На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы мусульманского права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования 

Академия  права и управления
Федеральной службы исполнения наказаний
(Кировский  филиал) 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по предмету: « Теория государства и права»
На  тему: « Основы мусульманского права» 
 
 
 

                                    студентки 1 курса группы ЮЗ-12к
                                                            специальность 030501.65 –     
                                                            Юриспруденция
                                    заочной формы обучения
                                    Алексеевой  Татьяны Владимировны 
 
 
 
 

Киров. 2008г 
 
 

                СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение.....................................................................................стр.3
    Теоретические основы мусульманского права.......................стр.5
    Некоторые примеры действия мусульманской правовой
    системы на территории Северного  Кавказа...............................стр.24
    4.Заключение.................................................................................стр.37
    Используемая литература…………………………………….стр.40
 
 

                     1. Введение. 

      На  выбор темы повлияло то, что я уже несколько лет живу по соседству с мусульманами и на их территории, а как говорил наш замполит: « Стыдно не знать законов, обычаев, традиций и культуры тех народов, на территории которых находишься». Вот я и решила более чательно изучить мусульманское право, так оно интересно тем, что отличается от нашей правовой системы во многом. В написании данной курсовой работы я буду опираться на следующие реалии и теоретические положения. Такое состояние, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.
     Правовые системе 45 афро-азиатских государств  (  от  Марокко  до Индонезии)   относятся  к  мусульманской  правовой  системе.  Наиболее
мусульманскими  считаются  33  страны  (  Иран,  Афганистан,   Турция,
государства  Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и
т.д.)  Здесь  более  80%  населения  является  мусульманами,  а  ислам
провозглашен в конституциях государственной религией.
   Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день
являются религиозные писания: Сунна, Коран и т.д.
         Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права — архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов — продуктов деятельности государства.1
      Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.
      Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран — священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине.2 Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.
      Сунна — мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма — третий источник мусульманского права — комментарии ислама, составленные его толкователями — докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
      Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере — их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.
 

    2.Теоретические основы мусульманского права.
Мусульманское право  -  это  система  норм,  выраженных   в религиозной  форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из  того,  что  существующее  право  произошло  от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни,  а не только те, которые подлежат правовому регулированию.
     Мусульманское право  - сложное социальное явление,  имеющее долгую  историю  развития.  Оно  возникло  в  период  разложения родоплеменного    строя   и   становления   раньше   феодального государства на западе Аравийского полуострова.
     Как    система    юридических   норм образовалась не сразу.  В начальный  период  развития  ислама  и мусульманской   общины  юридические  и  иные  правила  поведения практически  не   различались.   Не   случайно   в   это   время мусульманская  догматика  (богословие)  и  правоведение  - тесно переплетались и не  составляли   самостоятельных   направлений мусульманской идеологии.
     Мусульманское право  оказывает глубокое  влияние  на  историю развития  государства  и права целого ряда стран Востока.  Сфера его действия как юридического и идеологического фактора  в  наше время остается весьма широкой,  что определяется тесными связями мусульманского  права  с  исламом,  как  религиозной   системой, которая  до  сих  пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения  в  этих  странах.  Из всех    мировых   религий   ислам,   пожалуй,   наиболее   тесно соприкасается с государством и правом.
     Важное значение    мусульманское    право имеет   в    качестве нормативного регулятора  и  идейно   -   политического   фактора, заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства",  религия и право, многие исследователи приходят к выводу,  что  исламу  свойственна  лишь религиозная догматика (теология),  мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые ,  если и имеются,  то по существу совпадают  с  указанными правилами,  и не играют самостоятельной
роли. Среди  многих  ученых  утвердилось  мнение  о  неразрывном единстве религиозных и правовых норм.
     Основными источниками   мусульманского  права  -  как   и  не юридических норм  ислама  -  признаются Коран и сунна,  в основе которых лежит  "Божественное  откровение",  которые   закрепляют прежде всего основы веры,  правила религиозного культа и морали, определяющие в   целом   содержание   мусульманского   права   в юридическом смысле.
     Многие исследователи  придерживаются мнения,  что  поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку, а главным средством обеспечения   норм   мусульманского   права   является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права,  даже если  оно  исходит  от  государства, воспринимается в   конечном   счете   как  "Божественная  кара", поскольку важнейшей  задачей  мусульманского  государства  "есть исполнение воли Аллаха на земле".
     Но однако соотношение   в  исламе  правовых  и   не  правовых нормативных предписаний  сложнее и тоньше,  чем может показаться на первый взгляд.  Подход к  мусульманскому  праву,  только  как религиозному явлению   не  учитывает  того  обстоятельства,  что несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными,  их  переплетения,  а  иногда и слияния,  между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ нормативного  содержания  мусульманского  права позволяет
сделать вывод,  что не все юридические  нормы  в  равной  степени основана на  исламе  как  религиозной  догме,  или системе чисто религиозных нормативных предписаний.  Наиболее прочно связана  с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены  со  ссылкой  на  Коран  или  сунну.  К  ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уловно-правовых предписаний. Они отличаются  от других норм мусульманского права тем,  что по существу совпадают  по   определенным   образцам   поведения   с соответствующими религиозными   нормативными  положениями  и  (в отдельных случаях)   нравственными   требованиями,   освещенными исламом. Именно   потому,   что   их   религиозные   "дубликаты" закреплены в Коране и сунне,  сами  нормы  мусульманского  права этой разновидностью  рассматриваются как имеющие непосредственно
"Божественное  произношение"  и  неизменяемые.  Однако   подобные предписания -   весьма   скромная  часть  мусульманского  права, большая часть норм,  которого была введена в оборот  правоведами на основе  чисто  логических,  рациональных  приемов  толкования (иджтихад). По  признанию самих мусульманских исследователей, если Коран  и  сунна  содержат  все  правила религиозного культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных этими источниками,   очень   мало  по  сравнению  с  нормативным составом мусульманского  права  в   целом.   Это   значит,   что
большинство норм   "муамалат"   не   связано  непосредственно  с "Божественным откровением"  и не  имеет аналогов   в   системе мусульманских религиозных правил поведения.  Главное их качество (норм муамалат)  заключается в рациональной  обоснованности  и способности изменяться (развиваться).
     Юридические правила  поведения тесно  связаны с  религиозными нормами и взаимодействуют с ними.  Однако относительно небольшое число норм   мусульманского    права    возникло    на    основе соответствующих религиозных   предписаний,  а  преобладающая  их часть имеет к религии лишь косвенное  отношение.  Поэтому  связи мусульманского права  с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих  по  своему  содержанию и осуществляемых через деятельность как  религиозных  учреждений   (которые   являются одновременно элементом   государственного   механизма)   так   и собственно государственных  органов,  участвующих  в  выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой – наблюдаются существенные различия между  религиозной  и  правовой  системами социально-нормативного  регулирования.  Эти различия проявляются как в том,  что  государство  поддерживает  возможностью  своего принуждения   отнюдь   не   все   религиозные  нормы,  так  и  в формировании   большинства   норм   мусульманского   права   без непосредственной   связи   с   религиозными   предписаниями,   в применении юридических  норм  не  только  мусульманскими  судами (выполняющими   функции   религиозных   норм  в качестве  чисто религиозных  учреждений)  но  и   светскими   (государственными) судебными органами (полиция, светские суды).
     Можно поэтому говорить о своеобразном различии  и единстве правовых не правовых норм в исламе.  В целом мусульманское право не сливается с  религией  и  не  выступает  частью  ислама,  как религиозной системы,   хотя   многие   его   нормы  совпадают  с религиозными правилами поведения.
     В конечном  счете    направление    и   глубина    воздействия мусульманского права  на  современные  правовые  системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического  и культурного развития.
     Взяв за  основу  масштабы  применения  норм  мусульманского права и  степень  их  влияния  на  действующие законодательства, можно предложить следующую  классификацию  современных  правовых систем стран Востока.
     Первую группу  составляет правовые  системы Саудовской Аравии и Ирана,   где   мусульманское   право   продолжает  применяться максимально широко.  Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние    на    конституционное   законодательство   и сложившуюся здесь форму правления.  Конституция Ирана, например, закрепляет положение   об   обязательном   соответствии  шариату (шариат - предписание верующим:  чего они должны и чего  они не должны делать)  всех принимаемых законов.  Во исполнение данного положения здесь изданы законы,  ориентирующиеся на закрепление в
своих статьях  общих  принципов  и  конкретных норм той или иной школы мусульманского права:  ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской  в Иране.
     Если в Саудовской  Аравии  мусульманское   право  никогда   не уступало своей  роли  явно преобладающего источника права,  то в Иране оно вновь заняло  ведущее  место  только  после  свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики курса      на      исламизацию      всех       сторон общественно-политической, экономической  и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов  граждан.  В  подтверждение этого можно   указать  на  введение  системы  строгих,  а  порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не только  юридических, но и  моральных норм,  относящихся в частности к одежде и формам проведения досуга мусульман.  Действующие в стране мусульманские суды, вопреки    элементарным   требованиям   справедливости   и демократической законности,  строго придерживаясь  мусульманских норм при  рассмотрении  дел  нередко допускают явные нарушения и творят произвол.
     Отметим также,    что   в   Иране    и   Саудовской   Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского  контроля  и инспекции (хисба),  которые  без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание  за  отклонение  от   правил   торговли, общественного порядка или норм морали.
     Вторую группу  составляют правовые  системы Ливии,  Пакистана, Судана. Хотя  сфера  действия  мусульманского  права не является здесь столь  всеобъемлющей  как  в  первой  группе,  но  все  же остается весьма   существенной,  в  последние  десятилетия  даже обнаруживают тенденцию к расширению.  Прежде  всего  принципы  и нормы мусульманского   права   оказывают   заметное  влияние  на основные акты   конституционного   характера   и    деятельность государственного механизма   этих   стран.   Так  военный  режим Пакистана оправдывал отказ от  всеобщих  выборов  тем,  что  они якобы "не отвечают принципам ислама".  В Ливии в 1977 году Коран вообще был  объявлен  "законом  общества",  заменяющим   обычную конституцию.
     Во всех перечисленных  странах второй  группы,  мусульманское право без  каких-либо  изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.
     Еще одну  многочисленную  группу составляют  правовые системы большинства арабских стран:  Египта,  Сирии,  Ирака,  Ливана,  а также   ряда   стран   Африки   (Сомали,   Мовритании)   и  Азии (Афганистан).
     Их конституционное   право закрепляет,  как правило,  особые положения ислама и мусульманского права.  Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин,   а   мусульманское   право   является   источником законодательства.  Данное  конституционное положение практически реализуется в других  отраслях  права  и  судоустройства.  Но  с другой стороны  в  некоторых из стран (Ирак,  Сирия) наблюдается определенная демократизация   мусульманско-правовых    положений семейного законодательства.
     И, наконец,  особое  положение занимают  правовые  положения Туниса и  Народно-Демократической  республики  Йемен (НДРЙ).  Их брачно-семейные законодательства    отказываются     от     ряда основопологающих институтов  мусульманского права:  например,  в Тунисе законодательно запрещена  полигамия,  а  семейный  кодекс НДРЙ в 1974 году,  по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.
     Мусульманская правовая  форма неразрывно  связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные  массы. Из всех  современных  мировых религий ислам,  пожалуй,  наиболее тесно соприкасается  с   политикой,   государством   и   правом. Связывающим звеном  здесь  и выступает мусульманское право.  При этом оно отказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока  прежде  всего через правовую идеологию и правовую психологию. Можно сказать,  что  сфера  действия  мусульманского права как  идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных  предписаний.
       Писавшие о мусульманской правовой системе иногда настолько заостряли внимание на его религиозной доктрине, что полностью вырывали ее из человеческого контекста, в котором она становилась предметом веры, и обходили молчанием практику, которой она подкреплялась и освящалась. Центральные верования и благочестивые обязанности религии «покорности» Богу (ислам) заучить нетрудно — с такой же легкостью можно представить себе план дома, изучив его чертеж, но и после того, как вы запомните наизусть его элементарные внешние черты, ислам как живая реальность будет сокрыт от вашего взора до тех пор, пока вы не научитесь видеть, каким образом верования и практика становятся интегральными частями общественной и личной жизни в специфических культурных контекстах. Мусульмане — те, что «предали себя» Аллаху, — не перестают объяснять интересующимся иноверцам, что их религия является «цельным образом жизни», не делающим различий между религиозным и светским и не исключающим ни одного предмета из сферы-действия авторитета и предписаний ислама.   
      Ислам и христианство добились заметных успехов  в распространении своих учений среди народов всевозможных культур и географических регионов. Среди религий азиатского происхождения самое широкое распространение получил буддизм. Ислам — это единственная авраамическая традиция (как и в иудаизме и христианстве, этот великий еврейский патриарх фигурирует в мифах ислама, который, как и обе вышеуказанные религии, провозглашает веру в единого Бога и завет (договор) с ним), которая оказала на Азию настолько мощное воздействие, что в некоторых ее областях завоевала доминирующее положение. Ислам сохранил более последовательную систему фундаментальных верований и практики, чем любая другая мировая религия, включая и иудаизм. Хотя в исламе и имеются сектантские группировки, они возникают главным образом в результате политических разногласий и не содержат в себе, за исключением незначительных деталей, отступлений в сфере культа и обрядовой практики.
      Так как ислам является религией закона и  не признает сколько-нибудь принципиального различия между религиозным и светским, все вещи рассматриваются им как подпадающие под Божественное законодательство. Не все жизненные проявления относятся к ритуалу, Но все они имеют назначенную им исламским законом ценность, разместившись на шкале с отметками «запрещенное», «безразличное», «обязательное». Священное право известно под названием Шариат, от арабского слова sharia, обозначающего «путь». Шариат не значит буквально «закон», скорее, он означает предначертанный Богом истинный путь для своих верных созданий, путь, включающий в себя собственно право. Понятие Шариат близко соответствует еврейской концепции Торы.
          Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права".3
      Другими словами, шариат - это  правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные  с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам  рассматривает правовые установления как  частицу единого  божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
      Шариат  развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в  целом и его  собственно доктринально-нормативная  часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила,
3. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.1997г стр.495
предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
      - обязательные,
      - рекомендуемые,
      - дозволенные,
      - предосительные, но  не влекущие за  собой применения     накзания;
      - запрещенные и  подлежащие наказанию.
      Признание божественного предопределения  в шариате с  неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе  воли мусульманина и  ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека. 4
      Для шариата не к правам мусульманина, а к  его обязанностям по отношению к  Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять
4. . История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. ч.1 Норма. Москва.1996.417- 418
 
терпение  и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас" (4.62).
       Мусульмане любят повторять, что «у человечества нет прав, есть только обязанности». Это неприкрытое убеждение чуждо мышлению американцев, воспитанных на Декларации о независимости и Билле о правах. Но исламская преданность пути покорности единому высшему Богу отнюдь не является зловещим тоталитаризмом. Мусульмане настаивают на том, что единственно правильное отношение людей к Богу — это отношение рабов к своему господину. Но Бог сотворил этот мир ради правой цели, и он не только справедлив, но и милостив. Бог даровал творению своих рук — людям — свободу наряду с такими божественными атрибутами, как разум, воля и речь.
      Служение  Всемогущему должно быть свободным деянием, наградой за которое  в этом мире является ответственность. Человек, «боящийся только Бога, поднимается над остальными, мелкими страхами и обретает способность вести свободную и активную жизнь халифа, или «заместителя» Бога. Таким образом, обязанности, налагаемые исламом, принимаются добровольно и фактически, согласно представлениям верующих, приносят подлинную свободу от рабства человеческой алчности, беспокойства, стремления к изменению своего положения в обществе и прочих вещей, до которых люди, будучи существами несовершенными, столь охочи. Для мусульман служение Богу не означает унижения своего человеческого достоинства; оно освобождает от низменных стремлений и наполняет жизнь смыслом.
Особенно  сильное влияние  теологическое направление  в правовой системе  имеет в мусульманских, прежде всего арабских странах, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины в соответствии с заветами пророка Мухаммеда (VI—VII в н.э.), изложенными в Коране, а также в соответствии с преданиями о его жизни и деятельности (Сунна). Согласно поучениям пророка, идея о создании такого государства была внушена Мухаммеду Аллахом, и пророк осуществил ее. Он сосредоточил в своих руках высшую законодательную, исполнительную, судебную, контрольную власть, принимая решения обычно после совета с наиболее авторитетными мусульманами (иджма).
     Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
      Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них  верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник"5
      Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая  часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.6
      Большая часть положений  Корана носит казуальный характер и
5.Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.1997г   165-166
6. . История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. ч.1 Норма. Москва.1996. стр.420
представляет  собой конкретные толкования, данные пророком в связи  с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут  приобретать разный смысл в зависимости  от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях
      Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная война"- «джехад»
      Дело  Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммед взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.
      "Сражайтесь  с врагами вашими  на войне за  веру, но не нападайте  первые. Бог ненавидит  нападающих. Убивайте  врагов ваших везде,  где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" (Сура 11, 186-190),7.
        Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником
7 Будда. Конфуций. Магомед. Франциск  Ассизский. Савонарола. Библиографическая  библиотека Ф.Павленкова. Москва. Республика.1995 стр.189
 
права была Сунна ("священное  предание"), состоящая  из многочисленных
рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам
      Таким образом, "Сунна  посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих  жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих 8
  Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе
    8. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П.Н.Галазны. Москва. Юрид. лит-ра. 1980. стр.526
 
 
 
авторитетных  источников шариата. Практически иджма  складывалась из
совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были
высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.
Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
     Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. 9
Одним из наиболее спорных  источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между  разными направлениями, был кияс - решение  правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.
Но  в руках мусульманских  судей кияс часто  становился и оружием  откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифатами. В качестве
9. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. ч.1 Норма. Москва.1996. стр.421
 
дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты), в частности у народов, населяющих нашу страну10
       И, наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением. 10
    По представлениям мусульманских авторов, в том числе бывшего президента Ирана А. Банисадра,11 каждое мусульманское государство должно стремиться к подобной идеальной правовой организации, которая воплощала бы интересы единоверцев Корана.12 Иногда считают, что в современных условиях к этой концепции ближе всего государственный строй Ирана, где реальная власть сосредоточена в руках высшего духовенства, возглавляемого "руководителем государства", другие мусульманские авторы видят образец в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах.
      Теологическая концепция государства  и права не соответствует  историческим фактам: государство и  право созданы  не Богом, а людьми.
10 История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. ч.1 Норма. Москва.1996.422
11.Banisadr A. The Fundamental Principles of Islamic Government. Lexington, 1981. P. 47—51.
12Сюкияйнен Л.Р. Теория мусульманского государства и современность // Советское государство и право. 1983. № 9.
 
 
Пророк  Мухаммед, даже действовавший (как он утверждал) по воле Аллаха, все же сам повел своих приверженцев в Медину из Мекки, сам создал довольно крупное по тем временам войско (10 тыс. человек), с которым он захватил Мекку (с согласия некоторых слоев ее населения), и был провозглашен правителем, наместником Бога на Земле.
      Вместе  с тем, эта концепция  в ее практическом осуществлении не лишена некоторых  интересных аспектов. К ним относятся  институт ашшура (консультации и поиски консенсуса), маджилиса (открытый, по идее, доступ любого мусульманина к правителю, членам его семьи), закята (особый государственный налог с имущества богатых для поддержания бедных), идея отбора руководящей элиты не путем всеобщих выборов, а в соответствии с естественным авторитетом тех или иных лиц среди населения и др. Кстати сказать, последнее положение нашло свое специфическое и частичное закрепление во многих современных конституциях, причем не только мусульманских стран (например, в Италии, Индии, где наряду с избранными членами парламента (их подавляющее большинство) президент вправе назначить в его состав нескольких лиц, имеющих заслуги в сфере науки, культуры, искусства, других сферах жизни общества, граждан, пользующихся влиянием, авторитетом в обществе).
      Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества .13.
      Мусульманское право представляет собой яркий пример "права  юристов". Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
      Требование  неукоснительно соблюдать догматы веры, не нарушать непреложные обычаи побуждает суды прибегать к многочисленным уловкам. Так, Коран не допускает ссуды под проценты, запрещая ростовщичество. Чтобы обойти этот запрет, изобрели систему "двойной продажи": заемщик "продавал" тот или иной предмет кредитору, а последний "перепродавал" его заемщику по цене, завышенной на оговоренный ссудный процент и выплачиваемой только по истечении срока ссуды. Запрещенную Кораном аренду земли обходят, заключая вместо аренды договор товарищества.
      Право, как совокупность обязательных предписаний, сформировалось за первые два века существования ислама, в глубоком средневековье. После того как все правовые школы приняли классическое учение о "корнях" мусульманского права, созидательная деятельность юристов пошла на убыль и мусульманская правовая мысль постепенно стала сугубо догматической и архаичной.14 Идея развития и совершенствования Права в зависимости от динамики общественного развития чужда системе исламского права, и в этом состоит основная причина его реакционной роли в современных условиях.
           До начала XIX в. социально-экономические условия существования мусульманского мира менялись очень медленно, поэтому шариат, несмотря на застывшую архаичность его догматов, вполне соответствовал им. Однако с упадком Османской империи на Ближнем Востоке усилилось политическое влияние западноевропейских государств. Лидеры мусульманского мира осознали, что для того, чтобы выдержать политическую и экономическую конкуренцию с западными странами, необходима модернизация государственного управления и права.
      С середины XIX в. начался процесс законодательных реформ. В сферу отношений, ранее традиционно регламентировавшихся мусульманским правом, стали вторгаться нормативные источники европейского происхождения. Главным образом этот процесс затронул сферы, в которых конфликт с традиционными исламскими нормами был не слишком острым, в частности торговое и морское право. Власти Османской империи пошли еще дальше. Была принята так называемая Маджалла (1869-1876 гг.) — закон, состоящий из 1850 статей о собственности и обязательственном  праве. Этот закон открыто не порывал с правилами шариата, но они были облечены в форму параграфов в европейском стиле и введены в действие с санкции государства. Он был необходим потому, что светские суды, получившие полномочия на рассмотрение споров о собственности и обязательствах, едва ли могли опираться на средневековые мусульманские нормы.
      В Британской Индии  мусульманское право  с течением времени так много заимствовало из общего права, что даже появилась возможность говорить об "англо-магометанском праве".
      Семейное  и наследственное право подверглись  законодательным реформам в XX в. Законы о семейном праве были приняты в Египте и Судане. В Турции реформа семейного и наследственного права была осуществлена в 1926 г. Порывая с традиционными мусульманскими канонами, новые законы осудили многобрачие, право одностороннего расторжения брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Иранский гражданский кодекс, промульгированный в 1927-1935 гг., также явился кодификацией модернизированного мусульманского права в сфере семьи и наследования. Кодексы личного статуса были приняты в Иордании, Сирии, Марроко, Тунисе, Египте, Ираке и некоторых других мусульманских странах.
      После второй мировой войны  законы, регулирующие наследование и семейные отношения, были приняты почти во всех арабских государствах. Эти законы довольно смело вторгаются в традиционные нормы взаимоотношений мужа и жены в семье. В частности, они дают определенные права женам на развод, ограничивают возможности родителей и опекунов устраивать браки несовершеннолетних, ограничивают полигамию, определяют условия развода мужа с женой в одностороннем порядке. Судебная практика ныне допускает при заключении брака оговорку, что жена сможет впоследствии отказаться от брака (в принципе это право мужа) или она получает такое право, если муж не сохранит единобрачия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.