На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Безопасность военной службы и роль органов военного управления в ее обеспечении

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      майор Колясников А.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ

 
«БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И  РОЛЬ ОРГАНОВ 
ВОЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ В ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ» 

(для  изучения в системе общественно-государственной  подготовки с генералами и  офицерами центральных органов военного управления, управлений командующих войсками военных округов, флотами, родов войск) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Москва 2003
 

      ПЛАН ЛЕКЦИИ: 

      ВВЕДЕНИЕ 

 
      1. Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск (сил).

      2. Безопасность военной службы в подчиненных войсках (силах): сущность и содержание работы по ее обеспечению.

      3. Роль органов военного управления в обеспечении безопасности военной службы в подчиненных войсках (силах).

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Примечание: Материалы лекции должны быть тесно  увязаны с лекцией на тему: "Безопасность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее значение в повседневной деятельности войск (сил)", которая изучается в системе командирской подготовки в соответствии с приказом МО РФ № 285 от 5 июня 2000 г.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Актуальность темы лекции не вызывает сомнений.
      Она связана, прежде всего, с тем, что  ежегодно тысячи молодых парней призываются в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Многие граждане государства проходят военную службу по контракту. И во всех семьях, где хоть кто-нибудь из мужчин или женщин носит погоны, их члены испытывают постоянное и законное беспокойство за судьбу, прежде всего, за жизнь и здоровье, своих близких в военной форме. И это неслучайно, ибо сама военная служба обязывает любого военнослужащего всегда быть в постоянной готовности к вооруженной защите Российской Федерации, беспрекословному выполнению приказов командиров (начальников), в том числе, в условиях, опасных для жизни. Это, во-первых.
      Во-вторых, учитывая недостаточную эффективность решения в военной организации государства задачи предупреждения гибели и увечий военнослужащих при прохождении ими военной службы, в 90-ые годы XX века рядом законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (в редакции 1993 года), было специально введено понятие безопасности военной службы, обеспечение которой ныне возлагается на командиров (начальников) при активном их взаимодействии с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
      Учитывая  всю злободневность и остроту  данного вопроса в Вооруженных  Силах Российской Федерации, этот вопрос и будет являться объектом рассмотрения в данной лекции. Предметом же лекции послужит та часть этой проблемы, которая связана с мерами, разработанными в последние годы и реализуемыми в настоящее время федеральными органами государственной власти России, в первую очередь Министерством обороны Российской Федерации, в целях повышения эффективности проводимой работы по предупреждению гибели (смерти) и увечий военнослужащих, снижению небоевых потерь личного состава в мирное время.
      Таким образом, цель лекции - характеристика выработанных подходов в Вооруженных Силах Российской Федерации к обеспечению безопасности военной службы и роль органов военного управления в их реализации в войсках (силах).
      В этой связи задачами лекции являются: показ значения проблемы безопасности военной службы в повседневной деятельности войск (сил); описание современных концептуальных подходов, принятых в Вооруженных Силах России, к обеспечению безопасности военной службы, изложение их сущности, содержания и некоторых достигнутых результатов; характеристика роли и места в обеспечении безопасности военной службы в подчиненных войсках (силах) органов военного управления.  

Вопрос  № 1
ЗНАЧЕНИЕ  БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ  СЛУЖБЫ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ)
 
      Значение и особая злободневность проблемы предупреждения гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий) личного состава, создания и обеспечения безопасных условий повседневной деятельности военнослужащих обусловлена целым рядом причин.
      Во-первых, причинами сугубо объективного характера.
      В Федеральном законе 1998 года "О статусе военнослужащих" подчеркивается, что "на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни". Неслучайно федеральным законодательством для военнослужащих в сравнении с другими категориями граждан установлен значительный объем льгот, гарантий и компенсаций, предусмотрено льготное пенсионное обеспечение. При этом важно отметить, что даже в условиях мирного времени (не говоря уж об особых правовых режимах жизнедеятельности государства - военном времени, военном положении, чрезвычайном положении, привлечении военнослужащих к выполнению задач наведения конституционного правопорядка в отдельных регионах страны, контртеррористических операциям и так далее) в период прохождения военной службы личный состав в процессе военно-профессиональной деятельности нередко подвергается угрозе воздействия значительного числа опасных факторов.
      Связано это, прежде всего, с тем, что в  войсках (силах) имеется огромное количество сложного по устройству, с элементами повышенного риска при эксплуатации, вооружения и военной техники.
      При этом жизнедеятельность соединений и воинских частей всегда отличалась насыщенностью повседневных будней, повышенным динамизмом. Проявляется это, в первую очередь, в систематическом несении личным составом боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней служб, участием военнослужащих в учениях, стрельбах и иных мероприятиях боевой подготовки. Практически каждый военнослужащий имеет доступ к оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам, периодически выполняет служебные задачи (упражнения, работы), пользуясь ими. Как результат, в целом ратный труд - при добросовестном к нему отношении - требует исключительно высокого напряжения физических и психических сил личности, нередко их перенапряжения.
      Кроме того, прохождение армейской службы в большинстве случаев связано с отрывом не имеющих практики и большого житейского опыта молодых людей (кем, в сущности, и являются военнослужащие, проходящие службу по призыву) от семьи, близких, друзей, привычного круга общения. Это зачастую становится причиной их депрессии, морально-психологических срывов. Наконец, в сугубо мужских молодежных коллективах, к которым следует отнести и большинство воинских подразделений, велика вероятность появления личностей с аморальными и криминальными наклонностями, которые насаждают так называемые «неуставные взаимоотношения".
      Эти и целый ряд иных факторов и  обстоятельств делают военную службу областью повышенного риска, особым видом федеральной государственной службы.
      Иначе говоря, сам специфический характер служебной деятельности военнослужащих не позволяет решать вопросы обеспечения их личной безопасности в рамках действующей в стране системы охраны труда (принятый в декабре 2001 года новый Трудовой кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон 1999 года «Об основах охраны труда в Российской Федерации», иные акты Президента Российской Федерации и Правительства России по вопросам охраны труда не распространяются на военнослужащих). Следовательно, для решения задачи сохранения их жизни и здоровья при прохождении военной службы требуется самостоятельная нормативная правовая база, детально продуманная и тщательно реализуемая собственная система мер, направленных на обеспечение безопасности военной службы.
      Во-вторых, нельзя не учитывать и так называемых «ситуативных» причин, которые, кстати, тоже носят во многом объективный характер.
      Всем  нам, кто имеет отношение к  управлению войсками (силами), хорошо известны современные реалии армейских будней.
      Из-за кризисных явлений в экономике  и нестабильности в обществе, передислокации и постоянных реорганизаций многих воинских частей и организаций, их нахождения в горячих точках, возникших в последние годы проблем, связанных с комплектованием войск (сил), их неудовлетворительным финансированием и материально-техническим обеспечением и в итоге - практическим свертыванием во многих воинских частях и организациях боевой подготовки и переключения усилий должностных лиц на борьбу за самовыживание подчиненных им воинских коллективов; наконец, из-за резкого снижения уровня материального обеспечения самих офицерских кадров и как следствие падения служебной активности многих из них, - в силу действия этих и ряда других факторов – уровень безопасности военной службы в Вооруженных Силах в первой половине 90-х годов XX века ощутимо снизился.
      Поэтому работа органов военного управления и всех должностных лиц по умелой организации повседневной деятельности личного состава, предупреждению гибели (смерти) и увечий военнослужащих выдвинулась на первый план. В сложившихся специфических условиях способность к эффективному решению задач обеспечения безопасности военной службы стала по сути одним из важнейших критериев деловой зрелости каждого командира (начальника), любого органа военного управления.
      В-третьих, важность придания более серьезного значения проблеме безопасности военной службы в повседневной деятельности войск (сил) в определенной мере связана в настоящее время также с тем, что современная Россия своей важнейшей целью в Конституции Российской Федерации от 1993 года провозгласила построение правового, социального государства и стремится войти в так называемый «цивилизованный» мир. Конечно же, задачей лектора, в рамках отведенного ему времени, не является комментарий того, каким образом должен идти этот очень сложный процесс. В то же время при ближайшем изучении данной проблемы, в части касающейся темы лекции, оказывается, что во многих государствах этого «цивилизованного мира» (США, Франции, Германии, Великобритании и ряде других), на социальные, экономические, военные и иные стандарты которых мы отныне держим ориентир, без всякого шума и крика уже давно вопросу обеспечения безопасности военной службы придается самое серьезное значение – такое, которого до сих пор у нас нет, и, видимо, не скоро будет. Об этом еще ниже пойдет разговор.
      Наконец, в-четвертых, необходимость усиления внимания к проблеме безопасности военной службы связана, образно говоря, и с тем общественно-политическим фоном, на котором приходится действовать сегодня всем органам военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и воинским должностным лицам.
      В последние десять лет в Российском государстве произошли кардинальные общественно-политические изменения. В новой российской Конституции подчеркивается, что "человек, его права и свободы (прежде всего, право на жизнь – примечание автора) являются высшей ценностью".
      Следует отметить, что в обществе происходит пусть и медленное, но постепенное осознание необходимости реализации этого конституционного принципа. Свидетельство тому — обострение негативной реакции представителей практически всех слоев общества на всякое, ставшее известным, происшествие с гибелью (смертью) и увечьями (ранениями, травмами и контузиями) военнослужащих в процессе их военно-профессиональной деятельности; значительно возросшая бескомпромиссность общественности, в первую очередь, правозащитных организаций, комитетов солдатских матерей и так далее, в оценке деятельности органов военного управления любого министерства и ведомства, где законом предусмотрена военная служба, на этом участке.
      В связи с этим целесообразно отметить, что органы государственной власти Российской Федерации, видя нарастание подобных тенденций в обществе, предприняли в предыдущем десятилетии целый комплекс мер, направленных на повышение безопасности военной службы. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно проводились парламентские слушания по данной проблеме (в частности, по проблемам гибели (смерти) и увечий личного состава в 1994 году, розыска пропавших без вести в мирное время военнослужащих в 1995 году, и так далее).
      В рабочем аппарате созданной постановлением Правительства Российской Федерации 1992 года № 889 Межведомственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей был сформирован сектор анализа причин гибели и травматизма военнослужащих. В Главной военной прокуратуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сентябре 1994 года был создан и активно функционирует во втором (следственном) Управлении отдел по надзору за соблюдением федеральных законов при расследовании уголовных дел по фактам гибели (смерти) и увечий военнослужащих.
      В ноябре 1994 года Министром обороны  Российской Федерации был подписан приказ № 400 «О мерах по предупреждению гибели и травматизма личного  состава в Вооруженных Силах  Российской Федерации», несколько раньше – в мае того же года заместителем Министра обороны Российской Федерации генерал-полковником Кондратьевым В.Н. на базе 4 гв.тд МВО проведено комплексное практическое занятие с руководящим составом армии и флота по обеспечению безопасности военнослужащих в процессе их военно-профессиональной деятельности.
      В январе 1995 года Правительственной Комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей был утвержден и в последующем реализован «План государственных мероприятий по совершенствованию системы мер и органов обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении военной службы». В процессе его выполнения в Вооруженных Силах Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 842с Управление службы войск и воинской дисциплины Генерального штаба было реорганизовано в Управление службы войск и безопасности военной службы Генерального штаба, приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 года № 376 были сформированы и с 1996 года начали - на профессиональной основе - функционировать в органах военного управления подразделения безопасности военной службы, объединенные совместно с подразделениями службы войск в единые структуры; несколько позднее в полках и им равных воинских частях были введены должности, сначала старшего помощника, затем заместителя начальника штаба по службе войск и безопасности военной службы.
      Можно было бы привести и еще целый ряд  других примеров, свидетельствующих о повышении внимания к проблеме безопасности военной службы руководящих должностных лиц Минобороны России, предпринимавшихся в первой половине 90-ых годов прошлого века мерах и попытках разрешения ими этой проблемы.
      В целом же, подытоживая изложение  материала по 1-ому вопросу, лектору необходимо отметить следующее. Все эти, вместе взятые, и в комплексе реализованные меры привели к тому, что задача обеспечения безопасности военной службы, всегда традиционно решавшаяся в армии и на флоте в контексте проводимых мероприятий по укреплению воинской дисциплины, как бы автоматически в результате выделилась в самостоятельное направление работы органов военного управления и воинских должностных лиц; что, в свою очередь, потребовало ее концептуального осмысления, а также выработки новых подходов и утверждения комплекса соответствующих нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в интересах упорядочивания деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц в этой области. И такая работа была выполнена во второй половине 90-ых годов XX века.
Вопрос  № 2

БЕЗОПАСНОСТЬ  ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В ПОДЧИНЕННЫХ ВОЙСКАХ (СИЛАХ):

СУЩНОСТЬ  И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

      При изложении данного вопроса лектору  важно обратить внимание слушателей на то, что с введением в юридический обиход термина “безопасность военной службы” понимание необходимости выработки принципиального нового подхода к организации работы на этом участке к руководству Минобороны России, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации пришло не сразу. Поначалу, многие из руководящих должностных лиц считали возможным ограничиться лишь небольшими переменами, а именно: созданием в штабах штатных объединенных органов службы войск и безопасности военной службы, повышением спроса с подчиненных руководителей за так называемые “громкие” происшествия и преступления, совершаемые в войсках (силах), наведением порядка в учете и реагировании на факты гибели и увечий (ранений, травм и контузий) людей и так далее. Но ситуация к лучшему не изменялась, либо изменялась крайне медленно.
      Вот тогда, хотя и постепенно, но большинство  из руководящих должностных лиц Российской армии стало понимать острую потребность необходимости формирования принципиально новых подходов к работе по обеспечению безопасности военной службы в войсках (силах). Разработку таких подходов возглавил Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Управление службы войск и безопасности военной службы).
      В этих целях была проведена в период 1996-1997 годов комплексная научно-исследовательская работа "Служба-96", в которой участвовали 11 военных академий Минобороны России (головным исполнителем была Военная академия РВСН имени П. Великого). Был изучен опыт организации этой работы в армиях других государств, о чем в самом общем плане уже шла речь выше. Подготовлено и направлено в войска (силы) учебно-методическое пособие, утвержденное для практического изучения и использования руководящим составом войск (сил) тогдашним первым заместителем начальника Генерального штаба генерал-полковником Журбенко В.А., под названием “Обеспечение безопасности военной службы”, где были изложены основные требования по организации этой работы на уровне соединения и воинской части (организации). Проанализированы подготовленные в Российской Федерации к середине 90-ых годов XX века все научные труды по данной проблеме, а также документы концептуального характера: такие, к примеру, как концепция безопасности военной службы в пограничных войсках Федеральной пограничной службы России, утвержденная Военным Советом ФПС России в июне 1995 года, а также документ под названием «Концепция безопасности военной службы», разработанный сектором безопасности военной службы рабочего аппарата Межведомственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей (к сожалению, в декабре 1994 года в ходе реорганизации указанной комиссии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1459 в Правительственную комиссию по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в составе аппарата новой комиссии этот сектор был ликвидирован).
      В конечном счете, итогом всей этой деятельности явилась директива Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 1997 года № Д-10 "О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации", которой были утверждены Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и Комплексный план совершенствования работы органов военного управления по обеспечению безопасности военной службы на период до 2000 года.
      В чем состояла принципиальная значимость утвержденной тогда, более шести лет назад, Концепции безопасности военной службы как системы взглядов, официально принятых до настоящего времени в Минобороны России, на безопасность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и порядок ее обеспечения?
      Новизна заключалась в том, что в этом документе впервые определен  механизм нормативного регулирования действия соответствующих положений статьи 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статей 72 и 77 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливающих ответственность командиров (начальников) всех рангов в мирное и военное время за безопасность военной службы.
      Что особенно важно, впервые, Концепцией по этой проблеме был дан терминологический аппарат.
      К примеру, безопасность военной службы охарактеризована как состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, формирующихся при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
      Определяя роль и место безопасности военной  службы среди иных видов безопасности, Концепция отмечала, что безопасность военной службы:
      а) выступает в качестве одного из важных видов профессионально-отраслевой безопасности, в сферу которой вовлечены значительные людские и материальные ресурсы государства;
      б) является одним из элементов социальных основ военной безопасности Российской Федерации, через систему которой интегрируется в общее содержание национальной безопасности Российской Федерации;
      в) испытывает на себе воздействие всех остальных видов национальной безопасности Российской Федерации, в первую очередь, экономической (продовольственной, энергетической, технологической), общественной, информационной, экологической безопасности, а также состояния охраны здоровья населения.
      Во-вторых. Сегодня в Вооруженных  Силах Российской Федерации на обеспечение безопасности военной службы в органах военного управления работают многочисленные структурные подразделения. К ним относятся - органы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, службы радиационной безопасности, безопасности полетов, мореплавания; это и органы санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-санитарного надзора, экологические инспекции, органы пожарного надзора, гостехнадзора, госархстройнадзора, энергонадзора, военной автомобильной инспекции и другие. Только в самом Минобороны России до сего времени действуют 14 (!) подобных органов, выполняющих надзорные и контрольные функции в войсках (силах) на особо опасных участках военной службы.
      В этой связи Концепция  впервые все имеющиеся  направления деятельности в сфере обеспечения безопасности военнослужащих объединила в единую систему, которой должен управлять командир (начальник) при координирующей роли штаба.
      Наконец, в-третьих, Концепция утвердила методологически принципиально новый подход к обеспечению безопасности военной службы как к непрерывному и многоплановому процессу.
      Она определила объекты безопасности военной службы, к которым отнесены военнослужащие, местное население и окружающая природная среда (ибо от неудовлетворительной организации военной службы страдают нередко сейчас не только военнослужащие, но и гражданские лица, а также природа); установила субъекты безопасности военной службы (это органы военного управления и воинские должностные лица) и цели их деятельности при различных правовых режимах мирного времени, а также в военное время.
      Концепция определила набор имевшихся на тот период времени наиболее актуальных угроз безопасности военной службы как совокупности опасных факторов различной природы (физических, химических, биологических, психофизиологических, а также неблагоприятных социальных факторов), формирующихся при осуществлении деятельности войск (сил), соответствующим образом их охарактеризовала (кстати, тогда данная характеристика угроз остается вполне злободневной и сегодня!); с учетом этих угроз установила основные условия безопасности военной службы, поддержание которых как раз и должно обеспечить нейтрализацию имеющихся угроз безопасности.
      Принципиальное  значение имело и имеет сегодня  положение Концепции о том, что  условия безопасности должны формироваться  целенаправленно - посредством обеспечения безопасности военной службы.
      При этом под обеспечением безопасности военной службы понималась система правовых, социально-экономических, организационно-технических, морально-психологических, медицинских, экологических и иных мероприятий, поддерживающая условия безопасности военной службы и обеспечивающая на этой основе реализацию прав и законных интересов военнослужащих, предотвращение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
      Концепция определила принципы и направления  обеспечения безопасности военной службы в армии и на флоте.
      Среди направлений обеспечения  безопасности военной службы выделены такие, как правовое, социально-экономическое, организационно-техническое, морально-психологическое, медицинское и гидрометеорологическое обеспечение безопасности военной службы, а также обеспечение экологической безопасности деятельности войск (сил). При этом в рамках каждого из направлений выделены соответствующие приоритетные меры, вполне актуальные и поныне.
      Что же касалось Комплексного Плана совершенствования  работы органов военного управления по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2000 года, также утвержденного директивой Министра обороны Российской Федерации 1997 года № Д-10, то этот документ, органически связанный с Концепцией, отвечал как бы на вопросы "Что и каким образом должно быть сделано для того, чтобы Концепция (некая система взглядов) стала реальностью?".
      В целях реализации Концепции безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также на основе вышеуказанного плана к настоящему времени подготовлены и изданы такие приказы Министра обороны Российской Федерации, как:
      1998 года - № 314 «О порядке производства работ с повышенной опасностью в Вооруженных Силах Российской Федерации" и № 457 «О создании комиссий по безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
      1999 года - № 593 «Об организации в  Вооруженных Силах Российской  Федерации конкурса на лучшую воинскую часть (военно-учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации) по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы», а также № 280 «О гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы». В приказе Министра обороны Российской Федерации 1999 года «О порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации» были определены критерии оценки состояния безопасности военной службы в соединении и воинской части;
      2000 года - № 285 «Об утверждении Инструкции  по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил) и № 505 « Об утверждении Инструкции о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
      2002 года - № 365 «Об утверждении перечней  воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья»;
      2003 года - № 167 «Об отмене действия  отдельных нормативных правовых  актов Министра обороны Российской Федерации», которым приказ Министра обороны российской Федерации 1998 года № 457 был признан недействующим (речь идет о приказе, установившем и регламентировавшем работу комиссий по безопасности военной службы, которые за прошедшие годы, к сожалению, так и не сумели доказать свою необходимость и эффективность).
      Разумеется, был подготовлен и целый ряд иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу должностных лиц по отдельным конкретным направлениям обеспечения безопасности военной службы.
      В частности, многие вопросы, связанные  с практической деятельностью общего характера должностных лиц воинской части в этой области были раскрыты в директиве Генерального штаба 1998 года № 31 «О мерах по улучшению организации повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил), обеспечению правопорядка и воинской дисциплины, службы войск и безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации". В развитие этого документа директивным указанием первого заместителя Министра обороны Российской Федерации 2002 года № 332/500 были введены в действие «Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части», книга № II которых детально раскрывает все аспекты организации службы войск и обеспечения безопасности военной службы в воинской части.
      Для улучшения подготовки выпускников вузов Минобороны России к организации работы в подчиненных подразделениях (как правило, на первичных офицерских должностях) разработаны и направлены в вузы Министерства обороны Российской Федерации утвержденные начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 14 марта 1999 года «Требования к минимуму содержания и уровню подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в военно-учебных заведениях Минобороны России».
      Кроме выше изложенного, лектору целесообразно сказать и о том, что в настоящее время завершается работа в Минобороны России над подготовкой новых Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.
      В этой связи представляется очень  важным тот факт, что на основе теоретического анализа накопленного опыта обеспечения безопасности военной службы в 2001- 2003 годах было произведено его обобщение. Итогом этой работы стал разработанный проект отдельной главы (№ 8) для Устава внутренней службы Вооруженных Сил России под названием «Безопасность военной службы», представленный в текущем году на рассмотрение Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по подготовке Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.
      Далее. Как уже отмечалось выше, при разработке Концепции безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации был внимательно изучен опыт армий иностранных государств. Так вот выяснилось, к примеру, что в Вооруженных Силах США в воинской части за состояние безопасности военной службы полностью отвечает командир, а ответственность за более конкретные участки этой работы (за обеспечение безопасности боевой подготовки, работ на вооружении и военной технике, при несении боевого дежурства, и так далее) – несут подчиненные командиру соответствующие должностные лица. При этом в воинской части специально введенные штатом должностные лица, непосредственно занимающиеся организацией работы по обеспечению безопасности военной службы, - отсутствуют. Зато в масштабе каждого вида Вооруженных Сил США (ВВС, Армии и ВМС) при начальнике штаба вида созданы мощные Центры безопасности, которые включают в свой состав всевозможных специалистов, образно говоря, «работающих на безопасность». Штат каждого из таких Центров составляет от 150 до 200 военнослужащих и гражданских специалистов, его возглавляет генерал-майор, который по служебному рангу является помощником начальника штаба по безопасности. Центры выполняют нормотворческие, аналитические, контрольные, исследовательские, обучающие, прогностические и учетно-статистические функции; в обязательном порядке участвуют в разработке любого рода программ в области повышения безопасности, расследовании и подготовке заключений по имевшим место происшествиям с гибелью людей и потерей военной техники в мирное время.
      Здесь важно отметить, что подобная структура  в Вооруженных Силах США сложилась исторически, регулярно перестраивалась в соответствии требованиями времени, оставаясь в то же время неизменной в своей основе. До сих пор руководство Пентагона такую систему работы и структуру обеспечивающих ее органов в области обеспечения безопасности считает оптимальной.
      В этой связи целесообразно отметить, что в целях поиска наилучшей  формы организационного строения структур, обеспечивающих безопасность военной службы, по ходатайству главкома РВСН в этих войсках в период с начала 1999 до середины 2000 годов (в течение полутора лет) был проведен эксперимент по отработке новой модели органов обеспечения безопасности деятельности войск с объединением в единую организационную структуру всех штатных подразделений органов военного управления, работающих на «безопасность» (образно говоря, в РВСН пытались скопировать «американский» вариант и получить при этом более высокие результаты). К сожалению, итоги эксперимента по переносу американских подходов на нашу армейскую действительность весомых результатов в российских специфических условиях не принесли, и потому новые органы по окончанию эксперимента не были Министром обороны Российской Федерации «узаконены». Тем не менее, сам факт проведения подобного мероприятия дополнительно повысил внимание к проблемам обеспечения безопасности военной службы не только командиров (начальников) в самих РВСН, но и руководителей всех других видов и родов войск (сил) армии и флота.
      Вместе  с тем, лектору целесообразно  отметить, что история проведенного в РВСН эксперимента, по большому счету, еще не завершена. Дело в том, что с начала 2003 года в России разворачивается административная реформа, суть которой состоит в снижении государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности общества посредством ликвидации избыточных и упорядочивания иных функций многих государственных органов. В 2003-2006 годах предполагается разделить госорганы по реализуемым функциям на: правоустанавливающие (разрабатывающие конкретные правила и нормы, соблюдение которых, после их утверждения, становится общеобязательным); исполняющие надзорные функции (осуществляющие надзор за утвержденными правилами и нормами, в том числе, в области обеспечения безопасности; таких объединенных надзорных органов предполагается в масштабе России иметь от трех до шести); наконец, предоставляющие конкретные услуги населению.
      Так что в рамках административной реформы  в Российской Федерации, которая  в недалекой перспективе, коснется каждого министерства и ведомства России, в том числе и Министерства обороны Российской Федерации, еще, видимо, предстоит вернуться к вопросу об оптимизации и упорядочивании деятельности контрольно-надзорных структур в системе Минобороны России, общую координацию деятельности которых по-прежнему сегодня осуществляют органы службы войск и безопасности военной службы штабов.
      В целом же, как бы подводя промежуточные  итоги воплощения в жизнь Концепции безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, 22 декабря 1998 года на заседании коллегии Минобороны России, впервые отдельно посвященной сугубо проблеме состояния и обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации безопасности военной службы, тогдашний Министр обороны Российской Федерации Маршал Российской Федерации Сергеев И.Д. подчеркнул, что «разработанная в последние годы в Вооруженных Силах Российской Федерации нормативная правовая база обеспечения безопасности военной службы в основном позволяет органам военного управления и должностным лицам адекватно реагировать на возросшее значение данной проблемы в повседневной деятельности войск (сил), более эффективно организовать работу по реализации надлежащих мер для предупреждения гибели (смерти) и увечий военнослужащих за счет внедрения новых подходов, изложенных в ранее утвержденной Концепции безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
      Лектору в этой части лекции целесообразно  привести статистические данные, подтверждающие некоторое общее повышение безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (виде Вооруженных Сил Российской федерации, округе, на флоте, в роде войск).
      Что касается сведений за Вооруженные Силы Российской Федерации, то небезынтересными могут являться следующие цифры.
      В частности, коэффициент гибели военнослужащих на службе в расчете на 1000 человек составлял в: 1993 году - 0,79; 1994 году – 0,69; 1995 году - 0,63; 1996 году – 0,62; 1997 году – 0, 61; 1998 году – 0, 61; 1999 году – 0,6; 2000 году – 0,6; 2001 году – 0,59; 2002 году - 0,58. Таким образом, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации за период с 1994 года (когда реально началась практическая работа по повышению эффективности принимаемых мер в области обеспечения безопасности военной службы) по 2002 год данный общий показатель сократился почти на 20%!
      Еще более интенсивными и значительными  темпами достигнуто снижение в прошедший период аналогичного коэффициента гибели военнослужащих в расчете на 1000 человек в результате нарушения требований безопасности. В частности, в 1993 году он составлял 0,152; в 1994 году – 0,146; в 1995 году – 0,138; в 1996 году – 0,128; в 1997 году – 0,113; в 1998 году – 0,092; в 1999 году – 0,088; в 2000 году - 0,079; в 2001 году – 0,073; в 2002 году - 0,07. Иными словами, в сравнении с 1994 годом в 2002 году сокращение небоевых потерь по этой причине составило более чем в 2 раза!
      В то же время общую ситуацию с состоянием безопасности военной службы необходимо видеть реалистично. Скажем, в 2002 году в расчете на 1000 человек в сравнении с предыдущим годом увеличился коэффициент травматизма среди личного состава с трудопотерями – с 20,3 до 21, 3. Хотя, безусловно, общая тенденция к его снижению на протяжении периода с 1994 года по 2002 год также имеет место.
      Особенно  в последние годы не прекращаются тяжелые происшествия с вооружением и военной техникой, которые сопровождаются гибелью десятков и даже сотен человек (гибель АПРК «Курск», падение вертолета МИ-26 в Чечне, взрыв военного госпиталя в Моздоке, затопление подлодки «К-159», катастрофа стратегического бомбардировщика «ТУ-160» и так далее).
        Здесь лектору важно охарактеризовать  не только положительные, а  главным образом, конкретные негативные тенденции, имеющие место, как в масштабе всех Вооруженных Сил Российской Федерации (если аудиторию составляют генералы и офицеры одного из центральных органов военного управления Минобороны России), так и в масштабе своего вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота, рода войск.
      В конечном счете, после проведенного в этой части лекции анализа следует сделать вывод о том, что, хотя за прошедшие 10 лет имеются несомненные достижения в обеспечении безопасности военной службы в Российской армии (виде Вооруженных Сил Российской Федерации, военном округе, флоте, роде войск), однако, ее состояние все еще остается нестабильным.
      Указывая  на причины такого положения, Министр  обороны Российской Федерации Иванов С.И. постоянно подчеркивает, что основными из них являются следующие: во-первых, это халатность должностных лиц в исполнении приказов, наставлений, руководств, директивных указаний, устанавливающих требования безопасности, соблюдение которых должно, по сути, как раз и обеспечить безопасные условия служебной деятельности военнослужащих; во-вторых, это низкий профессионализм, слабые знания личным составом и должностными лицами самих этих требований безопасности.
      На  устранение указанных причин низкого  и нестабильного состояния безопасности военной службы и должны быть направлены в настоящее время усилия всех воинских должностных лиц; и, прежде всего, органов военного управления. Об их роли в обеспечении безопасности военной службы лектору целесообразно доложить слушателям при рассмотрении 3-его вопроса лекции.  

Вопрос  № 3
 
РОЛЬ  ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
В ПОДЧИНЕННЫХ ВОЙСКАХ (СИЛАХ) 

      При рассмотрении этого вопроса лектору необходимо обратить внимание слушателей, как минимум, на три момента, характеристика которых как раз и должна позволить показать им чрезвычайно важную роль органов военного управления в обеспечении безопасности военной службы в подчиненных войсках (силах).
      Во-первых, следует напомнить слушателям о том, что уже выше рассмотренной Концепцией безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации определены 2 вида субъектов безопасности военной службы (то есть органов, либо физических лиц, непосредственно занимающихся организацией и ведением этой работы). К ним отнесены воинские должностные лица и органы военного управления.
      При этом Концепцией определено, что должностные лица участвуют в обеспечении безопасности военной службы в подчиненных войсках (силах) посредством исполнения возложенных на них законами, уставами, приказами, наставлениями, руководствами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации должностных и специальных обязанностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.