На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Оздоравливание младших школьников через приобщение к духовной музыке

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
      Глава 1.   СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ обоснование
                            проблемы оздорАвлИВАния учащихся через
                            ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНОЙ музыкЕ
      Краткая характеристика духовной музыки………………………6
      Воздействие духовной музыки на организм
         человека…………………………………………………………......9
      Психолого-педагогическая характеристика младших
      школьников…………………….………………………………….15
Глава 2.    Методика оздорАвлИВАния на уроках
             музыки
              2.1. Музыкальное восприятие школьников…………………………..19
             2.2. Методы и приёмы, способствующие оздоравливанию
             младших школьников………………………………………….…25
             2.3. Организация исследовательской деятельности по
      оздоравливанию  учащихся четвёртого класса
      через приобщение к духовной музыке.…………………...……..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиография…………………………………………………………………….42
Приложения
     Введение
     В настоящее время весьма актуальной и важной является проблема оздоравливания детей. Основная причина всё более углубленного изучения данной темы – растущее число ослабленных, часто болеющих детей. Специальные исследования показали, что в течение последних лет около 15-20% детей, обучающихся в начальной школе, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья. Обусловлено такое положение с одной стороны ухудшением экологической ситуации в крупных городах, увеличением вредных воздействий и влияний на психологическое, физическое и нравственное здоровье детей.
     С другой стороны, по мнению педагога Е. Н. Федоровича, следует признать, что музыкальное сознание нынешних детей находится в опасности. Никогда ещё ребёнок не находился в столь агрессивной и навязчивой звукошумовой среде, как сейчас. Та музыка, которая окружает нас дома, на улице, на массовых мероприятиях, обращается к самым примитивным чувствам.1
     По  мнению педагога Ю. Ф. Яковенко, необходимо оздоравливать детей, причём не только с точки зрения физиологии, но и с позиции музыкально-эстетической направленности. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. А если к этому добавить ещё порыв творческой активности, увлечь, заинтересовать маленького человека чем-то новым, будящим фантазию и положительные чувства, то, несомненно, эмоциональное благополучие будет достигнуто.
     Многовековой  опыт человечества свидетельствует  о больших валеологических возможностях музыкального искусства. Уже древнегреческие, древнеримские философы и педагоги (Пифагор, Демокрит, Аристотель, Платон, Пиндар, Боэций), врачи (Гиппократ, Асклепиад, Гален) отмечали благотворное воздействие искусства на коррекцию различных нарушений в физическом, психическом и эмоциональном развитии человека. Эти прогрессивные идеи нашли отражение в современных исследованиях в области педагогики музыкального воспитания и музыкальной психотерапии (Т. Ю. Алексеева, Л. А. Батурина, Л. С. Выготский, В. И. Петрушин и другие).2
     Современные педагоги и медики не остались равнодушными к этому вопросу, такие как: врач-психотерапевт  Владимир Белянкин, музыкант-целитель Рушель Блаво, педагог из США Сьюзен Александер, А. И. Захаров и другие. Поэтому тему нашей выпускной  квалификационной работы мы считаем  актуальной.
     Однако, наблюдение уроков и анкетирование  учителей музыки школ города Тары показали, что педагоги понимают важность использования  духовной музыки на уроках, но испытывают затруднения при подборе произведений и методики работы над ними.
     Проблема, на наш взгляд, заключается в том, как использовать на уроках духовные произведения с целью оздоравливания младших школьников с позиции музыкально-эстетической направленности.
     Объектом  нашего исследования является процесс  духовного оздоравливания младших школьников через приобщение к духовной музыке.
     Предметом данного исследования являются методы и приёмы оздоравливания учащихся на уроке через приобщение к духовной музыке.
     Отсюда  цель работы – выявить методы и  приёмы, способствующие оздоравливанию младших школьников на уроках через приобщение к духовной музыке.
     Исходя  из цели, мы поставили следующие задачи:
      изучить научно – теоретическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
      выявить методы и приёмы оздоравливания младших школьников и проверить их эффективность.
    Методы  исследования:
    - теоретические:  изучение и анализ литературных  источников;
      - эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,  тестирование;
    - математические: статистическая обработка результатов.
     Исходя  из вышесказанного, возникает предположение: если целенаправленно приобщать младших школьников к духовной музыке, то это не только обогатит внутренний мир детей, но и повлияет на их душевное равновесие.
     1.       СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ обоснование
              проблемы оздорАвлИВАния учащихся через
                          ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНОЙ музыкЕ
      Краткая характеристика духовной музыки
     Духовная  музыка – музыка, содержащая текст  религиозного характера и предназначенная  для исполнения во время церковной  службы или в быту.3
     Первое  упоминание о духовной, церковной  музыкой на Руси относится к 10 веку – веку принятия Христианской веры нашими предками. В православной церкви пение является составной и очень  значительной частью богослужения.
     На  первых порах на Русь приезжали греческие певцы и деместики, или доместики (руководители хора). Первые богослужения велись на греческом языке. Известно, что даже в 1253 году в Ростове в церкви Богородицы левый клирос пел по-гречески, а правый по-русски, что говорит о том, что ещё довольно долго если не всё богослужение, то его часть шла на греческом языке.
     Постепенно  на Руси вырабатывается собственный  устав церковного богослужения, отличающийся другим порядком песнопения и прочим.
     Самые ранние дошедшие до нас списки церковных  книг содержат только тексты песнопений. Музыка же заучивалась на слух, передавалась от учителя ученику. Богослужебные  певческие книги назывались в  зависимости от содержащихся в них  текстов, например, «Триодь цветная» - книга, содержащая богослужебные тексты на период от Пасхи до первого воскресенья  после Троицы.
     Музыкальный ряд в древних рукописях записывался  знаками (крюками или знаменами). Каждый знак писали над текстом, он обозначал звук или несколько  звуков и их направление вверх  или вниз. Нотные знаки древних  рукописей имели словесные характеристики, в которых обязательно подчёркивались морально-нравственные оттенки: «милосердие  к нищим и милость», «ко всем человекам любовь нелицемерная» и другие. Такие нотные записи играли вспомогательную роль, они лишь напоминали певцам мелодии, воспринятые на слух.
     Большинство рукописей безымянны, потому что  музыканты рассматривали своё творчество как служение Богу и результат  молитвы, они не подписывали своих  произведений. Как и на средневековом  Западе, на Руси считалось, что музыка очищает душу и приближает человека к Богу. Например, видный русский  мыслитель 17 века Иван Коренев писал, что в святых песнопениях «воскресения надежда, страх муки, покаянию лестница, греху езда, похотей уставление, ума возвышение, обещание славы таинством  откровений».4 Русской церковной музыке свойственны спокойный, сдержанный тон, особая мягкость. В этом проявляются особенности мировосприятия, религиозного сознания, эстетических представлений русских людей.5
     Хотя, как известно, большинство рукописей  были безымянными, и до нас дошло  мало имён древнерусских музыкантов, всё же имена некоторых из них  известны. Это Савва и Василий  Роговы, Фёдор Крестьянин, Маркел Безбородый, Иван Нос, Степан Голыш. Им и другим распевщикам, оставшимся в безвестности, мы обязаны тем, что русские церковные  песнопения приобретали особый склад  по сравнению с греческим. Об отличии  писали уже авторы в 17 веке, отмечая  в русских песнопениях свои мелодические обороты. Современные исследователи  особенно оценивают творчество Фёдора Христиана, сравнивая его красивые, возвышенные, отрешённые от суетности  знаменные напевы с работами Андрея Рублёва.
     Поначалу  церковное пение было одноголосным. Русское многоголосие возникло в 15 веке. Это было пение на три голоса, которое называлось демественным. Демественные распевы поражают исследователей необычным  для того времени интонационным  строем, который остротой звучания, а также свободным сплетением различных голосов приближен к музыке более поздних веков, вплоть до 20 века. Исторически сложилось так, что этот путь развития многоголосного русского церковного пения уступил место другому – утвердившемуся в 17 веке многоголосному пению по партиям, называемому партесным.6
     Среди создателей партесных произведений особо выделился государев певчий дьяк Василий Титов, написавший музыку к «Псалтыри рифмованной» Симеона  Полоцкого.7
     Древнерусская церковная музыка существовала в  виде хорового пения без инструментального  сопровождения. Музыкальные инструменты  в православной церкви были запрещены. Исключение только составляло искусство  игры на колоколах, получившее развитие в разнообразных формах простого звона, перезвона, трезвона.
     Церковное пение служило образцом высшего  профессионализма, воплощалось в  самых различных в практической и теоретической системе, которая  получила название «система осмогласия», то есть чередования групп напевов  по периодам в восемь недель.8
     Многие  композиторы брали и берут  за основы своих произведений церковные  песнопения – духовную музыку, к  ним относятся Чайковский, Шуберт, Бортнянский и другие.
     Но  не многие духовные произведения входят в программу Д. Б. Кабалевского, по которой работает большинство школ, учащимся предлагаются произведения: Рахманинова «Богородице Дево, радуйся», Шуберта «Аве Мария», Баха «Высокая месса си минор» и прочее.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  появившаяся много веков назад  церковная духовная музыка актуальна  и в наше время.
     1.2. Воздействие духовной музыки на организм человека
     О влиянии музыки на человека знали  с Древности. Ещё Пифагор, Аристотель и Платон утверждали, что музыка – это лекарство, исцеляющее не только душу, но и тело.9
     В 6 веке до н. э. пифогорианцы ставили музыку в один ряд с медициной, и для них очищение посредством музыки носило скорее физиологический, нежели этический или эстетический характер. Музыкальные произведения Пифагор применял как для устранения душевных расстройств, так и с целью профилактики. Музыка носила не столько воспитательный, сколько оздоравливающий характер.10
     Искусство и медицина веками шли рядом. Гиппократ  даже провозгласил медицину поистине самым благородным из искусств.11 А в Древней Греции студенты, обучавшиеся врачебному делу, в обязательном порядке занимались и музыкой. И всё же в течение многих столетий союз музыки и целительства был основан, прежде всего, на интуиции и личном опыте лекарей.
     В 20 веке целебные свойства музыки получили подтверждение в результате разных научных исследований.
     В одной из клиник Тамбова проводились  исследования влияния музыки на улучшение  работы сердца и мозга. Они показали, что ежедневные (в течение 10 дней) сеансы прослушивания специально подобранной  оздоровительной музыки помогают нормализовать  сердечный ритм. Приборы зафиксировали  явную активизацию работы мозга.12
     В. М. Бехтерев – русский физиолог был  большим энтузиастом изучения воздействия  музыки на человека. Его опыты позволили  установить, что даже простые удары  метронома в определённом ритме  способны вызвать замедление пульса и вместе с тем спокойствие, расслабление. И, напротив, ощущение усталости и напряжения.13
     В Самаре, в гематологическом центре кафедры госпитальной терапии государственного медицинского института, нашлись любознательные врачи, которые провели исследование влияние на человека произведений музыканта  – «целителя»(!) Рушеля Блаво. У студентов взяли кровь из пальца перед прослушиванием музыки Блаво и после.
     Результаты  оказались поразительными. У девушки  с низкой свёртываемостью крови  после прослушивания кровь свернулась, как положено – примерно за 1 минуту. А раньше и 10 минут не хватало.14
     Интересные  результаты были получены в Санкт-Петербурге, в институте физиологии имени  А. Ухтомского и Военно-медицинской  академии. Здесь было изучено влияние  на больных духовной и классической музыки. Оказалось, музыка оказывает  фиксируемое приборами комплексное  воздействие на человека, а не только на слух. Из духовных произведений максимальный эффект, как утверждают экспериментаторы, производят православные песнопения, колокольный звон. После серии  музыкальных сеансов врачи наблюдали  длительное улучшение состояния  пациентов: улучшение памяти и работоспособности, снижение уровня тревожности.1 Религия, в том числе христианская, признаёт благотворное воздействие искусства на человека и всеми силами стремится поставить его себе на службу.15
     Исследования  доктора медицинских наук, профессора Сергея Вагановича Шушарджана (одновременно он ещё и оперный певец) в области воздействия музыки на организм человека поразительно интересны. Автор множества научных работ по музыкотерапии, Шушарджан задался целью изучить влияние разной музыки на клеточном уровне. Один из экспериментов заключался в том, что музыку «слушали» клетки, полученные из опухоли человека. Подопытные культуры опухолевых клеток помещали в пространство между наушниками и по очереди подвергали воздействию четырёх программ: классическая музыка, эстрадно-симфоническая, рок-музыка и средневековые духовные песнопения. Самым сильным оказалось влияние духовной музыки, самым слабым эффект рок-музыки. Получается, что разная музыка по-разному влияет на рост клеток. Похожие опыты были проведены с некоторыми бактериями. И тоже показали, что музыка способна подавлять или, наоборот, усиливать активность микроорганизмов. Это значит, что в перспективе музыкой можно будет лечить и инфекционные заболевания.16
     Люди  издавна искали резервы исцеления  в музыке и молитве. На Руси рождение, жизнь и смерть православного  человека веками сопровождались звоном колоколов, а сам колокол называли «звучащей иконой». По словам руководителя Московского колокольного центра при  храме Святого Николая звуки  колоколов способны влиять на работу кровеносной и лимфатической  системы человека, известны даже опыты  по лечению с их помощью психических  заболеваний. О том, что колокольный  звон «убивает» микробов и бактерии, на Руси знали давно. И совсем не случайно в период эпидемий в храмах неустанно звонили в колокола. Только теперь учёные поняли, что этот эффект связан с ультразвуком, который  излучают колокола.17
     Современные исследователи выяснили, что весь мир, включая человеческое тело, находится  в постоянной музыкальной вибрации. Только наше ухо различает 1378 различных  тонов в различных диапазонах, а вне спектра слышимости существуют миллионы звуков, но даже самые незначительные изменения в их частоте влияют на состояние наших внутренних органов.
     Преподавателю музыки из США Сьюзен Александер пришла в голову идея: записать излучения, исходящие от человека, и, применив математику и физику, попыталась их озвучить. И оказалось, что наше тело буквально «напичкано» различными вибрациями. А если все эти вибрации существуют, то их можно не только зарегистрировать, но и прослушать.
     За  помощью Александер обратилась к  биологу Дэвиду Дэймеру с вопросом: могут ли звучать молекулы ДНК? Дэймер измерил молекулярные колебания ДНК при помощи инфракрасного спектрометра, затем преобразовал невидимые вибрации в звуковой спектр и получил… музыку! Запись мелодии ДНК напоминала медитативные мелодии Индии!
     Теперь  исследователи планируют записать мелодию органов человека. Уже  ясно: у каждого из нас внутри звучит своя симфония. Когда меняемся мы, изменяется и наша музыка. Наше тело является инструментом не менее прекрасным, чем скрипка или флейта.
     У врачей есть теория, что существует естественный резонанс или нота, которая  подходит для всех частей тела и  каждому человеку. Направляя определённую звуковую волну к какому-либо органу, можно попасть на идентичную частоту  и восстановить нормальную вибрацию, приведя человека в сбалансированное состояние.
     Российский  учёные совершили удивительное открытие. Когда были озвучены биологические  сигналы мозга, они оказались  отнюдь не какофонией, не хаотическим  нагромождением звуков, а чарующей по красоте мелодией. Мозг «запел»! и что интересно, у каждого  человека своя, индивидуальная музыка мозга. Её уже используют для лечения различных недугов. Каждому пациенту предлагается мелодия, созвучная мелодии его мозга.18
     Учёные  университета Мак-Гилла в Монреале обнаружили, что музыка воспринимается не одной, как считалось раньше, а разными зонами человеческого мозга. Причём каждому стилю соответствует свой участок коры. Расшифровав компьютерные томограммы и оценив активность различных участков мозга в момент прослушивания определённой мелодии, исследователи составили «музыкальную карту» мозга. И выяснилось, например, что аккорды в виде терций и тонических трезвучий воспринимаются только лобными долями, отвечающими за наши положительные эмоции.19
     По  теории Рушеля Блаво музыка в виде физической волны попадает в слуховой аппарат, где звуковая волна преобразуется в нервный импульс, попадающий по слуховому нерву в определённые области центральной нервной системы. И от того, какая будет суггестивная программа, закладываемая автором, зависит и развитие рефлекторной реакции. Мозг–это наша биологическая аптека, по словам Рушеля Блаво, он сам вырабатывает лекарственные вещества, надо только ему помочь, и содействует в этом музыка.20
     Какая музыка вредит здоровью человека? Над  этим вопросом задумываются многие.
     Некоторые современные направления в музыке воздействуют на психику человека явно негативно.21 Естественно, ни Хэви-Металл, ни хард-рок, и никакая вообще агрессивная музыка оздоравливающего эффекта на организм производить не может. Рок-музыка, которая, ультра- и инфразвуками, а их мы не слышим, но «слышат» все наши органы, способны воздействовать на мозг исподволь. Слушатели даже могут упасть в обморок, если бой барабанов-тамтамов превышает 100 децибел.
     «Прогнав» через компьютер сочинения некоторых  рок-групп, психологи обнаружили, что  в их музыке часто повторялось  одно роковое сочетание нот, которое  способно не только разрушить организм, но и подтолкнуть к самоубийству. Поэтому, сделали они вывод, нередки  случаи добровольного ухода из жизни  по невыясненным причинам солистов, гитаристов и даже просто технических сотрудников некоторых известных и малоизвестных рок-групп. Психологи утверждают, что в их музыке содержался «звуковой яд», способный довести до сумасшествия.22
     Dark wave, возникшее совсем недавно ответвление готического стиля, пробуждает в человеческой душе первобытные страхи.23 Более того, агрессивная музыка действует наркотически. И это не образное выражение. Морфиноподобные вещества, которые есть в нашем организме, при регулярном «употреблении» упомянутой музыки активно выделяются. Возникает натуральный наркотический эффект, а вместе с ним и соответствующее поведение, часто ведущее к правонарушениям.
     Кстати, власти Швейцарии законодательно запретили  несколько рок-групп - выявилось  их влияние на рост преступности. Распространение  музыки определённого свойства следует  контролировать. Многие просто недооценивают  связанные с ней опасности: подумаешь, мол, музыка! Но в сегодняшней деградации общества есть и её вина.
     Необходим какой-то фильтр, цензура над музыкальным  эфиром. А то ведь что получается. Оздоровительная музыка лицензируется: ты должен доказать, что не навредишь  своей деятельностью, и только доказав  это, получишь лицензию. А когда в  эфир изливается неизвестно что, обходятся  без лицензии. Платишь и крутишь  что угодно. В идеале должна быть независимая экспертиза. Её назначение – следить, чтобы музыка не вредила  физическому и психическому здоровью людей. Состав – физиологи, психиатры, терапевты. Ни в коем случае не музыканты, чтобы не было профессиональной конкуренции.24
     Таким образом, разная музыка по-разному воздействует на психическое и физическое здоровье человека. Пагубное воздействие на человека оказывает «тяжёлая» рок-музыка, а наиболее валеологическое, оздоравливающее влияние, по словам учёного С. Шушарджана и многих других, оказывает духовная музыка.
     1.3. Психолого – педагогическая характеристика младших школьников
     По  словам Бабушкина и Никулина младший  школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много  детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но детская непосредственность уже  утрачивается, появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность.
     В младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание человека, основным видом становится учебная деятельность. Младший школьник – ещё маленький, но уже очень  сложный человек, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психическими особенностями.
     С поступлением в школу меняется положение  ребёнка в семье. У него появляются новые обязанности и новые  права.
     В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые  взаимоотношения. Младшие школьники  безоговорочно признают авторитет  учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам – от случайных  и мелких до самых глубоких и личностных.
     К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия, и тем самым  создаются новые возможности  для формирования самооценки достижений и личностных качеств.
     Производительность, внутренний план действия и рефлексия  – основные новообразования ребёнка  младшего школьного возраста. Благодаря  им, психика младшего школьника достигает  уровня развития, необходимого для  дальнейшего обучения в средней  школе, для нормального перехода в подростковый возраст. Неподготовленность некоторых младших школьников к  средней школе чаще всего связана  с несформированностью этих общих  качеств и способностей личности, определяющих уровень психических  процессов и самой учебной  деятельности.
     Мышление  – становиться доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Мыслительные процессы интенсивно развиваются, перестраиваются, а от них зависит развитие остальных  психических функций. Завершается  переход от наглядно – образного  к словесно – логическому мышлению, которое получает преимущественное развитие.
     Развитие  других психических функций зависит  от развития мышления.
     В младшем школьном возрасте интенсивно развивается внимание. Внимание у  младших школьников ещё непроизвольное – оно отличается небольшим объёмом, малой устойчивостью. Затруднены распределение  и переключение внимания с одного учебного задания на другое.
     Разные  дети внимательны по-разному. Одни ученики  имеют устойчивое, но плохо переключаемое  внимание, другие – легко переключаются, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих  хорошая организованность внимания сочетается с малым её объёмом.
     Память  развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный  материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный наглядностью. Но они способны целенаправленно, произвольно запомнить  и неинтересный материал.
     Овладение и совершенствование смысловой  памятью даёт возможность освоить  рациональные способы запоминания. Мышление и смысловая память являются тесно связанными.
     На  протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление содержательности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных  состояний. Младшие школьники уже  умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Младшие  школьники более уравновешены, чем  дошкольники, а также подростки. Вместе с тем у некоторых детей наблюдается отрицательные аффективные состояния.25
     По  словам Гусева, Левочкина, Тихомирова младшие школьники быстро достигают  предела работоспособности, в очень  малой степени обладают выносливостью  к нервным нагрузкам, устойчивостью  к различного рода помехам, впечатлительны, с трудом переключаются с одной  деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные  с дефицитом времени. При этом встречаются дети, у которых возрастная слабость или инертность нервной  системы сочетается с яркой индивидуальной выраженностью этих свойств. В этих случаях психологические проявления основных свойств нервной системы  часто могут носить парадоксальный характер.
     Например, крайняя степень переутомления  может выражаться в повышенной суетливости  ребёнка, хаотичной двигательной активности, нарастании возбуждения, нередки агрессивные  выходки, плач, бурные эмоциональные  реакции и тому подобное.
     Встречаются также дети с противоположной  внешней картиной поведения: ребёнок спокойно–тихий, заторможенный, осторожный, послушный. Однако на уроках обнаруживается, что он не в состоянии длительно сконцентрировать внимание, выполнить задание, требующее повышенного умственного напряжения, сосредоточиться в условиях каких-либо помех. На, казалось бы, незначительные замечания может чрезвычайно болезненно отреагировать, обидеться, заплакать. И это также является проявлением повышенной утомляемости, слабости нервной системы.
     Некоторые дети отличаются крайней степенью медлительности, что иногда выражается в отказе от деятельности в условиях дефицита времени. Если погонять такого ребёнка, он как  бы впадает в ступор и не способен вообще что-то делать. Не следует расценивать такое поведение как упрямство, скорее всего это проявление инертности нервной системы.26
     В каждом классе начальной школы, как  утверждают Безруких и Ефимова, встречаются  дети с нервно-психическими расстройствами «пограничного» характера, то есть лежащими на грани нормы и патологии, среди  которых самым частым является невроз. Нарушения, связанные с неврозом, очень трудны для диагностики, и  дети представляют собой очень сложную  неоднородную группу.
     Специальные обследования показывают, что в течение  последних лет около 15-20% детей, обучающихся  в начальной школе, имеют различные  нарушения нервно-психического здоровья.27
     Данные  нарушения могут развиться по разным причинам, но как утверждают Яковенко и Милошенко, одной из основных является звукошумовая среда, в которой  находятся дети ежедневно.28
     Из  всего сказанного следует сделать  вывод, что многие младшие школьники  в условиях современного темпа жизни, требований к ним, нагрузок имеют  очень слабую нервную систему, слабое психическое здоровье, что впоследствии ведёт к нарушению и физического  здоровья детей.
     2.    методика ОздорАвлИВАния на уроках музыки
     2.1. Музыкальное восприятие школьников
     Еще в седой древности было известно, что музыка действует на всё живое и является воспитательницей наших чувств и настроений.
     Музыка  превозносит человека над действительностью, уводит от земной суеты, служит очищением  души человека, действует как процесс  разрядки.29
     Музыка  является самым действенным и  организующим вспомогательным средством  общения. Как справедливо заметил  В.М.Бехтерев: «Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет  и года»30
     Восприятие  музыки – важнейшая область музыкальной  практики. Миллионы людей, слушают музыку, активно приобщаются к музыкальной  культуре: постигают особенности  музыкального искусства. Приобретают  способность к художественному  общению.31
     Воспитание  эстетическое (художественное) – вид  эстетической деятельности, выражающейся в целенаправленном и целостном  восприятии произведений искусства  как эстетической ценности, которое  сопровождается эстетическим переживанием.32
     Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех  знаний, которым обладает музыка как  искусство, как особой формой отражения  действительности, как эстетический художественный феномен.33
     Музыкальное восприятие – это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.34
     Музыкальное восприятие – это, прежде всего, слушание и слышание музыки. Естественно, что  слух играет тут главную роль.
     Следует различать две стороны, два качества музыкального слуха: музыкальный слух в узком и в широком смысле слова. Под музыкальным слухом в  узком смысле слова со времён К. Штумпфа (видного немецкого психолога  конца 19 – первой половины 20 века, автора одной из первых работ по психологии музыки) понимают, прежде всего, способность  слышать и воспроизводить звуковысотное  движение. Известный психолог Б.М.Теплов видел принципиальное отличие музыкального слуха от всякого другого именно в способности выделять высоту звука  и четко ориентироваться в  высотной последовательности тонов.
     Действительно, нужно подчеркнуть для себя отличие  слуха музыкального от других видов  слушания звуковой среды. Но как с  позиции музыкальных, так и с  позиций психологических нельзя обрывать связи музыкального слуха  со слухом речевым, со слуховым восприятием  натурально – тембральных звуков, шумов и так далее.35
     Музыка  – искусство эмоционально – образное. Для начинающего слушателя эмоциональная  сторона музыки и ее предметный первоисточник (природа, жизненные события и  так далее) неразрывно связаны. В  процессе восприятия музыки они представляют в единстве. Однако у слушателя, уже  обладающего определенным опытом, в  целом ряде случаев (в особенности  в ситуации, когда он знакомится с новым сочинением внепрограммного  характера, инструментальным сочинением) единство экспериментального и жизненно – образного начал музыки может  быть ослаблено или даже нарушено. Здесь возможно несколько вариантов  восприятия.
     Один  – «зрелищно – событийный», при  котором слушатель, прежде всего, представляет наглядно конкретную жизненную ситуацию и только вслед за этим обращается к эмоционально – экспрессивной  стороне музыки. Другой – «эмоциональный», при котором слушатель изначально обращен к сфере музыкальных  эмоций, обрастающих по мере развертывания  восприятия жизненными ассоциациями. Третий тип восприятия представляет вариант обычной слуховой ориентировки. Это либо формальное слушание звуковых форм, либо интеллектуально изощренный вариант «специального» слышания музыки (слышания звуковой энергии, динамических всплесков), либо варианты «теоретического» слушания по срезам: гармония, полифония, форма, варианты слушания под схему («эстетико-стилевую», «идейную», «авторско-биографическую»  и так далее).
     Распространены  преимущественно первый и третий варианты восприятия. Хотя внешне они  отличаются друг от друга, по существу же близки – резким несоответствием  эстетической специфике музыкального искусства. Это варианты умозрительного, а не выразительного восприятия музыки. Они отвечают известной формуле: восприятие как отображение предметно  – вещной реальности Второй вариант  восприятия в наибольшей степени  отвечает специфике музыки. В нем  представлено качество, общее для  любых форм восприятия искусства, смысл  которого можно передать в словах: восприятие как общение.
     Отличительная особенность эстетической позиции  слушателя при восприятии музыки заключается в перемещении смыслового акцента с предметно – вещной стороны восприятия на ее гуманитарную, субъективно – личностную сторону. Художник, в том числе и музыкант, в своей творческой деятельности, реализуемой в произведениях  искусства, стремится дать глубокую и убедительную, построенную на обобщении  или ярко выраженную индивидуально  – неповторимую оценку жизненных  событий и представить это  на суд слушателей, зрителей, читателей.
     Ясно, что такая позиция, заложенная в  музыкальном произведении, требует  от слушателя выразительного личностного  отношения. Иначе невозможны «социальный  диалог» композитора и слушателя, художественное понимание, не говоря об эффекте изменения, преобразования личности через искусство.36
     Для каждого стиля, для каждого вида и жанра музыки характерен тот  или иной способ восприятия: различные  психологические установки, фокус  внимания и манера поведения слушателей рок – концертов и любителей  оперы, посетителей джаз – клубов и вечеров симфонической музыки. Такие различия можно назвать  объективными, поскольку они обусловлены  различной социально – культурной направленностью и внутренней структурой разных типов музыки – каждой из них предполагает у своего «индивидуального слушателя» разные слуховые навыки.
     Положение классической музыки в конкурентной борьбе за внимание аудитории весьма непросто. С одной стороны, на стороне музыкальной классики многовековая история и чрезвычайно высокий социальный престиж, впивающийся в сознание общества с такими понятиями, как «непроходящие культурные ценности», «высокая духовность» и «интеллектуализм». С другой стороны, восприятие музыкальной классики предоставляет особую трудность для слушателя: язык классической музыки высокодифференцирован и детализирован, ее стили и жанры постоянно эволюционируют. Благодаря высокой сложности классической музыки как таковой, ее восприятие требует: особой сосредоточенности, которой современный ритм городской жизни вовсе не способствует.
     Как только проблема музыкального восприятия становится проблемой психолого–педагогической, возникают вопросы, связанные с «аппаратом» восприятия: ресурсами памяти и внимания, возможностями слуха и музыкального интеллекта по обобщению и систематизации поступающей информации. В разработке этих вопросов многое сделано российскими учеными Б.Тепловым, К.Тарасовой. Много сделано в этой области классиками психологической науки, они оставили ценные обобщающие идеи по поводу природы и механизмов работы человеческого сознания: труды Л. Выгодского, С. Рубинштейна играют роль методологического базиса исследований музыкального восприятия.
     В настоящее время можно считать  установленным, что психические  процессы, задействованные в музыкальном  восприятии, включают в себя весь спектр сознания – от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта. Сюда включаются: память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция  и синестезия. Выстроить иерархию всех этих множественных психических  процессов, выяснить функцию каждого  в процессе восприятия является достаточно сложной проблемой.37
     Едва  ли не наибольшие трудности для учителя, работающего с детьми, возникают, как это ни покажется парадоксальным, при слушании музыки. Постоянно приходится делать замечания типа: «Не разговаривай!», «Сиди спокойно!», и тому подобное. Детям вообще нелегко находиться долгое время в неподвижном, статичном  состоянии, им трудно бездействовать, а слушание музыки для них –  в силу непривычности этого вида занятия, эстетической незрелости –  означает бездействовать. Поэтому опытные  учителя-практики советуют использовать при слушании небольшие по объему музыкальные произведения, добавляя в «чистое» слушание какие-либо другие занятия. Это позволяет удерживать внимание, а, следовательно, и процесс  восприятия, на достаточно стабильном уровне. Имеет значение, разумеется, и репертуар. Детям свойственно  живо реагировать на светлую, весёлую, шутливую музыку, им по вкусу юморески, живописно-образные, жанровые зарисовки  и прочее.
     То  обстоятельство, что детский репертуар  должен быть высокохудожественным, удовлетворяющим  требованиям строгого музыкального вкуса, вряд ли требует доказательств.
     Учитель не должен бояться лишний раз повторить  музыкальное произведение: детям  нравится по нескольку раз слушать  понравившуюся им музыку. При этом у них углубляется восприятие, возникают новые структурно-смысловые  связи в явлениях музыкального искусства.38
     Музыку  воспринимает не ухо, не барабанные перепонки, а её воспринимает человек, личность.
     Введение  теоретического компонента в содержание и структуру музыкальных занятий  не должно притуплять эмоциональные  реакции детей и подростков на музыку, приглушать яркость их музыкального восприятия и впечатлений.
     Главное же – создать условия для всестороннего  развития каждого учащегося, развития его художественно-образного мышления, эмоциональной сферы, вкуса, эстетических потребностей, интересов и другого.39
     Укажем  хотя бы на тот факт, что существование  музыки на протяжении долгих веков  лишь в союзе со словом и танцем обусловило психологическое тяготение  большинства слушателей к образно-содержательному  истолкованию музыки, к поиску её реальных смысловых корней в процессе музыкального восприятия. В психофизиологическом аспекте музыка ни в коем случае не является сознанию слушателей-непрофессионалов, как организованное звучание, имеющее в себе самом свое художественно-эстетическое оправдание и цель. В этом пункте восприятие профессионалов расходится подчас с восприятием «рядовых» слушателей.
     Помимо  чисто психологических причин, заставляющих слушателя искать внемузыкальные опоры  для своего восприятия музыки, здесь  присутствуют и причины другого  порядка.40
     Восприятие  музыки в непременном сочетании  с внемузыкальными параметрами, возникающими, как своего рода «контрапункт»  звучания, связано с психофизиологическими  предпосылками, когда актуализация музыкального смысла в душе слушателя  требует и большей конкретизации  этого смысла, его «опредметнивания». Потребность слушателя в живописно-образной, ассоциативной интерпретации музыкального искусства поистине огромна, однако далеко не всегда этот слушатель обладает достаточными духовными и интеллектуальными  ресурсами, чтобы данную потребность  реализовать.41
     Таким образом, можно сделать вывод, что  организовать слушание музыки на уроке  в начальной школе не так то и легко учителю. Это связано  с возрастными особенностями  учащихся. Но есть выход из сложившейся  ситуации – совмещать слушание музыки на уроке с другими видами деятельности. Это позволяет удерживать внимание, а, следовательно, и процесс восприятия, на достаточно стабильном уровне. Имеет  значение, разумеется, и репертуар.
     2.2. Методы и приёмы, способствующие оздоравливанию младших
          школьников
     Музыкальное восприятие – это, прежде всего, слушание музыки.42
     Вопрос  выбора музыкальных произведений с  точки зрения рецептивного компонента музыкотерапии в настоящее время  все еще является проблемным, в  частности при выборе музыки, особенно если речь идет о классических, симфонических произведениях и духовной музыке. В то время как, с одной стороны, необходимо делать определенные уступки музыкальному вкусу для терапевтической эффективности, с другой стороны, необходимо расширять музыкальную культуру учащихся.
     В этой связи указывают, что в музыкотерапии  следует использовать музыку, которая оздоравливает школьников, а не ту, которая имеет эстетическую ценность. Поэтому лучше использовать музыку, как средство невербальной коммуникации, в форме развлечения, отдыха или интересного занятия. По словам педагога С. И. Миропольского, церковная музыка, открывая сердце для святых чувствований, способствует развитию в людях религиозного чувства, сохранению духовного и физического здоровья.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.