Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория и практика малого бизнеса и его особенности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА 

     Кафедра: «Кафедра экономики»
     Дисциплина: «Экономическая теория» 
 

     Курсовая  работа
     на  тему:
     «Теория и практика малого бизнеса и его  особенности в  России» 
 

                                                       Выполнил: студент
                                                  Группы 2МТ61З
                                              Миронов В. Б. 

                                       Проверил:
           ___________________                        
                                                                                                         Ф.И.О. преподавателя
     ______________________
                                                                                                      Учёная  степень, звание 
 
 
 
 

     Волгоград 2007 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  ……..…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В  РОССИИ…………………………………………………..5
1.1 Общая  характеристика малого бизнеса  в России: особенности, значение и субъекты……………………………………………………………………………...5
1.2. Классификация  видов малого бизнеса……………………………………….10
Выводы  по 1 главе …………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ  И  ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………17
2.1. Практика  создания новых форм малого  бизнеса в России и Волгоградской  области……………………………………………………………………………....17
2.2. Перспективы  развития малого бизнеса в  России и Волгоградской области………………………………………………………………………………22
Выводы  по 2 главе………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....…..31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..…….……………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ
      Малый бизнес – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями условиях1.
      Актуальность  исследования
      Малый бизнес в  России  поставлен  в  трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые  заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за  рамками  законодательства,  либо ведут к разорению и банкротству. Эксперты за последние годы отмечают  торможение процесса развития малого бизнеса (его стагнацию).
      К главным проблемам  малого  бизнеса в России относятся:
      во-первых, трудности нормативно-правового характера, т.е.     непродуманность государственной политики  в  отношении  малых  предприятий,  неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки  малых фирм, воздвигнутые  административные  барьеры  и  т.д., 
      во-вторых,  проблема финансово-кредитного обеспечения.
      В настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития  российской  экономики,  а критика государственной  власти  в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается,  само государство  все  еще  не  уделяет  в  достаточной  степени  внимания   этой проблеме. Большинство   владельцев   малых предприятий оценивают  государственную поддержку мелкому производству  на современном   этапе   как   декларативную,   не    обеспеченную реальными обязательствами. Если на  местном и региональном  уровне  еще можно дать позитивную  оценку  действий   государства,   то   на   федеральном   уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.
      Степень изученности темы
      Разработке  проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных  и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики в поддержке малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого бизнеса  и т.д.
      Цель  курсовой работы:
      проанализировать  основные аспекты развития малого бизнеса  в России и в Волгоградской области.
      Задачи  курсовой работы:
    на основе анализа учебной и периодической литературы выделить особенности, значение и субъекты малого бизнеса в России;
    дать характеристику основным видам малого бизнеса;
    рассмотреть новые перспективные формы организации малого бизнеса в России и в Волгоградской области;
    на основе анализа материалов периодической печати и материала Интернет-сайтов, изучить проблемы развития малого бизнеса в России и в Волгоградской области, выделить перспективы развития малого бизнеса в России;
    дать заключительную оценку по данной теме, выделив преимущества и недостатки малого бизнеса.
      Статистические  данные в виде таблиц занесены в  Приложение курсовой работы.  
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 

      1.1 Общая характеристика малого  бизнеса в России: особенности, значение и субъекты
      Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России являются разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо коллективным, либо единоличным хозяином средств производства и производимой им продукции2.
      В настоящее время в экономике  России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
      Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.3
      С другой стороны, в последнее время  наблюдается рост малого предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Это характерно особенно для наукоемких производств, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.
      Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
      В статье 4  Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации»  перечислены субъекты малого бизнеса4:
      К субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
      1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
      2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: 
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; 
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; 
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

      К особенностям малого бизнеса в России можно отнести  следующее5:
    В нашей стране малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, - производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, деревообрабатывающей, лесной, и целлюлозо-бумажной отраслей промышленности.
    Диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий. Многопрофильность их деятельности обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.
    Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного бизнеса. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. В России малым бизнесом в основном занимаются физические лица.
    Вследствие недостаточной государственной поддержки малого бизнеса и слабой законодательной базы в течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к стратегии ухода в теневую деятельность.
    Еще одной особенностью малого бизнеса в России является его ориентация на внутренний рынок. На нем малыми предприятиями совершается 72% от общего объема закупок и сбывается более 80% произведенных товаров и услуг. Таким образом, малый бизнес, который в основном концентрируется в строительстве и сфере услуг, производит большую часть неэкспортируемых товаров в экономике страны.
    Наблюдается явный перекос в сторону торгово-закупочных и посреднических операций.
    Определенная часть предпринимательской активности не нацелена на длительную перспективу, а служит исключительно временным средством накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности.
    Из организационных форм предпринимательской деятельности в современной России самой популярной и действенной оказалась акционерная форма.
      Особо отметим, что в настоящее время  в нашей стране вводится чрезвычайно  льготное налогообложение малых предприятий, им уменьшены взносы во внебюджетные фонды, социальные отчисления в целом. Малым предприятиям разрешается списывать в амортизационный фонд весь основной капитал за два года независимо от технически обоснованного срока его эксплуатации, им облегчен доступ к дешевым источникам финансирования. Если обещанные льготы будут предоставлены, то для крупного предпринимательства малый бизнес станет таким же выгодным, как хозяйственная деятельность с привлечением оффшорных компаний. Мотивами к созданию новых малых и средних компаний могут стать исключительно соображения минимизации налогов замаскированной материнской компании.
      Для пользования льготами не нужно действительно  вкладывать капитал, нанимать персонал и искать рынки сбыта. Достаточно разукрупнить существующую компанию, юридически выделив из нее наиболее прибыльные подразделения и зарегистрировав их как малые и средние предприятия. В результате прибыль будет разделена между новыми фирмами и полностью или частично (в зависимости от схемы разукрупнения) выведена из-под налогообложения. Малое предприятие воспользуется ускоренной амортизацией основного капитала, что крупному предприятию запрещено.
      Подводя итог сказанному в этом параграфе, необходимо отметить, что развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
      К сожалению, производственное предпринимательство  в составе малого бизнеса в России пока не преобладает. Распределение малых предприятий по отраслям экономики по состоянию на 1 июля 2006 г. приведено в табл. 1 см. Приложение.6
      За  последние годы, однако, число малых  предприятий и количество работающих в них растет незначительно, а по отдельным отраслям остается почти неизменным.
      Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. 

      1.2. Классификация видов малого бизнеса
      Малый бизнес - сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику. В настоящей курсовой работе мы предпринимаем попытку классификации видов малого предпринимательства с точки зрения условий, мотивации и перспектив его деятельности7.
      Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице (лицах). Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это - классическое малое предпринимательство, из которого по мере углубления разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы.8
      Сферы деятельности традиционного малого бизнеса - мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение.
      Это - первый вид малых предприятий, необходимое звено в первоначальном накоплении капитала и распространении рыночных отношений. Именно подобные малые предприятия стали экономическим фундаментом мелкой и средней буржуазии - массовой опоры капитализма, буржуазной демократии и местного самоуправления. Данный вид предпринимательства широко распространен и в настоящее время. В развивающихся и развитых странах оно представляет собой чрезвычайно важный элемент хозяйственной жизни провинции. В небольшом германском или испанском городке, как правило, есть пекарня, фирма, выпускающая мясные продукты (от разделанного сырого мяса до ветчин и колбас по местным рецептам), гостиница с рестораном, хозяин гаража на 4 такси. Все они являются действительно самостоятельными предприятиями, способными контролировать местный рынок и конкурировать с крупными производителями из других городов. Гарантией существования такого типа малых предприятий выступают местные природные условия (местные виды сельскохозяйственной продукции, природных материалов), предпочтения потребителей, традиционная специализация.
      Перспективы развития предприятий этого вида зависят от роста покупательной способности местного населения, развития туризма, оно сдерживается налоговым бременем, возлагаемым на них государством. По мере изменений в структуре потребностей населения региона меняется и структура местного малого бизнеса9. Отличительные черты этой группы малых и средних предприятий: накопленный семейный капитал в основе дела, зависимость в первую очередь от местных рынков, отсутствие склонности к перемещению капитала в другие виды деятельности или регионы.
      Эта группа малых предприятий была полностью  уничтожена в России в ходе социалистических преобразований и заменена местной промышленностью и потребительской кооперацией (естественно, замена была неадекватной). Возрождение местного самостоятельного предпринимательства идет медленно и с трудом не только из-за нехватки капитала и невысокого платежеспособного спроса в российской глубинке, но и из-за неприятия феномена предпринимательства общественным сознанием, по инерции склонным к традиционным и социалистическим идеям уравнительности в распределении.
      Другой проблемой местного (традиционного) малого предпринимательства является нарушение преемственности поколений. Лучшим хозяином пекарни будет наследственный пекарь; далеко не каждый бывший работник камвольного комбината даже при наличии денег и диплома об образовании может организовать небольшую фабрику по производству настоящих вятских валенок, отличающихся от пермских или алтайских. Подобная преемственность (не только профессиональная, но и потомственная предпринимательская) в большей степени сохранилась в бывших социалистических странах Восточной Европы и Балтии. Остается надеяться, что названные выше трудности будут со временем преодолены и в России.
      Второй, самый массовый вид малого бизнеса - это поставщики комплектующих и услуг для крупных предприятий. Известно, что у крупнейших электротехнических, электронных, автомобильных монополий есть сотни тысяч поставщиков, в том числе малых и средних фирм, и, кроме того, миллионы малых компаний в мире осуществляют обслуживание и ремонт их изделий. Этот вид малого предпринимательства необходим для нормального функционирования экономики; по мере роста производства, разделения труда и развития научно-технического прогресса его масштабы будут увеличиваться.10
      Однако  назвать такие предприятия экономически полностью самостоятельными нельзя. Их сбыт целиком зависит от закупок крупных заказчиков или обслуживания фирменных изделий. Зачастую узкоспециализированную продукцию можно продать только одному конкретному покупателю-монополисту. От единственного поставщика или покупателя зависят сбыт или получение оптовых партий товаров (например, запчастей), технические консультации, часто кредитование малого предприятия. Его оборудование получено в лизинг или куплено в долг, кадры проходят обучение у "большого брата". Банкротство главного партнера равнозначно кризису и мучительной перестройке для зависящего от него малого предприятия, а, возможно, и разорению последнего.
      Развитию  данного вида предпринимательства  способствуют новые формы торговли, в частности, франчайзинг. В России у таких предприятий огромные перспективы, так как для повышения эффективности отечественной экономики более глубокое разделение труда и развитие сервисных услуг совершенно необходимы11.
      Характерные черты второго, самого многочисленного вида малых предприятий: недостаточный собственный капитал, сильная зависимость от главного партнера, от его ценовой, кредитной, научно-технической политики, вообще от его судьбы. Этим обусловлены неустойчивость таких предприятий, их болезненная реакция в первую очередь не на состояние рынка вообще, а на положение и хозяйственную политику главного партнера. Предприятия этого вида легче, чем действительно независимые, меняют сферу и место своей деятельности.
      Третий  вид рассматриваемых предприятий - относительно небольшая и практически не существующая в нашей стране группа малых и средних акционерных и паевых обществ, по сути являющихся формой производственной кооперации. Например, фирмы охвачены разными формами кооперации. Не желая уступать часть прибыли предприятиям пищевой промышленности, оптовым поставщикам, фермеры создают на долевой основе молокоперерабатывающие, сыроваренные, винные, консервные заводы, холодильники, лесопилки, компании для закупки машин и удобрений. Кооперация проникает в самые разные сферы экономики: существуют кооперативные строительные компании, объединения, закупающие и сдающие в аренду дорогостоящую технику. Объединение нескольких адвокатов или врачей разной специализации также выступает как малая или средняя кооперативная компания.
      Малые кооперативные компании поддерживают конкуренцию в стране, стабилизируют цены, увеличивают занятость и налоговую базу, в том числе и местных бюджетов, способствуют развитию местной экономики и народного хозяйства в целом. Характерные черты малых кооперативных предприятий: финансовая устойчивость, ориентация на местный рынок и поставщиков. И то, и другое гарантировано, так как поставщики, а часто и покупатели являются совладельцами этих предприятий. Увеличения доли кооперативных предприятий в малом и среднем бизнесе ожидать не приходится: в развитых странах он заполнил свою нишу.
      В условиях переходного периода от плановой к рыночной экономике возник и получил широкое распространение специфический вид малого бизнеса. Одной из форм легализованного перераспределения национального дохода, произведенного в государственном секторе экономики в пользу частных лиц, имевших непосредственное отношение к управлению государственными объектами, было создание малых предприятий (чаще всего они назывались кооперативами), которые практически ничего не производили. В условиях товарного дефицита они покупали на государственных предприятиях товары по заводским (трансфертным) ценам и, в лучшем случае упаковав и приклеив свою этикетку, продавали их по рыночным ценам. Большинство заводов-производителей пользующихся спросом товаров - от сырья до готовых изделий были буквально облеплены малыми компаниями-реализаторами. Многие сегодняшние российские миллиардеры сделали на этом свой стартовый капитал.
      Такое псевдопредпринимательство продолжилось и после приватизации. Директора предприятий создавали свои дочерние малые предприятия, через которые выводили прибыль, а иногда и часть капитала на счета подставных фирм. Эта удивительная с точки зрения классической рыночной экономики форма воровства у себя самого объяснялась спецификой приватизации в России. Она была проведена, по существу, безвозмездно: новые собственники и управляющие рассматривали легко доставшийся им бывший государственный объект не как поле долгосрочной хозяйственной деятельности, а как возможность быстрого личного обогащения. Малые предприятия, специально созданные для торговли с крупными комбинатами по трансфертным ценам, с согласия и при участии руководства этих комбинатов были одним из инструментов грабежа. После этого крупные предприятия часто оказывались на грани банкротства.12
      Пятый и последний вид малых предприятий  распространен в странах, где малый бизнес пользуется значительными льготами со стороны государства. Он может в ближайшее время широко распространиться и в России. Так же, как и предыдущий вид малого бизнеса, он является псевдопредпринимательством, его цель - не расширенное воспроизводство капитала, а исключительно экономия на налогах.
      Основными организационно-правовыми формами  субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества:
    полные товарищества,
    товарищества на вере (коммандитные),
    общества с ограниченной ответственностью,
    открытые и закрытые акционерные общества.
      Итогом  изложения материала в данном параграфе является концентрация внимания на проблеме существования в России четвертого и пятого вида малого бизнеса. Экономический смысл паразитической деятельности этих малых фирм - перевод прибылей с крупного государственного или приватизированного предприятия на счета заинтересованных лиц или подставных компаний. Успех подобных малых предприятий мало зависит от состояния рынка и рентабельности крупного предприятия-жертвы. Малые посреднические фирмы такого вида порождены интересами и возможностями собственников, криминальных кругов, преследующих краткосрочные цели личного обогащения. Остается надеяться, что по мере укрепления правовой базы экономики такое предпринимательство исчезнет из российской действительности. 
 
 
 
 
 
 

      Выводы  по 1 главе
      При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
- формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных  отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества;
- расширение  ассортимента и повышение качества  товаров, работ, услуг;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие  структурной перестройке экономики.  Малое предпринимательство - придает  экономике гибкость, мобильность,  маневренность;
- привлечение  личных средств населения на  развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
- создание  дополнительных рабочих мест, сокращение  уровня безработицы;
- способствование  более эффективному использованию  творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.