На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История профессионального образования в России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление. 
 

     Введение  ………………………………………………………..   2
     1. Система профессионально- технического образования
        на рубеже веков………………………………………………..   3
     2. Образование Главпрофобра………………………………….   5
     3. Предпосылки возникновения  ФЗУ  в 20-е  годы XX века…   8
     4. Специфика организации первых ФЗУ……………………….  11
     Заключение  ………………………………………………………  21
     Список  используемой литературы ……………………………..  22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 
 

     Профессиональная  подготовка людей к труд всегда выступала  существенным моментом воспроизводства рабочей силы и, следовательно, являлась обязательным условием развития общества. Уровень такой подготовки прямо связан с возрастанием качества труда.
     От  поколения к поколению труд становится более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. Возрастание качества труда проявляется в повышении его сложности, интенсивности, изменении соотношения между физическими и умственными, организаторским и исполнительским трудом.
     XIX век завершился удивительным по значению прогрессом, он ввёл мир в машинное производство, при котором труд приобрёл коллективный характер. Как следствие этого произошло укрепление производства, возникла специализация профессий. Бывших ремесленников, самостоятельно выполнявших весь технологический цикл, заменили «частичные рабочие», которых в начале так и называли «ремесленники на машинах».
     XX век взорвал промышленную сферу бурным натиском научно-технических открытий, что не могло не отразиться на качестве труда и профессиональной подготовке рабочей силы. Параллельно с развитием производства, техники и технологий шло становление системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, как и всей сферы образования.
     В России не сразу сложилась единая государственная система подготовки рабочих кадров, определились формы и методы учебно-воспитательного процесса. Был пройден долгий и сложный путь становления профтехшколы, начало которого уходит в XIX век.
     В данной работе будет рассмотрен и  проанализирован один из этапов становления  российской профтехшколы имевшим место в 20 – 30 гг. XX века. 

     1. Система профессионально- технического образования
        на рубеже веков. 

     Во  времена царской России, согласно данным единственной всеобщей переписи населения проведённой в 1897 г., неграмотные  составляли 76% населения в возрасте от 9 лет и старше, а среди женщин – 88%. Почти 4/5 детей и подростков не имели возможности учиться в школах. Многие народы Средней Азии, Севера и других окраин России были почти сплошь неграмотными. С подобным уровнем культуры вошли в ХХ век многие народы мира.
     Система профессионально-технического образования начала складываться в России только к концу XIX века, хотя отдельные технические учебные заведения возникают уже и гораздо раньше. Русским учёным И.А. Вышнеградским был разработан общий план промышленного образования в России, на основе которого правительство издало в 1888 г. имевшие силу закона «Основные положения о промышленных училищах».
     Закон устанавливал три типа промышленных училищ:
     I тип – средние технические училища;
     II тип – низшие технические училища;
     III тип – ремесленные училища.
     Средние технические училища осуществляли подготовку техников, помощников инженеров. В низших технических и ремесленных  училищах давали профессию соответствующего уровня квалификации.
     Начало  ХХ века не было ознаменовано какими-либо крупными преобразованиями в области профессионально-технического образования. Предложенный Министром народного просвещения графом Н.П. Игнатьевым проект реформирования низшего и среднего профессионального образования не получил поддержки. Однако в эти годы принимается ряд важных нормативных документов: «Основные положения о промышленных училищах», «Устав средних технических училищ», «Устав низших технических училищ», «Устав ремесленных училищ», «О школах ремесленных учеников». Состоялся съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России.
     Нельзя  забывать, что в начале века в  России произошло три революции, шла тяжелейшая Первая мировая война, отвлекавшая силы и средства страны на другие цели.
     С 1917 года, после отречения  Николая  II от царского престола и смены политического режима, начинается новый этап в развитии российской профтехшколы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Образование Главпрофобра. 

     Новая власть страны отчётливо понимала всю необходимость профессионально-технического образования, важность создания квалифицированной  рабочей силы.
     На  состоявшемся  в октябре 1918 г. первом российском съезде по просвещению было принято два документа: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и  «Декларация о единой трудовой школе». Эти документы определяли основы строительства школы, её задачи, систему, организацию, провозглашали принципы соединения производительного труда с обучением и политехнизации школы.
     Программа правящей в то время Российской Коммунистической партии большевиков, принятая VIII съездом РКП(б) в 1919 г. ставила перед страной задачу осуществления всеобщего обязательного обучения детей до 17-летнего возраста, широкого развития профессионально-технического образования.
     Все существовавшие в то время технические и ремесленные учебные заведения были преобразованы в общеобразовательные школы I и II ступени. Как организовывать профессиональную послешкольную подготовку не было определено. Это вызвало серьёзный кризис квалифицированной рабочей силы на предприятиях.
     Газета  «Экономическая жизнь» того времени, например, сообщала, что 21 завод так называемой ударной металлической группы предприятий с общим числом работающих более 70 тыс. человек испытывал нужду в 20 тыс. квалифицированных рабочих.
     В конце 1919 г. создаётся комиссия Совета народных комиссаров – Правительства России для разработки мероприятий по ликвидации кризиса рабочей силы. В составе народного комиссариата просвещения была создана специальная секция профессионально-технического образования, которая разработала принцип строительства профессионально- технических школ на общеобразовательной базе начальной школы. Обучение подростков профессии предполагалось начинать с 14 лет.
     Следующий, 1920 год можно назвать годом  создания государственной системой профессионально- технического образования. На основе декрета Совнаркома от 28 января 1920 г. вместо существовавшей в Наркомпросе секции был создан Главный Комитет профессионального образования (Главпрофобр) с коллегией, возглавляемой народным комиссариатом просвещения А.В. Луначарским.
     Ниже  даётся извлечение из вышеупомянутого декрета, из которого ясно видны цели образования Главпрофобра, его задачи, полномочия и т.п.: 

     «О преобразовании секции профессионально- технического образования народного комиссариата просвещения в Главный Комитет профессионально- технического образования
     ДЕКРЕТ  СНК РСФСР от 28 января 1920 г.
     Принимая  во внимание, что  для урегулирования производственно-хозяйственной деятельности РСФСР одной из главных мер является создание тесно связанной  с самой хозяйственной деятельностью страны сети профессиональных школ, курсов и пр., обеспечивающих хозяйства страны необходимой квалифицированной рабочей силой, СНК в отмену декрета от 24 июня 1919 г. постановил:
     1. Существующую секцию  профессионально-технического  образования Народного комиссариата преобразовать в Главпрофобр в составе Народного комиссариата просвещения с собственной сметой и правом самостоятельного распоряжения кредитами и хозяйственно-административным управлением.
     3. Главный комитет руководит всем профессиональным образованием в стране, объединяя работу в этом направлении отдельных ведомств и организаций, отнюдь не стесняя их инициативы, а придавая ей необходимую планомерность.
     4. обязать все ведомства  и учреждения возвратить  для целей профессионально- технического образования инвентарь и здания профессионально-технических школ, временно взятых для других целей, и указать немедля срок, в течение которого ведомства и учреждения обязуются возвратить указанное имущество…»
     Как видно из декрета на Главпрофобр  возлагалось руководство профессиональным образованием в стране, объединение в этом направлении усилий всех ведомств и организаций.
     По  инициативе Главпрофобра развернулась работа по установлению реальной потребности  промышленности в квалифицированных  рабочих. Был разработан план организации учебных заведений и курсов для профессионально-технической подготовки, созданы первые школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)  - профессионально – технические учебные заведения, в которых учащиеся получали профессию и завершали 7-летнее образование.
     Школы организовывались на фабриках и заводах  и являлись их составной частью. Иногда создавались так называемые районные школы фабрично-заводского ученичества, которые готовили квалифицированных рабочих для нескольких предприятий. 
 
 
 
 
 
 

     3. Предпосылки возникновения ФЗУ в 20-е годы XX века. 

     Первые  школы рабочей молодёжи были созданы  осенью 1918 г. в Петербурге. Инициатором школ были известные педагоги Л.Р. Менжинская, Р.Г. Лемберг и многие другие.
     Лемберг Р.Г. вспоминает: «Согнали подростков в школу в 6 часов вечера после работы. Это был печальный день. Вновь отремонтированное здание, превращённое в школу, едва выдержало первый натиск. В этот день подростки «освежили» стены «народными пословицами», выломали фигурные дверные ручки и разобрали по карманам все электрические лампочки. После занятий выяснилось, что у преподавателей из карманов исчезли кошельки, портсигары и другие вещи…»
     Так начиналась государственная программа  обучения подростков-рабочих. После  борьбы за привлечение в школу  подростков началась борьба за удержание в школе учащихся. Вычеты из жалования со стороны завода, вычеты из довольствия в школе, даже лишение продовольственных карточек через местные управы, «моральное» воздействие через заводские коллективы, через «Союз Молодёжи», при помощи родителей, школьного самоуправления, агитационные митинги, праздники, обход квартир товарищами-учащимися – вот далеко не полный список мер в борьбе за «посещаемость» школ.
     О «школе–заводе» или «школе-мастерской» ещё и не мечтали в 1918 году. Промышленность находилась в состоянии упадка, и заводы противились внедрению ещё одного осложняющего момента – ученичества.
     Педагоги  старого режима строили школу  по образцу дореформенных школ учёбы  и дисциплины; новаторы облюбовали идею школы-клуба. Во-первых всё держалось на железной, почти военной дисциплине; во-вторых – на самоуправлении. Но перед школой уже в 1919 году встала новая задача из школы-клуба преобразоваться в школу-мастерскую на основе органического соединения общего и специального образования.
     Надлежало вывести фабричного ученика, ненужного  и лишнего на производстве, из цехов  завода в особую учебную мастерскую при заводе и сделать эту мастерскую базой для школы. Именно такие, принципиально новые по форме и содержанию, школы фабрично-заводского ученичества, и стали возникать в 1920 г.
       Ведомство Просвещения стало смотреть на школу ФЗУ как на очаг просвещения и на перспективное профессионально-техническое учебное заведение, лишь через полтора года после её фактического возникновения.
     С этого момента дело заводского ученичества переходит под опеку Комитета Профессионального образования, а с 15.02.1921 г. – Главпрофобра, но на протяжении нескольких лет продолжает оставаться лишь пристройкой к зданию и общей и профессиональной школы. Ни система единой трудовой школы, ни система профессиональной школы не предусмотрели возможности образования школы ФЗУ.
     Советская власть дала подростку ряд льгот  по отношению к взрослым работающим – укорочение рабочего дня на 1 и ? часа. При этом ставки подростков составляли 80% от ставок взрослых.
     У подростков был более короткий рабочий  день, более свободное время, производительность труда на фабриках не так напряжена, как до революции, условия быта легче, чем у взрослых. Таковы были объективные предпосылки организации обучения подростков на производстве.
     Отсюда  вытекает необходимость  рационального  сочетания профессионального обучения с общеобразовательным. Поэтому, передовые советские деятели просвещения – Луначарский, Крупская и другие в развернувшейся в 1920 г. дискуссии отстаивали единство общего, профессионального и политехнического образования в профессиональной школе.
     Их  оппонентами выступала  группа деятелей Главпрофобра, Наркомпроса УССР и  профсоюзов О.Ю. Шмидт, Б.Г. Козелев, Г.Ф. Гринько, выдвинувшие  тезис о монотехническом образовании. Исследование работы большого металлообрабатывающего завода показало, что на каждые 100 техников необходимо иметь до 600 квалифицированных рабочих. Между тем, к началу 20-х годов Главпрофобр готовил на каждые 100 техников только 23 квалифицированных рабочих.
     В 1925 г. при сравнении уровня ПТО  СССР с уровнем ПТО европейских стран были выявлены значительные отставания нашей системы. Наиболее передовой капиталистической страной в то время была Германия. В Германии предприняли специальное анкетное обследование с целью выяснения какое число учеников нужно иметь в производстве, чтобы восполнить нормальное естественное воспроизводство квалифицированной рабочей силы.
     Было  установлено, что количество подростков, подлежащих школьному обучению в целях пополнения естественной убыли рабочей силы должно составлять 3,9% от общего количества рабочих и 16,4% от всего числа квалифицированных кадров. Из общего количества подростков в школах ФЗУ обучалось 4904 человека, что составляло всего 5,7% по отношению к количеству квалифицированных рабочих. Эти цифры говорили о значительном отставании процента обучающихся подростков в нашей стране от нормального процента рабочей молодёжи, подлежащей обучению. 
 
 
 
 

     4. Специфика организации первых ФЗУ. 

     Наибольшее количество школ ФЗУ открылось в 1922 – 1923 гг. после опубликования Закона о броне подростков, решений III съезда РКСМ и первого Положения о школах ФЗУ, утверждённого Главпрофобром 2 февраля 1921 года.
     Чаще  школы ФЗУ возникали при крупных  предприятиях, реже районные. Иногда фабрично-заводские училища возникали на базе профессионально-технических школ, тесно связанных с предприятиями или территориально близко расположенных от них. На некоторых предприятиях ФЗУ существовали одновременно с профессионально-техническими школами (Балтийский завод в Ленинграде, Трёхгорка в Москве). Реже базой для ФЗУ служили бывшие школы-клубы рабочей молодёжи и профессионально-технические курсы.
     По  положению. 1924 г. ФЗУ могли быть двух типов:
     1. Трёх – или четырёхгодичная школа, готовящая квалифицированных рабочих по производственным специальностям требующим длительной выучки (металлообрабатывающая промышленность).
     2. Двух – или трёхгодичная –  для подготовки рабочих массовых квалификаций, не требующих длительного обучения.
     Все ФЗУ, не зависимо от того, на какой базе они строили свою работу, должны были содержаться за счёт предприятий.
     Положение 1924 года о ФЗУ чётко определяло его как тип учебного заведения  низшего профессионально-технического образования, дающего общеобразовательную подготовку примерно в объёме школы-семилетки, общетехнические и специальные знания и общественно-политическое воспитание передового советского рабочего.
     С появлением ФЗУ завершился длительный путь поисков формы профессионального обучения, наиболее отвечающей требованиям советского производства.
     Академик  П. Струмилин в работе «Хозяйственное значение народного образования» подводит итоги исследования всех факторов квалификации труда (возраста, стажа и образования) на основании статистического научного анализа материалов перерегистрации карточек Ленинградских рабочих металлистов за 11918  - 1919 гг. на основании этих материалов Струмилин приходит к выводу, что год образования в ФЗУ даёт примерно в 2,6 раза большую прибавку квалификации, чем год заводского стажа. А заводской стаж, в свою очередь, является более активным фактором квалификации, чем возраст. ФЗУ, являясь частью производства, охватывает оба эти фактора.
     Далее Струмилин приходит к выводу, что выгоды от повышения продуктивности труда рабочего при школьном обучение превышают соответствующие затраты государства на это обучение  в 27,6 раза. При этом уже в первые 1,5 года затраты казны окупаются, а в течение следующих 35,5 лет (средний период работоспособности по Струмилину) государство получает ежегодно чистой прибыли на затраченный капитал в размере 73% годовых.
     Общие сведения о развитии ФЗУ в первой половине 20 – х гг.: 
 

               Дата Число школ Число учеников
    1 февраля  1921 г. 43 2000
    1 октября 1921 г. 249 29424
    1 февраля 1922 г. 440 44133
    1 августа  1922 г. 657 50207
    1 января 1924 г. 942 68819
 
 
 
 
     Существовали  разнообразные ФЗУ:
      Школа – фабрика
      Школа – завод
      Школа – ферма
      Школа – цех
      Ученические бригады
      Индивидуальное ученичество
      Районное ФЗУ
      Школа – клуб
 
     Из  преподавателей разных предметов создавались предметные комиссии для планирования и согласования работы:
      Общественно – политическая – преподаватели обществоведения, географии, родного языка
      Производственно-техническая – спецпредметы: черчение, технология, машиноведение, механику, математику, физику, естествознание и др.
 
       Режим обучения ремеслу осуществлялся  ежедневно по четыре часа в день на первом году обучения  и не более шести часов ежедневных занятий - на втором и третьем году обучения. теоретические занятия проводились ежедневно по четыре часа для всех подростков по специальному учебному плану, в соответствии с квалификацией и специальностью, изучаемой подростками. В связи с этим был разработан и предложен ОПОРом всем ФЗУ примерный учебный план: 
 
 

     Примерный учебный план ФЗУ 

Наименование  предмета Подготов. группа
1 год 2 год 3 год 4год
1. Родной язык – литература 5 4 3 2 2
2. Обществознание  и история 2 2 2 3 3
3. География - 2 2 - -
4. Математика (с  геометрическим черчением) 5 4 3 2 2
5. Природоведение  (начальное) Физика и химия
Человек и охрана его здоровья
3 
-
-
4 
-
-
- 
4
-
- 
-
2
- 
-
-
6. Описательный  курс по производству - 2 - - -
7. Графическая грамота  и черчение 2 2 3 - -
8. Основы технологии материалов - - 3 - -
9. Специальные предметы - - - 11 13
10. Дополнительные  часы 7 4 4 4 4
  ИТОГО: 24 24 24 24 24
11. Работа в  учебно-практических мастерских или  на заводе 24 24 24 24 24
  ВСЕГО: 48 48 48 48 48
 
     Педагогический  Совет составлялся из преподавателей общеобразовательных дисциплин и решал вопросы воспитательно-образовательного характера. Вопросы производственного характера решало Техническое Совещание, организованное из руководителей практическими работами и инструкторов.
       В крупных учреждениях фабзавуча, в составе вышеперечисленных органов управления, для повседневной практической работы, главным образом, административно-хозяйственного характера, существовал Президиум.
     Из  всего вышесказанного видно, что коллектив ФЗУ был един, и единство это было не формальным, а носило характер сотрудничества.
     Главным органом самоуправления в фабзавуче  был Ученический комитет (учком) . Учком избирался по группам и  цехам и утверждался общим  собранием. При Учкоме существовал  ряд комиссий: учебно-воспитательная, хозяйственная, внешкольная и др. Высшей формой работы Учкома являлось общее собрание (не реже 1 раза в месяц). Кроме того, заведующий ФЗУ и другие лица администрации должны были отчитываться о проделанной работе перед Учкомом. По линии учебно-педагогической ФЗУ подчинялось органам профобра при Отделе народного образования; по линии политико-воспитательной – находилась в ведении комсомола; в области административно-хозяйственной и производственного обучения руководство осуществлялось заводоуправлением. В Московской губернии для этого существовало ещё и бюро профессионально-технического образования при МСНХ по созданию квалифицированной смены рабочего класса ФЗУ контролировались профсоюзами.
     Наряду  с положительными моментами объединения  школьных и общепроизводственных нужд, эта ситуация имела и слабые стороны, в частности: в деле производственного обучения это приводило к узко-профессиональному уклону, отодвинув на задний план педагогические проблемы; распределение учеников по цехам производилось под влиянием текущих нужд фабрики и не всегда в соответствии со специальностью и квалификацией учащихся.
     В 1921 – 1929 гг. существовало 4 системы производственного  обучения:
     1. Предметная. Основой для этой  системы служил перечень предметов  для изготовления учащимися, составленный по принципу от простого к сложному.
     2. операционная – тренировка в выполнении отдельных производственных операций.
     3. Система ЦИТ – механическая  трудовая культура, доведённая до  автоматизма. Основана на закреплении  отдельных приёмов и движений  путём многократных тренировок. Решением Пленума ЦК ВКП (б) 1932 г. была отвергнута и осуждена как антинаучная.
     4. Комбинированная система (сумма всех трёх). Состоит:
      Тренировка по методу ЦИТа;
      Выполнение отдельных операций;
      Изготовление конкретных изделий и деталей.
 
 
 
     Обучение  начиналось в мастерской, которая  имела целью дать ученику обработочно-производственную установку, т.е. научить подростка основным методам, как отдельным операциям, так и целевым их комплексам. Обучение в учебной мастерской продолжалось 2 года (в некоторых случаях 3 или 1). После мастерской ученики попадали в цеха завода, где продолжали своё обучение в течение одного, двух или трёх лет в зависимости от продолжительности обучения в мастерской. Весь срок фабрично-заводского ученичества не превышал 4-х лет.
     В некоторых ФЗУ уже в 20-е годы существовали две учебные мастерские: одна для предварительного обучения и другая – показательная, где подростки знакомились с процессом работы на более совершенных станках или машинах.
     Учащиеся, работая в цехах, имели свою норму выработки, в основе которой была точность выполнения работ. Основной формой обучения являлась бригада, т.е. группа ребят от 10 до 15 человек в одном и том же цехе под руководством одного инструктора. Если не было возможности организовать бригаду, допускалось индивидуальное ученичество, которое выражалось в том, что 1 – 2 учащихся прикрепляются к взрослому рабочему.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.