На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образ Богородицы в русской иконописи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра культурологии
 и  социальной коммуникации 
 
 
 
 
 
 
 

PEФEPAT 

по курсу  «Культурология» 

на тему: «Образ Богородицы в русской иконописи» 
 
 
 
 

Выполнил:
 студентка 
группы  З-11102 ИДО Сазонова Ирина
Домашний  адрес:
г. Томск, пр. Мира, 41а, кв.63.
Проверил  Преподаватель 
___________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2011 
 
 

Оглавление 
 

1) Введение_________________________________________________3стр.
2) Основная часть:
    - Образ Богородицы в русской иконописи_____________________4 стр.                                
    - Основные  типы изображения Богородицы  в русской иконографии________________________________________________7стр.
   - Рождество и земная жизнь Богородицы______________________8 стр.
    - Чудеса, совершенные иконами Богоматери__________________10 стр.
3) Заключение______________________________________________14 стр.
4) Список используемой литературы___________________________15 стр.
5) Приложения_____________________________________________16 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Русская православная икона — одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого  духа. Сейчас трудно найти в Европе такой храм (католический и протестантский), где бы не было православной иконы  — хотя бы прекрасной репродукции на доске из хорошего, тщательно обработанного дерева, помещенной на самом видном месте. 

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин также берет с собой по обычаю небольшой походный иконостас или складень. Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в ее судьбе. Сама Россия, восприняв некогда крещение от греков, вошла в великую традицию восточно-христианского мира, который по праву гордится богатством и разнообразием иконописных школ Византии, Балкан, Христианского Востока. И в этот великолепный венец Русь вплела свою золотую нить. 

Икона как духовный феномен все сильнее  привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку. 

Обращая взор свой на историю России, сразу  же видишь русскую икону. Исторически  уже сложилось так, что Россия и икона - неотделимы. Пример тому - творения Андрея Рублева. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образ Богородицы в русской  Иконописи. 
 

Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии. 

Сколько молитв было вознесено на этой земле  Пресвятой Деве, сколько икон посвящено  Ей. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Божьей Матери, которая сопровождала Россию на всех этапах ее истории. Она была привезена на Русь в начале XII века из Константинополя в дар от патриарха Луки Хризоверга. Этот дар символизировал глубокое преемство двух культур — византийской и русской и теснейшую духовную связь двух миров — греческого и славянского. Из Киева икону перенес в новую столицу — Владимир — князь Андрей Боголюбский. С возвышением Москвы в конце XIV века святыня перемещается в новый духовный и политический центр. Московский Успенский собор с тех пор называют Домом Богородицы, но за самой иконой закрепляется наименование «Владимирской». Торжественная встреча иконы описана в летописях, в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со святыней, получила название Сретенка.  

Икона Пресвятой Богородицы обладает великой  благодатной силой, которая очищает  души смотрящих на нее. Ни один дом  православного человека не может  обойтись без иконы Божьей Матери, Заступницы Небесной рода человеческого. Через икону Божьей Матери верующему человеку ниспосылается Господом животворящая благодать, исцеляющая от телесных и душевных недугов. Икона Матерь Божья защищает от недоброжелателей и привносит в душу мир и спокойствие. 

Богородица - один из самых лирических образов русской иконописи. Если Христос - Судья, то Богоматерь - Заступница, как, к примеру, на тверской иконе XV в. "Богоматерь". Архиепископ Анатолий (Мартыновский) писал: "Благоговея пред непостижимою тайною воплощения Спасителя, коего орудием соделалась Пресвятая, вся Вселенская церковь исповедует Ее Пренепорочною Материею, без всякого сравнения честнейшею Херувимов и славнейшею Серафимов, Царицею неба и земли, высшею небес, светлейшею лучей солнечных, Ходатайцею и Споручницей нашего спасения пред Престолом Сына Своего и Бога"
Вслушайтесь в наши церковные песнопения, богатством и звучностью которых мы справедливо  можем гордиться перед всем христианским миром. Их высокая поэзия нигде не выражается с таким блеском и  с такой силою, как в молитвенно-хвалебных гимнах Богоматери. Вся тоска страдающего человечества, все умиление перед миром божественным, свободно и любовно истекают на Богоматерь: 

Мать моя - Матушка  Мария,
Пречистая Дева. Пресвятая,
Свет Мати Мария,
Пресвятая Богородица,
Солнце красное,
Пречистая голубица,
Мати Божжа, Богородица… 

Вознесенная в мир божественный, до неразличимости с Богом небесным, Она, с другой стороны, остается навечно связанной с человечеством, остается страдающей материю и заступницей. Именно таков образ Марии на тверской иконе XV в. "Богоматери Умиление", ему вторят слова русских духовных стихов: 

Скорая помощница,
Теплая заступница,
Заступи, спаси  и помилуй… 

     В ее образе - не юном и не старом, словно безвременном, точно так, как изображается на иконе, народ чтит небесную красоту:
     
     Не плачь, не плачь своей  красы, 
     Не слези своих ясных очей…  

     Многообразие вариантов рассмотрения  образа Богородицы вызывало к  жизни многочисленность иконографических  типов. Иконопись дозволяет себе  разнообразие именно при изображении таинственного лика Пресвятой Девы. В житии евангелиста Луки говорится, что еще при жизни Богоматери он, удовлетворяя благочестивому желанию христиан, изобразил трижды лик Девы Марии. По традиции, вся иконография отталкивается от древних типов, но на Руси были введены свои отличительные детали, например, одежды Богоматери украшены восьмиконечными звездами. Восьмиконечная звезда, или славянская, являлась символом Руси, одновременно являлась и символом Богоматери, таким образом, Русь и Пресвятая Дева становились едины. Появляются свои иконографические типы: Смоленская Богоматерь, Новгородская Богоматерь, Курская Богоматерь, др. Появляются свои чудотворные иконы Божией Матери: Тихвинская, Боголюбская, др.  

Трудно  перечислить все наименования образа Той, в Которой, по мнению русского человека, все обретает нежнейшую, попечительнейшую Матерь, заступницу и просительницу. Это те изображения, на которые переводятся все восторги благочестивого чувства, так красноречиво выражающиеся в наших церковных песнях. Каждое их них есть не что иное, как воплощенное в чертах и красках приветствие любви, преданности, молитвы. Нельзя не заметить, что все они отличаются характером нежного, растроганного чувства, ищущего потопить свои земные скорби и печали в лучах небесного идеала, представляемого благодатным ликом Святой Пренепорочной Девы. Это доказывают сами наименования, принятые церковью для различных изображений Богоматери: "Всех Скорбящих Радость", "Утоление Печалей", "Взыскание погибших" и т. п. В глубинах души, истерзанной пытками скорбей, таким образом, воспитывались молитва и упование, вера и любовь, поэзия и творчество. Такова новгородская икона XII в. "Богоматерь Умиления", полная открытой любви и нежности, поэзии, в этом синем цвете как бы замирает сердце человека от переполняющего чувства близости к Той, которая сможет понять, успокоить и принять.  

     Указанные тенденции отличают  образ Богоматери на русских  иконах от византийских. Византийские  изображения Богородицы спокойны  и сдержаны, даже ласка младенца остается безответной, прекрасные глаза Марии полны суровой печали и ожидания. Русские же иконы полны предчувствия будущей радости, прощения, веры и заступничества, любви. В них звучат слова:
     
     Радуйся,  чрез Тебя радость сияет, 
     Радуйся,  чрез Тебя горесть истает,
     Радуйся,  чрез Тебя обновление миру,
     Радуйся,  чрез Тебя воплощение Богу!
     Радуйся,  цепь прекрасная, сочетавшая небеса  земле.
    Радуйся, пристанище среди бурь житейских…  

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть хотя бы из огромного количества икон, посвященных Ей. О. Сергий Булгаков так пишет: «Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистой Матерью, вера во Христа, как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая нераздельна от любви Богоматери». Всякая икона, как мы уже неоднократно говорили, христоцентрична, богородичная икона христоцентрична вдвойне, так как дает нам истинный образ богообщения в любви. Один западный богослов так выразил смысл почитания Богоматери: «самым лучшим почитанием Марии является подражание Ей в Ее любви к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу». Этой любви и учат нас богородичные иконы. 

В особенности  замечательна в древнерусской новгородской живописи разработка двух мотивов - "О, Тебе радуется обрадованная всякая тварь" и "Покрова Божией Матери". Образ  Богоматери утверждается в его космическом значении, как "радость всей твари". Идея соборности русского народа обсуждалась мыслителями последнего тысячелетия достаточно активно. Примером тому является и творчеств иконописцев. Именно в иконах Богоматери мы видим тому подтверждение. Перед нами изображен мирообъемлющий храм, одухотворенный, собранный любовью. Это, как бы звучащий, подлинный и полный ответ нашей иконописи на вековое искушение звериного царства - мир не есть хаос, и мировой порядок не есть нескончаемая кровавая смута. Есть любящее сердце матери, которое должно собрать вокруг себя вселенную умиротворить ее и успокоить любовью. Нетрудно представить, как отзывались подобные мотивы в измученном распрями и игом сердце русского человека, ищущего покоя, мира, порядка, любви и красоты. Эти же идеи нашли отражение в иконе мастеров круга Дионисия "О, Тебе радуется…", написанной в 1480-е годы в Москве (Успенский собор Московского Кремля). 

Икона Покрова Богоматери яркое свидетельство  всемирного единства: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранными под ним святыми - точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собой одухотворенный покров Богоматери, освященный многочисленными изнутри горящими глазами, которые светятся, словно огненные точки. К Ней же симметрично устремлено со всех концов движение человеческих очей. Причем именно благодаря неподвижности фигур, это скрещивание взглядов в одной точке производит впечатление неудержимого, всеобщего поворота к грядущему Солнцу вселенной. Это есть симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной, объединенной исходящим от Нее светом, воссоединяющая мироздание в единой песне любви, красоты и добра. 
 

Основные  типы изображения  Богородицы в русской  иконографии 

Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении МЗС ИХ или МС ИХ (Матерь Божья).  

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю  Богородичную догматику христианства. Основные типы изображения Богородицы на Руси обычно сводят к четырем - Оранта, Елиуса, Одигитрия, Агиосоритисса. Подробнее рассмотрим каждый из этих типов.  

Оранта (от лат. orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён.
От прочих иконографических типов изображения  Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.
В византийском и древнерусском церковном искусстве  был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в  иконографии Эммануила (евр. - с нами Бог - одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование - «Знамение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. «Знамение» - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в рост, как, к  примеру, на Ярославской Оранте или  Мирожской иконе, либо по пояс, как  на Новгородском Знамении или Курско-Коренной иконе. 

Елиуса - (греч. Елепэуб - милующая от Элепт - сострадание, сочувствие), (Умиление). Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим  на Её руке и прижимающимся щекой  к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
Именно  к этому типу относится упоминаемая  выше Владимирская икона Богородицы. Также к этому типу, можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы: Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.
К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относится Корсунская икона.
Одигитрия - Одигимтрия, Путеводимтельница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем: Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
С догматической  точки зрения основной смысл этого  образа - явление в мир Небесного  Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу. 
 

Рождество и земная жизнь  Богородицы 

Предание  свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские. 

Церковное Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества  Богородицы. Иоаким и Анна очень  страдали из-за своего бесплодия, в котором ветхозаветная мораль видела наказание Божие. Иоакиму даже препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства израильскому народу. Иоаким знал, что многие ветхозаветные праведники, например, Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность. И ее, как и супруга, уничижали за бесплодие окружающие. Но однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась Богу о том, чтобы Он даровал ей ребенка, как некогда даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит, и о потомстве ее будут говорить во всем мире. Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. Иоаким возвратился домой к Анне, где вскоре совершились зачатие и Рождество Богородицы. 

Престарелые родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар. Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию в храм Господень. «...Они от Него,– говорит святой Григорий Палама,– приняли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали...». Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента Ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию в храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «...Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм...». Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по преданию, передаваемому блж. Иеронимом Стридонским, свершилось чудо: Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм. В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя (Предтечи). Он, по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник. После этого Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом особого Промысла Божия. Она воспитывалась и училась вместе с другими девами, трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Пищу будущей Богородице приносил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый возлюбила еси вселитися, и со ангелы, Дево, беседующи пребываеши, преславне с небесе хлеб приемлющи, Питательнице Жизни». 

Предание  повествует о том, что Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило  время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак. Но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к ее обету и для сохранения Ее девства, чтобы юная дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида. По преданию, Господь Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богородицы. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете. Здесь Она пребывала в трудах, богомыслии и молитве. В это время возникла необходимость в изготовлении новой завесы для иерусалимского храма. Часть работы по поручению первосвященника исполнила Дева Мария. 

Наступил  момент Благовещения. Это событие  описывается в Новом Завете евангелистом Лукой. Бог послал к Пречистой  Деве арх. Гавриила, дабы он возвестил  Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…». Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой арх. Гавриила, который возвестил Ей о скором рождении Сына. Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов, и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария, в ответ на слова архангела, дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа.
После события Благовещения Богородица отправилась навестить свою родственницу прав. Елисавету, будущую мать святого Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском г. Иута. В соответствии с преданием, по дороге в Иуту Богородица посетила Иерусалим и передала в храм уже готовое рукоделие – часть новой завесы. Там над Богородицей произнес возвышенное благословение первосвященник, сказавший, что Господь прославит Марию во всех родах земных. Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука. В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Св. Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…», прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы около 3 месяцев, затем вернулась в Назарет.
Вскоре  Иосиф заметил, что Мария носит  во чреве плод и пришел от этого  в смущение. Он хотел втайне отпустить  Ее из своего дома, тем самым освободив от преследования по суровому ветхозаветному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засвидетельствовал, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святаго Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту и девство.  

Чудеса, совершенные иконами  Богоматери 

Как Бог  сотворил солнце, не на одном месте  поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает, - так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет. 

Когда князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, то начал расспрашивать об иконах. Рассказали ему об иконе в Вышеграде в женском монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая трижды сходила с места. Впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди церкви стоящую отдельно, то поставили ее на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и сказали, что в алтаре хочет стоять. Поставили ее за престолом. В третий раз видели ее отдельно стоявшую вне престола. И других чудес множество. 

Услышав об этом, князь рад был, и пришел в церковь, и начал осматривать  иконы. Увидев же сию икону, которая  превзошла все образы, припал к  земле, молился и говорил: "О  Пресвятая Богородица, матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в Ростовской земле, посети новопросвещенных людей, да будут все в твоей воле". 

И тогда  взял икону и поехал в Ростовскую землю, взял и причт с собою. На время пути прихватил с собой  проводника и приехал к реке Вазузе, и. увидев, что она полноводна, приказал послать человека искать броду в реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал молиться иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии: "Виноват буду в смерти его, Госпожа, если ты не спасешь!" Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот человек на коне с палкой в руке и выбрался на берег. Князь же, увидев его, обрадовался. И, одарив его, отпустил восвояси. И это было первое чудо Пресвятой Богородицы. 

Чудо 2-е. 

Когда князь был на Рогожских полях, жена попа Микулы ехала на повозке со своею снохою. Доехав до истока, сошли с повозки. А попадья Микулина была непраздна. Хотела она пройти мимо коня, и напал на коня бес. И сбросил повозника с себя и ногу ему сломал. И ударил попадью Микулину передними копытами. И запутались копыта в ее одежде, и он ее сильно покусал. 

Подумали  даже, что она умерла, и сказали  попу Микуле: "Попадья твоя умерла". Он же, обратившись к иконе Пресвятой  Богородицы, сказал: "Госпожа Пречистая  Владычица, если ты не избавишь ее от смерти, то будет она мертва". А конь выдернул копыта из одежды, убежал в лес, и запутался, и стал. Спросили ее об укусах коня, и ответила попадья, что: "По молитве Пресвятой Богородицы жива и здорова. Жаль мне только бахромы на накидке, изжеванной конем". 

По приезде  во Владимир, благородный князь Андрей создал церковь во имя Пресвятой  Богородицы, украсив ее с подобающею честию. И поместил в ней чудотворную  икону Пресвятой Владычицы нашей  Богородицы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.