Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Лыжная подготовка как средство развития выносливости

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  государственный университет 
ПС МЧС 

 
Кафедра психологии риска и ЧС
Дисциплина  физическая культура 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Реферат  на тему: 

  « Лыжная подготовка как средство развития выносливости» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка
4 курса  группа 0741
                                                Григорьева  Елена
  
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 2011г
 

Содержание 

Раздел 1. Анатомо-физиологические особенности  развития выносливости у лыжников-гонщиков …………………………………………………………………………………….…. 3
Раздел 2. Методы и средства развития выносливости у лыжников-гонщиков. ……….……5
Список  литературы. ………………………………………………………………………...….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Анатомо-физиологические  особенности развития выносливости   лыжников-гонщиков 
Лыжный спорт  относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества - быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация - следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными
В настоящее  время, как в общей теории спорта, так и в теории лыжного спорта конкретно сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии этого важнейшего физического качества, но ясно одно, что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы. Всё это происходит при разумном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами - юными лыжниками-гонщиками. Ведь не секрет, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития позволяет выделить наиболее характерные физиологические особенности, своеобразие процессов высшей нервной деятельности, присущих определённому возрасту, и установить, когда и как воздействовать на организм с целью выработки определённых нужных в данный период свойств и качеств.
Специальные воздействия  на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы  с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не вырабатываются вовсе.
Исходя из всего  выше сказанного, основными задачами этой главы являются: охарактеризовать общепринятое понятие «выносливость и её виды»; исследовать психофизиологические особенности физического развития подростков 13-14 лет; проанализировать особенности реакции их организма на развитие выносливости при занятиях лыжными гонками.
Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением .
Эта способность  обуславливается деятельностью  коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов - главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств. Различают общую и специальную выносливость.
Общая и (неспецифическая) выносливость - это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию.
Специальная (специфическая) выносливость - это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта.
Общая выносливость может проявляться в упражнениях  циклического и ациклического характера.
Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности:
скоростная выносливость;
силовая выносливость;
скоростно-силовая  выносливость.
Скоростная  выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по равнинной местности .
Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.
Скоростно-силовая  выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на лыжах по различному рельефу. Можно еще говорить о нервной выносливости - способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость. Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах . При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.). Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.
Для лыжных гонок  ведущими компонентами будут являться, прежде всего: возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. Практический опыт и научные исследования дают возможность представить возрастную динамику развития выносливости.
 
Исследования  многих учёных показывают, что детский  и юношеский организмы обладают меньшей работоспособностью, чем взрослый. По-видимому, это происходит в результате незаконченного возрастного развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельности не достигла расцвета. Условия для максимального развития выносливости, создаются только в зрелом возрасте, когда закончено возрастное формирование организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте организм ещё недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она производится с повышенной интенсивностью. Это связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такая работа является значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов, её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к длительным напряжениям. Всё это не исключает возможности и необходимости развития выносливости путём правильного подбора средств и методов. Серьёзная специальная работа по развитию выносливости должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и подростковом периоде, как и в юношеском можно начинать эту работу, но её объем в общем объеме применяемых средств невелик.
 
Раздел  2. Методы и средства развития выносливости лыжников-гонщиков.
Для того, чтобы  стать профессиональным лыжником-гонщиком необходимо прежде всего овладеть техникой и тактикой прохождения трасс  гонок, а также систематически тренироваться. Благодаря регулярным тренировкам совершенствуются физические и волевые качества и в первую очередь - выносливость и настойчивость, улучшаются функциональные возможности организма.
Правильное решение  проблемы воспитания выносливости в  возрастном аспекте непосредственно  связано с рациональным подбором средств и методов тренировки, а также с нормированием тренировочных нагрузок. Учитывая всё это перед нами стоит задача - изучить развитие выносливости у лыжников-гонщиков  путём исследования средств и методов пригодных для развития этого физического качества у спортсменов данной возрастной категории, а также определить уровень нормы тренировочных нагрузок для начинающих спортсменов. Достижение высоких спортивных результатов наряду с сохранением здоровья возможно только в том случае, если организм развивается всесторонне.
Под всесторонней подготовкой следует понимать применение различных физических упражнений, направленных на развитие силы, скорости движений, выносливости, ловкости и так далее. Однако следует  помнить, что в изолированном виде ни выносливости, ни силы, ни скорости, ни каких либо других качеств не существует.
Любое физическое упражнение в различной степени  сочетает в себе все эти качества, находящиеся в непрерывной связи  и взаимодействии. Спортивная тренировка, в свою очередь, рассматривается как многолетний процесс, направленный на усовершенствования функций и систем организма занимающихся, на формирование у них определённых двигательных навыков и развития их физических качеств для достижения высоких спортивных результатов.
При построении учебно-тренировочного процесса необходимо исходить из того, что подготовка юных лыжников-гонщиков представляет собой непрерывный многолетний процесс, основанный на закономерностях развития организма и особенностях лыжного спорта.
В центре внимания при планировании тренировки для этой возрастной категории должно стоять развитие общей выносливости. Основная тренировка, направленная на повышение уровня выносливости организма, осуществляется именно на этапе подросткового и юношеского возрастов и заканчивается перед переходом в группу юниоров.
Существуют три  основных направления в системе  воспитания выносливости у подростков:
Раннее использование  средств и методов преимущественного  развития общей выносливости с последующим  переходом на средства развития специальной выносливости;
Применение во всё возрастающих объёмах повторных  относительно непродолжительных нагрузок повышающейся интенсивности;
Комплексное, поэтапное  развитие качеств путём применения в начале преимущественно скоростных и кратковременных скоростно-силовых упражнений, а затем упражнений, развивающих общую и специальную выносливость.
Значение систематической  тренировки, направленной на развитие общей выносливости, определяется её влиянием, повышающим потенциальные  возможности, заключённые в юном организме. Этому, в частности, способствует функциональная перестройка гемодинамики и других функциональных систем: она обеспечивает в состоянии мышечного покоя экономичность функций, которые создают богатые резервы, используемые организмом при предъявлении к нему повышенных запросов. Именно в процессе многолетней подготовки спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, для которых характерно преимущественно проявление выносливости, первые годы должны быть посвящены воспитанию общей выносливости, и что на этой основе в последующие годы может быть осуществлено воспитание специальной выносливости.
Развитие специальных  физических качеств у лыжников-гонщиков достигается путём применения определённых методов тренировки: равномерного переменного, повторного, интервального, участия в контрольных и официальных соревнованиях (Рис. 4).
Равномерный (или  дистанционный) метод характеризуется выполнением работы при частоте сердечных сокращений в пределах 150?10 уд/мин. Повышение частоты пульса до 160 уд/мин допускается только на выходах из подъёмов. На спусках сердцебиение уменьшается до 120-130 уд/мин. Продолжительность работы возрастает от 30-40 минут в мае до 1,5-2 часов в августе - сентябре.
Этот метод  тренировки заключается в том, что  выполняются передвижения без изменения интенсивности. Поскольку в условиях пересечённой местности нагрузка редко бывает одинаковой, то под равномерностью понимаем одинаковую интенсивность на протяжении всего времени занятия.
Переменный  метод. Выполнение циклической нагрузки происходит при частоте пульса 160?10 уд/мин с небольшими интервалами отдыха. Так, например, после 12-15 - минутного бега на 2-3 мин понизить скорость и выполнить работу в режиме равномерного метода - 150?10 уд/мин. При переменном методе количество работы с предельно допустимой частотой сердечных сокращений (170 уд/мин) не должно быть больше 15% и с минимальным пульсом (150 уд/мин) - не больше 20% общего объема нагрузки.
Этот метод  тренировки заключается в изменении  интенсивности на отдельных отрезках дистанции в пределах от 50 до 100% от соревновательной скорости. снижение и повышение интенсивности на дистанции происходит постепенно и не имеет строгого регламента. Цель этого метода - научить лыжника проходить всю дистанцию на соревновательной скорости.
Повторный метод тренировки заключается в многократном прохождении отрезков дистанции с предельной или превышающей соревновательную скорость, с интервалами отдыха, достаточными для относительного восстановления.
 
    Методы      
               
Методы  непрерывного управления тренировкой   Методы прерываемого управления тренировкой          
               
    Контрольный (соревновательный)          
               
Равномерный   Переменный   Повторный   Интервальный  
               
               
Длительность - Т1 -
упражнения
Скорость - V -
упражнения
    Количество - IV -
повторов упражнения
Длительность - Т2 -
интервала отдыха
Характер отдыха  
               
Рис. 4 Методы тренировки в  циклических видах  лыжного спорта
Интервальный  метод характеризуется выполнением непрерывной работы с четко выраженными интервалами отдыха, при частоте пульса 170?10 уд/мин. Также как и в предыдущих методах, продолжительность работы при пульсе 180 уд/мин (главным образом в конце подъёма) не должна превышать 10% общего объема работы и при частоте пульса 140-150 уд/мин - 20% (что регистрируется в конце спуска).
Время работы при  пульсе 170?10 уд/мин в первых тренировках - не больше 90 сек, затем каждую неделю повышается на 30 сек. Интервалы отдыха в этом методе выражены более чётко. Снижение частоты пульса до 120-130 уд/мин является сигналом к началу нового повторения.
Темповый  метод используется при воспитании специальной выносливости и характеризуется выполнением нагрузки с соревновательной скоростью при частоте сердечных сокращений 180?10 уд/мин. Продолжительность работы - от 60 сек до 15-20 мин. К темповому методу лыжники прибегают в конце августа - начале сентября.
Окончательной шлифовке техники спортсмена, подведению его к наивысшей спортивной форме  способствует соревновательный метод. Спортсмены прибегают к нему уже в середине ноября. Особо следует ещё упомянуть и о контрольном методе тренировки. Он заключается в заранее намеченном испытании с целью определения уровня подготовленности спортсменов. Данный метод применяется периодически в течении годичного цикла тренировки (в конце каждого этапа подготовительного периода) проводится контроль за общей физической и специальной физической подготовкой. В конце подготовительного периода контрольная тренировка служит для отбора лыжников в соответствующие команды. Контрольные тренировки позволяют более оперативно управлять тренировочным процессом. Для проверки выносливости можно пробежать на время дистанцию 1 км. - девочкам и 2 км. - мальчикам.
Данные методы находят своё применение в системе  круглогодичной подготовки спортсменов.
Методы  воспитания общей  физической подготовленности (силы, гибкости, ловкости, равновесия). В теории лыжного спорта до сих пор не выделено отдельных методов воспитания физических качеств, которые не являются ведущими, но влияют на формирование специальной выносливости.
Среди методов  воспитания общей физической подготовленности выделяют:
круговая тренировка;
игровая тренировка;
разностороння или общеразвивающая.
Круговая  тренировка направлена главным образом на воспитание силы, силовой выносливости, гибкости и т.п.
Характеристика  метода. Например, подбираются 8-10 упражнений, воздействующих на многие группы мышц и способствующие развитию различных качеств. Продолжительность выполнения упражнений от 20 сек до 2 мин.
Упражнения подбираются  в зависимости от наличия спортивного оборудования, места, где проходит тренировка и индивидуальных особенностей группы. Подобрав упражнения, нужно определить количество повторений каждого из них. Для этого упражнения выполняют до отказа и 50% от этого числа будет тем количеством, которое спортсмену нужно сделать за 1 подход. Если позволяет место занятий, упражнения можно выполнять всем сразу, встав в круг; если нет - каждый лыжник занимает место уже выполнившего упражнения. Через 30 сек, 1 или 2 мин даётся свисток тренера или другой сигнал для перехода на следующий снаряд или место. Так упражнения выполняются до 15-17 мин, после чего даётся отдых до 3-5 мин и затем упражнения повторяются по кругу. Количество повторений до 3-4 серий за одну тренировку.
В зависимости  от задач занятия круговые тренировки можно планировать как с большой нагрузкой, в высоком темпе и с большим количеством повторений, так и с малой нагрузкой, в оптимальном темпе и с малым количеством повторений.
Игровые тренировки применяются для воспитания двигательной координации. Объём игровых тренировок на том или ином этапе подготовки определяется в основном задачами этапа.
Разносторонняя, или общеразвивающая  тренировка направлена на воспитание отдельного качества посредством одного какого-либо упражнения. Выбирая метод дальнейшего развития физических качеств, необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки; продолжительность выполнения физической нагрузки; продолжительность отдыха между нагрузками; характер выполнения упражнений; число повторений упражнений; состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.
Эффективными  методами воспитания у подростков общей  выносливости являются:
равномерный метод  тренировки;
различные варианты переменного метода;
игры;
круговая тренировка.
При планировании подготовки лыжников-гонщиков обычно используются все основные методы подготовки, однако их выбор определяется основными  задачами занятия (цикла) с учётом возраста и уровня подготовленности лыжников. В подготовке юных лыжников в основном применяются перечисленные общепринятые методы, но в связи с уровнем физической подготовленности и возрастными особенностями на начальных этапах не применяются методы оказывающие «жестокое» воздействие на организм (например, интервальный метод).
При установлении нагрузки в каждом занятии, на каждом этапе и периоде подготовки следует  исходить из поставленных задач, а также  направленности нагрузки с учётом принципов  постепенности, систематичности, последовательности, повторности, непрерывности и др.
Построение цикличности  обычно начинают с больших циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки в лыжных гонках основывается на общих закономерностях  развития тренированности и становления  спортивной формы.
В связи с  сезонностью занятий лыжными гонками периодизация связана с временами года, календарём соревнований.
В лыжных гонках принято следующее построение основного  варианта периодизации - год составляет один большой цикл и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный .
Подготовительный  период
Подготовительный  период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого  периода закладывается  основа будущих достижений в соревновательном периоде. «Фундаментом»  успехов в соревнованиях является большой объём нагрузки, приходящийся на развитие физических качеств, повышения функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Всё это выполняется в подготовительный период. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа.
1-й  этап - весенне-летний (в  соответствии с  задачами тренировки  его ещё называют  общеподготовительным). Его периодизация - май - июль. Важнейшая  задача подготовки  в это время  - постепенное повышение  уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники. Как мы видим, в начале первого этапа подготовительного периода работа в основном нацелена на развитие общей выносливости.
 
      Годичный цикл        
                 
      Периоды годичного  цикла          
                 
Подготовительный         Соревновательный      
                 
      Этапы периодов          
                 
Общей подготовки Предварительной специальной подготовки Специальной подготовки Основной специальной  подготовки          
                 
          Предварительный соревновательный   Основной соревновательный  
                 
      Месячный цикл          
                 
      Недельный микроцикл          
                 
1-й день 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й    
                 
Рис. 5 Периодизация годичного  макроцикла цикла  подготовки лыжников-гонщиков.
Однако, уже в  первом мезоцикле годичного цикла  широко используются упражнения, направленные на совершенствование отдельных  компонентов специальной выносливости и до середины первого этапа они занимают больше 50% от общего объёма работы, которая способствует развитию выносливости (Рис. 6).
Следует отметить, что общая выносливость в основном воспитывается равномерным методом, специальная - переменным, интервальным и соревновательным методами.
С приближением конца первого этапа подготовительного  периода объём работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется  работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а также составных специальной выносливости.
2-й этап - этап  предварительной специальной подготовки. Начинается с августа и до  начала тренировок на лыжах  (до выпадения снега). Основная  задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время.
Общий объём  тренировочной нагрузки на этом этапе  продолжает постепенно повышаться, растёт и интенсивность выполнения циклических  упражнений.
Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстаёт  от кривой роста. Это принципиальная схема изменения объёма и интенсивности, но в отдельные микроциклы объём, а вслед за ним и интенсивность  могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. При изменении состава средств в сторону резкого увеличения объёма специально-подготовительных упражнений, рядом с упражнениями аналитического характера, широко используются средства интегрального действия, что способствует целостному развитию специальной выносливости.
Схематическое соотношение упражнений разностороннего  характера, направленных на развитие выносливости в тренировочном макроцикле приведено  на рисунке 7.
Рис. 6 Соотношение в тренировочном макроцикле объёма работы, направленной на развитие видов выносливости.
развитие общей  выносливости;
усовершенствование  отдельных элементов специальной  выносливости;
целостное развитие специальной выносливости.
Рис. 7 Соотношение в тренировочном макроцикле упражнений
разного характера.
общеподготовительные;
вспомогательные;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.