На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Платежи в сфере природопользования Украины

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 

     РЕФЕРАТ
     на  тему:
«Платежи  в сфере природопользования Украины» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выплнила:                                                                                      Проверил:
студентка 4 курса                                                                         Дубель В.М.
дневного отделения
спец. маркетинг
Дитятина Ирина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк  – 2010 
 

Содержание 

Введение 

1. Виды и содержание платежей за использование природных ресурсов и их охрану. 

2. Платежи за  землю. 

3. Особенности  платы за воду. 

4. Платежи за  использование лесных ресурсов. 

5. Платежи за  использование полезных ископаемых. 

Заключение 

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Введение платы за специальное использование природных ресурсов и загрязнения окружающей среды является одним из основных принципов природопользования. Она реализуется путем установления сборов в сфере природопользования и тесно связана с включением определенной части природных ресурсов в рыночный товарооборот. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» различает три вида сборов :
- за специальное  использование природных ресурсов,
-за загрязнение  окружающей природной среды, 
-ухудшение качества  природных ресурсов.
В законодательстве каждый из этих видов сборов подразделяется на подвиды.
Структура сборов, а также процедура их внесения регулируется экологическим законодательством  и другими нормативными актами. Верховная  Рада Украины Законом от 5 марта 1998 внес изменения в Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» в те нормы, которые регулируют платность в сфере использования природных ресурсов.
Установление  в законодательном порядке сборов за специальное использование природных ресурсов имеет целью повышение заинтересованности носителя экологических прав в использовании объектов природы, стимулирование природопользователя в обеспечении рационального природопользования, повышения эффективности природоохранной деятельности. Это собрание является источником пополнения государственного и местных бюджетов, а также экологических фондов. Наличие такого собрания тесно связана с материальной заинтересованностью в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов. Наконец, взыскание указанных сборов позволяет получать дополнительные средства на восстановление и воспроизводство природных ресурсов. Принципы формирования системы платежей за использование всех природных ресурсов определены Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 43). В частности установлено, что нормативы платы за использование природных ресурсов должны определяться с учетом их распространенности, качества, возможности воспроизведения, доступности, комплексности, производительности, местонахождения переработки и утилизации отходов и других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Виды и содержание  платежей за использование природных  ресурсов и их охрану. 

С принятием  Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) В Украине  создались предпосылки для кардинальной перестройки экологической политики и для создания новых режима и механизма природопользования, более адекватных объективным требованиям общественного развития, современного этапа НТР и рыночным отношениям. При этом центральное место отводилось усилению экономического регулирования и экономические рычаги рационализации сферы природопользования. 

Основой для  формирования нового экономического механизма  по обеспечению расширенного воспроизводства  природных ресурсов, их охране, управлению рационального использования стал принцип платного, компенсационного по содержанию природопользования по созданию системы соответствующих платежей. 

Введение платного природопользования призвано решить такой  круг вопросов: 

- Создание экономических  условий для ускоренного развития рыночных отношений в этой сфере и приведения всей системы природопользования в Украине в соответствие с практикой наиболее развитых стран и международными стандартами; 

- Стимулирование  комплексного, рационального, использования  природных ресурсов и создания для него соответствующих научно-технических предпосылок; 

- Обеспечение  устойчивого и достаточного финансирования  работ по охране и воспроизводству  природно-ресурсного потенциала, усиление  на этой основе социальных  и экологических функций природных ресурсов; 

- Выравнивание  условий хозяйствования при использовании  природных ресурсов различных  качества и доступности; 

- Расширение  инвестиционных возможностей по  социально-экономическому развитию  территорий с интенсивным природопользованием; 

- Обеспечение  согласования общегосударственных  интересов с интересами территорий  путем сбалансированного распределения  средств, получаемых от платы  за природные ресурсы, между  государственным и местными бюджетами; 

- Предотвращение  нарушений установленного режима природопользования. 

Объектами платы  есть источники природных ресурсов - месторождения полезных ископаемых, водохранилища, лесные участки и  т.п., а субъектами - предприятия, организации  и учреждения, их филиалы и объединения, отдельные граждане, использующие природные ресурсы (независимо от форм собственности, организации хозяйственной деятельности и подчинения). К субъектам платы относятся также международные позаурядови организации, иностранные юридические лица, совместные предприятия, создаваемые на территории Украины при участии украинских и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные граждане и лица без гражданства. 

Плата за использование  природных ресурсов взимается со всех природопользователей как на территории Украины, так и в пределах ее морской экономической зоны и континентального шельфа. 

Плата за природные  ресурсы могут вноситься в  виде специальных сборов, налога (земельного, лесного и др.), арендной платы  или в формах, предусмотренных  законодательством. 

Арендная и  арендные отношения определяются как форма хозяйствования с передачей во временное, повторное пользование земли, недр, других природных объектов, собственником которых является государство, юридические и физические лица. Ставки налогообложения, порядок и сроки выплаты определяются законодательством. Размер арендной платы устанавливается в рамках законодательства и с согласия сторон. 

Научной основой  ля определения размеров платы служит экономическая оценка, в основе которой  положено дифференциальную ренту. В  общем виде различают шесть видов платежей за ресурсы: 

1. Платежи за  право пользования природными  ресурсами. 

2. Плата за  воспроизводство и охрану природных  ресурсов. 

3. Рентные платежи  за эксплуатацию лучших природных  ресурсов или по качеству, и  по месту их расположения по отношению к рынку. 

4. Штрафные платежи  за сверхурочное использование  природных ресурсов. 

5. Компенсационные  платежи за выбытие природных  ресурсов из целевого использования  или ухудшение их качества, вызванное  деятельностью этих предприятий. 

6. Плата предприятий  за использование среды для  размещения отходов производства. 

Платежи за пользование  природными ресурсами является средством  извлечения части абсолютного и  дополнительного доходов природопользователей. Соответственно, они состоят из фиксированных отчислений, связанных с дифференциальной рентой. 

Платежи за охрану и воспроизводство природных  ресурсов является формой компенсации  бюджетных и иных расходов владельца  или пользователя ресурсов на сохранение, восстановление и повышение качества природоресурсный потенциала. В частности, они предусматривают возмещение расходов на геологоразведочные работы, на воспроизводство поголовья животных, на восстановление рыбных запасов, рыбопромысловых угодий и т.д. 

Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов устанавливают в виде ставок, тарифов, такс и других нормативных показателей. Для возобновляемых природных ресурсов они определяются по нормативным расходам на охрану и воспроизводство, а для невосстанавливаемых - по затратам на их выявление, оценку и подготовку к использованию. 

Экономические санкции в виде штрафных платежей за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов устанавливается с целью усиления ответственности предприятий и  других природопользователей за нарушение действующих норм и правил использования природных ресурсов. 

Размер штрафов  должен обеспечивать условия, при которых  нарушения невыгодно с точки  зрения хозрасчетных интересов природопользователя. Платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов в виде штрафов взыскиваются с прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, и с этого частных средств. Все платежи согласно нормативу распределяются между государственными и местными бюджетами. 

Средства от платежей за использование природных ресурсов направляются на осуществление мероприятий по охране природы, улучшению расширенного воспроизводства природных ресурсов и повышению их качества, на нужды социально-экономического развития соответствующих территорий, на реализацию научно-технических программ и технико-технологических предпосылок для интенсификации и более комплексного использования ресурсов и отходов производства, на создание системы контроля за состоянием природных ресурсов, ввод кадастров, геоэкологической съемки; на формирование финансовых средств органов управления всех уровней и т.п. 

Совета народных депутатов в пределах своих полномочий имеют также право устанавливать  для пользователей природных  ресурсов различные льготы - с целью  создания необходимых благоприятных условий для предприятий, а также поощрения или поддержки экономически слабых природопользователей. 

Основными формами  таких льгот является снижение ставок платежей, полное или частичное освобождение от них на некоторое время или  бессрочно, отсрочка выплат, установление дифференцированных сроков выплат в целях стимулирования и поощрения. Предполагается также льготное кредитование мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, льготное налогообложение при достижении высокой эффективности природоохранной деятельности, освобождение от платы в основные фонды в природоохранной сфере. 

2. Платежи за  землю. 

Плата за землю  осуществляется в форме арендных платежей. Нормативы платы за землю  в каждом государстве разрабатываются  самостоятельно, но общая методика и целом уже проработана. 

Плата за землю  определяется отдельно для сельскохозяйственных и городских земель. Первая форма  платежей учитывает возмещение земелепользователем убытков, причиненных изъятием или временным захватом (отчуждением) земельных участков, а также потерь сельскохозяйственного производства по утвержденным нормативам освоение новых земель с учетом потерь дифференциальной ренты, которая возникла из-за использования худших земель взамен отчужденных угодий. 

Пример расчета  платы за землю для совместного предприятия.
Для предприятия  выделена земля в 3 км от г. Тернополь  площадью 20 га, из них 15 га - пахотной, 5 га - пастбища. Гектар пахотных земель согласно нормативам оплаты в Тернопольской  области стоит 7000 грн, а гектар пастбища 2000 грн. Следовательно, общая сумма оплаты составляет (7000*15) (2000*5) = 105000 10000 = 115000. Эта плата является минимальной. Для уточнения используют специальные коэффициенты удорожания зависимости от плыву крупных центров на развитие производства. Так, для городов с разной численностью жителей они составляют:
Коэффициенты, учитывающие  местоположение земельного участка  в пригородных зонах крупных  городов (О порядке ден. Оценки). 
 

Численность населения  городов-центров (тыс. чел.)
Значение коэффициента
100-200  1.1  

250-500  1.2  

500-1000  1.3  

1000  >       1.5  

Кроме этого  нужно учитывать транспортное обеспечение, средовые и рекреационную ценность территории, особенность микроклимата т.д. На основе нижней границы платы  за землю ведутся переговоры для определения конечной (окончательной) оценки земли. 

Плата за использование  городской земли устанавливается  в соответствии с комплексной  созидательна оценке территории основании  утвержденного генерального плана  развития городов, с затрат (расходов) на инженерное благоустройство территории, строительство транспортных путей, отчислений предприятий на жилищное и культурно-бытовое строительство. Учитывается также курортный статус города, а в самих городах - районы с исторической застройкой. 

Пример расчетов оплаты за городские земли для совместных предприятий: 

Пм=(С0+С1+С2+С3+С4)F+СжN  

Где Пм - одновременная  плата за городскую территорию, тыс. грн; 

С0 - норматив выбросов на инженерно-транспортное благоустройства  городов, тыс. грн / га; 

С1, С2, С3, С4 - показатель увеличения стоимости городской территории соответственно за счет развития сферы управления, научного и социально-культурного потенциала; в курортных районах и городах; в городах и районах с исторической застройкой; 

F - площадь участка,  занимаемая предприятием, га; 

Сж - отчисления на жилищное и культурно-бытовое  строительство, тыс. грн / чел; 

N - число занятых  на предприятии работников, чел. 

Показатели С0, С3, СЖ добираются из специальных таблиц. 

Плату за право  пользования землей с доли дохода общего участника отчисляют ежегодно пропорционально размеру взноса за землю в уставный фонд предприятия и вычисляют по формуле:
М=Dc Пм/Вс+Пм  

Где М - отчисления в бюджет местных советов, тыс. грн; 

Dc - годовой доход  общего участника, тисю грн; 

Пм - вычисляется по предварительной формуле; 

Вс - вклад совместного  участника в уставный фонд совместного  предприятия без учета земли, тыс. грн. 

Например, для  совместного предприятия в центральном  районе города курортного значения в  Южном экономическом районе Украины с населением свыше 1 млн. чел. Выделяется участок (F = 7,5 га). Уставный фонд обеих сторон без земли - 3 млн. грн, количество занятых на предприятии N - 460 человек; расчетная прибыль совместного участника Dc - 1 млн. грн. С0 - составляет 565 грн / га; С1 - 5000 грн. / га; С2 - 6000 грн. / га. Других факторов, увеличивающих стоимость земли, нет. Сж = 7,8 тыс. грн / чел. определяется из нормативных данных специальных таблиц. 

Пм = (565 5000 6000) 7,5 7800 460 = 86737,5 3588000 = 3674737,5 грн 

Эта сумма является размером разового отчисления общего участника совместного предприятия из собственных или заемных средств в местный бюджет. Если по договоренности право пользования землей оплачивается из дохода, то ежегодные отчисления составляют: 

М = 1 млн.грн 3,674 млн. грн / 3 млн. грн 3,674 млн.грн = 

Сейчас в Украине  происходит обработка новых документов, действует рыночный механизм купли-продажи  земли; существуют также арендные формы  платежей. Арендная плата: 

О=Рм+КП,  

Где О - ежегодная  плата; Рим - земельный городская рента; К - вложенный в землю капитал; П - процент на вложенный капитал (Царик Т.Е., ст. 43,44).  

Относительно  нормативов распределения платежей было установлено, что в государственный  бюджет направляется - 30% платежей за землю, а в местные - 70% платежей за землю.  

3. Особенности  платы за воду.  

С 1982 г. в Украине  введена плата за воду, которую  забирают из водохозяйственных систем промышленные предприятия, а с 1984 г. - за воду, потребленную из подземных  источников. Другие водопользователи (коммунальное хозяйство, ГЭС, водный транспорт, системы орошения, сельскохозяйственные предприятия и т.д.) использовали воду бесплатно.  

Тарифы определялись на основе необходимых затрат с учетом рентабельности основных фондов, которая  соответствовала уровню народнохозяйственного норматива эффективности капиталовложений. Плата за воду в промышленности стала важным фактором экономического стимулирования рационального использования водных ресурсов, внедрение систем многоразового использования воды. Однако, оценка воды основывалась на теории трудовой стоимости, по которой природные ресурсы, не являясь продуктом труда, не имеют стоимости и ее денежного выражения - цены. Плата за воду не учитывала ее специфику как ограниченного природного ресурсов и условий его формирования во времени и пространстве, что дает дифференциальный эффект. К тому же плательщиками были только водопользователи, выплаты которых в общей сумме расходов на создание и функционирование водозабезпечуючих систем составляли 20-25%.  

Десятилетний опыт применения этих тарифов показал, что они далеко не в полной мере решали проблему экономического регулирования водопользования, только в 1991 году плата за воду была переведена на новые тарифы:  

- За безвозвратное  водопотребление, устанавливаемый  на 1 куб м потребляемой воды исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем, рассчитанного для данного предприятия с коэффициентом 1,25;  

- За услуги  водохозяйственных систем, устанавливаемых  согласно Постановлению Кабинета  Министров Украины от 8.02.1997 г. № 164 на территории Украины действуют следующие нормативы платы за использование пресных водных ресурсов.  

Существуют и  следующие нормативы: плата за специальное  использование водных ресурсов для  нужд гидроэнергетики - все реки - 0,7 коп за 100 куб. м воды, пропущенной через турбины (кроме ГАЭС, которые функционируют в комплексе с ГЭС), плата за специальное использование водных ресурсов для нужд водного транспорта (кроме стояночного, служебно-вспомогательного и буксирного флотов) - все реки, кроме Дуная: грузовой самоходный и несамоходный флот - 1,25 коп за тоннаж-сутки эксплуатации флота; пассажирский флот, который эксплуатируется - 0,14 коп. за 1 место-сутки эксплуатации флота.  

Следует заметить, что размеры тарифов в значительной степени носят субъективный характер и зависят от решений местных властей, обусловленных размером полученных дотаций, экономического положения водопользователей и других причин.
Согласно нормативов распределения платежей установлено, что 80% платежей за использование водных ресурсов общегосударственного значения направляется в государственный бюджет, 20% платежей за использование водных ресурсов общегосударственного значения в местные бюджеты. В государственный бюджет направляется 100% платы за использование рыбных и других водных живых ресурсов и 100% платежей отводится в местные бюджеты за использование водных ресурсов местного значения.  

4. Платежи за  использование лесных ресурсов.  

В системе экономических  отношений важное значение приобретают  платежи за пользование ресурсами леса как основы возмещения затрат лесохозяйственного производства, выравнивания условий работы лесных предприятий, пополнения бюджета за счет дополнительного дохода от рубки леса в лучших природно экономических условиях.
В соответствии с поставленными целями в основу механизма платного лесопользования положен рентный подход к экономической оценке лесных ресурсов, а его принципы направлены на улучшение экономических взаимоотношений между владельцами лесов и лесопользователями, определяемая на основе ренты, которая исчисляется разницей между ценой леса на корню в возрасте рубки и индивидуально сводными затратами, связанными с их восстановлением в данных условиях места выращивания. Основой механизма платного лесопользования являются различные формы собственности на леса, рентный подход, существующие закономерности рыночных форм хозяйствования.  
 

Существует два  вида оплаты:  

- Платежи за  право пользования лесными ресурсами;  

- Платежи за  возмещение расходов на охрану  и воспроизводство лесных ресурсов.  

Одной из форм платы  за ресурсы леса могут быть фиксированы  отчисления от стоимости продукции  лесозаготовок. Наряду со специальными видами предлагаются также платежи, связанные с использованием лесных ресурсов, но не являются постоянными. Это штрафные санкции и компенсационные платежи за нерациональное лесопользование и нанесения вреда лесам.  

За пользование  лесами в социально-экологических  целях базовый размер ставки платы, в связи с отсутствием методов  экономической оценки различных функций леса, корректируется соответствующими коэффициентами. Приближенным выражением платы за указанные виды лесопользования является запирающие оценки, отражающие расходы на охрану, восстановление и использование лесных насаждений, а источником покрытия платы является прибавочный продукт (прибыль), который образуется в результате использования леса, как средства или предмета труда.  

Плата за пользование  лесами в рыночных условиях хозяйствования определяется лесовладельцами на договорных началах с лесопользователем. При аренде лесов с лесопользователя взимается арендная плата. При этом ее величина может быть в пределах таксовой стоимости лесных ресурсов (учитывается расстояние перевозки древесины, ее порода / хвойная, мягколиственные, твердолиственные /, качество / деловая древесина, дрова /, величина / крупная, средняя, мелкая /, распространенность по территории страны / I - IV пояса /) с учетом ренты, расходов на управление лесами и определенной части прибыли арендатора.  

Объектами платы  за лесные ресурсы являются участки леса, которые выделены в установленном порядке для эксплуатации рубками главного пользования. Целесообразна плата также за древесину от рубок ухода и других лесохозяйственных рубок. В районах сосредоточения лесозаготовок объектом платы могут быть отдельные участки, которые используются в экологических и социальных (рекреационных) целях. При этом экологические и социальные функции леса оцениваются по величине влияния лесных насаждений на повышение эффективности труда и развитие материального производства.  

Субъектами платы  за лесные ресурсы являются граждане (зарубежные юридические лица), предприятия, организации и учреждения независимо от их ведомственной подчиненности  и форм собственности, а также  совместные предприятия, которым выделены лесные участки в пользование (лесоэксплуатации).  

Доходы от платы  за лесные ресурсы представляют собой  определенный источник формирования бюджета  Украины. Однако, возникает необходимость  законодательного закрепления распределения  указанного дохода между государством и разного уровня местными органами власти. Есть основание полагать, что большая часть платы за пользование лесами должна поступать в государственный бюджет (80%), а меньшая - в местные бюджеты (20%). Это объясняется тем, что воспроизводство и охрана лесных ресурсов осуществляется исключительно за счет государственных средств (Данилишин, ст. 352,353). 
 

5. Платежи за  использование полезных ископаемых.  

5. За право  пользования полезными ископаемыми  плата определяется в форме  отчислений в государственный бюджет на замещение (возмещение) расходов на геологоразведочные работы (Украина первой из стран СНГ ввела этот платеж). Плата за геологоразведочные работы и рентные выплаты включают в себестоимость продукции. Установлены и экономические санкции за нерациональное использование полезных ископаемых на стадии добычи для двух форм нарушений: сверхнормативные эксплуатационные потери твердых полезных ископаемых и потери, вызванные выборочным выработкой месторождений. Они устанавливаются в размере прибыли, теряется при сверхнормативных потерь сырья. С 1994 года были введены и так называемые платежи за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых ". Последние были установлены по единым для всех видов полезных ископаемых нормативу - в 1% к стоимости (за исключением угля - 0,5%).  

К сожалению, таких  штрафных санкций нет для жидких и газообразных углеводородных ресурсов, потери которых слишком велики.
В области использования  минерально-сырьевых ресурсов действуют  экономические рычаги, в основном составлены из арендной системы доступа к разведке и добыче полезных ископаемых конкретного месторождения ("роялти") .
Ранее платежи  типа "роялти" были почти единственной статьей поступлений за право  пользования недрами и по абсолютному  размеру не превышали 10-15% прибыли от коммерческой деятельности компаний.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.