На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тактика и методика прокурорского надзора

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление 

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие тактики прокурорского надзора…………………………………………….5
      Классификация прокурорской тактики……………………………………………8
Глава 2. Понятие методики прокурорского  надзора………………………………………..11
     2.1. Виды приемов прокурорского надзора………………………………………….13
     2.2. Виды и структура методики прокурорского надзора…………………………..15
Глава 3. Соотношение тактики и методики прокурорского надзора………………………18
Заключение…………………………………………………………………………………….20
Список  использованной литературы…………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Происходящие  в России демократические преобразования, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как Федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан. Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.
     Построение  правового государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания эффективного механизма  противодействия нарушениям закона. Работа данного механизма, главным образом, зависит  от деятельности правоохранительных органов, в первую очередь, прокуратуры. Эффективное предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, а также выявление условий, им способствующих, восстановление нарушенной законности и привлечение к ответственности виновных лиц всецело предопределяются выбором правильной тактики и методики прокурорского надзора.
      Целью моей курсовой работы, таким образом, является раскрытие понятий тактики  и методики прокурорского надзора, их классификация, а также решение  вопроса о соотношении данных категорий. Актуальность данной темы никак не может быть подвержена сомнению, поскольку в законодательстве, в том числе и в теории прокурорского надзора, вопросы тактики и методики в полной мере не урегулированы и не раскрыты.
        Изначально необходимо выяснить, в чем же заключается прокурорский надзор? В общих чертах, прокурорский надзор состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.
     Также, стоит отметить, что в организационной  деятельности органов прокуратуры  важное место уделяются планированию, организации и контролю исполнения проводимых мероприятий, а тактика и методика, в свою очередь, являются неотъемлемой частью планирования прокурорского надзора1.  Поскольку вопросы организации и планирования прокурорской деятельности в научной литературе разработаны достаточно,  я счел необходимым отталкиваться от данного массива информации, а также от внутриведомственных актов Генерального прокурора Российской Федерации и практики прокурорского надзора.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие тактики прокурорского надзора
     Следует заметить, что вопросы тактики  прокурорского надзора, или прокурорской тактики, в отличие от следственной тактики являются недостаточно разработанными в теории прокурорского надзора, что в определенной мере отрицательно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Известно, что перед прокурором любого звена практически ежедневно встают задачи подобного плана: какому из многих вопросов, которые необходимо решить, отдать предпочтение; что сделать сегодня, а что в последующие дни; что выполнить самому, другим прокурорским работникам, а что поручить исполнить органам контроля и другим органам либо осуществить совместно с ними. В процессе организации и осуществления надзорной и иной деятельности прокурору приходится в целях наилучшей реализации стоящих перед ним задач постоянно маневрировать имеющимися силами и средствами.
     Прокурору необходимо организовать работу таким образом, чтобы с незначительным количеством прокурорских работников выполнить как можно больший объем работы и при этом с высоким качеством. Прокурор должен уметь выделить главное в работе из большой массы второстепенного, сосредоточить усилия подчиненных ему работников, в первую очередь, на решении основных, ключевых задач. Ему приходится самому определять порядок наиболее эффективного использования предоставленных законом полномочий, последовательность применения правовых средств, сообразуясь в каждом случае с возникшей конкретной ситуацией. Прокурор периодически решает задачи и иного плана: как лучше провести прокурорскую проверку, с чего ее начать, в какой последовательности осуществлять те или иные проверочные действия в целях полного выявления нарушений законов, установления способствующих им обстоятельств и виновных лиц. Ему приходится также решать: какое правовое средство реагирования применить в целях достижения лучшего конечного результата, в адрес какого органа его вынести, какие вопросы поставить в акте прокурорского реагирования и другое. Иными словами, прокурор должен уметь в каждой ситуации избрать правильную тактику действий. Решение подобных вопросов и составляет содержание тактики прокурорского надзора, или прокурорской тактики.
     Термин  «тактика» греческого происхождения и в переводе «tasso» означает «строю, выстраиваю». Впервые этот термин стал применяться в военном деле, где означал искусство подготовки и ведения боя или совокупность средств и приемов для достижения намечаемой боевой задачи, цели2. Если можно говорить об искусстве подготовки и ведения боя, то почему же нельзя говорить об искусстве организации и осуществления прокурорского надзора, прокурорской проверки и прокурорского реагирования на нарушения законов. Здесь также, как и в военном деле, необходимы глубокие знания, опыт, трезвый расчет, умение принимать правильные решения (притом нередко в ограниченные сроки), инициатива, творчество, а порою и мужество, смелость. Следовательно, тактика прокурорского надзора – это определение и реализация прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки (жизненной ситуации) в целях достижения наилучших конечных результатов3. В зависимости от стоящих перед прокурором задач конечный результат может выражаться в полном устранении нарушений законов и способствующих им обстоятельств, в уменьшении в последующем общего количества нарушений и, следовательно, в укреплении законности. При этом предполагается достижение указанных результатов наиболее экономичными средствами.
     Таким образом, тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения деятельности прокурора применительно к конкретной обстановке. Эта линия не является раз и навсегда постоянной. Она меняется в зависимости от состояния законности, постановки перед органами прокуратуры новых задач, изменения объемов работы, штатных изменений и от многих других факторов. Правильно организованная тактика помогает прокурорам выбирать из большого арсенала методов, приемов, способов, методических и научных рекомендаций наиболее целесообразные, рациональные, применительно к данной ситуации. Тем самым она способствует организации работы прокуратуры на научной основе, так как научная организация труда как раз и предполагает рациональное и эффективное использование имеющихся сил и средств для достижения наилучших конечных результатов. В зависимости от достигнутого конечного результата можно судить о правильно или неправильно избранной тактике действий прокурора. Неудовлетворенность полученными конечными результатами вынуждает прокурора прибегать к новой тактике, действовать тактически иначе. В связи с этим происходит с одной стороны повышение тактических навыков прокурора, а с другой – совершенствование тактики прокурорского надзора.
     Тактика подразумевает под собой следующие  основанные на научных знаниях и  передовом опыте прокурорского  надзора умения прокурора: правильно квалифицировать правонарушение, установить надзорные цели, вытекающие из нарушения, подобрать необходимые для их достижения надзорные средства, определить место, время и последовательность применения надзорных средств, все эти действия произвести наиболее быстрым и экономичным путем.
     Самое главное в определении тактики  – умение прокурора быстро и эффективно действовать в конкретной ситуации.  И здесь важно разобрать такое  понятие, как ситуация в прокурорском надзоре. Ситуация – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, характеризующих определенную обстановку и оказывающих влияние на выбор прокурором средств для эффективной организации своих действий4.
     При этом надо знать, что всегда присутствуют следующие обстоятельства:
    относящиеся к характеристике самого правонарушения: способ, место, время, причины и условия;
    относящиеся к лицам, с которыми прокурор вступил в прокурорско-надзорные правоотношения;
    относящиеся к процедурам и предписаниям, установленным в самой прокуратуре;
    относящиеся ко времени проведения прокурором проверки и ее места;
    обстоятельства, относящиеся к объему работы прокурора, его загруженность, к отрезку времени, который есть у прокурора для выполнения тех или иных действий.
    Далее мы рассмотрим вопрос о классификации прокурорской тактики. 

1.1 Классификация прокурорской  тактики
     В теории прокурорского надзора не уделяется достаточного внимания вопросу о классификации тактики прокурорского надзора, но, тем не менее, некоторые исследователи выделяют несколько видов тактики.
     Например, Исаенко В. О., исходя из результатов  проведения прокурорской тактики, выделяет следующие два вида:
    Правильно выбранная;
    Неправильно выбранная5.
     Данная  классификация, на мой взгляд, не имеет  никакой практической значимости. Поэтому  я предлагаю более подробно рассмотреть  классификацию, представленную профессором  Винокуровым Ю. Е.. Критерием данной классификации является стадийное развитие прокурорского надзора и в связи с этим он выделяет две составные части прокурорской тактики:
    Тактика выявления нарушений (проверки);
    Тактика реагирования на нарушения законов6.
     Итак, тактика проверки – это определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с учетом конкретной обстановки (ситуации) в целях достижения наилучшего результата (полного выявления нарушений законов, полного установления обстоятельств, им способствующих, а также лиц, нарушивших эти законы). 
Прокурорская проверка связана с процессами собирания, исследования и оценки доказательств. Планируя проведение проверки, прокурор в каждом конкретном случае обладает далеко не одинаковой информацией о нарушении законов. Это могут быть сведения о нарушениях различных законов, совершенных разного рода субъектами, что в свою очередь обязывает прокурора тщательно продумывать тактику каждой проверки. Исходя из этого тактика проверок весьма разнообразна и зависит от следующих факторов:

     - характера полученного сигнала о нарушении закона;
     -  степени осведомленности прокурора о характере совершенного правонарушения;
     -  органа, где предстоит проводить проверку, а равно должностного положения лиц, нарушивших закон;
     - объема предстоящей работы;
     - профессионального мастерства исполнителя, который будет проводить проверку, и от ряда других факторов.
     В одних случаях проверка может начаться с ознакомления с соответствующими документами, в других с истребования объяснений от лиц, нарушивших закон, в-третьихс назначения ревизии, контрольного обмера и т.д. Проверка может проводиться с участием специалистов и без них. Таким образом, тактика может предусматривать самую различную очередность разнообразных проверочных действий, проводимых как самим прокурором, так и другими лицами.
     Под тактикой прокурорского  реагирования на нарушения  законов понимается применение прокурором в каждом конкретном случае таких правовых средств, которые позволяют достигать лучшего конечного результата (полного устранения нарушений законов и способствующих им обстоятельств, привлечения в случае необходимости к ответственности виновных лиц, предупреждения правонарушений в будущем). Выбор тактики реагирования зависит от следующих условий:
     -  общественная опасность совершенных правонарушений;
     -  наличие и степень последствий;
     -  повторяемость и распространенность  выявленных правонарушений;
     -  характер причин и условий, способствующих нарушению закона, и от ряда других факторов.
     В каждом конкретном случае прокурором определяется своя тактика реагирования. В зависимости от перечисленных выше условий прокурор принимает один или несколько актов прокурорского реагирования (протест, предупреждение, предостережение или постановление).
     Как в процессе организации, так и  в ходе осуществления прокурорского  надзора прокурорами применяются  различные тактические и иные приемы. В связи с этим тактику  можно рассматривать и как  систему, комплекс тактических и  иных приемов, применяемых прокурорскими  работниками в целях успешного  решения тех или иных задач. Нередко  тактические приемы называют методическими  приемами. 
Могут применяться, например, такие тактические приемы, как:

     1)   сочетание плановых проверок исполнения законов с внеплановыми;
     2)  первоочередное проведение проверок в органах контроля или в тех органах и организациях, где нарушения законов происходят наиболее часто;
     3) проведение проверок без предварительного уведомления об этом лиц, нарушивших закон, либо проведение первоначальных проверочных действий в отсутствие нарушителей;
     4) истребование объяснений вначале от лиц, законные интересы которых нарушены, а затем от нарушителей;
     5)  сочетание письменных и устных средств реагирования; 
     6)  повышение остроты реагирования при повторном нарушении закона и другие7. 
 

Глава 2. Понятие методики прокурорского надзора

     Следует отметить, что вопросы методики прокурорского надзора, в отличие от тактики, в теории прокурорского надзора разработаны достаточно глубоко. Тактика прокурорского надзора тесно взаимосвязана с его методикой. Методика в основном охватывает деятельность прокурора по выявлению нарушений законов, установлению способствующих им обстоятельств и лиц, нарушивших законы, тогда как тактика охватывает всю надзорную деятельность, включая и организацию работы8. Методика определяет процедуру, порядок проведения различных проверочных действий, указываемых тактикой. Поэтому методика не дает ответа на вопросы, почему из многих подлежащих решению задач прокурор выбирает лишь некоторые и на них сосредотачивает усилия, почему он намечает применить определенные тактические и иные приемы, а не другие. Ответы на эти вопросы дает тактика. Так, методика проведения проверок строится с учетом рекомендаций тактики. Но и сама методика обогащает тактику новыми теоретическими положениями, новыми методами, приемами. На мой взгляд, именно в этом и проявляется взаимосвязь тактики и методики прокурорского надзора. Более подробно вопрос о соотношении тактики и методики прокурорского надзора будет разобран позже, в третьей главе настоящей курсовой работы.
     Термин  «методика» происходит от слова «метод», которое в переводе с греческого означает «путь исследования, теорию, учение, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности». Сразу же надо отметить, что методика всегда состоит из двух элементов: методов и приемов. Исходя из этого общего определения метода, составляющих его элементов, можно дать определение составляющих прокурорской деятельности (приемов и методов) и методики прокурорской деятельности. Необходимо отметить, что методика, в первую очередь, представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективному применению различных приемов и средств в рамках осуществления прокурорского надзора.
     Итак, под методикой прокурорского надзора понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
     Применительно к рассматриваемому нами вопросу  под методом можно понимать способ или средство решения задачи, например, выявления определенных нарушений того или иного законодательства9. В этом смысле такие надзорные действия, как прокурорская проверка, направление поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий представляют собой методы выявления нарушений законов. Понятие «метод», как правило, охватывается понятием «правовое средство прокурорского надзора».
     Под приемом понимается конкретное действие прокурора, служащее, например, цели установления истины, предупреждения правонарушений и т.д.10 Метод по отношению к приему выступает как понятие родовое или как общее к частному. В границах одного метода может быть применено несколько или даже много приемов. Например, в границах такого метода, как прокурорская проверка, могут быть применены следующие приемы: ознакомление с документами, истребование объяснений, привлечение специалиста, снятие копий с документов и другие.  
 
 
 
 
 

2.1. Виды приемов прокурорского надзора.
     Методика  охватывает комплекс (систему) методов  и приемов, которые прокурор может  применить в целях достижения той или иной задачи. При этом следует иметь в виду, что методы и приемы носят, как правило, не обязательный, а рекомендательный характер. Поэтому  их нередко называют рекомендациями. 
В юридической литературе приемы обычно подразделяют на:

     1) организационные;
     2) тактические;
     3) технические приемы11.
       Организационные приемы охватывают организационную сторону прокурорского надзора и призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о тех или иных нарушениях, оптимизацию планирования работы, рационализацию труда прокуроров.
     Тактические приемы – это использование рекомендаций обобщенного передового опыта, сведений из логики, психологии, научной организации труда для решения обоснованности, целесообразности и последовательности применения организационных и правовых средств прокурорского надзора.
     Технические приемы – это рациональное и активное использование различных технических средств (оргтехники, фото, видеотехники) в целях совершенствования организации работы по надзору за исполнением законов, организации труда на научной основе и т.д.
     На  всех стадиях прокурорского надзора: организации работы, выявления нарушений  законов, устранения нарушений законов  применяются самые различные приемы. Все приемы обладают свойством избирательности. Из имеющегося набора приемов, как правило, выбирается один или несколько, которые, по мнению прокурора, позволяют более успешно решить поставленную задачу: выявить нарушение закона, установить неблагоприятные последствия, отменить незаконный правовой акт и т.д.
     Методические  приемы, применяемые органами прокуратуры, ее кадровым аппаратом в процессе организационно-функциональной деятельности, закрепленные в законодательных актах или разработанные Генеральной прокуратурой РФ, другими органами и учреждениями прокуратуры, позволяют выявить не только факты нарушения законов, но и причины и условия, способствовавшие их совершению. Они базируются на требованиях закона, и в связи с этим никоим образом не должны применяться приемы, противоречащие нормам права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Виды и структура  методики прокурорского  надзора
     Методика  в значительной мере носит индивидуальный, творческий характер. Здесь в полную меру проявляются способности прокурора (умственные, профессиональные), черты  его характера. Иными словами, здесь  проявляется творческий поиск прокурора. Очень многое зависит от опыта  работы прокурорского работника, от его инициативности и активности.
     Вопрос  о структуре методики прокурорского  надзора был рассмотрен выше, и  напомню, что в ней всегда выделяют два компонента: методы и приемы. Но в данном контексте следует под структурой понимать элементы (необходимые действия) вида методики.
     Так, говоря о видах методики, необходимо обратить внимание на то, что она бывает общая, отраслевая и частная, а также на то, как в зависимости от вида, меняется ее структура12. Теперь подробнее о видах методики и их структуре:
     1) Общая методика - это совокупность общетеоретических положений методики прокурорского надзора в целом. Сюда входят, например, принципы прокурорского надзора, общие правовые средства надзора. Структура данной методики выглядит следующим образом:
     - должны быть сформулированы задачи прокурорского надзора;
     - определена правовая основа надзора;
     - обозначены объекты прокурорского надзора;
     - должны быть указаны правовые акты, надзор за исполнением которых возложен на прокурора;
     - должны быть выявлены конкретные  обстоятельства способствующие  нарушению;
     -  виды источников информации о  нарушении закона;
     -  должны быть указаны виды документов, где отражается состояние закона;
     - круг основных вопросов, на которые  необходимо ответить при проведении  проверки. 

     2) Отраслевая методика – совокупность теоретических положений осуществления надзора по отдельным отраслям и направлениям. Любая отраслевая методика состоит из общей и особенной части. К примеру, методика осуществления прокурорского надзора за соблюдением природоохранного  или жилищного законодательства. Зачастую такие виды методики содержатся в рекомендательных письмах Генерального прокурора РФ. Структура отраслевой методики:
     -   должны быть указаны задачи  в определенной отрасли надзора;
     -   должен быть определен предмет  надзора;
     -   должна быть представлена информация  о состоянии;
     -   совокупность источников информации  о нарушениях;
     -   типичные правонарушения в данной  отрасли;
     -   рассмотрены типичные недостатки  надзора в данной отрасли;
     -   рассмотрены характерные типичные  ситуации;
     -   особенности взаимодействия с   контролирующими органами;
     -   рекомендуемые меры прокурорского  реагирования. 

     3) Частная методика – совокупность методов и приемов, применяемых прокурором для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы однородных законодательных актов, способствующих им обстоятельств на конкретном объекте или конкретном органе. Частные методики включают в себя:
     -руководящие указания прокуроров;
     -перечень применяемых законов и нормативно-правовых  актов;
     -перечень  ведомственных актов, отражающих  характер и специфику  деятельности  органа и его структурных подразделений;
     -основные  способы фиксации и хранения  информации о нарушении законов;
     -общие  рекомендации по сбору информации  о нарушении законов;
     -наиболее  часто допускаемые нарушения  законов;
     -причины  и условия, способствующие нарушению  законов;
     -особенности  подготовки  прокуроров к проверке  исполнения законодательства и  др.
     Закон о прокуратуре только в общем  виде устанавливает критерии методических приемов. Так в соответствии с  п. 3 ст. 4 Закона о прокуратуре они  должны быть гласными, открытыми, не противоречить  законодательству об охране прав и  свобод человека и гражданина. А  в силу ст. 6 данного Закона действия прокуроров должны основываться на данных статистики, документах и других объективных  источниках информации13.
     В основном же методы прокурорской деятельности разрабатываются со
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.