Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Целеполагание в менеджменте организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность  и функции целей организации
1.1. Значение  целей организации…………………………………………………...5
1.2. Характеристика  целей и требований, предъявляемые к ним………………...8
2. Миссия  организации…………………………………………………….............13
3. Характеристика  степени достижения поставленных  экономических целей организации……………………………………………………………………………16
4. Оптимизация  целей управления
4.1. Разработка  бизнес-плана………………………………………………………18
4.2. Модели  управления по целям для работников  организации…………………………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………….............27
Список  использованной литературы……………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Важнейшим компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций является целеполагание. Оно же является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и компонентом ее структуры. Определяется целеполагание как выбор цели функционирования организации. В теории управления трактовка этой функции неоднозначна. С одной стороны, признается ее определяющая роль в управленческой деятельности и общем функционировании организации, с другой — эта функция не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть функции планирования. В другой трактовке целеполагание рассматривается как исходная стадия всего управленческого цикла, предшествующая ему; поэтому оно выносится за пределы системы функций управления. Это справедливо в том смысле, что целеполагание стоит «вне и выше» других функций.
     Рассматриваемая тема всегда была и является на данный момент актуальной, ведь любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора глобальной цели (миссии) и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.
     Люди  создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в  организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает  организации определенную целевую  ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации, или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
     Когда идет речь о целевом начале в поведении  организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.
     Основная  цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности и значимости целей предприятия, а также механизма их достижения.
     Поставленная  цель обусловила необходимость решения  ряда взаимосвязанных задач:
    определить роль целей в управлении организацией;
    рассмотреть характеристики целей и требований, предъявляемые к ним;
    исследовать особенности разработки бизнес-плана организации;
    рассмотреть основные модели управления по целям.
     Предметом курсовой работы являются экономические отношения, возникающие в процессе наработки и достижения целей организации.
     В качестве объекта курсовой работы выступают цели организации.
     Источниками информации послужили учебная литература и пособия.
     Основные  методы исследования, применяемые в  курсовой работе – это индукция и дедукция, анализ и синтез. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность и функции  целей организации
     1.1 Значение целей  организации 

     В менеджменте под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления. На достижение такого состояния 
и ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность. Крупные 
организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих 
и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглашаются  высшим руководством, либо неофициально реализуются в деятельности организации [4]. 

     Достижение  целей должно быть полезно организации, каждому ее члену в отдельности, а также тем, кто с ней сотрудничает, – деловым партнерам, властям и обществу в целом.
     В то же время реальный результат человеческой деятельности, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе движения к ней всегда могут иметь место различные отклонения.
     Цели  организации меняются под воздействием внешних условий ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая переориентация во многом обеспечивает ей выживание.
     Впервые вопрос о цели организации был, видимо, поставлен великим Аристотелем. «Так как действий, искусств и наук много, – писал он, – много возникает и целей. У врачевания  –  это здоровье, у судостроения – судно, у военачалия  – победа, у хозяйствования  – богатство». Однако сегодня столь прямая постановка цели хозяйствования уходит в прошлое.
     Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие организации, например благотворительные фонды и т. п., не ориентирующиеся на прирост богатства.
     Во-вторых, сегодня в большинстве крупных  организаций у власти 
стоят не собственники, а, наемные управляющие. Эти лица имеют свои 
цели, которые далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.

     В-третьих, сама прибыль сегодня в большей  мере зависит не столько от умения продать созданный товар, сколько от способности произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их потребности. Кто справляется с такой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль, которая поэтому в качестве непосредственной цели коммерческих организаций фигурирует все реже.
     «Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех»,  – эти  слова крупнейшего японского  предпринимателя и теоретика  бизнеса К. Татеиси являются основополагающей идеей, на которой в современных условиях основывается формулировка цели коммерческой организации.
     Цель  выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность  – как процесс достижения цели. Как содержание цели определяется объективно существующими вокруг объекта управления условиями, так и реализация ее осуществляется имеющимися в распоряжении субъекта управления средствами. Переход от цели к результату не является непосредственным. Не сами сформулированные человеком цели как таковые приводят к конкретному результату, а процесс достижения их с помощью определенных материальных средств.
     Средства  достижения цели  – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации  – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата [7].
     Взаимоотношения цели и средства заключаются в  том, что цель не только определяет тот или иной предмет или действие как соответствующее ей средство, но и сама выступает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отношением к средству, т. е. данные взаимоотношения носят характер двусторонней предопределенности. Еще Аристотель говорил, что "не цель бывает предметом решения, а средства к цели...".
     Цели  организации формируются теми, кто  распоряжается ключевыми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но и из той роли, которую организация играет в обществе, характера ее производственного и кадрового потенциала. Например, цель автомобильного завода не может заключаться в производстве колбасы, а ткацкой фабрики в ремонте бытовой техники. Они не располагают для этого необходимым оборудованием, а сотрудники – соответствующими знаниями и опытом. Маленькая организация не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области, так как для этого у нее просто не хватит ресурсов. Наконец, организация не может ставить перед собой цель делать то, что никому не нужно.
     На  формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, которым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом. Например, если крупная организация не сумеет реализовать своих целей и разорится, работу могут одновременно потерять десятки, а то и сотни тысяч людей, что неминуемо создаст огромнейшие: трудности даже для государств с развитой экономикой.
     Конечно, иногда условия деятельности организации  воспринимаются ее руководством не вполне адекватно, а отсюда и возникают ошибки при постановке целей и определении способов их достижения, приводящие к неэффективным решениям, расточительству ресурсов.
     Исследуя  значение целей организации можно  сделать вывод, что формулирование целей представляет собой важное средство координации работы, распределенной между специализированными подразделениями. Заявленная цель так и останется словами, если люди не поверят в нее. Поэтому цель должна увлекать, содержать немного риска, легкий «привкус» авантюры. Ведь цель – это очередная высота, которую предприятию необходимо взять с боем. 

     1.2 Характеристика целей  и требований, предъявляемых  к ним
     Наличие целей является очень важным в  организационном успехе. Они обеспечивают направленность действий, сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Цели выполняют ряд полезных и практических функций, помогая управлению организацией и пониманию того, почему существует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе.
     Цели  отражают философию, концепцию деятельности и развития организации, определяют структуру организации и управление ею.
     Цели  уменьшают неопределенность текущей  деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире. Они помогают сконцентрироваться на достижении нужных результатов, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это помогает действовать быстрее, добиваясь намеченного с минимальными затратами.
     Цели  оправдывают существование, законность организации как для работающих в ней людей, так и для общества. Через цели люди определяют, подходит ли им организация или нет. Уход работников с обанкротившегося предприятия ликвидирует это предприятие. Цели нередко помогают предприятию избежать закрытия или ликвидации в условиях быстро меняющейся конъюнктуры общественного мнения (например, экологически вредные предприятия).
     Цели  не только привлекают людей в организацию, но и ограничивают деятельность членов организации, регулируют их поведение. Такая цель рабочей группы, как повышение качества, требует соблюдения технологической дисциплины, определенного отношения к работе.
     Цели  определяют природу организации  для ее членов и тем самым заставляют их брать на себя соответствующие обязательства. Так, работа в угольной шахте подвергает жизнь человека определенному риску.
     Цели  являются главным мотиватором, направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Так, выход предприятия на лидирующие позиции в отрасли удовлетворяет и материальные (максимальная прибыль), и моральные потребности (гордость за организацию) работников.
     Цели  уменьшают неопределенность, разъясняя  людям, что организация преследует в своей деятельности. Ставя цель - обойти конкурентов, организация устраняет неопределенность в своей организационной миссии, а ее члены получают четкое представление о том, за какие действия они будут вознаграждены.
     Цели  помогают организации познавать  и приспосабливаться к окружающей действительности. По целям можно ориентироваться в движении, сравнивать себя с другими, определять соответствие требованиям.
     Цели  являются стандартом для оценки работы членов организации. Выполнение плана на высоком качественном уровне обычно связывается с получением вознаграждения.
     Цели  обеспечивают основу для конструирования организации. Многое другое тоже влияет на это, но цели - в первую очередь. Так, цель укрепить позицию компании на рынке ведет организацию к созданию нового подразделения (например, НИОКР, маркетинг и т. п.) [9].
     К целям организации предъявляются  определенные требования:
     1) конкретность и измеримость. Это позволяет выразить их не только в качественных, но и в количественных показателях. В результате облегчается оценка процесса их достижения, их восприятие людьми, согласование, а поэтому снижается конфликтность;
     2) реальность, для данных условий, обеспеченность соответствующими ресурсами организации, что оценивается в процессе составления плановых бюджетов и распределения ресурсов. Иначе здравомыслящие люди не станут попусту тратить время на их достижение и утратят доверие к руководству;
    гибкость, способность к трансформации в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации;
    признанность персоналом в качестве личных целей. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть известными, понятными, близкими большинству членов организации;
    проверяемость — обусловлена необходимостью оценивать степень достижения целей и осуществлять соответствующее стимулирование людей;
    совместимость работников друг с другом во времени и пространстве, взаимная поддержка [1].
     Многообразие  работ, выполняемых в организации, соответствует многообразию целей. Цели можно разделять по таким ключевым критериям как: период времени, содержание, повторяемость, структура организации, функциональные подсистемы и т.д.
     По  периоду времени цели подразделяются на следующие типы:
     1. Стратегические. Период, на который устанавливаются стратегические цели, зависит от состояния внешней среды организации. Чем она более подвижна, нестабильно и менее предсказуема, тем меньше этот период. Он может колебаться в пределах от 1–2 лет до 5–10 лет.
     2. Тактические. Эти и последующие цели логически развертываются из стратегических целей. Такие цели охватывают период от года до 3–5 лет. Увеличивается значение количественных параметров.
     3. Оперативные. Это цели на уровне конкретных задач, которые должны быть выполнены за 1 год, за полгода, за квартал, месяц, неделю, рабочий день и т.д. Эти цели имеют, как правило, четкое количественное выражение [13].
     По  содержанию цели могут быть экономическими (прибыль, дивиденды, расходы), социальными (социальное обеспечение работников организации), организационными (предусматривающие изменения в структуре организации, изменение параметров систем на уровне организации), техническими (развитие техники и технологий), научными, политическими, экологическими и т.д.
     По  повторяемости цели могут быть периодически повторяемые, постоянно решаемые и разовые. Этот параметр имеет очень важное значение при планировании работ по выполнению этой цели и определению способов ее достижения. На реализацию повторяемых целей можно затратить больше средств, что окупиться при повторе. Это заставляет искать нечто общее в различных целях, что можно было бы повторить в дальнейшем.
     По  структуре организации выделяют цели организации и цели подразделений. Эти цели не должны противоречить друг другу и соответствовать стратегическим целям.
     По  функциональным подсистемам можно  выделить цели, устанавливаемые для подсистем маркетинга, производства, финансов и т.д.  
Кроме всем известных видов целей, более всего применяющихся на практике, таких как, цели по периоду времени и по подсистемам, есть и менее распространенные классификации, например, по приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и остальные. Это важно в особенности для технологий управления по целям. Принцип Парето, например, гласит, что как правило 20% усилий, дают 80% результатов. Остальные, 80% усилий дают только 20% результатов. Правильно выделить нужные цели, те 20%, и сконцентрироваться на их достижении – это уже искусство управления.

     Количество  и разнообразие целей при решении  сложных задач достаточно велико. Для систематизации всего этого многообразия используют т.н. «дерево целей».
     Дерево  целей – это древовидный граф, позволяющий упорядочить цели организации  в непротиворечивую систему. Он используется также как метод декомпозиции целей. Как видно из понятия цели, ее характеристик и видов, это очень непростая задача. Для правильной декомпозиции целей помимо требований к постановке целей, о которых говорилось выше, можно выделить три главных правила, относящиеся к построению самого графа:
     1. в вершине графа отражается одна или несколько ключевых целей;
     2. главное правило декомпозиции цели любого уровня состоит в следующем: выполнение подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
     3. подцели одного уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга. 

     2. Миссия организации
     Миссия  определяет то, для чего создана  и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия – это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п. [10].
     Миссия  – смысл существования организации. Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации. Введение этого понятия в широкий оборот обусловлено следующими основными причинами:
     1) повысилась роль общественного,  государственного политического  и др. контроля над деятельностью организаций;
     2) владельцы организаций осознали, что только их цели или только  прибыль не могут более быть основной целью организации;
     3) в условиях перенасыщенного рынка  от организации потребовалось  определение ее «индивидуального лица»;
     4) появилась необходимость интеграции  на уровне макросоциума (нация, регион, потребители) и на уровне микросоциума (персонал организации, деловые партнеры, инвесторы).
     Формулирование  миссии – это ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Однако это нечто большее, чем определение роли организации. Каждая целенаправленная система исполняет больше чем одну роль. Предприятие исполняет много ролей, например роли производителя, потребителя, поставщика, нанимателя и налогоплательщика.
     Миссия  организации выполняет  определенные функции.
     1. Миссия способствует формированию  корпоративного духа:
    уяснение сотрудниками общей цели организации;
    установление определенного климата в организации;
    идентификация сотрудников с организацией.
     2. Миссия способствует формированию  или закреплению определенного  имиджа организации в представлении  субъектов внешней среды.
     3. Миссия повышает эффективность  управления организацией:
    обеспечивает непротиворечивость целей организации, способствует выработке ее стратегии;
    обеспечивает стандарты распределения ресурсов организации и создает базу для оценки эффективности их использования;
    раскрывает для сотрудников смысл и содержание его деятельности, способствует мотивации [2].
     На  основе миссии формулируются долгосрочные (более 1 года) цели организации или качественные результаты, которые не предполагается достичь и за пределами обычного планового периода, но к которым организация собирается приблизиться в рамках этого периода. Эти цели отвечают на вопрос: что организация хочет получить или чего достичь?
     Очевидно, что хорошая миссия – это вещь первостепенной важности, и важность эта постоянно увеличивается. Теория и практика менеджмента не выработала единого подхода к правилам разработки миссии. Однако есть ряд рекомендаций, которые следуют из общих требований практики:
     1) миссия безвременна, то есть формулируется вневременных рамок;
     2) миссия не должна полностью  зависеть от текущего положения  дел и состояния организации;
     3) в миссии не принято указывать  в качестве главной цели получение  прибыли или ограничивать систему  целей потребностями руководства  организации;
     4) между миссией организации, ее  целями и миссиями ее подразделений  не должно быть противоречий [14].
     Таким образом, можно сделать вывод, что  миссия – это цель, объединяющая все множество ролей организации. Без такой всеобъемлющей цели предприятие или любая другая организация не сможет консолидироваться и действовать как единое целое. Миссия – это, также, удовлетворение членов общества, их потребностей в том или ином товаре или услуге. Если нет потребителя или потребители более не нуждаются в продукте или услугах компании, она вскоре перестает существовать. Компания, теряющая видение миссии, рискует потерять своих потребителей. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Характеристика степени  достижения поставленных  экономических целей организации
     Однако  для осуществления эффективного управления недостаточно лишь сформулировать цели, поставленные организацией при  управлении объектом. Для того чтобы  система управления была конструктивной, необходимо наличие критериев, позволяющих  оценить степень достижения цели.
     Достижение  целей организации требует определенной производственной и управленческой деятельности сотрудников организации, т. е. совокупности поступков, активного поведения.
     Если  деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, с управленческой точки зрения она считается эффективной. Степень эффективности определяется тем, насколько удалось достичь указанных целей.  
     Помимо  эффективности действия, направленные на достижение целей, характеризуются выгодностью и экономичностью. Первая заключается в получении определенного положительного результата, например, прибыли; вторая показывает, сколько на единицу этого результата приходится затрат. Чем в большей степени результат их превышает, тем экономичнее деятельность.
     Нужно иметь в виду, что между экономичностью и эффективностью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичная деятельность может быть малоэффективной с точки зрения достижения самой цели, если уводит от нее в сторону, а эффективная  – неэкономичной, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой. На практике между эффективностью и экономичностью должен обеспечиваться определенный компромисс, в основе которого лежит оптимальное для данных условий их соотношение.
     Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, 
как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, мате 
риалов и работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации и т. п.     

     Как же достичь необходимой эффективности  производственной и управленческой деятельности? Прежде всего: следует заблаговременно создать для нее необходимые условия в виде предпочтительных позиций в тех или иных областях, предотвращения влияния как в настоящее время, так ив будущем неблагоприятных обстоятельств, особенно тех, последствия которых могут быть необратимыми.
     Само  осуществление деятельности должно быть своевременным, 
что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени. Важность учета этих обстоятельств в условиях усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить.

     Эффективная деятельность по достижению целей сегодня  невозможна без свободы маневра, которая предотвращает возможность попадания в тупиковую ситуацию. Если такая свобода отсутствует, то часто приходится выжидать, что может привести к потере выгодного момента для начала действий. Свобода маневра обеспечивается постоянной готовностью к ним, поиском резервов, созданием условий для полного использования предоставляющихся возможностей.
     Важнейшим условием эффективной деятельности сегодня являются ее максимальная автоматизация  и компьютеризация. Они позволяют  освободить человека не только от тяжелой  работы, но и от рутинных операций, сковывающих его творческие способности и возможности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.