На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система социальной защиты детей-сирот в РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Следует  подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь  семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
     Сиротство – одна из тех проблем, которые  крайне остро стоят перед нашим  обществом. Состояние проблемы сиротства  отягощается следующими обстоятельствами. Во-первых, остается чрезвычайно высокое  количество детей-сирот, Во-вторых, наблюдается увеличение количества детей, воспитывающих в семьях, которые страдают так называемым депривационным синдромом. В-третьих, растет число неблагополучных семей, что приводит к росту количества детей-сирот при живых родителях.
     Следует признать, что государством, наряду с финансированием традиционной системы воспитательных и образовательных  учреждений интернатного типа, выделяются немалые средства для формирования новых структур профилактической и социально-реабилитационной помощи детям-сиротам. Однако рентабельность этих вложений оказывается ниже ожидаемой.
     Актуальность  проблемы заключается в том, что  дети-сироты не могут быть изолированы  от общества. Мы всегда будем рядом  с ними. От того, какими будут эти  дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами. Будут воровать, грабить, станут источниками инфекций. Значит, жить в обществе с беспризорниками  будет просто опасно.
     Объект  исследования: дети-сироты.
     Предмет исследования: процесс правовой защиты детей-сирот 
     Цель  исследования: изучить основные проблемы правовой защиты детей-сирот.
     В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
     1. Изучить нормативную базу, регулирующую правовое положение   детей- сирот;
     2.   Изучить социальную защиту детей-сирот;
     3.   Изучить зарубежный опыт защиты  детей-сирот и детей.
    1     Проблема социального сиротства в Республике Беларусь
      Проблема сиротства и социально-педагогическая помощь детям-сиротам
 
     Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты. Признание сложности взросления детей без родителей и начала научного осмысления этого явления относится к началу XX в. Первая, а затем вторая мировые войны, экономические кризисы, социальные потрясения привели к появлению множества покинутых детей, детей без родителей, эвакуированных, перемещенных.
     Не  уменьшилась острота проблемы сиротства и в настоящее время. В нашей стране воспитанию детей, оставшихся без родителей, уделяется большое внимание. Согласно закону Республики Беларусь "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
     Дети, оставшиеся без попечения родителей — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родительских прав, а также ряда других причин, определенных в указанном Законе.
     Лица  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.
     Состояние проблемы сиротства отягощается следующими обстоятельствами.
     Во-первых, остается чрезвычайно высоким количество детей-сирот. В настоящее время в стране более 31 тысячи детей, воспитывающихся без родителей. Из них по состоянию на 2008 год 11 660 детей воспитывались в государственных учреждениях, свыше 16 тысяч находились на частной опеке. В высших учебных заведениях обучалось 1328, в колледжах — 1454, учебных заведениях профессионально-технического образования — 4845 таких детей. Правда, в последние два года наблюдается стабильная тенденция сокращения вновь выявленных детей-сирот. Например, за 2008 г. попечения родителей лишилось 4 915 детей, что на 397 меньше, чем в 2007 г.
     Основными причинами, по которым дети остаются без родительской опеки, являются: лишение  родительских прав, смерть одного из родителей, осуждение родителей или одного их них, отказ от воспитания ребенка, отказ от ребенка в роддоме  и др. Остается высоким процент  детей, которые воспитываются в  детских домах и школах-интернатах.
     Во-вторых, наблюдается увеличение количества детей, воспитывающихся в семьях, которые страдают так называемым деприва-ционным синдромом. С одной стороны, это дети, родители которых не имеют времени (в силу своей занятости) и, главное, душевных сил для полноценного, эмоционально насыщенного воспитания, общения со своими детьми. С другой стороны, депривацйонный синдром — это то, что нередко наблюдается в семьях с высоким материальным достатком, дети зачастую отданы на откуп гувернерам, репетиторам.
     В-третьих, растет число неблагополучных семей, что приводит к росту количества детей-сирот при живых родителях. В частности, проблемы в сфере брачно-семейных отношений приводят к тому, что количество разводов в стране остается достаточно высоким (3,1 на 1000 человек). В настоящее время выявлено более 36 тысяч детей, нуждающихся в государственной защите, которые проживают почти в 20 тысячах семей.
     Особую  тревогу вызывает воспитание детей в интернатных учреждениях. Можно констатировать, что интернатные учреждения в нашей стране хорошо обеспечены материально, сложился положительный опыт педагогической помощи и поддержки детям-сиротам. Однако все это не может заменить детям родного дома, семейного воспитания.
     Ситуация  с развитием воспитанников интернатных учреждений имеет много отрицательных последствий. Исследования, проведенные во многих странах мира, показывают, что эти дети отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, ряд расстройств психоневрологической сферы, а общую соматическую расслабленность организма.
     Исследования  свидетельствуют также о том, что вне семьи развитие ребенка  идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения личности. И зачастую нельзя сказать, эти особенности хуже или лучше, чем у обычного ребенка — они просто другие. И более того, есть все основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений у таких детей.
     Общество  и государство предпринимает  ряд мер, направленных на профилактику сиротства и воспитание детей, оставшихся без родителей. Выделим важнейшие направления в этой работе.
     Государственная политика Республики Беларусь выражается в принятии и реализации законодательства в области сиротства. В настоящее время в республике действует свыше 30 законодательных актов. Важнейшие из них: Кодекс о браке и семье, законы Республики Беларусь "О правах ребенка",
     "О  гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , Президентская программа "Дети Беларуси' , Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 г. "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" и др.
     Профилактика  сиротства, предусматривающая систему мер в обществе и государстве, направленную на укрепление института семьи, утверждение ценностей рождения и воспитания детей, обеспечение помощи и поддержки семье и детям. В стране создана и совершенствуется система государственной поддержки семей, воспитывающих детей. В частности, ежегодно увеличиваются денежные выплаты семьям с детьми в связи с их рождением, содержанием и воспитанием.
     В 2007 г. государственные пособия получали 578 тысяч детей, т.е. почти 30 % от общего их числа. В 2008 г. адресную помощь получили 20103 семьи, которые воспитывают несовершеннолетних детей. На профилактику семейного неблагополучия направлена работа 156 территориальных центров социального обслуживания населения, 145 социально-педагогических учреждений. Эти учреждения обеспечивают широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, реабилитационных услуг семье и детям. Ведутся банки данных о различных категориях семей и детей. Многие семьи удается сохранить от разрушения. За последние 2 года детскими социальными приютами возвращено родителям около 70 % детей, помещенных в эти учреждения.
     Развитие  семейных форм устройства детей, оставшихся без родителей. Семейными формами устройства охвачено свыше 48 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти дети воспитываются в замещающих семьях (опекунские, приемные, патронатные), детских домах семейного типа, детских деревнях SOS. Всего в 2008 г. на воспитание в семьи устроено 4376 детей-сирот, в том числе под опеку — 2564, в приемные семьи —1280, в детские дома семейного типа — 102, в детские деревни —60; усыновлено 370 детей, из них 2 иностранными гражданами. Законодательством и практикой работы обеспечивается приоритет национального усыновления и семейного устройства осиротевших.
     В рамках реализации Президентской программы "Дети Беларуси" в стране создана и развивается новая форма семейного устройства детей-сирот — приемная семья (свыше 2000). Развивается сеть детских домов семейного типа, детских деревень SOS.
     В настоящее время в республике отрабатываются вопросы патронатного воспитания детей, оставшихся без родителей. Научный коллектив кафедры социальной педагогики БГПУ и педагогические коллективы Стародорожского, Бобруйского и Гомельского детских домов ведут экспериментальную работу по созданию патронатных семей, внедрению патронатного воспитания в систему деятельности интернатных учреждений.
     Социально-педагогическое и психологическое сопровождение детей, оставшихся без родителей. Главная проблема, на которую направлены усилия ученых и практиков, — воспитание детей-сирот как субъектов жизнедеятельности. Социально-педагогическое сопровождение призвано помочь детям-сиротам в решении проблем социализации, воспитания и обучения, постинтернатной адаптации.
     Социально-педагогическое сопровождение рассматривается  как комплексная социально-педагогическая, психологическая помощь и поддержка  детей-сирот. Сопровождение осуществляется социальными педагогами, социальными работниками, педагогами-психологами и другими специалистами в социально-педагогических и территориальных центрах социального обслуживания населения, социально-педагогических и психологических службах учреждений образования. Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются: выявление и изучение проблем социализации и развития ребенка; исследование социальной среды; разработка и реализация индивидуальных коррекционных и реабилитационных программ; организация взаимодействия заинтересованных организаций и учреждений по оказанию помощи детям-сиротам; мониторинг положения детей-сирот.
     В разрешении проблемы сиротства особая роль принадлежит социальным педагогам, социальным работникам, педагогам-психологам. Это необходимо учитывать при подготовке данных специалистов. На факультете социально-педагогических технологий БГПУ им. Максима Танка предусматривается специальная подготовка студентов, которая включает: теоретическую и практическую подготовку, участие в общественно-полезной деятельности по оказанию помощи и поддержки детям-сиротам.
     Теоретическая подготовка предусматривает ряд специальных дисциплин: "Основы социально-педагогической работы в интернатных учреждениях", "Охрана и защита детства", "Социальная коррекция и реабилитация", "Социально-педагогическая помощь семьям", "Социальная политика", "Современные социальные службы" и др.
     Практическая  подготовка студентов осуществляется в ходе освоения учебных курсов и во время учебных и производственных практик в интернатных учреждениях, социально-педагогических центрах, службах. Умения и навыки работы с детьми-сиротами формируются в ходе участия студентов в волонтерском движении, студенческих клубах. В частности, волонтерский клуб "Планета ЛиР" шефствует над воспитанниками детского дома № 5, школы-интерната № 8 г. Минска. Студенты проводят мероприятия, оказывают индивидуальную помощь детям, организовывают совместную деятельность студентов и воспитанников интернатных учреждений. Клуб молодой семьи "Лики семьи" помогает студентам в подготовке к будущей семейной жизни, а также к работе с семьей [1,c.13]. 

      Актуальные  проблемы социального  сиротства в Республике Беларусь
 
    В настоящее время в обыденной  речи и теоретических исследованиях  широко используются два понятия: «сирота» («сиротство») и «социальный сирота» («социальное сиротство»). В соответствии с ч. 1 ст. 116 КоБС к детям-сиротам относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель. Термином «социальный сирота» обозначим ребёнка, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. Это и те  дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о них.
    Исследование  сиротства началось в тогдашней Российской империи ещё в 1898 году известным промышленником и меценатом, этнографом и социологом князем В.Н.Тенишевым (1843-1903). С целью изучения жизни крестьян было создано Этнографическое бюро, которое просуществовало до 1901 года. Основной его задачей был сбор этнографических сведений о крестьянстве и «городских жителях образованных классов». После революции 1917 года согласно концепциям того времени, роль семьи в общества должна постепенно уменьшаться. В 20-30-е годы регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность.
    В 50-е годы изменения в общественно-политической жизни страны коснулись и семейных проблем. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако семейная политика, проводимая государством ранее, принесла свои «плоды»: появились так называемые отказные дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на них. Такие дети пополняли Дома ребёнка, а позже - детские дома и школы-интернаты.
    Впервые о масштабах явления, которое  получило название «социальное сиротство», было заявлено в октябре 1987 года на учредительной конференции Советского детского фонда. В докладе президента фонда А.Лиханова были приведены такие данные: «Почти в 95% случаев нынешние детдомовцы - сироты при живых родителях». В 1990 году по поручению Советского детского фонда Научно-исследовательским институтом детства был подготовлен первый фундаментальный доклад «Положение детей в СССР». Естественно, все отражённые в этом докладе проблемы имели прямое отношение и к Беларуси. Именно тогда наряду с различными острыми вопросами, характерными для многих стран мира, было затронуто такое опасное социальное явление, как социальное сиротство.
    В настоящее время проблема социального сиротства характерна для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами.
    В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казённые младенцы», «рождённые, чтобы быть покинутыми», «вечные ново рождённые» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. В Республике Беларусь насчитывается порядка 32 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём 86 процентов из них - социальные сироты. Как видно из приведённых данных, социальное сиротство получило в нашей стране широкое распространение.
    Наиболее  существенным признаком проблемы в последние годы стало появление новых характеристик социального сиротства. К примеру, обнаружилось качественно новое явление - так называемое скрытое социальное сиротство. Как считает Л.М.Пчелинцева, основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, её материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Факторами, неблагоприятно влияющими на судьбу детей, становятся также рост числа разводов, безработица родителей. Сюда же можно отнести и такой очень серьёзный фактор, как пьянство родителей, в результате которого дети усваивают скверные примеры асоциального поведения. В большинстве случаев человек, наблюдавший с детства за жестокостью, грубостью, насилием, вырастая, сам становится таким же агрессивным, грубым, нервозным, лживым. Насилие в семье, рост безответственности родителей за воспитание своих детей влекут за собой детскую беспризорность и преступность среди несовершеннолетних, что усложняет криминогенную обстановку в стране.
    Таким образом, в числе непосредственных причин социального сиротства назовём следующие:
    - добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребёнка;
    -     лишение родительских прав;
    -     смерть родителей.
    Причиной  увеличения количества социальных сирот, на наш взгляд, являются не столько экономические, сколько социальные и психологические факторы. В течение 70 лет существования советского государства ответственность за все основные проблемы брало на себя государство, освобождая тем самым граждан от ответственности. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения дают человеку возможность прожить без семьи, не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение. Именно поэтому проблема социального сиротства приобретает масштабный характер.
    Безусловно, нынешняя структура учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует усовершенствования. Необходимо создавать новые формы обустройства судеб этой категории детей. Отсутствие связи с родственниками, слабый контакт с социально-культурной сферой углубляют их социальную отчуждённость, снижают степень подготовки к самостоятельной жизни.
    Следует отметить, что социализация охватывает все этапы человеческой жизни, но её фундамент закладывается в детстве. От этого фундамента, зависят качества ребёнка-лидера или жертвы общественной системы. От того, каким будет детство, где оно проходит, зависят дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Социализацию можно считать удавшейся, если человек органично включён в социальные отношения и нормально функционирует во взрослых социальных структурах, не чувствует себя ущемлённым, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности, подобное возможно только в случае, если социализация протекала в полноценной семье.
    Большие изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. В условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребёнка. Дети, которые попадают в печальную сиротскую статистику, имеют серьёзные проблемы со здоровьем, отягощены алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциального поведения. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы «аутизм», «задержка психического развития», «олигофрения в степени дебильности» не так уж и редки. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребёнок попадает в детский дом: несчастный случай, унёсший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребёнка; изъятие ребёнка из семьи по социальным показаниям, - во всех этих случаях ребёнок становится социальным сиротой.
    По  существу сироты лишены первичной социализации, поскольку не было основных её агентов - родителей. Замещение первичной социализации вторичной - в условиях детдома - наносит непоправимый вред всему процессу становления человеческой личности. Она вырастает деформированной, лишённой собственного опыта, личной биографии, своей генеалогии и семейного капитала. Известно, что после выхода из детского дома его воспитанники испытывают глубочайший кризис, порождённый трудностями постинтернатной социализации, и часто не способны стать полноценными членами общества; значительная часть их пополняет ряды правонарушителей. У них масса проблем с профессиональным самоопределением, заключением брака и формированием семьи, установлением профессиональных и дружеских отношений с людьми, не имеющими за плечами подобного опыта. Как выяснилось, учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, несут в своей системе условия для развития госпитализма (от лат. Hospitalis - гостеприимный} - задержки развития у детей, в раннем возрасте лишённых нормального общения с окружающими, любви родных и близких.
    Остро стоит вопрос относительно адаптации выпускников учреждений интернатного типа, выбора сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала потребностям их личности и запросам рынка труда. Институциональное воспитание негативно влияет на развитие ребёнка, формируя у него «сиротский симптомокомплекс», который нередко становится непреодолимым препятствием на пути к социализации. При этом ситуация сиротства влияет не только на самого сироту. Происходит трансляция сиротского симптомокомплекса в вертикальной семейной системе - сиротство в одном поколении порождает сиротство в последующих. Часто дети, не имеющие положительного опыта семейной жизни, повторяют судьбу своих родителей, впоследствии лишаясь родительских прав и тем самым расширяя поле социального сиротства.
    Очевидно, что создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи является задачей государственной важности.
    Указом  Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 утверждены Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 3, ст. 57), в которых закреплён приоритет семьи как наиболее благоприятной и естественной среды для развития и воспитания детей и определены действия по упрочению её института.
    Значительное  влияние на изменение реального положения детского населения республики оказало принятие президентской программы «Дети Беларуси» и её целевое финансирование. Реализация Программы обеспечила улучшение работы по укреплению здоровья детей, прежде всего проживающих на загрязнённых радионуклидами территориях, социальному обслуживанию семьи, решению проблем детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1661 был утверждён Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы. И, как отмечается в общих положениях названного плана, в последние годы несколько стабилизирован уровень первичной заболеваемости детей, снизилась смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет. В системе социальной защиты работают 24 центра социального обслуживания семьи и детей, 83 центра социального обслуживания населения, в системе образования - 81 детский социальный приют и 24 социально-педагогических центра, которые оказывают комплексную социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь семье и детям, прежде всего оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации. Приоритетным направлением деятельности государственных органов является создание условий для деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечивается преимущественное развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые позволяют детям-инвалидам получать образовательные услуги по месту жительства.
    Предпринятые  государством усилия позволили сохранить и развить социальные приоритеты, обеспечивающие маленьким гражданам республики равный доступ к системе дошкольного воспитания, возможное получения полноценного и качественного образования, бесплатного медицинского обслуживания и оздоровления, защиту в экстремальной ситуации.
    Действующая в стране система мер по профилактике социального сиротства оказалась недостаточно эффективной. Проблема социального сиротства становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего. Сохранение существующих масштабов социального сиротства может иметь далеко идущие неблагоприятные последствия. Для борьбы с ним необходима реализация профилактических программ, ориентированных, прежде всего, на семью ребёнка.
    Стратегические  направления деятельности по профилактике социального сиротства, на наш взгляд, следующие:
    - формирование в обществе, в первую очередь среди молодёжи и родителей, ответственного отношения к своему репродуктивному поведению, рождению и воспитанию детей, ответственности семьи за рождение ребёнка, его жизнь, здоровье и судьбу;
    -   реализация при поддержке государства программ, в рамках которых решались бы вопросы подготовки молодёжи к созданию семьи и ответственному родительству, подготовки специалистов, работающих с семьёй ребёнка;
    -  привлечение к решению проблем ребёнка и семьи общественных организаций, социальное партнёрство государственных и общественных структур;
    - ориентация существующих социальных служб на решение приоритетной социальной задачи - максимально раннее оказание помощи семьям с детьми при возникновении социально-психологических проблем, поддержка семей в сложных ситуациях;
    -  совершенствование системы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этой категории детей, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов;
    -    улучшение материального обеспечения, предоставление таким детям реальной помощи и поддержки предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, банковскими учреждениями, культурно-образовательными, общественными, спортивными и другими организациями;
      -  создание фостерных (приёмных) семей по примеру зарубежных государств.
Для успешной реализации этих стратегических направлений необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов:
    -    раннее выявление социально неблагополучных семей, имеющих детей, и раннее начало работы с ними с целью нормализации ситуации;
    -  комплексная оценка проблем семьи, имеющей ребёнка, и комплексный подход к их решению с участием социальных работников, медиков, юристов, психологов и др.;
    -  индивидуальный подход к работе с ребёнком и семьёй, позволяющий определить конкретную программу оказания разносторонней эффективной помощи.
    Деятельность  неправительственных организаций  по профилактике и снижению масштабов  социального сиротства должна включать:
    -  ведение конструктивного диалога с законодателями и руководителями государственных структур с целью реализации совместных программ по защите прав и интересов детей;
    -  установление и поддержание контактов со средствами массовой информации, проведение «круглых столов» по проблеме для осознания широкой общественностью масштабов и последствий социального сиротства и способов его профилактики;
    - участие в работе с родителями по освещению вопросов законодательства, социальных льгот семье, возможностей получения социально-психологической помощи, воспитания детей, физиологии и психологии ребёнка, психологии внутрисемейного общения, общения с ребёнком, установления с ним доверительных и уважительных отношений;
    - участие в обеспечении специальной литературой по проблеме социального сиротства специалистов и населения и т.д.
    Решение проблемы социального сиротства зависит от концентрации усилий двух основных «игроков»:
    1. Государство должно более адресно  и обоснованно назначать социальные  льготы, постепенно снижая их количество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несут ответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные и надлежащим образом воспитанные дети - это инвестиции в обеспеченную старость.
    2. Само общество должно предпринимать усилия по увеличению ответственности людей за самих себя, за своё будущее, за своих детей.
    Хотелось  бы сказать ещё об одном пути выхода из создавшегося положения - это адаптация  детей-сирот в обществе путём  помещения их в приёмные семьи. В этом случае возможно развитие индивидуальности ребёнка, его интересов через продуманную систему семейного воспитания, взаимное уважение, доброту, заботу и любовь приёмных родителей и детей, организацию общего быта, досуга, учёбы и труда, развитие творчества, культуры отношений, чувств и поведения, инициативности и самостоятельности. Приёмная семья должна помочь ребёнку стать самостоятельным человеком, вое питать у него чувство долга и личной ответственности за каждого члена семьи, пробудить потребность в самосовершенствовании, чувство психологической защищённости (доверие к окружающему миру, личностная культура, ориентация на самоопределение, положительная самооценка).
    Таким образом, основной задачей общества и государства является сохранение ребёнка в семье и семьи для ребёнка. Для этого на законодательном уровне необходимо уделить повышенное внимание проблеме социального сиротства; дальнейшему развитию и совершенствованию различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмные семьи; совершенствованию системы органов опеки и попечительства, которая обеспечивала бы эффективную защиту прав и интересов несовершеннолетних [2,c.3]. 

      Зарубежный  опыт социально-педагогического  устройства детей  сирот
 
      На современном этапе развития общества поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической проблемой. Становление системы социально-педагогической защиты детства представляет собой сложный и противоречивый процесс, обусловленный многочисленными взаимодействующими между собой факторами. Формы социально-педагогической работы с детьми в ее историческом развитии претерпевали серьезные изменения. Осмысление и переработка западных концепций поддержки нуждающихся детей во взаимодействии с традиционными национальными представлениями о благотворительности во многом определяют становление современной системы социальной поддержки детства в Республике Беларусь.
     В настоящее время обозначился  ряд противоречий между законодательно поддерживаемой системой социальной адаптации детей-сирот и реальной ситуацией: ростом социального сиротства, неустроенностью выпускников детских интернатных учреждений, их низкой постинтернатной адаптацией; между существующей системой воспитательной деятельности учреждений государственной поддержки, ориентированной на модель детского дома для детей-сирот, и необходимостью поиска эффективной модели учреждений для данной категории детей, ориентированной на восполнение (компенсацию) утраченных функций семьи. На сегодняшний день в республике насчитывается более 30 тыс. детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Указом Президента Республики Беларусь утверждена программа "Дети Беларуси" на 2006—2010 гг., направленная на охрану прав детей и обеспечение их социальной защиты. Пристальное внимание в рамках данной программы уделено категории детей, особенно нуждающихся в государственной защите — сирот. Подпрограмма "Дети-сироты" включает направления, нацеленные на предупреждение социального сиротства, обеспечение охраны прав детей-сирот и их социальной адаптации, улучшение условий жизнедеятельности воспитанников государственных интернатных учреждений. Взят курс на строительство детских деревень и создание детских домов семейного типа, реформирование детских интернатных учреждений согласно принципам семейного уклада. В связи с вышесказанным, на наш взгляд, будет полезным обращение к зарубежному опыту.
     Изучение  и анализ опыта работы зарубежных воспитательных домов приобретает на современном этапе особую важность и актуальность, поскольку воспитательные дома стран Европы и США в подавляющем большинстве с первых дней своего существования работали как учреждения, восполняющие сиротам семейную заботу о детях. Таковыми они остаются и сегодня. Европейская система воспитания детей-сирот в специальных заведениях (воспитательных домах, приютах) складывалась не сразу, претерпевая определенные изменения под воздействием социальных условий. Первоначально воспитание детей-сирот рассматривалось как отдельная благотворительная акция, поэтому соответствующие воспитательные учреждения создавались церквями и монастырями.
     Во  второй половине XVIII в. появились труды, посвященные вопросам воспитания детей, оставшихся без родителей. Генрих Песталоцци в 1744 г. в Швейцарии открыл приют  для беспризорных детей, и опыт его  работы стал основополагающим для организации  подобных учреждений в последующие годы. Для светских западноевропейских воспитательных домов в XVIII— XIX вв. характерна система воспитания детей-сирот и детей несостоятельных родителей. Временное пребывание в воспитательных заведениях сменялось передачей детей на дальнейшее воспитание в частные, преимущественно сельские семьи. Позднее эта форма устройства ребенка в семью получила название "патронирование".
     В Австрии в послевоенные годы возникла идея создать для детей, оставшихся без попечения родителей учреждения, которые частично заменили бы воспитание в семье. В 1949 г. Г. Гмайнер построил первый дом для детей-сирот "SOS-киндердорф". Идея Гмайнера была поддержана как педагогами, так и общественностью. В настоящее время подобные деревни существуют во многих европейских странах (Германии, Франции, Италии и др.), в том числе и в Республике Беларусь, SOS-киндердорфы — тип детского дома для воспитания детей-сирот в условиях, приближенных к семейным. Создаются семьи, состоящие из воспитательницы, выполняющей функции матери, нескольких разновозрастных детей обоего пола (братья и сестры не разлучаются), живущие в отдельном доме и ведущие совместное хозяйство.
     В начале XX в. во многих странах Западной Европы как особая система призрения детей-сирот оформилось патронатное воспитание. Но только после окончания Второй мировой войны эта система получила свое наибольшее развитие и сегодня успешно применяется во всех странах. Мировая практика устройства детей-сирот подтверждает эффективность патронатного воспитания для восстановления связей ребенка с кровной семьей с целью сохранения семьи, кроме того, система патроната оказалась выгоднее для государственного бюджета. В ряде стран это повлекло за собой закрытие детских домов и интернатов. На сегодняшний день во многих странах признается необходимость разработки системы оплаты за патронат (как минимум до достижения воспитанником 23-летнего возраста), а в должностные обязанности патронатных воспитателей вводится обязанность поддерживать "родственные" взаимоотношения с воспитанниками и после их 18-летия.
     Для переосмысления сущности социально-педагогической деятельности воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целесообразно, на наш взгляд, обратиться к современной практике социальной поддержки осиротевших детей за рубежом.
     В Канаде заботу о детях, оставшихся без  попечения родителей, берет на себя государство. При этом работа с данной категорией детей строится согласно следующему принципу: уровень вмешательства основывается на интересах ребенка и минимальном вторжении в его жизнь. Социальная поддержка детей включает три основные программы.
     1. Предоставление услуг на дому  — заключается в оказании помощи  родителям в развитии навыков  необходимого ухода за детьми. Главной целью такого вида  услуг является сохранение семьи  и ребенка в ней. В случае  отказа родителей от ребенка  заботу о нем берет на себя  агентство по социальному обеспечению детей. Многие дети помещаются в приемные семьи. Приемные родители нанимаются агентством, проходят специальное обучение и получают денежные выплаты за то, что обеспечивают уход за ребенком в семейной атмосфере.
    Широкая сеть государственных или частных учреждений, предоставленных органами социального обеспечения. Это могут быть маленькие коттеджи (4—6 детей в каждом доме), интернаты для детей с особенностями в развитии (около 20 % детей, находящихся на государственном обеспечении, живут в учреждениях подобного типа).
    Усыновление. В последнее время деятельность агентств по социальному обеспечению детей в реализации данной программы снизилась в основном за счет следующих факторов: разрешение абортов и повышение материальной поддержки молодых матерей. Таким образом, количество маленьких детей для усыновления значительно сократилось, а дети старшего возраста и с особенностями развития содержатся в специализированных интернатских учреждениях.
     Цель  названных программ едина: поддерживать и укреплять семью, снизить вероятность того, что ребенок будет нуждаться в попечении государства.
     Действующая в США система социальной поддержки  детства является достаточно гибкой и сложной и включает деятельность следующих государственных служб: Детское бюро (осуществляет программу по защите прав и интересов детей), Служба защиты детей (оказывает социальную, медицинскую, юридическую, жилищную и опекунскую помощь). В целом система социальной поддержки функционирует через различные социальные программы, регламентируемые либо федеральным законодательством, либо законодательством штата. Отдельные программы принимаются и местными властями, что позволяет учитывать потребности в социальной помощи каждого региона.
     Важное  место в системе детских учреждений занимает сеть приютов для сирот и брошенных детей. Наиболее широкое распространение получили детские дома семейного типа. Ребенок, проживающий в неблагоприятных семейных условиях, может быть помещен в подобное учреждение на срок не более 18 месяцев. Если биологическая семья по истечении срока не смогла реабилитироваться, чтобы вернуть ребенка домой, его помещают в новую семью. Особенностью социальной поддержки детей, проживающих в неблагоприятных семейных условиях, является тесный контакт с биологическими родителями, которым предоставляется возможность участвовать в жизни ребенка, находящегося в доме семейного типа. Это способствует тому, что большинство детей все же возвращают в родную семью, и только около трети подлежит усыновлению.
     Подобные  временные дома для детей существуют и в Швеции. Социальные кураторские службы направляют в эти дома детей, у которых сложные взаимоотношения в семье (родители в силу ряда причин не занимаются их воспитанием, подвергают физическому и психологическому насилию). В приютах созданы благоприятные условия для жизнедеятельности, у каждого ребенка есть отдельная комната, его могут навещать друзья. Немаловажным, на наш взгляд, является и тот факт, что дети посещают обычные детские сады и школы. Если нормальные взаимоотношения с биологическими родителями не удалось установить, то ребенка могут отдать на временное воспитание в приемную семью, с которой заключается контракт. В большинстве случаев биологическим родителям предоставляется возможность встречаться со своим ребенком.
     Социальная  работа с детьми и подростками в Голландии направлена на создание для них естественного окружения, поэтому приоритетным направлением является передача детей, нуждающихся в защите, в другую семью, нежели в детский дом. Таким образом, создаются отношения по цепочке дом — семья — подросток, что дает возможность оказывать помощь и содействие как ребенку, так и его родителям. При Министерстве юстиции работают официальные учреждения — советы по защите детей, в сферу деятельности которых входит работа с несовершеннолетними, т. е. решение вопросов, связанных с их усыновлением, юридической защитой, правами. Советы по просьбе суда или частному обращению изучают условия жизни несовершеннолетних и делают соответствующие заключения или рекомендации суду или другим общественным организациям, на основании которых принимаются решения относительно дальнейшего устройства детей.
     В настоящее время в Голландии  предпочтение отдается не детским домам, а так называемым домам заместительства семьи, приютам, временным убежищам. В работе названных воспитательных учреждений, действующих по территориальному принципу, открытых внешнему миру и интегрированных со средой, достаточно четко проявляется тенденция автономности. Приемных родителей подыскивают социальные работники или общинный совет заботы, состоящий из жителей определенной территории. Следует отметить, что дома заместительства семьи открываются как по государственной инициативе, так и на общественных и частных началах (учредителями становятся церкви, фонды, партии).
     Система социальной поддержки детства в  Бельгии представлена деятельностью социально-педагогических институтов, характеризующих всю систему и организационные подходы в целом. Названные институты предназначены для содержания детей, которые по разным причинам оказались вне семьи и состоят из отдельных учреждений на 15—20 человек каждое (семейные детские дома), которые расположены в небольших городках или деревнях. Основной контингент таких учреждений составляют дети — социальные сироты, которые изъяты из семьи по решению специальных комиссий. Существуют специальные службы по месту жительства, которые выявляют неблагополучные семьи (асоциальное поведение родителей, отсутствие контактов с ребенком, алкоголизм, наркомания родителей и т.д.). Особенностью учреждений подобного типа является то, что дети, как правило, живут в отдельных комнатах, ходят в обычную школу, могут выходить в свободное время из приюта, принимают участие в уборке, приготовлении пищи. Детей могут навещать родственники. У социальных сирот открыт счет в банке, на который родители обязаны положить сумму, равную сумме тех пособий, которые государство выплачивает на детей. К 18 годам, когда ребенок начинает жить самостоятельно, у него накапливается определенная сумма денег.
     В Великобритании система патронатного воспитания детей-сирот строится согласно следующим основным принципам:
     - биологическим родителям обеспечиваются условия для сохранения ими родительской ответственности в случае содержания ребенка вне дома;
     - государственные органы обязаны стремиться работать в сотрудничестве с кровными родителями, подобное партнерство является эффективным способом добиться прогресса в развитии ребенка в период его содержания вне дома;
     - приоритетный характер имеет устройство ребенка в семью родственников или знакомых. Подыскивается фостерная (замещающая) семья, которая призвана заменить биологическую и обеспечить заботу и уход за ребенком. Но при этом в вопросах содержания и воспитания ребенка активное участие принимают местные органы власти;
     - при решении всего комплекса вопросов в отношении планирования жизни ребенка учитывается его мнение.
     Англия, пройдя через систему государственных учреждений и детских деревень численностью до 1000 человек, с 1951 г. перешла на систему воспитания в фостерной семье. Сегодня в Англии в государственные учреждения помещаются около 12% детей и лишь временно, на период поиска "замещающей" семьи. Семья фостерная — временная семья, принимающая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, на договорных началах с местными органами опеки и попечительства и под их контролем. Ребенок находится в условиях семьи, жизнедеятельность которой контролируется государственными органами.
     История оказания помощи детям-сиротам имеется во всех государствах, каждое из которых, испытав определенные трудности, прошло свой специфический путь в решении проблемы сиротства, но до настоящего времени ни в одной стране этот вопрос не считается окончательно разрешенным. Во многих цивилизованных государствах на пороге XXI в. сложились достаточно действенные модели социальной поддержки детей-сирот, отличающиеся высокой степенью участия государства, разнообразием социальных услуг и видов помощи. В ряде европейских стран в рамках социального законодательства семья возводится в ранг государственной политики как социальный институт, выполняющий важные биологические, экономические и социально-педагогические функции. Модели оказания помощи детям-сиротам строятся на основе создания различного типа семейных детских домов, системы патроната и пересмотра существующих социально-педагогических позиций в отношении их воспитательных возможностей.
     Анализ  литературы по проблеме исследования позволил выделить характерные особенности, присущие детским учреждениям семейного типа ряда зарубежных стран. К ним, на наш взгляд, относятся:
    открытость воспитательных учреждений, участие общественности в их деятельности, проведение работы по включению воспитанников в социум;
    обучение профессии и трудоустройство выпускников, поддержка их в первые годы после выпуска;
    государственное детское учреждение любого типа, каким бы комфортным оно ни было, является для детей временным; детям-сиротам обязательно предоставляется прежняя или новая семейная среда;
    специальное государственное детское учреждение максимально приближается к семье; в нем проживает несколько десятков воспитанников, чтобы воспитатели могли квалифицированно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
    тщательный подбор и специальная подготовка воспитателей; при подборе новой опекунской семьи для ребенка предпочтение отдается той, у которой накоплен богатый положительный опыт воспитания собственных детей;
    сохранение родственных связей. Биологическим родителям предоставляется возможность навещать своих детей в новых опекунских семьях при условии, если подобные контакты не причиняют вреда жизни и воспитанию ребенка. Кроме того, дети могут возвращаться в родную семью, если родители осознали свои ошибки, раскаялись и стали вести социально одобряемый образ жизни.
     Историко-педагогический анализ зарубежных тенденций развития и содержания социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами свидетельствует о преобладании семейных форм устройства и воспитания осиротевших детей. Мы считаем, что анализ зарубежного опыта и его использование в системе социального устройства и воспитания детей-сирот в условиях Республики Беларусь позволит решать проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских интернатных учреждений [3, c.21]. 

      1.4 Нормативная база, регулирующая правовое положение   детей- сирот  

     Правовое  положение   детей- сирот регулируется следующими документами:
    Кодекс Республики Беларусь “О браке и семье” от  9 июля 1999 г. № 278-З.
     Регулирует  следующие вопросы, касающиеся правового  положения детей-сирот:
     - защита прав и законных интересов  детей-сирот, детей, оставшихся  без попечения родителей, и  детей, находящихся в социально  опасном положении
     - выявление и учет детей-сирот,  детей, оставшихся без попечения  родителей, и детей, находящихся  в социально опасном положении 
     -устройство  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей
     - ответственность за нарушение  законодательства Республики Беларусь  при выявлении, учете и (или)  устройстве детей-сирот, детей,  оставшихся без попечения родителей,  и детей, находящихся в социально  опасном положении
     -усыновление  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, находящихся  в детских интернатных учреждениях,  государственных специализированных  учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи  и реабилитации, государственных  учреждениях, обеспечивающих получение  профессионально-технического, среднего  специального, высшего образования,  детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских  семьях, приемных семьях
     -права  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, находящихся  в детских интернатных учреждениях,  государственных специализированных  учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи  и реабилитации, государственных  учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях.
     2) Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII “О правах ребенка”.
     Закон Республики Беларусь “О правах ребенка” определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности организаций и физических лиц по защите детства.
     3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 20 мая 2006 г. № 637 “Об утверждении положения о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей”.
     Данное  положение определяет порядок работы с гражданами по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения  родителей, детьми, родители которых  временно отсутствуют (далее – дети), порядок учета и контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях опекунов (попечителей), а также отстранения и освобождения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей.
     4) Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З “О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. 
     Гарантии  по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
     Финансирование  расходов по обеспечению гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, осуществляется за счет средств  республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников в порядке, установленном законодательством. 
     Государственный контроль за реализацией гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства и иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

     5) Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. N 106 г.Минск “О создании национальной комиссии по правам ребенка”

     Национальная  комиссия по правам ребенка (далее - комиссия) создается для осуществления  государственной политики по обеспечению  прав и интересов детей в пределах Конвенции ООН о правах ребенка, Закона Республики Беларусь "О правах ребенка".
     6) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 289 ” Об утверждении Положения о детском доме семейного типа”.
     7) Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2007 г. № 378 “О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
     8) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. N 1676 “Об утверждении положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь”
     9) Постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 18 декабря 2003 г. № 1661 “О национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы”
     10) Постановление Министерства Образования  Республики Беларусь  от 12 марта  2007 г. N 20 “О некоторых вопросах  усыновления (удочерения), установления  опеки, попечительства над детьми, создания приемных семей, детских  домов семейного типа, возврата  детей родителям”
     11) Постановление Пленума Верховного  Суда Республики Беларусь  от 26 сентября 2002 г. N 7  “О судебной  практике по делам о лишении  родительских прав”. 
 
 
 
 
 

      2  Принципы  и подходы  психолого-педагогической  работы с детьми- сиротами
     2.1 Принципы и подходы  в работе психолога  с детьми-сиротами 

     Умение  психолога точно и безошибочно  взаимодействовать с детьми и  подростками является основным фактором, позволяющим содействовать решению  центральной проблемы этих детей - нарушенному  общению со взрослыми.
     Часто возникающей проблемой практических психологов, а равно и педагогов, воспитателей, работающих в детских домах, школах-интернатах, является так называемое "эмоциональное выгорание". В учреждениях для детей-сирот, по нашим наблюдениям, эмоциональное выгорание чаще всего проявляется в потере интереса к детям - общение с воспитанниками вызывает у такого взрослого раздражение и скуку, а работа - отвращение. Эмоциональное выгорание довольно быстро выходит за пределы работы и распространяется на знакомых, друзей и даже членов семьи.
     Происходит  это по ряду причин.
     Во-первых, потому, что у взрослых (педагогов, воспитателей, психологов) не сформированы способы профессионального общения - соответственно психологического или  педагогического. Оно заменяется привычными бытовыми формами общения, в которых  педалируется именно эмоциональная  сторона. Известно, что эмоциональное  выгорание часто возникает у  людей, которые первоначально чрезвычайно  эмоционально относились к своим  профессиональным обязанностям, готовы были всего себя отдавать детям, "служить  делу детской радости", "подарить всем детям свою любовь". Именно такое  отношение к работе, к детям  представляется воплощением нравственной позиции.
     Однако  это является не лучшим ни для взрослого, для которого это становится эмоциональным  донорством, а в итоге приводит к эмоциональному выгоранию, ни для ребенка, который становится потребителем этой эмоциональности, постепенно приобретает так называемую "рентную установку", постоянно требуя внимания и любви. При этом ребенок не учится любить сам, не учится что-то давать в ответ.
     Замена  профессионализма эмоциональным отношением - ошибка, которую допускают не только психологи и педагоги, но и люди других профессий, например, актеры. Существует категория актеров, которые профессиональную технику склонны заменять "подлинным чувством", перенося на сцену, вкладывая в роль свои собственные "живые" переживания. В итоге это оказывается пагубным для актера, но и далеко не лучшим образом сказывается на его игре. Вспомним эпизод из романа С. Моэма "Театр", когда его героиня - великая актриса Джулия Роберте, - потерпев неудачу в своем любовном приключении, начинает буквально выплескивать свои эмоции на сцене. Ей при этом кажется, что она играет гениально (и кое-кому в зале это действительно нравилось). Однако муж Джулии и одновременно профессиональный режиссер был буквально в ужасе от ее игры.
     Во-вторых, эмоциональность, о которой идет речь, не позволяет увидеть, ясно и  трезво, реальную проблему ребенка  и найти оптимальное ее решение.
     И, наконец, в-третьих, это общение в  итоге не приносит удовлетворения взрослому и не ведет к его личностному росту, в то время как психологически правильно выстроенное общение взрослого и ребенка должно приносить удовлетворение и вести к росту того и другого. Сошлемся в этой связи на мнение крупнейшего специалиста по психологической работе с людьми американского психолога и психотерапевта, создателя клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, который считал, что для эффективного общения психотерапевта, педагога, воспитателя или родителя и ребенка необходимо соблюдение трех условий:
     1) конгруэнтность как подлинность, открытость, честность, соответствие подлинных чувств человека их выражению в поведении;
     2) эмпатическое понимание, когда психотерапевт (в нашем случае взрослый) "ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.