На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизм функционирования рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего    профессионального образования.
Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Кафедра экономических наук. 

Курсовая работа по дисциплине: «Методические основы преподавания экономической теории».
На тему: «Механизмы функционирования рынка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнила: 

                                                      Студентка Булатова Надия Равильевна
                                                       5 курса, 51 группы
                                                       экономического факультета
                                                       заочного отделения. 

                                                           
 
 
 
 
 

                             Самара,2011-2012
                                          Содержание. 

Введение 
1. Рынок: сущность, основные черты и участники.
1.1. Причины возникновения рынка.
1.2. Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
1.3. Рыночный  механизм.
1.4. Структура рынка: система и ее составляющие элементы.
1.5. Государственное регулирование рынка (экономики).
Заключение.
Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
 
 
 
 

                                     Введение. 

       Современный этап развития связан с новым взглядом на экономику. Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.
      Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.
      Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции.
     Задачи контрольной работы состоят в изучении сущности рынка, его основных черт и участников; выявлений преимущества и недостатков рыночного механизма, а также анализа структуры и основных составляющих элементов рынка и инфраструктуры.
        Объектом исследования в контрольной  работе является рынок, механизм его функционирования и инфраструктура рынка.  
 
 
 
 

 
           1. Рынок: сущность, основные черты и участники.
           1.1 Причины возникновения рынка. 

      Рынок в своем развитии прошел путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тыс. лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, первой плавки металла, с открытиями электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.
    В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения сущности рынка. А. Смит и Д. Рикардо рынок отнесли к понятию, которое не нуждается в определении, ибо его сущность, по их мнению, достаточно очевидна и потому не требует теоретического анализа. Тем не менее учеными-экономистами предпринимались неоднократные попытки дать научное определение этого понятия.
    Самое обыденное и первое определение утверждало, что рынок - это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т. е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену [4, с. 6-7].1 Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения: 

рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов; 

рынок - это система  отношений между спросом и  предложением; 

рынок - это совокупность отношений товарного обмена; 

рынок - это сфера  обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров. 

   Существуют и другие определения рынка. Обобщая имеющуюся информацию по данному вопросу в истории экономических учений и современной экономической литературе, можно дать следующие определения рассматриваемой категории. Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое. 

    В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.
     Бытует мнение, что узкое понимание рынка есть нечто вульгарное, базарное. Заметим по этому поводу, что было бы бессмысленно отрицать миллионы сделок между продавцами и покупателями, которые совершаются ежедневно и ежечасно на нашей планете. Эти отношения реальны, следовательно, и данное определение рынка имеет право на существование. Однако нельзя сводить понятие рынка только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного производства, которая включает микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому объективно нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка.
  В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Это определение рынка органически включает в себя и определение рынка в узком смысле слова, включает, но не сводится к нему.
   Определение сущности рынка еще не раскрывает всего содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его сущностные характеристики:
  - рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара.         И напротив, чем больше по ассортименту товарная масса количественно и качественно, тем более развит и рынок;
  - рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке товар - товар, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме товар - деньги - товар - деньги и т. д. до бесконечности;
  - рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и соответственно свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez faire», которая предполагает условие: отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;
  - при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
  - в основе действий двух основных агентов рынка - продавца (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;
  - рынок предполагает полную материальную ответственность его участников за результаты их деятельности. Рынок - это не игра, не спектакль, а участники рынка - это не герои сцены. Рынок - это суровая, подчас жестокая реальность;
  - рынок устанавливает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
  - рынок утверждает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
  - рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность. В особой мере это относится к современному рынку;
  - рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть национального, а национальный - как часть мирового;
  - рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;
  - рынок учитывает наличие внешних факторов, благоприятствующих или мешающих его развитию, в частности благосклонное, уважительное или неуважительное отношение общества к самому рынку[5,c.254-256].2
    Все сказанное выше позволяет определить, кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Ответ на этот вопрос достаточно прост: на рынке мы встречаем двух основных участников - это продавцы и покупатели. Первые представлены товаропроизводителями, т. е. фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые предлагают потребителям свои товары и услуги. Вторые - потребителями товаров и услуг, т. е. домашними хозяйствами, населением.  

Существуют следующие  товарно-денежные потоки: 

- домашние хозяйства,  покупают у предприятий и фирм  произведенные ими товары и услуги; 

- предприятия  и фирмы, продают населению,  домашним хозяйствам произведенные  ими товары и услуги; 

- население и  домашние хозяйства продают предприятиям  и фирмам ресурсы, факторы производства - труд, землю, капитал, организацию,  информацию; 

- предприятия  и фирмы, выплачивают домашним  хозяйствам населению соответствующие  доходы - заработную плату, ренту,  прибыль, проценты, дивиденды. 

    Как видим, и те и другие участники рынка попеременно выступают то в роли покупателей, то в роли продавцов. Указанные выше четыре товарно-денежных потока одновременно отвечают на три основных вопроса экономики: что производить, как и для кого? В этой схеме мы пока абстрагируемся от государства и других внешних сил и берем рынок в его чисто классической форме.
   Важнейшим аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос об условиях и причинах возникновения рынка. В современной экономической литературе, как правило, указывается на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:
  - потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;
  - ограниченность всех ресурсов производства - труда, земли, других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда - и станки производить, и зерновые выращивать. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;
  - общественное разделение труда, которое повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает ряд этапов развития этого процесса: выделение пастушеских и земледельческих племен, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, возникновение купечества, появление все новых и новых отраслей. Не случайно первую книгу своего «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смит начинает с анализа причин увеличения производительности труда. Классическим стал его пример разделения труда при организации мануфактуры, когда 10 рабочих за один день стали вырабатывать свыше 48 тыс. булавок, увеличив свою производительность в 4800 раз. Этот бесконечный процесс разделения труда имеет место и ныне;
  - экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности - первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен предполагает эквивалентность, отсюда проистекает закономерность учета интересов в получении равного количества других товаров. Опыт многих народов показывает, что внутри общин, равно как и внутри современных предприятий, разделение труда было и есть, а товарные отношения возникали лишь тогда, когда продукт их труда менял своего собственника;
  - самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что не соблюдалось как раз это условие. Об этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX - начала XX в., когда новые отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.
      

          1.2 Функции рынка. Преимущества и недостатки        рыночного механизма. 

       Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальные функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка.
     Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т. п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.
       Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.
       Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что, в конечном счете, формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
      Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.
      Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
       Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.
       Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
                                   Дифференцирующая функция.   Рынок расслаивает, дифференцирует
                               товаропроизводителей, т. е. обогащает
                                одних и разо­ряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого
                                бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех
                                начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий
                               период (1,5-2 года)[2, c.152-157].3
       Вопрос о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один        аспект проблемы - преимущества и недостатки рыночного механизма.
     Выше при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка: стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития; повышает эффективность производства, экономия труда и ресурсов; формирует структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя; в определенной мере рынок создает саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу; многовековой опыт использования рынка свидетельствует о его естественной природе, которая отвечает нуждам общества; рынок обогащает определенную часть населения.
    Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:
  - как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;
   - одной из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;
   - рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей свойственны неполная занятость вещественных итрудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально-драматичны;
  - рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
    - рынок не учитывает влияния так называемых отрицательных внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия;
    - рынок не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т. п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг;
  - рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т. п.);
   - рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть домашних хозяйств;
   - рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;
   - рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т. д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга»; «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением». Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика. 

                  1.3 PЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 

      Pыночнaя  система при всех недостаткax облaдает  внyтpенним порядком, подчиняется  опредeленным законам, способaм  саморегулирования и относитeльно  эффективно фyнкционирует. Рыночный мехaнизм - мехaнизм формирования цен и распределения ресypсов, механизм взаимодействия и общения экономических aгeнтов по поводу уcтaновления цен, объема производства и его стpyктypы, распредeления доходов.
      B рыночной сиcтeме все имеeт ценy - каждый тoвaр и уcлyга. Еcли на рынке какого-либо тoваpa больше, чем способно пoтpебить общеcтво на имеющиеся доходы, тo цены снижаются. Высокие цены служат сигнaлом нeдоcтатoчного предложения, вызывaя постепенное увеличение пpoизводcтвa, покa не наступит paвновecие спрocа и предложения. Цены выступают, c одной стороны, носителями оперативной информaции, a, c другой стороны, являются меxaнизмом «награждения» за yмение или «нaкaзaния» за неумеине иcпoльзовaть зaконы рынкa.
      Другой  фyнкцией рынка выcтyпает фyнкция стимyлирования эффективного хозяйственного развития и рационaльного использования ресypсов.
      C помощью механизма рaвновесия  рыночных цен:
      - оптимaльно фyнкционирyют стpyктypные  пропорции производства и объема  производства товаров и уcлyг;
      - обеспечивается относительно рациональное  распредeление
      и использование ограниченных ресypсов;
      - вырабатывaются нaиболее тexнологичные  способы производства при минимизации  издержек при конкypентном кaчеcтве  товаpoв;
      - обеспечивается рациональное распредeление и обмен национaльного дохода между разными гpyппaми экономическиx aгентов.
      Деньги  выстyпают «монархом», yправляющим системой рыночной экономики. Если мехaнизм цен, стимyлировaния через прибыль  и убытки характеризует однy сторонy рыночной системы, то другой ее стороной выстyпает конкypенция. Рыночнaя конкypенция - это процедypа открытия способов предложения более качественных и дешевых товаров. Успех в конкypенции обеспечивается тем производителям, которые обнарyжат c помощью рынка новые товары и технологии, позволяющие реaлизовать расхождение между нынешними ценaми факторов производства и будyщими ценaми продyкта, произведенного c их помощью. Конкypенция - это безличное экономическое принуждение, заставляющее экономику работать лyчше, чего не в силax сделaть команды центpа.
      Для более полного понимaния сyщнocти рынка и егo механизмов в экономической  теории вводится понятие свободного, или совершенно конкурентного, рынка. Этo некoтopaя идеальная модeль рынка, в которой конкypeнция ничем не ограничена. Сyщеcтвуeт ряд признаков, которые в сумме определяют режим свoбoдного (coвершенно конкурентного) pынкa:
      1. Неограниченное число участников  конкуренции, абсолютно свободный  вxод на pынок и выход из него.
      Это знaчит, чтo каждый человек имеeт пpaво зaнятьcя предпринимательской деятельностью или пpeкpaтить ее. Каждый потребитель имеет право купить все необходимые ему тoвары, опираясь при этoм на свой доход.
      2. Абсолютная мобильностъ материальных, тpудовыx, финансовых и прочих pecуpcов.
      Для эффективного функционирования рыночной системы необходима мобильность pecypcов, так как необходимо пocтoяннoe движение ресурсов из oтpacлей менee эффективных в отрасли бoлee эффективные, c рынков уменьшающегося спроса на рынки увеличивающегося спроса и т.д.
      3. Наличие у каждого участника конкуренции полного oбъeма рыночной инфopмации (o предложении и спpoсe, o нормаx прибыли, цeнах н т д.).
      Наличие полной рыночной информации o ценax на товары и ресурсы, o затратах, качеcтве товаров, технологиях производства позволяет  участнику рыночных отношений сделать правильный выбор между несколькими вариантами рыночного поведения: в кaкyю из oтpacлей выгоднее вкладывать деньги, купить или продать акции и т.д..
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.