На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление дебиторской задолженностью малых предприятий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ (МФПА)
Факультет Финансов  
 

Специальность   Кафедра ФМ
  (код)   (аббревиатура)

КУРСОВАЯ  работа

     На  тему

Управление  дебиторской 

задолженностью  малых предприятий
 
 
 
 
 
 
 
Студент Ермохин Евгений Александрович      
  (Ф.И.О.  полностью)   подпись
Руководитель    Королева  Анастасия Андреевна      
  (Ф.И.О.)   подпись
Декан факультета Финансы   Васильев  Артем Игоревич      
  (Ф.И.О.)   подпись
 
 
 
 
МОСКВА 2011 г. 
 
 
 
 

     Введение 
 

  Функционируя на рынке, большинство предприятий вынужденно иметь дело с дебиторской задолженностью. И от того, насколько эффективно и грамотно предприятие осуществляет процесс управления этой задолженностью, во многом зависит благополучность и успешность фирмы. Управление дебиторской задолженностью – сложный процесс, в ходе которого необходимо решать ряд взаимосвязанных задач. И одной из основных таких задач является обеспечение возврата дебиторской задолженности. Можно говорить о самых различных мерах и способах, которые могут гарантировать возврат задолженности. Работу с дебиторской задолженностью можно представить как процесс, имеющий различные этапы. И задачи минимизации риска невозврата задолженности должна решаться на всех этих этапах. Так, можно говорить о четырех этапах.
      Проблеме  дебиторской задолженности уделено  большое внимание как в научной, так и в бизнес среде. На сегодняшний  день существуют самые различные  публикации  по данной тематике, но вместе с тем, эта тема остается крайне актуальной темой для исследования, что связано с ее чрезвычайной важностью, сложностью, а также изменчивостью экономической среды. Так, некоторые инструменты, обеспечивающие возврат дебиторской задолженности относительно новы, особенно для российского рынка. К примеру, такой инструмент как факторинг появился в России недавно и его использование еще не так распространено, а значит, существует определенный потенциал расширения применения данного инструмента в ближайшем будущем.        В данной работе будут рассмотрены основные принципы, применение которых позволяет минимизировать риски невозврата дебиторской задолженности. Эта очень обширная тема, но в данной работе стоит цель рассмотреть процесс минимизации риска  в целом, как системного процесса.

Глава 1

Работа с дебиторской задолженностью

 
     Как правило, поставщики вынуждены работать в конкурентных условиях и бороться за покупателей. Это вынуждает их предлагать более выгодные условия  сотрудничества. Это может проявляться  в более низкой цене товара, более  высоком качестве товара, более широкой его номенклатуры, предоставлении бесплатной доставки, гарантии, обслуживании. В данный список можно отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Этот механизм взаимодействия широко распространен в хозяйственной практике. Но он сопряжен с негативными сторонами для поставщика. Предлагая отсрочки, поставщик может сталкивается с проблемой кассовых разрывов и нехватки оборотных средств. Может возникать и угроза неоплаты поставок в срок. Все это приводит к определенным издержкам и увеличению рисков для фирмы, имеющей дебиторскую задолженность.        Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами1.
     Снижение  негативных эффектов от наличия дебиторской  задолженности, достигается в результате управления этой задолженностью. При этом управление дебиторской задолженностью рассматривается как необходимость при ведении экономической деятельности.
     Целью управления дебиторской задолженностью является обеспечение наиболее эффективной  реализации экономических решений в процессе деятельности предприятия.
     Для достижения поставленной цели необходимо руководствоваться следующими принципами:
    Недопустимо      аккумулировать      большую      величину      дебиторской задолженности, чем может позволить собственный капитал;
    Необходимо      прогнозировать      последствия роста      дебиторской задолженности;
    Недопустим неоправданный рост дебиторской задолженности.
     Для достижения наибольшей эффективности  в управлении дебиторской задолженностью в ходе анализа проявления дебиторской задолженности необходимо    принимать    в    рассмотрение    не    только    ту    информацию, а, следовательно, и те факторы, которые прямо влияют на результаты анализа, но и ту, которая имеет косвенное влияние на предприятие.        В самом общем виде, процесс управления дебиторской задолженностью можно разбить на пять этапов.
    Этап предварительных расчетов и анализа дебиторской задолженности;
    Этап выявления целей и задач управления дебиторской задолженностью;
    Этап определения метода управления дебиторской задолженностью;
    Этап корректировки;
    Этап контроля и оценки достижения цели;
 
      Все эти этапы в том или ином виде будут присутствовать и в  случае, если предприятие использует инструмент факторинга. Во-первых, само применение этого механизма должно быть экономически оправдано, во - вторых, в ходе его реализации постоянно должен идти процесс анализа результатов его применения. 
 

     Работу  с дебиторской задолженностью можно  представить как процесс, имеющий  различные этапы. И задачи минимизации риска невозврата задолженности должна решаться на всех этих этапах. Так, можно говорить о четырех этапах
1. Этап заключения  договора – 
2. Этап работы с контрагентом
3. Этап образования  просроченной задолженности 
4. Решение о способе  истребования задолженности
  
Проанализируем  каждый из этапов.
Этап  первый: Заключение договора. 

     На  данном этапе необходимо принять  решение о целесообразности работы с контрагентом и как можно  значительнее снизить риск возникновения  проблем в работе с ним. 

1)  Исследование контрагента 

     Необходимо  изучить фирму, с которой предстоит  работать и которой надо будет  предоставлять отсрочку платежа. Во время проверки контрагента необходимо использовать различные источники, которые доступны. 
Необходимо уделить  особое внимание следующим пунктам: 

Наличие  родственных  и дружественных связей с сотрудниками предприятия
- Изучение истории фирмы
- Проверка владельцев компании на причастность к судебным разбирательствам
- Проверка учредительных документов компании
- Проверка полномочий должностных лиц на подписание документов
- Изучение отчетностей и балансовых показателей предприятия 

     По  этим и другим параметрам необходимо оценить порядочность и надежность фирмы-покупателя. Таким образом, предприятие может застраховаться от сговора между сотрудниками двух, от однодневных фирм, от подписания документов неуполномоченными лицами. Необходимо оценить платежеспособность и финансовую устойчивость фирмы. Помимо отчетов фирмы уделить внимание можно банковским и аудиторским справкам, отзывам других поставщиков и заказчиков, кредитным рейтингам специализированных информационных агентств, данным из неформальных источников. После этого осуществляется анализ хозяйственной деятельности контрагента. При анализе необходимо убедиться, что: 

  
2)  Составление договора. 

  Грамотно составленный договор позволяет в значительной мере обезопасить себя, в том числе и в случае возникновения просроченной дебиторской задолженности.
 Договор  и прочие документы,  должны  соответствовать требованиям, которые установлены законодательно. И в компании обязательно должны быть в наличии оригиналы документов.  

3) Стимулирование контрагентов своевременно производить возврат денежных средств. 

  Договором или дополнительным соглашением можно  предусмотреть бонусы за своевременную или досрочную оплату по результатам месяца.  

4) Установление штрафов за несвоевременную оплату продукции. 

  В российском законодательстве предусмотрена неустойка, которую обязан заплатить дебитор в случае просрочки. Но в договоре можно увеличить величину штрафных санкций, а также изменить условия договора таким образом, что решение о  взимании штрафа можно было оставить за собой. Это можно сделать для того, чтобы фирма не была обязана выставлять неустойку в каждом случае просрочки платежей2. 

5. Страхование риска неоплаты контрагентом 

  На первом этапе – подписании договора, фирма может передать риск невозврата третьей стороне. В данном случае, третья сторона – это страховая компания, с которой необходимо заключить договор, получить страховой полис. В этом случае, так же важно оценить надежность и порядочность страховой компании и заключить юридически грамотный страховой договор.  Естественно, передача риска третьей стороне связана с дополнительными расходами – оплатой страховой премии. 
 
 

Второй  этап: Работа с контрагентом. 

  На данном этапе возникает дебиторская задолженность. Необходим постоянный мониторинг и анализ состояния задолженности, который должен осуществляться ежедневно.  

1) Классификация клиентов  по степени риска. 

  Класс риска клиента определяет потенциальный риск несвоевременного возврата денежных средств или неуплаты долга.
Класс риска  клиента возможно определить на основании ряда факторов:
- продолжительность работы данного контрагента с компанией
- платежная дисциплина  клиента на основе истории его платежей
- потенциальная платежеспособность контрагента на основе анализа текущей финансовой информации и мониторинга состояния его дел 

Всех контрагентов целесообразно классифицировать по степени риска: 

1. Очень высокая.
2. Высокая.
3. Средняя.
4. Низкая. 

 2) Формирование кредитных лимитов. 

     Кредитный лимит представляет собой ограничение  на размер дебиторской задолженности  в рамках работы с отдельным предприятием. Величина этого кредита должна перекликаться  с классификацией предприятий по риску. А если предприятие нарушает договоренности, то это должно учитываться при изменении кредитного лимита в сторону уменьшения. 
 

3) Ежедневное отслеживание фактов оплаты и при необходимости напоминание фирме-покупателю о времени очередной оплаты. 

     Отслеживание  производится на основе план - факторного анализа поступления денежных средств. Деньги к поступлению и реально  поступившие денежные средства на дату планового получения. В случае задержки платежа необходимо оперативно связываться  с контрагентом для прояснения ситуации и напоминания. Осознание того, что компания следит и требует точного выполнения финансовых обязательств должно стимулировать контрагента выполнять свои обязательства, в первую очередь, перед данной компанией. И, наоборот, если фирма не оперативно обращает внимание на возникновение просроченной задолженности, это может привести к еще большему ослаблению финансовой дисциплины. 

4) Начисление штрафных санкций. 

     Если  в договоре прописано не право  начисления, а само начисление штрафов, фирма должна их начислять. Начисление штрафов производится по условиям договора. При отсутствии соответствующей ставки в договоре штрафные санкции могут быть рассчитаны с применением ставки рефинансирования в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ. 

5) Отслеживание текущей платежеспособности компании-контрагента и новых покупок руководства и учредителей компании 

     Анализ  компании-контрагента, его финансового  положения и дел в целом, должен производиться не только на этапе  заключения договора, но на всем протяжении работы с данной компанией. Своевременное выявление проблем у контрагента позволит оградить свою фирму от возможности невозврата дебиторской задолженности.
К примеру, следующие моменты должны стать  тревожным сигналом для кредитора: 

1. Начало судебных разбирательств с участием должников в качестве ответчика.
2. Резкое сокращение  товарных остатков на складе  должника.
3. Финансовоемкие  пориобретения должника, руководства и учредителей.
4. Любых проблем,  которые могут сказаться на  невозврате дебиторской задолженности. 
 

Этап  третий: образование  просроченной задолженности. 
 

     В случае появления просроченной дебиторской  задолженности у сотрудников и руководства компании должно быть четкое представление о действиях, которые следует оперативно предпринять.  

1) Необходимо определить, чем является факт просрочки дебиторской задолженности: отсрочкой оплаты или окончательным невозвратом. 

В данном случае, просрочка может быть:
- Отсрочкой оплаты на короткий срок с последующей оплатой.
- Просрочкой оплаты на большой срок с последующей оплатой.
- Окончательным невозвратом дебиторской задолженности. 

  Отсрочка оплаты на короткий срок с последующей оплатой может  быть обусловлена краткосрочным нарушением договорных обязательств клиентами должника. Как правило, этот вопрос решается в течение нескольких дней.
  Просрочка оплаты на большой срок или окончательный невозврат долга могут быть вызваны полным отказом от исполнения договорных обязательств клиентов должника, особенностями кредитных обязательств должника, а так же судебными разбирательствами или масштабными инвестициями для производственных нужд. 

     2) Получение на руки всех первичных документов и, при необходимости, приведение их к установленной форме
      Соблюдение  этого требования позволяет задействовать судебную систему, так как для защиты своих интересов в суде должны быть представлена в надлежащем виде вся необходимая документация. 

           3)   Получение достоверной информации о платежеспособности должника. 

     Существуют  специализированные агентства, которые занимаются сбором и анализом информации, касающейся финансового положения и платежеспособности должников. Обращение к услугам таких агентств может дат дополнительные аргументы для использования их в переговорном процессе и в суде.  
 

         4) Проведение переговоров по возврату задолженности 
 

Этап  четвертый: Выбор способа, обеспечивающего возврат дебиторской задолженности. 

Возможны следующие  способы, обеспечивающие возврат задолженности:
1. Судебный порядок
2. Страховой  порядок (если был заключен договор страхования)
3. Уступка права  требования (цессия).
4. Перевод долга  на платежеспособного должника.
5. Договор поручения  об истребовании задолженности. 

     В последнее время получили развитие различные финансовые инструменты, которые могут быть использованы малыми предприятиями в процессе работы с дебиторской задолженностью. Прежде всего, следует сказать о такой услуге как факторинг, которая позволяет организации переложить риск невозврата дебиторской задолженности на третье лицо. Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке организацией-продавцом права получения денежных средств по платёжным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании – «фактор компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с организации-продавца определённую комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учётом уровня платёжеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков её оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трёх дней осуществляет кредитование организации-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платёжным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10 - 30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается организации-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем)3. Факторинговая операция позволяет организации-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.
           Если компания, работающая с отсрочкой платежа, использует вексели, которые выдает поставщику, то еще одним инструментом переноса риска является Учёт векселей, который представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определённой (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учётной вексельной ставки. Учётная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платёжеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
     Эти инструменты не исчерпывают всех альтернатив. Но мы рассмотрим все возможные продукты. Современная финансовая система очень пестра и разнообразна. Такие инструменты, как Форфейтинг, кредитные линии, простые банковские кредиты и многое другое также может быть задействовано в процессе управления дебиторской задолженностью. Однако, более детальный анализ всех этих инструментов представляет собой отдельную, очень важную, обширную и сложную тему. Каждый из видов этих финансовых инструментов может быть отдельной темой для исследования.

Глава 2. Факторинг как эффективный инструмент обеспечения возврата задолженности

 
 
     Факторинг (От англ. factor – агент, посредник) – это комплекс услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Термин «факторинг» произошел от английского слова «factor» – посредник, агент. Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставлялся продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. При этом необходимость ускорения оборота средств заставила поставщиков искать новые пути погашения дебиторской задолженности. Введение в цепочку расчетов финансового агента – банка – позволило решить эту проблему с максимальной выгодой, как для продавца, так и для покупателя.
  Предметом факторинговых операций может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, так и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем.
В факторинговых  операциях участвуют три стороны:
    фактoр-посредник, которым чаще всего бывает коммерческий банк или его дочернее учреждение;
    поставщик – клиент банка, поставляющий товары и услуги и имеющий в связи с этим платежные требования к своим должникам;
      3) должник (дебитор) – покупатель продукции, обязанный оплатить платежное требование поставщика. 


                                      Рисунок 1. Схема классического  факторинга 

  Сущность  факторинга заключается в том, что  поставщик уступает фактoру своё право требовать и получать деньги от своих контрагентов за отгруженную продукцию и оказанные услуги. При уступке фактoру денежного требования к должнику оно может носить предстоящий характер по отгрузкам, срок оплаты которых еще не наступил, либо быть уже существующим, т.е. с наступившим сроком исполнения и отраженным в балансе поставщика как дебиторская задолженность. Деньги, которые банк перечисляет поставщику, являются кредитом. Для поставщика достоинство досрочной (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплаты его платежных требований состоит в том, что она ликвидирует риск несвоевременного поступления ему платежей, исключает зависимость его от платежеспособности покупателей, предотвращает возникновение невозвратных долгов, сокращает дебиторско-кредиторскую задолженность и в целом ускоряет оборот капитала поставщика, отвлеченного в незавершенные расчеты по отгруженным товарам.
  В мировой практике под факторингом  понимается целый ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактoром клиенту-поставщику в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала:
1) В рамках этого вида услуги банк выплачивает определенную сумму от номинала поставки (порядка 60– 90%) в виде досрочного (авансового) платежа сразу после фактической отгрузки товара, а остаток средств (от 40 до 10% за вычетом комиссий за факторинговое обслуживание) банк переводит поставщику по мере того, как покупатель оплатит поставку на специальный факторинговый счет. То есть банк в данном случае является лицом, авансирующим товарный кредит, предоставляемый поставщиком покупателю с последующим возвратом ему остатка суммы поставки.
2) Информационное обеспечение деятельности поставщика, ведение учета состояния его дебиторской задолженности. Например, банк информирует своих клиентов о состоянии продаж и дебиторской задолженности в режиме реального времени.
3) Страхование рисков поставщика. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров на условиях отсрочки платежа:
       кредитный – риск неоплаты поставки с отсрочкой платежа;
       ликвидный – риск несвоевременной оплаты продукции покупателями, риск дефицита оборотных средств, возникновения кассовых разрывов. Поскольку
      производитель получает средства за свою продукцию  сразу после отгрузки, исчезает вероятность дефицита средств для оплаты собственных задолженностей вследствие задержки платежей от покупателей;
    процентный – риск резкого  изменения рыночной стоимости ресурсов. Данный аспект актуален для компаний, использующих привлеченные средства. В случае значительного резкого повышения процентных ставок за пользование ресурсами себестоимость производимого товара (услуги) увеличивается. При факторинге стоимость ресурсов фиксируется на определенный отрезок времени. Такой подход гарантирует определенную стабильность бизнеса производителя;
    валютный. Поскольку средства за  поставку поступают немедленно, производитель имеет возможность сразу конвертировать средства под оплату валютных контрактов. При этом исчезает необходимость таких мер, как, например, выставление цен в условных единицах или повышение рублевого эквивалента с учетом возможных курсовых изменений.
  4) Административное управление дебиторской задолженностью. Этот вид услуг включает контроль своевременности оплаты поставок, работу с дебиторами, организацию для поставщика кредитного менеджмента, в том числе установление лимитов на каждого из его покупателей.

                               1.2.3   Классификация  факторинга

 
     В зависимости от условий договора факторинга, сферы его применения выделяют его виды, на основании которых можно привести классификацию. В основе любой классификации лежит определенный критерий.
     - Регрессный и безрегрессный факторинг. 
       Основное деление факторинга осуществляется исходя из того, кто берет на себя кредитный риск и выделяется. Регрессный и безрегрессный факторинг. В первом случае, фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой «ненадежный» долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся фактору суммой, то излишек возвращается клиенту.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.