На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование стратегии использования конкурентных преимуществ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации 
 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ 
 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

Кафедра менеджмента 

  
 
 

Курсовая  работа 
 

Тема: «Формирование стратегии использования конкурентных преимуществ» 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент экономического факультета 3 курса, гр. № 130 Глотов Максим Петрович.
                  № зачетной книжки
                  04856
                  Проверил: кандидат экономических наук Серов Алексей Александрович
                            
                 
                 
                 
                 

Нижний  Новгород
2007 

Содержание
с. 

 Введение……………………………………………………………………….3
 1. Теоретическая  глава………………………………………………………..5
 1.1 Конкурентная  стратегия предприятия…………………………………...5
 1.2 Пять сил  конкуренции по Портеру………………………………………7
 1.3 Обеспечение  конкурентности продукции………………………………12
2. Практическая  глава…………………………………………………………
  2.1 Краткая природно-экономическая характеристика СПК «колхоза Заря» Богородского района ........................................................................................16
    2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования производственного потенциала…………………………………………................24
    2.3 Анализ среды функционирования организации……………………31
    2.4 Управленческое обследование организации………………………..33
    2.5 Анализ условий внедрения системы стратегического управления..36
3. Проектная глава……………………………………………………………41
    3.1 Разработка миссии организации и модели целевой ориентации системы управления………………………………………………………………..41
    3.2 Определение конкурентоспособности организации………………..42
    3.3 Определение направлений реализации  стратегии  на основе разработки матрицы «привлекательность рынка \ позиция в конкуренции»…….43
    3.4 Прочие мероприятия, способствующие  реализации стратегии …..47
 Выводы и  предложения……………………………………………………..48
 Библиографический список литературы…………………………………..51
      Приложения………………………………………………………………………..52 
 
 

      Введение
        Ни одно предприятие не может достичь превосходства  над  конкурентами  по всем коммерческим характеристикам товара и  средствам  его  продвижения  на рынке. Необходим выбор приоритетов  и  выработка  стратегии,  в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации  и  наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.  В  отличие от  тактических  действий  на  рынке  стратегия  конкуренции  должна   быть направлена на  обеспечение  преимуществ  над  конкурентами  в  долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.
      Конкурентные  преимущества – это те характеристики, свойства товара или продукции, которые  создают для предприятия определенные превосходства над своими прямыми конкурентами.
      Чаще  всего для анализа конкурентоспособности  используют системный подход, который позволяет установить стратегические и тактические факторы повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и деятельности предприятия в целом.
      Этапы проведения системного анализа состояния организации предполагается привязывать к системе стратегического менеджмента:
        Анализ качества научного сопровождения системы стратегического менеджмента с позиции применяемых на практике подходов и    методов управления.
      Анализ качества стратегии организации, исходя из результатов SWOT-анализа.
      Анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации.
      Анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли и антимонопольного законодательства и т.д.  
    Объектом  исследования данной курсовой работы является СПК «колхоз Заря» Богородского района.
Использованы  такие источники информации, как  годовые отчеты 2003-2006 г. СПК «колхоза Заря» Богородского района,учебная литература таких авторов как   Минаков И.А.., Басовский Л.Е.., Ноздрева Р.Б.., Королев Ю.Б. и др.,
         Целью курсового проекта  является  формирование стратегии использования конкурентных преимуществ.
         Задачи курсового проекта следующие:
1. Описание основных научных взглядов по теме.
2. Проведение  анализа внутренней и внешней  среды исследуемой организации.
3. Разработка  миссии и целей  организации,
4. Мероприятия,  способствующие реализации стратегии  использования конкурентных преимуществ.
        Для достижения сформулированной цели и поставленных задач используются статистические методы (табличный метод, множественная корреляция), SWOT-анализ, анкетирование и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Теоретическая  глава
      1.1 Конкурентная стратегия предприятия
             Базовая   стратегия   конкуренции,   представляющая   собой   основу конкурентного  поведения  предприятия  на   рынке   и   описывающая   схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным  моментом  в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие  маркетинговые   действия   предприятия.   Это   обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры.  Однако, сформировавшиеся в последнее время в предпринимательских кругах  некоторые стереотипы относительно того, как необходимо  конкурировать  на  российском рынке, в значительной степени мешают  системно  подойти  к  решению  данной задачи. Прежде  чем  приступить  к  выбору  базовой  стратегии  конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.[1, стр. 56]
            В первую очередь сказанное  относится к неправильному представлению  о том,  какой  рынок  является  наиболее   перспективным   с   точки   зрения конкуренции. Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки – это те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии[1, стр. 144]. Это не так. Как показывает практика преуспевающие и перспективные рынки имеют  высокие входные  барьеры,  протекции  со  стороны   государства,   непритязательных потребителей, дешевую систему поставок и самое меньшее число альтернативных отраслей, способных их заменить. Бизнес с новейшими технологиями и  высокой эффективностью  больше  всех  подвержен  атакам  конкурентов,   вероятность банкротства на таких рынках очень велика.
            Необходимо также отметить, что  для многих небольших предприятий смысл конкуренции сводится к тому, чтобы быть похожими  на  своих  более  крупных (мощных) конкурентов. Это придает им  уверенность в себе.  Но  подражать другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие  конкурентных преимуществ - верный путь к  банкротству.  Некоторые  предприятия,  обладая определенным конкурентным преимуществом, не  предпринимают  никаких  усилий для  того,  чтобы  не  потерять  их.  Наличие  конкурентного   преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую  цель и  это  не должно останавливать дальнейший поиск.
            С другой стороны, стремление  быть первыми во всех сферах  конкурентной борьбы,  а  также  погоня  за  сиюминутными  прибылями   часто   заставляет предприятия отказываться от ранее разработанной стратегии конкуренции,  что вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет  ему  сосредоточиться на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.[13, стр. 74]
            Вопрос где конкурировать, на  каком  рынке  извлекать   прибыль  всегда является одним из ключевых в маркетинговой ориентации предприятия.  Однако, как показывает практика, чрезмерная концентрация  на  нем  в  ущерб  другим важным  параметрам  стратегии  конкуренции  часто  приводит  к   негативным последствиям.  Опросы  работников   московских   предприятий,   реализующих компьютерную технику показали,  что  менеджеры  по  сбыту,  решая  проблему выбора целевого рынка часто упускают из вида как, с помощью  каких  средств возможно  достижение  успеха.  Перенос  старых,  используемых  для   других условий, приемов и методов конкуренции на новые рынки не приносит  желаемых результатов.  Вопрос:  как  конкурировать является  столь же   важным   и критическим  и,  его  игнорирование  означает  полное  отсутствие   целевой ориентации в конкурентной борьбе.
            Недостаточно внимания уделяется   и  определению  начала  и   окончания периода использования разработанной стратегии конкуренции. Общая  тенденция сокращения  жизненного  цикла  товара,   увеличение   количества   товаров, использующих технологические решения быстро сменяющие друг друга, изменение демографических характеристик  рынка,  политической  ситуации  в  стране  и другие динамические факторы осложняют  правильный  выбор  начала  внедрения новой стратегии конкуренции и периода ее использования на рынке[10, стр. 138].
            К общему недостатку процесса разработки стратегии конкуренции можно отнести его слабую персональную ориентацию. Часто стратегия ориентирована на противодействие предприятиям-конкурентам и в меньшей степени учитывает особенности управления этими предприятиями, в частности, тип поведения его руководителей. Вместе с тем, образование руководителей, их подходы к ведению бизнеса, опыт, способности и другие персональные характеристики во многом определяют возможные реакции на изменение рынка. Это означает, что стратегия конкуренция должна рассматривать в качестве объекта соперничества не только предприятие, но и. его аппарат управления со свойственным ему стилем руководства, что позволит более точно и адекватно реагировать на возможные контрмеры. Кроме того, необходимо помнить, что борьба с конкурентами ведется в конечном счете за бюджет потребителей. И поэтому смысл конкурентной борьбы заключается не столько в действиях против предприятий-соперников, сколько в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов. 

      1.2  Пять сил конкуренции по М. Портеру
      Доля  рынка, уровень прибыли фирмы определяются  тем,  насколько  эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам:
    проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
    угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
    компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
    воздействию продавцов (поставщиков);
    воздействию покупателей (клиентов).
      1. Новые конкуренты. Их появление  в отрасли  могут  предупредить  следующие входные барьеры:
    экономия на масштабе и опыте  производства  уже  обосновавшихся  в отрасли фирм помогает удерживать издержки на  таком  низком  уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
    дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность  товара  и признание его покупателями;
    потребность  в  капитале.  Очень  часто  эффективная  конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых инвестиций в российскую автомобильную отрасль;
    издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
    необходимость создания новой системы каналов распределения;
    политика государства (правительства), не  способствующая  проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов  или  отсутствие  льготных   государственных   субсидий   для новичков.
       2.  Товары-заменители.  Обострить   конкуренцию  может  появление  товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько  иным  способом. Так,  конкуренцию   производителям   сливочного   масла   могут   составить предприятия,  выпускающие  маргарин,  у  которого  есть  свои  конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.
        Препятствиями на пути товаров-субститутов  могут стать:
    проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
    рекламные атаки на потребителей. Так, производители шоколадных  конфет  и батончиков, чувствуя угрозу со стороны субститутов  -  сухих  смесей  для легких завтраков,  разворачивают  агрессивную  рекламную  кампанию  своих изделий;
    производство  новых,  привлекательных продуктов;
    улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
       3. Внутриотраслевая конкуренция   и  ее интенсивность.
        Интенсивность конкуренции может  колебаться от мирного  сосуществования  до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее  сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
    большое число конкурентов;
    однородность выпускаемых товаров;
    наличие  барьеров  снижения  издержек,  например   стабильно   высокие постоянные затраты;
    высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из  отрасли, не понеся при этом значительных убытков);
    зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация  сегодня  характерна  для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося  с  насыщением  потребностей покупателей).
        Одним из способов уменьшить  давление внутриотраслевой конкуренции является
      использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
      Один  из вариантов метода сравнительных  преимуществ  предложен российским экономистом  А.  Юдановым.  Он  разделил  все   многообразие   конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре  типа,  различающихся характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к  определенному  типу  биологического поведения и имеет соответственную аналогию.
        Коммутанты (серые мыши) -  маленькие,  гибкие,  легко  подстраивающиеся  к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары- подделки. Не привязаны прочно к определенной  области  деятельности,  легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью. Гибкость и приспособляемость  составляют  основу  конкурентной  стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя  рекламную  кампанию  в  средствах  массовой  информации,  даже  не называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается все  реже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.
        Патиенты (хитрые лисы)  - узкоспециализированные  фирмы,  хорошо  освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации  низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.
        Виоленты (слоны, львы -  в  зависимости   от  мобильности)  -гиганты,  мощь которых позволяет им осуществлять контроль  над  рынком,  вернее,  над его значительной долей.  Конкурентная  стратегия  -  низкие  издержки  за  счет экономии на масштабе  и  удовлетворение  массового  спроса  покупателей.  В российских  условиях они уязвимы   от   появления   иностранных   конкурентов. Протекционистская  политика  правительства,  защищая  отечественные  фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения  качества,  снижения  издержек российских товаропроизводителей.
        Эксплеренты (скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания)  -  фирмы, чьим конкурентным преимуществом  являются  инновации,  новые  технологии  и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для  его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно    действуют как   венчурные   (рисковые) подразделения крупных фирм  или их  дочерние организации.
       4.  Сила  воздействия  поставщиков.  Фирма  конкурирует,  то  есть   ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но  и  со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.
        Сильные поставщики могут:
    повышать цену на свои товары;
    снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
        Сила поставщиков определяется:
    наличием крупных компаний-поставщиков;
    отсутствием заменителей поставляемых товаров;
    ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются  поставки,  -  один  из  неглавных заказчиков;
    решающим  значением   поставляемых   товаров   в   ряду   необходимых экономических ресурсов;
    способностью   присоединить   фирму-покупателя   путем   вертикальной интеграции.
       5.  Сила  воздействия  покупателя.  Конкуренция  со  стороны   покупателей выражается:
    в давлении на цены в целях их снижения;
    в требованиях более высокого качества;
    в требованиях лучшего обслуживания;
    в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
             Сила покупателя зависит от:
    сплоченности и концентрированности группы потребителей;
    степени важности продукции для покупателей;
    диапазона ее применения;
    степени однородности продукции;
    уровня информированности потребителей;
    других факторов.
 
      1.3 Обеспечение конкурентности продукции
      Конкурентоспособность определяется  совокупностью  свойств  этой продукции,  входящих  в  состав  ее  качества  и  важных  для   потребителя, определяющих    затраты    потребителя    по    приобретению,    потреблению (эксплуатации)    и    утилизации    продукции. [12, стр. 89]       
      Оценка  конкурентоспособности  начинается  с  определения  цели исследования:
    если  необходимо  определить  положение  данного  товара  в   ряду аналогичных,  то  достаточно  провести  их  прямое  сравнение  по  важнейшим параметрам;
    если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара  на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация,  включающая сведения об изделиях,  которые  выйдут  на  рынок  в  перспективе,  а  также сведения об изменении действующих в стране  стандартов  и  законодательства, динамики потребительского спроса.
      Независимо  от  целей  исследования,  основой  оценки  конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое  должно  проводиться  постоянно, как до начала разработки новой  продукции,  так  и  в  ходе  ее  реализации. Задача  стоит  в  выделении  той  группы   факторов,   которые   влияют   на формирование спроса в определенном секторе
    рассматриваются  изменения  в  требованиях  постоянных  заказчиков продукции;
      анализируются направления развития аналогичных разработок;
    рассматриваются сферы возможного использования продукции;
    анализируется круг постоянных покупателей.
             Вышеизложенное подразумевает “комплексное  исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование  его  развития, связанное с длительностью осуществления  разработки  и  производства  многих видов компьютерной техники.
      На  основе изучения рынка  и  требований  покупателей  выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются  требования к  будущему  изделию,  а   далее   определяется   номенклатура   параметров, участвующих в оценке.
             При анализе должны использоваться  те же критерии, которыми  оперирует потребитель, выбирая товар.
      По  каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
      Анализ  конкурентоспособности  начинается  с  оценки  нормативных параметров. Если хотя бы  один  из  них  не  соответствует  уровню,  который предписан  действующими  нормами  и  стандартами,   то   дальнейшая   оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо  от  результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и  стандартов и законодательства не  может  рассматриваться  как  преимущество  продукции, поскольку с точки  зрения  потребителя  оно  часто  является  бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.
             Исключения могут составить случаи, когда покупатель  заинтересован  в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на  ужесточение их в будущем.
      Производится   подсчет   групповых   показателей,   которые   в количественной форме выражают  различие  между  анализируемой  продукцией  и потребностью по данной  группе  параметров,  и позволяет судить  о степени удовлетворения потребности по этой группе.
      Рассчитывается  интегральный показатель, который используется для оценки    конкурентоспособности    анализируемой    продукции    по     всем рассматриваемым группам параметров в целом.
      Результаты  оценки   конкурентоспособности   используются   для выработки вывода о ней, а также - для выбора  путей  оптимального  повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
             Однако, факт высокой конкурентоспособности   самого  изделия  является лишь необходимым условием реализации  этого  изделия  на  рынке  в  заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы  технического  обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
      В результате оценки конкурентоспособности  продукции  могут  быть приняты следующие решения:
    изменение   состава,   структуры   применяемых    материалов    (сырья,   полуфабрикатов),  комплектующих изделий или конструкции продукции; . изменение порядка проектирования продукции;
    изменение технологии изготовления продукции, методов  испытаний,  системы   контроля  качества  изготовления,  хранения,  упаковки,  транспортировки,   монтажа;
    изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен   на запасные части;
    изменение порядка реализации продукции на рынке;
    изменение структуры и размера инвестиций  в  разработку,  производство  и   сбыт продукции;
    изменение структуры и объемов кооперационных  поставок  при  производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    изменение системы стимулирования поставщиков;
    изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
      Принципы  и  методы  оценки  конкурентоспособности  могут  быть использованы для обоснования принимаемых решений при:   
    комплексном  изучении  рынка  и  выборе  направлений  коммерческой           деятельности предприятия;
    разработке   мероприятий   по   повышению   конкурентоспособности продукции;
    оценке  перспектив  продажи  конкретных  изделий  и   формировании структуры продаж;
    разработке предложений  по  развитию  производственного  потенциала предприятия;
    контроле качества продукции;
    установлении цен на продукцию;
    отборе продукции при покупке через тендеры и торги;
    аттестации продукции;
    подготовке  технических  заданий  по   созданию   новых   образцов продукции;
    решении  вопроса  о  включении  в  экспортную  программу  и  снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;
    подготовка информации для рекламы продукции;
    решении  вопроса  о  целесообразности  патентования  и  поддержания патента в действии;
    разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2. Практическая часть
     2.1 Краткая природно-экономическая  характеристика СПК  «колхоза Заря»  Богородского района
     Сельскохозяйственный  производственный кооператив «колхоз Заря» (СПК «колхоз Заря») образован на добровольной основе его членов, в соответствии с решением общего собрания от 21 августа 1992 г. в целях совместного ведения производства, извлечения прибыли, направленной на удовлетворение общественных потребностей коллектива и личных потребностей каждого его члена .Кооператив является юридическим лицом (коммерческой организацией).
     Земли, находящиеся в пользовании СПК  «колхоза Заря» находятся в северо-западной части Богородского района. Хозяйственно-административным центром является д. Ушаково, которая  расположена в 12 километрах от районного  центра – г. Богородска.
     Транспортная  связь с районным центром осуществляется по дороге с асфальтным покрытием. Расстояние до областного центра – Нижнего Новгорода – 41 км.
     Климат  является одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность хозяйства. С ним связано обеспечение почвы теплом и влагой. От температуры воздуха и количества выпавших осадков во многом зависят валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур. Среднегодовая температура является плюсовой и составляет примерно 3.1 градуса Цельсия. Среднегодовое количество осадков находится в интервале от 540 до 650 мм, оно колеблется в зависимости от сезона года.
     Данные  природно-климатические условия  позволяют выращивать такие сельскохозяйственные культуры, как озимые зерновые, яровые зерновые, картофель и др. Данное хозяйство обладает и необходимыми для выращивания этих культур земельными, трудовыми ресурсами. Так, за последние 3 года хозяйство увеличило площадь сельскохозяйственных земель на 3007 га, однако среднегодовая численность работников сократилась.  (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Размер  хозяйства и размер производства 

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Темп роста,%
Размер  хозяйства:        
Площадь сельхозугодий, га 2665 2665 5672 212,8
в т. ч. пашни 1886 1886 4797 254,3
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 55501 49688 79378 143,0
Потребленные  оборотные средства (материальные затраты), тыс. руб. 18863 18863 45548 241,5
Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, чел. 124 78 83 66,9
Размер  производства (концентрация):        
Валовая продукция (в сопоставимых ценах), тыс. руб.        
Денежная  выручка от реализации, тыс. руб. 20978 29852 38226 182,2
Произведено:        
Зерна, ц 18470 56742 75272 407,5
Картофеля, ц 4424 10617 42675 964,6
Молока, ц 17350 15569 21837 125,9
Прироста  кр. Рог. Ск., ц   1413 629 895 63,3
         
 
     В СПК «колхозе Заря» в динамике за 3 года возросла и доля пашни, площадь  которой увеличилась на 154,3 %. Увеличение площадей повлияло и на количество произведенной продукции. Так, производство зерна выросло на 307,5 %, значительно увеличилось производство картофеля –  за последние три года на 38251 ц , возросли и другие показатели.
     Сростом производства животноводческой и растениеводческой  продукции выросли и объемы ее реализации (таблица 2.2)
Таблица 2.2
Объемы  производства и продажи продукции 

Вид продукции и отрасль Объем производства продукции Продажа продукции в ценах базисного  года, тыс. руб.
2005 г. 2006 г. Отклонение, (+,-) 2005 г. 2006 г. Отклонение, (+,-)
Растениеводство            
Зерно 56742 75272 32,7 38940 19781 - 49,2
Картофель 10617 42675 302,0 9649 18836 95,2
Животноводство            
Кр.рог.ск. в живой массе 629 895 42,3 1103 613 - 44,4
Молоко  15569 21837 40,3 14230 20787 46,1
 
     В динамике за 3 года в СПК «колхозе Заря» наблюдалось увеличение реализации картофеля – на 95,2 %, из животноводческой продукции удалось увеличить объемы реализации у молока (на 46,1%). Однако реализация таких видов продукции, как зерно и крупный рогатый скот в живой массе снизилась, независимо от увеличения их производства.
     На  производство животноводческой и растениеводческой  продукции оказывает непосредственное влияние продуктивность животных и урожайность сельскохозяйственных культур, показатели которых менялись в динамике за 3 года (таблица 2.3). 

Таблица 2.3
Продуктивность основных сельскохозяйственных животных и урожайность основных сельскохозяйственных культур 

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Отклонение 2006 г. к 2004 г.(+,-), %
Среднегодовой надой молока на 1 гол., ц 36,3 33,8 47,2 30,0
Среднегодовой прирост 1 гол. Кр.рог.ск., кг 171,3 67,6 198,9 16,1
Урожайность зерновых и зернобобовых, ц/га 19,2 23,8 24,7 28,6
Урожайность картофеля, ц/га 147,4 212,3 213,4 44,8
 
     В хозяйстве выросла как продуктивность основных сельскохозяйственных животных, так и урожайность основных сельскохозяйственных культур. Так, сильнее всего увеличилась урожайность картофеля – на 44,8 %,  у зерновых урожайность выросла на 5,5 ц/га. В животноводстве среднегодовой надой молока вырос на 30,0 %, а среднегодовой прирост 1 гол кр. рог. скота – на 16,1 %. Увеличение данных показателей связано с использованием современной, более совершенной техники. 
     Основными показателями, характеризующими эффективность  деятельности СПК «колхоза Заря» являются выручка от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, прибыль, а также рентабельность, динамика изменения которых показана в таблице 2.4.  
 

Таблица 2.4
Финансовые  результаты деятельности предприятия 

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Отклонение 2006 г. к 2004 г.(+,-), %
Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб. 20978 29852 38226 82,2
Коммерческая  себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб. 21495 27038 32806 52,6
Прибыль (убыток) от продаж – всего, тыс. руб. (517) 2814 5420 948,4
в т.ч. в растениеводстве 300 1792 2065 588,3
в животноводстве 34 (845) 3437 10008,8
Рентабельность (убыточность) производства – в целом по предприятию,% (2,4) 10,4 16,5 587,5
в т.ч. в растениеводстве  7,1 15,5 17,8 150,7
в животноводстве 0,2 (5,5) 19,2 9500,0
Рентабельность (убыточность) продаж – в целом по предприятию, % (2,5) 9,4 14,2 468,0
в т.ч. в растениеводстве 6,6 13,4 15,1 128,8
в животноводстве 0,2 (5,8) 16,1 7950,0
 
     За  последние три года выручка в  СПК «колхозе Заря» изменилась с 20978 до 38226 тыс. руб., что обусловлено большей реализацией продукции. Вместе с тем выросла и коммерческая себестоимость реализованной продукции – на 52,6 %. Но несмотря на ее рост в течение 3-х последних лет предприятие продолжало получать прибыль от продаж, которая в значительной степени возросла – в 2004 г. был убыток 517 тыс. руб. , а в 2006 г. прибыль составила 5420 тыс. руб.
     В значительной мере изменилась рентабельность как производства, так и продаж (рис. 2.1, рис. 2.2)  
 

 
 

     Как показывает рис. 2.1, рентабельность производства в СПК «колхозе Заря» значительно колебалась. Так, в 2004 году наблюдалась убыточность в размере 2,4 %, но ближе к 2006 г. рентабельность начала увеличиваться и достигла в 2006 г. уровня 16,5 %.
     Также наблюдался рост рентабельности производства отдельно по отраслям растениеводства и животноводства. 

 
 

     Анализируя  рентабельность продаж в целом по предприятию (рис. 2.2), можно отметить, что хозяйство вышло из состояния  убыточности в 2004 году (- 2,5 %) и к 2006 г. рентабельность выросла на 468,0 %, что говорит об увеличении эффективности ведения хозяйственной деятельности.
     Можно отметить, что отдельно по отраслям рентабельность продаж тоже возросла: в животноводстве – на 15,9 %, а в  растениеводстве – на 8,5 %.
     Целесообразно охарактеризовать эффективность финансовой деятельности хозяйства с помощью показателей, представленных в таблице 2.5. 
 
 
 
 

Таблица 2.5
Динамика  показателей оценки финансовой деятельности 

Наименование  показателей Нормативные ограничения 2004 г. 2005 г. 2006 г. Темп роста,%
Общий показатель ликвидности ?1 0,595 0,445 0,301 50,6
Коэффициент текущей ликвидности Необходимо  ? 1, оптимально не менее ? 2 2,266 3,021 0,933 41,2
Коэффициент финансовой независимости > 0,5 0,486 0,297 0,216 44,4
Коэффициент финансовой устойчивости Оптимальное > 0,8-0,9, тревожное < 0,75 0,824 0,875 0,595 72,2
Коэффициент привлечения заемных средств < 0,5 0,514 0,703 0,786 152,9
Коэффициент менеджмента (с. 050/ с. 010 ф. №2) - 0,025 0,023 0,142 568,0
Коэффициент оборачиваемости капитала (ресурсоотдачи) - 0,602 0,429 0,321 53,3
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолжности - 5,883 5,272 2,025 34,4
Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах - 14,752 7,062 10,290 69,8
 
     Анализируя  данные, полученные в этой таблице, можно сказать о снижении эффективности финансовой деятельности предприятия. Так, общий коэффициент ликвидности и коэффициент текущей ликвидности в динамике за 3 года снизились, что говорит об уменьшении способности хозяйства выполнять свои краткосрочные обязательства. Значительно уменьшился и коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, значит предприятие станет медленнее рассчитываться по своим долгам. Произошло уменьшение коэффициента оборачиваемости средств в расчетах, что говорит о снижении скорости погашения дебиторской задолженности. 

     2.2 Оценка обеспеченности  и эффективности  использования производственного потенциала
     Трудовые  ресурсы представляют собой часть  населения страны, обладающую совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве. Они включают трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет для женщин и от 16 до 60 лет для мужчин, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве (работающие пенсионеры и школьники).
     Трудовые ресурсы представляют собой важный фактор, рациональное использование которого обеспечивает повышение уровня производства сельскохозяйственной продукции и его экономической эффективности [1, стр. 73].
     Проанализируем  обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами (таблица 2.6). В СПК «колхозе Заря» в динамике за 3 года отмечается снижение численности работников. Так, численность всех работников по сельскохозяйственному предприятию снизилась на 37,2 %; работников, занятых в сельскохозяйственном производстве – на 33,1 %. Отмечалось уменьшение численности и других работников. Возросло лишь количество скотников – на 6,7 %. 
 
 
 
 
 

Таблица 2.6
Обеспеченность  хозяйства трудовыми ресурсами 

Категории работников Годы 2006 г.  к 2004 г.(+,-), %
2004 г. 2005 г. 2006 г.
Чел. % Чел. % Чел. %
Всего работников по сельскохозяйственному  предприятию, чел. 148 100 90 100 93 100 - 37,2
Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, чел. 124 83,8 78 86,7 83 89,3 - 33,1
в т. ч. постоянные работники 94 63,5 58 64,4 61 65,6 - 35,1
из  них трактористы-машинисты 15 10,1 11 12,2 13 14,0 - 13,3
операторы машинного доения, дояры 28 18,9 13 14,4 14 15,1 - 50,0
скотники 15 10,1 15 16,7 16 17,2 6,7
Рабочие сезонные и временные - - - - - - -
Служащие 30 20,3 20 22,2 22 23,7 - 26,7
Из  них руководители 10 6,8 8 8,9 8 8,6 - 20,0
специалисты 18 12,2 10 11,1 13 14,0 - 27,8
Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях 13 8,9 10 11,1 9 8,6 - 30,8
Работники торговли 2 1,4 2 2,2 1 1,1 - 50,0
Работники, занятые в строительстве - - - - -   -
 
     Заработная  плата – один из наиболее эффективных  стимулирующих факторов [1, стр. 82]. В СПК «колхозе Заря» в динамике за три года  происходили колебания среднемесячной заработной платы. В целом, среднемесячная зарплата выросла у всех категорий работников, что можно заметить, анализируя следующую таблицу.  
 

Таблица 2.7
Динамика  среднемесячной заработной платы, руб. 

Категории работников 2004 г. 2005 г. 2006 г. Темп роста,%
Трактористы-машинисты 750 791 1243 165,7
Операторы машинного доения 943 812 1232 130,6
Скотники  кр.рог.ск. 274 548 808 294,9
Руководители 594 710 760 127,9
Специалисты 587 551 745 126,9
 
     Наиболее  сильное изменение среднемесячной заработной платы произошло у скотников крупного рогатого скота – она выросла на 194,9 %. значительно изменилась зарплата и у трактористов-машинистов – увеличилась на 65,7 %. Увеличилась она и у других категорий работников.
     Важными условиями роста экономической  эффективности аграрного производства являются улучшение использования трудовых ресурсов сельского хозяйства, повышение производительности труда. Производительность труда в сельском хозяйстве находится под влиянием многочисленных и разнообразных природных и экономических факторов. Факторы роста производительности труда – это движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень [1, стр. 81].
     Проанализируем  производительность труда в хозяйстве, основываясь на данных таблицы 2.8. 
 
 
 

Таблица 2.8
Производительность  труда на производстве основных видов  сельскохозяйственной продукции 

Вид продукции 2005 г. 2006 г.
Произведено, ц Прямые затраты труда. чел.-ч. Затраты труда на 1 ц, чел.-ч. Произведено, ц Прямые затраты  труда. чел.-ч. Затраты труда  на 1 ц, чел.-ч.
Зерно 56742 4000 0,07 75272 6000 0,08
Картофель 10617 5000 0,5 42675 3000 0,07
Прирост кр.рог.ск. 629 10000 15,9 895 14000 15,64
Молоко 15569 75000 4,8 21837 8000 3,66
 
     Анализируя  данную таблицу можно сказать о том, что затраты труда на 1 ц в СПК «колхозе Заря» за последние два года снизились. Так, при производстве картофеля они снизились в  7,1 раза; молока – в 1,3; прироста крупного рогатого скота – на 0,26 чел.-ч. Исключение составляет лишь производство зерна. Там затраты труда на 1 ц повысились, но незначительно – на 0,01 чел.-ч.
     Непременным условием процесса производства является наличие средств производства, которые состоят из средств труда и предметов труда. Выраженные в стоимостной форме, средства производства представляют собой производственные фонды, которые подразделяются на основные и оборотные  [1 , стр. 82].
     Динамическое  изменение основных средств производства представлено в таблице 2.9. 

Таблица 2.9
Анализ  обеспеченности предприятия основными  средствами производства 

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 2004 г., %
Среднегодовая стоимость основных средств - всего, тыс. руб. 55501 49688 79378 143,0
в т.ч. на 100 га сельскохозяйственных угодий (фондообеспеченность) 2082,6 1864,5 1399,5 67,2
на 1 среднегодового работника (фондовооруженность) 375,0 552,1 956,4 255,0
Среднегодовая стоимость оборотных средств на 100 руб. основных средств, руб. 53,1 39,1 56,1 105,6
Энергетические  мощности – всего, л.с. 5779 5559 5493 95,1
Отпущено  электроэнергии, тыс. кВт.ч 966 764 764 79,1
Энергообеспеченность  организации, л.с. 216,8 208,6 13,5 6,2
Энерговооруженность труда, л.с. 39,0 61,8 66,2 169,7
 
     Данная  таблица показывает, что фондовооруженноть  в СПК «колхозе Заря» в динамике за три года выросла на 155,0 % за счет увеличения  среднегодовой стоимости основных средств на 43,0 % и снижения численности работников на 33,1 %. Энергообеспеченность и фондообеспеченность снизились соответственно на 93,8 % и на 32,8 % за счет увеличения площади сельскохозяйственных угодий. Среднегодовая стоимость оборотных средств на 100 руб. основных увеличилась лишь на 5,6 %. Возросла и энерговооруженность труда – на 69,7 % за счет снижения численности работников хозяйства.
     Воспроизводство основных фондов играет исключительно  важную роль, так как именно оно  определяет количественное и качественное их состояние.
     Воспроизводство основных фондов – это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, модернизации и капитального ремонта действующих фондов [1, стр. 90].
     Для более детального анализа процесса воспроизводства основных средств  используют коэффициенты обновления, выбытия, динамика которых показана в следующей таблице.
Таблица 2.10
Выбытие и обновление основных средств 

Показатели Годы
1991 1995 2004 2005 2006
Наличие основных средств на начало года –  всего, тыс. руб.     73223 37779 61597
Поступило в отчетном году, тыс. руб.     8307 28687 39552
Выбыло  в отчетном году, тыс. руб.     43751 4869 3990
Наличие основных средств на конец года –  всего, тыс. руб.     37779 61597 97159
Коэффициент выбытия, %     59,8 20,8 6,5
Коэффициент обновления, %     22,0 46,6 40,7
 
     Как видно из таблицы, коэффициент выбытия  в динамике уменьшается (с 59,8 % в 2004 г. До 6,5 % в 2006 г.), за счет уменьшения количества выбывших основных средств. Коэффициент обновления же колеблется: к 2005 году он увеличился на 24,6 % по сравнению с 2004 г., а в 2006 г. Он уменьшился на 5,9 % по сравнению с 2005 г. , однако, все де наблюдается тенденция его увеличения.
     Более наглядно динамику изменения этих коэффициентов  можно рассмотреть на следующих рисунках.
 

 

2.3 Анализ среды функционирования организации
     Каждая  производственная система функционирует  в сильно изменяющейся среде, поэтому поведение организации в значительной степени обусловлено факторами взаимодействия и влияния среды.
     Внутренняя  среда организации является источником ее жизненной силы. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. При анализе внешней среды необходимо уделять большое значение деятельности конкурентов в различных областях.
     Анализ  среды функционирования организации  предполагает наличие соответствующих  методов и инструментов, позволяющих  выявить возможности и угрозы, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильные и слабые стороны предприятия.
     При этом могут быть использованы следующие  методы:
    Метод ключевых вопросов
    Сценарный метод
    Метод SWOT-анализа
    Метод пяти сил (модель Портера)
    Метод STEP-анализа
    Метод SPACE-анализа
    Наиболее  распространенным методом анализа  среды является метод SWOT-анализа. Формально этот анализ сопровождается заполнением четырех таблиц. Выделяются:
      Сильные стороны
      Слабые стороны
      Возможности
      Угрозы
     Производится  сбор данных, которые оформляются  в виде таблицы (Приложение 1).
     Возможности и угрозы не только влияют на положение  организации, но и указывают прежде всего на необходимость изменений.
     После составления первой таблицы необходимо установить связи между факторами. На втором этапе оставляется сама матрица SWOT-анализа внутренней среды организации. В каждом квадранте необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны учитываться при разработке стратегии развития организации.
  1 квадрант: разрабатывается стратегия  по использованию сильных сторон  организации для того, чтобы получить  отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде;
   2 квадрант: стратегия построена таким  образом, чтобы за счет использования сильных сторон организации устранить угрозы;
   3 квадрант: стратегия предполагает  за счет появившихся возможностей  попытаться преодолеть имеющиеся  в организации слабости;
   4 квадрант: стратегия, которая позволяет  избавиться от слабостей и  попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
          Необходимо рассчитать общую сумму.
     Далее составляется матрица возможностей. аналогично составляется матрица угроз, результаты анализа данных в которой сопоставляются с данными матрицы возможностей.
     Сделав  SWOT-анализ, можно сделать следующие выводы:
      Результативность деятельности, эффективность использования имеющихся ресурсов в течение трех лет может увеличится на 4,95 %.
      СПК «колхоз Заря» в недостаточной степени использует организационно-технический потенциал хозяйства и предоставляемые возможности.
      Уровень нейтрализации угроз и ликвидации слабых сторон является достаточным
      Сопоставление общих сумм по матрицам возможностей и угроз показало, что 0,495 > 0,436, следовательно руководством предприятия эффективно проводится политика по нейтрализации угроз и использовании возможностей
     Анализ  показал, что наиболее неблагоприятными факторами являются:
среди угроз – задолженность по заработной плате; среди слабых сторон – высокая себестоимость, большие издержки производства и низкая выручка. Угроза не была ликвидирована, что сказалось на общем результате. Большие издержки и низкая выручка были не полностью ликвидированы за счет снижения издержек и увеличения объемов реализации не полностью ликвидированы. Высокая себестоимость, к сожалению, не была ликвидирована.
     Очень важным показателем является рентабельность (убыточность) продаж. Проведем корреляционный анализ и оценим влияние факторов на результат. В результате проведения множественной корреляции мною было получено уравнение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.