На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    АКАДЕМИЯ  МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    по  спецкурсу «Криминалистическое 
    обеспечение предварительного следствия»
    Тема: Особенности расследования преступлений несовершеннолетних . 

                Выполнил: курсант 4 курса
                    42 учебной группы следственно-экспертного факультета Академии МВД Республики Беларусь
                    Тихонов Дмитрий Александрович
                    Научный руководитель:  доцент кафедры криминалистики
                    полковник милиции
                    Пацкевич  Александр Петрович 
                     
                     
                     

    Минск 2005
План: 

     Введение…………………………………………………………………стр. 3
      Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних…………………………………………………..стр. 6
    Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию  по уголовным делам  в отношении несовершеннолетних………..…стр. 11
    Особенности возбуждения и  планирования расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних……………...стр. 17
    Особенности проведения отдельных  следственных действий с участием несовершеннолетних……………………………………..стр. 22
 
    Заключение…………………………………………………………....стр. 31 

     Список использованных источников………………………………стр. 33
           Задача…………………………………………………………………...стр. 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Преступность  в среде несовершеннолетних –  это серьезная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается и  борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути просто дети, жизнь которых только начинается.
    Несмотря  на то, что борьба с преступностью  несовершеннолетних всегда была и остается неотъемлемой частью деятельности правоохранительных органов в каждой стране, к сожалению,  преступность несовершеннолетних не удалось  устранить ни в одном, даже самом благополучном в социально-экономическом и политическом отношении государстве мира.
    В Республике Беларусь уголовно-процессуальным и уголовным законом установлены  некоторые особенности, связанные  именно с несовершеннолетием преступников, но помимо законодательно установленных есть и другие особенности, связанные не столько с процессуальной защитой прав малолетних правонарушителей, сколько с защитой их психики от того воздействия, которое может оказать на них расследование и суд, а также сам факт вынесения в отношении них обвинительного приговора. Поскольку важность уголовного закона состоит не в строгости, а в неотвратимости наказания, необходимо наказывать, в том числе и несовершеннолетних преступников, но делать это надо не с бессмысленной жестокостью, а разумно, чтобы, несмотря на совершенное преступление у подростка все же оставалась возможность в дальнейшем избрать непреступный путь.
    В последние годы ученые-криминалисты, педагоги, практические работники правоохранительных органов нашей республики немало внимания уделяют проблеме преступности несовершеннолетних, изучают и выявляют ее причины и условия, вырабатывают наиболее эффективные, научно-обоснованные направления в организации работы по ее предупреждению.
    Профилактические  меры правоохранительных органов в определенной степени  оказали положительное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. За последние 5 лет произошло ее сокращение на 5,5%.  Вместе  с тем серьезное беспокойство вызывает негативное изменение структуры детской преступности. Просматривается тенденция к росту тяжких и опасных преступлений. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, все чаще приобретают жесткий и организованный характер. Более 80% из них  носит явную корыстную направленность (кражи, грабежи, разбойные нападения, вымогательство и др.), происходит снижение возраста подростков, совершающих наиболее тяжкие преступления. За последние пять лет возросло число умышленных  убийств, совершенных несовершеннолетними, разбойных нападений и уголовно-наказуемых хулиганств. Подростки становятся все более агрессивными, совершают по характеру все более дерзкие и циничные преступления. Увеличилась групповая и рецидивная подростковая преступность [1, с.     ].
      Нельзя не замечать того факта,  что среди причин и условий, способствующих совершению преступлений и имеющих особое влияние на деформацию личности подростка, выступают так называемые фоновые или сопутствующие факторы: наркомания, алкоголизм, токсикомания. В одном ряду с ними находится и курение. Наркотизация детей (алкогольная, наркотическая, токсическая) и, как следствие, распространение среди школьников опыта противоправной деятельности (незаконное приобретение наркотиков, спиртных напитков, табачных изделий, а также добывание денег для этих целей) стали для общества явлением обычным. Никого уже не удивляет, что среди подростков все чаще встречаются алкоголики, наркоманы, токсикоманы. Курение школьников тоже стало обычным. Например, в 1998 году выявлено 155 несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотиков, из них 59 человек с диагнозом наркомании. В том же году было выявлено 387 подростков, употребляющих лекарственные и одурманивающие средства, из которых 61 с диагнозом токсикомании. Это официальная статистика. В повседневной жизни таких лиц гораздо больше, поскольку их выявление и постановка на учет представляют определенные сложности в силу разных причин, в том числе из-за высокой конспиративности потребления наркотических средств [1, с.     ].
    Преступления, совершаемые несовершеннолетними  и при их участии, могут относиться к самым различным видам уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных УК Республики Беларусь, и отличаться не только по объекту преступного посягательства, но и по способам, мотивам и другим признакам. Единственным основанием отнесения преступления к данной категории является возраст преступника, т.е. все преступления данной категории объединяются по признаку субъекта преступной деятельности.
    В чем же проявляется специфика  субъекта преступления,  какие  имеются  основания для выделения  дел   данной категории в отдельную методику расследования?
    Понятие «несовершеннолетние» – сложное, многоплановое. В «Толковом словаре» В. Даля несовершеннолетний определяется, как «не достигший полных лет, кто еще не во всех годах, неполнолетний, недоросль или невозрастный, невзрослый, не возмужалый…» Помимо возраста, там говорится и о таких характеристиках, как «взрослость», «возмужалость», то есть не внешних, а внутренних признаках личности [2, с. 535].
    С точки зрения гражданского права  – это лица, не достигшие 18-летнего возраста, с которого наступает дееспособность гражданина [3, с. 18-19]. Педагогика и психология изучает возрастные особенности несовершеннолетних, те черты и свойства личности, которые отличают всех несовершеннолетних от взрослых, и те, которые характерны именно для подростков, совершающих правонарушения. Существует связь между психологией несовершеннолетних, кругом их интересов и спецификой совершаемых преступлений. Она проявляется в мотивации их преступного поведения, типичных способах, предметах и местах преступных посягательств, а также в характере возникающих следов, которые образуют криминалистически значимые сведения. Следовательно, преступления несовершеннолетних имеют свою криминалистическую характеристику, которая отличается от преступлений, совершенных взрослыми преступниками. Существует ряд уголовно-правовых и уголовно-процессуальных положений, которые предусматривают особые правила возбуждения уголовных дел и привлечения к ответственности несовершеннолетних, устанавливают особый порядок проведения предварительного следствия и судебного разбирательства. Вышеназванное позволило выделить общие черты криминалистической характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и соответственно разработать общие положения методики их расследования.
      Следует отметить, что производство  по делам данной категории  представляет собой весьма трудоёмкий  и сложный процесс, т. к. необходимо  учитывать не только общие  условия производства по уголовным  делам, но и непосредственно  психологические и возрастные особенности подростка, его интеллектуальное развитие, возраст, среду воспитания и массу других факторов.
    Цель  данной работы – рассмотреть криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых  несовершеннолетними, обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию, а также особенности возбуждения, планирования и проведения отдельных следственных действий по делам данной категории, вооружив будущих следователей знаниями, необходимыми для полного, всестороннего  и объективного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Криминалистическая  характеристика  преступлений несовершеннолетних.
 
       Несмотря  на разнообразие совершаемых несовершеннолетними  преступных деяний, структура их криминалистической характеристики однотипна, так как существует связь между психологией несовершеннолетних, кругом их интересов и спецификой совершаемых преступлений. Для подростков данная специфика проявляется:
    в предметах и местах преступного посягательства;
    в способах совершения преступлений, их приготовления и сокрытия;
    в характере и механизме следообразования;
    в типологических чертах личности правонарушителя [4, с. 25].
       Предметом преступлений, совершаемых несовершеннолетними, как правило, являются денежные средства либо вещи, к которым подростки проявляют особый интерес и часто используют для личных нужд (покупка модной одежды, аудио- и видеоаппаратуры, спортивные товары, спиртные напитки и табачные изделия и т. д.)
       При этом на местах совершения преступления подростки могут оставить вещи, более ценные по сравнению с похищенными. Часто подростки похищают такие вещи, которые можно быстро реализовать и на вырученные деньги приобрести спиртные напитки, наркотики, сигареты, либо посетить какое-нибудь увеселительное место (бар, дискотека и т. д.).
       При совершении хулиганских действий несовершеннолетние в большинстве случаев причиняют  потерпевшим побои или наносят  тяжкие телесные повреждения. Нередко  хулиганство подростков отличается исключительным цинизмом и особой дерзостью с применением ножей и различных предметов для нанесения телесных повреждений.
       Среди тяжких преступлений несовершеннолетних встречаются такие посягательства как причинение тяжких телесных повреждений, убийства и преступления связанные  с половой неприкосновенностью. Мотивами таких преступлений чаще всего становится месть, ревность, длительная конфликтная обстановка в семье или враждебные отношения в молодёжных группировках.
       Для способа совершения имущественных преступлений, прежде всего, характерен непрофессионализм действий несовершеннолетних преступников, который проявляется:
    в отсутствии тщательной подготовки к совершению преступления (однако, бывают и исключения) и сокрытию его следов;
    в отсутствии сложных инсценировок и ухищрений;
       -   в отсутствии  последовательности, логики в действиях (например, избрание сложного пути убийства);
    выбор способов взлома, не присущих большой физической силе;
    использование для проникновения небольших по размеру проёмов;
       Зачастую  указанные действия носят поспешный характер.
       Вместе  с тем имеет место использование  таких преступных действий, которые  заимствованы из детективов и кинофильмов (с оставлением характерных следов).
       Преступлениям несовершеннолетних присуща «серийность», если предыдущее преступление не было раскрыто. В данном случае будет прослеживаться характерная обстановка на месте совершения преступления (по аналогии с предыдущим преступлением).
       Кроме того, на местах совершения преступления несовершеннолетние нередко бессмысленно портят и уничтожают товары, оборудование, повреждают помещения (окна, двери), разбрасывают предметы общего интерьера, на стенах оставляют нецензурные надписи и т. д.
         Специфика сокрытия, а также использования   результатов преступления основана, в частности, на том, что  несовершеннолетние, не так как взрослые свободны в реализации и хранении имущества. Поэтому они могут создавать хранилища похищенного в близлежащих от места жительства сараях, на чердаках, в подвалах и т. д. Хранилища могут также создаваться в лесу и других таинственных местах, либо наоборот, дабы похвастаться перед своими сверстниками, похищенное имущество оставляется на видном месте, дарится приятелям.
       Следовая  картина преступлений несовершеннолетних тесно связанна со способом совершения преступления, специфику которого мы рассмотрели выше. Так, на месте преступления могут быть обнаружены малые по размеру следы пальцев рук, ладоней, обуви, длины шага, следы зубов, а также утерянные предметы, которые чаще всего носят с собой несовершеннолетние.
       Эти данные могут быть оценены в совокупности с другими обстоятельствами дела и послужить основанием для выдвижения версий о личности преступника.
       Потерпевшими от указанных преступлений чаще всего оказываются их сверстники. Особенно это характерно для убийств, причинения вреда здоровью.
       Вместе  с тем несовершеннолетние посягают на малолетних, женщин, пожилых людей, т. е. тех, кто не сможет оказать должного противодействия грабителям и насильникам.
       Главным элементом криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних являются типологические черты личности несовершеннолетнего правонарушителя, но прежде чем рассматривать данный элемент, необходимо обозначить особенности психического развития несовершеннолетних в зависимости от их возраста.
      Так педагогика и психология различают шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития: 1) младенческий возраст (от рождения до года); 2) раннее детство (от года до трех лет); 3) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 4) младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); 5) подростки (от 11 до 14—15 лет); 6) старший школьный возраст (от 14—15 до 17— 18 лет) [5, с.284].
      Дошкольники от 3 до 7 лет, наблюдая окружающую их действительность, начинают осмысливать, запоминать и логически передавать увиденное. Особенностью их воспроизведения является то, что они плохо разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдельные, подчас второстепенные его стороны. Дети этого возраста стараются подражать взрослым, что особенно ярко проявляется в их играх. К концу дошкольного возраста они осваивают простейшие формы логического рассуждения.
      У детей младшего школьного возраста уже вырабатываются навыки осознанного восприятия, логического рассуждения, повествования. Но они не всегда правильно определяют главное и второстепенное. Отсутствие жизненного опыта восполняется у них воображением и фантазией, а результаты воображения выдаются за действительность. При восприятии пространственных отношений дети этого возраста склонны, к преувеличению, не всегда способны описать воспринятые ими предметы, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса целесообразно предъявлять ребенку ранее воспринятые им предметы для опознания. Однако несмотря на это, дети воспринимают общую картину событий, в большей части лучше взрослых запоминают то, что наблюдали, надолго сохраняют в памяти воспринятое.
      Психология  подростков среднего школьного возраста (от 11 до 14—15 лет) характеризуется более широкими познавательными процессами, самостоятельностью в работе, желанием общаться с людьми, ростом самосознания, появлением чувства долга и ответственности. Но в силу возрастных особенностей психики они не всегда правильно воспринимают поступки людей. У подростков сильно развиты самоуверенность и самолюбие, проявляются неуравновешенность в поведении, большая чувствительность к замечаниям окружающих, иногда резкость и грубость, некритическая оценка своих поступков и недостаточная твердость воли. Желания их часто не соответствуют реальным возможностям, поэтому у них еще сохраняется склонность к фантазиям и выдумке.
      Подростки легко подвергаются внушению, которое особенно сильно в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии детей. Кроме того, большое значение имеет формулировка вопросов, которые ставятся перед допрашиваемыми подростками. Вопросы должны быть заданы им так и в такой последовательности, чтобы свести до минимума заложенное в них внушение.
      С 14—15 лет наступает критический  период в жизни несовершеннолетнего. Подростки перерастают в юношей и девушек, входят в жизнь, определяют свою судьбу, у них формируется мировоззрение, появляется потребность в самостоятельности, стремление освободиться из-под опеки родителей и учителей. Это так называемый переходный возраст — период становления личности. Несовершеннолетние этого возраста обладают повышенной активностью и подвижностью, большой возбудимостью, у них резко меняется настроение. Характер и мировоззрение их еще не сформировались полностью. Порой они не в состоянии отличить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии. Иногда они готовы ради ложного геройства и неправильно понятого чувства товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину, утвердить себя в компании друзей любыми способами.
      Социально-психологическая  характеристика несовершеннолетнего правонарушителя проявляется в преобладании примитивных отрицательных потребностей: склонности к употреблению алкоголя, азартным играм, половой распущенности, тунеядству, насильственным действиям по отношению к более слабым. Среди сверстников они выделяются низким культурным уровнем, пренебрежением к созданию материальных и моральных ценностей, извращенными понятиями о товариществе, мужестве, ярко выраженными антиобщественными взглядами. В то же время многие из перечисленных черт являются поверхностными, наносными. К полному совершеннолетию, т. е. к 18 годам, формируется та зрелость, которая свойственна взрослому человеку и которая определяет его лицо в обществе,
      Наряду  с этими основными особенностями  личности, присущими несовершеннолетним соответствующих возрастных групп, психические качества различны и индивидуальны для каждого несовершеннолетнего. Поэтому следователь должен знать психические особенности той возрастной группы, к которой относится несовершеннолетний, а также его личные качества, которые могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание несовершеннолетним обстоятельств, интересующих следствие, на последующее их воспроизведение при производстве следственных действий.
       В соответствии с действующим уголовным  законодательством под несовершеннолетним понимается лицо, которому на день совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 4 УК РБ) [6, с.13].
       При незавершённом психическом развитии и отсутствии жизненного опыта это  ведёт к некритической оценке жизненных ситуаций, собственного поведения, подростки  подпадают под влияние  ранее судимых или склонных к совершению преступлений (правонарушений) лиц.
       Несовершеннолетним  также свойственна повышенная эмоциональность  и неуравновешенность характера, частое проявление грубости, доходящей до цинизма, безразличия к нравственным и правовым нормам, общественному порядку.
       Питательной средой, формирующей преступное поведение  подростков, нередко является их окружение. Многие несовершеннолетние до совершения преступления находятся в крайне неблагополучной социальной микросреде, для которой свойственны пьянство, хулиганские проявления, аморальное поведение и т.д. Это нужно иметь в виду при определении направлений поисковых мероприятий, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком. В этом случае нужно получить сведения и о подростках-правонарушителях, состоящих на учете в ИДН, рассматриваемых в комиссиях по делам несовершеннолетних, отрицательно характеризующихся по месту жительства и учебы.   
         Все перечисленные элементы криминалистической  характеристики теснейшим образом  связаны между собой. Знание характера этих связей позволяет правильно определить основное направление расследования и выявить источники получения необходимой информации по уголовному делу.
       Например, имея сведения о предмете преступного  посягательства, способе и обстановке его совершения можно выдвинуть версию о совершении преступления несовершеннолетним. Имея же сведения о подобных преступлениях, в том числе и нераскрытых, но совершённых в одном районе, можно определить круг лиц, среди которых следует искать преступника.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Обстоятельства, подлежащие установлению  и доказыванию  по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

 
       Одной из особенностей производства по делам  в отношении несовершеннолетних является расширение предмета доказывания. Это обусловлено необходимостью наиболее полного исследования личности подростка, действительных мотивов, побудивших его к совершению преступления, устранения неблагоприятного воздействия той среды, в которой он оказался, а также подготовки материалов, позволяющих суду при разрешении дела применить наиболее эффективную, соответствующую личности и содеянному,  меру уголовной ответственности и наказания.
       Перечень  обстоятельств, подлежащих доказыванию  по любому уголовному делу (предмет  доказывания) определяется в УПК  Республики Беларусь.
       Так ч. 1. ст. 89 УПК РБ гласит, что при  производстве дознания, предварительного следствия  и судебного разбирательства  уголовного дела подлежат доказыванию:
    наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
    виновность обвиняемого в совершении преступления;
    обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого);
    характер и размер вреда, причинённого преступлением [7, с. 98].
       Ч. 2 ст. 89 содержит указание на то, что  кроме вышеуказанных, по уголовным  делам о преступлениях, совершённых  несовершеннолетними, подлежат установлению и такие обстоятельства как, -
    возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
    условия жизни и воспитания;
    степень интеллектуального, волевого и психического развития;
    наличие взрослых подстрекателей [7, с.98].
       Следует отметить, что нельзя сводить специфику  доказывания по делам несовершеннолетних только к тем обстоятельствам, которые указаны в ч. 2 ст. 89 УПК. Специфика предмета доказывания по этим делам может проявиться применительно к любому обстоятельству, подлежащему доказыванию.
       Так, применительно к доказыванию события преступления необходимо, прежде всего, выяснить возможность совершения данного деяния несовершеннолетним с учётом его физических и иных возможностей (например, унести предметы определённого веса; избить взрослого и т. д.)
       При доказывании виновности несовершеннолетнего необходимо иметь в виду, что в преступлении может иметь место:
    наличие «детской мотивации», при которой отсутствуют или видоизменяются мотивы определённого преступления;
    более ограниченные по сравнению со взрослыми пределы осознания и предвидения подростком характера и последствий своих действий (например, при фактическом превышении пределов необходимой обороны; совершение деяния по неосторожности);
    неочевидность в ряде случаев действительной роли несовершеннолетнего в подготовке, совершении, сокрытии преступления.
       В связи, с чем законодатель и дополнил предмет доказывания по уголовным  делам в отношении несовершеннолетних обстоятельствами, указанными в ч. 2 ст. 89 УПК.
       Чтобы исключить ошибки в оценке общественной опасности содеянного, необходимо установить степень виновности в нём конкретного подростка, его воли, податливость чужому влиянию, степень психического развития, жизненный опыт (в частности: попадал ли он ранее в сходные ситуации, знал ли он о них и мог ли предвидеть их развитие).
       По  делам несовершеннолетних закон  обязывает определять точный возраст  несовершеннолетнего (число, месяц, год  рождения). Это, прежде всего, связано  с тем, что уголовный процесс  по делам несовершеннолетних реализует  комплексные задачи ювенальной юстиции – уголовное преследование и повышенную  защиту прав несовершеннолетних.
       Ст. 27 УК Республики Беларусь устанавливает  возраст, с которого наступает уголовная  ответственность – 16 лет, и перечисляет 20 составов преступлений, за совершение которых к уголовной ответственности привлекают с 14 лет [6, с. 86].
       Лицо  считается достигшим возраста привлечения  к уголовной ответственности  не в день своего рождения, а по истечении  суток, на которые приходится этот день, т. е. с нуля часов следующих суток.
       Возраст несовершеннолетнего может быть указан в его документах. Однако зачастую документы, удостоверяющие возраст подростка, отсутствуют. В таких случаях через родителей или других лиц, необходимо выяснить, где несовершеннолетний родился, чтобы направить запрос в архив ЗАГСа, где зарегистрировано его рождение. Если несовершеннолетний уже получил паспорт, то его свидетельство может находиться в паспортно-визовой службе ОВД по месту получения паспорта.
       Если  же у несовершеннолетнего нет  никаких документов, неизвестно где  он родился, и никто об этом не может сообщить, то в таких случаях проводится судебно-медицинская экспертиза для установления возраста несовершеннолетнего [8, с. 12].
       Если  при заключении судебно-медицинской  экспертизы возраст несовершеннолетнего  определён в пределах нескольких лет, т. е. минимального и максимального, то днём рождения такого подростка считается последний день года, установленного экспертом, а годом рождения считается минимальный год рождения, установленный экспертизой.
       Таким образом, установление точного возраста несовершеннолетнего необходимо:
    для решения вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности;
    для учёта несовершеннолетия виновного как обстоятельства, влияющего на степень и характер ответственности.
       Выяснение условий жизни и воспитания, т. е. обстановки, в которой происходило и продолжается формирование личности несовершеннолетнего, необходимо:
    для выявления всей совокупности обстоятельств, способствовавших преступлению;
    для решения вопросов о мере пресечения и мерах исправления подростка (в частности, о возможности оставления его в семье);
    для принятия мер к предупреждению совершения преступления другими подростками [9, с.].
       Кроме того, анализ условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется  и для решения вопроса об ответственности воспитателей, а также для выбора тактики проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего обвиняемого.
       Поэтому в ходе расследования уголовного дела следователю необходимо выяснить следующие данные:
    Объективные условия жизни семьи (жилищные, материальные и т. д.).
    Характеристика родителей и их отношение к воспитанию детей (имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то по какой причине, какие отношения в семье, кто занимается воспитанием подростка и т. д.).
    Бытовое окружение и связи подростка (круг друзей, знакомых, места, где он проводит свободное время).
    Содержание воспитательной работы с несовершеннолетним по месту учёбы (работы) и жительства.
    Характер мер, ранее принимавшихся компетентными органами по фактам неправильного  поведения  и правонарушений подростка.
       Изучение  и анализ вышеуказанных обстоятельств  помогут не только правильно решить вопрос о степени общественной опасности  несовершеннолетнего и мерах  по его исправлению и перевоспитанию, но и принять меры профилактического характера, направленные на устранение отрицательного влияния на подростка его криминального окружения, взрослых подстрекателей, а в некоторых случаях и родителей, а также меры по улучшению организации досуга и воспитательной работы в школе.
         В ст.89 УПК включено требование о выяснении степени интеллектуального, волевого и психического развития несовершеннолетнего [7, с. 98]. При выполнении данного требования следователь определяет, нет ли у подростка умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием, т. е. значительного отставания от нормального уровня интеллектуального развития данного возраста (по запасам знаний и представлений, по развитию эмоционально-волевой сферы и т. д.). Такая отсталость может быть результатом длительной болезни, которая привела к задержке психического развития данного подростка по сравнению с его сверстниками к тому, что, например, 14-летний подросток по своему интеллектуальному уровню соответствует ребёнку 10-11-летнего возраста.
       Выполнение  данного требования необходимо ещё и потому, что ч.3 ст. 27 УК РБ содержит специальную норму в отношении несовершеннолетних, согласно которой «не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного ч.1 и ч.2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния» [6, с. 86]. Эта норма направлена прежде всего на то, чтобы установить психологическое состояние несовершеннолетнего.
       Какие данные могут свидетельствовать  о возможной умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной  с душевным заболеванием?
       В ходе расследования при допросе  родителей, соседей, сверстников, воспитателей при истребовании характеристик  выясняется, не было ли у обвиняемого аномалий развития в раннем возрасте, какие тяжёлые болезни им перенесены, как он учился (в частности, не учился ли он во вспомогательной школе), запас его знаний, способность логически мыслить, умение ориентироваться в ситуации, степень его внушаемости. Необходимо проанализировать и сам характер содеянного, последующее поведение несовершеннолетнего (раскаивается ли он  в содеянном, стремится ли он исправиться или ведёт прежний образ жизни).
       Если  установлены данные, свидетельствующие  об умственной отсталости несовершеннолетнего, то назначается судебно-психологическая  экспертиза для исследования степени  умственного развития подростка. Данная экспертиза назначается после того, как получены результаты психиатрической экспертизы о том, что подросток является вменяемым и не страдает каким-либо душевным заболеванием, но установлена определённая степень его умственной отсталости. Судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы могут проводиться одновременно. В зависимости от  заключения эксперта решатся вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности, о смягчении  наказания или применении принудительных мер воспитательного характера (Постановление № 3 Пленума Верховного Суда РБ от 28.06.2002 г.) [8, с. 12].
       По  каждому преступлению несовершеннолетних необходимо выяснить, не явилось ли оно результатом подстрекательства  или принуждения со стороны взрослых.
       Закон предусматривает уголовную ответственность  за вовлечение несовершеннолетнего  в совершение преступления (ст.172 УК) и вовлечение несовершеннолетнего  в антиобщественное поведение – систематическое употребление спиртных напитков, сильнодействующих или других одурманивающих веществ, проституцию, бродяжничество, попрошайничество ( ст. 173 УК) [6, с. 449-454].
       Исходя  из материального закона  в уголовном  процессе необходимо обуславливать  оба указанных вида преступного  воздействия на несовершеннолетнего, чтобы в рамках одного уголовного дела решить вопрос о привлечении взрослых к уголовной ответственности. Вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность проявляется путём возбуждения у несовершеннолетнего желания участвовать в преступлении путём физического и психического воздействия на него (уговоры, обещания, запугивание и т.п.), которое должно быть подтверждено в рамках уголовного дела соответствующими доказательствами.
       В целях наиболее быстрого расследования  преступления, совершённого несовершеннолетним, обеспечения его прав, исключения влияния взрослых подстрекателей закон предусматривает выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство. Однако, как и по обычным делам, такое решение возможно только при условии, если это не создаст препятствий для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ст. ст. 165, 431 УПК) [7, с. 154, 333]. Если же указанное условие отсутствует, выделение дела недопустимо. В этом случае  следователь обязан принять меры, исключающие отрицательное влияние взрослых обвиняемых на несовершеннолетнего.
       Подстрекателями могут оказаться:
    лица, ранее судимые за совершение преступлений, вовлекающие несовершеннолетних в пьянство, наркоманию, занятие попрошайничеством, азартными играми;
    родственники, живущие за счёт преступного промысла несовершеннолетних.
       При совершении преступления группой подростков должны быть выяснены обстоятельства формирования этой группы, роль каждого  участника при совершении преступления.
       Особое  внимание при расследовании дел  данной категории обращается на выявление  причин и условий, способствующих совершению преступлений, что в свою очередь  также относится к предмету доказывания (ст. 90 УПК) [7, с.99]. Причины и условия преступности связаны, как правило, с неблагоприятными условиями жизни и воспитания подростка, ослаблением социального контроля за поведением несовершеннолетних, несвоевременным реагированием на криминогенные ситуации и т. п.
       Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними должны выявляться с момента возбуждения уголовного дела вплоть до окончания предварительного следствия, при производстве всех следственных действий, а также путём производства обследований, истребования  характеристик и иных документов.
       Для выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления, должны быть опрошены родители несовершеннолетнего, его учителя, воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а также истребованы документы  и проведены иные следственные действия.
       Следователю необходимо выявить все обстоятельства, способствующие совершению преступления, которые существуют в семье, по месту  учёбы, работы подростка и т. д.; при  этом обязательно устанавливаются  лица, по вине которых эти обстоятельства возникли и не были своевременно устранены, вносятся представления. При наличии оснований  в отношении этих лиц возбуждаются уголовные дела, ставится вопрос о привлечении лиц к административной ответственности, лишении родительских прав и т.д.
       Пределы доказывания по делам несовершеннолетних значительно расширены. Тщательное изучение и анализ перечисленных выше  обстоятельств помогут не только правильно решить вопрос о степени общественной опасности  несовершеннолетнего правонарушителя и мерах, которые  необходимы для его исправления и перевоспитания, но и принять эффективные меры профилактического характера. 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Особенности  возбуждения и  планирования расследования  уголовных дел  в отношении несовершеннолетних.

 
      Расследование преступлений, совершённых лицами, не достигшими восемнадцати лет, производится только в форме следствия (ст.ст.181, 189 УПК) [7, с. 164, 173]. Полномочия органов дознания по данной категории исчерпываются возбуждением дела и производством неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления: осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, задержания и допроса подозреваемых, допроса потерпевших и свидетелей. Производство этих следственных действий должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Если неотложные следственные действия выполнены до истечения десятидневного срока, орган дознания, не ожидая его окончания и указаний прокурора, обязан передать дело следователю. Об обнаруженном преступлении несовершеннолетнего и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора [7, с. 164].
         Из смысла статьи 182 УПК вытекает, что предварительное следствие  по делам о преступлениях несовершеннолетних  проводят согласно подследственности,  определяемой по предметному  признаку, следователи прокуратуры, органов предварительного следствия системы МВД, органов государственной безопасности и финансовых расследований [7, с. 164-167].
       По  делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия.
       Качество  и эффективность расследования  преступлений несовершеннолетних во многом зависит от своевременности возбуждения  уголовного дела. Это обусловлено  необходимостью:
    быстро реагировать и пресекать преступную деятельность несовершеннолетних, которые нередко совершают подряд несколько преступлений под влиянием взрослых подстрекателей;
    предупредить создание иллюзии безнаказанности за совершённое преступление,  как у несовершеннолетнего правонарушителя, так и у других подростков;
    не допустить «обработку» подростка взрослыми подстрекателями и организаторами для сокрытия следов совершённого преступления, а также их участия;
    как можно раньше начать положительное воспитательное воздействие на подростка [10, с. 48].
          В соответствии со ст. 166 УПК РБ поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение должностных лиц государственных органов, предприятий, организаций, объединений; сообщение о преступлении в средствах массовой информации; непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления [7, с. 156].
       Основаниями для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на наличие в том или ином деянии признаков конкретного состава преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, и исчезновение лица,  если в течение десяти  суток  с  момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот  срок,  установить  местонахождение  лица   не   представляется возможным [7, с. 156].Учитывая объективную возможность исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей мерами воспитательного характера, законодательство устанавливает ответственность несовершеннолетних с учетом их возрастных особенностей и характера совершенного преступления. Именно поэтому уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению в отношении лица, не достигшего к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность.
         В некоторых случаях целесообразнее возбуждать уголовное дело не в отношении конкретного лица, а по факту совершенного преступления. Это особенно необходимо, когда подросток, совершивший преступление, не достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеются все основания подозревать наличие взрослого соучастника.
       В начале расследования уголовных  дел о преступлениях несовершеннолетних обычно возникают две общие типичные ситуации:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.