На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Повышение экономической эффективности перерабатывающих предприятий (на примере ООО «Пластовский хлебозавод»)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ 

     Дипломная работа написана по теме: «Повышение экономической  эффективности перерабатывающих предприятий  (на примере ООО «Пластовский хлебозавод»)».
     Данный  проект является мерой для улучшения  финансового положения данного  предприятия.
     В работе поставлена цель: улучшить основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Пластовский хлебозавод» на основе увеличения объема выпуска продукции продукции.
     В ходе работы проводится:
     а) рассмотрение теоретическо - методических основ управления эффективностью деятельности перерабатывающих предприятий АПК;
     б) анализ финансово – хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;
     в) экономическое обоснование увеличения объема выпускаемой продукции.
     Работа  включает в себя пояснительную записку, состоящую из 85 листов печатного текста. В нее входят: 20 таблиц, 3 иллюстрации.  
 

 


СОДЕРЖАНИЕ 

 


Введение

     Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.
     Хлеб  был и остается одним из основных продуктов питания населения  нашей страны. Ежедневное повсеместное потребление хлеба позволяет  считать его одним из важнейших  продуктов питания, пищевая ценность которого имеет первостепенное значение. Он обеспечивает более 50% суточной потребности в энергии и до 75% потребности в растительном белке.
     В переходный период созданы предпосылки  для кардинальной модернизации технической  базы хлебопечения, повышения пищевой  ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы имеют возможность приобретать любые виды сырья, материалов, пищевых добавок, улучшителей; располагают хорошо подготовленными кадрами руководителей, специалистов, рабочих; способны (при наличии инвестиционных ресурсов) в сжатые сроки устанавливать современное технологическое оборудование.
     Однако  в настоящее время хлебопекарные  предприятия сталкиваются и с  серьезными проблемами, тормозящими  их развитие. Это и удорожание сырьевых ресурсов, и невозможность обновления оборудования в связи с их дороговизной, а также рост цен на электроэнергию и воду, высокий уровень налогообложения и т.д. Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции, так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от реализации продукции или используют более дешевое, но низкого качества сырье, или нарушают правила технологического процесса производства хлеба – что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции, а следовательно, и на здоровье населения.
     Правильная  организация производства хлебобулочных  изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными  задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.
     Таким образом, так как хлебобулочная  продукция пользуется постоянным и  повсеместным спросом у населения, то хлебозаводы имеют благоприятные  условия для увеличения объемов  производства. Однако, только правильно  организовав производство хлебобулочных изделий предприятие может получить положительные результаты.
     Цель  данной дипломной работы – выявление  основных путей совершенствования  производства и сбыта хлебобулочных  изделий.
     В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия, провести анализ современного состояния предприятия, наметить основные направления по увеличению производства и сбыту хлебобулочных изделий.
     Дипломная работа выполнена на основе данных первичного учета, годовых отчетов за 2006-2007 год и другой документации, а также специальной литературы.
     В ходе работы проводится:
     а) рассмотрение теоретических основ расширения товарного ассортимента продукции;
     б) анализ финансово – хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;
     в) выявление улучшения основных показателей хозяйственной деятельности предприятия за счет расширения товарного ассортимента продукции. 

 


1 Теоретическо-методические основы управления эффективностью деятельности перерабатывающих предприятий АПК

     1.1 Теоретические основы товарного производства

 
      Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность  товара удовлетворять потребности  того, кто им владеет.
       Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно  как с самим товаром, так и  сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвет, упаковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации). Вместе с тем великолепный дизайн автомобиля, трактора, станка при плохом техническом обслуживании не спасет их от провала на «рынке покупателя».
       Для понимания возможностей продукта как  товара производителю следует рассматривать и оценивать его в трех измерениях: конкретно, расширенно и обобщенно [1].
       Необходимо  проектировать товар с четкой ориентацией на заранее выявленную целевую группу потребителей. Главное, о чем нужно помнить предприятию-изготовителю, продумывая свой набор услуг, — проектировать его исходя из потребностей не «среднестатистического» покупателя, а определенной однородной группы.
       Продукт должен быть доведен до степени коммерциализации. Это означает полное освоение его в серийном производстве, успешное завершение всех необходимых испытаний, получение соответствующих сертификатов и других нормативно-технических документов, создание сети обслуживания.
       Товар, ориентированный на российского потребителя, может и не соответствовать характеру спроса иностранного покупателя. Экспортным называется такой товар, который создан после серьезного анализа требований соответствующего сегмента (группы потенциальных покупателей) рынка той страны (стран), куда отечественное предприятие намерено, осуществлять экспорт. При разработке экспортного товара следует также иметь в виду возможные изменения этих требований, предусматривать должное правовое, сервисное, рекламное обслуживание. Только такой товар гарантирует закрепление экспортера на внешнем рынке. Особенно выгоден и перспективен экспорт товаров «рыночной новизны».
       Обычно  принято делить товары на потребительского (личного пользования) и производственного назначения. Характер потребления товаров каждой из этих групп различен, покупка определяется разными потребностями и мотивами. Обычно приобретение товара личного пользования — это акт единоличной воли, максимум — воли всей семьи. Что касается покупки товара производственного назначения, то здесь принимается коллегиальное решение, в выработке которого участвуют люди, находящиеся на разных административных уровнях. Для успешного сбыта этих товаров специалист по маркетингу непременно должен учитывать психологию лиц, от которых зависит принятие окончательного решения о покупке [1].
       Среди товаров личного пользования  можно выделить три группы: изделия длительного пользования – автомобили, холодильники, одежда, мебель и т.д., приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования – продукты питания, косметика, моющие средства; услуги – действие, результатом которого является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект (сшитый по индивидуальному заказу костюм, перепечатка на машинке рукописи, перевозка пассажиров и т.п.) Приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг сопровождается частыми контактами покупателя и продавца. При этом покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать товар той же торговой марки («приверженность к марке») и становится постоянным клиентом его изготовителя. Если приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг организовано хорошо и не вызывает у покупателя затруднений, то феномен приверженности к марке возникает быстро и требует сравнительно незначительных усилий для его поддержания.
       Изделие длительного пользования, а тем  более производственного назначения, требует больших усилий, как в организации продажи, так и в формировании у клиента приверженности к марке. По отношению к товарам производственного назначения покупатель особенно ценит надежность поставщика, под которой понимается уверенность в том, что товар надлежащего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией, и что рекламе и устным заявлениям представителей поставщика можно, безусловно, доверять. Товары надежного поставщика покупают нередко по более высоким ценам, чем товары его конкурентов, и клиенты не отказываются от покупки при повышении цен, вызванном инфляцией или иными причинами.
       Возможны  и иные способы классификации товаров, однако всегда основой такой классификации является удовлетворение потребностей: оно выглядит конечным итогом в характеристике потребительских свойств товара. Например, разделение продуктов на предметы повседневного спроса, предметы тщательного выбора и престижные предметы подразумевает, что одни приобретенные товары в глазах окружающих не могут, а другие, наоборот, способны подчеркнуть высокий социальный статус их владельца [2].
       Товарный  ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых организаций, или в рамках одного и того же диапазона цен.  Так, магазин предлагает определенный ассортимент товаров. Широта товарного ассортимента определяется количеством видов товаров в его составе. Предприятия, добивающиеся большой доли рынка, предлагают широкий товарный ассортимент [3].
       Различают промышленный и торговый ассортимент  товаров. Промышленным называют номенклатуру товара, выпускаемого промышленными предприятиями, а торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной сети. Отличительной особенностью торгового ассортимента является то, что он включает в себя товары, выпускаемые многими предприятиями. Весь торговый ассортимент делят на две отрасли: продовольственную и непродовольственную. Каждая отрасль товаров делится на группы. В состав товарных групп входят товарные объединения по ряду признаков таких как, однородность сырья и материалов, потребительское назначение, степень сложности. Например, товары из дерева, спортивные, хозяйственные товары.
       С учетом сложности ассортимента различают  товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относятся такие, которые состоят из небольшого количества видов или сортов. Например, поваренная соль, хозяйственное мыло. Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по разным признакам, относят к товарам сложного ассортимента.
       Например, к таким товарам относятся  одежда, отличающаяся по фасону и размеру.
       Товарные  группы делят на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные товары по признаку единства производственного происхождения. Например, товарная группа обуви делится на кожаную, валенную, резиновую. Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара подразумевают одинаковые товары разнообразного назначения. Например: обувь мужская, женская и детская.
       Внутри  каждого вида товаров можно выделить разновидности, которые отличаются друг от друга по сортам. С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой ассортимент.
       Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой ассортимент (развернутый)- детализированный групповой ассортимент по конкретным видам и разновидностям товаров. С этими понятиями тесно связаны понятия широты и глубины ассортимента. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина определяется количеством разновидностей товара [1].
       Формирование  ассортимента - это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного удовлетворения его потребностей. Формирование ассортимента должно осуществляться постоянно во всех звеньях цепочки товародвижения, а именно на пути от производителя до потребителя. Формирование ассортимента товаров производится с учетом общих факторов, то есть не зависящих от конкретных условий работы торгового предприятия, и специфических, то есть отражающих конкретные условия. К общим факторам относятся: покупательский спрос и возможности производства, к специфическим относятся: тип и размер магазина, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, наличие конкурентов, техническая оснащенность.
       Система формирования ассортимента включает следующие  основные моменты:
       1) Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
       2) Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
       3) Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в пунктах 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
       4) Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
       5) Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
       6) Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
       7) Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
       8) Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
       9) Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
       10) Оценка и пересмотр всего ассортимента.
       Инструментом, регулирующим ассортимент товаров, служит ассортиментный перечень. Его назначение контролировать полноту и стабильность ассортимента. Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню.
       Под стабильностью ассортимента понимают бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем [3].
       Наращивание ассортимента происходит, когда предприятие  выходит за пределы товарной номенклатуры, производимой в настоящее время. Различают наращивание «вниз» либо «вверх» и двустороннее. Наращивание «вверх» - это расширение ассортимента за счет товаров и услуг более высокого уровня. Решение о наращивании «вверх» привлекательно для каждого предприятия.
       Насыщение товарного ассортимента – это  добавление к нему новых изделий. Основные причины насыщения ассортимента:
    стремление получать дополнительную прибыль;
    возможность задействовать неиспользуемые производственные мощности;
    перспективы стать ведущим предприятием на рынке;
    стремление ликвидировать «пробелы» в ассортименте с целью недопущения конкурентов на рынок.
       Товарная  номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп товаров  и товарных единиц, предлагаемых покупателям  конкретным продавцом. Выделяют следующие показатели:
     а)_широта товарной номенклатуры – это общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых предприятием;
     б)_насыщенность товарной номенклатуры – это общее число составляющих ее отдельных товаров;
     в) глубина товарной номенклатуры – это варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;
гармоничность товарной номенклатуры – это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований организации производства [3].
       У каждого товара есть свой жизненный  цикл. Жизненный цикл товара – время  с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Выделяют пять  этапов жизненного цикла товара: этап исследования, этап введения на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка. На рисунке 1.1 представлены этапы жизненного цикла товара [4].
       1-ый этап. Предварительный этап (исследования). Предполагается идея товара. Работа ведется на уровне НИОКР.
       2-ый этап. Выведение на рынок. Этот этап начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. Выведение товара на рынок требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно. Медленный рост может объясняться следующими обстоятельствами:
     а) задержками с расширением производственных мощностей;
     б) техническими проблемами;
     в) задержками с доведением товара до потребителей, особенно при налаживании распределения через розничные торговые точки;
     г) нежеланием клиентов отказываться от привычных схем поведения.
       В случаях с дорогостоящими новинками  рост сбыта сдерживается и рядом других факторов, таких, как незначительное число покупателей, способных воспринять товар и позволить себе его приобрести. На данном этапе прибыль невелика из-за незначительных продаж и высоких расходов по организации распределения товара и стимулированию сбыта. 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок 1.1 – Основные этапы жизненного цикла товара 

       Затраты на стимулирование сбыта достигают наивысшего уровня, что связано с необходимостью концентрации усилий на продвижении новинки на рынок. Производителей немного, и они выпускают только основные варианты товара, так как рынок еще не готов принять его модификации. Цены обычно повышенные.
       3-ий этап роста. Если новинка удовлетворяет потребностям рынка, то сбыт начинает существенно расти. Ранние последователи будут продолжать покупать товар. Их примеру последуют обычные потребители, если есть благоприятные отзывы о товаре. На рынке появляются конкуренты, привлеченные открывающимися на нем возможностями. Они предложат товар с новыми свойствами, что позволит расширить рынок. Цены остаются на прежнем уровне или слегка снижаются по мере роста спроса. Затраты на стимулирование сбыта сохраняются на прежнем уровне или слегка увеличиваются, чтобы противодействовать конкурентам и информировать публику о товаре. Прибыль на этом этапе растет в связи с сокращением издержек на единицу товара. Чтобы максимально продлить период быстрого роста рынка, можно использовать следующие подходы:
     а) повысить качество новинки, выпустить ее новые модели;
     б) проникнуть в новые сегменты рынка;
     в) использовать новые каналы распределения;
     г) переориентировать часть рекламы с распространения сведений о товаре на стимулирование его приобретения;
     д) своевременно снизить цены для привлечения дополнительного числа потребителей.
       4-ый этап зрелости. Этот этап обычно протяженнее предыдущих этапов и ставит сложные задачи управления маркетингом. Замедление темпов роста сбыта означает, что у многих производителей скапливаются запасы непроданных товаров. Это ведет к обострению конкуренции и продажам по сниженным ценам. Растут расходы на рекламу, увеличивается число льготных  сделок со сферой торговли и потребителями. Все это означает некоторое снижение прибыли. Наиболее слабые конкуренты уходят с рынка. Управляющим нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и комплекса маркетинга.
       Модификация рынка – это поиск новых  пользователей и сегментов рынка, способов стимулирования спроса.
       Модификация товара:
       а) стратегия улучшения качества имеет целью совершенствование функциональных характеристик товара, таких, как долговечность, надежность;
       б) стратегия улучшения свойств имеет целью придать товару новые свойства, делающие его более универсальным, безопасным, удобным;
       в) стратегия улучшения внешнего оформления имеет целью повысить привлекательность товара.
       Модификация комплекса маркетинга. Предприятие должно стремиться стимулировать сбыт с помощью модификации одного или нескольких элементов комплекса маркетинга. Для привлечения новых клиентов и переманивания клиентуры конкурентов можно попытаться разработать более действенную рекламную кампанию, можно воспользоваться более емкими рыночными каналами, предложить покупателям новые или усовершенствованные виды услуг.
       5-ый этап упадка. Падение сбыта может быть медленным, как в случаях с товарами первой необходимости, или стремительным, как в случае с модными товарами. Сбыт может упасть до нулевой отметки и оставаться на нем в течение многих лет. Падение сбыта объясняется внедрением новых технологий, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции. По мере падения сбыта и прибыли некоторые предприятия уходят с рынка. Оставшиеся могут сократить ассортимент товарного предложения, отказаться от мелких сегментов рынка и наименее эффективных торговых каналов, снизить цены. Но сохранение в товарной номенклатуре фирмы товара, вступившего в стадию упадка, может оказаться чрезвычайно убыточным.
       Каждое  предприятие не может полагаться на уже выпускаемые товары, оно  должно иметь программу разработки новых товаров. Потребитель ждет новых изделий, а конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Предприятие может получить новинки двумя способами:
       а)_путем приобретения на стороне (покупка предприятия, патента, лицензии на производство товара),
       б) собственными силами, создав в своей структуре отдел исследований и разработок [4].
       Новаторство может быть делом весьма рискованным. По данным американских исследователей, на рынке товаров широкого потребления терпят неудачу 40 % всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения – 20 %, на рынке услуг – 18 % [5].

     1.2 Основные проблемы производства и сбыта хлебобулочных изделий

     Хлеб  и хлебобулочные изделия –  основные продукты питания людей, они  содержат почти все, что необходимо человеку длят питания и нормальной жизнедеятельности. Потребляя хлеб и хлебобулочные изделия, человек удовлетворяет свои энергетические потребности на 40-50%, потребности в белке на 30-40%, в витаминах группы В на 50-60% и витамина Е до 80 %. По оценкам Госкомстата России около 70 млн. людей свои потребности в пище удовлетворяют на 80% хлебом . [5]
     Пищевая ценность хлеба определяется содержанием  отдельных составляющих и энергетической ценностью с учетом коэффициента усвояемости.
     Хлеб, изготовленный из различных сортов пшеничной и ржаной муки, содержит 40-50% влаги и 50-60% сухих веществ. В  состав сухих веществ входят углеводы (около 45%), небольшое количество белков (8-9%), а также жиры, минеральные вещества, витамины и кислоты. Содержание основных групп пищевых веществ в хлебобулочных изделиях зависит от рецептуры.
     Энергетическая  ценность хлеба зависит от содержания влаги (чем больше влаги, тем она ниже) и от количества отдельных компонентов сухого вещества. Хлебобулочные изделия имеют высокую энергетическую ценность и вместе с зерновыми продуктами восполняют более 40% суточной потребности организма в энергии.
     Пищевая ценность хлеба тем выше, чем полнее он удовлетворяет потребности организма  в пищевых веществах и чем  точнее химический состав отвечает формуле  сбалансированного питания. Хлебобулочные  изделия обеспечивают одну треть  потребности организма в белке и значительную часть потребности в углеводах и витаминах группы В.
     Вместе  с тем белки хлеба не являются полноценными: в них мало незаменимых  аминокислот лизина и метионина. Поэтому в процессе производства хлеба его белковую ценность повышают путем обогащения молочными продуктами, белками бобовых и масличных культур (сои, подсолнечника). Таким  образом, хлеб является источником многих незаменимых для организма человека аминокислот: посредством его удовлетворяется потребность в лизине на 19-21%, в метионине на 20-22%, в триптофане на 36-40%.
     Минеральная и витаминная ценность хлеба зависит  от сорта муки: чем больше выход  муки, тем она выше. [6]
     В хлебопечении – одной из старейших  отраслей пищевой промышленности –  к настоящему времени исторически  сложилась терминология и основные группы товаров. Со временем эти понятия и определения перешагнули рамки производства и теперь широко используются не только в технологических руководствах, но и в нормативных документах.
     Предложенная  ниже классификация включает не только простой перечень ассортимента хлебобулочных изделий, но и круг характеризующих их признаков, включающий в себя вес, основные составляющие рецептуры, особенности способов обработки.
     Хлеб  – изделия с массой не более 0,5 кг, в рецептуру которых входит обычно только основное сырье. Группа включает формовой и подовый хлеб из ржаной, пшеничной муки и их смесей.
     Булочные  изделия – из пшеничной муки с  массой не более 0,5 кг, в рецептуру  которых, помимо основного сырья, обычно входят сахар и жиры в суммарном количестве, не превышающем 14%, а также другие виды дополнительного сырья. Группа включает батоны, булки, халы, плетенки, сайки, калачи, ситники и др.
     Сдобные изделия – из пшеничной муки высшего  и первого сорта; в рецептуру  входят сахар и жиры в суммарном количестве не менее 14%, а также другие виды дополнительного сырья. Группа включает сдобу, булочную смесь, батончики, лепешки, слоеные изделия и др. Изделия группы резко различаются по видам дополнительного сырья и содержанию сахара (от 7 до 30%) и жира (от 7 до 25%), имеют присущую виду (сорту) форму и отделку.
     Бараночные  изделия – пониженной влажности (не более 19%) с характерной кольцеобразной (или эллипсовидной) формой; приготовление  заканчивается выпечкой. Группа включает в себя баранки (масса одного изделия 20-40 г), сушки (масса 4-10 г) и бублики (масса 80-100 г).
     Соломка и хлебные палочки – изделия  пониженной влажности, приготовление  которых предусматривает после  выпечки многочасовую выдержку при  определенной температуре и влажности, резку на ломти и сушку до заданной влажности (8-12%), Группа включает сухари (масса изделия не менее 5 г), простые и сдобные, и сухарики (масса изделия не более 5 г).
     Пирожковые  изделия – из пшеничной муки; при формовании добавляется начинка. Группа включает пироги (масса изделия не менее 200 г), открытые и закрытые, и пирожки (масса изделия не более 200 г). [5]
     В России имеется сегодня более 10 тысяч  хлебозаводов (в том числе 1,5 тысячи крупных) и пекарен, способных вырабатывать около 70 тысяч тонн хлеба в ассортименте (более 700 наименований), или 500 г хлеба на человека. Мощности их составляют приблизительно 25 млн. тонн в год.
     Однако  производство хлебобулочных изделий, по данным официальной статистики, в последнее время сокращается: в 2000 году было произведено 9,1 млн. тонн продукции, или 98,9% к уровню 1999 года, в 2001 году – 8,5 млн. тонн, или 95% к предыдущему году. В 2002-2004 годах тенденция постепенного сокращения объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий сохранилась. [6]
     Если  рассматривать объемы реализации хлеба и хлебобулочной продукции, то можно увидеть что во многих регионах страны доля потребления хлеба на одного человека гораздо ниже норм потребления пшеничного и ржаного хлеба, установленных постановлением правительства РФ №192: мужчины – 520,5 г/сутки, женщины – 348 г/сутки, пенсионеры и дети с 7 до 15 лет – 301,4 г/ сутки, дети от рождения до 6 лет – 137 г/сутки.
     Уменьшение  потребления хлеба может быть следствием следующих факторов:
     а)_снижение сырьевых ресурсов хлебопекарной промышленности;
     б)_ «недопотребление», в связи со значительным снижением уровня жизни населения, при котором невозможно даже приобретение в необходимом количестве товаров повседневного спроса для поддержания жизнедеятельности организма;
     в)_переход части населения страны на домашнее хлебопечение (например, в ряде районов Омской области автомашина, развозящая товар по сельским магазинам, привозит вместо хлеба мешки с мукой);
     г)_рост среднедушевых денежных доходов, переориентация спроса населения на приобретение более дорогих и полноценных продуктов питания. [3]
     Объем производства хлеба в России уменьшается  до недопустимых с точки зрения питания  населения объемов. Население не получает необходимого количества хлеба, хотя затрачивает на его приобретение до 10% своего дохода против 4-5% еще 15 лет назад. Кроме того, наблюдается повсеместное увеличение расхода муки на одну тонну хлеба за счет уменьшения массы буханки. Например, когда промышленность в свое время была переведена на выпуск хлеба массой 800 г вместо 1 кг, потери по России составили порядка 50 тыс. т муки. Сейчас, в связи с ростом затрат на сырье, электроэнергию и услуги, предприятия повсеместно снижают массу буханки или батона, чтобы не так заметен был рост цены. [5]
     Во  все времена динамика потребления  хлеба и хлебопродуктов считалась индикатором уровня жизни народа. С одной стороны, если потребление сокращалось, это свидетельствовало о том, что население стало более рационально питаться. С другой стороны, фактически сложившаяся величина потребления хлеба не может быть чрезвычайно низкой в ситуации, когда «очень многие только и могут себе позволить хлеб да картошку, или хлеб и чай».
     Напротив, снижение уровня жизни населения  приводит к росту потребления  хлебобулочной продукции. Хлеб и  хлебобулочные изделия имеют, как  правило, неэластичный спрос, а тем более, в условиях падения доходов населения, наблюдается эффект Гиффина: с повышением цены товара спрос на него растет при уменьшении доходов.
     Данные  противоречия развивают мысль об искажении данных статистического  учета и отчетности, несоответствии их реалиям сегодняшнего момента, о легальном функционировании так называемой «теневой» экономики.
     Логично предположить возможность нелегального производства анализируемой продукции  в рамках промышленного и малого хлебопечения. Эту точку зрения разделяют многие специалисты. По мнению В. Мальцева, заместителя Главного Государственного Хлебного Инспектора РФ, «мы потребляем хлеба в пределах в пределах рекомендуемой нормы потребления, а разницу в производстве – 6 млн. тонн – составляет неучтенная продукция мини-пекарен». Этот «потерянный» хлеб съедается населением.
     Нелегальное производство хлебобулочной продукции  возможно в виде:
     а)_нарушения технологических операций хлебопекарного производства (недозакладка основного и вспомогательного сырья, подмена высококачественных компонентов низкосортными, неконтролируемый расход воды при замесе теста, занижение выходов продукции);
     б)_применение технологий, ускоряющих технологический процесс (превышение операций выпечки над нормативными, установленными для рабочего дня);
     в)_искажение статистической и бухгалтерской отчетности (сокрытие части средств, полученных от производства продукции, представление заведомо ложных данных об объемах выпечки хлеба, завышение данных о производственных затратах, установление в калькуляции завышенной нормы рентабельности);
     г)_отсутствие документов лицензионно-разрешительного характера (отсутствие лицензий на производство хлебной продукции, заключений, подтверждающих санитарно-гигиеническое благополучие, право-устанавливающих документов на возможность осуществления хозяйственной деятельности, несертифицированный выпуск продукции).
     Более латентным к производству нелегальной  продукции являются хлебопекарные  предприятия малой мощности. Это  связано с возможностью использования  «непрозрачных», по сравнению с крупными хлебозаводами, схем функционирования. [4]
     Сегодня производство хлебобулочных изделий – одно из важнейших стратегических отраслей пищевой промышленности – переживает нелегкие времена. С приходом реформирования и приватизации многие производства хлебопекарной промышленности оказались перепрофилированы на выпуск более доходных, конкурентоспособных и ходовых товаров, а другие были ликвидированы. Некоторые хлебозаводы в настоящее время находятся в состоянии банкротства или близким к нему, а более перспективным низкая рентабельность не позволяет успешно развиваться.
     В начале 90-х годов хлебная отрасль оказалась в рыночной стихии. Почти все хлебозаводы являлись федеральными унитарными предприятиями, но с началом так называемых реформ государство отказалось от стратегического влияния на хлебопекарную промышленность. Хлебозаводы становились закрытыми или открытыми АО, и лишь немногие остались государственными унитарными предприятиями.
     Помимо  приватизации и целенаправленного  банкротства хлебная отрасль  столкнулась с острыми проблемами систематического недостатка оборотных  средств, невозможности обновления оборудования, решать социальные проблемы. Наиболее перспективными стали хлебобулочные предприятия, которые были построены в 70-80-х годах прошлого века. Лишь немногим предприятиям за последнее десятилетие удалось провести масштабную реконструкцию, обновить оборудование, открыв новые производства. [1]
     В ценовой политике положение осложняют  мини-пекарни, которые с низкой рентабельностью  в современных рыночных условиях просто не выживут из-за высокой  себестоимости выпускаемого хлеба  при постоянном росте цен на электроэнергию, воду, сырьевые компоненты. В наше время мини-пекарни могут конкурировать с хлебозаводами только за счет уменьшения качества продукции: переход на «быстрые» технологии, изменение пропорций в изначальном сырье и т.д. В рыночных условиях хлебозаводы сокращают выпуск хлебобулочных товаров, а их доли на рынках занимают мини-пекарни. [4]
     Негативные  явления рыночной стихии, связанные  с перепрофилированием и ликвидацией  хлебозаводов, проявляются на общем  фоне снижения производства сельскохозяйственной продукции, в том числе и зерновой – основного сырья для хлебопекарной отрасли. По прогнозу специалистов, в этом году в стране будет создано на 10-15 млн. т зерна меньше прошлогоднего, когда урожайность была рекордной. Но запасы зерна прошлого года перекупщиками были проданы за границу с прибылью для них в 30 млрд. руб. Причем зерно выгребли так основательно, что в стране цены на хлеб выросли на треть, а качество хлеба стало повсеместно падать. Во все времена в мире спекуляция хлебом причислялась к самым тяжким преступлениям, но только не в России. [6]
     Сегодня страдает и деревня – главный  производитель зерна. Незасеянными по сравнению с прошлым годом  остались 10 млн. га пахотной земли. Сельскохозяйственный машинный парк имеет износ свыше 70%. От снижения уровня механизации в сельском хозяйстве страна ежегодно теряет до трети урожая на 120-150 млрд. руб. Все это сказывается и на состоянии сложного хлебопекарного хозяйства страны, которое и без того переживает непростые времена. [3]
     Среди основных трудностей, испытываемых предприятиями хлебопечения в настоящее время, выделены следующие наиболее острые проблемы: высокий уровень налогообложения и высокие тарифы на энергоносители, а также существует проблема неразвитости инфраструктуры рынка, особенно при снабжении хлебом отдаленных населенных пунктов. Этот сектор рынка еще не освоен вследствие непривлекательности из-за высоких транспортных расходов, необустроенности мест продажи (многие магазины в небольших населенных пунктах в настоящее время закрыты) и т.п. [6]
     По  результатам проверок, проведенных  Торговой инспекцией, были выявлены следующие  основные нарушения.
     1) На предприятиях, производящих хлебобулочные  изделия:
     а)_ выработка и продажа некачественного хлеба и хлебобулочных изделий;
     б)_не проставляется масса изделий в товарно-транспортных документах (при взвешивании установлен факт разницы в массе);
     в)_отклонение от установленной по ГОСТу массы в меньшую сторону;
     г)_халатность производственного персонала (не контролируется масса кусков теста);
     д)_несоответствие внешнего вида хлеба требованиям ГОСТа; в накладных не проставляется время выемки изделий из печи;
     е)_выработка хлеба с нарушениями требований санитарных правил;
     ж)_нарушение технологического процесса выработки хлеба (не просеивается мука);
     з)_нарушение норм складирования муки.
     2) В розничной сети:
     а)_наличие в продаже хлебобулочных изделий с истекшим сроком реализации;
     б)_грязные полки, на которых хранится хлеб;
     в)_продажа недоброкачественных изделий (хлеб имеет слипы, трещины, расплывчатую форму, черствый);
     г)_недостаток необходимого инвентаря в палатке (весы, раздаточные доски, умывальник);
     д)_не заключены договора с предприятиями, поставляющими хлебобулочные изделия;
     е)_неправильное хранение хлеба на стеллажах (то есть «навалом») или в неположенном месте (в тамбуре). [5]
     Несмотря  на отсутствие специальных мер по демонополизации такой отрасли, как хлебопечение, процесс развития конкуренции рынка хлеба активизируется. Положительными последствиями можно  считать появление новых хозяйствующих субъектов, выпекающих качественный хлеб и составляющих конкуренцию хлебозаводам, увеличение ассортимента и наличие хлеба в течение всего дня, отсутствие очередей за хлебом, улучшение обслуживания покупателей – появление большого количества торговых точек. Однако положительные изменения на рынке хлеба сопровождаются негативными моментами: высокие темпы роста цен на хлеб по сравнению с другими продовольственными товарами, и то, что хлеб в основном приобретается в палатках, где зачастую не соблюдаются санитарные нормы, а не в булочных или магазинах, Для улучшения снабжения хлебом в отдаленных населенных пунктах необходимо предоставлять льготы хозяйствующим субъектам. Цены на хлеб должны быть свободными, отражающими все затраты на его производство, начиная от сельхозпроизводителей и заканчивая хлебопекарной промышленностью и торговлей.
     Государственный заказ должен распространяться только на те объемы хлеба, которые необходимы для обеспечения больниц, школ и  т.п. Вмешательство государственных  органов в хозяйственную деятельность предприятий может привести к отрицательным последствиям для хозяйствующих субъектов и ситуации на рынке. [1]
     Хлебопекарная промышленность относится к числу  наиболее материалоемких подотраслей  агропромышленного комплекса, что  существенно увеличивает значимость мероприятий по рациональному использованию всех видов сырьевых ресурсов.
     Экономное расходование ресурсов в хлебопечении всегда было приоритетной задачей отрасли  и научных исследований.
     В общих чертах расходование хлебных  ресурсов определяется следующими факторами:
     а)_общим объемом производства хлеба и хлебобулочных изделий;
     б)_ассортиментом вырабатываемой продукции;
     в)_массой (развесом) единицы продукции;
     г)_содержанием влаги в хлебобулочных изделиях;
     д)_технологическими затратами и потерями;
     е)_применением добавок.
     Названные факторы в принципе известны всем хлебопекам, и они их всегда учитывают  при организации производства.
     Приоритетными направлениями научных исследования для решения главной задачи являются:
     а)_разработка ассортимента продукции повышенной пищевой и биологической ценности;
     б)_применение нетрадиционного сырья и пищевых добавок;
     в)_создание новых прогрессивных ресурсосберегающих технологий.
     Учитывая  изменения структуры хлебопекарной  отрасли промышленности и развитие рыночных отношений, появилась возможность расширить ассортимент хлебобулочных изделий с целью оздоровления рациона питания населения России. [2]
     В России, где хлеб является одним  из основных продуктов питания, рациональным является сбалансирование химического  состава и энергетической ценности хлебобулочных изделий. С учетом этого создание широкого ассортимента новых продуктов хлебопекарного производства пониженной энергетической ценности, имеющих профилактическое значение, очень актуально.
     Одним из путей разработки ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий пониженной энергетической ценности служит применение различных видов сырья, вводимого в рецептуру хлебобулочных изделий при одновременном исключении жирового продукта. При этом используемые виды сырья должны обеспечивать ряд технологических и функциональных свойств жирового продукта: способствовать достижению оптимальных структурно-механических свойств теста в процессе замеса и созревания, оказывать положительное влияние на органолептические, физико-химические и дополнительные показатели качества хлеба. Также они должны влиять на сохранение свежести хлебобулочных изделий вследствие замедления определенных изменений в микроструктуре мякиша, связанных, главным образом, с изменениями в состоянии крахмала в готовом хлебе. К таким видам сырья относятся модифицированные крахмалы, различные виды эмульгаторов, белоксодержащие (соевые) продукты, пектин, целлюлоза, одни из которых усваиваются организмом человека, а другие способствуют улучшению обменных процессов в организме и обладают пониженной энергетической ценностью. [4]
     Хлебобулочная и кондитерская продукция постоянно  востребована, не требует особой рекламы. Однако потребители предъявляют  повышенные требования к качеству, что заставляет производителей совершенствовать ассортимент с учетом потребностей в изделиях диетического и лечебно-профилактического назначения.
     Разработаны технологии производства множества  хлебобулочных и кондитерских изделий  с пищевыми добавками, позволяющими влиять на резистентность потребителей к условиям окружающей среды, воздействовать на организм с лечебно-профилактическим эффектом.
     В современных условиях, когда показателями качества выступают и экономические  факторы, производители совершенствуют технологический процесс, чтобы  не ухудшая органолептических и физико-химических показателей качества, добиться успеха в экономике своего предприятия. А это зависит от многих факторов разной направленности, и в первую очередь от качества поступающего сырья. [6]
     В связи с переводом экономики  на рыночные отношения хлебопекарные предприятия были акционированы и приватизированы. При этом имевшаяся на этих предприятиях служба производственного контроля за качеством сырья и готовой продукции, соблюдением правил ведения технологических процессов была сокращена до минимума, а в ряде случаев полностью ликвидирована. Еще хуже обстоит дело на предприятиях малого бизнеса, где лаборатории вообще отсутствуют, поэтому качество сырья и готовой продукции не оценивается.
     По  действующему порядку государственный  контроль за качеством сырья и вырабатываемой продукции на хлебопекарных предприятиях должен осуществляться органами Госстандарта, Госсанэпиднадзора и Торговой инспекции. Однако контроль тот, хотя и нерегулярно, осуществляется только на крупных предприятиях, поскольку из-за малочисленности этих организаций они лишены возможности контролировать качество сырья и продукции на всех предприятиях.
     В условиях, когда в ряде регионов экологическая обстановка неблагополучная (загрязненность почв радиоактивными веществами, в зерне содержатся пестициды, в отдельных партиях зерна обнаруживаются микроскопические токсичные грибы и т.д.), в целях охраны здоровья потребителей хлеба и хлебобулочных изделий необходим регулярный производственный и строгий государственный контроль за качеством сырья и готовой продукции на хлебопекарных предприятиях. [3]
     Основными причинами нестандартной продукции  на хлебопекарных предприятиях являются нарушения правил ведения технологического процесса, использование более дешевой, но низкого качества муки, бесконтрольное применение улучшителей качества хлеба и хлебобулочных изделий. На последних необходимо остановиться особо. При использовании для хлебопечения муки пониженного качества правильное применение улучшителей позволяет повысить качество хлеба. Однако в силу своей некомпетентности или в целях извлечения большей прибыли от реализации хлеба дозировку улучшителей и длительность брожения и созревания теста нарушают. В результате получается хлеб хорошего товарного вида и объемной формы, но внутри крошащийся мякиш; такой хлеб невозможно резать ножом, вкус оставляет желать лучшего.
     Нередко также получается, что, несмотря на достаточно проверенные на практике рецептуры и полноценные продукты, получить хлеб хорошего качества не удастся. Все неудачи, как правило, связаны с нарушением температурного режима при подготовке теста и его выпечке. Поэтому необходимо строго придерживаться рецептур и приведенных режимов, а расходуемые продукты точно отмеривать и взвешивать – только тогда можно гарантировать высокое качество хлеба. [5]
     В условиях конкуренции вопрос повышения  качества муки имеет приоритетное значение. По оценкам специалистов, потребность  хлебопекарной промышленности России в муке удовлетворяется полностью. А вот ее качество часто не соответствует  требованиям стандарта по клейковине, зачастую отличается повышенной ферментативной активностью.
     Не  секрет, что выработка хлебобулочных  изделий хорошего качества с каждым годом усложняется. Это происходит прежде всего потому, что в отличие  от зарубежных стран, где мука в течение длительного времени имеет стабильное и согласованное с получателем качество, а стандарты на муку жестко защищают хлебопеков, для отечественных производителей поставляемая мука, как правило, не соответствует европейским стандартам качества и даже стандартам России. Эти отклонения оформляются законодательно или административно, допускается на переработку в муку зерно разных кондиций, в том числе и проросшее, пораженное вредителями и др., что приводит к ухудшению качества как муки, так и хлеба. Нельзя признать нормальным, что стала правилом поставка муки по техническим условиям, подгоняемым к сложившимся ресурсам, качественные показатели которых имеют тенденцию к ухудшению. [2]
     Клейковина  составляет основу пшеничного теста  и определяет его физические свойства. Количество клейковины соответствует количеству белка зерна и имеет соотношение 2,1-2,4. Снижение качества хлебопекарной муки объясняется снижением товарного качества зерна продовольственной пшеницы, что в настоящее время становится все более острой проблемой. Основной причиной такого положения дел является крайне малое производство зерна сильной пшеницы (первого и второго класса) с содержанием клейковины 28% и более. При том, что объемы валового сбора урожая 2002 года превысили внутренние потребности страны в зерне, ощущается недостаток сильной пшеницы для формирования помольных партий, гарантирующих выработку хлебопекарной муки соответствующего качества.
     Зерно, мука и продукты из них являются социально значимыми, жизненно необходимыми и незаменимыми. Питаясь только продуктами этой группы, человек может прожить очень долго. Вот почему вопрос качества зерна, муки, и, следовательно, хлеба стоит на первом месте. Для его решения необходимы кардинальные меры воздействия на рынок на государственном уровне. Интересы производителя должны быть защищены специальными мерами, чтобы не получилось так, как осенью 2002 года, когда большой урожай зерновых не принес прибыли производителям. [3]
     Одним из способов улучшения качества хлебобулочных  изделий является использование различных функциональных добавок в качестве рецептурных компонентов мучных композитных смесей (МКС); установлена достаточно высокая эффективность использования модифицированных крахмалов, эмульгаторов, сухой клейковины в качестве функциональных добавок при приготовлении МКС.
     В связи с использованием МКС в  хлебопекарной промышленности возникает  необходимость разработки направлений  развития ассортимента хлебобулочных  изделий стабильного и улучшенного  качества. Оптимальный вариант решения  этой задачи должен включать гибкую систему регулирования технологического процесса, интенсификацию процесса приготовления теста, не требовать значительных материальных затрат, стабилизировать качество выпускаемых хлебобулочных изделий. Поиск оптимального варианта реализации этих направлений основывается на разработке рецептур МКС, где в качестве одного или нескольких компонентов используются пищевые добавки функционального назначения, которые действуют на основные структурные компоненты сырья, регулируют биологические и микробиологические процессы, происходящие в тесте и т.д., в связи с чем появляется возможность корректирования и целенаправленного воздействия на качество хлебобулочных изделий, а также придание им определенных диетических свойств.
     Использование модифицированных крахмалов является одним из эффективных средств улучшения качества хлеба и хлебобулочных изделий. В хлебопекарной промышленности нашли свое применение набухающие, кислотномодифицированные, окисленные и другие крахмалы различных злаковых культур, таких, как пшеница, кукуруза и т.д.
     Применение  эмульгаторов при приготовлении  хлеба и хлебобулочных изделий  улучшает структурно-механические свойства теста при его машинной обработке, увеличивает газоудерживающую способность, благоприятствует увеличению объема хлеба, улучшает структуру пористости, замедляет процессы черствения.
     Особенно  эффективно применение сухой клейковины в связи с возможностью использовать муку с пониженными хлебопекарными свойствами без ухудшения качества хлеба. Использование сухой клейковины позволяет заметно улучшить хлебопекарные качества муки при незначительном ее удорожании. Выход хлебной продукции из муки с использованием сухой клейковины увеличивается на 2-5% за счет увеличения расхода воды в силу повышения водопоглатительной способности клейковины. [6]
     В процессе термообработки, сушки, консервирования  или замораживания пищевые продукты теряют почти весь свой вкус, запах, витамины и другие полезные для организма  вещества. Поэтому издавна возникла индустрия, делающая пищу вновь вкусной и ароматной для потребителя.
     Пищевые ароматизаторы и красители добавляют  в продукты в ничтожно малых количествах, и стоимость их мало влияет на цену изделий. Поэтому они стали широко применяться в производстве пищевой  продукции.
     Велика  в пищевой продукции роль витаминов, представляющих низкомолекулярные органические вещества, недостаток которых вызывает нарушение обмена веществ и общее ухудшение состояния здоровья.
     Для ускорения микробиологических и  биохимических процессов, улучшение  реологических свойств полуфабрикатов применяются ферментные препараты. Тип применяемого ферментного препарата обуславливается химическим составом и качеством основного и дополнительного сырья. Практика показала эффективность ферментных препаратов в случае корректировки хлебопекарных свойств муки пониженного качества.
     Мучные  изделия особенно капризны в технологическом  процессе, поэтому очень важно  учесть не только особенности всех компонентов, но и функциональные особенности  в первую очередь муки.
     Одна  из отличительных особенностей технического состояния хлебопекарной промышленности – наличие большого числа предприятий, введенных в строй в довоенные и первые послевоенные годы. Средний возраст хлебопекарного оборудования – 20,3 года – один из самых высоких в группе перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса. Для большинства хлебопекарных предприятий характерны низкие темпы технического перевооружения производства. Сменяемость оборудования на хлебозаводах России составляет 1,6% против 7,6% в 1991 году. В развитых капиталистических странах замена основных фондов в хлебопечении осуществляется более интенсивно (в Германии ежегодно на 18,7%, в США – на 25%). Использование морально и физически изношенного оборудования, помимо прямых потерь сырья и готовой продукции, вызывает повышенный расход электроэнергии и топлива, увеличивает трудоемкость производства хлеба.
     Поливариантность  возможного поведения производителя  хлеба выдвигает на первый план проблему научно-обоснованного выбора наиболее эффективной концепции развития материальной базы хлебопекарной отрасли. Проектирование, производство и эксплуатация хлебопекарного оборудования в условиях рыночной экономики должно преследовать двуединую цель: максимизировать ресурсосбережение и гарантировать выпуск биологически полноценной конечной продукции.
     Включение России в мировой продовольственный  рынок требует скорейшего проектирования и запуска в производство конкурентоспособного технологического оборудования, способного снизить себестоимость, расширить  ассортимент, увеличить качество хлеба и хлебобулочных изделий. [1]
     Внедрение комплексно-механизированных линий  позволяет максимально механизировать процессы приготовления теста –  разделки, формовки и расстойки тестовых добавок.
     Широкое применение в отрасли находят  тестомесильные машины интенсивного замеса, тесторазделочные агрегаты, которые снабжены тестоделителями повышенной точности, тестоокруглители, механизмы предварительной расстойки тестовых заготовок, тестозакаточные машины. Автоматизация управления этим комплексом машин обеспечивает стабильность и надежность их работы.
     Применение  в промышленности машин, оборудования, средств автоматики и интенсифицированных  технологических процессов приготовления  теста создает реальную возможность  перехода от механизации участков и  цехов к массовой комплексной механизации и автоматизации хлебозаводов. [4]
     Необходимость постоянного обновления всего парка  оборудования – непременный фактор стабильного развития производства, поскольку наличие свободных  мощностей совершенно не означает, что отпадает необходимость их совершенствования и замены. Вследствие изменений в ведении технологического процесса, невозможности работы в непрерывном цикле, просто износа оборудования возникает естественная потребность в замене и модернизации старого оборудования.
     Переход от непрерывного процесса замеса к порционному требует установки современных тестомесильных машин. Существенны проблемы и в печном хозяйстве. Печи большой мощности, как правило, загружены не полностью. Особое значение приобретают технико-экономические характеристики печей – расход топлива на производство одной тонны продукции, возможность регулировки температуры по зонам, величина упека и др. То есть, необходимы печи средней мощности, мобильные, малоаккумулятивные с широким диапазоном возможностей. До сих пор такого оборудования, отвечающего всем этим требованиям отечественных производителей, нет. Существующие аналоги импортного оборудования весьма дороги и недоступны для хлебопекарных предприятий. То же самое относится и к упаковочному оборудованию. Кроме того, крайне высокие цены на упаковочные материалы приводят к резкому удорожанию продукции, а, следовательно, к их недоступности для всех категорий населения. В результате продукция российского товаропроизводителя становится неконкуренто-способной. Вот почему наши хлебопеки вынуждены за валюту приобретать зарубежное оборудование – дорогое, но надежное, по качеству продукции и производительности значительно превосходящее аналогичное отечественное. Эти проблемы требуют первоочередного решения, чтобы отрасль могла стабильно и планомерно развиваться. [3]
     Издавна на Руси хлеб соотносили с даром  небес, перед ним благоговели, ибо  помнили всегда – он дает жизнь. Традиционные технологии производства российского хлеба относятся  к лучшим мировым достижениям, и  ассортимент позволяет удовлетворить любые вкусы.
     С большой долей вероятности можно  утверждать, что каждый хлебозавод и пекарня имеют все условия  для выработки хлеба и хлебобулочных  изделий хорошего, стабильного качества. Для этого требуется прежде всего  добросовестное отношение пекарей к своему труду, их квалифицированный подбор, с учетом условий предприятия и качества, технологического режима и выбора его оптимальных параметров с использованием всех инструкций и рекомендаций, которые наработаны наукой и практикой.
     Вне сомнения, компьютеризация и автоматизация производственных процессов существенно облегчат решение задачи, но квалификация пекаря и технолога всегда играет превалирующую роль, особенно в условиях поставок сырья нестабильного качества, в которых предприятию самому приходится жестко контролировать качество поступающей муки и другого дополнительного сырья, тщательно подбирать поставщиков. Ведь безопасность и качество сырья – это основа безопасности и хорошего качества готовой продукции. [1]
     Решение основных проблем хлебопекарной промышленности, связанных с качеством, ассортиментом, технической оснащенностью предприятий, определяет сегодня современные приоритеты их научного обеспечения. Эти проблемы резко обострились и требуют новых подходов к их решению.
     Так, в промышленности перерабатывается более 60% от общего объема муки с пониженными свойствами, невысок уровень удовлетворения потребности населения в изделиях лечебно-диетического и профилактического назначения, особенно в зонах экологического неблагополучия, в хлебе длительного хранения.
     Назрела необходимость технического перевооружения хлебопекарных предприятий с  переориентацией их на мобильные  дискретные технологии, реальностью  стало широкое внедрение малых  производств – пекарен. [4]

     1.3 Методика расчета экономической эффективности от увеличения объемов производства

 
       Целью деятельности любой организации, связанной  с  коммерческой деятельностью, является получение прибыли. Ее величина складывается под влиянием соотношения между доходами и расходами организации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением уставных вкладов участников (собственного имущества).
       Доходы организации делятся на:
       а)_доходы от обычных видов деятельности;
       б)_операционные доходы;
       в)_внереализационные доходы.
       Основной  удельный вес в общей сумме  доходов эффективно работающего предприятия занимают доходы от обычных видов деятельности. Под обычными видами деятельности понимается изготовление продукции, перепродажа товаров или оказание услуг, то есть те виды деятельности, с целью осуществления которых создано предприятие. Они являются предметом деятельности организации и указываются в ее уставе [24].
       Важными показателями, характеризующими экономическую  эффективность  производства продукции являются валовый и чистый доход.
       Валовый доход (ВД) – это разность между  стоимостью валовой продукции (ВП) и материальными затратами (МЗ) 

             
            ,      (2)
             

где   ВП – стоимость валовой продукции, руб.;
       МЗ  – стоимость материальных затрат, руб.
    Чистый  доход (ЧД)- это разность между стоимостью валовой продукции и всеми  затратами на его производство (ПЗ), руб. 

                   ЧД = ВП – ПЗ,      (3) 

                   ЧД = ВД – ОТ,      (4) 

где   ОТ – затраты на оплату труда, руб.
       Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение  прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, то есть с себестоимостью продукции. Предприяти6е получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то предприятию удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, то есть отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее банкротство [7].
       Важным  показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
       Себестоимость продукции – это стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее производство и реализацию. В себестоимость включаются не все затраты на производство и реализацию продукции, часть из них покрывается за счет прибыли. Затраты, которые включаются в себестоимость, определяются «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции», которое утверждается Правительством РФ [7].
       Затраты на производство продукции включают в себя такие элементы как: материальные затраты (сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо и энергия, износ малоценных и быстроизнашиваемых предметов и другие), заработная плата, отчисления в фонд социальной защиты, амортизация основных средств и прочие расходы.
       Классификация затрат по экономическим элементам  служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций [8].
       Для исчисления себестоимости отдельных  видов продукции используется группировка  по статьям калькуляции, характеризующая  направления использования затрат. Типовой перечень калькуляционных статей включает следующие позиции:
       1) Заработная плата производственных рабочих.
       2) Отчисления на социальные нужды.
       3) Материальные затраты.
       4) Амортизация.
       5) Прочие расходы.
       Итого производственная себестоимость.
       6) Коммерческие расходы.
       Итого полная себестоимость.
       Предприятия самостоятельно определяют перечень калькуляционных статей в соответствии с отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу себестоимости. Основными требованием является максимально возможное выделение прямых затрат. Различают затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и другие). Они прямо относятся на тот или  иной объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством  нескольких видов продукции и относятся на объекты калькуляции путем распределения пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и так далее). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и другие.
       В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно  разделить на постоянные и переменные. Постоянные расходы (амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата) остаются стабильными при изменении объема производства, а переменные (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия) изменяются пропорционально объему производства продукции [28].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.