочно был принят закон, гарантирующий регистрацию за 24 часа!
  Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное  подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. Налогам отведена фискальная роль и несколько забыто об их стимулирующей и регулирующей экономику функциях. Отсюда результат: всего 1,5% руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке коммерческие сделки и уплачивают все налоги. Сумма того или иного налога, может быть и невелика, но налогов так много (НДС, единый социальный налог, налог на прибыль, на имущество, на землю, на содержание милиции, на загрязнение окружающей среды, дорожный и прочие), что в общей массе они становятся неподъёмными для малого предпринимателя.
 Кроме  того, российская налоговая система  одинакова и для производителя, и для посредника (не случайно около 60% всех малых фирм занимаются торговлей17). И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала из производства в сферу обращения не прекратится.
Разумеется, благодаря всему вышеперечисленному процветает практика сокрытия доходов от налогообложения. Очевидно, у предприятий торговли больше возможностей избежать налогообложения (особенно при переплетении розничной торговли с оптовыми посредниками), о чем свидетельствует распространенность работы с наличностью, без касс. Процветает и практика деятельности без оформленных договоров со "своими" поставщиками и потребителями.
 И что из этого следует? А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.
 Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.18
 В пользу акцента на малый бизнес в современной России говорит, наряду с прочими, и то обстоятельство, что он служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрепления производства, которое было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем при хорошей государственной организации дела эти «заблудившиеся» огромные предприятия могли бы, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, кое – каким оборудованием и материалами, кадрами; возместиться же все это могло бы « прокладкой» для этих предприятий многих новых дорог на рынок, созданием для их оживления благоприятной конъюнктуры.
 Другой поворот темы: «на шее» государства висит огромное множество убыточных предприятий, среди кандидатов в легализованные нынче банкроты впору хоть конкурс объявлять. А ведь быть признанным банкротом и излечиться – вещи очень разные; в лучшем случае первое через какое – то время (и немалое) выведет ко второму. Между тем «гиблые» для государства заводы или фабрики, вполне вероятно, могли бы быстро ожить, оказавшись, скажем, на началах аренды (или даже через продажу) в руках представителей малого бизнеса, - не исключено, что и объединившихся для того, чтобы поднять сравнительно крупное предприятие.
 И еще одна проблема.  Едва ли не все крупные предприятия страдают от инвестиционного голода; ни государство, ни частные лица явно не торопятся вкладывать капиталы в крупное производство: в одном случае их, как правило, попросту нет (государство), в другом – это на сегодня явно невыгодно или, во всяком случае, проблематично (частные лица). 19Видимо, дело бы обстояло иначе, если бы удалось действительно активизировать малый бизнес. Он не требует особо больших вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень верные шансы на неплохую прибыль. Все это привлекло бы частных вкладчиков, включая и мелких, ищущих для своих очень скромных сбережений укрытия от инфляции. Результатом стало бы заметное ослабление инвестиционного голода при большом наполнении налогами доходной части госбюджета. В конечном счете это бы существенно расширило и возможности государства в области капиталовложений. Становится  ясно, что  курс на развитие малого бизнеса должен быть не чем – то «форсмажорным» в экономической политике государства, а ее органической составной частью, не мешающей, а, напротив, помогающей реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему. Малые предприятия – это занятость района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.
 Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие товары, что,  естественно, лучше стимулирует производство. Очень важно, что население убедилось в необходимости малого бизнеса, так как он может активно воздействовать на экономическую конъюнктуру, на обеспечение товарами народного потребления.
 Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики. Иначе, он будет уходить в тень. Только при условии существенного ограничения коррупции и снижения налогового гнета примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки для выхода малого бизнеса из «теневой» экономики.
 Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас и практически единственным сектором оздоровления серьезно «больных» переходных общественных групп. Малые предприниматели все менее зависят от государства и могут,  расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы. В результате сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе.
 В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создает до 50-60% ВВП. По данным экспертов ООН, в мире малым бизнесом занято более 50 % населения.
 Малое предпринимательство по территориальной принадлежности, своей сути - дело региональное, местное. Малое предпринимательство стало одним из существенных источников налоговых поступлений и насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами на базе развития таких сфер, как производственная, агропромышленная, строительная, инновационная, медицинская. Сегодня свободный труд и свободный мелкий собственник быстрее вписываются в новые информационные и социальные технологии. Общество и экономика с крупномасштабными машинными и автоматизированными производствами, огромными производственными мощностями, сконцентрированными на больших площадях крупных предприятий, с десятками тысяч работников теряют социальную перспективу.20
 Малые предприятия создаются именно «под рынок», они способны быстро перестраиваться в связи с изменением конъюнктуры, диверсифицировать свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, в конце концов, управляют, как правило, наиболее экономически активные и способные люди, которых сегодняшняя жизнь «рекрутирует» из состава общества. Все это создает предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.
  Если все эти проблемы выстроить по степени значимости, то первой будет проблема минимизации рисков. Малый бизнес – это очень рисковый бизнес. С высокими рисками сталкивается и предприниматель, который только собирается начать деятельность и тот, кто уже работает, но собирается расширяться. 21
 В развитой рыночной  экономике есть цивилизованные экономико-правовые институты позволяющие снизить риск предпринимательской деятельности. К ним относятся развитая система поддержки малого бизнеса как со стороны государства, так и со стороны крупных и средних предпринимательских структур, институт страхования ответственности, различные правовые договоры и механизмы судебной защиты, позволяющие разграничить ответственность и защитить права собственности предпринимателей перед контрагентами хозяйственного оборота и внутри фирмы и т.д. Все эти институты позволяют предпринимателям менее болезненно и более успешно пройти этап становления и расширения бизнеса.
  В условиях российской экономики эти институты только складываются и они малоэффективны (слишком дороги и для бизнеса и для государства). Так, например, страховка риска предпринимательской деятельности достаточно дорога для малого бизнеса, при этом у предпринимателя нет ни какой гарантии, что в случае наступления страхового случая он вообще получит компенсацию, а если и получит, то достаточную для того, чтобы сохранить свой бизнес. Система государственной поддержки ориентирована на уже сложившихся предпринимателей и чаще всего ограничивается лишь разовыми очень небольшими финансовыми  вливаниями.
  В этой ситуации предприниматели неизбежно идут на или противоправные действия, или стремятся обойти действующее законодательство.
 Одним из самых высоких рисков, с которым сталкиваются предприниматели в момент создания и расширения малого бизнеса является риск невозврата инвестиций.22 На этапе становления у предпринимателя либо может вообще не хватать средств для открытия дела, либо риски так высоки, что предприниматель вынужден привлекать компаньонов, чтобы минимизировать потери в случае закрытия дела. Механизмы кредитования отечественных банков ориентированы в основном на действующие предприятия. Часто целью банка является не столько само кредитное обязательство, сколько получение имущества, выступающего в качестве обеспечения кредита.  
 Одна из «серых схем» решения данной проблемы строится на привлечении компаньонов без желания реального сотрудничества. Инициатор создания бизнеса, предприниматель А создает бизнес. Компаньоны-соинвесторы В и С дают деньги и соглашаются первое время работать или бесплатно или за более низкое чем принято вознаграждение. Они рассчитывают на то, что после того, как бизнес выйдет на приемлемый уровень рентабельности смогут получать более высокий предпринимательский доход и проценты от вложенных инвестиций.  Компаньоны В и С очень выгодны предпринимателю А. Они дают ему практически беспроцентный кредит. У них более высокая мотивация по сравнению с наёмными работниками, наконец, они могут задействовать все свои неформальные ресурсы. Как только бизнес встает на ноги, главный компаньон А имитирует возникновение «серьезных проблем» и вынуждает своих младших соинвесторов В и С выйти из бизнеса. Он как «честный предприниматель» возвращает им вложенные средства и даже выплачивает им небольшую компенсацию. Как только компаньоны уходят из бизнеса, финансовая ситуация стабилизируется. Главный компаньон, рискуя лишь на 1/3 получает и недоплачивая своим соинвестрам за риск, использование их капитала, опыта и труда, получает действующий бизнес.
 Другим  уголовно ненаказуемым способом получения стартового капитала может стать и полностью «черная схема» первоначального накопления капитала. Как правило, такие схемы строятся на мелком мошенничестве. В качестве примера может служить договоры риелторских фирм на аренду помещения. С человеком, обратившимся на фирму заключают договор, берут предоплату в размере 500-800 руб., в котором указывается адрес квартиры уже давно арендованной другим человеком. Когда обманутый арендатор возвращается в фирму, ему объясняют, что заключенный договор был не об аренде квартиры, а на получение информации. Такая схема являлась способом формирования стартового капитала у большинства современных вполне законопослушных риелторских фирм.23
 Следующая группа проблем, ведущая к созданию разнообразных серых схем связана со спецификой  взаимодействия государства и бизнеса. К ним относятся высокие административные барьеры, порождающие высокие издержки организации, ведения и защиты бизнеса. Сложные формы и дорогие процедуры регистрации (5000-10000), лицензирования, отчётности. Серьезной проблемой для начинающего бизнесмена являются неофициальные планы налоговых инспекторов по взиманию налоговых платежей, сборов, штрафов. В этих условиях предпринимателям проще не исполнять закон или исполнять его частично.
 Неэффективность механизма инфорсмента также толкает предпринимателей на нарушение закона. Например, за небольшие административные нарушения (расклейка объявлений в неположенных местах, размещение рекламных щитов без согласования с управлением архитектуры и т.д.) предпринимателя приглашают на административную комиссию. Она принимает решение по конкретному случаю и назначает в случае необходимости наказание в виде штрафа. Если предприниматель туда идет, на него  всегда накладывается максимальное наказание в максимальном размере. Если предприниматель не идет на комиссию у него есть реальный шанс избежать наказание. Дело рассмотрят заочно без него. После этого, сначала его нужно известить под подпись о вынесенном решении, что сделать очень сложно. Бизнесмен может уклоняться от уведомления. После того как предпринимателя известят он  имеет время (около месяца), чтобы заплатить штраф добровольно. И лишь только после этого, судебные приставы начинают процедуру принудительно взыскания, которые сталкиваются с проблемами найти предпринимателя, попасть к нему домой, установить имущество, которое принадлежит лично предпринимателю. На все выше изложенные процедуры административной комиссии согласно КоАП РФ  (ст. Статья 31.9) отводится год. Если она не укладывается в эти сроки - истекает срок давности.
Сами  же руководители малых предприятий  выделяют следующие причины неудач в сфере малого предпринимательства: 44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;17% - отсутствие управленческого опыта;16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;15% - отсутствие опыта работы в отрасли;1% - небрежность в ведении дел; 1% - мошенничество или бедствие;6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.24
 Управление занятостью населения регулярно проводит тестирование безработных, желающих открыть своё дело. Из 20 в лучшем случае двое оказываются способными к предпринимательской деятельности, но и им ещё надо учиться и учиться этому непростому ремеслу. Согласно мировой статистике, всего 6 –7% населения имеет врождённую способность к занятию бизнесом, остальные могут отлично работать лишь под чьим-либо руководством. Можно создать идеальные условия для развития предпринимательства, все равно 35% малых фирм разорятся в первые два – три года своего существования. 
 Можно выделить некоторые важнейшие качества, которые, как правило, характеризуют предпринимателей, добивающихся успехов. К их числу относятся: мобильность, динамичность, целеустремленность, инициатива, поиск, вера в свою мечту, преданность своей идее, разнообразие мотивов деятельности (как правило, они не ограничиваются желанием обогатиться), талант новатора в одной из сфер, связанных с предпринимательством, самостоятельность и ответственность.
 Все выше перечисленное объясняет почему, начиная свою деятельность с «белых» схем работы предприниматель со временем вынужден переходить на «черные» и «серые» схемы. Единственный выход из этой проблемы -  активная легализация малого бизнеса, которая должна состоять не только в изменении законов, сколько в создании эффективной и сложной инфраструктурной поддержки малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Государственная поддержка малого предпринимательства 

 Становление и развитие малого бизнеса для России – жизненно важная задача.
 Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.
 Опыт развитых стран свидетельствует, что в каждой из них разработана государственная политика развития и поддержки малого бизнеса. Для реализации этой политики созданы специальные государственные общественные организации. В США например действует Администрация по делам малого бизнеса, оказывающая всестороннюю поддержку предприятиям малого бизнеса.
Определенная  система поддержки малого бизнеса  складывается в РФ. Большим толчком  к созданию и развитию малых предприятий  послужил Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и постановление Совмина РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон25 и постановление 26правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.
 Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.
 редпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалось как предприятие. Новый Гражданский кодекс такой организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственное товарищество, общество или кооператив. К указанному предприятию до его преобразования применяются нормы ГК РФ об унитарном предприятии, основанном на праве оперативного управления с учетом того, что собственником имущества является учредитель. Собственник имущества предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества. До 1995 года пределы ответственности собственника индивидуального предприятия по обязательствам предприятия определялись уставом. По Гражданскому кодексу РФ собственник (гражданин) индивидуального (семейного) частного предприятия несет дополнительную ответственность своим имуществом. При этом законом определен перечень имущества гражданина, на которое может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.