На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия ЗАО «Люмэкс-маркетинг»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет» 

Факультет экономики и управления в машиностроении 

Кафедра экономики и менеджмента в машиностроении 
 
 
 
 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ (РАБОТА) 

     На тему:

Разработка  мероприятий по повышению  конкурентоспособности продукции предприятия ЗАО «Люмэкс-маркетинг» 
 

Выполнил студент      _______________________         К.В. Жукова
                                                                      Подпись 
 

Руководитель
доцент кафедры  ЭиММ  ______________________       Е.А. Куклина
                                                                        Подпись  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010
 

Список  литературы

 

  Введение

     Повышение эффективности хозяйствования предприятия - важнейшая задача современного этапа развития экономики. В значительной степени ее решение определяется повышением конкурентоспособности продукции, что предполагает полное или частичное обновление ассортимента, техническое переоснащение производства, трансформацию организационной структуры и использование принципиально новых методов управления.
     Оценка  качества и конкурентоспособности  являются исходным элементом для  производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. При этом систематической оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность производимой предприятием продукции, но и конкурентоспособность самого предприятия.
     Важность  такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых следует назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора для организации конкурентоспособного производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременного принятия решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и другие.
     Залогом успешного повышения конкурентоспособности продукции становится совершенствование учета затрат в качестве решающего условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
     В условиях современного развития рыночных отношений и усиления конкуренции хозяйствующим субъектам необходимо быстро реагировать на происходящие изменения, поскольку для выработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, необходимо четкое представление о среде функционирования субъекта хозяйствования и его производственном потенциале. Этим и обусловлена актуальность данного дипломного проекта.
     Темой дипломного проекта является «Повышение конкурентоспособности продукции предприятия».
     Объектом  исследования мы выбрали ЗАО «Люмэкс - маркетинг» г. Санкт-Петербурга, деятельность предприятия, действия, способствующие повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
     Целью является рассмотрение повышения конкурентоспособности продукции ЗАО «Люмэкс - маркетинг»
     Цель  и объект обусловили задачи исследования:
     - рассмотреть историю развития  и структуру управления ЗАО «Люмэкс - маркетинг»;
     - охарактеризовать виды деятельности  и выпускаемой продукции;
     - дать оценку роли предприятия в социально-экономическом развитии региона;
     - провести анализ основных экономических  показателей предприятия;
     - дать анализ конкурентоспособности  продукции ЗАО «Люмэкс - маркетинг»;
     -рассмотреть  возможности повышения конкурентоспособности  продукции предприятия.
 

Глава 1.Характеристика ЗАО «Люмэкс-маркетинг»

1.1. Краткая историческая  справка.

 
    Научно-производственная Фирма "Люмэкс" образована в 1991 г. группой сотрудников Государственного Оптического института (ГОИ им. С.И.Вавилова) для внедрения на потребительский рынок люминесцентных анализаторов, основные элементы которых были разработаны и использовались для оборонных целей.
    С тех пор прошло много времени, и многие специалисты других институтов и КБ стали сотрудниками фирмы - НИИ  химии СПбГУ, НИИ радиационной гигиены, Радиевого института АН, СКБ аналитического приборостроения АН, ВНИГРИ, Военно-медицинской Академии, НИТИ, НПО "Ленинец", ЛОМО, НПО "Светлана" и др.
    Богатейший  опыт этих специалистов в области  аппаратурного и методического  обеспечения атомно-абсорбционного, хроматографического, люминесцентного, фотометрического анализа, капиллярного электрофореза, ИК-спектроскопии, минерализации проб, дозиметрии, фототерапии, метрологии стал фундаментом фирмы.
    В 1994 году открылись филиалы в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге и  Калининграде.
         В 1996 году была приобретена лицензия на патент первой серии фурье-спектрометров «Инфралюм ФТ-801», разработанные фирмой «Симекс».
     ЗАО «Люмэкс-маркетинг» с 1996 года является первым и до сих пор единственным производителем систем капиллярного электрофореза в СНГ. В компании проводятся научные исследования по созданию аналитического оборудования нового поколения на основе микрочиповых технологий.
      С 1999 года система управления качеством  фирмы сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001/94. Оборудование, выпускаемое фирмой, при сравнимой степени надежности по техническим характеристикам  не уступает, а по некоторым параметрам превосходит зарубежные аналоги.
      Также с 1999 года продает свою продукцию  на международном рынке: в странах  Европейского сообщества, Китае, Северной Америке.
      С 2000 года Зао «Люмэкс-маркетинг» открывает  отделение в Китае Lumex-Marketing Ltd. Beijing Representative Office
     С 2002 года активно ведет партнерство  с ООО «ЛЮМЭКС-НИЭРО» республика Беларусь; Lumex International LLC в г. Арлингтон, Вирджиния, США; Lumex Analytics GmbH, Германия; Ohio Lumex Co. в г. Твинсбург, Огайо, США; Lumex Pol Sp. z o.o. ,Варшава.
      За  сравнительно небольшой период своей  деятельности ЗАО «Люмэкс-маркетинг» разработали:
      Более 30 аналитических приборов;
      более 80 аттестованных Методик выполнения измерений (МВИ);
      более 100 МВИ, 14 из которых в настоящее время являются Государственными и Межгосударственными стандартами.
      В настоящее время аналитическими приборами производства «Люмэкс» оснащены в России медицинские лаборатории  – на 45%, научно-исследовательские  институты – на 75% , и другие лаборатории.
      Предприятие предоставляет сервисные услуги по ремонту, реконструкции, модернизации и замене оборудования, находящегося в эксплуатации.
      На  мировом рынке аналитического приборостроения  «Люмэкс» прочно заняло одно из ведущих  мест, осуществляя многолетний экспорт  своей продукции в такие страны, как Белорусия, Аргентина, Америка, Германия и другие страны. Общемировая тенденция глобализации экономики обусловила интеграционные процессы внутри российского аналитического приборостроения.
      Создание  так называемого научно-производственного  объединения  позволило консолидировать производственный потенциал ведущих российских предприятий по производству аналитического оборудования и разработать единую стратегию финансовой, инвестиционной и сбытовой политики.

1.2. Организационно-правовая  форма.

 
     Организационно-правовой формой ЗАО «Люмэкс-маркетинг» является предприятие в виде закрытого акционерного общества, т.е. предприятие несет ответственность по обязательствам только в пределах своих акций. Участники несут убытки только в пределах своего вклада в уставный капитал. Предприятие не отвечает по имущественным обязательствам участников.
     Форма собственности – частная. Предприятие  ЗАО «Люмэкс-маркетинг» является юридическим  лицом по законодательству РФ. Права  и обязанности юридического лица предприятие приобрело с момента его государственной регистрации. Имеет свой фирменный знак (символику), штамп, круглую печать, которые исполнены на русском языке, и другие реквизиты, а также расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях.
     Размер  уставного фонда составляет 132 тыс. руб..
      В настоящее время целью ЗАО  «Люмэкс-маркетинг» является извлечение прибыли за счет выпуска  и разработки аналитических приборов, медицинского оборудования, соответствующих требованиям  международных  и государственных  стандартов и конкурентоспособных на рынке, а также поддержание торговой марки «ЛЮМЭКС», как одного из ведущих производителей аналитического приборостроения на территории  РФ и СНГ. 

     Общая схема организационной структуры  управления ЗАО «Люмэкс-маркетинг» является линейно-функциональной. Линейные звенья управления командуют, функциональные звенья консультируют в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
     Каждый  работник предприятия подчиняется  только одному руководителю, в этом проявляется линейность организационной структуры.
     Руководители  функциональных подразделений (отделы, которые подчиняются заместителю директора по общим вопросам, отдел главного бухгалтера, главного экономиста) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Они устанавливают стандарты деятельности каждого структурного подразделения предприятия: разработка рабочих и должностных инструкций, положений о работе отделов, расписания внутреннего трудового распорядка, норм расходов вспомогательных и основных материалов, стандартов качества продукции и т.д. Функциональные службы осуществляют техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.
     Организационная структура учитывает производственный процесс, наличие разнообразных функциональных подразделений позволяет решать специализированные вопросы.
     Возглавляет предприятие генеральный директор, назначаемый на должность вышестоящим органом. Генеральный директор осуществляет общее руководство предприятием, несет полную ответственность за его деятельность, организует взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и участков, обеспечивает выполнение всех принимаемых предприятием обязательств, включая обязательства перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, осуществляет контроль за соблюдением законности в деятельности всех служб, защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти. Он издает приказы, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, отменяет приказы нижестоящих руководителей производства или дает обязательные для исполнения распоряжения об их изменении.
     На  предприятии генеральному директору  непосредственно подчинены: главный  инженер, начальник производства, заместитель генерального директора по общим вопросам, главный экономист, главный бухгалтер, отдельная команда охраны, отдел правовой и организационной работы.
     Первым  заместителем директора является главный  инженер. Основной функцией главного инженера является руководство всей технической стороной деятельности предприятия: технической подготовкой производства, научно-исследовательскими, проектными и экспериментальными работами, внедрение передовой техники и технологии, организации разработки, освоения в производстве новых видов изделий; безопасные условия труда, обеспечением производства технологическим оснащением и ремонтным обслуживанием, разрабатывает планы развития предприятия, реконструкции и модернизации, осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, координирует работу по вопросам патентно-изобретательной деятельности, стандартизации и унификации, аттестации и рационализации рабочих мест, метрологического обеспечения.
     Главному инженеру подчинены заместитель главного инженера, отдел подготовки и сопровождения производства, отдел технического контроля, метрологии, стандартизации и унификации, отдел охраны труда и пожарной безопасности, бюро оборудования и реконструкции.
     Начальник производства осуществляет руководство работой по оперативному регулированию хода производства, обеспечению ритмичного выпуска продукции в соответствии с заданиями государственного плана и договорами поставок, контролирует выполнение планов и обеспечение цехов, регулирует взаимоотношение цехов и служб завода, обеспечивает ежедневный оперативный учет хода производства, выполнения суточных заданий выпуска готовой продукции по количеству и номенклатуре изделий, контроль за состоянием и комплектностью незавершенного производства, осуществляет контроль за обеспечением производства технической документацией, оборудованием, инструментом, материалами, комплектующими изделиями, транспортом, а также за осуществлением подготовки производства новых видов изделий, осуществляет руководство разработкой производственных планов и календарных графиков выпуска продукции по предприятию и его подразделениям, их корректировкой в течение планируемого периода, разработкой и внедрением календарно-плановых нормативов для оперативного планирования производства.
     Начальник производства руководит следующими отделами: производственно-диспетчерский отдел, заготовительный участок, механический цех, сборочный цех.
     Заместитель генерального директора по общим  вопросам руководит материально-техническим снабжением, определением рынков сбыта продукции, хозяйственным обеспечением, общезаводским транспортом.
     Заместителю генерального директора по общим  вопросам подчинены следующие отделы: отдел МТС и комплектации, транспортный участок, отдел маркетинга и сбыта, склад готовой продукции.
     Главный экономист руководит планово-экономическим  отделом, главный бухгалтер –  отделом бухгалтерского учета и  отчетности. Главный экономист выполняет  функции координации и совершенствования  работы экономических служб, руководит технико-экономическим планированием, анализирует ход выполнения производственной программы. Бухгалтерия ведет документальный учет производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
     Организационно-штатная  структура предприятия включает 23 подразделение и рассчитана на численность 295 человек.
     Права и обязанности в управлении предприятием распределены четко, и зафиксированы  в должностных инструкциях и  других документах, регулирующих данную сферу. Практики уменьшения управленческих издержек на предприятии нет. Жесткая иерархия позволяет организовать эффективное взаимодействие различных структурных подразделений по достижению целей развития предприятия.

1.3. Характеристика видов  деятельности.

 
      Коммерческая  деятельность.
      Внутренний  рынок в 2009 году стал для предприятия основным направлением деятельности. В 2009 году ЗАО «Люмэкс-маркетинг» заключило крупные контракты на поставку оборудования для оснащения медицинских лабораторий в городе Санкт-Петербурге, поставку приборов для Институт аналитического приборостроения РАН. Так же были заключены контракты с иностранными партнерами на разработку и модификацию биохимического анализатора и лазерный анализатор размеров микрочастиц, которые предназначены для цитологического исследования клеток крови. Это направление требует как сложных междисциплинарных исследований, так и тесного международного сотрудничества.
Сервисная деятельность.
      Также предприятие предоставляет сервисные услуги по ремонту, реконструкции, модернизации и замене оборудования, находящегося в эксплуатации.
      ЗАО «Люмэкс-марктинг» является предприятием аналитического приборостроения России и имеет большой опыт в области обслуживания электротехнического оборудования.
      Специалисты предприятия постоянно выезжают на предприятия, закупающие продукцию «Люмэкс-маркетинга»,  для монтажа и наладки оборудования. В цену оборудования входят пусконаладочные работы, 1,5 года бесплатного обслуживания данного оборудования, а также обучение персонала и  повышение квалификации сотрудников, связанная с использованием данного оборудования.  

1.4. Характеристика продукции.

      Основную  производственную программу ЗАО  «Люмэкс-маркетинг» - составляют приборы, применяемые для анализа атмосферного воздуха, питьевой и сточной воды, пищевых продуктов, природных вод и почв, радиационной защиты, в медицине, ветеринарном, санитарно-эпидемиологическом и технологическом контроле.
      Группа  компаний «ЛЮМЭКС®» предлагает вниманию оборудование для аналитических лабораторий более 30 наименований и модификаций. Многие приборы, выпускаемые фирмой, имеют ряд оригинальных конструктивных решений, запатентованных на российском и международном уровне.
    Приборы для люминисцентного анализа:
      Флюорат - 02-2М – анализатор жидкости предназначенный для измерения массовой концентрации неорганических и органических примесей в воде, воздухе, почве, технических материалах
      Флюорат-02-3М – является базовой моделью анализаторов типа «Флюорат–02-2М». Анализатор снабжен жидкокристаллическим дисплеем.
      Флюорат-02-ПАНОРАМА – классический исследовательский спектрофлуориметр.
    Оборудование для ВЭЖХ
    Люмахром - Жидкостный хроматограф с фотометрическим/ спектрофотометрическим / флуориметрическим / спектрофлуориметрическим детектированием предназначен для качественного и количественного определения органических веществ в сложных пробах методом ВЭЖХ.
    Системы капиллярного электрофореза
      КАПЕЛЬ-103РТ - Система капиллярного электрофореза  является базовой моделью с ручным управлением и одноволновым фотометрическим детектором. «КАПЕЛЬ-103РТ» снабжена жидкостной системой охлаждения капилляра, что позволяет повысить воспроизводимость анализа. Модель идеально подходит для обучения методу капиллярного электрофореза.
      КАПЕЛЬ-105- Системы капиллярного электрофореза имеют наиболее широкие возможности: автосемплеры, жидкостное охлаждение капилляра, спектрофотометрический детектор, работа в автоматическом режиме. Данные модели наряду с возможностью проведения обычных измерений обладают широким исследовательским потенциалом, в первую очередь, благодаря легко изменяемой длине волны детектирования.
    Инфракрасные спектрометры и анализаторы
    ИнфраЛЮМ ФТ-08 – спектрометр позволяет решать задачи по различным аналитическим методикам, проводить идентификацию веществ, как по спектральным коммерческим библиотекам, так и по спектрам библиотек самостоятельно созданным пользователем.
    ИнфраЛЮМ ФТ-10 - БИК-анализатор инфракрасный предназначен для экспресс-анализа состава и качества продовольствия, кормов и сырья за минуты без реактивов. Применяется для количественного анализа, определения характеристик или идентификации крупно- и мелкодисперсных твердых веществ и жидких веществ путем измерения спектров поглощения в ближней инфракрасной области и их обработки с использованием методов множественного регрессионного анализа.
    Лазерные Анализаторы
      ЛАСКА-1К - Лазерный анализатор микрочастиц  предназначен для измерения дисперсных параметров суспензий, эмульсий и порошкообразных материалов методом малоуглового светорассеяния. Анализатор может использоваться для контроля технологических процессов и качества продукции в алюминиевой промышленности, порошковой металлургии, при производстве керамики, абразивных материалов и цементов, в фармацевтической и пищевой отраслях промышленности, а также при проведении научных исследований в биологии, медицине, экологии и других областях науки.
      AriaDNA - Диагностический метод ПЦР (полимеразно-цепной реакции) – современный высокоэффективный метод качественного и количественного определения нуклеиновых кислот (ДНК/РНК), позволяющий проводить молекулярно-генетическую диагностику и идентификацию генома человека, животных и растений, а также проводить определение многочисленных вирусных и бактериальных заболеваний и контролировать эффективность проводимых лечебных мероприятий.
    Атомно-Абсорбционные спектрометры
      РА-915 М - Многофункциональный  атомно-абсорбционный анализатор предназначен для измерения массовой концентрации паров ртути в воздухе, природных и технологических газах, в выбросах предприятий в режиме реального времени.
      МГА-915 М/ 915 МД - Атомно-абсорбционные спектрометры с электротермической атомизацией и Зеемановской коррекцией неселективного поглощения «МГА-915М» и «МГА-915МД» (с расширенным спектральным диапазоном) предназначены для измерения содержания элементов (Ag, Al, As, Au, Ba, Be, Bi, Cd, Co, Cr, Cu, Fe, Hg, Mn, Mo, Ni, Pb, Pd, Pt, Rh, Ru, Se, Sn, Sb, Sr, Ti, V, Zn и др.) в широком круге объектов: различных типах вод (питьевые, природные, сточные, морские), атмосферном воздухе, почвах, донных отложениях и осадках сточных вод, пищевых продуктах и сырье (в том числе в напитках), биологических тканях и жидкостях (кровь, моча), продуктах нефтехимического производства, а также металлах и сплавах и иных объектах.
    СВЧ-минерализаторы
      МИНОТАВР-2 - единственный в России серийный прибор минерализации проб сложного состава под воздействием фокусированного микроволнового поля. Минерализатор предназначен для разрушения органических веществ в природных, питьевых и сточных водах, биологических объектах и пищевых продуктах при проведении физико-химического анализа на загрязняющие примеси тяжелых металлов любыми методами. Кроме минерализации, выпаривания и концентрирования «МИНОТАВР-2» может применяться для гидролиза, экстракции с использованием полярных и неполярных органических растворителей (с приставками для фильтрации и упаривания), СВЧ-сушки и СВЧ-синтеза
    Медицинское оборудование
      «БИАЛАБ-100»современный биохимический анализатор с проточной кюветой, встроенным принтером и оригинальным программным обеспечением для удобной и эффективной работы. Открытая система, память на 100 методик, малый расход реагентов (от 250 мкл), встроенная программа контроля качества, печать результатов измерений в форме «Бланки пациентов».
      ФЛЮОРАТ-02-АБЛФ-Т - полуавтоматический программируемый фотометр-флуориметр-хемилюминометр для биохимических и гормональных лабораторий лечебных, профилактических и научных медицинских учреждений. Предназначен для анализа субстратов, активности ферментов, гормонов, катехоламинов, витаминов, биогенных аминов, тяжелых металлов, микроэлементов и электролитов.
      ИВОЛГА-ОМС-01 - Облучатель многоволновой светолечебный предназначен для непосредственного воздействия световой энергии на ткани и кровь организма с лечебной и профилактической целью.
    Масс-спектрометры
      ЛЮМАС-30- Новый тип элементного анализатора, предназначенный для прямого анализа монолитных, тонкослойных и порошковых материалов: металлов, полупроводников и диэлектриков, а также объектов со смешанной слоистой структурой диэлектрик-металл, металл-полупроводник и диэлектрик-полупроводник (например, коррозионные пленки на поверхности металла)
В цену оборудования входят пусконаладочные работы, 1,5 года бесплатного обслуживания данного оборудования, а также обучение персонала и  повышение квалификации сотрудников, связанная с использованием данного оборудования.

1.5. Основные характеристики  рынка сбыта

 
     Мировой рынок аналитического приборостроения  в 2009 г. составлял $ 22 млрд., при средних темпах роста 8 – 10% в год, ожидаемый объем продаж в 2010 г. составит $ 33 млрд. Этот показатель существенно различается по различным видам продукции: по новейшим приборам может составлять до 200% в год. Продукция ЗАО «Люмэкс-маркетинг» попадает в следующие группы методов анализа: атомная спектроскопия; молекулярная спектроскопия; разделение и анализ жидкой фазы; биоаналитическая техника; определение физических свойств.
     На  мировом рынке производителей аналитического приборостроения 10 компаний обеспечивают $ 8,5 млрд. (38%), компании с 11 по 50 – $ 6,7 млрд. (30%), остальные 1000 компаний – $ 7 млрд. (32%).
     На  разных региональных рынках лидирующие позиции могут занимать производители, не являющиеся мировыми лидерами приборостроения. Так, «Люмэкс» входит в число первых 300, из 1000 компаний, обеспечивающих 32% мирового объема продаж, однако, на рынке РФ входит в первую «тройку» производителей.
     Для продукции «Люмэкс» наиболее перспективными являются следующие региональные рынки (по степени убывания): Россия и другие страны СНГ, США и Канада, страны ЕС, страны Ближнего и Среднего Востока, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии.
     Основным  рынком сбыта продукции «Люмэкс-маркетинг» являются РФ и страны СНГ. В настоящее время в РФ можно обозначить три основных сегмента рынка аналитического приборостроения.
     1 сегмент – лаборатории, комплектующиеся  аналитическим оборудованием производства  крупных зарубежных компаний. Это крупные корпорации, нефтегазовый комплекс, металлургия, химическое производство, лаборатории ведущих научно-исследовательских организаций.
     2 сегмент – лаборатории, комплектующиеся  б/у аналитическим оборудованием  производства зарубежных компаний, а также современными отечественными приборами. В основном это научные центры и научно-исследовательские лаборатории системы РАН.
     3 сегмент – лаборатории, комплектующиеся  аналитическим оборудованием отечественного  производства. К этому сегменту  относятся: контролирующие государственные учреждения, лечебные учреждения Минздрава, предприятия АПК, лабораторные службы МЧС и МО, промышленные предприятия.
     Компания  «Люмэкс-маркетинг» ориентируется  на последние два сегмента, однако некоторые новые проекты (например, внедрение ИнфраЛЮМ ФТ-10 в молочную промышленность, Капели 105-М в пивную отрасль), разрабатываемые в настоящее время, позволяют также говорить о захвате доли первого сегмента. Доли рынка аналогичных приборов по сегментам составляют соответственно: ~ 10%, ~ 20 % и ~ 40 %.
     Наиболее  вероятным сценарием для рынка  аналитического приборостроения в  целом по России и стран СНГ  в перспективе 4-5 лет представляется стабильное развитие с умеренным  ростом объемов потребления в  пределах 4-5% в год, с ростом новых  секторов до 50% в год. При этом рынок России и СНГ будет с запаздыванием повторять тенденции мирового рынка, т.е. в ближайшие годы наиболее перспективными будут сегменты ИК-спектроскопии и капиллярного электрофореза.

1.6. Маркетинговая стратегия.

 
      На  внутреннем рынке предприятие занимает устойчивые позиции. Это возможно благодаря специфики продукции, выпускаемой «Люмэксом». Основными производителям, конкурирующими с ЗАО «Люмэкс-маркетинг» на внутреннем рынке являются:
    Spellman, Производитель высоковольтных систем питания и рентгеновских генераторов для  высокотехнологичного оборудования и приборов.
    Tokyo Boeki известна как официальный представитель ведущих японских производителей научно-аналитического оборудования: JEOL, Nikon, Rigaku, SPSS, и др. Фирма поставляет в Россию оборудование Oxford Instruments (Великобритания), Gatan (США), Katsuragawa Electric (Япония), Plextor (Япония) и многие другие. Компания активно сотрудничает со многими институтами Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской Академии Наук, Министерства здравоохранения Российской Федерации, различными научными и производственными предприятиями, коммерческими организациями и государственными.
    Компания «ЭлекТрейд-M» специализируется на поставке предприятиям России прецизионного радиоизмерительного, испытательного и технологического оборудования, электронных компонентов и материалов, а также программных продуктов и вычислительных средств для проектирования и моделирования электронных устройств. «ЭлекТрейд-M» поставляет и обеспечивает техническую поддержку продукции таких производителей, как Rohde&Schwarz, AgilentTechnologies, ANRITSU, Tektronix,Keithley, Zyvex, Cascade, Amplifier Research, Aeroflex Weinschel, Kurt.J.Lesker, Getac, Hioki, Milmega, CABURN, LORCH, ROGERS, Cumming...
 
      На  внутреннем рынке предприятие использует стратегию развития рынка, которая заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта, а также модификация и разработка новой продукции. Но для увеличения производства и сбыта продукции «Люмэкс» пытается искать новые сферы применения своей продукции и соответственно новые рынки сбыта.
      На  внешнем рынке предприятие занимает малую долю. Это связано прежде всего с невозможностью конкурировать  как в технологическом, так и  в финансовом плане с крупными предприятиями приборостроения.
      На  внешнем рынке ЗАО «Люмэкс-маркетинг» использует стратегию усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с конкретным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для ее реализации используются большие маркетинговые усилия.
      Сокращение  издержек на производство продукции, ежегодные  инвестиционные вложения собственных  средств в обновление производственных фондов на уровне высоких технологий  и большие затраты на маркетинг, по мнению руководства, позволят не только сохранить устойчивые позиции на традиционных рынках электромашиностроения, но и конкурировать с ведущими мировыми производителями, а так же осваивать новые виды продукции. 

1.7. Качество продукции.

      В 1999 году ЗАО «Люмэкс-маркетинг» была в числе первых в отрасли аналитического приборостроения России, которая внедрила систему менеджмента качества. Система качества соответствует международному стандарту серии ISO 9001.
     В область сертификации входит деятельность при проектировании, разработке, производстве, продаже, обслуживании измерительной и аналитической аппаратуры для сепарационного анализа, люминесцентного анализа, инфракрасного анализа, измерения содержания ртути, атомно-абсорбционной спектрометрии, СВЧ-пробоподготовки, а также поддерживающего методического обеспечения.
     Всего фирмой разработано и аттестовано  свыше 80 методик. На их основе разработаны  и утверждены пять Государственных  Стандартов Российской Федерации и  более 50 нормативных документов федеральных  учреждений России. Предлагаемые методики аттестованы Государственными научными центрами Госстандарта России, внесены в реестр методик, допущенных для целей государственного экологического контроля и мониторинга, утверждены департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России.
     ЗАО «Люмэкс-маркетинг» располагает мощной испытательной базой и осуществляет полный комплекс испытаний выпускаемого оборудования.
     ЗАО «Люмэкс-маркетинг» - субъект свободного рынка – создает индивидуальную и серийную высококачественную продукцию, ориентированную на клиента, обеспечивая ее гарантийное и эксплуатационное сервисное обслуживание.
     Предприятие с собственной исторической торговой маркой развивает свой бизнес за счет непрерывного совершенствования потребительских  свойств своей продукции и  услуг.
      Главной целью управления бизнесом является создание условий, гарантирующих полное удовлетворение потребностей заказчика.
      Управление  инновационным процессом осуществляется командой директоров и менеджеров на основе мотивированных целей, гибкой, адаптирующейся к конкретным условиям организационной структуры.
      Качество  продукции (работ и услуг) обеспечивается конкретным участием всего персонала  завода в системе качества, отвечающей концепциям международного стандарта  ISO 9001, построено на принципах своевременной правдивой информации и ее анализа.
      Система качества постоянно совершенствуется и имеет дополнительные цели по сокращению всех видов затрат  на создание продукции  и услуг; увеличению объема продаж; повышению производительности; сокращению времени разработки новых продуктов, подготовки производства, отгрузки. Для достижения этих целей все подразделения постоянно улучшают качество и культуру своей работы.
      Политика  качества реализуется системой качества, обязательна для всего персонала  предприятия и подлежит неукоснительному применению в руководстве деятельностью любого подразделения. Генеральный директор является ответственным лицом в области качества и делегирует соответствующие права и обязанности – в части эффективной работы и совершенствования системы качества – главному инженеру.

Вывод по главе 1

     ЗАО «Люмэкс-маркетинг» является крупнейшим предприятием отрасли аналитического приборостроения России и стран  СНГ и имеет огромный опыт в  области проектирования, производства и обслуживания приборостроительной  продукции. Основу номенклатуры выпускаемой продукции составляют приборы для люминесцентного и фотометрического анализа; атомно-абсорбционной спектрометрии; ИК–фурье-спектрометрии; высокоэффективной жидкостной и газовой хроматографии; капиллярного электрофореза; СВЧ - минерализации; дозиметрии; клинической диагностики; масс-спектрометрии. Приборы, разрабатываемые «Люмэкс», применяются для анализа атмосферного воздуха, питьевой и сточной воды, пищевых продуктов, природных вод и почв, радиационной защиты, в медицине, ветеринарном, санитарно-эпидемиологическом и технологическом контроле. Также предприятие осуществляет фирменный системный сервис.
      За  свою историю продукция с маркой «Люмэкс» приобрела известность  во всем мире. Она характеризуется  высокой надежностью в течение  всего срока эксплуатации, относительно низкой ценой,  технологической простатой исполнения, незначительными затратами на эксплуатацию и многими другими параметрами.
      В настоящее время аналитическими приборами производства «Люмэкс» оснащены в России медицинские лаборатории – на 45%, научно-исследовательские институты – на 75% , и другие лаборатории.
      В России существует не так много компаний, подобных «Люмэкс-маркетингу», которые  могут быстро адаптироваться в новых  условиях и сохранить высокую  конкурентоспособность своей продукции и устойчивые позиции на внутреннем рынке.
      А сокращение издержек на производство продукции, ежегодные инвестиционные вложения собственных средств в  современное оборудование и новые  технологии должно поспособствовать улучшению  позиций на внешнем (мировом) рынке продукции аналитического приборостроения.
 

2. Анализ  финансово-экономического  состояния предприятия ЗАО «Люмэкс-маркетинг»

 
     Финансовый  анализ предприятия - неотъемлемый элемент  оценки его рыночной стоимости.
     Предметом финансового анализа является рассмотрение прошлого и текущего финансового состояния объекта оценки, меняющегося под воздействием внешней и внутренней среды и управленческих решений, в целях оценки эффективности его деятельности и перспектив развития.
     Анализ  финансового состояния ЗАО «Люмэкс маркетинг» включает в себя краткий анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатов деятельности компании за период с 2006 года по 2007 год включительно и расчет ряда финансово-экономических показателей.

2.1. Анализ имущественного положения  ЗАО «Люмэкс маркетинг»

 
     Для анализа состава имущества предприятия  осуществляется горизонтальный анализ, посвященный изучению динамики показателей  отчетного года путем сравнения  статей отчетности с предыдущими  величинами. Изменение показателей рассматривается в абсолютном денежном и относительном выражении. Относительным показателем служит темп прироста, а абсолютным – изменение показателя на конец года по сравнению с началом года.
     Структура имущества оценивается с помощью  вертикального анализа, который основан на расчете и сравнении удельных весов отдельных показателей состава имущества в итоговом показателе. 
 

 


Таблица 2.1 Состав, динамика и структура имущества предприятия 

Показатели Код показателя в форме №1 Сумма, тыс., руб.   удельный  вес в имуществе предприятия, %
на  начало года на конец  года изменение за год (+/-) Темп прироста, % (+/-) на начало года на конец  года изменение за год (+/-)
1.Имущество   предприятия, всего 300 78 353 118 340 39 987 51,0 100,0 100,0 0,0
в том числе:                
2.Внеоборотные  активы 190 15 719 18 487 2 768 17,6 20,1 15,6 -4,4
из  них:                
2.1Нематериальные  активы 110 250 2503 2 253 901,2 0,3 2,1 1,8
2.2Основные  средства 120 14 107 15054 947 6,7 18,0 12,7 -5,3
2.3Незавершенное  строит 130 1 262 805 -457 -36,2 1,6 0,7 -0,9
2.5Долгосрочные финансовые вложения 140 10 10 0 0,0 0,0 0,0 0,0
2.6Отложенные  налоговые активы 145 90 115 25 27,8 0,1 0,1 0,0
3.Оборотные  активы 290 62 634 99 853 37 219 59,4 79,9 84,4 4,4
из  них                
3.1 Запасы 210 10388 24 936 14 548 140,0 13,3 21,1 7,8
3.2 Налог на добавленную стоимость  220 3 403 6 471 3 068 90,2 4,3 5,5 1,1
3.3 Дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются более  чем через 12 месяцев после отчетной  даты) 230         0,0 0,0 0,0
3.4 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 33 979 56 856 22 877 67,3 43,4 48,0 4,7
3.5 Краткосрочные финансовые вложения 250         0,0 0,0 0,0
3.6 Денежные средства 260 14 864 11 590 -3 274 -22,0 19,0 9,8 -9,2
 

 
 
 

 

Рис. 1 Структурные изменения в имуществе предприятия 
 

     Как видно из таблицы 2.1 об имуществе предприятия, имущество за год увеличилось на 39987 тыс. руб. или на 51% и составляет на конец года 118340 тыс. руб.
     Увеличение  стоимости имущества достигнуто за счет увеличения внеоборотных активов на 2 768 тыс. руб. или на 17,6%, при этом оборотные активы за год увеличились на 37 219 или на 59,4%.
     В отчетном году наблюдается  уменьшение незавершенного строительства на 457 тыс. руб. или на 36%. Но стоимость основных средств увеличилась  на 947 или на 6,7%.
     В свою очередь положительное изменение  оборотных активов произошло  за счет увеличения запасов на 14 548 тыс. руб. (прирост составил 140,0%), увеличения дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, на 22 877 тыс. руб. (прирост составил 67,3 %).
     В структуре имущества предприятия  преобладают оборотные активы 80% и 84% соответственно на начало и на конец  года. Удельный вес внеоборотных активов уменьшился на 4,4%, соответственно удельный вес оборотных активов увеличился на 4,4%.  В  структуре имущества предприятия основные средства предприятия имеют 18,0% на начало года и 12,7% на конец.

2.2 Оценка размещения  средств в активах  предприятия

        
     Так как наибольший удельный вес в имуществе предприятия составляют оборотные активы, то целесообразно провести оценку размещения оборотных активов по степени их ликвидности, для чего составляется аналитическая таблица 2.2 "Состав, динамика и структура оборотных активов». 

 

 

Таблица 2.2 Состав, динамика и структура оборотных активов
Показатели Код строки в форме №1 Сумма, тыс.руб. Темп  прироста, % (+,-) Удельный  вес в имуществе предприятия, %
на  начало года на конец  года изменение за год (+,-) на начало года на конец  года изменение за год (+,-)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Оборотные активы 290 62 634 99 853 37 219 59,4 100,0 100,0 0,0
из  них                
1.1 Запасы 210 10 388 24 936 14 548 140,0 23,2 14,6 -8,7
в том числе:                
сырье, материалы и другие аналогичные  ценности 211 0 10 665 10 665   17,0 10,7 -6,3
затраты в незавершенном производстве 213 9 118 9 975 857 9,4 1,4 0,9 -0,5
готовая продукция и товары для перепродажи 214 6 0 -6 -100,0 0,0 0,0 0,0
товары  отгруженные 215 0 0 0   0,0 0,0 0,0
расходы будущих периодов 216 1 264 4 296 3 032 239,9 4,8 3,0 -1,8
выполненные этапы по долгосрочным контрактам 217 0 0 0   0,0 0,0 0,0
1.2 Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям 220 3 403 6 471 3 068 90,2 4,9 3,1 -1,8
1.3 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 0 0 0   0,0 0,0 0,0
в том числе покупатели и заказчики 231 0 0 0   0,0 0,0 0,0
авансы  выданные 232 0 0 0   0,0 0,0 0,0
1.4 Дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 33 979 56 856 22 877 67,3 36,5 22,9 -13,6
в том числе покупатели и заказчики 241 12 150 21 484 9 334 76,8 14,9 9,3 -5,6
авансы  выданные 242 0 0 0   0,0 0,0 0,0
1.5 Краткосрочные финансовые вложения 250 0 0 0   0,0 0,0 0,0
1.6 Денежные средства 260 14 864 11 590 -3 274 -22,0 -5,2 -3,3 1,9
 


   Из таблицы 2.2, видно, что в отчетном году по сравнению с предыдущим оборотный капитал вырос на 37 219тыс. руб. или на 59,4 % и составил 99 853 тыс. руб.
     Увеличение оборотного капитала произошло за счет увеличения обьема запаса на 14 548 тыс.руб., а также за счет дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) на 22 877  тыс. руб..
     Также необходимо рассмотреть структуру оборотных активов по степени риска ликвидности, для чего составлена таблица 2.3.“Структура  оборотных активов по степени риска ликвидности”. 
 

 


Таблица 2.3. -Структура оборотных активов по степени риска ликвидности.
 
 
     
Степень риска Группа  оборотных активов Код строки в форме №1 Сумма, тыс.руб. Доля  в  общей сумме оборотных активов, %
на  начало года на конец  года на начало года на конец  года изменение за год (+,-)
1 2 3 4 5 6 7 8
Минимальная Денежные средства 260 14 864 11 590 23,73 11,61 -12,12
Легко реализуемые ценные бумаги 250 0 0 0,00 0,00 0,00
Итого   14 864 11 590 23,73 11,61 -12,12
Малая Дебиторская задолженность  предприятий с устойчивым  финансовым положением 240 33 979 56 856 54,25 56,94 2,69
Запасы  сырья и материалов, за исключением залежалых 211 0 10 665 0,00 10,68 10,68
Готовая продукция и товары для перепродажи, пользующиеся спросом 214 6 0 0,01 0,00 -0,01
НДС по приобретенным ценностям 220 3 403 6 471 5,43 6,48 1,05
Товары  отгруженные 215 0 0 0,00 0,00 0,00
Итого   37 388 73 992 59,69 74,10 14,41
Средняя Затраты в незавершенном  производстве (издержки обращения) 213 9 118 9 975 14,56 9,99 -4,57
Расходы будущих периодов 216 1 264 4 296 2,02 4,30 2,28
Итого   10 382 14 271 16,58 14,29 -2,28
Высокая Дебиторская задолженность предприятий,  находящихся в тяжелом финансовом положении (сомнительная дебиторская задолженность) 240+230 0 0 0,00 0,00 0,00
Залежалые запасы сырья и материалов 211          
Прочие  запасы и затраты, прочие оборотные  активы 217+270          
Итого   0 0 0,00 0,00 0,00
  Оборотные активы, всего 290 62 634 99 853 100,0 100,0 0,0
 


     Как видно из таблицы 2.3. большая часть оборотных активов относится к средней и малой степени риска: 14,29 и 74,10 % соответственно на конец года. Оборотные активы по группам с малой риска увеличились  на  14,41%. Доля оборотных активов со средней степенью риска сократилась на 2,28% и на конец года составила 14,29%.
     Сократилась доля оборотных активов с минимальной  степенью риска на 12,12% и на конец  года составила 11,6%. 

2.3 Анализ капитала, вложенного в имущество  предприятия.

 
     Создание  и приращение имущества предприятия  осуществляется за счет собственных  и заемных средств, характеристика которых показана в пассиве бухгалтерского баланса предприятия.
     Для оценки капитала, вложенного в имущество предприятия, а также изменения структурной динамики капитала, составляется аналитическая таблица 2.4. “Состав, динамика и структура капитала, вложенного в имущество предприятия”. 
 

 


Таблица 2.4. – Состав, динамика и структура капитала, вложенного в имущество 

Состав, динамика, структура, вложенного в имущество  
Показатели Код строки в форме №1 Сумма, тыс.руб. Темп  прироста, % (+,-) Удельный  вес в источниках финансирования предприятия, %
на  начало года на конец  года изменение за год (+,-) на начало года на конец  года изменение за год (+,-)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.Источники  финансирования предприятия 700 78 353 118 340 39 987 51,0 100,0 100,0 0,0
в том числе:                
2.Собсвенный капитал: 490 26 115 42 372 16 257 62,3 33,3 35,8 2,48
Уставный  капитал 410 132 132 0 0,0 0,2 0,1 -0,06
Добавочный  капитал 420 501 501 0 0,0 0,6 0,4 -0,22
Нераспределенная  прибыль 470 25 475 41 732 16 257 63,8 32,5 35,3 2,75
3.Заемный капитал: 590+690 52 238 75 968 23 730 45,4 66,7 64,2 -2,48
Займы и кредиты (долгосрочные обязательства) 510 20 203 19 299 -904 -4,5 25,8 16,3 -9,48
Отложенные  налоговые обязательства 515 112 112 0   0,0 0 0
Займы и кредиты (краткосрочные обязательства) 610 26 523 10 000 -16 523 -62,3 33,9 8,5 -25,40
Кредиторская задолженность 620 26 523 46 557 20 034 75,5 33,9 39,3 5,49
Доходы  будущих периодов 640 0 0 0   0,0 0,0 0,00
 


         Как видно из таблицы 5 капитал, вложенный  в имущество предприятия, увеличился на 39 987 тыс. руб. или на 51,0 %,и составил 118 340 тыс.руб.
         Увеличение  источников финансирования предприятия  произошло за счет увеличения  заемного капитала на 23 730 тыс.
         Заемный капитал увеличился за счет увеличения Кредиторской задолженности 20 034 тыс. руб.
         На  конец года наблюдается уменьшение убытка  16 257 тыс. руб. 

 

Рисунок 2 – Диаграмма структурных  изменений в капитале, вложенном в имущество  предприятия
    
           В структуре источников финансирования, удельный вес собственный капитал  увеличился  на 2,48 % и составил 35,8%, соответственно удельный вес  заемного капитала  уменьшился на 2,48 % и составил 64,2 %. На конец года более 60% источников финансирования – это заемные средства. 

 

2.4 Анализ собственного  оборотного капитала

         Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать наличием собственных оборотных средств.
         Для определения суммы собственного оборотного капитала и расчета влияния  факторов на изменение собственных  оборотных средств составляется таблица “Определение собственного оборотного капитала и расчет влияния  факторов на его изменение”. 

Таблица 2.5. - Определение собственного оборотного капитала и расчет влияния факторов на его изменение 
 
 
 

     
Показатели Код строки в форме №1 Сумма, тыс.руб.
на  начало года на конец  года изменение за год (+,-)
1 2 3 4 5
1. Собственный капитал 490 26 115 42 372 16 257
2. Долгосрочные заемные средства 590 20 315 19 411 -904
3. Внеоборотные активы 190 15 719 18 487 2 768
4. Собственный оборотный капитал 490-(190-590) 30 711 43 296 12 585
5.Факторы,  влияющие на изменение собственного оборотного капитала:        
5.1 уставный капитал в части формирования  оборотных средств 410-(190-590) 4 728 1 056 -3 672
5.2 собственные акции, выкупленные  у акционеров 411 - - -
5.3 добавочный капитал 420 501 501 0
5.4 резервный капитал 430 7 7 0
5.8 нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток) 470 25 475 41 732 16 257
6.Влияние  факторов на изменение собственного  оборотного капитала, всего (сумма  строк 5.1:5.8) Х 30 711 43 296 12 585
7.Оборотные  активы 290 62 634 99 853 37 219
7. Краткосрочные обязательства 690 31 923 56 557 24 634
8. Собственный оборотный капитал 290-690 30 711 43 296 12 585
 
         Как на начало, так и на конец года у предприятия имеется собственный  оборотный капитал, который к  концу года вырос на 16 257 тыс. руб, это положительная тенденция, т.к.  для поддержания ликвидности предприятие должно иметь высокий уровень оборотного капитала.
         С учетом рассмотренных факторов собственный  капитал вырос за счет увеличения нераспределенной прибыли на 16 257 тыс. руб.
         Для дальнейшего анализа необходимо подробно изучить состав и структуру нераспределенной прибыли и  уставного капитала в части формирования оборотных средств.
         Для анализа обеспеченности предприятия  собственными оборотными средствами определяется излишек или недостаток наличия  собственных оборотных средств для покрытия запасов и дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, не прокредитованные банком. Для анализа целесообразно составить аналитическую таблицу 2.6. На основании данных аналитической таблицы дать оценку обеспеченности товарных операций собственным оборотным капиталом.
 

Таблица 2.6. Обеспеченность ЗАО «Люмэкс-маркетинг» собственными оборотными средствами для покрытия запасов и дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) за продукцию, товары, работы, услуги. 

Показатели Код строки в форме №1 Сумма, тыс.руб.
на  начало года на конец  года изменение за год (+,-)
1 2 3 4 5
1. Наличие собственных оборотных  средств 290-690 30 711 43 296 12 585
2. Запасы за вычетом расходов  будущих периодов 210-216 9 124 20 640 11 516
3. Дебиторская задолженность покупателей  и заказчиков 231+241 12 150 21 484 9 334
4. Авансы выданные 232+242 0 0 0
5. Итого стр. (2+3+4) Х 21 274 42 124 20 850
6. Краткосрочные кредиты банков  и займы* 610 5 400 10 000 4 600
7. Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам 621 1 033 20 090 19 057
Векселя к уплате   - - -
8. Авансы полученные 625 0 0 0
9. Итого стр. (6+7+8) Х 6 433 30 090 23 657
10. Запасы, не прокредитованные банком (стр.5-стр.9) Х 14 841 12 034 -2 807
11. Излишек (+) недостаток (-) собственных оборотных средств для покрытия запасов и кредиторскрй задолженности за продукцию, товары, работы, услуги (стр.1-стр.11) Х 15 870 31 262 15 392
12. Сумма средств, приравненных к  собственным 640+650 5 748 0 -5 748
13. Излишек (+) недостаток (-) собственных оборотных и приравненных к ним средств для покрытия запасов и дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги (стр.1+стр.12-стр.10) Х 21 618 31 262 9 644
 
 

          В отчетном году по сравнению с предыдущим излишек собственных оборотных  средств увеличился на 9 644 тыс. руб. и составил 31 262 тыс. руб. Это свидетельствует о нормальной финансовой устойчивости предприятия.

2.5. Оценка чистых  активов предприятия

 
         Практика оценки платежеспособности хозяйствующих субъектов предусматривает расчет чистых активов. Чистые активы – величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы обязательств, принимаемых к расчету. Стоимость чистых активов приведена в форме №3 – Отчет об изменениях капитала. Для расчета величины чистых активов составляется таблица “Расчет чистых активов предприятия”.
     Таблица 2.7. –Расчет чистых активов предприятия 

Показатели Код строки в форме №1 Сумма, тыс.руб.
на  начало года на конец  года
1 2 3 4
1. Активы      
1 Нематериальные активы 110 250 2 503
2 Основные средства 120 14 107 15 054
3 Незавершенное строительство 130 1 262 805
4 Доходные вложения в материальные  ценности 135 0 0
5 Долгосрочные и краткосрочные  финансовые вложения (за исключением балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров) 140+250 10 10
6 Прочие внеоборотные активы 145+150 90 115
7 Запасы 210 10 388 24 936
8 Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям 220 3 403 6 471
9. Дебиторская задолженность (за  исключением задолженности участников (учредителей) по их взносам  в уставный капитал) 230+240 33 979 56 856
10 Денежные средства 260 14 864 11 590
11 Прочие оборотные активы 270 - -
12 Итого активы (сумма строк 1-11) Х 78 353 118 340
2. Пассивы      
13 Долгосрочные обязательства по  займам и кредитам 510 20 203 19 299
14 Прочие долгосрочные обязательства 515+520 112 112
15 Краткосрочные обязательства по  займам и кредитам 610 5 400 10 000
16 Кредиторская задолженность 620 26 523 46 557
17 Задолженность участникам (учредителям)  по выплате доходов 630 0 0
18 Резервы предстоящих расходов  и платежей 650 0 0
19 Прочие краткосрочные обязательства 660 0 0
20 Итого пассивы, принмаемые к  расчету (сумма строк 13?19) Х 52 238 75 968
21. Стоимость чистых активов (итого  активов минус итого пассовов  стр.12-стр.20) Х 26 115 42 372
 
 
         В предыдущем году стоимость чистых активов  предприятия составила 26 115 тыс. руб. В отчетном году стоимость чистых активов предприятия составила 42 372 тыс. руб. Размер уставного капитала удовлетворяет требованиям ТК РФ и ФЗ «об Акционерных Обществах».На предприятии как на начало отчетного периода, так и на конец отчетного периода стоимость чистых активов превышает уставной капитал.
         .

2.6.Анализ показателей эффективности управления активами

 
         Показатели  управления активами базируются на расчете  и сравнении отношений, в основе которых лежат различные статьи актива бухгалтерского баланса.

2.6.1. Коэффициент реальных  активов

 
         Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия в некоторой мере определяет характер деятельности предприятия: занято  предприятие производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг или предприятие занимается торговой снабженческой, сбытовой деятельностью. Для предприятия отрасли, как правило, характерно значение коэффициента на уровне 50 % и выше.
         Для расчета коэффициента реальных активов  и оценке его динамики составляется аналитическая таблица “Расчет  и оценка динамики коэффициента реальных активов в имуществе предприятия”.
Таблица 2.8. - Расчет и оценка динамики коэффициента реальных активов в имуществе предприятия
Показатели Код строки в  форме №1 Предыдущий  год Отчетный год Изменение за год (+,-)
1 2 3 4 5
1. Патенты, лицензии, товарные знаки  (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы 111 - - -
2. Земельные участки и объекты  природопользования 121 - - -
3. Здания, сооружения, машины и оборудование 122 - - -
4. Сырье, материалы и другие аналогичные  ценности 211 0 10 665 10 665
5. Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) 213 9 118 9 975 857
6. Готовая продукция и товары  для перепродажи 214 6 0 -6
7. Товары отгруженные 215 0 0 0
8. Итого сумма реальных активов  в имуществе предприятия 111+120+211+213+214+215 9 124 20 640 11 516
9. Общая стоимость активов 300 78 353 118 340 39 987
10. Коэффициент реальных активов  в имуществе предприятия, % Х 11,6 17,4 5,8
 
 
         Сумма реальных активов предприятия за год увеличилась на 11 516 тыс. руб., а коэффициент реальных активов в имуществе предприятия увеличился 5,8 %.17,4 % в общем имуществе предприятия составляют реальные активы.
             Дальнейший анализ должен быть  направлен на изучение каждой  составляющей реальных активов  для поиска путей по дальнейшему  обеспечению на предприятии устойчивой  производственной деятельности.

2.6.2. Показатели оборачиваемости

 
 
         Финансовое  положение предприятие находится  в непосредственной зависимости  от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Ускорение оборачиваемости  оборотных средств позволяет  либо при том же объеме продаж высвободить из оборота часть оборотных средств, либо при той же величине оборотных средств – увеличить объем продаж.
         Для определения показателей оборачиваемости  было принято среднеарифметическое значение активов по данным на начало и на конец года. Для более точного анализа необходимо производить расчет основываясь на среднехронологических значениях стоимости активов по месячным данным.
         Коэффициент оборачиваемости kоб, А характеризует  число оборотов совершенных определенным видом активов, т.е. скорость оборота данного вида активов.
         Продолжительность одного оборота в днях Доб,А характеризует  время, в течение которого деньги, вложенные в один из видов активов, возвращаются в денежную наличность в результате реализации продукции.
         Продолжительность операционного цикла Доб,опер.ц. грубо характеризует средний срок от закупки материалов до получения денег от покупателей.
         Продолжительность финансового цикла Доб,фин.ц. грубо  характеризует средний срок, в  течение которого денежные средства связаны в производственно-коммерческом цикле. Расчет показателей оборачиваемости приведен в аналитической таблице “Расчет и динамика показателей оборачиваемости”.
Таблица 2.9. - Расчет и динамика показателей оборачиваемости 

    Показатели Условное  обозначение Алгоритм расчета на начало года на конец  года изменение за год (+,-)
    1 2 3 4 5 6
    1. Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг,  тыс.руб. Qp форма №2 стр.010 215 933 254 438 38 505
    2. Число дней в отчетном году Д 360 дней 360 360 0
    3. Однодневный оборот по реализации, тыс.руб. Qp, дн Qp/Д 600 707 107
    4. Стоимость активов, тыс.руб. A форма №1 стр.300 78 353 118 340 39 987
    5. Стоимость оборотных активов,  тыс.руб. Aоб форма №1 стр.290 62 634 99 853 37 219
    в том числе:          
    5.1 Запасы Aзап форма №1 стр.210 10 388 24 936 14 548
    5.2 Дебиторская задолженность Aдеб форма №1 стр.230+240 33 979 56 856 22 877
    6. Кредиторская задолженость Кз.кред форма №1 стр.620 26 523 46 557 20 034
    7. Коэффициент оборачиваемости Коб,а - - - -
    7.1 Коэффициент оборачиваемости активов Коб,А Qp/A 2,76 2,15 -0,61
    7.2 Коэффициент оборачиваемости оборотных  активов Коб,Аоб Qp/Aоб 3,45 2,55 -1
    7.3 Коэффициент оборачиваемости запасов Коб.зап Qp/Aзап 20,79 10,20 -10,58
    8. Продолжительность оборота, дни          
    8.1 Оборотных средств (активов) Доб, Аоб  Д/Коб,Аоб 104 141 37
    8.2 Запасов Доб, зап  Д/Коб. зап 17 35 18
    8.3 Дебиторской задолженности (средств  в расчетах) Доб, деб   Адеб*Д/Qр 57 80 24
    8.4 Кредиторской задолженности Доб, кред  Акред*Д/Qр 44 66 22
    9. Продолжительность операционного  цикла, дни Доб, опер.ц. Доб, зап + Доб, деб 74 116 42
    10. Продолжительность финансового  цикла Доб, фин.ц. Доб, опер.ц. - Доб, кред 30 50 20
 
         Коэффициент оборачиваемости активов и оборотных  активов за год уменьшился на 0,61 и 1 соответственно. Увеличились продолжительность оборота оборотных активов, запасов, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности на 37, 18, 24 и 22 дней соответственно. Из этого следует, что деловая активность предприятия снизилась в отчетном году по сравнению с предыдущим.
         Продолжительность операционного цикла больше продолжительности  оборота кредиторской задолженности  на 50 дней на конец 2009 года. Это означает, что предприятие  нуждается в  дополнительных источниках финансирования.

    2.7. Показатели финансовых рисков, связанные с вложением капитала предприятия

    2.7.1. Анализ показателей  финансовой устойчивости  для оценки структур  капитала предприятия.  Показатели финансовой  устойчивости.

         Показатели  финансовой устойчивости рассчитываются на основе пассива бухгалтерского баланса и характеризуют структуру используемого капитала. Данную группу показателей также называют коэффициентами управления пассивами.
         Показатели  финансовой устойчивости:
    коэффициент автономии (коэффициент независимости);
    коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент финансирования);
    коэффициент маневренности;
    коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
         Для расчета показателей финансовой устойчивости составим таблицу 2.10. “Расчет и динамика показателей финансовой устойчивости предприятия”.
Таблица 2.10. - Расчет и динамика показателей финансовой устойчивости предприятия 

Показатели Условное  обозначение Алгоритм  расчета (код строки по форме №1) Рекомендуемое значение Расчет  показателя
на  начало года на конец  года
1 2 3 4 5 6
1. Коэффициент автономии (коэффициент  независимости) kавт стр.490/ стр.700 >=0,5 0,33 0,36
2. Коэффициент соотношения заемных  и собственных средств (коэффициент  финансирования) kз.с. 1/kавт-1 1 2,00 1,79
3. Коэффициент маневренности kман. (стр.490-(стр.190-стр.590))/стр  490 >0,5 1,18 1,02
3. Коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами kсоб.об. (стр.490-(стр.190-стр.510))/стр.290 >0,3 0,49 0,43
 
         Финансовое  положение предприятия можно  считать устойчивым, если не менее 50 % финансовых ресурсов покрывается его собственными средствами, т.е. желательное значение коэффициента автономии более либо равно 0,5. Как видно из расчета в данном случае значение равно 0,36 на конец года и по сравнению с прошлым годом коэффициент увеличился на 0,03.  Это свидетельствует о увеличении финансовой независимости предприятия и о  гарантии погашения своих обязательств перед кредиторами.
         Коэффициент соотношения собственных и заемных  средств показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в имущество источников собственных средств. За отчетный период по сравнению с предыдущим значение коэффициента уменьшилось на 0,21 и составило 1,79. Это свидетельствует об уменьшении зависимости предприятия от привлечения заемных средств и об увеличении его финансовой устойчивости. Завод уменьшает свой долг перед кредиторами и не полностью зависит от них.
         Коэффициент маневренности показывает степень  мобильности использования собственного капитала предприятия. В отчетном году по сравнению с предыдущим значение коэффициента маневренности собственных средств уменьшилось на 0,16 и составило 1,02, что свидетельствует о вложении собственных средств в низколиквидные активы и формировании оборотных средств за счет заемных. При этом значение коэффициента больше рекомендуемого 0,5, что указывает на высокую степень мобильности использования собственного капитала.
         Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами в отчетном периоде  незначительно уменьшился и составил 0,42 (при рекомендуемом значении 0,3. . Это означает, что компания достаточно обеспечена оборотными средствами, и стремится привести их к рекомендуемому уровню.

    2.7.2. Анализ показателей  ликвидности для  оценки платежеспособности предприятия.

 
         Под платежеспособностью предприятия  понимают способность к быстрому погашению своих краткосрочных  обязательств. Для этого необходимы денежные средства: достаточный запас  денег на расчетном счете банка  и в кассе и некоторые мобильные (наиболее ликвидные оборотные) средства, которые предприятие может обратить в результате обращения в деньги.
         В условиях рынка повышается значение платежеспособности предприятия, так  как возрастает необходимость современной  оплаты предприятием текущих платежных  требований (выполнение краткосрочных долговых обязательств предприятия).
         Для оценки платежеспособности принято  рассчитывать показатели ликвидности. Ликвидность - способность товарно-материальных ценностей превращаться в деньги, являющимися абсолютно ликвидными средствами.
         Показатели  ликвидности, как правило, определяются отношением ликвидных оборотных  активов предприятия к его  краткосрочным обязательствам –  итоги раздела VI «Краткосрочные обязательства».
         Время, необходимое для превращения  в деньги различных составляющих оборотных средств, существенно отличается для продажи ценных бумаг, отдельных видов материальных оборотных средств и при ликвидации дебиторской задолженности, поэтому различают три показателя (три степени) ликвидности:
    Коэффициент абсолютной ликвидности.
    Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности.
    Коэффициент текущей ликвидности.
         Таблица 2.11. Расчет и динамика показателей ликвидности для оценки платежеспособности ЗАО «Люмэкс-маркетинг» 

Показатели Условное  обозначение Алгоритм  расчета (код строки по форме №1) Рекомндуемое  значение Расчет  показателя
на  начало года на конец  года
1 2 3 4 5 6
Исходные  показатели:          
1. Краткосрочные (текущие) обязательства  предприятия, тыс.руб. К кр 690-640-650 Х 31 923 56 557
2. Оборотные активы, тыс.руб. А об 290   62 634 99 853
3. Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения, тыс.руб. А ден 250+260 Х 14 864 11 590
4. Дебиторская задолженность, тыс.руб. А деб 230+240 Х 33 979 56 856
5. Запасы (за вычетом расходов будущих  периодов), тыс.руб. А зап 210-216 Х 9 124 20 640
Расчетные показатели:          
6. Коэффициент абсолютной ликвидности kл абс (250+260)/(690-640-650) 0,2 - 0,25 0,47 0,20
7. Коэффициент срочной (быстрой)  ликвидности (коэффициент ликвидности) kл сроч (260+250+240)/(690-650-640) 0,7 - 0,8 1,53 1,21
8. Коэффициент текущей ликвидности  (общий коэффициент покрытия) kл тек (210+230+240+250+260+270-216)/(690-650-640) 2 - 2,5 1,90 1,73
 
         Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным долговым обязательствам и показывает какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Теоретически достаточным признается значение коэффициента 0,2 ? 0,25.
         На  начало года коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,47, а на конец года понизился и составил 0,2, что свидетельствует о существенном уменьшении абсолютной ликвидности , это выше нормы, и означает, что компания в состояние погашать свои краткосрочные обязательства за счет денежной наличности, и является привлекательным партнером для компаний- поставщиков материалов, сырья и услуг.
         Коэффициент срочной ликвидности  - отношение  денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Теоретически оправданные оценки этого коэффициента  - 0,7 ? 0,8.
         Значение  коэффициента срочной ликвидности  на начало года составило 1,53. На конец  года значение коэффициента понизилось и составило 1,21. Превышение коэффициента быстрой (срочной) ликвидности над нормативами говорит о большой сумме дебиторской задолженности предприятия. Таким образом, необходимо обратить внимание на структуру и динамику дебиторской задолженности.
         Коэффициент текущей ликвидности определяется отношением всех оборотных активов к краткосрочным долговым обязательствам предприятия. Теоретическая величина коэффициента равна 2,0 ? 2,5.
         На  начало года значение коэффициента составило 1,90, а на конец года составило 1,73 .
         Значения всех показателей свидетельствуют о хорошей платежеспособности предприятия и его высокой привлекательности для инвесторов, кредиторов и поставщиков.

    2.8. Анализ экономических  (финансовых) результатов  деятельности предприятия.

    2.8.1. Анализ состава,  динамики и структуры прибыли предприятия.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.