На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Реформв Петра I

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого  этапа были спешка и не всегда продуманный  характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы  Петра I не являлись чем-то принципиально  новым, а были лишь продолжением тех  преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.
Историки, проводившие  анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в  них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы  реформ, так и в процессе их осуществления  Петр не играл главной роли (которая  была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет  о большой личной роли Петра I в  проведении тех или иных реформ.
Содержание 
1 Реформы государственного  управления
2 Областная реформа
3 Судебная реформа
4 Контроль над  деятельностью государственных  служащих
5 Реформы армии  и флота
6 Церковная реформа
7 Вероисповедная  политика
8 Финансовая реформа
9 Преобразования  в промышленности и торговле
10 Реформа самодержавия
11 Сословная политика 
11.1 Дворянство
11.2 Крестьянство
11.3 Городское население
12 Преобразования  в сфере культуры
13 Образование
14 См. также
15 Примечания 

Реформы государственного управления
У Петра I поначалу отсутствовала  четкая программа реформ в сфере  государственного правления. Появление  нового государственного учреждения или  изменение административно-территориального управления страной диктовалось  ведением войн, которое требовало  значительных финансовых ресурсов и  мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла  собрать достаточно средств на реорганизацию  и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.
С первых лет правления  Петра прослеживалась тенденция  снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя  канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших  отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние  упоминания о Боярской думе относятся  к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»
Созданный Петром для  текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время  царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.
Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем  собрании и подкреплялись подписями  всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется  подписать решение, то решение считалось  недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. 

Одновременно с  Сенатом появилась должность  фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
Сенат как правительство  мог принимать решения, но для  их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена  реформа исполнительных органов  управления, в результате которой  параллельно системе приказов[1] с их расплывчатыми функциями  были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих  министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности  решений. Были введены:
Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
Военная коллегия —  комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
Камер-коллегия —  сбор доходов государства.
Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
Коммерц-коллегия —  вопросы судоходства, таможни и  внешней торговли.
Берг-коллегия —  горно-металлургическое дело.
Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
Юстиц-коллегия —  ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные  акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже  Святейший Правительствующий синод).
В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные  тяжбы, сделки на куплю-продажу земли  и крестьян, сыск беглых). 
 
 

В 1721 году учреждена  Духовная коллегия или Синод —  рассматривались дела церкви.
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Кроме того действовали  Преображенский приказ и Тайный приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.
На правах коллегий находились два учреждения: Синод  и Главный магистрат.
Коллегии подчинялись  Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.
Результаты реформы  управления Петра I неоднозначно рассматриваются  историками.
Областная реформа
В 1708—1715 годах была проведена областная реформа  с целью укрепления вертикали  власти на местах и лучшего обеспечения  армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными  всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.
Губернаторы также  ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились  новые административные единицы  — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила  число государственных служащих и затраты на их содержание.
В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали  делиться на 50 провинций во главе  с воеводами, а провинции на дистрикты  во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении  губернатора остались только военные  и судебные дела.
Судебная  реформа
При Петре радикальным  изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат  и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой[2][3].
Контроль  над деятельностью  государственных  служащих
Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.).[4][5]
В 1719—1723 гг. фискалы  подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением  в январе 1722 г. должности генерал-прокурора  были поднадзорны ему. C 1723 г. главным  фискалом стал генерал-фискал, назначаемый  государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.
 
Реформы армии и флота
Реформа армии: в  частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой[6] Реформирование армии и создание флота стали  необходимыми условиями победы в  Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел  в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.
 Рядовой армейского  пех. полка в 1720—32 гг. Литография из книги XIX в.
Если поначалу среди  офицеров были преимущественно иностранные  специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта  Морская академия. В 1716 году был издан  Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия  и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К  концу царствования Петра численность  регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.
Церковная реформа
Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа  церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства  церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха  Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».
Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе  и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом  над монастырскими крестьянами  и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия  указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.
В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому  царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая  автономию духовенства и полностью  подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.
Вероисповедная  политика
Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной  терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено  исповедовать свою веру, при условии  признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в  двойном размере[8]. Полная свобода  веры была предоставлена приезжавшим  в Россию иностранцам, сняты ограничения  на общение православных с христианами  иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).
Финансовая  реформа
Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной  Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.
На первом этапе  всё сводилось к поиску новых  источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись  сборы и выгоды от монополизации  продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных  налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она  отныне стала равняться не ? деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые  появилось на монетах. Тогда же был  отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого  серебра и использовавшейся в  качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого  подворного обложения. В 1710 году была проведена  «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с  целью уменьшения налогов несколько  дворов обносили одним плетнем, и  делали одни ворота (это считалось  при переписи одним двором). В  силу указанных недостатков было принято решение о переходе к  подушной подати. В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения  параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного  состояния оказалось 5 967 313 человек.
На основе полученных данных правительство разделило  на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.
 
10 рублей золотом  с профилем Петра. 1706
В результате был  определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне  — 1 рубль 14 копеек (так как не платили  оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты  и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями  умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.
В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям —  до 7 859 833 руб.).
Преобразования  в промышленности и торговле
Осознав во время  Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Кроме того, создание собственной  промышленности было продиктовано военными нуждами, на что указывает ряд  историков. Начав Северную войну со Швецией ради завоевания выхода к морю и провозгласив в качестве задачи строительство современного флота на Балтике (а еще ранее — на Азове), Петр был вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота.
Одной из главных  проблем было отсутствие квалифицированных  мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую  службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Фабриканты получали большие привилегии: освобождались  с детьми и мастерами от военной  службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить  из-за границы нужные им инструменты  и материалы, их дома освобождались  от военного постоя.
Около Нерчинска  в Сибири в 1704 был построен первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро.
Существенные меры были предприняты по геологоразведке  полезных ископаемых России. Ранее  российское государство в сырьевом отношении полностью зависело от иностранных государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной руды и других полезных ископаемых на Урале надобность в закупках железа отпала. На Урале в 1723 заложен крупнейший железоделательный завод в России, из которого развился город Екатеринбург. При Петре были основаны Невьянск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил. Появляются оружейные заводы(пушечные дворы, арсеналы) в Олонецком крае, Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность — в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.
В 1719 году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому  давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и  минералы при условии платежа  «горной подати» в 1/10 стоимости  добычи и 32-х долей в пользу владельца  той земли, где найдены залежи руды. За утайку руды и попытку препятствовать добыче собственнику грозила конфискация земли, телесное наказание и даже смертная казнь «по вине смотря».
Прорытие  Ладожского канала
 Карта канала  Императора Петра Великого (1741-42)
Основной проблемой  на русских мануфактурах того времени  была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к  мануфактурам приписывали целые  деревни и сёла, крестьяне которых  отрабатывали свои подати государству  на мануфактурах (такие крестьяне  получат название приписных), на фабрики  посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором  разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно  было переселять на мануфактуры (такие  крестьяне получат название посессионных).
Дальнейшее развитие получила торговля. Со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей  столице. Сооружались речные каналы.
В частности, был  построен Вышневолоцкий (Вышневолоцкая водная система) и Обводной каналы. Вместе с тем, две попытки строительства Волго-Донского канала закончились неудачей (хотя было построено 24 шлюза), при этом на его строительстве работали десятки тысяч человек, условия работы были тяжелые, а смертность очень высока[10].
Некоторые историки характеризуют политику Петра в  торговле как политику протекционизма, заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это  соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли  изготовлять или уже выпускали  отечественные предприятия.
Число фабрик и заводов  в конце царствования Петра простиралось до 233, в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры[11].
Реформа самодержавия
До Петра порядок  престолонаследия в России никак  не регулировался законом, и целиком  определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать  своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон  действовал до царствования Павла I. Сам  Петр не воспользовался законом о  престолонаследии, так как умер, не указав преемника.[12][13]
Сословная политика
Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, —  юридическое оформление сословных  прав и обязанностей каждой категории  населения России. В результате сложилась  новая структура общества, в которой  более отчётливо сформировался  сословный характер. Были расширены  права и определены обязанности  дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.
Дворянство  в царствование Петра I
Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное  школьное, либо домашнее образование.
Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины  не делятся и приравниваются друг к другу.
Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны  нести службу. Указ знаменовал окончательное  слияние дворянского поместья и  боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.
«Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской  и придворной службы на 14 рангов. При  достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым  карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе. 

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий  из чинов первых четырёх классов  «Табели о рангах». Личная выслуга  перемешала представителей прежней  родовой знати с людьми, поднятыми  службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.
Крестьяне в царствование Петра I
Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий  крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или  церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория  государственных крестьян — лично  свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила  остатки свободного крестьянства»  неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались  как свободные — они были прикреплены  к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём  частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца[14]. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян[14], а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости[15] (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился)[16]. В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными[16]. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.
Устройство  городов и горожане при Петре I
Городское население  в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения стран
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.