На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Муниципального права как отрасли права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное  агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» 

Балаковский филиал 
 
 

Кафедра: государственно-правовых дисциплин 

Учебная дисциплина: муниципальное право 
 
 
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 
Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  Выполнила: студентка
                                                                                   2 курса 201 группы
                                                                                   дневного отделения
                                                                                   Пименова Ю.А.
                                                                                   Проверила: к.ю.н., доцент
                                                                                  Арутюнова С.Э. 
 
 
 
 
 

                                                      Балаково 2009
                                                         Оглавление.
Введение………………………………………………………………………..........3
1. Понятие муниципального права как отрасли права.
1.1. Предмет  и метод муниципального права…………………………………..4-6
1.2. Исторический  экскурс развития муниципального  права как отрасли     российского  права……………………………………………………...................7-9
1.3. Муниципально-правовые  нормы и институты………………………….10-13
1.4. Система муниципального права………………………………………….14-15
1.5. Источники  муниципального права: понятие, виды, характеристика….16-18
2. Муниципально-правовые  отношения.
2.1. Понятие  и содержание муниципально-правовых  отношений………….19-20
2.2. Субъекты  муниципально-правовых отношений………………………...21-23
Заключение………………………………………………………………………...24
Список  используемой литературы……………………………………………25-26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Введение.
    Автор курсовой работы считает,  что выбранная тема весьма  актуальна и своеобразна. Стоит подчеркнуть, что в условиях современной российской государственности, сформировавшейся в конце ХХ века в результате кардинального реформирования всех сфер общественной жизни, вполне закономерно и оправдано серьёзное внимание к юридическим аспектам процесса совершенствования государственной политической системы, основанного на реорганизации механизма народовластия. Приоритетными направлениями этого процесса являются не только децентрализация публичной власти и утверждение самоуправленческих начал, но и практическая реализация концепции местного самоуправления в целом.
    Наличие института местного самоуправления  и его развитие свидетельствует  о приближении государства к  правовому. Ещё в начале 90-х  годов ХХ века А.И. Солженицын  писал: «Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и само понятие «гражданской свободы» теряет смысл».
    Поэтому на этапе возникновения  новых отношений формируется  довольно специфическая отрасль  российского права- муниципальное право. Специфика данной отрасли заключается в её комплексном содержании, которое отражается на своеобразии предмета и метода.
    Таким образом, автор в данной  курсовой работе раскроет специфику  сравнительно молодой для российского  права отрасли и отразит процесс её становления. 
 
 
 
 
 

1. Понятие муниципального права как отрасли права.
      Предмет и метод муниципального права.
    Российское муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление; правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления; организацию, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц.
    Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право- это вторичное, производное образование, возникшее в результате развития местного самоуправления и законодательства о нём. Такие образования в науке именуются комплексными отраслями (например, муниципальное, банковское, земельное, финансовое и т.д.).1 Как правило, комплексная отрасль не способна выработать самостоятельного предмета и метода регулирования, следовательно, развивается на стыке других отраслей права.
    Так, для муниципального права характерна взаимосвязь с конституционным правом, которое определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии, формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Взаимосвязь с административным обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают административной правосубъектностью. Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Взаимодействие муниципального права с финансовым, земельным, экологическим правом проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формируют, утверждают, исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей среды и пр.
    Из вышеизложенного следует, что компоненты муниципального права очень разнородны. Однако подобная «разнородность» не препятствует тому, что все сферы местной жизни находятся в единстве и регулируются в соответствии с Конституцией РФ с помощью единой системы местного самоуправления. К тому же, муниципальное право как отрасль сложилось объективно в процессе развития общества.2
    Теперь автор курсовой работы считает целесообразным обратиться к исследованию предмета и метода муниципального права, отражающих в полном объёме специфику отрасли. Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления.
    Л.Т. Чихладзе выделяет отличительные признаки данных отношений: 1) локально-территориальный характер; 2) комплексный характер; 3) обязательным субъектом выступает либо население, либо орган, должностное лицо местного самоуправления.3
Однако  юридическая наука до сих пор  не выработала единого подхода к  содержанию предмета муниципального права. Так, В.И. Фадеев обосновывает три вида отношений: 1) возникающие в процессе решения вопросов местного значения; 2) связанные с деятельностью органов местного самоуправления; 3) складывающиеся в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.4
    Е.С. Шугрина5, А.И. Коваленко6 также делают акцент на организационно-правовой составляющей предмета. Определение В.А. Пертцика связано с важнейшим содержанием и направлением управления- бюджетным устройством и бюджетным процессом муниципального образования.7
    Муниципальное право заимствует методы из различных отраслей права. Так как местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного (властные предписания) и диспозитивного (равенство сторон) методов. Местное самоуправление является преимущественно публично-правовым институтом, поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими (ч.7 ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и запрещающими способами регулирования (ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Диспозитивный метод включает в себя способ дозволения (ст. 132 Конституции РФ, ч.4 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Императивный  и диспозитивный методы дополняются  методом гарантий (ст.133 Конституции  РФ)8.
Таким образом, муниципальное право- это сложный юридический комплекс норм и институтов различных отраслей системы российского права, которые в своей совокупности обеспечивают системное функционирование местного самоуправления, всей его структуры.
1.2. Исторический  экскурс развития муниципального права как отрасли     российского права.
    Понятие «муниципальное право»- новое для нашего государствоведения, и оно заимствовано из древнеримского  права. Слово «муниципальный» происходит от латинского «municipium», что означает «самоуправляющаяся община».9 Производные от него понятия «муниципий», «муниципалитет» применялись в республиканскую эпоху римской истории для обозначения соответственно городов, пользовавшихся правами самоуправления. Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран были заложены в ходе муниципальных реформ XIX в., хотя традиции общинного самоуправления уходят корнями к общинам средневекового сословного государства. В России же зарождение самоуправленческих начал связывают с реформами Петра I и Екатерины II.
    Профессор Л.А. Велихов в работе «Основы городского хозяйства» (1928 г.)10, в которой он предпринял попытку «сжато изложить муниципальную науку в целом», так объясняет значение термина муниципалитет: «Manis по латыни значит «тяжесть, тягота, бремя», а сapio, recipio- «беру, принимаю». Соответственно, городское управление, как бы берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными средствами, называется муниципалитетом...» Однако, термины «муниципалитет», «муниципальное хозяйство», отражающие, по словам профессора Л.А.Велихова, экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины в 20-е годы утратили «свою общеупотребительность в СССР». Организация и деятельность местных Советов и их исполнительных комитетов регулировалась в первую очередь государственным и административным правом, так как местные органы власти являлись по сути государственными органами. И это трактовалось в советском государствоведении как единственно возможное решение проблемы взаимоотношений центра и мест, ибо позволяло исключить свойственное западным странам противопоставление государственной власти в виде полновластных агентов центрального правительства на местах местным выборным органам- муниципалитетам.
    Начало формирования муниципального права как отрасли связано с теми процессами, которые происходили в нашем государстве в перестроечный период, а именно с реформированием государственной власти, выражающемся не только в горизонтальной, но и вертикальной её децентрализации.
    В начале 90-х появляются законы, ускорившие процесс формирования местного самоуправления: Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990г.) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991г.). Тем не менее говорить о том, что в этот период было создано муниципальное право как отрасль нельзя, так как процесс складывания отрасли права весьма долгий.
    И лишь после того, как в 1993 г. впервые на конституционном уровне в качестве одной из основ конституционного строя было признано местное самоуправление, юридической наукой стала энергично обсуждаться тема обособления муниципального права в отдельную правовую отрасль. Причиной тому послужили следующие факторы: 1)Отношения местного самоуправления приобрели весьма важное значение для современной российской государственности. Будучи одним из параметров конституционного строя, местное самоуправление организационно и функционально обособлено в систему управления обществом и государством, что является, по сути, принципиально новым положением по сравнению с предшествующим периодом развития России. Местное самоуправление опирается на институты непосредственного волеизъявления: выборы, местные референдумы, сходы и т.д.; а также на органы и должностных лиц муниципальной власти. 2)Правотворческая деятельность государства на данном этапе направлена на создание нормативно-правовой базы, определяющей организацию и реализацию местной власти.11
    На уровне Федерации приняты такие законы, как «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О муниципальной службе» и др., которые в целом стали основой для развития муниципального права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Муниципально-правовые  нормы и институты.          
    Рассмотрение данного вопроса  следует начать с определения  норм как составных элементов  институтов муниципального права.
Муниципально-правовые нормы- это нормы, закрепляющие и  регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации  и деятельности местного самоуправления. 12
    Е.С. Шугриной даётся схожее  по своей сути определение,  но на взгляд автора , более конкретизированное: «Муниципально-правовые нормы- это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства».13
    Однако не стоит забывать о том, что нормам присущи не только общие черты, характерные для всех правовых норм, но и особенности.
Во-первых, если исходить из того, что муниципальное  право является комплексной отраслью права, то нормы муниципального права  являются одновременно и нормами других отраслей права, таких как государственное (конституционное), земельное, гражданское, финансовое право и др., т.е. нормы буквально распределены «по двум адресам».  Например, нормы, закрепляющие финансовые основы местного самоуправления, являются нормами как муниципального, так и финансового права.
    Во-вторых, правовые нормы, как  правило, появляются в результате  правотворческой деятельности государства,  его органов, то значительная  часть норм муниципального права  содержится в нормативных актах местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения (ст.7).14
    В целях более глубокого изучения  особенностей муниципально-правовых  норм, уяснения их содержания  нормы муниципального права классифицируются  по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.
    * По объекту правового регулирования,  т.е. по кругу регулируемых  отношений, муниципально-правовые  нормы делятся на закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе  народовластия (понятия, принципы, функции местного самоуправления); 2) основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы); 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления.
    *  По характеру предписаний  они делятся на: 1) управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие,  что можно делать. Например, определяющие предметы ведения местного самоуправления); 2) обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанность государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права); 3) запрещающие (нормы-запреты, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления).
    * По степени определённости предписаний: 1) императивные (например, императивная  норма устанавливает порядок  вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина); 2) диспозитивные (нормы, устанавливающие, например, порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления).
    * По территории действия или  по источникам выделяют нормы: 1)действующие на всей территории Российской Федерации; 2)действующие на территории субъекта РФ; 3)действующие на территории муниципального образования.
    Кроме того, различают:
    метериально-правовые нормы (закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, прав и обязанности граждан, других субъектов муниципального права);
    процессуальные нормы (определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований и т.д.).15
    Комплексный характер муниципального  права как отрасли права определяет  специфику не только норм, но  и институтов.
Правовой  институт в муниципальном праве- это совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определённый круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. В качестве примера можно привести основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, состоящий из более простых образований: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности и др.
Таким образом, муниципальное право в  силу всего вышеизложенного обладает признаками системного правового образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Система  муниципального права.
    В.И Фадеев определяет систему  муниципального права как объединение  муниципально-правовых норм в  муниципально-правовые институты,  расположенные в определённой зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.16
    Традиционное представление о  системе отрасли права предполагает  выделение Общей и Особенной  частей. По этому пути идёт  большинство учёных, специалистов  в области муниципального права. В отношении муниципального права ещё в 1999г. была высказана и обоснована возможность выделения Общей, Особенной и Специальной частей.17 Рассмотрим это подробнее.
    Специфика правовых институтов, их значение даёт основание  для того, чтобы отнести их к Общей или Особенной части. В качестве основных критериев предполагают следующие: «Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих своё действие на всё муниципальное образование. Её составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципального образования с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дифиниции…Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов местного самоуправления, должностных лиц и порядке деятельности иных субъектов местного самоуправления».18
    Этот подход в целом соответствует  традициям государствоведов, однако  существует и иной подход, основывающийся  на традициях административного  права. В этом случае к Особенной части можно отнести нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка.19
    Из этого следует следует следующая система муниципального права:
- Общая  часть (правовые, территориальные,  организационные и финансово-экономические  основы местного самоуправления, ответственность и гарантии местного  самоуправления);
- Особенная  часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка).
    Однако не следует забывать, что  местное самоуправление осуществляется  на всей территории РФ, причём с учётом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Очевидно, что при одинаковой концентрации местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому целесообразным является выделение Специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определённых территориях, под которыми следует понимать: 1) территории с особым правовым статусом (наукограды, ЗАТО и др.); 2) территории отдельных субъектов РФ (республик, областей и т.д.); 3) территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.
    Таким образом, муниципальное  право состоит из Общей, Особенной  и Специальной части.20 Муниципальное право обладает всеми признаками системы, образованной специфическими нормами и институтами данной отрасли права. 
 

1.5. Источники муниципального права: понятие, виды, характеристика.
    В юриспруденции понятие «источник» часто употребляется в двух смыслах: как социально-экономическая, политическая среда, которая диктует необходимость правового урегулирования соответствующих общественных отношений или как юридический акт, содержащий нормы права.21
    Н.С. Бондарь выделяет 4 группы источников муниципального права в зависимости от оснований возникновения: нормативно-правовые акты, муниципально-правовые договоры, муниципальные обычаи, судебные прецеденты.22 Однако Е.С. Шугрина считает эту точку зрения весьма спорной и классифицирует источники на две большие группы: муниципально-правовые договоры (двусторонние (и более) соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления властными полномочиями) и нормативно-правовые акты (односторонние, властные, волевые действия населения, органа власти, должностного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникновение, изменение или прекращение правоотношений).23
    О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев24 выделяют три группы источников с учётом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений:
    нормативно-правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего:
- Конституция  РФ- главный источник муниципального  права, закрепляющий исходные  начала и принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав.
- ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации», содержащий нормы, раскрывающие  смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Он детализирует основные положения Конституции. Его нормами закрепляются не только полномочия органов государственной власти РФ и её субъектов в области местного самоуправления, но и основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан, гарантии местного самоуправления, ответственность должностных лиц и др.
- Европейская Хартия местного самоуправления25, устанавливающая важнейшие принципы, которые должны лежать в основе организации местного самоуправления, а также гарантии прав.
-  Указ Президента РФ«О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ»26, целью которого являлось обеспечения подлинного народовластия и реализации принципа разделения властей.
- Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в РФ»27 утвердил положение об основах организации местного самоуправления в РФ на период поэтапной конституционной реформы.
- Указ  Президента РФ «Об основных  направлениях реформы местного  самоуправления в РФ»28 закрепил конкретные обязанности федеральных органов на обеспечение реформы местного самоуправления.
- Постановление  Правительства «О некоторых мерах  по организации взаимодействия  федеральных органов исполнительных  власти с органами местного  самоуправления»29 обязало федеральные исполнительные органы образовать в пределах установленной штатской численности и фонда зарплаты структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить данные функции на действующие подразделения, подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.