На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие финансового контроля и его принципы. Финансы предприятий

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

1. Понятие финансового контроля, его принципы
1.1 Понятие  и сущность финансового контроля………………………………..3
1.2 Задачи  и принципы финансового контроля…………………………………6
1.3 Виды финансового контроля…………………………………………………8
2. Финансы  предприятий
2.1 Сущность и функции финансов предприятий……………………………..10
2.2 Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 

      1.1 Понятие и сущность финансового  контроля 

      Контроль  за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
      По  определению, финансовый контроль1 - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации; контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления. Присущ всем финансово-правовым институтам.
      Финансовый  контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности.
      Финансовый  контроль является одним из важнейших  видов контроля. Это объясняется  тем, что всякая деятельность государства (в том числе государственных органов, государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций) требует определенных финансовых затрат, результаты же этой деятельности имеют финансовые последствия, определяющие в условиях развития рыночных отношений экономическую жизнедеятельность государства и его субъектов.
      Финансовый  контроль является элементом управления финансами и представляет собой  специфическую деятельность соответствующих  органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
      Объективной основой финансового контроля выступает  контрольная функция финансов. Она  создает государству возможность  эффективно воздействовать на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Следует подчеркнуть, что для реализации данной функции необходимы общественные отношения, обязательное участие людей и специальные органы контроля. Таким образом, финансовый контроль отражает единство объективного начала и субъективного фактора. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: а) контроль за соблюдением финансово законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
      Финансовый  контроль в отличие от других видов  контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
      Объектом  финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Непосредственным предметом  контроля выступают различные стоимостные показатели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в не которых случаях (бартерные сделки) — и без денег.
      Финансовый  контроль призван обеспечивать как  интересы и права государства  и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
      Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д. 
 
 

      1.2 Задачи и принципы финансового  контроля 

      Задачами  финансового контроля могут быть названы:
      предупреждение неплатёжеспособности и банкротства;
      обеспечение правильности и своевременности выполнения обязательств перед государством;
      выявление внутренних резервов и повышение эффективности работы предприятий, посредством более рационального расходования ресурсов;
      проверка правильности ведения бухгалтерского учёта;
      определение размеров ущерба;
      выявление и объективное исследование возможной ответственности менеджеров
      содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
      выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
      содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях;
      обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
      содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям.
      Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи  общие принципы управления, на которых  базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
      В этой связи можно выделить следующие  принципы2.
      Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
      Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
      Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности
      Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан.
      Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
      Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
      Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации.
      Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.
        Принцип независимости контроля  должна быть обеспечена финансовой  самостоятельностью контрольного  органа, более длительными по  сравнению с парламентскими сроками  полномочий руководителей органов  контроля, а также их конституционным характером.
      Принцип объективности и компетентности подразумевают неукоснительное  соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.  

      1.3 Виды финансового контроля 

      В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован  по следующим признакам3:
    контроль на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния народа, уровень экономической безопасности государства;
    контроль на уровне центральной исполнительной власти
    контроль на уровне отрасли - здесь система показателей центральной исполнительной власти конкретизируется применительно к отраслевым особенностям;
    контроль на уровне региона предполагает интеграцию показателей контроля верховной власти и отраслевых показателей;
    контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием средств, полученных предприятием из государственного бюджета.
      Финансовый  контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, ведомственный и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ 

     2.1 Сущность и функции финансов  предприятий 

     Предприятие – основное звено народно-хозяйственного комплекса, а финансы предприятий – основа финансовой системы государства, т. к. при участии финансов предприятий создается ВВП и происходит его распределение. Финансы предприятий – экономические денежные отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных фондов и накоплений в сфере производства и реализации продукции.
     Финансы предприятий выполняют 2 основные функции: распределительную и контрольную.
     Распределительная (обеспечивающая) функция предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. Главная цель эффективного управления финансами – оптимизация источников денежных средств. В процессе выполнения этой функции, выручка, получаемая от реализации продукции, распределяется между предприятием и государством. Большое значение здесь имеет порядок покрытия затрат и образования прибыли между предприятием и государством – норматива платежей, порядок уплаты и т. д.
     Контрольная функция связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. В случае нарушения предприятием сроков уплаты платежей бюджету, банку, поставщикам, оно вынуждено платить штрафы, пени, неустойки, что ухудшает его финансовые показатели. Через ряд финансовых показателей участники финансовых отношений могут контролировать наличие финансовых ресурсов и возможность вступать в отношения. К этим отношениям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету, работникам, а также убытки, ликвидность, платежеспособность и т. д.
     Финансовые  отношения предприятий включают в себя:
    финансовые отношения внутри предприятия, связанные с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного значения – уставного фонда, прибыли, фондов специального назначения (накопления, потребления);
    финансовые отношения между предприятиями по поводу активов и купли-продажи товарно-материальных ценностей, уплаты и получения штрафов, внесения средств в уставные фонды этих предприятий, участие в распределении прибыли;
    денежные отношения между предприятиями и государством, связанные с формированием бюджетных и внебюджетных фондов и использованием этих фондов;
    отношения между предприятиями и кредитно-банковской системой по поводу получения и возврата кредитов, уплаты процентов за предоставленные ссуды, внесение средств на депозитные счета банков и получения % по ним;
    отношения между предприятиями и добровольными объединениями или вышестоящими органами – по поводу образования и использования централизованных фондов и резервов;
    денежные отношения между предприятиями и их работниками при осуществлении оплаты по труду.
 
     2.2 Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм 

     В зависимости от организационно –  правовой формы предприятия его финансы функционируют по-разному. Статус предприятия налагает определенные законодательством особенности на формирование уставного капитала, текущее финансирование, фондообразование, порядок налогообложения, формы и методы финансового контроля и т. д.
     Экономическая организация любого хозяйствующего субъекта начинается с образования  основных и оборотных средств, величина которого отражается в уставе хозяйствующего субъекта и носит название «Уставный  капитал» или уставный фонд. В зависимости от организационно – правовой формы предприятия его источниками могут быть: акционерный капитал, паевые взносы членов кооператива, отраслевые финансовые ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства.
     Уставный  капитал, т.о. представляет собой сумму  вкладов учредителей предприятия для обеспечения его жизнедеятельности. Его величина соответствует сумме зафиксированной в учредительных документах, и является неизменной. Увеличение или уменьшение уставного капитала может производиться в установленном порядке (например, по решению общего собрания) только после перерегистрации хозяйствующего субъекта.
     Источники формирования уставного капитала предприятий  различны. Для государственного предприятия  – это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения; для общества с ограниченной ответственностью – сумма долей собственников; для акционерного общества – совокупная номинальная стоимость акций всех типов; для производственного кооператива – стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности; для арендного предприятия – сумма вкладов его работников; для предприятий иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, – стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.
     В зависимости от формы формирования уставного капитала предприятия  можно разделить на единоличные  владения, партнерства и корпорации. Рассмотрим положительные и отрицательные моменты данных видов предприятий.
     Единоличное предприятие несет ответственность  по своим обязательствам всем капиталом  предприятия и своим имуществом. Все дела единоличного предприятия ведет его собственник или специально уполномоченный на это служащий, подконтрольный собственнику. В фирменном наименовании, печатях и штампах такого предприятия указывается фамилия собственника. В роли учредителя может выступать любое дееспособное физическое лицо, создающее предприятие. Это самый простой способ организации хозяйственной деятельности. Его легко учредить. Учредитель имеет высокую мотивацию для бизнеса, располагает значительной свободой действий в процессе ведения дела. Число предприятий в промышленно – развитых странах – 65–75 %.
     Отрицательные моменты:
     а) ограниченность финансовых ресурсов, не позволяющая расширить рамки деятельности, масштаб производства. Недостаток средств порождает проблемы низкой кредито- и платежеспособности, снижая шансы на успех в конкурентной борьбе и зачастую приводя к банкротству;
     б) в большинстве случаев предпринимателю самому приходится решать вопросы, связанные с управлением персоналом, материально – техническими ресурсами, финансами, маркетингом, тогда как в корпорациях эти функции распределены между специалистами;
     в) владелец выступает субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что любой иск, выдвинутый против единоличного владения, может рассматриваться как иск, вчиненный его хозяину.
     Партнерство (7–15 % от общего количества предприятий в развитых странах). Уставный капитал формируется в долевом соотношении собственниками, которых должно быть не менее двух. Партнеры ведут дела совместно, но могут передавать управленческие функции менеджеру. Его легко создать, составив и утвердив учредительный договор. Управление бизнесом более результативно за счет специализации, объединение капиталов дает возможность больше привлекать финансовые ресурсы.
     Отрицательные моменты:
     а) коллегиальное управление порождает  конфликт интересов;
     б) высока ответственность членов партнерства  не только за свои ошибки, но и за промахи  партнеров – солидарная ответственность;
     в) относительная ограниченность финансовых ресурсов.
     Корпорация  – 15–25 % от общего числа предприятий, однако, корпорации осуществляют около 90 % всего производства продукции. Самые большие преимущества аккумуляции капитала (ценные бумаги, ссуды и пр.) Владельцы акционерных обществ несут ограниченную ответственность за результаты финансово – хозяйственной деятельности, рискуют только на сумму вложенных акций.
     Отрицательные моменты:
     а) сложность процедуры учреждения;
     б) имеется возможность махинаций, т. к. собственники часто отстранены от реального управления делами;
     в) двойное налогообложение: с прибыли  корпорации, доходов акционеров;
     г) возможны конфликты между собственниками и менеджерами предприятия, т. к. функции владения разделены.
     Особенности финансов акционерного общества. Отличительными особенностями ОАО является формирование уставного капитала за счет продажи  акций в форме открытой подписки и свободное обращение акций на рынке ценных бумаг. Открытое и закрытое акционерное общество образует уставный капитал из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Его величина должна быть не менее размера, предусмотренного законом РФ об АО (для ЗАО не менее 100 мин. оплаты труда, для ОАО – не менее 1000). Открытая подписка на акции не допускается до полной оплаты уставного капитала (чтобы не создавать фиктивные АО). При учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей.
     К ценным бумагам, выпускаемым АО относятся  акции и облигации. С помощью эмиссии ценных бумаг АО мобилизует денежные средства для увеличения уставного капитала и привлекает заемные финансовые ресурсы для ведения хозяйственной деятельности.
     Уставный  капитал АО гарантирует интересы кредиторов, поэтому его величина должна соответствовать размеру чистых активов. Если по годовому балансу стоимость чистых активов окажется ниже, чем уставный капитал общества, он должен быть скорректирован в сторону уменьшения с обязательной регистрацией нового размера в соответствующих финансовых органах. Законодательно определяется минимальный размер уставного капитала, ниже которого общество подлежит ликвидации.
     Уставный  капитал АО может изменяться только по решению общего собрания акционеров путем дополнительной эмиссии или изменением номинальной стоимости акций, выпущенных ранее. Очередное увеличение уставного капитала допускается после полной оплаты предыдущей эмиссии и ликвидации задолженности акционеров перед обществом. АО, имеющее убытки по итогам финансового года, не вправе увеличивать уставный капитал путем проведения очередной эмиссии. Покрытие убытков вновь привлекаемыми финансовыми ресурсами означает, что новые акционеры заранее теряют часть причитающихся им дивидендов.
     Гарантией прав акционеров является установленный  законодательно порядок управления АО. Высший орган управления – общее собрание, которое имеет исключительные права на принятие решений: внесение изменений в устав, изменение размера уставного капитала, установление порядка и пропорций распределения прибыли и покрытия убытков.
     В зависимости от целей деятельности все хозяйствующие субъекты можно  разделить на коммерческие и некоммерческие предприятия.
     Коммерческие  организации создаются с целью  извлечения прибыли. Они могут осуществлять свою деятельность в форме:
    государственных и муниципальных унитарных предприятий;
    хозяйственных товариществ и обществ;
    производственных кооперативов.
     Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения  и на праве оперативного управления. Унитарное предприятие имеет  свою специфику формирования и использования денежных фондов и доходов и особые имущественные права. Несмотря на то, что казенные предприятия должны работать на принципах самоокупаемости и самофинансирования, значительная часть их усилий направлена на получение от государства наиболее выгодных планов – заказов и максимально возможных ресурсов на их выполнение. Самостоятельность и инициативность таких предприятий крайне ограничена, как и принятие самостоятельных решений в области использования имеющихся на предприятии финансовых ресурсов.
     Хозяйственные товарищества обладают более широкими возможностями в распределении  финансовых ресурсов. К хозяйственным  товариществам относятся полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные товарищества), а также хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества).
     Производственным  кооперативом является добровольное объединение  граждан для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом или  ином участии, объединении его членами  имущественных паевых взносов. Прибыль распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
     Некоммерческие  организации создаются не с целью  извлечения прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых  они созданы. Некоммерческие организации создаются в форме:
    потребительских кооперативов;
    общественных и религиозных организаций (объединений);
    благотворительных и иных фондов;
    других формах, предусмотренных законом.
     Некоммерческие  организации характеризуются специфическими методами финансирования: самофинансирование – обеспечение предприятий за счет их собственных средств; сметное  финансирование – предоставление денежных средств из бюджета для покрытия расходов государственных учреждений; смешанное финансирование – при недостатке собственных средств часть расходов компенсируется бюджетным финансированием.
     Финансирование  может осуществляться в двух формах:
    бюджетных ассигнований – денежные средства из бюджета соответствующего уровня для покрытия расходов предприятий на определенные цели;
    бюджетных дотаций – денежные средства, предоставляемые из бюджета государственным предприятиям, оказывающим платные услуги населению по регулируемым ценам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы 
 

    Линьков А. Залог наиболее эффективного контроля/А. Линьков//Финансовый контроль.-2006.-№8.-С. 82-85
    Опенышев С. П., Жуков В. А. Бюллетень счетной палаты РФ №11 (1999)
    Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля//Бюллетень счетной палаты РФ.-2000.-№4(28)
    Поляк Г. Б. Финансы/Г. Б. Поляк.-М.: Юнити-Дана,2007.-432с.
    Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.