Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Референдум институт высшего проявления демократии в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
    ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    Кафедра конституционного и административного  права
    Специальность       юриспруденция
    Форма обучения     очная 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    по  учебной дисциплине
    «Конституционное  право Российской Федерации»
    на  тему: «Референдум – институт высшего проявления демократии в РФ» 

    Курс                       второй    

    Студент               ___________                              Ионова А.В.         
                                   (подпись)                            (фамилия, инициалы) 

    Преподаватель   ___________          д. ю. н., профессор Писарев А. Н.   
                                    (подпись)           (учёная степень, звание, фамилия) 

    Оценка              __________ 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  2010
Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института референдума в РФ 7
1.1 Понятие референдума 7
1.2 Виды референдума 9
1.3 Право граждан на референдум 12
Глава 2. Правовое регулирование организации  и проведения референдума в РФ 15
2.1 Порядок назначения референдума в РФ. Предмет референдума. Основные стадии подготовки и проведения 15
2.2 Подведение итогов референдума. Юридическая сила решений, принятых путем референдума. 26
2.3 Практика проведения референдумов в России и зарубежом 28
Заключение 31
Литература 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Конституция Российской Федерации провозглашает носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ. Свою власть он реализует непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 

     Актуальность  темы исследования. Демократические преобразования современного общества, формирование в России правового государства способствуют развитию народовластия, совершенствованию форм участия населения в управлении государством и решении вопросов местного значения. Признание многонационального народа РФ единственным источником власти означает необходимость создания правовых и организационных условий для непосредственного осуществления власти гражданами РФ. 

      Необходимо  указать на такие традиционные проблемы непосредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неразбериха в формулировках, проблема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несогласного меньшинства, а также новоявленные проблемы последнего времени, как-то: не подконтрольность финансовых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, обман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рекламные компании, вмешательство видео и теле-демократии. 

     Опыт  показал, что оценка референдума  как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.  

     Референдум, будучи одним из основных институтов народовластия, имеет важное значение для современного российского конституционализма, определения направлений развития общества и государства, он призван обеспечивать свободное волеизъявление граждан по самому широкому спектру вопросов. Государственная власть и местное самоуправление функционируют устойчиво и эффективно лишь при наличии развитых институтов прямой демократии. Необходимо последовательное расширение участия граждан в управлении делами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе и путем референдумов. 

     Сегодня практика проведения референдумов требует  значительного усиления теоретических разработок в данной области. Именно этим объясняется, с одной стороны, возросший в последние годы интерес к исследованиям данной темы, а с другой - большое количество пробелов и противоречий в законодательстве о референдуме. На первый план вышла задача создания таких референдумно-правовых механизмов, которые позволят гарантировать возможности граждан самостоятельно, независимо от воли политических элит решать важнейшие вопросы управления государством и муниципальным образованием. Основной упор должен делаться на углубление содержания и обеспечение реализации права граждан на референдум. 

     Одной из задач исследователей является поиск  путей преодоления известных недостатков референдум. Главная цель современного референдума - не перераспределять власть от представительных и выборных исполнительных органов к народу, не столько служить средством разрешения политических конфликтов либо решения политических задач, сколько гармонизировать отношения между обществом и государством, укреплять легитимирующую основу властных решений. Предоставление гражданам возможности инициировать референдум должно стимулировать представительные и исполнительные органы власти осуществлять свою деятельность в условиях гласности и привлечения широкого круга субъектов к участию в их деятельности. 

     Целью работы является раскрытие самого понятия  и порядка функционирования института  референдума в РФ, выявление имеющихся  правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию  механизмов референдума. Для достижения поставленной цели следует решить ряд  задач:  

    показать  процесс развития института референдума  в мировой и отечественной  политической и юридической практике;
      представить, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве;
    проанализировать практику проведения референдумов в России;
    дать оценку политической и правой эффективности института референдума в РФ;
    определить потенциал использования института референдума в процессе становления современной российской государственности.
 
     Степень разработанности темы определяется тем, что проблемы прямой демократии были в центре внимания не только специалистов в области конституционного права, но и теоретиков государства и права, историков, социологов, политологов. Многим аспектам рассматриваемой темы посвятили свои работы С.А. Авакьян, М,В. Баглай, Г.В. Барабашев, А.А. Вешняков, Л.И. Волова, В.Т. Кабышев, С.Д. Князев, Е.И. Колюшин, В.В. Комарова, В.Ф. Коток, Н.А. Кудинов, О.Е. Кутафин, В.В. Маклаков, М.Н. Марченко, И.П. Трайнин, В.Е.Чиркин, М.Ф. Чудаков, Д.Ю. Шапсугов, К.Ф.Шеремет, а также их коллеги за рубежом: М. Дюверже, Дж. Зиммерман, Ж. Роббер, М. Прело, У. Хефелин и др. 

     Основные  положения, выносимые  на защиту:
    Референдум - это народное голосование, проводимое с целью принятия окончательного и обязательного к исполнению решения либо с целью выявления мнения народа.
 
     
    Классификация референдумов по видам может проводиться  по различным основаниям. Наибольшую теоретическую и практическую ценность имеет выделение видов референдума на основе содержания, характеристик субъекта и объекта референдума, а также по правовой силе принимаемых решений.
 
     
    Право граждан  РФ на референдум - это закрепленная на основе общепризнанных норм международного права система принадлежащих совершеннолетним гражданам РФ конституционных и производных от конституционных других юридических возможностей путем свободного коллективного волеизъявления непосредственно участвовать в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления.

Глава 1. Теоретико-правовые основы института  референдума в  РФ

1.1 Понятие референдума 

     Латинское refero означает сообщать, докладывать, передавать. Российская юридическая энциклопедия уточняет: лат. referendum букв.: то, что должно быть сообщено.1 Этимологическое значение понятия "референдум" не совпадает с его правовым содержанием. 

     Рассмотрим, какое определение дают референдуму  ученые-государствоведы.
     И.П. Трайнин понимал под референдумом "главным образом право народа через голосование отвергать  законы, принятые народным представительством".2
     В.В. Маклаков рассматривает референдум как одну из разновидностей непосредственного участия избирателей в законодательстве, которая, согласно представлениям буржуазных государствоведов, занимает промежуточное положение между прямым и представительным правлением и указывает на его традиционное назначение утверждение или отклонение законопроектов.3 Позже он расширяет перечень актов, которые могут быть объектом решения в ходе референдума: "референдум представляет собой голосование по поводу какого-либо законопроекта, международного договора или административного акта".4 

     С.В. Троицкий определяет референдум как "одну из форм непосредственного участия  избирателей в законодательном  процессе, в принятии важных государственных  решений посредством голосования населения".5 

     В.Ф. Коток считает, что "Референдум, опрос и плебисцит (независимо от наименования) обычно представляют собой утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер".6 

     Г.В. Барабашев и К.Ф. Шеремет видят в референдуме "способ непосредственного решения народом в целом и населением в тех или иных регионах различных вопросов государственной или общественной жизни".7 

     В.В. Комарова полагает, что референдум следовало бы определить в качестве "формы непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан  по любому общественно значимому  вопросу, кроме тех, которые не могут  по закону быть вынесены на референдум, имеющее высшую юридическую силу и обязательное для исполнения органами, организациями и гражданами, в  отношении которых референдум имеет императивный характер".8 

     Итак, референдум это народное голосование, проводимое с целью принятия окончательного и обязательного к исполнению решения либо с целью выявления мнения народа, которое подлежит учету и отражению в акте органа государственной власти или органа местного самоуправления. 

     Разновидностью  референдума является плебисцит, который  применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа. 

     Основными признаками референдума являются:
      1) референдум - это форма непосредственного  осуществления народом своей  власти, позволяющая выявлять волю  народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством  депутатов; 
     2) референдум - это всегда голосование  способ выявления воли большинства  населения; 
     3) законопроекты, принятые на референдуме,  как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия  нового решения на референдуме; 
     4) решение, принятое на референдуме,  не нуждается в утверждении  каким-либо другим органом и  вступает в силу, как правило,  с момента официального опубликования  результатов референдума.9 

  1.2 Виды референдума 

     Выделяют  следующие виды референдума:
    общегосударственный, региональный и местный референдум. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум;
    обязательный и факультативный референдум. В первом случае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума. И.П. Трайнин писал: "Обязательный референдум проводится на основании конституционных законов, заранее предусматривающих передачу важнейших законопроектов на народное голосование. До утверждения его большинством народа закон, даже уже принятый парламентом, рассматривается лишь как законопроект".10
     Факультативный  референдум означает, что решение  по предлагаемому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем.
     К.М. Тахтарев отмечал, что "факультативный референдум есть народное голосование, осуществляемое по желанию известного числа граждан, которые вызывают голосование, приводя в действие самодержавную учредительную или  законодательную власть народа утверждать или не утверждать законы, выработанные парламентом, а также и всякие правительственные мероприятия и постановления, которые имеют общее значение".11;
    конституционный и обыкновенный референдум. В первом случае на референдум выносятся проекты конституции, поправки к ним, изменение статей или положений конституции, а также принятие конституционных законов. Конституционный референдум это наивысшее проявление народовластия. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения;
    допарламентский, послепарламентский, внепарламентский. Допарламентский референдум проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирателей, послепарламентский - после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума, внепарламентский - когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке;
    утверждающий референдум (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий;
    решающий и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, например при принятии закона). М.Ф. Чудаков отмечает, что консультативный референдум проводится тогда, когда нужно выяснить настроение людей, и государственные органы жестко не связаны этой волей, хотя референдум обладает значительным моральным весом12.
     Есть  и иные классификации: законодательный, международно-правовой референдум (решаются вопросы, связанные с международным статусом или отношениями с другими государствами), административный референдум (по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкновенным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д 

1.3 Право граждан на референдум
     Согласно  статье 6 Конституции РФ, каждый гражданин  РФ на ее территории обладает всеми  правами и свободами.13 Право на референдум относится к группе публично-политических прав и свобод. Они существуют и реализуются в сфере политики.
     Согласно  ст. 5 Закона "О референдуме" 2004 г., гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а  также в иных законных действиях  по подготовке и проведению референдума. Не имеет права участвовать в  референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору  суда.14 

     В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях..." гражданин  РФ, достигший возраста 18 лет, имеет  право голосовать на референдуме  РФ, субъекта РФ, местном референдуме. Гражданин РФ, который достигнет  на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных  законом и проводимых законными  методами других действиях по подготовке и проведению референдума. Гражданин  РФ имеет право участвовать в  референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.15 

     Согласно  п. 10 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях...", на основании международных  договоров РФ и в порядке, установленном  законом, иностранные граждане, постоянно  проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют  право участвовать в местном  референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. В России обладание правом на участие в местном референдуме для иностранных граждан обусловлено наличием международного договора между РФ и соответствующим иностранным государством и закона субъекта Федерации, а также постоянным проживанием иностранного гражданина на территории соответствующего муниципального образования.16
     Конституция РФ (ст. 32, 130) непосредственно закрепляет только право граждан России участвовать  в референдуме, конкретизирующее более  общие конституционные права  граждан непосредственно участвовать  в управлении делами государства  и осуществлении местного самоуправления.17
     Анализируя  непосредственное участие граждан  в управлении делами государства  и местного самоуправления, С.А. Авакьян приходит к выводу, что оно "выражается в следующих возможностях граждан РФ: 

    в праве участвовать в принятии государственных решений (законы и др.) на референдуме РФ, а также субъекта РФ и местном референдуме;
 
    в праве  постановки вопросов перед государственными органами и органами местного самоуправления в порядке народной инициативы (сбор подписей за проведение референдума, подготовка и принятие законопроекта и т.п.)".18
 
     Конституционное право граждан на референдум может  быть реализовано только коллективно, посредством выражения общей  воли участников референдума, определяемой на основе волеизъявления большинства. Следовательно, исходя из принятого критерия классификации данное право можно признать коллективным. 

     Итак, можно предложить следующее понятие  права граждан на референдум:
     право граждан Российской Федерации на референдум - это закрепленная на основе общепризнанных норм международного права  система принадлежащих совершеннолетним гражданам Российской Федерации  конституционных и производных  от конституционных юридических  возможностей посредством свободного коллективного волеизъявления непосредственно  участвовать в управлении делами государства и осуществлении  местного самоуправления. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правовое регулирование организации и проведения референдума в РФ

2.1 Порядок назначения  референдума в  РФ. Предмет референдума.  Основные стадии  подготовки и проведения
     Конституция РФ предусмотрела необходимость  принятия конституционного закона о  референдуме. Первый такой закон  был принят в 1995 г. Ныне действует  Федеральный конституционный закон  «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.). Референдум РФ — всенародное голосование  граждан РФ по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации». 

     Предмет референдума. Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:
     •   изменения статуса субъектов РФ;
     • досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента или депутатов, Государственной Думы либо перенесении сроков проведения таких выборов;
     • принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения  внутренних финансовых обязательств государства;
     • введения, изменения и отмены федеральных  налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
     • принятия чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья и  безопасности населения;
     • амнистии и помилования и др. 

     Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.19 

     Референдум  не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, а  также в течение трех месяцев  после отмены военного или чрезвычайного  положения. Повторный референдум не проводится; в течение двух лет  после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума  с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Проведение референдума Российской Федерации не допускается в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии с решением, принятым уполномоченным федеральным органом, а также в случае, если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ (данное положение не действует в случаях вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции или вопроса, предусмотренного международным договором). 

     Вопрос  референдума должен быть сформулирован  таким образом, чтобы исключалась  возможность его множественного толкования, на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. 

     Назначение  референдума. Инициатива проведения референдума принадлежит:
     1) не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 50 тыс. из них;
     2) Конституционному Собранию —  в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;
     3) федеральным органам государственной  власти — в случаях, предусмотренных  международным договором и федеральным  конституционным законом.20 

     По  сравнению с ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 1995г. в законе от 2004 г. была усложнена процедура выдвижения инициативы референдума:
      Инициативная группа должна состоять из региональных подгрупп, созданных не менее чем в половине субъектов Федерации;
      Каждая региональная подгруппа должна включать не менее 100 участников референдума;
      Нотариальное заверение подписей всех участников собрания региональной подгруппы;
      Регистрация каждой региональной подгруппы должна осуществляться в соответствующем избирательной комиссии субъекте Федерации;
      Запрет регистрации иной региональной подгруппы, если в субъекте Федерации уже зарегистрирована региональная подгруппа с такой же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса;
      Ограничение двумя месяцами срока, в течение которого не менее чем в половине субъектов Федерации должны быть зарегистрированы региональные подгруппы;
      Предоставление права сбора подписей исключительно членам инициативной группы;
      Требование собирать подписи только в тех субъектах Федерации, где зарегистрированы региональные подгруппы;
      Сокращение срока сбора подписей с трех месяцев до 45 дней;
      Возможность отзыва инициативы решением собраний более половины региональных подгрупп.21
 
     По  утверждению А.А. Вешнякова все эти нормы, усложняющие инициирование референдума, предложены для того, чтобы на референдум можно было выносить только такой вопрос, который действительно нужен для всего общества и государства22 

     Граждане, имеющие право на участие в  референдуме, могут образовать инициативную группу для сбора подписей в поддержку  референдума. Эта инициативная группа должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ. Инициативная региональная подгруппа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о регистрации. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации и извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Основанием для отказа в регистрации инициативной подгруппы может быть только нарушение
     Федерального  конституционного закона «О референдуме  Российской Федерации».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.