На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Специфика работы социального педагога с неблагополучными детьми

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты  работы социального  педагога с неблагополучной  семьёй
      Семья как социальная ячейка общества…………………………………..5
      Неблагополучная семья как проблема современного общества………10
      Содержание работы социального педагога с неблагополучной семьёй…………………………………………………………………………….22
Глава 2. Практический аспект социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьёй
2.1 Анализ деятельности социального педагога с неблагополучными семьями в Введенской средней школе №1……………………………………………….30
2.2 Методические  рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьёй………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………...39
Список  литературы…………………………………………………………….41
Приложения……………………………………………………………………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
     Актуальность  исследования. В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Возрос уровень семей, в которых падает её педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи позволяет определить факторы социального риска, которые, прежде всего, отрицательно сказываются на основных функциях семьи, то есть на способности семьи создавать благоприятные условия для социализации детей и воспитывать здоровых в физическом и психическом плане детей.
     Общественное  мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи  отмечают рост количества неблагополучных  семей, что становится одной из самых  острых проблем современной России.
     Актуальность данной темы состоит в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Данная категория  семьи нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.
       Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живёт в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В следствии этого у семьи возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка.
    Среди учёных, которые занимались изучением  неблагополучной семьи можно  назвать М.И. Буянова, М.А. Галагузова, Б.Н. Алмазова, В.В. Юстицкиса и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Теоретические  аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьёй
      Семья как социальная ячейка общества
 
    Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно  семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни.
    Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
    Этот  древнейший институт человеческого  общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.
    С точки зрения педагогики, семья - это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.
    Именно  в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
    В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого  человека, усиливает его социальный опыт.
    В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
       В семье закладываются гуманные  черты  характера,  доброта   и  сердечность ребенка, он  учится отвечать за свои поступки.  В  семье  ребенок  приучается  трудиться, выбирает профессию, юноша готовится  к  самостоятельной  семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.
        Семья  –  это  «дом»,  объединяющий  людей,  где  закладывается   основа человеческих отношений,  первая социализация личности.
    Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.
    Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться  новым опытом, становиться социально  более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.
    Современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются:
         1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся  в удовлетворении материальных  потребностей членов семьи (в  пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
         2. Сексуально-эротическая — обеспечивающая  удовлетворение физиологических  потребностей супругов.
         3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
         4. Воспитательная — состоящая  в удовлетворении индивидуальных  потребностей в отцовстве и  материнстве; в контактах с  детьми и их воспитании; в том,  что родители могут «реализоваться»  в детях.
         5. Эмоциональная — заключающаяся  в удовлетворении потребностей  в уважении, признании, взаимной  поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает  эмоциональную стабилизацию членов  общества, содействует сохранению  их психического здоровья.
         6. Духовного общения — состоящая  во взаимном духовном обогащении.
         7. Первичного социального контроля  — обеспечивающая выполнение  социальных норм членами семьи,  в особенности теми, кто в силу  различных обстоятельств (возраст,  заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
      С течением времени происходят  изменения в функциях семьи:  одни утрачиваются, другие появляются  в соответствии с новыми социальными условиями. 
    Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности  непосредственно и постоянно  участвовать в жизни малой  группы, состоящей из родных и близких  им людей, многое теряют. Особенно это  заметно у маленьких детей, живущих вне семьи - в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное  - затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.
    Шнейдер Л.Б. выделяет следующие особенности современной семьи:
    - семья стала меньше по численности;
    - современная семья менее стабильна;
    - уменьшилось число семей, где  глава муж; 
    - семья стала менее дружной,  т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают  жить отдельно;
    Торохтий В.С. выделяет следующие ее категории:
    · по количеству детей: бездетные, однодетные,…, многодетные семьи;
    · по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.;
    · по типу семьи: авторитарный и эгалитарный;
    · по особенностям семейного быта, укладу: семья - «отдушина», детоцентрическая семья и т.д.;
    · по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;
    · по качеству отношений, атмосфере в  семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.
    Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами супружества - родительства - родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Неблагополучная  семья как проблема  современного общества.
    В научной литературе нет чёткого  определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивна семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.
    Душевное  состояние и поведение ребенка  является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.
      На формирование личности огромную  роль оказывает внутрисемейная  жизнь, и не только взаимоотношения  ребенка и родителей, но и  самих взрослых. Постоянные ссоры  между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состояниям.  Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
    Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
        Характеристики неблагополучной семьи показывают, что проблемы, в которые они погружены, условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские, психологические и педагогические. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе. 

    С учетом доминирующих факторов, оказывающих  негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные). Отличительной особенностью семей с явной  формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
    Вторую  группу представляют внешне респектабельные  семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий  со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение  родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
    Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в  которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейное заболевание, семейная проблема.
    Одним из самых мощных неблагополучных  факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Он может отрицательно влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка
    Семьи с алкогольной  зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.
    Жизнь детей в подобной семейной атмосфере  становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
    Совместная  жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.
    Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что
    · Дети вырастают с убеждением, что  мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя;
    · Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы  быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они  строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
    · Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
    · Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
    · Родители могут не воспринимать ребенка  как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что  ребенок должен чувствовать, выглядеть  и делать то же, что и они;
    · Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком;
    · Семья с алкоголезависемыми родителями опасна своим десоциализирующим  влиянием не только на собственных  детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
    Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
    Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивный или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это - конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости.
    «Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое состояние такой семьи».
    Независимо  от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.
    В конфликтных семьях часто отсутствует  моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных  семей является так же нарушение  общения между ее членами. Как правило, за затяжным, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.
    Своеобразным  индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается  поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из - за служебной или личной занятости супругов.
    Следствием  такого семейного воспитания детей  довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
    В. В. Юстицкисом  предложена  классификация семейных союзов: «недоверчивая», «легкомысленная», «хитрая» - этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.
    «Недоверчивая» семья. Характерная черта - повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.
    Такая позиция родителей формирует  и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются  подозрительность, агрессивность, ему  все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками
    Дети  из подобных семей наиболее уязвимы  для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.
    «Легкомысленная»  семья. Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.
    Дети  в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.
    В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы
    К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого «воспитания» формируется установка: главное не попадаться.
    Существует  множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены, а последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое заметное - душевное одиночество детей.
    Рассмотрим  некоторые виды семей, относящихся  к скрытым формам семейного неблагополучия:
    Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.
    Псевдовзаимные  и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные отвергать. Первый тип семей отечественными авторами назван псевдосолидарными, или псевдосотрудничающими.
    Подобная  форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.
    Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретные формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.
    Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи.
    Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет.
    Ребенок в такой семье растет с отсутствием  традиционного разделения ролей  в семье, для которой является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.
    Мнимое  сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия, как мнимое сотрудничество тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи - (чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы
    В такой семье у ребенка не формируется  установка на сотрудничество с членами  своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез  его личным интересам
    Изоляция. Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейной неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется его мнением по тем или иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что «он всегда хворает». К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен.
    Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них предпочитает большую часть времени проводить за пределами семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений.
    Взаимоизолированными могут стать молодая и родительская семьи, проживающие под одной крышей. Подчас они и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п.
    В такой семье ребенок наблюдает  ситуацию эмоционального, психологического, а подчас и физической изолированности  членов семьи. У такого ребенка нет  чувства привязанности к семье, он не знает что такое переживание  за другого члена семьи, если тот старый или больной.
    Перечисленными формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль положительная или отрицательная - она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.
    Многие  ученые занимались изучением неблагополучной  семьи как проблемы современного общества. Известный детский психиатр М. И. Буянов  считает, что все в  мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».
    Итак, резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере породили число неблагополучных семейных союзов. Возрос уровень семей, в которых падает её педагогический потенциал, разрушается семейный быт, растёт число разводов, ухудшается состояние членов семьи, особенно детей. Эти и другие причины дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современной семьи и увеличении количества неблагополучных семей.
      Содержание работы социального педагога с неблагополучной семьёй.
 
 
    Согласно  А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)
    Цель  его работы - создание благоприятных  условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
    Он  проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
    Социальный  педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана).
    Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
    Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
    Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
    Помощь  в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и  формирование педагогической культуры родителей.
    Помощь  в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так  же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
    Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.
    Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
    Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
    Посреднический  компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
    Помощь  в организации направлена на организацию  семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
    Помощь  в координации направлена на активизацию  различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
    Помощь  в информировании направлена на обеспечение  семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут  касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
    Социальный  педагог при работе с семьей выступает  в трех основных ролях:
    Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
    Консультант - консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует  о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
    Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с  полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
    Формы социально - педагогической помощи семье.
    Одна  из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
    Патронаж  дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях. Что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
    Патронаж  может проводиться со следующими целями:
    - диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
    - контрольные: оценка состояния  семьи и ребенка, динамика проблем  (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
    - адаптационно-реабилитационные: оказание  конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
    Регулярные  патронажи необходимы в отношении  неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.