На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы 

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………...…3
    Глава 1. Социальная адаптация  младших школьников в условиях общеобразовательной  школы
1 1. Сущность  социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной  адаптации первоклассника в школе
    Глава 2. Педагогические условия  успешной адаптации  первоклассников  в условиях школы
2.1. Педагогическая  поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы  общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников  (на примере СОШ № 1  г. Лесосибирска)  

    Заключение……………………………………………………….
    Список  использованной литературы……………………...……
    Приложение…………………………………………………...…. 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Начало  обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
    Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности  общения с учителем и сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач: ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства. Исходя из этого, перед нами встала проблема: каковы условия успешной адаптации первоклассников в школе? Решение данной проблемы составляет цель  исследования: выявить условия социальной адаптации первоклассников в общеобразовательной школе.
    Объект – социализация младших школьников.
    Предмет – педагогические условия социальной адаптации младших школьников в школе.
Задачи:
1. Выявить  сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть  условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе
4. Проанализировать опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников  (на примере СОШ № 1  г. Лесосибирска)  

    Методы  исследования: анализ психолого-педагогической литературы,  наблюдение, опрос, беседа с учителями начальной школы, анализ документации школы № 1  г. Лесосибирска.
    Практическая  значимость: данная выпускная квалификационная работа может быть использована при подготовке к занятиям по педагогике; при написании курсовых и выпускных работ, также для работы с младшими школьниками  в период педагогической практики.
    Предлагаемая  выпускная работа состоит из введения, основной части, состоящей из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего  57 единицы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 1. Сущность социализации
    Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.
    В отечественной педагогической науке  наибольший вклад в постановку и  рассмотрение проблемы социализации внес И.О. Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества». (, 147)
    Большинство современных отечественных исследователей (И.С. Кон (), А.Л. Мудрик (), Л.В. Мардахаев (), Р.В. Овчарова () и др.) рассматривают социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид, вступая в социальную среду, усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как полноправному члену общества, а с другой, входя в среду, беря на себя различные социальные роли, индивид научается изменять эти роли и влиять на окружающую среду, развиваясь тем самым как активная личность.
    Ф.А. Мустаева дает такое определение понятию «социализация» - это процесс и результат взаимодействия индивида в системе социальных отношений, воспроизводство опыта и культуры предшествующих поколений в процессе развития я саморазвития личности. В основном это процесс естественный и неконтролируемый, но он может стать управляемым, если индивид получает помощь со стороны определенных лиц (агентов социализации). В системе образования он может быть социально контролируемым и составляет проблему и задачу воспитания. (, 282)
    В.А. Никитин понимает под социализацией - процесс, посредством которого индивидом  усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. (, 36)
    Б.Г. Ананьев (), Л.С. Выготский (), А.Л. Леонтьев (), и другие показали, что в процессе индивидуального психического развития ребенок постоянно «присваивает» себе то, что до него было выработано человечеством, все результаты его социального и культурного прогресса. Только усвоение социального опыта делает в конечном итоге из каждого индивида человека.
    В педагогической науке последних  лет проблему социализации активно разрабатывает А.В. Мудрик ().
    Социализация  происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в  относительно направляемом обществом  и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Понятие «социум» используется для характеристики социально-культурной целостности, взаимосвязи и взаимозависимости людей, образующих общности различного уровня. Высший уровень социума - общество как целостная социальная система. Другие разновидности социума - этнические, культурно-профессиональные, территориально-поселенческие общности.
    Микросоциум, под которым можно понимать село, поселок, малый город, микрорайон среднего и крупного города, играет специфическую роль в социализации ребенка. С одной стороны, он включает в себя все другие микрофакторы социализации (семью, группы сверстников, воспитательные и прочие организации). А с другой - взаимодействие школьников с мезофакторами (субкультурами) и макрофакторами (этносом, обществом, государством) социализации в большей или меньшей степени опосредуется, интегрируется и трансформируется микросоциумом.
    Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу  и способность участвовать в  социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
    Сущность  социализации состоит в том, что  она формирует человека как члена  того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов).
    Содержание  процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно  овладевали ролями мужчины или женщины (т. е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
    Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и  культурные ценности в неразрывном  единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
    Становление личности представляет собой сложный  процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных в ней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется специфическими чертами и особенностями, однако все ни неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. В детские годы наиболее интенсивно происходит физическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физическая отступает на задний план. (42, 280)
    Основными компонентами структуры социализации являются цель, средства, содержание, объект, субъект.
    Основной  компонент - цель - существует не сама по себе, а включается во все средства социализации: декларируется в образовании, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, проявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения.
    Средства  социализации выступают на трех уровнях: факторы (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация); институты социализации (семья, общество сверстников, школа, религиозные организации, средства массовой коммуникации); отношения.
    Содержание  процесса социализации, с одной стороны, определяется социо-кулътурной средой, окружающей человека, а с другой - его социальным опытом. Для педагогики важно изучение взаимосвязи этих двух сторон, выявление уровня значимости их для школьников, включенных в конкретный социум.
    Обязательными компонентами процесса социализации следует назвать субъект и объект. Функцию субъекта в первую очередь выполняют факторы, институты и агенты социализации (т.е. средства), следовательно, при таком контексте социализирующаяся личность выступает как объект социализации. Субъект и объект находятся часто в состоянии глубокого противоречия, так как личность, входя в систему социальных связей, не просто адаптируется в обществе, а может противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, с которыми она (личность) сталкивается. Таким образом, личность либо пытается идентифицировать себя с социальными воздействиями, либо противостоит им. Поэтому личность как объект несет в себе одновременно характеристики субъекта социализации.
    Основополагающим  для решения задач социализации является понятие ее социальных механизмов. Понятие механизм, синтезируя другие понятия, раскрывает взаимодействие субъекта и социума. Индивид, являющийся объектом социализации, выступает в то же время как субъект социальной активности. Отсюда следует, что процессы социализации будут происходить тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческой, преобразовательной, общественной деятельности.
    Механизм  социализации можно представить  как систему взаимосвязи: с одной  стороны индивид (внутренняя сторона системы), а с другой стороны -социализирующие факторы: семья, социальные институты, способы материального производства, культура в целом (внешняя сторона системы). Механизм социализации срабатывает при переводе требований внешней стороны системы - социума - в элементы внутренней структуры лично - потребности, установки и т.д. - процесс интериоризации. Одновременно происходит обратный процесс - экстериозация, превращение опыта личности в действие, поведение.
    А.В. Мудрик () выделяет универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.
    Традиционный  механизм обеспечивает человеческому  индивиду усвоение норм, эталонов поведения, взглядов на неосознанном уровне. Эти  нормы и взгляды характерны для его семьи и ближайшего окружения, их усвоение происходит неосознанно, и они не всегда соответствуют общественно принятым. Институциональный механизм осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтом общества. Они могут быть созданы специально для социализации индивида, а могут осуществлять социализирующее влияние попутно, выполняя свои главные функции. В процессе взаимодействия с различными институтами человек приобретает знания и опыт социально одобряемого поведения, идентифицируя себя с различными предлагаемыми образцами.
    Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры и способствует формированию определенного стиля жизни. Под  субкультурой понимается комплекс морально-психологических  черт, особое поведение, которые свойственны для людей определенного возраста. (, 26)
    Межличностный механизм обеспечивает идентификацию  социализируемого со значимыми для  него людьми в процессе общения.
    Влияние всех вышеназванных механизмов может  опосредоваться внутренним монологом (рефлексией), в котором индивид либо принимает, либо отвергает те или иные ценности, поэтому необходимо также рассматривать рефлексивный механизм социализации.
    Соотношение роли этих механизмов различно в зависимости  от условий проживания, вида деятельности, в которой выступает социализируемый.
    Для педагога особо значимо понимание  социально-психологических механизмов социализации. В процессе общения  и взаимодействия индивида с окружающими  его людьми осуществляется усвоение присущих данной группе людей норм, отношений и форм поведения, т.е. происходит идентификация личности с обществом. Например, идентификация с представителями определенного пола, определенной профессии.
    Социализирующийся индивид (особенно дети) сознательно  или бессознательно воспроизводит  образцы поведения, манеры, речь, поступки окружающих, т.е. срабатывает механизм подражания. Если осознанно копируется определенная модель поведения, налицо имитация. У школьников и молодежи часто срабатывает конформизм. Он проявляется в том, что личность при наличии и осознании расхождений во мнениях с окружающими ее людьми, тем не менее, соглашается с ними.
    В жизни нередко можно наблюдать  неосознанное воспроизведение человеком  мыслей, чувств, поведения тех людей, с кем он общается, то есть включается механизм внушения. Нередко механизмом социализации выступает стыд и чувство вины как переживание позора, связанного с реакцией других людей и наказанием самого себя.
    Таким образом, к социально-педагогическим механизмам социализации относятся  идентификация, подражание и имитация, внушение, конформность, стыд и чувство вины.
    Структура процесса социализации быть представлена на основе последовательности и стадиальности  протекания. Последовательность протекания социализации отражает развитие личности в процессе вхождения в новую социальную среду, характеризуется тремя фазами (стадиями, этапами).
    Первая  стадия - адаптация. На этой стадии происходит усвоение бытующих в соответствующей  среде форм общения и определенной деятельности. Здесь действуют механизмы  идентификации, конформизма, внушения. (Шилова)
    Вторая  стадия характеризуется поиском  средств и способов для самореализации и переонализации, проявление своей  индивидуальности. На этой стадии включаются механизмы контрвнушения, обособления, нонконформизма.
    Третья  стадия — интеграция — объединение с группой посредством реализации потребностей индивида осуществить свой вклад в жизнь группы. На этой стадии индивид трансформирует групповой взаимодействие. Следствием дезинтеграции может быть либо изоляция личности, либо деградация с возрастом более ранней стадии ее развития. В процессе социализации присутствует конфликт (противоречие) между степенью вживания человека в обществе и степенью его обособления в нем. Человек может оказаться не только «творцом свой жизни», но и «жертвой социализации». Если между двумя составляющими конфликта существует баланс, то мы можем говорить об эффективной социализации. Жертвой может стать как неадаптированный человек, так и личность, не умеющая противостоять в определенной мере обществу. Жертвами могут стать люди в силу объективных обстоятельств социализации. И только направленная и социально-контролируемая социализация может уменьшить опасность стать жертвой.
    Направленная  социализация детерминируется политическими, социально-экономическими отношениями, культурой отдельного общества. Проблема направленной и социально-контролируемой социализации может быть рассмотрена в контексте современной концепции воспитания: личностно-ориентируемого, деятельностного, гуманистического, системного подходов.
    А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы (      ):
    макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);
    мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, и др.);
    микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организация, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные и др.).
      В последние годы возрастает  значение макрофакторов социализации, в первую очередь природно-географических условий, которые как прямым, так и косвенным путем влияют на становление личности. Экологические изменения биосферы, загрязнения окружающей среды, нарушения экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставляют человечество серьезно относиться к этой проблеме. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека.
    У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое  влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные  отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Она формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и другое). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.
    В каждой этнической группе складывается свое представление о человеке, его  поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, принимающей межнациональные  отношения, становится реальной задачей образовательных институтов.
    Большое место в современных исследованиях  проблемы познания социального мира занимает проблема возникновения у  ребенка представлений о наличии  у других людей способности переживать различные психические состояния, такой же, какой обладает он сам. Существует огромный интерес к проблеме социального понимания. Уже в возрасте двух месяцев ребенок вовлечен в интеракцию как социальный партнер. В конце первого года жизни дети уже могут участвовать в триадической интеракции, включающей объект, на который направлен интерес взрослого и ребенка. К этому времени дети уже явно имеют представление о психических состояниях партнера по общению (они направляют чье-либо внимание жестами, могут использовать эмоциональную экспрессию другого для ориентации в ситуации и т.д.)
    Основными компонентами системы, в которой протекает процесс направленной социализации, являются субъект и объект - воспитатель и воспитанник.
    Роль  личности в детстве происходит под  влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а так же под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютеры) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.
    Следует иметь в виду, что требования к  ребенку в том или ином аспекте  социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и организации, с которыми он взаимодействует в рамках микросоциума. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обуславливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.
    В рамках микросоциума ребенок получает весьма многообразный и противоречивый опыт жизни, становится свидетелем и участником отношений и событий, имеющих зачастую асоциальный и антисоциальный характер.
    Микросоциум играет большую роль в реализации ребенка позиции субъекта социализации. Это связано с тем, что он - непосредственная среда жизнедеятельности ребенка. Семья, соседи, группы сверстников, школа, культурные и учебно-воспитательные учреждения предоставляют определенные возможности для проявления субъектности ребенка в повседневной жизни, для решения им возрастных задач под влиянием норм и ценностей обыденного сознания, характерных для тех людей, с которыми он взаимодействует.
    Человек, полностью адаптированный в социуме  и не способный к какой-то мере противостоять ему, то есть конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в социуме также становиться жертвой социализации - девиантом: правонарушителем или еще как-то отклоняющимся от принятого в этом социуме образа жизни.
    Таким образом, можно констатировать, что  в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в социуме и степенью обособления его в социуме. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в социуме и обособлением в нем. Одним из показателей успешной социализации является адаптация человека в новых для него условиях.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной  адаптации первоклассника в школе
    О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка  в школе, сказано и написано в  отечественной психологической  и педагогической литературе убедительно  и достаточно (И.В. Дубровина,   Р.В. Овчарова и др. расширить список). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, те базовые учебные установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
    То, по какому магистральному пути пойдёт развитие школьника в ближайшие  годы, будет ли в период адаптации  заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребёнок попадёт в чужой, непонятный, а следовательно и враждебный ему  школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.
    Прежде  чем вести разговор о адаптации первоклассника в школе, хотелось бы определиться с самим термином "адаптация".
    Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
      Ребенка, который вписывается  в школьную систему требований, норм и социальных отношений, и принято считать адаптированным. (Шипулина, 3) Иногда наиболее гуманистически настроенные педагоги добавляют ещё один критерий – важно, говорят они, чтобы это приспособление было осуществлено ребёнком без серьёзных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Эти критерии должны входить в понятие адаптировавшегося школьника, но их явно недостаточно.
    Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в  данной среде, но и способность к  дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный  к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
    Первый  год обучения в школе является не только одним из самых сложных  этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
    В то же время именно в 1-ом классе закладывается  основа отношения ребенка к школе  и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
    Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации  его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения с взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
    Поэтому необходимо время, чтобы произошла  адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым  требованиям.
    Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая  адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
    Привыкая  к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через  несколько этапов:
    1) Первые 2-3 недели обучения получили  название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
    2) Следующий этап адаптации - неустойчивое  приспособление. Организм ребенка  находит приемлемые, близкие к  оптимальным варианты реакций  на новые условия.
    3) После этого наступает период  относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
    Продолжительность всего периода адаптации варьируется  от 2 до 6 месяцев в зависимости  от индивидуальных особенностей ученика.
    Многие  родители и учителя склонны недооценивать  сложность периода физиологической  адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
    Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в  лености и отлынивании от своих  новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем  у него имеются.
    Факторы риска в развитии ребенка могут  оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течение беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.
    Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию.
    Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее  утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться  слишком тяжелой.
    Такие дети нуждаются в особом подходе  и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
    Социально-психологическая  адаптация.
    Независимо  от того, когда ребенок пошел в  школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
    Изменяется  социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
    Изменение внешней позиции влечет за собой  изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет  отношение к учебе, становится более ценным.
    Такие изменения происходят в психике  ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации  к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка - это вопрос о психологической  готовности к школе. О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.
    В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.
    В период 6-7 лет происходят серьезные  изменения в эмоциональной сфере  ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
    Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год  учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать  обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
    Другим  следствием обобщения переживаний  является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать  будущий поступок заранее с точки  зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.
    Неприятным  для родителей кризисным проявлением  разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и  конфликтность.
    Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.
    Таким образом, родителям и педагогам  следует запастись терпением. Чем  меньше негативных эмоций они будут  проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном периоде.
    Говоря  о социально-психологической адаптации  детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
    Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
    Не  стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших  разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности. (Стаханова,  ) 
 
 
 
 

    Глава 2.
    2.1. Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации в общеобразовательной школе
    Для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо:
    1. Знать ребёнка.
    2. Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности.
    3. Помогать ребёнку формировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
    4. Оказывать необходимую первокласснику  педагогическую поддержку. 
    Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной  помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.
    О.С. Газман, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что  суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.
    Процессу  адаптации первоклассников нужно  уделять большое внимание, и педагогическая поддержка здесь играет огромную роль. Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической поддержки и коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Учителя школы должны определить «группу риска» уже в июне, когда формируются первые классы.
    Педагогу  необходимо знать о состоянии  здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.
    Хотелось  бы остановиться на основных направлениях и этапах работы с детьми в период адаптации в школе. Первый год обучения ребёнка в школе – период естественной адаптации. При этом первое полугодие этап первичной адаптации. Его особенность состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Трудно ожидать от первоклассника в это время высокой интеллектуальной активности, учебной «производительности», так большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессы адаптации. Но к середине первого класса большинство детей так или иначе выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. То есть, ребёнок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение даётся за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).
    В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками  должны осуществляются следующие направления деятельности:
    - Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.
    - Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
    - Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.
    - Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.
    - Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.
    - Организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.
    Все обозначенные выше направления работы в рамках системы психолого-педагогического  сопровождения на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с  тем или иным этапом работы. В  целом, могут быть выделены следующие основные этапы:
    Первый  этап – поступление ребёнка в  школу.
    Он  начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается  в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:
    1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета – начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна осенью, перед началом обучения или в первые недели занятий.
    2. Проведение групповых и индивидуальных  консультаций родителей будущих  первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребёнка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.
    3. Групповая консультация педагогов  будущих первоклассников, носящая  на данном этапе общий ознакомительный  характер.
    4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов.
    Второй  этап – первичная адаптация детей  в школе.
    Без преувеличения его можно назвать  самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа – с сентября по январь - предполагается:
    1. Проведение консультативной и  просветительской работы с родителями  первоклассников, направленной на  ознакомление взрослых с основными  задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
    2. Проведение групповых и индивидуальных  консультаций педагогов по выработке  единого подхода к отдельным  детям и единой системы требований  к классу со стороны различных  педагогов, работающих с классом.
    3. Организация методической работы  педагогов, направленной на построение  учебного процесса в соответствии  с индивидуальными особенностями  и возможностями школьников, выявленных  в ходе диагностики и наблюдения  за детьми в первые недели  обучения.
    4. Организация педагогической поддержки  школьников. Такая работа проводится  как правило воспитателями, педагогами  во внеурочное время. Основной  формой её проведения являются  различные игры. Подобранные и  проводимые в определённой логике  они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.
    5. Организация групповой развивающей  работы с детьми, направленная  на повышение уровня их школьной  готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).
    6. Аналитическая работа, направленная  на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
    Третий  этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности  в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение  второго полугодия первого класса и предполагает следующее:
    1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на  выявление группы школьников, испытывающих  трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
    2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
    3. Просвещение и консультирование  педагогов по вопросам обучения  и общения с отдельными школьниками  и детьми данного возраста  в целом.
    4. Организация педагогической помощи  детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
    5. Организация групповой психокоррекционной  работы со школьниками, испытывающими  трудности в обучении и поведении.
    6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.
    Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных  этапов.
    Поступление ребёнка в школу.
    Какие задачи необходимо решить педагогам  и психологам в этот период работы с будущим учеником?
    Первая  задача – выявить уровень его  готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения  в школьной среде.
      Вторая задача – по возможности  скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс. Третья – продумать стратегию и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. В соответствии с этим можно выделить и основные направления работы:
    - психолого-педагогическая диагностика;
    - консультирование и просвещение родителей;
    - консультирование педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.
    Содержание  психолого-педагогической диагностики.
    В настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана  в отечественной педагогической и психологической литературе. Готовность к школе – сложный целостный  феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника в  целом. Среди её различных психологических параметров наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность, мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника, социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.
    Первичная адаптация ребёнка в школе.
    Как уже говорилось выше, термином «первичная адаптация» обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами:
    - создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе, их всестороннего социально-нравственного развития (создание сплочённого классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
    - повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
    - адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.
    Соответственно выделяются и основные направления работы:
    1. Консультирование и просвещение  педагогов.
    2. Консультирование и просвещение  родителей.
    3. Педагогическая развивающая работа  по социально-психологической адаптации.
    4. Психологическая развивающая работа  по повышению уровня школьной готовности.
    5. Методическая педагогическая работа  по анализу и модификации процесса  обучения с учётом данных о  возможностях и перспективах  обучения конкретных учеников.
    Остановимся на содержании трёх последних направлениях деятельности педагогов и психологов.
  Педагогическая поддержка первоклассников в период первичной адаптации.
    Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение  социальной среды ребёнка к его  успехам и неудачам, где ведущая  роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
    Разумное  сочетание игровой занимательности  и серьёзности заданий поможет  первоклассникам освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках.
    Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения:
    - психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;
    - подвижные игры и игры, развивающие «комплекс произвольности», которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;
    - игры – драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
    Все указанные выше игровые методы и  упражнения можно использовать как  во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.
    Перемены  и прогулки целесообразно заполнять  подвижными играми.
    Тематическое  рисование хорошо сочетается с мимическими  и пантомимическими упражнениями. При  чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные  движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.
    Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.
    Цель  развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде –  создание социально-психологических  условий для успешной адаптации  первоклассников к ситуации школьного  обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
    1. Развитие у детей когнитивных  умений и способностей, необходимых  для успешного обучения в начальной  школе. Комплекс этих умений  и навыков входит в понятие  психологической готовности к школе.
    2. Развитие у детей социальных  и коммуникативных умений, необходимых  для установления межличностных  отношений со сверстниками и  соответствующих ролевых отношений  с педагогами.
    3. Формирование устойчивой учебной  мотивации на фоне позитивной  Я – концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
    Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.
    Возможны  две формы организации развивающей  работы: индивидуальная и групповая.
    Начало  развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября – начало ноября.
    Содержание  и организация методической работы педагогов на этапе адаптации.
    Методическая  работа педагогов в первом классе строится на основе системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса  учащихся первого класса и имеет два основных направления. Первое - анализ и переработка существующих учебных программ с точки зрения содержания данных требований и результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников. Второе – оказание психолого-педагогической помощи отдельным школьникам. Это направление работы разворачивается по итогам диагностик уровня адаптации первоклассников.
    Школьные  трудности периода адаптации.
    Во  втором полугодии первого класса разворачивается работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и содержания преподавания с учётом результатов психолого-педагогической диагностики.
    Таким образом, основные задачи данного этапа  работы:
    1. Определение уровня школьной  адаптации первоклассников.
    2. Создание психолого-педагогических  условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.
    Деятельность  педагогов и психологов разворачивается  в следующих направлениях:
    1. Психолого-педагогическая диагностика  уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.
    2. Проведение психолого-педагогического  консилиума по итогам диагностики  с разработкой стратегии и  тактики сопровождения каждого  ребёнка и в первую очередь  тех школьников, которые испытывают  трудности в адаптации.
    3. Проведение просветительской и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев.
    4. Организация педагогической помощи  школьника, испытывающим трудности  в адаптации.
    5. Организация социально-психологической  помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.
    Таким образом, проблема психологической адаптации ребёнка в первом классе в настоящее время занимает значительное место в работе общеобразовательных школ и требует дальнейшего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников  (на примере СОШ № 1  г. Лесосибирска)  
 

    На  сегодняшний день в школе № 1 г. Лесосибирска сложилась собственная система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Если понимать под психолого-педагогическим сопровождением "«особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса»" (Э.М. Александровская), то работа в данном направлении, проводимая в школе № 1 г. Лесосибирска заслуживает определенного внимания.
    Психологическое и педагогическое сопровождение  учащихся первых классов проводится учителями начальных классов совместно с администрацией школы и родителями учащихся.
      Вместе с ними были определены направления и содержание диагностической деятельности по изучению интеллектуального и личностного развития учащихся, их адаптации в условиях школы.
    На  протяжении периода адаптации проводится психолого-педагогическая диагностика, предметом которой являются различные компоненты развития младшего школьника.
    Основные  преимущества психолого-педагогического  сопровождения, основанные на данной диагностической  программе:
    Во-первых, программу отличает небольшой объем  диагностических процедур. В ней  выделены основные процессы, значимые для школьной успешности. Трудоемкая, большая по объему диагностика отбирает время и силы, которые лучше потратить на помощь школьникам, на создание условий эффективного обучения и развития. Данная программа – результат анализа многих методик и выбора наиболее адекватных целям сопровождения.
    Во-вторых, установлено наиболее благоприятное  время проведения той или иной диагностики в контексте становления  учебных навыков и развития познавательных процессов. То есть, выявлены сензитивные периоды освоения тех или иных учебных знаний, умений, навыков, в основе которых лежат определенные психические функции. Это позволяет вовремя предупредить проблемы обучения, организовать помощь детям, внести корректировку в программу и т.д.
    В-третьих, практически каждый диагностируемый параметр измеряется на протяжении обучения в начальной школе дважды. Это необходимо для того, чтобы установить динамику развития, переход из одного уровня в другой. Мы используем методики, которые можно применять в разные периоды обучения, а результаты соотносить друг с другом. 
    В-четвертых, результаты исследований позволяют  диагностировать биологические  факторы развития, прогнозировать успешность учебной и познавательной деятельности, предупреждать перегрузки и утомление, эмоциональные нарушения.
    В-пятых, большинство методик могут использоваться и психологом, и педагогами начальной  школы. Это позволяет проводить  психолого-педагогический анализ результатов, планировать процесс обучения с  учетом полученных данных. По результатам диагностики предусмотрены совместные действия педагога и психолога, проводить консультирование, коррекцию, просвещение.
    В-шестых, в ходе овладения методами и методиками психолого-педагогической диагностики психологические знания включаются в личный опыт педагогов начальных классов и используются ими в своей работе.
    Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе  ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом  этапе сопровождения являются:
    - экспертные опросы педагогов и родителей;
    -   психологическое обследование самих детей;
    - анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
    Психолого-педагогическая диагностика школьных трудностей первоклассников: цель диагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
    - Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.
    - Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.
    - Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.
    - Определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.
    Содержание  диагностической деятельности полностью  определяется поставленными задачами и целью психолого-педагогического сопровождения.
    Психолого-педагогический статус школьника представляет собой  систему характеристик психического состояния и поведения ребёнка, важных для его успешного обучения и всестороннего развития. Это  характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребёнка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и вне учебных школьных ситуациях.
    Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребёнок с начала обучения в 1-ом классе, предъявляет определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребёнка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребёнка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будет служить индикатором социально-психологической школьной дезадаптации ребёнка.
    Таким образом, на содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших  показателей психолого-педагогического  статуса ребенка и их соотнесение  с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса.
Психолого-педагогическая поддержка первоклассников  на этапе адаптации
    Основные  проблемы этого периода обучения – адаптация к школе в первом классе. Основное значение придается  профилактике дезадаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Карты учета познавательных способностей учащихся младших классов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о становлении учебной деятельности учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей первоклассников. Комплекс методик обследования школьной адаптации первоклассников включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
    Таблица 1. Диагностика школьной мотивации
Месяц     Тема     Цель Методика Участники
    1     2     3     4     5
сентябрь Диагностика школьной мотивации, чувствительности, тревожности Выявление эмоционального восприятия школы Интервью Психолог, педагог-координатор
Диагностика самочувствия, работоспособнос- ти Выявление физиологической  адаптации Цветовой тест Люшера Психолог
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.