На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы управления в органах внутренних дел

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕМА 4: МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 
 

ПЛАН: 

ВВЕДЕНИЕ
 
      Тема "Методы управления в органах  внутренних дел" является одной из наиболее глубоко разработанных  в области теории управления в  предыдущие годы. 1
      Однако  указанная тема прежде подавалась со значительной идеологической окраской, что несколько затрудняло извлечение истинно научного зерна из ее теоретических положений. 2
      С распадом СССР и коренными изменениями, которые произошли за последние  годы во всех сферах нашей жизни, многие аксиомы и ценности подверглись переосмыслению, в том числе и основные положения социальных наук. Они вышли из разряда инструментов идеологии, обрели именно научный статус. Радикальное изменение криминальной обстановки в России в конце 80-х - 90-х годах, изменения в образе жизни людей, резкое ослабление организующей и контролирующей роли социальных, общественных институтов повлекло настоятельную необходимость реорганизации деятельности органов внутренних дел с целью повышения ее эффективности, способности надлежащим образом решать поставленные перед ними задачи в современных условиях.
      Таким образом, актуальность темы явно возросла, и методы управленческого воздействия составляют основу инструментария руководителя любого уровня. Подробное рассмотрение данной темы является необходимым.
      В настоящей работе будут проанализированы следующие положения указанной  темы: сущность методов управления, их классификации, роль в выполнении задач и функций органов внутренних дел, характеристика главных методов воздействия и их комплексное использование в деятельности ОВД.
1. СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ  УПРАВЛЕНИЯ. РОЛЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
      Процесс социального управления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужно добиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой. 3
      Воздействие субъекта управления на волю объекта  управления осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами социального управления.
      Метод управления - это способ практического  осуществления целей, задач и  функций управления. Содержание метода управления дает ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления, осуществить управленческую деятельность.
      Методы  управления находятся в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования  методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления. Из содержания характеристики методов социального управления следует, что методам управления присущи следующие характерные черты:
      - они выражают связь субъекта  управления с объектом управления;
      - метод - это средство, способ осуществления  управляющего воздействия субъекта управления на объект управления, т.е. воздействие одного человека на другого, одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на одного человека;
      - методы - это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей;
      - методы управления являются наиболее  подвижным и активным элементом в системе управления;
      - методы управления носят альтернативный  характер;
      - в государственном управлении  они являются инструментами политики государства, которые используются государственным аппаратом для достижения политических целей.
      Независимо  от содержания и направленности методы управления обладают:
      - объективированной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ) или норма (правило) поведения;
      - характером воздействия (непосредственное  воздействие, косвенное воздействие  посредством создания стимулирующих  или ограничивающих условий);
      - способом воздействия (единичный,  коллегиальный, коллективный);
      - временной характеристикой (краткосрочные  и долгосрочные);
      - тактическим и стратегическим  характером.
      Сущность  методов управления в государстве  определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества, для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.
      Методы  социального управления необходимо отграничивать от иных близких по своей значимости понятий: методов исследования процессов управления, методов осуществления отдельных функций управления, методов разрешения управленческих вопросов, познавательно-программирующих методов (системного анализа, исследования операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования).
      Методы  исследования управления направлены на познание и раскрытие процессов и закономерностей социального управления, выявление и объяснение управленческих проблем, общественного мнения и т.п.
      Методы  осуществления отдельных функций  управления воздействуют на состояние  и развитие этих функций. К ним  относятся методы выработки и  принятия управленческих решений, методы планирования работы, методы контроля в управлении и др.
      К методам разрешения управленческих дел и вопросов относятся едино  начальные, коллегиальные, коллективные, совместные (несколькими субъектами управления) способы разрешения дел и вопросов управления.
      Методы  социального управления в деятельности органов внутренних дел, так же как и в других системах управления, призваны обеспечить высокую эффективность деятельности трудовых коллективов (личного состава органов внутренних дел), их слаженную работу способствовать развитию творческой инициативы каждого работника. Назначение любого метода управления состоит, в конечном счете, в воздействии на человека, конкретного сотрудника. 4
      Выбор конкретных методов управления и  их практическое применение обусловливается  рядом факторов субъективного и  объективного характера.
      Важное  значение в использовании методов  управленческого воздействия имеет субъективный фактор. Авторитарный подход к использованию методов управления недостаточно квалифицированным работником может привести к отрицательным последствиям, к искажению целей управления. 5
      Ввиду этого важное значение имеет качество, уровень подготовки руководителей, их компетентность, а также повышение ответственности руководителей за принимаемые управленческие решения, за выбор методов их реализации.
      В управленческой практике органов внутренних дел, так же как и в других системах управления, при выборе и использовании методов управления решаются важнейшие задачи: определение наиболее эффективных методов или оптимальной комбинации методов для решения управленческого дела, умелое применение выбранных методов в процессе управления. Искусство выбора и применения методов управления требует внимательного наблюдения за функционированием органов внутренних дел. Применение методов без учета изменяющихся объективных условий и происходящих изменений в деятельности органов внутренних дел ведет к шаблону и стереотипности в применении методов управления, а следовательно к снижению их действенности. И наоборот, использование методов управления окажется эффективным, если их применение осуществляется с учетом развития процессов управления, накопленного опыта. 6
      Только  на этой основе может быть осуществлено требование о необходимости глубокой обоснованности применяемых методов управления. Все это, в конечном счете, связано с совершенствованием механизма социального управления и его составной части - методов управления. 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  УПРАВЛЕНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА  ГЛАВНЫХ МЕТОДОВ  ВОЗДЕЙСТВИЯ
      Методы  управления представляют собой систему  способов и приемов, с помощью  которых реализуются цели, задачи и функции управления. Существование множества методов обусловлено сложностью процессов управления. Методы управления не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления. Правильное понимание единства и взаимной связи методов управления, их классификация важны для познания сущности и условий более эффективного их использования.
      Существует  два универсальных способа воздействия  на волю и сознание людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального управления.
      Вместе  с тем в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов социального управления.
      Можно условно разделить методы управления на следующие группы:
      1. Общенаучные и частнонаучные  методы познания, которые подразделяются на общенаучные; анализ и синтез; индукция и дедукция; исторический и логический методы; обобщение и абстракция; гипотеза; эксперимент; аналогия; моделирование; формализация; частнонаучные; аналитическое обследование; социологическое обследование; статистический анализ; социологические методы; функциональный анализ; графические методы и др.
      2. Методы воздействия, которые подразделяются на всеобщие методы управления; убеждение; принуждение; административные; экономические; психологические. 7
      Однако  методы управления также можно разделить  по видам обеспечиваемых ими функций управления:
      1. Методы выработки управленческих  решений.
      2. Методы воздействия на управляемую систему.
      2.1. Методы организации.
      2.2. Методы регулирования.
      2.3. Методы контроля.  8
      Таким образом, вопрос о классификации  этих методов в литературе решается неоднозначно. 9
      Выделяются  экономические, организационно-административные, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Указываются общие методы управления, относящиеся ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. В литературе выделяются методы прямого управляющего воздействия и методы косвенного управляющего воздействия. Существуют и иные виды классификации и на основании изложенного можно сделать вывод, что единых критериев классификации методов не существует.
      Наиболее  четким критерием классификации  методов управления является характер воздействия на субъекта управления: прямой или косвенный. 10
      Методы  прямого управляющего воздействия  характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Неисполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность). Совершенно очевидно, что в силу самой природы социального управления методы прямого воздействия абсолютно необходимы для нормального процесса управления. Методы прямого воздействия принято именовать административными методами управления.
      Методы  косвенного управляющего воздействия  на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.
      Управляемый ставится в такие условия, в которых  он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение стимулируется соответствующими средствами. Поскольку стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими методами управления.
      Вместе  с тем в социальном управлении широко используются наряду с административными и экономическими методами управления, методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия. 11
      Административные, экономические и социально-психологические методы управления, характеризуя различные способы воздействия субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый из названных методов может иметь волевое предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое влияние. В управленческой практике методы не применяются изолированно друг от друга. Все методы имеют единое назначение - достижение целей управления. Они используются одними и теми же субъектами управления и воздействуют на поведение одних и тех же объектов управления. К одному и тому же объекту управления может быть применено несколько методов. Все методы управления должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме. В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления производством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы. В управлении обороной преобладают административные методы. В сфере управления внутренними делами, органами внутренних дел широкое применение имеют административные методы.
      Важную  роль играют также социально-психологические методы. Что касается экономических методов, то они в отличие от вышеназванных методов не имеют столь широкого применения. Это, прежде всего, обусловлено непроизводственным характером сферы деятельности органов внутренних дел.
      Теперь  в своей работе я хочу остановится  на характеристике главных методов воздействия, которые подразделяются на:
      1. Всеобщие методы управленческого  воздействия.
      2. Специальные методы воздействия. 
      Всеобщими, универсальными методами управленческого  воздействия являются убеждение и принуждение. 12 В любой сфере социального управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов.
      Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению  достигается единство воли субъекта и объекта управления.
      Убеждение как метод социального управления означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на волю управляемых, поведение  людей, которое порождает, укрепляет  и развивает сознательность, соответствующую задачам управления, побуждает к осознанному исполнению распоряжений субъекта управления.
      Основными видами (мерами) убеждения являются: разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта (образцов), поощрение и др.
      Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъекта управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер.
      К государственным принудительным мерам  относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.
      Дисциплинарное  принуждение связано со служебными отношениями субъекта и объекта  управления. Оно применяется в  целях обеспечения надлежащего и своевременного выполнения объектом управления, нижестоящим органом и его работниками распоряжений субъекта управления, т.е. вышестоящего органа или должностного лица. Дисциплинарное принуждение выражается в дисциплинарной ответственности.
      Административное  принуждение применяется уполномоченными  на то органами и должностными лицами. Его применение не связано рамками служебных отношений. Оно служит общим целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка. Административное принуждение включает в себя меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания.
      Материальное  принуждение заключается в возмещении материального ущерба, нанесенного  противоправными действиями предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Порядок возмещения материального ущерба регулируется действующим законодательством.
      Меры  уголовного принуждения применяются  за совершение преступления органами следствия и судами в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
      Таковы  методы убеждения и принуждения. Являясь универсальными методами управленческого  воздействия, убеждение и принуждение  конкретизируются, выражаются в других производных от них методах, к числу которых относятся административные, социальные и экономические методы управления.
      К специальным методам воздействия  относятся административные, психологические и экономические методы. 13
      Административные  методы - это способы воздействия  на деятельность объекта управления путем прямого установления его  обязанностей, путем приказа, опирающегося на властные полномочия и систему подчиненности. Административные методы подразделяются на административно-правовые и административно-организационные.
      Административно-правовые методы выражаются в форме нормативных  или индивидуальных актов.
      К административно-организационным методам  воздействия можно отнести совещания, заседания, методические сборы, схемы расстановки сил и средств и т.д.
      Особо следует выделить организационные  методы управленческой деятельности - это способы воздействия на структуру системы, ее внутреннюю организацию с целью обеспечения наиболее эффективного ее функционирования.
      Административный  метод как способ регулирования  отношений между управляющими и  управляемыми системами может быть признан наиболее распространенным методом управления в системе государственного аппарата. Он имеет характер "власти-подчинения" и базируется в основном на методе принуждения. Приказы, запреты, распорядительство - это разновидности административного воздействия, без которого управление невозможно.
      Административному методу присуще централизованное и  прямое воздействие на объект управления. Административный метод сочетает в себе правовое и организационное начало. Содержание административного метода регулирования как способа воздействия на объекты управления с одной стороны носит организационный характер, а с другой, - являясь отношениями между субъектом и объектом управления, отражает волевую взаимосвязь между ними. Разделение правовых и организационных начал в административном методе условно и имеет лишь цель подчеркнуть неюридическую природу последних.
      Психологические методы можно разделить на следующие  психологические методы руководства и подчинения:
      - психолого-педагогические;
      - социально-психологические. 14
      Психолого-педагогический метод руководства исследует приемы индивидуально направленного управляющего воздействия. Например, начальник оказывает на подчиненного определенное воспитательное, педагогическое воздействие прямо или косвенно.
      Объединения людей как психологические образования изучаются с позиции социальной психологии, предметом которой являются особенности групповой, коллективной и массовой психологии. Руководитель обязан постоянно оказывать воздействие на психологический климат в коллективе, что является одним из необходимых условий формирования и развития общества и личности.
      Экономические методы - это своего рода способ воздействия  на управляемую систему, основанный на использовании объективных закономерностей развития экономики. Вместе с тем следует иметь в виду, что экономические и административные методы - это способы воздействия на систему и процессы управления не прямо, а через сознание и психику людей, участвующих в управлении. Люди - субъекты и объекты управления - ставят перед собой определенные цели и принимают волевые усилия для их достижения, устанавливая сложную систему психологических отношений между собой. 
3. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ГЛАВНЫХ МЕТОДОВ  ВОЗДЕЙСТВИЯ В  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
 
      Несмотря  на то, что в процессе управления методы воздействия невозможно четко разделить, и любой управленческий акт включает в себя в той или иной пропорции именно комплекс методов, представляется целесообразным проиллюстрировать на примере организации деятельности ОВД использование различных видов управленческих методов.
      Существенную  стимулирующую роль в управлении играет поощрение. Под поощрением понимается публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в своей работе или выполнении общественного долга. Меры поощрения могут быть морального, материального и морально-материального характера. 15
      Так, ст. 36 Положения о службе в ОВД  РФ за успехи в служебной деятельности предусматривает следующие виды поощрения: объявление благодарности, выдача денежной премии, награждение ценным подарком, занесение в Книгу почета, на Доску почета, награждение почетной грамотой, награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого знамени органа внутренних дел, награждение нагрудным знаком, досрочное присвоение очередного специального звания, присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по штатной должности и др. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, сотрудники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.
      Дисциплинарная  ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него служебных обязанностей. Так, согласно ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ за нарушение служебной дисциплины на сотрудников ОВД могут налагаться следующие взыскания: замечание выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижении в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел.
      Административные  методы в той или иной мере используются повсюду, где осуществляется управление. Особую роль они играют в управлении силовыми структурами государства, в том числе органами внутренних дел. В связи с этим вопросы правильного использования и обоснованного применения административных методов в системе органов внутренних дел приобретают особую важность. От их умелого использования зависит эффективность деятельности органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и функций. Правильное применение административных методов способствует четкой и слаженной работе в органах, повышает оперативность и гибкость управления органами. И, наоборот, недооценка роли административных методов влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к утрате оперативности, к снижению дисциплины и организованности.
      К наиболее распространенным административным методам, применяемым в органах внутренних дел, относятся: согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка исполнения, инспектирование, инструктирование и др. 16
      Согласование - это обсуждение и выработка несколькими  органами внутренних дел, их подразделениями  или работниками единого мнения по тому или иному вопросу управления. Например, один горрайорган согласовывает свои действия с другим или работник милиции общественной безопасности согласовывает свои действия с работником криминальной милиции.
      Взаимодействие - это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу. Взаимодействие может быть между отдельными органами внутренних дел, между подразделениями разных органов, между различными подразделениями и работниками одного и того же органа. Взаимодействие в органах внутренних дел выражается в следующих формах: совместное планирование мероприятий, обмен информацией, совместное проведение мероприятий и др. 17
      Координация, в отличие от взаимодействия, означает не просто достижение единства действий равноправных, не подчиненных друг другу участников процесса управления, а подчинение их совместной деятельности воле координирующего органа или должностного лица. В органах внутренних дел координацию отдельных подразделений, служб и работников в процессе руководства их деятельностью организует начальник органа или специально уполномоченный на то работник.
      Контроль  и проверка исполнения как административные методы являются средством обнаружения недостатков, выявления причин, препятствующих реализации решений и оказания конкретной практической помощи в выполнении поставленных задач. Наиболее распространенными формами контроля и проверки исполнения в деятельности органов внутренних дел являются комплексное инспектирование деятельности органов, контрольные проверки хода выполнения мероприятий по результатам инспектирования, специальные (целевые) проверки по отдельным направлениям (вопросам) деятельности, текущий оперативный контроль фактического исполнения органами и подразделениями решений вышестоящих органов, а также планов и указаний руководителя органа, отчеты исполнителей на служебных совещаниях, заседаниях коллегий, изучение сводок и других материалов о деятельности подчиненных органов и др. 18
      Социально-психологические  методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению задач ОВД. Кроме того, данные методы направлены на обеспечение социальной защищенности работников, на повышение культуры производства и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.