На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Столипинская Аграрная реформа

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Петр Аркадьевич  Столыпин (1862-1911) вошел в историю  России как выдающийся государственный  деятель, крупный реформатор.
   Будущий глава  правительства России Петр Аркадьевич  Столыпин родился 5 апреля 1862 года  в знатной дворянской семье.  В роду Столыпиных строго хранились традиции дворянской чести. Когда на дуэли погиб старший брат Петра, юноша стрелялся с его убийцей и получил пулю в правую руку, которая с тех пор была почти парализована.
    В 1884 году  Петр Столыпин закончил естественный  факультет Петербургского университета.
    В 1899 году  Столыпин был назначен губернским  предводителем дворянства в Ковно  (Каунас). Тремя годами позже 39-летний  Столыпин стал самым молодым  губернатором в России: сначала  в Гродно, затем в Саратове.
    Во время  революции 1905 года Столыпин стал известен решительной борьбой с крестьянскими волнениями в Саратовской губернии. Для прекращения беспорядков он не раз использовал войска, которые применяли самые жесткие меры: расстрелы, массовые порки непокорных крестьян. Руководитель одной из таких карательных экспедиций, генерал Сахаров, поселился по прибытии в Саратов в доме Столыпина. Здесь он и был убит революционерами. Самого Столыпина революционеры также приговорили к смерти. 

                             Суть аграрной реформы Столыпина. 

   В ходе крестьянских  волнений 1905 года стало ясно, что  сохранять прежнее положение  в деревне невозможно. Общинная  и частная собственность на  землю не могли дольше уживаться  рядом.
  После государственного  переворота 3 июня 1907 года и роспуска II Государственной думы революция подавлена. Настала время  приступать к реформам. “Мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия”, - говорил Петр Столыпин. Путь к этим целям он видел прежде всего в укреплении государственности. Центральным местом стала земельная реформа.
   Аграрная реформа  была главным и любимым детищем  Столыпина. Целей у реформы  было несколько: 
      социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;
      социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;
      экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.
Реформа осуществлялась несколькими методами:
    Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным. В целом серия законов 1906-1912 гг. носила буржуазный характер. Отменялось средневековое надельное землевладение крестьян, разрешался выход из общины, продажа земель, свободное переселение в города и на окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые правовые ограничения.
    Крестьянин мог объединить свой участок в единый отруб или выселиться на отдельный хутор.
    Создание Крестьянского банка, который давал денежные ссуды для покупки земель.
    Переселенческая политика. Учитывая «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казенные склады сельскохозяйственных машин, обеспечивали медицинскую и ветеринарную помощь.
 
                                    Выход крестьян  из общины. 

  Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание  единоличного владения землей. Крестьяне могли выходить из нее и получать землю в полную собственность.
  Крестьянам отрезали от общинной земли участки - отруба. Богатые крестьяне на те же участки переносили свои усадьбы - это называлось хуторами. Власти считали хутора идеальной формой землевладения. Со стороны хуторян, живших обособленно друг от друга, можно было не опасаться бунтов и волнений.
   Вместе с  тем, осуществлялись меры по  обеспечению прочности и стабильности  трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции  землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.
Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой  приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.
   В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а действительно выделилось 20% - 2008,4 тыс. домохозяев. Широкое распространение получили хутора и отруба. На 1 января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Число подобных хозяйств составило около одной трети от всех общинных дворов.
  Несмотря на все старания правительства, хутора хорошо прививались только в северо-западных губерниях, включая отчасти Псковскую и Смоленскую. Крестьяне Ковенской губернии еще до начала столыпинской реформы стали расселяться по хуторам. Такое же явление наблюдалось в Псковской губернии. В этих краях сказывалось влияние Пруссии и Прибалтики. Местный ландшафт, переменчивый, изрезанный речками и ручьями, тоже способствовал созданию хуторов.
   В южных и юго-восточных губерниях главным препятствием для широкой хуторизации были трудности с водой. Но здесь (в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе и в степном Заволжье) довольно успешно пошло насаждение отрубов. Отсутствие сильных общинных традиций в этих местах сочеталось с высоким уровнем развития аграрного капитализма, исключительным плодородием почвы, ее однородностью на очень больших пространствах. Крестьянин, почти не затратив на улучшение своих полос труда и средств, без сожаления их оставлял и переходил на отруб.
   В Центрально-нечерноземном районе крестьянин, наоборот, много сил должен был вкладывать в возделывание своею надела. Без ухода здешняя земля ничего не родит.
   В основном  из общины выходили в основном  беднота, а также городские  жители. Продавали землю и переселенцы,  уезжавшие в Сибирь. Огромное  количество земель чересполосного укрепления шло в продажу. Чаще всего покупали землю зажиточные крестьяне, которые сами не всегда спешили с выходом из общины. Покупали и другие крестьяне-общинники. В руках одного и того же хозяина оказывались земли укрепленные и общественные. Не выходя из общины, он в то же время имел и укрепленные участки. Свидетель и участник всей этой перетряски еще мог помнить, где и какие у нею полосы. Но уже во втором поколении должна была начаться такая путаница, в которой не в силах был бы разобраться ни один суд. Нечто подобное, впрочем, однажды уже имело место. Досрочно выкупленные наделы (по реформе 1861 г.) одно время сильно нарушали единообразие землепользования в общине. Но потом они стали постепенно подравниваться. Поскольку столыпинская реформа не разрешила аграрного вопроса и земельное утеснение продолжало возрастать, неизбежна была новая волна переделов, которая должна была смести очень многое из сделанного  Столыпиным. И действительно, земельные переделы, в разгар реформы почти заглохшие, с 1912 г. снова пошли по восходящей.
    29 мая 1911 г. был издан закон "О землеустройстве". В него вошли основные положения  инструкций 1909-1910 гг. новый закон  устанавливал, что для перехода  к отрубному и хуторскому хозяйству  отныне не требуется предварительного  укрепления надельных земель в личную собственность. С этого времени чересполосное укрепление утратило прежнее значение.
   Практика реформы  показала, что крестьянство в  своей массе было настроено  против выдела из общины - по  крайней мере в большинстве  местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).
В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников выдела.
     В итоге,  к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило крах столыпинской реформы. 

                                           Крестьянский банк. 

   В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам.
   Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли.
   В  основном  землю покупали кулаки, получившие  таким образом дополнительные  возможности для расширения хозяйства,  так как купить землю даже  через банк, с выплатой в рассрочку,  могли себе позволить только зажиточные крестьяне.
  С размахом  проводилась Банком покупка земель  с последующей перепродажей их  крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению  крестьянского землепользования. Он  увеличил кредит крестьянам и  значительно удешевил его, причем Банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета.
Банк активно воздействовал  на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.
   Масштаб операций  Крестьянского поземельного банка  в 1905-1907 гг. по закупке земли возрос почти в три раза. Многие помещики спешили расстаться со своими имениями. В 1905-1907 гг. банк скупил свыше 2,7 млн. дес. земли. В его распоряжение перешли государственные и удельные земли.
   Деятельность  Крестьянского банка вызывала растущее раздражение среди помещиков. Это проявилось в резких выпадах против него на III съезде уполномоченных дворянских обществ в марте-апреле 1907 г. Делегаты были недовольны тем, что банк продает землю только крестьянам (некоторые помещики были не прочь воспользоваться ею услугами как покупатели).
     Ступив на банковскую землю, крестьянин как бы восстанавливал для себя те изнурительные и бесконечные выкупные платежи, которые под давлением революции правительство отменило с 1 января 1907 г. Вскоре появились недоимки по банковским выплатам. Как и прежде, власти вынуждены были прибегать к рассрочкам и пересрочкам. Но появилось и нечто такое, чего крестьянин раньше не знал: продажа с молотка всего хозяйства. С 1908 по 1914 г. таким путем было продано 11,4 тыс. участков. Это, по-видимому, было прежде всею мерой устрашения. И основная часть бедноты, надо думать, осталась на своих хуторах и отрубах. Для нее, однако, продолжалась та же жизнь ("перебиться", "продержаться", "дотянуть"), какую она вела в общине.
    Впрочем,  это не исключает того, что  на банковских землях появились  и достаточно крепкие фермерские  хозяйства. С этой точки зрения  землеустройство на банковских  землях было перспективнее, чем  на надельных. 
    Деятельность  крестьянского банка также не дала  желаемых  результатов.
Всего за 1906- 1915 гг. банк  приобрел  для  продажи  крестьянам  4614  тыс.
десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб.  в  1914  г.  за
десятину земли.  Высокие  цены  и  большие  платежи,  налагаемые  банком  на
заемщиков, вели к  разорению массы хуторян и  отрубников.  Все  это  подрывало
доверие крестьян к  банку, и число новых заемщиков  пошло на убыль. 

                                       Кооперативное движение. 
 

  Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина. Поэтому большое распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.
    Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы. 

                                    Переселение крестьян в Сибирь.    
 

   Массовое переселение  крестьян на восточные окраины  страны было одним из важнейших  направлений реформы. Тем самым  уменьшалась “земельная теснота”  в европейской части России.
   По указу  10 марта 1906 года право переселения  крестьян было предоставлено  всем желающим. Правительство потратило   немалые средства на расходы  по устройству переселенцев на  новых местах, на их медицинское  обслуживание и общественные  нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.
   За 11 лет реформы  на свободные земли Сибири  и Средней Азии переселилось  свыше 3 млн. человек. В 1908 году  число переселенцев было наибольшим  за все годы реформы и составило  665 тыс. человек.
  Но возникали  и не малые трудности при  осуществлении переселенческой  политики. Оказалось, что численность переселявшихся и темпы переселения превышали темпы подготовки участков к заселению. Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала требованиям, имели место взяточничество и коррупция. Это приводило к нарушениям порядка заселения: в ряде мест не успевали готовить участки, проводить к ним дороги. Переселенческие пункты еще строились, а переселенцы уже прибыли. Ссуды выдавались не в полном объеме, а частями, порою весьма незначительными. Установленная ссуда в 150 руб. была слишком мала для того, чтобы обзавестись хозяйством и прокормиться в течение двух лет, пока не будет получен первый урожай.
   Процесс вживания был сложным. Переселенцы встретились с непривычными для них климатическими и погодными условиями. Для Сибири характерно погодное непостоянство — устойчивые и продолжительные зимние холода, возвратные весенние и осенние ранние заморозки, а также засухи, повторяющиеся примерно через три года на четвертый, а наиболее сильные — через 10 лет, часто бывают двухгодичными. Такие сильные засухи наблюдались в 1891 и 1892, 1900 и 1901, 1910 и 1911 гг. Переселенцы, приехавшие в 1908 г. и позже, еще не успев обустроиться, испытали на себе все отрицательные последствия двух засушливых лет. Засуха охватила плодородные округа: Славгородский, Омский, Рубцовский, Каменский, Кузнецкий и другие. Не владея приемами сухого земледелия, переселенцы пострадали больше других. Требовались иные приемы агротехники, интенсификация труда в короткие сроки, наиболее благоприятные для сельскохозяйственных работ. Многие переселенцы разорялись и возвращались в родные места.
         Причин ухода переселенцев множество:  недостаток земельных участков и их реальное качество; неудовлетворительная работа переселенческих пунктов на местах; трудности освоения новых земель, особенно в притаежных районах; несоответствие погодно—климатических условий привычным в Европейской России; произвол чиновничества и личные мотивы.
     В следствии  этого волна переселенцев стремительно пошла на убыль. Не всем оказалось под силу освоение новых земель. Назад, в Европейскую Россию, двинулся обратный поток переселенцев. Возвращались полностью разоренные бедняки, не сумевшие прижиться на новом месте. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Всего вернулось около 550 тыс.человек.
   Итоги переселенческой  компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Во-вторых, население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России. 

                                    Агрокультурные мероприятия. 
 

   Одним из  главных препятствий на пути  экономического прогресса деревни  являлась низкая культура земледелия  и неграмотность подавляющего  большинства производителей, привыкших  работать по общему обычаю. В  годы реформы крестьянам оказывалась  широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, демократизации и внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.
  
                                         Другие реформы Столыпина. 

   Помимо аграрных  реформ Столыпин разрабатывал  очень интересные законопроекты  в политической, социальной и  культурной областях. Именно он  от имени правительства внес  на рассмотрение III Государственной думы законопроект о страховании рабочих по инвалидности, старости, болезни, от несчастных случаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий, ограничении длительности рабочего дня для малолетних и подростков. Следует особо подчеркнуть столыпинскую идею об "охранении жизни и здоровья подрастающего рабочего поколения". Так, например, помимо сокращения рабочего дня, по сравнению с взрослыми рабочими, и недопущении к труду во вредных производствах, подростки освобождались ежедневно в рабочее время на 3 часа для посещения общеобразовательных школ. Весьма гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих на случай болезни, инвалидности и смерти: врачебная помощь предоставлялась за счет владельцев предприятий, денежная помощь выдавалась больничным кассам, представляющими собой выборный орган рабочего самоуправления. Причем размер денежного пособия на случай болезни или увечья устанавливался в пределах от 1/2 до 2/3 заработка заболевшего, если на его иждивении находились жена и не достигшие 15-летнего возраста дети (законные, узаконенные, усыновленные или внебрачные), а также воспитанники и приемыши, или не достигшие 15-летнего возраста братья и сестры, круглые сироты или родственники по прямой восходящей линии. При ином семейном положении заболевшему рабочему выплачивалось от 1/4 до 1/2 заработка. В случае болезни денежные пособия могли выплачиваться в течение 26 недель, а при повторных заболеваниях в совокупности 35 недель в течение года.
    В случае получения увечья пособия выплачивались со дня несчастного случая в течение 13 недель. Если же рабочий за это время не выздоравливал, то с 14 недели ему выплачивалось пособие в размере 2/3 заработка. В случае же утраты трудоспособности рабочему выплачивалось пособие: при полной утрате - 2/3 его годового заработка; в особо тяжелых случаях в размере полного годового заработка. В случае смерти рабочего в результате несчастного случая пенсия выплачивалась: вдове (1/3), детям до 15-летнего возраста (1/6), круглым сиротам (1/4), родственникам в прямой восходящей линии, пожизненно, каждому в размере 1/6, братьям и сестрам, круглым сиротам до 15-летнего возраста - 1/6 годового заработка рабочего. Денежные пособия выплачивались беременным женщинам в течение двух недель до родов и в течение четырех недель после родов.
    Наряду  с социальным рабочим законодательством,  правительством П.А.Столыпина был  разработан пакет законопроектов, касающейся улучшения труда и  быта различных категорий служащих (торговых, железнодорожных, почтовых, телеграфных), ремесленников, учителей начальной и средней школы, преподавателей высшей школы, академиков, членов-корреспондентов, чиновников, которым не только повысили заработную плату, но и значительно расширили права в деле создания разного рода профессиональных, общественных, культурнических организаций. Кроме того, практически все категории населения получили возможность пользоваться дешевым кредитом для улучшения своих жизненных условий, повышения своего образовательного и профессионального статуса.
    Мало кому  известно то, что Столыпин был  инициатором введения всеобщего  бесплатного образования в России. С 1907 по 1914 год постоянно росли  расходы государства на развитие  народного образования. Так, в  1914 году на эти нужды выделялось средств больше, чем во Франции. Столыпин стремился повысить образовательный и культурный уровень государственных чиновников, предлагая повысить зарплату учителям.
   Столыпин прекрасно  отдавал отчет в том, что  любой закон может быть действенным  лишь в том случае, если он будет осознан и воспринят гражданами. В этом плане крайне важно было повысить их образовательный, профессиональный и культурный уровень. Столыпин планировал совместно с местным земским и городским самоуправлением создать единую и общедоступную сеть, включающую всеобщее начальное, среднее и высшее образование. Одновременно намечалось создание широкой сети различных типов профессиональных учебных заведений, дающих параллельно необходимый минимум общего образования, воскресных и вечерних школ, училищ, курсов для взрослых и подростков. Значительно были расширены льготы при поступлении в высшие и специальные учебные заведения. При этом наиболее талантливые, как учащиеся, так и учащие, получали поощрения, вплоть до направления для продолжения учебы за границу за государственный счет. Только просвещенная, трудолюбивая, целеустремленная личность, по мнению П.А.Столыпина, осознающая свои права и свободы и одновременно свою ответственность, могла, наряду с государством, стать движущей и созидающей силой, способной сделать Россию великой.
    Он также активно участвовал в разработке политической реформы. Он предложил бессословную систему местного управления, по которой выборы в земства должны были проводиться не по сословным куриям, а по имущественному признаку, причем имущественный ценз должен быть снижен в 10 раз. Это значительно бы расширило число избирателей, включая и зажиточных крестьян. Столыпин планировал во главе уезда ставить не предводителя дворянства, а правительственного чиновника, обученного управлению. Предложенная реформа органов местного самоуправления вызвала резкую критику правительственного курса со стороны дворян.
    Общая схема  реформы управления выглядела  следующим образом. Ее низовое  звено - поселковое управление - возлагалось на земельные, волостные и поселковые общества, а также на сельские союзы. Земельные общества, созданные в результате упразднения особого сословного управления крестьян, получали право юридических лиц и право самообложения. В них входили домохозяева, владеющие участками полевой или усадебной земли, из состава принадлежащих обществу надельных земель.
    Учреждениями  общественного управления земельного  общества являлись:
а) земельный сход (распорядительный орган), состоящий  из всех членов данного общества;
б) земельный староста (исполнительный орган), избираемый сходом. Компетенция земельного схода ограничивалась исключительно хозяйственными функциями.
Земельный староста, помимо выполнения решений схода, исполнял:
а) поручения участкового  комиссара и земских учреждений по делам, касающимся исключительно благоустройства и благосостояния селения;
б) распоряжения по подаче помощи в чрезвычайных случаях (пожары, наводнения, эпидемии).
     В разработке национальной политики Столыпин придерживался принципа «не утеснения, не угнетения нерусских народностей, а сохранения прав коренного населения», который на деле часто оказывался приоритетом интересов русских. Им был предложен законопроект о введении земств в 6 западных губерниях, в соответствии с которым земства должны были стать национально-русскими посредством выборов через национальные курии.
    Политический  курс, который наметил Столыпин, вызвал резкую критику в его  адрес как стороны левых, так  и правых политических сил. 
    С 1908 года в СМИ того времени началась резкая критика председателя Совета министров. Консерваторы обвиняли его в нерешительности и бездеятельности, либералы навешивали на него ярлык «всероссийского губернатора», обвиняли в диктаторских вкусах и повадках, а социалистические партии называли его «погромщиком».
   Предложенные П.А. Столыпиным реформы объективно способствовали ускорению развития рыночных начал в экономике России. Но если Витте в своей политике был сориентирован на западноевропейский путь развития, то Столыпин пытался найти свой национальный, особый путь. Этот путь прослеживался в усилении административной роли государства в осуществлении реформ, как политических, национальных, так и аграрных. 

                                               Результаты реформы.  
 

   Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего валового дохода. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос с 1900 по 1913 годы на 33,8%.
    Распределение   видов аграрного производства  по районам привела к росту  товарности сельского хозяйства.  Три четверти всего переработанного  индустрией сырья поступало от  сельского хозяйства. Товарооборот  сельскохозяйственной продукции  увеличился за период реформы на 46%.
    Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос  экспорт сельскохозяйственной  продукции. Россия была крупнейшим  производителем и экспортером  хлеба и льна, ряда продуктов  животноводства. Так, в 1910 году  экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
    Но, не были  решены проблемы голода и аграрного  перенаселения. Страна по прежнему  страдала от технической, экономической  и культурной отсталости.
    Темпы роста  производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.  

                    Итоги и последствия столыпинской земельной реформы.  
 

    Итоги столыпинской  аграрной реформы можно представить  в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное  укрепление вышло 2 млн. дом
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.