На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Разработка программы элективного курса для учащихся профильных классов «Химия и медицина»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     Кафедра физической и прикладной химии 
 
 
 
 
 

                                            Дипломная  работа 
 
 
 

     Разработка  программы элективного  курса для учащихся профильных  классов  «Химия и медицина» 
 
 
 
 
 

     Студент                                                                        Маслова Евгения Александровна
     Группа  ЕН - 5416 
 

     Руководитель
     (к.п.н,  доцент кафедры физической                          Древницкая Наталья Леонидовна
       и прикладной химии) 
 
 

     Зав.кафедрой Мосталыгина Лидия Витальевна 
 
 
 

     Оценка 
 

                            
 
 

                                           Курган 2011
  Содержание.
Введение------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Элективные  курсы  и их роль в организации профильного обучения.
      Концепция  школьного  химического  образования.----------------5
      Задачи  и структура  элективных  курсов.-----------------------------13
      Типология  элективных  курсов.------------------------------------------18
Глава 2. Элективный курс «Химия и медицина».
           2.1Программа элективного курса  «Химия и медицина»-------------24
           2.2Учебно — тематический план.-------------------------------------------27
           2.3Содержание-------------------------------------------------------------------29
Заключение--------------------------------------------------------------------------------36
Список  литературы----------------------------------------------------------------------37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Не  только сам врач должен употреблять в  дело все, 
что необходимо, но и больной, и окружающие, 
и все внешние обстоятельства должны 
способствовать врачу в его деятельности.
 
Гиппократ.
 

   Химия - наука социальная. Её высшая цель - удовлетворять нужды каждого  человека и всего общества. Многие науки  обращены к химии: молекулярная биология, генная инженерия и биотехнология. Прогресс медицины и охраны здоровья - это проблемы химии болезней, лекарств, пищи. Живой организм - это гигантский химический макрореактор, и освоение его химической галактики ещё  предстоит.
   Организм  человека можно сравнить с целой  производственной отраслью – химической промышленностью. Каждый орган в  нем – это крупное предприятие. А каждая клетка    органа –  химическая лаборатория, в которой  протекает множество химических реакций. Когда человек болеет, например, гриппом, то природа его болезни  тоже химическая. Попавшие в организм микроорганизмы отравляют его продуктами своей    жизнедеятельности  – ядовитыми веществами. Лекарства, которые мы принимаем, вступают в  химические реакции с ядами, нейтрализуя  их.
   Огромное  количество различных химических веществ (лекарства, пищевые добавки и  т. д.) попадает в организм человека. Действие этих веществ, а также их многочисленных комбинаций не только оказывает влияние на отдельный  организм в течение всей его жизни, но и передается по наследству (усиливаясь или затухая) от поколения к поколению. В связи с этим знание возможных  последствий воздействия различного рода химических соединений на здоровье человека становится необходимым не только для врачей, но и для каждого  человека, в определенной степени  определяя его дальнейшую судьбу.
   Все больше накапливается данных о взаимосвязи  между содержанием в организме  химических соединений, в том числе  ионов металлов, и возникновением и развитием таких болезней, как раковые и сердечно-сосудистые заболевания. В связи с этим особое внимание уделяется роли различных элементов в биохимических процессах в здоровом и больном организме. Рассмотрение роли в организме различных элементов и их соединений с остатками органических молекул имеет большое значение не только для лечения, но и для профилактики различных заболеваний. Дальнейшее развитие медицины связано именно с этими направлениями.
   Целью данной курсовой работы является разработка программы элективного курса для учащихся профильных 10 –х классов «Химия и медицина».
   Для решения цели ставились следующие  задачи:
    изучить теоретические аспекты проблемы;
    разработать программу элективного курса «Химия и медицина» для учащихся 10 классов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Глава  1.Элективные курсы  и их роль в организации  профильного обучения. 

           1.1 Концепция школьного химического образования. 

Значение  школьного образования.
 Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в  непрерывно и все быстрее изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует  с множеством материалов и веществ  природного и антропогенного происхождения. Практическая деятельность людей давно  превратилась в фактор, по своим  масштабам соизмеримым с эволюцией  самой природы. Этот фактор неустраним, пока существует человечество.
 Результаты  деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом  культуры, который формирует химические знания. Эти знания отражают сложный  комплекс отношений «человек-вещество»  и далее, через очевидную связь  – «вещество-материал-практическая деятельность» в значительной мере определяют рациональные поведенческие  навыки, возможности осознанного  выбора молодыми людьми образа жизни  и сферы деятельности.
 Химия как компонент культуры наполняет  содержанием ряд фундаментальных  представлений о мире: связь между  структурой и свойствами сложной  системы; вероятностные представления  и представления о симметрии, хаосе и упорядоченности; законы сохранения; эволюция вещества. Все  это на фактическом материале  химии находит наглядность, дает пищу для размышлений об окружающем мире, для гармоничного развития личности.
 Цели  и значение школьного  химического образования  на современном этапе.
 Дифференциация  в обучении открывает перед учащимися  возможности выбора профиля обучения, а вместе с ним и уровня теоретической  и практической подготовки по химии. Однако, при всём разнообразии видов  дифференциации в обучении, цели обучения химии едины и отвечают общим целям современной школы. Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду.
 Занимая среди наук о природе место  между физикой и биологией, химия  вносит существенный вклад в понимание  современной картины мира. Как  и другие естественные науки, химия  не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности развития материального  производства.
 Изучение  химических процессов должно привести к пониманию того, что направление  реакций не случайно, а обусловлено  строением веществ, что реакции  протекают по определённым законам, знание этих законов позволяет управлять  ими.
 Важное  место в школьном обучении химии  должен занять эксперимент в его  доступных для каждой возрастной группы учащихся формах. Лабораторные опыты, практические занятия дают возможность  учащимся непосредственно соприкасаться  с веществами, экспериментально изучать  их свойства, знакомиться с закономерностями протекания химических реакций.
 Роль  химического эксперимента не должна сводиться лишь к иллюстрации  теоретических положений, свойств  веществ различных классов. Важно, чтобы химический эксперимент применялся для добывания школьниками новых  знаний, постановки перед ними познавательных проблем. Решение их использованием эксперимента ставит учащихся в положение  исследователей, что, как показывает практика, оказывает положительное  влияние на мотивацию изучения химии.
 Общей для всех учебных курсов химии  выступает задача развития учащихся. С каким бы теоретическим наполнением  ни изучался предмет, нарастание самостоятельной  поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей  деятельности к творческой, должно стать непреложным принципом построения занятий. Наряду с установкой на развитие индивидуальных склонностей и возможностей учащихся, широкое распространение должны найти формы организации коллективной учебной деятельности и взаимопомощи школьников.
     Система школьного химического образования, его структура.
     Система школьного химического  образования – составная часть  системы общего естественнонаучного  образования, структура которого  соответствует структуре школы,  основным её ступеням. Уже в  начальной школе (І ступень обучения) в курсе «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с различными природными явлениями, которые составят ядро изучения природы в основной и старшей школах.
 Основная  школа (ІІ ступень обучения) призвана обеспечить формирование у учащихся первоначальных естественнонаучных, в том числе и химических, знаний, требования к которым определяются уровнем подготовки – базовым уровнем.
 В старшей школе (ІІІ ступень обучения) учащимся предоставляется право выбора направления общеобразовательной подготовки. На этой ступени в наибольшей мере реализуется идея дифференцированного подхода к обучению школьников. В зависимости от выбранного направления, профиля обучения они смогут получить химические знания разного уровня.
   Система химического образования  состоит из трёх звеньев –  пропедевтического, общего (базового) и профильного (углублённого), состав  и структура которых охватывает  начальную, основную и старшую  школы:
 1.Пропедевтическая  химическая подготовка  учащихся осуществляется в начальной школе и в V-VІІ классах основной школы. Элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть включены в интегрированные курсы «Окружающий мир» (начальная школа), «Естествознание» (V – VІІ классы), либо в систематические курсы биологии и физики. Химические знания, вводимые на этих этапах обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В процессе пропедевтической подготовки учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения. Знакомство учащихся с этими вопросами в начальной и основной школах позволит в общеобразовательном систематическом курсе сократить время на изучение химии на эмпирическом уровне, быстрее перейти к рассмотрению химических явлений на основе учения о строении вещества.
 2.Базовый  компонент химического  образования  (VІІІ – ІX классы) обязателен для всех учащихся. Он представлен в основной школе в виде систематического курса химии. Из него учащиеся получат знания, объём, и теоретический уровень которых будет определять обязательную химическую подготовку школьников в основной школе. Поскольку эти знания станут основой для дальнейшего химического образования, как в школе, так и в других учебных заведениях, то обязательный уровень овладения ими, зафиксированный в Государственном стандарте среднего химического образования, можно назвать базовым.
 Базового  уровня химической подготовки должны достичь все учащиеся, оканчивающие основную школу, независимо от того, какую  специальность в дальнейшем они  хотят приобрести.
 Принципиально содержание курса химии базового уровня может быть реализовано в  рамках моделей двух типов. В модели первого типа курс построен, исходя из внутренней логики химии как науки, а прикладные сведения будут играть роль иллюстраций, насыщающих каждый раздел. В основе модели второго типа лежат  практические приложения химии.
 Теоретический и фактический материал по химии  элементов и соединений группируется вокруг сведений об областях применения химической науки технологии, их экологических, сельскохозяйственных, медицинских, энергетических аспектов. Обе модели должны обеспечивать одинаковый базовый уровень знаний у школьников, соответствующий Государственному стандарту среднего химического образования. В любом случае изучение курса строится на основе систематического применения демонстрационного и лабораторного эксперимента с нарастающей самостоятельностью учащихся в познавательном процессе.
 Обучение  химии на основе данного курса  должно привести к пониманию учащимися  химических явлений в окружающем мире, уяснению роли химии в развитии народного хозяйства, обеспечения  благосостояния народа, к формированию «химической культуры» обращения  с веществами и материалами. Учащиеся, окончившие основную школу изучившие  курс химии базового уровня, должны знать изученные классы неорганических и органических веществ и уметь  определять их.
 3. Профильный компонент  школьного химического  образования  призван наряду с решением общих учебно-воспитательных задач, развивать интерес учащихся к химии, углублять их знания по химии, способствовать успешному усвоению в дальнейшем специальностей, связанных с химией. Этот компонент химического образования совпадает с профилированным звеном школы и неразрывно с ним связан. Уровень химической подготовки учащихся определяет выбранный ими профиль обучения.
 В школах (или классах) естественнонаучного  профиля обучение химии может  осуществляться с разной глубиной в  зависимости от того, какой учебный  предмет учащиеся изучают углубленно. Если школьники углубляют свои знания в области физики или биологии (но не химии), то в этом случае им могут  быть предложены разные курсы, облегчающие  усвоение этих учебных дисциплин. Однако обучение химии также проводится на более высоком уровне.
 Такие курсы должны включать сведения о  гибридизации, ? – и ? –  связях; в них должно быть раскрыто строение атомов не только малых, но и  больших периодов; закономерности течения  химических реакций с учетом энтальпийного фактора; дано представление о комплексных соединениях и т.п.
 После изучения курса химии для школ естественнонаучного профиля учащиеся должны уметь характеризовать свойства веществ на основе теоретических  представлений; зависимость получения  и применения веществ от их внутренней структуры; использовать полученные теоретические  сведения при изучении химических реакций. Полученные теоретические знания будут  способствовать пониманию школьниками  причин многообразия веществ, их материального  единства.
 Изучение  промышленных способов получения отдельных  веществ позволяет учащимся познакомиться  с сущностью сырьевой, экологической, продовольственной и энергетической проблемами и оценить роль химии  в их решении, с направлениями  научно-технического прогресса в  химии и осознать его гуманистическую  направленность.
 В классах  с углубленным изучением химии  учащимся можно предложить систему, состоящую из курса химии повышенного  уровня, в котором, совершенствуя  знания по вопросам неорганической и  органической химии, и дополнительных курсов, задача которых состоит в  значительном расширении химических знаний. 
 В рамках углубленного изучения химии учащиеся могут повысить уровень химических знаний, как в теоретическом, так  и в прикладном аспекте. В первом случае основной аспект в преподавании должен быть сделан на теоретических  вопросах неорганической, органической, а также физической химии. В случае прикладной направленности в обучении учащиеся получат знания по химической технологии, агрохимии и  т.п.
 Обучение  с целью углубления химических знаний целесообразно начинать с общих  вопросов, затрагивающих основы химической науки. Изучение же специальных курсов можно провести в различных сочетаниях в зависимости от выбранного учащимися  направления углубленного изучения химии. Так, при химическом направлении  они могут изучать неорганическую и общую химию, органическую химию, основы химического анализа. В этих классах допускается изучение основ физической химии.
 В биолого-химических классах для изучения могут быть предложены органическая химия, основы химического анализа, биохимия. В  случае выбора учащимися агрохимического  направления им могут быть предложены органическая химия, основы химического  анализа и курс «Химия в сельском хозяйстве».
 Авторы  концепции считают, что определять заранее требования к знаниям  и умениям школьников, изучающих  химию углубленно, нецелесообразно. Уровень знаний и умений у таких  учащихся во многом будут определять возможности школы, квалификация учителя, избранное направление углубленного изучения химии (химическое, биолого-химическое, химико-технологическое и др.), а  также возможности самих школьников. В связи с тем уровень требований к знаниям и умениям учащихся, углубленно изучать химию, в каждом конкретном случае должен определять учитель. В качестве нижнего предела  таких требований могут выступать  требования к знаниям, формируемым  общим курсом для школ естественнонаучного  профиля.
 Необходимо  особо сказать о тех школах, условия в которых не позволяют  реализовать указанные выше профили  обучения. В них учащиеся будут  изучать все общеобразовательные  дисциплины так, как это принято  в ныне действующей школе. Для  таких учебных заведений можно  рекомендовать курс химии для  школ естественнонаучного профиля. Этот курс способствует развитию химических знаний учащихся, полученных ими в VІІІ  – ІX классах. При его изучении у школьников расширится круг представлений  о веществах, типах химических реакций.
 По  усмотрению учителя может быть осуществлено модульное построение учебного предмета с включением дополнительных тем  или вопросов с учётом местных  условий. Изучение курса химии для  школ естественнонаучного профиля  позволит учащимся продолжить химическое образование в высших учебных  заведениях.
 В свете  изложенного учащиеся, закончившие XІ класс общеобразовательной  школы, получают химическое образование  трёх различных уровней: базового, естественнонаучного  и углубленного.
 Нормативная база профильного  обучения химии в  средней (полной) школе
 В соответствии с Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 г., утверждённой распоряжением правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756, на старшей ступени  общеобразовательной школы (10 - 11-е  классы) предусматривается профильное обучение.
 Профильное  обучение как средство его дифференциации и индивидуализации призвано обеспечить условия для более полной реализации интересов, склонностей и способностей учащихся, их намерений в отношении  продолжения образования по окончании  школы.
 Введение  профильного обучения в 10 – 11-х классах  обуславливает особенности построения Федерального базисного учебного плана  – основного государственного нормативного документа для общеобразовательных  учреждений РФ. Этот документ одобрен  решением коллегии Минобразования России и  Президиума РАО от 23 декабря 2003 г. № 21/12 и утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312.
 Принципы  построения Федерального базисного  учебного плана для средней (полной) школы основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) Федерального компонента государственного стандарта  по каждому учебному предмету. Это  означает, что каждый предмет может  быть представлен в учебном плане  школы (или выбран для изучения обучающимся) либо на базовом, либо на профильном уровне.
 В старшей  школе состав федерального компонента Федерального базисного учебного плана  определяет совокупность базовых и  профильных учебных предметов, а  также элективных курсов.
 Базовые общеобразовательные  курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников.
 Профильные  общеобразовательные  курсы – курсы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
 Элективные  курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из школьного компонента. Подробное описание значения, структуры и типологии элективных курсов рассматриваются в следующем разделе.  

                  1.2 Задачи и структура  элективных курсов.
 Элективные  курсы (от лат.electus – избирательный) – это обязательные курсы по выбору учащихся. Такие курсы опробованы в современной практике в рамках предпрофильной подготовки в 8-9-х классах и в профильном обучении в 10-11-х классах средней школы.
 Курсы по выбору широко использовались и  используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки  внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг.: в  школе № 710 г. Москвы проводились  «альтернативные занятия» с учащимися  и старших, и младших классов. Каждый ученик в школе должен был  выбрать одно или несколько таких  занятий. Основной их целью в младшей  школе было выявление и развитие познавательных интересов учащихся, а в старшей школе – удовлетворение этих интересов.
 Элективные  курсы являются важным компонентом  профильного обучения в старших  классах (на их долю приходиться 20% часов  в учебном плане) и выполняют  различные функции. Можно выделить следующие основные функции элективных курсов.
 Во-первых, они могут «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном стандартном  профильном уровне. Например, элективный курс «Математические методы в химии» поддерживает изучение профильного  предмета «Химия».
 Во-вторых, некоторые из них могут служить  основой для внутрипрофильной специализации  обучения. Например, курсы «Химия в  сельском хозяйстве» в естественнонаучном профиле.
 В-третьих, курсы могут обеспечивать профессиональное самоопределение и знакомить  с основами профессиональной деятельности. Это, например, курсы «Основы инженерно-технологической  деятельности».
 В-четвёртых, элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов  отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс «Компьютерное  моделирование химических процессов» или «История химии», «Методы естественнонаучного  исследования», «Организация научно-исследовательской  деятельности», «Основы технического творчества».
 В-пятых, элективный курс может развивать  содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном  уровне. Это позволит школьникам подготовиться  к сдаче ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.
 В-шестых, элективные курсы могут выполнять  роль «надстройки», т.е. происходит дополнение содержания профильного курса. Такой  дополненный курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным  изучением отдельных дисциплин. Например, курс «Основы термодинамики», «Химия окислительно-восстановительных  реакций».
 В настоящее  время в педагогической практике только отрабатывается методика организации  и проведения элективных курсов. Определен  алгоритм разработки программы элективного  курса и основные требования к  ней.
 При разработке программы  элективного курса  необходимо:
    проанализировать содержание учебного предмета  в рамках выбранного профиля;
    определить, чем содержание базового курса будет качественно отличаться от базового или профильного курса (содержание элективного курса представлено вскользь, односторонне, неглубоко, вообще не рассматривается);
    определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля;
    разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить количество часов на каждый из них;
    выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, материалами, реактивами и т.д., составить список литературы для учителя и учащихся;
    выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, инициативности, творчества ученика при изучении курса, если программа курса предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе;
    продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса;
    определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса;
    продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и др.
Структура программы элективного  курса
 1. Пояснительная записка. В ней обосновывается актуальность, важность и значимость данного курса. Формулируются цели как предполагаемый конечный результат освоения данного курса и задачи, определяющие пути достижения цели, требования к знаниям и умениям учащихся. Даётся описание структуры программы курса, её особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической части.
 2. Учебно-тематический план может быть составлен по следующей схеме 

                               Учебно-тематический план
 
  Название темы
       Количество часов       Форма                       проведения                     
Образовательный       продукт
всего лекции
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.